IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Среда, 03 июня 2009 01:57

Интервью со Станиславом Клоссовски де Рола Джозеф Каецца

Интервью со Станиславом Клоссовски де Рола

Джозеф Каецца

Интервью с истинным сыном Гермеса

"Станислав Клоссовски де Рола" – это имя вызывает благоговение у всех, изучающих алхимическую мудрость. Как истинный сын Гермеса, он держит себя с аристократическим изяществом и чарующей невинностью, подобно "Маленькому Принцу" Антуана де Сент-Экзюпери. Он сын графа Бальтазара Клоссовски де Рола, признанного некоторыми величайшим из художников столетия. Станислав вызвал переоценку алхимической традиции двумя своими книгами: "Алхимия: Тайное искусство" и "Золотая игра". Он был близким другом Эжена Канселье, прямого ученика легендарного адепта Фулканелли. Станислав много лет прожил в Шри-Ланке и был лично знаком с признанным авторитетом в восточной мудрости, Ламой Анагарикой Говиндой. Позже он оказался связан с киноиндустрией, и живет со своим сыном в Малибу, Калифорния. Во время последнего богемского путешествия "Золотая Саламандра" в сентябре 1998 г., герметик Ден Кенни в порядке личного одолжения мне следовал за ним из Праги до охотничьего домика рядом с древней деревней рудокопов Кутна Хора. Там он познакомил уважаемого автора с этими вопросами.

Д.К. Как сын известного художника Бальтуса (графа Бальтазара Клоссовски де Рола), вы все еще находитесь в тени отца или вы уже отвоевали собственное пространство?

С.К.Р. Что ж, сложно сказать: с одной стороны, все дети известных людей сталкиваются с этой проблемой и с неизбежными, и зачастую нелестными, сравнениями со своими знаменитыми предками. Кроме того, есть люди, которых интересует только одно: кем был твой отец. Но с другой стороны, я извлек огромную пользу из того, что был сыном своего отца. Он был исключительным человеком, заложившим в меня высочайшие стандарты. Но я во многом пошел собственным путем, живя собственной жизнью. Однако он все еще отбрасывает длинную тень…

Д.К. Средневековые художники часто использовали краски, сделанные из металлической руды. Например, Неапольская Желтая (антимонид свинца, Pb3(SbO4)2), киноварь (HgS) и опермент (желтый сульфид мышьяка As2S3). Можете ли вы объяснить роль усилий, прилагаемых артистом для восприятия, необходимого для герметического прозрения и описать роль цвета в алхимической работе?

С.К.Р. Я не знаю, что в точности имеете в виду, говоря об "усилиях, прилагаемых артистом для восприятия, необходимого для герметического прозрения"… Я предполагаю, что под Артистом вы подразумеваете Алхимика. Если это так, то, если производить исследования должным образом, герметические озарения не потребуют намеренных усилий, но прилежного изучения лучших книг, включая молитву и медитацию, что, в свою очередь, порождают таинственные инсайты, поражающие, подобно молнии… Однако, если вы не ухватитесь за них, они ускользнут. Иными словами, истины, которые кажутся незабываемыми, на самом деле забыты.

Роль цвета хорошо известна в алхимической работе. Есть три основных цвета. Это каждому известно… Нигредо, или черный, и это первый признак успеха, второй признак приходит с Белизной или Альбедо, и окончательное совершенство пурпурного, или Рубедо, после того, как достигнута окончательная фиксация. Есть и другие важные цвета, такие как зеленый, который символизирует жизнь, жизненную силу. Алхимики противостоят зелени, жизни к смерти, поскольку считают, что металлы, извлеченные из рудника или купленные в магазине – это мертвые металлы, и они должны быть оживлены, возвращены к жизни. Таков зеленый цвет, и есть много других цветов, ускользающих цветов, символизируемых хвостом павлина. Они появляются и исчезают. Лучшее, что было написано по-английски о последовательности цветов – это описание "Видения" Рипли, сделанное Филалетом, которое я включил в книгу "Алхимия: тайное искусство".

Д.К. Классический текст Цилиани "Гермес разоблаченный" содержит искусную загадку. У врат храма нимфа объясняет, что он ничего не достигнет, пока не разрешит это: "Из Единого, Единым, который Единственен, Сделано Три, из Трех – Два, и из Двух – Одно". Похоже, это ссылка на пропорции Золотого Сечения, часто обозначаемого греческой буквой фи. Оно объясняет, как все вещи растут в Природе. Как этот "рост" связан с Великой Работой Алхимии? Как он связан с практическими процедурами?

С.К.Р. Роль роста, как вы его назвали, очевидна. Он соответствует бракосочетанию двух противоположных природ, которые рождают дитя, и дитя это следует кормить и растить. В этом смысле роль роста аналогична. Искусство помогает Природе достигнуть цели. Все растет.

Сам процесс связан с ростом. Речь идет о появлении одной вещи из другой. Иными словами, Камень Философов должен стать Философским Камнем. Так что это путешествие от Единого к Единому. Вы должны определить первое Единое, которое есть Альфа, и Омегу, которая есть Философский Камень.

Д.К. Воздушное путешествие Цилиани напоминает о путешествии Питера Пена к острову Нетинебудет в последнем фильме "Капитан Крюк". Кроме того, на ум приходит недавняя публикация "Бабаджи: Божественный йог с Гималаев" Свами Сатьесварананды Джири. Этот йог провел 12 лет в интенсивной практике в горах Гималаев, после чего к нему явился полубожественный святой, который взял его в похожее воздушное путешествие. Там же описывается, как этот святой превратил его в женщину, а затем снова в мужчину. Это также напоминает о случае, произошедшем с Фулканелли в Испании, и описанном Канселье. Историческая действительность таких событий так же важна, как и их архетипическая символическая ценность?

С.К.Р. Что ж, на самом деле я могу говорить только об эпизоде с Фулканелли, поскольку Канселье много рассказывал мне о нем. Он рассказывал, что через много лет после философской смерти мастера он был приглашен в Испанию, и там попал в загадочное поместье, где люди были одеты в древние одежды. Эта история немного напоминает, хотя он долгое время не осознавал этого, историю о двух леди, которые были в Версале и видели все виды мероприятий XVIII века. Канселье вышел из лаборатории, в которой ему полагалось работать, подтяжки его свисали с плеч, рубашка была помята, он обнаружил, что очень неряшливо одет, и тут ему стало плохо, потому что из-за угла вышла Королева в сопровождении свиты женщин. Они были одеты в величественные одежды. Рядом играли дети, одетые в такие же древние костюмы, и он подумал: "О, как изумительно, что дети так хорошо заботятся об этой одежде!" Но тут подошла Королева, и он, так сказать, примерз к месту. Она повернула голову и улыбнулась. Он был шокирован, узнав своего Мастера. Таким образом, произошло вот что: Фулканелли к этому времени был самим воплощением Леди Алхимии. Это лучшая интерпретация произошедшего. Хотя тот, с кем бы подобное случилось, волен придумать свое толкование.

Д.К. Жан-Жюльен Шампань, Пьер Дюжоль и Рене Швалле де Любиц считаются возможными кандидатами на личность Фулканелли. Швалле пока лидирует, поскольку существуют сильные параллели между его работой о египетском храме в Луксоре о символизме соборов, и материалом, представленным в книге Фулканелли "Тайна соборов". Что вы можете сказать об этом?

С.К.Р. Я действительно могу: моя первая реакция – все эти теории смехотворны и неубедительны. Но вы должны понимать, что, поскольку я дружил с Канселье, я замечал грусть и негодование, когда мы обсуждали имя Шампаня в этой связи. Я уже говорил Кеннету Рейнеру Джонсону, что это сущая бессмыслица. Однако в начале года я читал книгу Андре Ванденброка "Аль-Кеми: воспоминания, герметические, оккультные, политические и личные аспекты жизни Р.А. Швалле де Любица". В этой работе говорится, что Швалле давал много деталей о Фулканелли, которые указывали на Шампаня. И тем не менее, что-то не так, одно с другим не увязывается. В книге "Фулканелли разоблаченный" Женевьева Дюбуа представляет потрясающее письмо, вероятнее всего написанное Канселье Швалле де Любицу (датировано декабрем 1932), где он пишет: "Вероятно, мое имя не совсем незнакомо вам, поскольку, будучи тесно связаны с мсье Шампанем в последние годы его жизни, вы могли слышать обо мне. После его смерти я продолжаю преследовать цель наших семилетних усилий, ради чего мы некогда сняли прилегающие чердаки на рю Рошешуа, 59bis. Я имел удачу и удовольствие получить в последние несколько дней возможность познакомиться с крайне интересной книгой: "Адам Красный Человек" и обнаружил, что наш друг забыл мне сказать, что именно вы являетесь автором этой любопытной и умной книги. Вы обнаруживаете глубокое знание темы изначальной андрогинности, так же, как и глубокие философские познания, те, которые получил мсье Шампань, когда вернулся из План-де-Грасс (дом и лаборатория Швалле), и которые, похоже, сформировали его вышеупомянутые идеи…" Канселье далее описывает, как они углубились в этом новом направлении, и как вернулись обратно к Caput mortum (мертвой голове) первого делания… Шампань и Швалле работали над секретом изготовления средневекового цветного стекла. Они разгадали эту загадку, познали тайну и смогли воспроизвести его. После девятнадцати лет работы они раскрыли великую тайну. Так что Канселье не стал бы писать Швалле в духе "Возможно, вы знаете, кто я, и т.д., и т.п.", если бы Швалле действительно был Фулканелли. Более того, Женевьева Дюбуа считает, что и сам Канселье был жертвой некоторой мистификации. Она приходит к заключению, что Швалле, Дюжоль и Шампань были авторами, триумвиратом, иными словами, книги были трудом не одного человека, а их общей работой, скрытой под маской Фулканелли. Это не может быть так, поскольку все, что мне поведал Канселье, этому противоречит. То, что он писал о Фулканелли, указывает на то, что ему было около 80 лет в 1922. Так что отсчитайте назад и посмотрите на даты жизни Дюжоля, Швалле и Шампаня. Они и близко не соответствуют. Но в любом случае, в конце концов, какое это имеет значение? Ответ таков: никакого. Люди тратят столько времени, ища снаружи, вместо того, чтобы заняться изучением Великой Работы. Люди хотят знать биографические детали, что "все было под контролем". Но они не могут, и это не имеет значения. Герметический философ на некоторой точке превосходит свою личность, отбрасывая смертное эго, и входит в Абсолютное. И ценой этому является полное отречение от того, кем вы были, поскольку это не имеет никакого значения. Это подобно шелухе, которую уносит ветер.

Д.К. Когда мы оцениваем важность алхимической книги, например, "Розария Философов", является ли текст самодостаточным, или требуется еще лабораторная работа? У вас есть любимые герметические трактаты, которые вы часто перечитываете?

С.К.Р. Хорошие тексты исключительно полезны, и не может быть практики без прочной теоретической базы. Единственный путь к обретению теории – это чтение, чтение, перечитывание, молитва и труд. Так что практика завершает чтение. С другой стороны, алхимия идет дальше теории и практики в самостоятельную живую реальность.

"Герметический Триумф" – одна из моих любимых книг. Гермес, Сендивогиус, Василий Валентин, Бернар ле Тревисан, д'Эспанье, Захария – их я читаю и перечитываю, да еще Фулканелли, конечно же.

Д.К. "Герметический Триумф", как и "Алхимический катехизис" Парацельса возражают против использования вульгарного меркурия и золота как ингредиентов для получения Философского Камня. Однако "Друзья Зари" Анри де Линто, 1700 г., документируют технические детали этой практики. Когда вульгарный меркурий вместе с вульгарным золотом содержится компетентным оператором в благоприятных условиях при точном температурном контроле и астрологическом влиянии, он становится оживленным и расщепляемым. Это может быть практической возможностью, но, может быть, здесь заключены более глубокие метафизические принципы? Может быть, выяснение этих принципов двигало автором "Герметического Триумфа"?

С.К.Р. Он не говорил этого… он не говорил этого, то есть, я имею в виду, это аргумент в Войне Королей, которая есть первая часть Герметического Триумфа, состоящего из трех частей. Следующая за ней беседа двух протагонистов разъясняет трактат. В первой части они говорят о ценности золота и меркурия против ценности Камня: "ты есть низменная вещь, и т.д., и т.д.". Эти вопросы задаются в Герметическом Триумфе. Филалет упоминает о том, что вы тут говорили, но это обманчивый путь работы. Есть определенный процесс, во время которого берется не вульгарный меркурий, но золото, и из него извлекается семя. Это очень сложно сделать – это очень интересный процесс, но очень, очень дорогостоящий. И вероятность ошибки крайне высока. Может случиться так, что вы все потеряете, и останетесь с абсолютно бесполезным шлаком. Я много говорил об этом с Канселье, но я не думаю, что очень хорошей идеей было бы иметь дело с вульгарным меркурием в первую очередь. А вульгарный меркурий, кстати говоря, может вести к первому меркурию. Но это сложная тема, поскольку придется углубиться к громоздкую семантику алхимической литературы.

Д.К. Недавно опубликованный каталог "Opus Magnum", посвященный чешской алхимии, представляет никогда ранее не опубликованные иллюстрации из богемского трактата "Symbola Chiroglyphica". Могут ли эти иллюстрации соответствовать "Герметическому Триумфу"? Они описывают один и тот же процесс?

С.К.Р. (Листая каталог): Они неплохие, классически построенные – правда, стиль еще не сформировавшийся – но иероглифы очень интересные… с точными значениями… Конечно, вы можете сказать, что они иллюстрируют один и тот же процесс… поскольку они имеют дело в точности с той же вещью. Но могут ли они иллюстрировать Герметический Триумф? Я так не думаю. Они совершенно в другом стиле… но до определенной степени могут. Я думаю, дело в ответах "Да-Нет". Мы ищем их во время разговора. Трудно понять, что вы имеете в виду. "Иллюстрируют ли они тот же процесс?" Они иллюстрируют весь процесс алхимии… Смотрите (указывает на иллюстрацию): саламандра и пеликан… а здесь тоже интересно (указывает на другую)… знак, занимающий все пространство – очень, очень хорошо… такого я никогда не видел… это всегда сфера – очень хорошее указание (закрывает книгу). Это отличный манускрипт для изучения, и иконография хорошая, и хотя она не очень искусно сделана, она крайне выразительна.

Д.К. Вы были лично знакомы с Ламой Анагарикой Говиндой, наивысшим авторитетом в восточной мудрости. Его введение появляется в классической "Тибетской Книге Мертвых" Эванса-Венца. Его "Основания тибетского мистицизма" остаются признанным источником. Все его тексты содержат в себе жемчужины мудрости. Вы знали его лично. Каким он был? Действительно ли его отношения с женой, Ли Готами, реализовывали алхимическую концепцию Soror Mystica? Можете ли вы объяснить такой тип отношений?

С.К.Р. Лама Говинда был, вероятно, величайшим человеком, с которым мне повезло повстречаться. Он был человеком крайне приятным и мягким. Когда я впервые появился на пороге его ашрама Кесар Деви в Алморе, на холмах в подножиях Гималаев, который был больше похож на хижину отшельника, чем на ашрам, он открыл мне дверь. Я представился, и он сказал мне: "О, пожалуйста, проходите, я прекрасно знаю, кто вы". Он усадил меня в гостиной, и достал томик Рильке – я хочу сказать, это произошло мгновенно: он приблизился, достал томик Рильке, одел очки и сказал: "О да, де Рола, верно?" Это произошло в одно мгновение – это было совершенно ошеломительно. Я чувствовал, будто я был его давно потерянным родственником – в высшем смысле этого слова. Я в то время был очень наивным, и он всегда находил время, чтобы объяснять мне некоторые вещи, и делал это наиболее ясным образом. Он использовал наглядные техники, чтобы научить меня очень, очень полезным вещам. Она научил меня, например, когда я спросил его в неподходящий момент о том, что такое Внешнее: он нашел это замечательное определение и сказал: "Ну, Внешнее – это Внутреннее, облаченное в Тайну". Это просто замечательно.

Ли Готами была фарси из Бомбея. Она выглядела как тихая звезда кино. Она выглядела как Клара Боу [американская актриса (1905-1965) – прим. перев.], и одевалась в тибетские одежды. У нее была просто очаровательная фигура. Она была обожаема. Она была Soror Mystica в том смысле, что всегда служила опорой мужу, глубоко его понимала, всегда была рассудительна, всегда была источником веселья и радости в его жизни. Но это все, что я могу сказать сейчас.

Д.К. Вы много лет прожили на Шри-Ланке, которая, согласно тамильским мифам, была единственным уцелевшим осколком древнего континента, пострадавшего в результате, возможно, неправильного использования алхимической технологии. Шри-Ланка даже сейчас остается территорией индийского божества Мурага, а также хранительницей буддизма и тамильской йогической алхимической традиции Сиддхар. Иконография Мураги напоминает о западном magnum opus. Например, согласно популярному мифу, Мурага уничтожил двух демонов, которых превратил соответственно в петуха и павлина. Петух, герметический вестник зари, украшает его боевой флаг, а павлин служит его средством передвижения. Павлин часто появляется со змеей в когтях, указывая на фиксацию меркурия. Мурага держит орудия войны в большинстве своих 12 рук, что наводит на идею о герметическом тайном огне. Его главное оружие, копье с широким лезвием, часто считается указанием на поднимающуюся кундалини или трансмутирующую змеиную силу. Может это все быть случайным совпадением, или эта бестолковая герметическая интерпретация совершенно не к месту?

С.К.Р. Есть такое французское выражение – "tire par les cheveux", оно означает "притягивать за волосы". Потому что в Индии, или на Цейлоне, павлин имеет совсем не такое значение, как в западном оккультизме. Кстати, возвращаясь к предыдущему вопросу, еще одна вещь, которую я хотел сказать о Ламе Анагарике Говинде, от которого я получил определенное количество тибетских инициаций – это поблагодарить его за огромные познания в западном эзотеризме, он очень сильно повлиял на мое возвращение к западному эзотеризму после глубокого погружения в тайные тибетские доктрины.

Возвращаясь ко второму вопросу, я не вижу никакой связи, кроме случайной связи в универсальном бессознательном. Конечно, вы можете понять это и так, вреда в этом нет. Но это не обязательно обстоит так.

Д.К. Вы не могли бы рассказать нам о своих кинопроектах?

С.К.Р. Я сделал фильм, названный "Сияющая Кровь", который отправился в ад дистрибуции. Недавно он вновь приковал внимание критиков, которые сначала его невзлюбили, но не смогли "забыть это" после сотен фильмов. Сотни фильмов спустя они решили посмотреть его еще раз, поскольку не могут выбросить его из головы. Причина в том, что это была попытка использовать киноиндустрию классическим образом – рассказать экзотерическую историю с эзотерическим содержанием. Так, поскольку все имеет второй смысл, и цвет тоже очень важен в ней, и использован соответствующим образом, это кино о мистическом путешествии, основанное на легендах о короле Артуре и на принципе "Amor Vinci Omnia". Любовь побеждает все – Любовь с заглавной "Л", трансцендентная Любовь, и т.д. Так что это не легкий фильм, поскольку это не очевидный арт-хаус, но и не полный экшен. Но все в фильме связано не случайным образом. В нем нет ничего не значащих деталей. Но, возможно, это не очевидно. Это не было очевидно для всех на первом показе. С другой стороны, люди, увлеченные Кастанедой и интересующиеся такими вещами, были совершенно очарованы. Есть много фанатов этой картины.

Я хотел снять вслед историю, которую я написал как нечто вроде современной версии мифа о Венере и Тангейзере, насыщенной герметическими образами, и рассказывающую о конфликте между любовью и желанием с маленькой буквы и Божественной Любовь и Божественным Желанием, и о деспотической роли любви. Опять-таки, это инициатическая история, которая, как и "Сияющая Кровь", говорит о трансмутации сознания. У меня есть и несколько иных проектов в разных направлениях. Я адаптировал "Лунное дитя" Кроули, которое тоже в процессе разработки. Вы же знаете, в Голливуде, да и везде, проекты длятся вечность. Мой интерес в том, чтобы забросить в море как можно больше бутылок. Если я помогу кому-то понять их послание, это отлично, но я не сильно на это надеюсь, поскольку у меня есть другие обязанности.

Д.К. Какой вклад в понимание герметизма нам следует ожидать от вас в будущем?

С.К.Р. У меня есть несколько книг, над которыми я работаю, много переводов, в том числе грядущий "Герметический Триумф". Я все еще надеюсь решить эту проблему, которая у меня возникла с Теймсом и Хадсоном во время моей работы над "Splendor Solis", и придти к приемлемому компромиссу для всех сторон, так что многие годы, потраченные на этот проект, не пропадут даром, иначе мне придется искать другого издателя. Но я надеюсь сделать это с Теймсом и Хадсоном. Я также хочу расширить и представить материал, который я обнаружил в Библиотеке Ватикана, более полным образом в новой книге, посвященной алхимии в целом. Более того, я хочу написать работу, посвященную иконографии XVIII века, особенно образам из нескольких манускриптов, находящихся во Франции, представляющих больше 160 рисунков, а также много гравюр XVIII века, и т.д. Это, так сказать, верхушка айсберга, то, над чем я постоянно работаю. Кроме того, в этом путешествии мы с моими спутниками постоянно обнаруживаем новые вещи. Благодаря Михалу Поберу и доктору Любосу Антонину, мы получили возможность взглянуть на исключительные вещи, которые, конечно же, я хотел бы включить в грядущие публикации. Я также должен упомянуть Владислава Задробилека, с которым мы имели крайне важную встречу в его доме, полном сокровищ. Он показал мне много совершенно потрясающих источников, которые могут быть добавлены в новую расширенную книгу по алхимии.

Д.К. Стас, я хочу поблагодарить тебя за то, что ты уделил нам сегодня время, а также за то, что работой своей жизни ты оживляешь все наши мечты. Спасибо тебе, Стас.

Это интервью было проведено вечером 6 сентября 1998 г. в охотничьем домике графа Спорка, отца чешского масонства XVIII века на краю древней деревни рудокопов Кутна Хора в присутствии Арта Компольта, Любоса Антонина, Михаля Побера и его собаки Маришки. Я должен выразить глубокую признательность Дену Кенни, который познакомил Стаса с моими вопросами. Огромное спасибо также Уильяму Холлистеру, доктору Любосу Антонину и Михалю Поберу за помощь в организации этого интервью. Наконец, отдельное спасибо моей Убегающей Аталанте, моей Soror Mystica, мисс Натали Коллинс, которая служит источником моего вдохновения.

Перевод Sedric

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики