IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Понедельник, 07 марта 2011 19:45

Винсент Брайдж Гностические корни алхимии Глава7

Винсент Брайдж

Гностические корни алхимии

Глава7

Вскоре после того, как были написаны Евангелия, автор, который назвал себя Иоанном, возможно, тот же самый апостол Иоанн, сын Зеведеев, записал видение, которое было у него во время заточения на острове Патмос в Эгейском море. Апокалиптические видения Иоанна стали официальной и ортодоксальной версией конца света, по большей части из-за его идентификации с возлюбленным апостолом Евангелия от Иоанна. Его откровение стало Откровением, когда апостольская церковь сомкнула ряды против гностиков и римлян-язычников.

В ранней церкви было много различных версий апокалипсиса, точно так же, как в ней было много различных евангелий. Со времен Иезекииля и Даниила развилась целая литературная традиция пророческих апокалипсисов. Многие из этих текстов, такие, как свитки Мертвого моря, считающиеся сейчас остатками храмовой библиотеки, были найдены в раскопках лишь в ХХ веке. Из этих источников мы можем видеть, что ранняя церковь, стремящаяся к некоему единству, выбрала видение Иоанна как подлинный образ конца света.

Иудейское христианство не пережило разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н.э. Евангелия, все написанные после этого апокалиптического события, отражают христианство, потерявшее свои местные мессианские корни и стала вместо этого всеобщей мистериальной религией. Три так называемых синоптических Евангелия, от Матфея, Марка и Луки, были составлены в ответ на центральный вопрос: кто обладает властью в рамках движения? Ответ Евангелий ясен: лишь апостолы и их духовные последователи могут заявить о законной власти над церковью.

В начале второго века мы можем определить начала ортодоксальности. По мере того как распространялись апостольские евангелия, развивалась организация, которая включала дьяконов, чтобы присматривать за людьми, священников, чтобы проводить церемонии, и епископов, чтобы применять власть апостолов в их отсутствие. Цепочка подчиненности была очень ясной и простой. Бог послал Христа, который призвал апостолов. Им Он вручил ответственность за Свою церковь, а они, в свою очередь, рукополагали лидеров отдельных христианских общин.

Однако мистический аспект христианства распространялся по всей Империи, смешиваясь со многими другими течениями, такими, как по сути своей языческие воззрения гностицизма. Так создалось обширное христианское движение, которое было далеко от удовлетворенности простой апостольской интерпретацией духовной власти. Гностики, в частности, настаивали на личном опыте восприятия Христа, не опосредованном никакими священниками или епископами. Это было, разумеется, намного более исключительно и трудно для достижения, чем апостольская гарантия немедленного спасения, дарованная через веру и подчинение.

Ортодоксальное, апостольское христианство стало массовым движением в конце второго века, в то время как группы гностиков уменьшились до закрытых сообществ адептов. Другие религии спасительного толка, такие, как подобие христианства под названием «митраизм», соревновались за приверженцев и поддержку Империи. К 180 г. н.э., когда Ириней составил свой авторитетный список канонических книг Нового Завета, с Откровением Иоанна в качестве официального апокалипсиса, официальное христианство укрепилось как мощная социальная и политическая сила. Более чем за столетие, перед лицом периодических преследований различными императорами, официальная церковь накопила свою силу и влияние. Сильнейшие преследования начала четвертого века были, подобно мелиоративным работам, последней попыткой сдержать эрозию имперской и языческой власти, вызванную ростом христианства с его призывом к власти Бога, управляемой апостольскими епископами.

Книга Откровение имела за собой авторитет апостола Иоанна, любимого ученика, сидевшего рядом с Христом на Тайной вечере. В ней Христос, через Иоанна, обращается напрямую к семи церквам Азии, читая им нотации и ругая их, и при этом предупреждая о грядущем времени преследований. И затем Иисус приглашает Иоанна: «Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего». Иоанн поднимается к небесному престолу и видит серафимов, упомянутых Иезекиилем. Он видит также агнца, который снимает семь печатей и открывает будущее.

Это длинное, сложное и странное видение, кажется, имеет целью воодушевить верующих в их сопротивлении давлению культа Императора. Некоторые из церквей, к которым Христос обращается через Иоанна, защищали политику соглашательства с римскими властями. Это следовало прекратить, поскольку решающее сражение между Богом и Сатаной было неизбежно. Сатана, в форме Римской империи, будет усиливать преследования верных, но они должны быть стойкими, даже перед лицом смерти. Они закрыты для всякого духовного вреда, хотя их тела могут испытывать страдания, и они в любом случае будут оправданы, когда Христос вернется уничтожить грешников.

Рим представляется в Откровении как великий зверь, вавилонская блудница, а его император – как Антихрист. Когда Христос вернется как Царь царей, он поведет небесные силы на битву со Зверем и царями земли. Христос победит и затем будет править тысячу лет – это единственное место в Новом Завете, где упомянуто тысячелетнее царствие Христа. После этого, Сатана восстанет из бездны и вызовет Христа на битву. Бог пошлет огонь с неба, и Сатана, зверь и лжепророк – все будут изжарены в озере огненном.

Это событие возвещает день Страшного суда. После наказания грешников и воскрешения святых, Бог решает жить среди людей, и потому создает новое небо и новую землю, вместе с Новым Иерусалимом. В этом Новом Иерусалиме нет видимого храма, и нет нужды в солнце и луне. Присутствие Бога и Христа дает столько света, что здесь никогда не бывает темно. Из середины нового города текут воды реки жизни, а на ее берегу стоит Древо жизни, которое непрестанно плодоносит. Избранные увидят лик Бога и оттого станут бессмертными, царствуя «во веки веков».

Клентий [Кленфий], поэт-гностик начала II века, знал об Откровении Иоанна и вплел его в свой собственный труд, ныне безвозвратно утерянный кроме оставшихся цитат в труде Оригена о хилиазме. Он завоевал много последователей, уча, что тысячелетие, предсказанное в Откровении Иоанна, будет физическим земным раем, где чувства «будут испытывать наслаждения и удовольствия… Это будет тысячелетний период для празднования свадеб».

Ориген был первым авторитетным христианином, который дискредитировал общее представление о Царствии небесном как земном рае. Он подменил духовным и личным царством буквальный и коллективный апокалипсис, описанный в Откровении Иоанна. Ориген объяснил, что небесное пиршество, предсказанное в Откровении и так восхищавшее хилиастов, нужно понимать как духовную пищу, получаемую от Христа.

Однако идею физического Нового Иерусалима из золота и драгоценных камней оказалось сложно поколебать. Хилиазм продолжал плодоносить по краям ортодоксальности более чем тысячу лет. Как мы увидим, идея физической трансформации, которое сопровождает конец света, станет внутренней тайной всего западного оккультизма. В алхимии процесс трансформации будет изучаться в отрыве от его гностических и хилиастических корней. Это раздробление древнего знания привело к множеству тупиков и напрасных поисков. Время трансформации стало более важным, чем трансформация времени.

Даже хилиасты и другие гностики соглашались с Ипполитом, епископом Порту, который вычислил историю мира и нашел, что империей антихриста может быть только Рим. Он считал, что его вычисления доказывают, что до апокалипсиса осталось примерно сто лет. Это провозглашалось как хорошая новость. Христиане пока что были не слишком успешны в обращении мира в свою веру. Они чувствовали, что могут использовать еще немного времени до Конца.

В течение двух с половиной столетий существования христианства, Римская империя была злейшим врагом, правительством злого Князя мира сего, антихриста. Однако затем, во второй половине IV века, случилось нечто странное. Будущий Князь мира сего выиграл битву за пределами Рима и посвятил свою победу власти Христа. Битва у Мульвиева моста сделала Константина императором, и с ним христианство стало имперской религией.

Этот внезапный переворот должен был казаться чудом самим христианам. Ранние годы IV века видели жесточайшие преследования христиан за все время эры Рима. Даже епископов церкви принудили отказаться от своей веры, и в обширных районах востока Империи христианство стало исчезать. На западе же преследования, наоборот, приводили к возрастанию числа христиан, и Константин использовал этот факт как политический инструмент. На Мульвиевом мосту постоянная поддержка христианства для него стоила дюжины легионов – так заметил он потом Евсевию, своему биографу.

Флавий Валерий Константин был флибустьером Империи, в великих традициях Юлия Цезаря и Октавиана Августа. Урожденный сын одного из четырех «цезарей» империи, назначенных последним великим языческим императором, Диоклетианом, Константин пропахивал свой путь сквозь политические интриги, которые начались после сложения Диоклетианом своих полномочий в 305 г. н.э., пока, в полдень 27 октября 312 г., Константин не окружил своего последнего противника, ненавистника христиан Максенция, у Сакса-Рубра (Красных скал) близ Тибра, с единственным путем к отступлению – по Мульвиеву мосту.

В сущности, эта битва решила судьбу и Империи, и христианства. Оба они стали сиамскими близнецами вечером перед битвой, когда Константину было видение. Располагая свои легионы для завтрашней битвы, Константин увидел в небе огромный пылающий крест с надписью по-гречески en toutoi nika, «сим победиши». В ту ночь он видел сон, что явился Христос и приказал ему сделать пылающий крест воинским штандартом. Константин проснулся и послал за своими кузнецами. Он рассказал им свой сон и приказал им изготовить новый штандарт, составленный из двух первых букв греческого слова «Христос»: «кси», похожей на крест, и «ро», напоминающей изогнутый посох.

Под этим новым штандартом, «лабарумом», армия Константина оттеснила легионы Максенция в Тибр, где большинство из них, включая и Максенция, утонули. Константин вошел в Рим и был провозглашен императором Запада. Гог, или же Гог и Магог, злые правители мира по иудейской эсхатологии, сейчас стали христианами, по меньшей мере номинально.

Вскоре после победы, в начале 313 г., Константин встретился с восточным императором, Люцинием, в Милане и подписал эдикт, подтверждающий религиозную терпимость, провозглашенную одним из бывших «цезарей», или тетрархов, Диоклетиана и включающую все религии, даже христианство. Это было концом жестоких преследований и началом яркого взлета судьбы официального христианства. К 323 г. н.э., когда Константин окончательно объединил завоеванием обе половины Империи и перенес столицу в Византию, вскоре ставшую Константинополем, ортодоксальное христианство стало официальной государственной религией.

Константин, ведомый своим сомнительным видением, выбрал сторону победителей. Константину импонировало требование официальной церковью повиновения и конформизма. Ему нужна была новая форма всеобщей религии, чтобы объединить его обширную империю, и официальное христианство превосходно подходило для этого.

Однако почти сразу же после союза Константина с официальным христианством появилась угроза последнему в виде самой вызывающей ереси в истории церкви. Набожный и аскетичный египетский священник по имени Арий поразил своего епископа своим странным мнением по поводу природы Христа. Арий заявлял, что Христос не может быть единым с Создателем, но скорее он Логос, первое и наилучшее из всех созданных творений. Поскольку Христос жил во времени, родившись, прожив жизнь и умерев, тогда он не может быть таким же вечным, как Бог. Где-то произошло сотворение, и потому Христос был не той же сущностью, как Его Отец. Святой Дух, утверждал Арий, был еще меньше Богом, чем Христос, поскольку это было творение Христа, и потому в два раза дальше от сущности Бога.

Епископ Александр созвал совет и отлучил от церкви Ария и его последователей. Это породило так широко распространившиеся религиозные беспорядки, что сам Константин был вынужден выступить и усмирить их. В письме к обеим сторонам Константин заявил, что диспут был «пустяковым и недостойным таких жестоких споров». Но официальная церковь смотрела на это с другой точки зрения. Для нее вопрос единосущия и подобосущия, вопрос йоты в греческих словах homoousia и homoiousia, был важен как политически, так и теологически. Если Христос не считается Богом, то вся структура ортодоксальной цепочки подчиненности рассыпается. А если что-то случится с единством церкви, это разрушит ее полезность для имперского государства. Решение этого вопроса о йоте стало вопросом жизни и смерти для новой имперской ортодоксальности.

Константин решил положить конец диспуту созывом первого экуменического, или вселенского, собора церквей в Никее в 325 г. н.э. Константин лично председательствовал во время дебатов и, согласно Евсевию, «утихомиривал ярость спорящих сторон». Арий представил свой взгляд, но Афанасий, теологический наймит, привезенный епископом Александром, полностью объяснил, что если Христос и Святой дух рассматривать не состоящими из той же субстанции, что и Бог, тогда расцветет многобожие. После этого епископы смирились и пришли к согласию по поводу общего кредо, которое провозглашало троицу состоящей из одной сущности, т.е. из единой субстанции. Единение было подкреплено проклятиями и анафемой. Официальная имперская церковь предприняла свои собственные способы наказания. Все книги Ария или о нем были сожжены и, по декрету императора, сокрытие такой книги каралось смертью. Начались Темные века.

Константин, самый незначительный из христиан и хороший кандидат в антихристы, стал вместо этого новым подобием Христа для католической официальной имперской церкви, Христом Пантократором, Христом Властителем Вселенной. Демиург стал мессией, и впереди было более тысячи лет подавления духовности и преследований. Конец Света стал Учреждением Церкви.

Пер Яны Знаменской.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики