IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Вторник, 03 марта 2009 15:39

Станислав Клоссовский "Золотая игра". Heinrich Khunrath "Амфитеатр вечной мудрости" 1602



Генрих Кунрат

Amphitheatrum sapientiae aeternae

("Амфитеатр вечной мудрости"), 1602

 

«Амфитеатр вечной и исключительно истинной Мудрости, Христианско-Каббалистический, Божественно-Магический, Физико-Химический, триединый Компендиум, зарисованный Генрихом Кунратом из Лейпцига, истинным любителем теософии и доктором обоих медицин: Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя! Да посрамится дьявол! Для едва ли одного из тысячи. В год 1602. Да лопнет от злобы Мом! [Мом – олицетворение злословия, сын Ночи. Лопнул от злости, когда не нашел в Афродите никаких недостатков – прим. перев.] С Привилегиями, данными Его Императорским Величеством на десять лет со дня печати».

Противоречия в датировке этой работы привели к несогласию в определении даты оригинального издания и количества гравюр поздних. Внимательное исследование даты, возможно, приблизит к правде.

Привилегии, данные императором Рудольфом II, датированы 1 июня 1598 г., что указывает на то, что рукопись работы в исходной форме уже была готова к этому времени. Она не печаталась до 1602 г., эта дата выгравирована на титульной странице, на портрете Кунрата и на пяти больших, прямоугольных, сложенных и озаглавленных гравюрах. Эта же дата появляется в заключении работы (стр. 222): «Ex Musae nostro anno aerae Christianae, 1602 (От нашей Музы в год эры христианской, 1602)».

По этой причине я склоняюсь к тому, что семь гравюр, вероятно, выполненных Яном Дириксом ван Кампеном (подписавшим портрет Кунрата), на самом деле подлинные, а четыре недатированных округлых гравюры, разработанных Кунратом и выполненных Паулюсом ван дер Доортом, были добавлены в 1604 г. Эти округлые гравюры не озаглавлены, и только их Кунрат упоминает в тексте, почему многие авторы решили, что именно они являются подлинными. Как бы там ни было, Кунрат покинул этот мир в Дрездене в 1605 г., и его друг Эразм Вольфарт С., разделявший его секреты, опубликовал первое полное издание "Амфитеатра", напечатанное Вильгельмом Антоном в Ганау в 1609 г. На последнем листе этого издания появляется строка «Excudebat Guilklmus Antonius MDCIX».

Хотя есть много сомнительных переизданий, я видел только опубликованное в Гамбурге в 1653 году.

Генрих Кунрат, по-видимому, всегда вызывал много несправедливых порицаний: Ланглет Дюфресной в своей «Истории герметической философии» говорит о нем: «При помощи напускной таинственности он стремился показать себя великим человеком. Несомненно, что слишком много явно сумасшедших становятся авторами Науки, которая отличается от всех прочих тем, что славится трудами, проливающими на разум безоблачный свет."

Линн Торндайк в "Истории магии и экспериментальной науки" презрительно обходится с Кунратом и его "Амфитеатром", упоминая его "напыщенный тон" и "религиозную болтовню".

Несомненно, что текст защищен от профанов многочисленным пустословием; но однажды проигнорированный, он зазвучит алхимическими смыслами. Я впечатлен стремлением Кунрата к философскому камню, к общеизвестному концу, слиянию с Божественной Мудростью, его совместным использованием Каббалы, алхимии и музыки и его смелыми интерпретациями Священного Писания. Его эмблемы – настоящее сокровище, продолжительное их изучение постоянно будет приводить на более тонкие уровни понимания. Рекомендуется рассматривать их под увеличительным стеклом.

Ничего не известно о гравировщике Яне Дириксе ван Кампене. Однако, Ганс Вредеман де Ври, рисовавший округлую гравюру Лаборатории (выгравированную Паулюсом ван дер Доортом в Антверпене), был архитектором и чертежником. Рожденный в Леувардене (1527), он обучался в Амстердаме, затем переехал в Антверпен, Гамбург (1591 г.), Прагу и Лейпциг. Его идеи о перспективе и архитектуре нашли отражение в его книгах, включая  "Theatrum vitae humanae" ("Театр жизни человеческой"). Он умер в Антверпене в 1604 г.

 

kunrat_1

 

1) Выгравированный титульный лист, с двойными столбцами, которые намекают на множество неотъемлемых в работе биннеров, таких как Макрокосм и Микрокосм; молитва и работа; солнце и луна, а так же, возможно, земля и море. А может быть, эти столбы также намекают  на каббалистический глиф, известный, как древо жизни. Кунрат, коронованный свыше, утверждает: эти вещи не могут существовать без Господа Элохима.

 

 

kunrat_2

 

2) Портрет Генриха Кунрата в возрасте 42 лет, выполненный в 1602 году Жаном Дириксом Ван Кампеном Магдебургским.  О жизни Кунрата известно очень мало – он родился в Лейпциге в 1560 году и получил медицинское образование в Базеле в 1588 году, где защитил превосходный тезис, касающийся De Signatuva Rerum. Согласно Элиасу Эшмолу, который ссылался на дневник Доктора Джона Ди, Кунрат был известен уже в 1589: «Именно сюда знаменитый герметический философ гамбургский приехал, чтобы навестить его». Он был при дворе Императора Рудольфа в 1598 году и умер в Дрездене в 1605. Лавровый лист над его головой окружает надпись «верный сын учения». Божественный прилив приносит сообщение: «Ты достоин моей милости». Циркуль указывает на надпись Deo Duce «С господом, как с Проводником» и  акростих, написанный неким М. Андр Руксиос «Yields Consilium Dei, God's Counsel». Книга открыта на псалме 71, стих 17: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои». (Примечание переводчика: в русском синодальном переводе – псалом 70).

 

kunrat_3

 

3) Искусство Алхимии разделено на две равные и существенные части: с одной стороны,  физический труд, и с другой – молитва, размышления и наука. Таким образом, слово Laboratorium  (нарисованное над каминной доской) составлено из двух частей – Labor и atorium, ибо лаборатория алхимика – это место, которое посвящено как труду, так и молитве. В основании колоны, на которых держится каминная полка, украшены словами  – Ratio  и Experientia, ибо Причина и Опыт и предшествуют, и следуют за практикой. Соответственно, это может быть записано как девиз (использованный Альдусом) на дистилляционной печи – «Торопись медленно». «Поспешность – это работа Дьявола», – говорит мудрый. На первой перекладине мы читаем «Ничто не возвышенно без божественного вмешательства». Поэтому герметический философ молится перед напоминающей скинию, которая была у евреев в пустыне.

В центре находится великолепно сбалансированная композиция из трех музыкальных инструментов, которые лежат на письменном столе рядом с тяжело расшифровываемой надписью, гласящей: «Священная музыка отправляет грусть и злых духов улететь, ибо дух Яхве счастливо поет в сердце, наполняя святой радостью». Переплетения  инструментов также указывают на три принципа Великой Работы: Соль, Сульфур и Ртуть мудрых, гармоничное сочетание которых – причина того, почему Алхимия часто именуется Искусством Музыки. В качестве последнего напоминания о необходимости непрестанной бдительности во все времена – надпись на фронтоне «Dormiens vigila» заповедует ученику быть бдительным даже во время сна.

 

kunrat_4

 

4) Путь мудрых ведет к двери Амфитеатра вечной мудрости через изучение и созерцание природы во всех трудах её. Размышление, исследование, молитва и праведное общение с друзьями, которые способны сопровождать вас к этим дверям, необходимы в этом тяжелом путешествии, и Странник пути этого должен идти в соответствии с Максимой «Cum Numine Lumen et in Lumine Numen», что означает «Свет в Боге и Бог в Свете».

 

kunrat_5

 

5) Кажется, что все двадцать одни врата обещают открыться в сердце герметической цитадели – там, где принципы и секреты Истины и святое искусство Алхимии сохранены и сокрыты от невежества, зла, нечистого умысла, алчности и глупости.

Но двадцать из них извилистыми тропами приведут к ошибке, скорби и разочарованию. И только единственный путь направляется к мосту, который протянут через возвышение духа, навстречу божьей любви и мудрости. Божья работа и нравственная чистота – обязательные условия, и знание мудрых принципов искусства и первого Меркурия ведет через разводной мост, навстречу окончательному достижению.

 

kunrat_6

 

6) Текст изумрудной скрижали Гермеса Тригсмедиста, помещенный в Поймандре, суммирует квинтэссенцию алхимического знания. Цитируемая через века, изумрудная скрижаль представлена здесь на латыни и германском:

1. Истинно – без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно.

2. То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи .

3. И так все вещи произошли от Одного посредством Единого: так все вещи произошли от этой одной сущности через приспособление.

4. Отец ее есть Солнце, мать ее есть Луна. Ветер ее в своем чреве носил. Кормилица ее есть Земля.

5.  Сущность сия есть отец всяческого совершенства во всей Вселенной.

6. Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю.

7. Ты отделишь землю от огня, тонкое – от грубого, нежно, с большим искусством.

8. Эта сущность восходит от земли к небу и вновь нисходит на землю, воспринимая силу высших и низших (областей мира). Так ты обретаешь славу всего мира. Поэтому от тебя отойдет всякая тьма.

9. Эта сущность есть сила всех сил: ибо она победит всякую тонкую вещь и проникнет всякую твердую вещь.

10. Так сотворен мир.

11. Отсюда возникнут всякие приспособления, способ которых таков (как изложено выше).

12. Поэтому я назван Трижды Величайшим, ибо владею тремя частями вселенской философии.

13. Полно то, что я сказал о работе произведения Солнца.

В соответствии с легендой, изумрудная скрижаль была обнаружена «после Потопа» в скалистой пещере в долине Геброна. Фулканелли демонстрирует, что тонкости  утверждаемого открытия свинца к его осуществлению, также называемые скрижалью, «могли никогда не существовать, нигде, кроме утонченного и мудрого воображения древних мастеров».

«Нам сказано, – пишет Фулканелли о скрижали, – что она зеленая – похожая на весенную росу, названную по этой причине изумрудом философов – первая аналогия с просоленной материей Мудрых. Нам так же сказано, что она была начерчена Гермесом, что является второй аналогией, поскольку эта материя носит имя Меркурия – римского Божества, соответствующему греческому богу Гермесу. Наконец, третья аналогия заключается в том, что этот «зеленый Меркурий» используется для трех Работ, поэтому именуется трижды величайшим, поэтому египетский титул «Тригсмигиста (трижды величайшего)» прибавлен к имени Гермеса. Таким образом, изумрудная скрижаль дается в стиле откровенного разговора относительно Меркурия Мудрых – в стиле, в котором проходят работа Философов. Таким образом, не Гермес и не Египетский Тот говорит в ней, но изумруд мудрых или изумрудная скрижаль сама за себя.

 

kunrat_7

 

7) В этой гравюре дана самая яростная  отповедь Кунрата клеветникам и ученым невеждам, презирающим алхимию и алхимиков.

В центре гравюры (последней в  очередности, данной Кунратом) находятся наиболее классические иероглифы Тайного искусства: Зеленый Лев, Змей Уроборос, кусающий собственный хвост, зеленая река, текущая из скалы, пробитой жезлом Моисея, и кристалл Сатурна, который является вселенской квинтэссенцией, одаривающей Тело неземным влиянием.

Большинство клеветников даны в образе животных или дьявольских фигур. Первый из них находится слева и одет в дурацкий колпак. Он изображен как Египтянин и символизирует невежество. Два философа на переднем плане защищают принципы герметической философии и символизируют Летучий и Фиксированный элементы. Тот, что слева, наступает на голову змеи и держит её своими щипцами, его противоположный партнер наступает на хвост скорпиона, в то время как с обеих сторон мертвые птицы падают на землю.

 

kunrat_8

 

8) Дверь Амфитеатра вечной мудрости – врата ко всему и во всем, сокрытые от профана, предупрежденного о том, что ему следует держаться прочь от них. Семь ступеней на лестнице мудрости ведут адепта к сияющему божественному свету Откровения. Эмблемы Кунрата имеют  неоценимое достоинство – они указывают на то, что окончательная цель алхимии воистину Предел, где человек, преодолев ограничение своей смертной природы, прорывается в бессмертия. Становясь единым с богом, он сам становится богом.

В соответствии с заголовком, единственный истинный путь узок, но величественен (angusta sed tamen augusta), и только он может приобщить к «христианской кабалистике», «божественной магии» или «физической химии».

Верхняя надпись предупреждает профана остановиться, следующая ниже восклицает «Всё во всем». Слева записано: «Подлинная божественная мистерия, которая будет праведно прославлена, есть любовь и восхищение для всякого, кто проникнет в её тайны». Семь наставлений гласят: 1. Омойте себя и будьте чисты. 2. Да пребудет подле вас Господь, сотворяющий все вещи и другие силы, что служат ему. 3. Только единому – молитвы и обеты, и даже заклинания низших сил должны быть обращены к Нему. 4. Если обращение направлено к низшим силам, это может быть только потому, что вам дана сила, которую вы получили от Единого Бога. 5. Да будет поклонение и страх божий посланником, летящим от нас к Господу и обратно к нам. 6. Это счастливое смирение да будет двигаться навстречу в соответствии с получаемым опытом. 7. Святые тайны, которые вы пытаетесь трактовать, открыты для верных, но сокрыты для профанов.»

Другая надпись, находящаяся слева, утверждает: «С божией помощью: правильно желать, знать, мочь и быть.

 

kunrat_9

 

9) Схема христианской каббалы. Внутренний круг десяти заповедей символизирует физический мир Ассиа, двадцать две буквы Еврейского Алфавита представляют мир формирования Йецира, Сефирот соответствуют духовному миру Бриа,  написанные в огненном круге имена Божьи соответствуют божественному миру Ацилут.

Источник божественной эманации Айн Соф представлен фигурой Христа, парящего над головой огненного Феникса (Феникс – другой символ Воскресения и  бессмертия). «Айн Соф! Айн Соф!! – торжествующе восклицает Кунрат, – глубина глубин и высота вершин.  Я говорю это без какого-либо богохульства. Камень философов, слуга высшего мира, представлен в Книге или Зеркале природы. Иисус Христос распятый, спаситель человеческого рода, что должен быть провозглашен низшему миру. Познай природу Христа посредством камня: Христос, я совсем не отклоняюсь от Главного  Святого Писания».

В самом деле, образ Христа с надписью «In Hoc Signo Vinces» («Да будешь ты прославлен этой записью») является иероглифом философского камня, который подвергается действию огня внутри  тигля (что символизировано распятием), становясь камнем философов, воскресшим спасителем или огненным фениксом.

 

kunrat_10

 

10) Камень философов, их материя-прима или предмет, также называется Хаос Мудрых, поскольку злоба его отвратительного и бесполезного аспекта содержит высшую эссенцию и Универсальную Субстанцию Первичной материи в недифференцированном состоянии. Это схоже с моментом творения: «И земля была бесформенна и пуста, и темнота была на лице бездны, и дух божьего метался над водами».

Этот камень назван триединым, так как он имеет одно тело, с духом и душой. Это содержит три принципа – Ртуть, Соль и Сульфор, которые совпадают с различными состояниями текучего и фиксированного: Соль – это состояние кристаллизации, Воля – влажное состояние и Сульфор – состояние фиксации или сухости, в котором эта Материя будет принимать на себя в повторяемом повороте.

Первый способ Делания – суть растворение и сгущение Solve et Goagula, как это может быть прочитано на андрогинной фигуры Ребис  (Rebis), что означает res bina,  то есть «двойная вещь». Затем Хаос, встретившись с самим собой, реализует абсолютное растворение и соединение тех противоположностей, которые, будучи в исходном состоянии, находились в состоянии лютой вражды. Эта материя принимает в себя тьму ночи и потому здесь именуется головой Ворона. Однажды Ворон будет убит, после чего превратится в Павлина, демонстрирующего хвост – это стадия, в которой все виды и оттенки цветов могут на краткий миг быть увидены в сосуде. Затем материя будет взята на крыло Лебедя, и для этого она будет отбелена, будучи принесена в Солнечную Красноту,  и  Абсолютная неподвижность будет достигнута, когда камень философов наконец-то станет философским камнем.

 

kunrat_11

 

11) Сизигия или соединение Макрокосма Единого с микрокосмом Триединым. Здесь символизируется полный процесс  сотворения философского камня. Это сотворение является полной копией сотворения Мира – через формирование человечества, создание мужского и женского и их прискорбное грехопадение. Это иллюстрируемо множеством превосходных и завершенных браков, чьи таинственные потомства уподобляются божественному Логосу, спасителю человечества, постигаемому святом духом в утробе Благословенной Девы. Божественный Камень, подобно Христу, распят, снисходит в ад, воскрешен и  прославленным восходит на небеса в своем преображенном теле. В этом месте Кунрат видит непогрешимое доказательство Последнего Суда, который, должно быть, является испытанием огнем для мира. Свидетельство Воскресения нашей плоти, возобновляемое и во славе и даже в истиннейшем примере Воскресения Каждой Души с её Духом и Телом, нерасторжимого в вечности. Этот камень суть формула нашего духовного и телесного возрождения, полного и превосходнейшего Зеркала Субботнего отдыха, в результате которого придет вечное блаженство. Это живой образ мистерии неделимого единства Святой Божественной Троицы.

Эта наитруднейшая из эмблем Кунрата будет великолепной наградой для читателя, преодолевающего трудности, чтобы подняться над простыми словами и найти истолкование сложных далей Кунрата.

 

Перевод Атон


JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики