IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Воскресенье, 08 ноября 2009 02:13

Адам Маклин. Алхимическая медитация

Адам Маклин.

Алхимическая медитация

Изначально я работал над этой серией медитативных упражнений около 20 лет назад, и впервые они были опубликованы в ранних выпусках Hermetic Journal в 1978-81 гг. Это стало базой для хорошо продуманной системы упражнений, основанных на герметических идеях, над которой я работал в то время.

1. Философское Яйцо или Реторта

[Данная серия медитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной) или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильно уставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важно уединение и исключение возможности быть потревоженным.]

В первой части медитации начните исследовать, каким образом ваша внутренняя сущность взаимодействует с внешним миром. Например, услышав легкий шум, мысленно представьте себе и прочувствуйте, как ваше сознание направляется к источнику звука и затем возвращается обратно. Позвольте себе осознать положение своего тела, возможно, легкий дискомфорт; почувствуйте посредством осязания, каким образом тело связано с физическим миром, а затем предоставьте своему сознанию возможность отступить и возвратиться назад, вовнутрь. Повторите это со всеми органами чувств, используя естественные импульсы, исходящие от них; не пытайтесь усиливать или, наоборот, подавлять их реальное значение, но следуйте за ними наружу и затем возвращайтесь обратно. Вы начнете все больше осознавать отношение между внутренним миром и внешним восприятием; и когда это осознание естественным образом возрастет в ходе медитации, начните мысленно конструировать его образ в виде яйца или колбы-реторты. Представьте себя в качестве стеклянного сосуда. Внешний мир может коснуться вас только через стенки сосуда или через скорлупу яйца. Пусть ваше сознание выглядывает наружу сквозь стенки колбы и наблюдает чувственный мир, будучи при этом способно вернуться внутрь в яйцо вашей души.

В ходе медитации вполне естественно будут возникать неожиданные образы, случайные мысли, дневные заботы. В этом упражнении не следует подавлять или отвращать от них внимание – по очереди позвольте каждому из них развиться и созреть, а затем наблюдайте, как рассеивается их энергия, а сами они растворяются. Эти образы и эмоциональные импульсы возникают из нашего бессознательного – изначальной энергии внутренней жизни, фона нашего бытия. В процессе медитации представьте его как самую внутреннюю часть реторты или яйца, глубинную внутреннюю тьму, из которой эти импульсы бессознательно возбуждаются. Позвольте себе погрузиться вглубь, уйти с головой во внутреннее содержимое реторты, а потом вернитесь на поверхность.

Теперь нужно совместить две части упражнения, воображая себя яйцом или ретортой, динамической границей между многообразием внешних ощущений и внутренним течением бессознательной активности. В ходе этого медитативного упражнения сознание соприкасается с двумя морями, где у вашего существа нет прочной опоры, и где оно посредством такого внутреннего соприкосновения нащупывает твердую землю своей души, которая располагается между двумя этими областями. Таким образом, вы расширяете пространство внутри – место, где можете уверенно работать с душой.

Это очень простая медитация, и рассудок может счесть ее тривиальной, но упражнения такого типа весьма важны для развития контакта с устойчивой основой (ground space) души – Ретортой или Философским Яйцом, в котором может происходить внутренний рост. Если вы преуспеете в этом, то сможете использовать данное упражнение в качестве метода для начинания и завершения более длительной медитативной работы.

2. Разделение и Соединение

[Данная серия медитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной) или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильно уставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важно уединение и исключение возможности быть потревоженным.

Все упражнения следует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первом разделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мы будем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» в обратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно к нормальному сознанию.]

Совершайте медитацию «Философское Яйцо» до тех пор, пока не окажетесь в центре внутреннего мира и не почувствуете себя внутри реторты. Тогда осознайте свои душевные силы, представьте их как бурлящую и кипящую воду на дне сосуда, полного жизни и вечно меняющейся неукротимой энергии. Позвольте этой картине четко сформироваться, принять определенную структуру, а потом медленно отделите себя от этого образа, ощутите свой внутренний мир отдельно от этой бурлящей воды. Это поможет представить, как вы поднимаетесь в верхнюю часть реторты, удаляясь от кипящей жизненной воды души.

Проводите разделение до тех пор, пока не окажетесь довольно далеко - высоко вверху, сконцентрировавшись в отчетливой удаленной точке, но не теряя из виду бурлящее кипение внизу. Эта точка возникнет естественно в ходе медитации, когда вы почувствуете необходимость вернуться вниз. Пусть это случится, и в ходе нисхождения почувствуйте, как ваше существо растекается, открывая себя бурлящей энергии вод.

Повторите это упражнение несколько раз (по вашему усмотрению), всегда заканчивая на стадии соединения. Затем закончите медитацию, совершая «реторту» в обратном порядке, возвратив себя из внутреннего мира к внешнему сознанию.

Медитация «Разделение и Соединение» готовит ваше сознание для последующих упражнений, когда будет необходимо сознательно контролировать вовлечение и отделение от внутреннего процесса. Регулярное проведение медитации «Реторта» улучшает способность погружения во внутреннее пространство сознательно и по желанию. У вас есть контроль над внутренним и внешним измерением души. Второе упражнение помогает развить внутреннюю гибкость, необходимую для работы с алхимическими символами в ходе медитации. Хотя эти два основных упражнения и кажутся упрощенческими, мастерство при их исполнении важно для дальнейшей работы.

Те, кто уже работал с веществами и настоящими алхимическими инструментами, совершая физическую алхимию, найдет в этом бесценный источник образов для медитаций алхимии духовной.

3. Растворяй и Сгущай (Solve et Coagula)

[Данная серия медитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной) или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильно уставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важно уединение и исключение возможности быть потревоженным.

Все упражнения следует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первом разделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мы будем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» в обратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно к нормальному сознанию.]

Для начала совершите медитацию «Реторта», чтобы погрузиться в свое внутреннее пространство. Для медитации «Растворяй и Сгущай» следует взять любой символ, для начала достаточно простой (хотя данная методика может быть применена к любому символу), например, треугольник Трех Принципов, Сера-Ртуть-Соль. Начинаем на стадии коагуляции, конструируя символ в жесткой, застывшей форме. Можно, к примеру, представить, как этот треугольник создается из дерева, при этом символы Соли, Серы и Ртути вырезаны или нарисованы в его вершинах, или даже было бы лучше представить в этих точках насыпь пепельно-бледной соли, жидкую ртуть и поблескивающую серу. Позвольте воображению сконструировать символ по вашему желанию, но представленный скорее в жестком, отвердевшем виде, нежели в абстрактной форме. Вы обнаружите невозможность долгого сосредоточения воображения на этом образе, его создании и сохранении, и как только ощутите ослабление концентрации, приступайте к фазе растворения.

Фаза растворения предполагает постепенное представление жестко сконструированного символа в более отвлеченной форме, при этом ваше сознание естественным образом приближается к восприятию этого символа в состоянии высшей абстракции. Можно, к примеру, представить, как из изначального застывшего символа в глубины космического пространства излучается серия треугольников, уносящих с собой ваше сознание, пока вы не окажетесь в троичном пространстве (threefoldness, triple space) архетипических принципов. Стадия растворения не может поддерживаться долго, и вам следует совершить нисхождение из этого мира чистых форм и приступить к воссозданию символа в жестком виде. Повторяйте этот процесс столько раз, насколько хватит ваших внутренних ресурсов, закончить его можно на любой из фаз, причем определенные постэффекты (after resonances) в душе будут очень сильно зависеть от конкретной заключительной фазы.

Эти два модуса внутреннего восприятия символа начинают взаимодействовать друг с другом в ходе таких медитативных упражнений, и вы, конструируя символ, начинаете выстраивать мост между формой и субстанцией. Растворяющая фаза извлекает сущность, внутреннюю жизнь символа, в то время как коагулирующая стадия снабжает форму материальной основой, делая ее реальной. Это наиболее важная медитативная практика, и мы будем часто использовать ее в дальнейших упражнениях, исследуя природу различных алхимических символов.

4. Уроборос

[Данная серия медитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной) или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильно уставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важно уединение и исключение возможности быть потревоженным.

Все упражнения следует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первом разделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мы будем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» в обратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно к нормальному сознанию.]

Совершите медитацию «Реторта» для погружения во внутреннее пространство. Сконцентрируйте свое сознание в одной точке – пространственно ее можно представить в центре реторты, а эмоционально – как место спокойствия. Выдержать такое состояние можно лишь в течение короткого времени, поэтому позвольте естественным силам души вмешаться в процесс (to play into the experience).

В скором времени противоположности проявят себя; представьте это в виде точки, становящейся линией. Старайтесь как можно дольше удерживать свое сознание на середине этой линии. Вы почувствуете, как отлучаетесь от центра в сторону каждого из противоположных полюсов – позитивного и негативного, верхнего и нижнего, активного и пассивного и т.д. Рассмотрите с такой позиции столько противоположностей, сколько сами сочтете нужным.

Затем представьте себе этот образ более конкретно (при необходимости воспользовавшись методикой «Растворяй и Сгущай») и вообразите линию в виде змеи, голова которой соотносится с вашей собственной головой, а хвост – с основанием позвоночника. Прочувствуйте противоположные аспекты символа, позвольте развиться его целокупной форме и противодействующим силам. Данный образ отражает естественную структуру вашего внутреннего бытия.

Теперь вам следует образовать Уроборос через соединение двух противоположностей. Представьте себе, как вертятся голова и хвост змеи до тех пор пока голова не схватит хвост, сформировав символ Уробороса, который должен сконцентрироваться вокруг вашего сердца. Используя методику «Растворяй и Сгущай», вы можете сделать этот символ высшим элементом внутреннего мира. Как только змея схватывает себя за хвост, ваша душа овладевает собой на высшем уровне, и начинает воздействовать сама на себя (to work upon its own substance), соединяя противоположности, сознание с бессознательным, позитивное с негативным, дух с телом и т.д.

Данную методику можно использовать в обычном порядке, или в случае работы с частными противоположностями, с которыми вы столкнулись с ходе обучения или в обыденной жизни.

В случае с Уроборосом не следует проводить упражнение в обратном порядке. Сформировав этот символ, не разбирайте его на составные части, но закончите медитацию на этом этапе, позволив единству сохраниться внутри вас.

5. Гермафродит

[Данная серия медитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной) или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильно уставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важно уединение и исключение возможности быть потревоженным.

Все упражнения следует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первом разделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мы будем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» в обратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно к нормальному сознанию.

В предыдущем упражнении мы испытали нечто вроде вертикальной полярности нашего существа, в образе Уробороса, чья голова и хвост были соединены. В данной упражнении мы будем работать с горизонтальной полярностью человека.]

Погрузите свое сознание во внутренний мир, прибегнув для этого к медитации «Реторта». Сконцентрируйте его на плоскости, проходящей сверху вниз через срединную линию нашего тела, и начните исследовать полярности своего существа, выраженные через правое и левое. В этом упражнении мы должны попробовать ощутить качественные отличия в нашем восприятии правого и левого. Сознание ощущает себя комфортно на правой стороне, тогда как левая кажется более чуждой и незнакомой (для левшей все наоборот).

Перенесите свое сознание на правую сторону своего тела – можно представить это, пожалуй, вполне натуралистично в виде лучей, испускаемых правой стороной, в особенности, правой рукой. Почувствуйте, как сознательная воля живет в этой части вашего существа. Снова сконцентрируйтесь и представьте левую часть как сферу своего бытия, пронизанную силами, выходящими за рамки вашего сознания. Представьте себе эту часть своего тела в качестве органа восприятия тех бессознательных сил, что действуют в вас. Сконцентрируйтесь снова и поочередно фокусируйте сознание то на левой, то на правой стороне.

В ходе данного упражнения отчасти можно сконцентрировать свое внимание на том факте, что органы, которые расположены в нашем тебе несимметрично – печень, сердце, кишечник и др. – никогда не поддаются сознательному контролю, в то время как многие из симметрично расположенных органов – мозг, легкие, конечности и др. – могут оказаться в сфере осознанной воли. Исследуйте такие и похожие образы.

В скором времени в ходе медитации возникнет момент, когда начнет происходить своего рода естественный синтез. Представим себе, что левая часть как женская / воспринимающая / интуитивная и правая как мужская / активная / сознательная начинают соединяться в процессе синтеза, чтобы окончательно слиться в образе гермафродита. Достаточно отчетливо вообразите себе свое внутреннее бытие в виде этого гермафродита, в котором два сущностных аспекта – сознание / бессознательное, активное / пассивное, мужское / женское и т.д. соединены, сплавлены воедино.

Не пытайтесь проводить упражнение в обратном порядке. Сформировав этот символ, не разбирайте его на составные части, но закончите медитацию на этом этапе, позволив единству сохраниться внутри вас.

(По поводу физического проявления гермафродитизма нам следует только отметить, что правая полусфера мозга связана с левой стороной тела, и наоборот). Данная медитация представляет собой всего лишь малую часть того духовного содержания, что несет в себе символ гермафродита.

6. Меркурий или Кадуцей

[Данная серия медитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной) или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильно уставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важно уединение и исключение возможности быть потревоженным.

Все упражнения следует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первом разделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мы будем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» в обратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно к нормальному сознанию.]

Оказавшись в воображаемом пространстве внутреннего мира, начните создавать внутри себя образ Кадуцея. Почувствуйте правую и левую полярности внутри себя, точно также как и в медитации «Гермафродит».

Представьте себя в виде пентаграммы и сконцентрируйте свои ощущения левого и правого в руках и плечах, сформировав внутренний образ рогов (horns) Кадуцея.

Затем начните работать с другой полярной системой – голова-тело-конечности, проработанной в ходе медитации «Уроборос». Сформируйте посредством воображения округлую солнечную часть символа Меркурия, наложив ее на главную ось (trunk) своего тела.

Затем вам следует представить себе особого рода поток, впадающий в левую руку (пассивную часть вашего существа) из внешнего Космоса, который, двигаясь вниз по Кадуцею, оказывается в правой части тела, а затем, поднявшись по кругу, возвращается на левую сторону, чтобы потом, снова поднявшись вверх, пройти через правую руку, где воображаемый поток энергии должен покинуть вас. (Левшам, возможно, потребуется изменить указанные направления). Не позволяйте этому ощущению струящейся энергии развиться слишком сильно и начать доминировать в ходе медитации. Течение должно быть достаточно мягким. В данном случае нас интересует не динамика, а баланс энергий во внутреннем пространстве.

Нарисуйте в воображении крест в нижней части солярного аспекта Кадуцея, и этот крест является для символа точкой заземления. Если сочтете, что энергетика солнечно-лунного потока слишком усиливается, то вам следует спуститься к указанному кресту и позволить верхней открытой «восьмерке» Кадуцея постепенно исчезнуть.

В ходе выполнения медитации «Меркурий» ваша цель – сбалансировать различные силы и аспекты символа. Лунный серп или открытая часть «восьмерки» - против замкнутой солнечной части. Верхняя часть целиком – против креста внизу. Левая пассивная сторона – напротив правой активной. Верхняя лунная часть открыта для духовно-космических сил, замкнутая солярная сфера позволяет ощущать внутренние силы души, в то время как крест является фиксированным элементом вашего воплощенного бытия, ощущаемым через нижнюю часть (feet), находящуюся в контакте с земной сферой.

Три медитативных упражнения – Уроборос, Гермафродит и Кадуцей – образуют взаимосвязанную группу, и они могут и должны практиковаться совместно, как органичное целое, соединяющее различные противоположности нашего существа.

7. Солнце и Луна

[Данная серия медитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной) или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильно уставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важно уединение и исключение возможности быть потревоженным.

Все упражнения следует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первом разделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мы будем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» в обратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно к нормальному сознанию.]

В ходе данной медитации мы выполним упражнение, которое, несмотря на его простоту, затрагивает архетипические сферы. Настоящий успех здесь возможен лишь тогда, когда методика применяется к различным уровням существования - физическому, эфирному, астральному и духовному.

Основные используемые образы в ходе этой медитации - архетипы Солнца и Луны. Следует внутренне ощутить эти архетипы для того, чтобы найти в собственном существе солнечные и лунные силы в их разнообразных проявлениях.

В начале можно вообразить архетип Солнца как нечто необузданно расширяющееся, горячее, испускающее излучение от центра к периферии, превращающее вещество в энергию, а формальную структуру – в динамические силы. В начале упражнения можно отнести это к физическому уровню существования, представив себе выдыхание или движение крови от сердца к периферии тела.

Лунный архетип можно представить как сжимающийся, холодный, осуществляющий течение вовнутрь, центростремительный, фиксирующий энергию в конкретной форме. Для начала можно соотнести это с глубоким вдохом, органами периферии тела, мозгом и системой конечностей, получением энергии из крови, фиксированием и приданием конкретной формы вашему существованию.

Затем можно почувствовать, как возникает ваше физическое существование - точка равновесия между изливающими себя солярными силами, которые могли бы раствориться в космосе и фиксирующими лунными силами, которые придают строгую форму. Попробуйте перенести эти образы в сферу души, чтобы испытать в потоке эмоций солярный элемент, давящий наружу, который обеспечивает энергию эмоций, постарайтесь также ощутить, как он встречается внутри с лунным элементом эмоций, который действует как темная граница внутри эмоции, предающая ей форму. (У большинства людей осознан лишь солнечный элемент - энергетика эмоций; лунный элемент менее осознан, но он должен быть внесен в сферу сознание для того, чтобы достичь лучшего баланса в существовании). Попробуйте, развив этот опыт в сфере души, внутренне почувствовать баланс лунных и солярных сил, которые работают в эмоциях.

Эта методика также может быть использована для работы с эфирными силами человека, путем ощущения их рецептивных и активных аспектов, которые относятся ко внутренним солнцу и луне, и также на более духовном плане, для осознания космического измерения этих сил.

8. Центр сердца

[Данная серия медитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной) или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильно уставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важно уединение и исключение возможности быть потревоженным.

Все упражнения следует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первом разделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мы будем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» в обратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно к нормальному сознанию.]

В некоторых из вышеприведенных медитативных упражнениях мы имели дело с душевными аналогами органов тела. В этой медитации мы обратимся к сердцу.

Поместите себя в "реторту" посредством нашего базового медитативного упражнения. Войдя во внутреннее пространство, обратите свое внимание к ритмическим сокращениям сердца. Дайте этому ощущению развиться до тех пор, пока не почувствуете, что сердце переместилось в центр "реторты". Затем, используя технику «Разделение и Соединение», попытайтесь отстраниться от физического восприятия сердцебиения и вместо этого мысленно прикоснуться к духовной сущности сердца.

Пока это ощущение развивается, начните строить изображение сердца в виде центра лемнискаты, 8-образной фигуры, имеющей четыре разделенные области в точке пересечения сходящихся здесь четырех кривых. Ощутите поток, исходящий вверх из центра сердца к духовным вершинам Космоса, и как он разворачивается и возвращается к центру, принося с собой духовную эссенцию космического пространства. Дайте этому ощущению циклов космического наполнения сформироваться в разных образах - потоках света или энергии.

Теперь представьте нижнюю часть лемнискаты, как она спускается глубоко вниз и приносит космическое наполнение в глубины души, в область воли, сферу активной деятельности. Нижний сегмент лемнискаты загибается и возвращается к центру, принося с собой, в качестве ответной реакции, эссенцию - плод этой активной деятельности.

Затем объедините всю картину и ощутите, что сердце является четверичным центром вашего бытия, расположенным внутри лемнискаты. Чтобы завершить это упражнение, следует перейти к физическому восприятию сердцебиения и в то же время нужно осознать, что физическое сердце представляет собой тело сердца мистического, сокровенный центр, к которому мы прикасаемся в ходе этой медитации.

9. Птица Души

[Данная серия медитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной) или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильно уставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важно уединение и исключение возможности быть потревоженным.

Все упражнения следует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первом разделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мы будем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» в обратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно к нормальному сознанию.]

Сконцентрируйтесь во внутреннем пространстве, выполнив медитацию «Реторта», и затем зафиксируйте связь души с чувствами. Добившись этого, начните ощущать свою душу и то, как она соединена с областью чувственного восприятия, связанного с деятельностью мозга. Дайте этому ощущению развиться и оформиться в определенное, четкое осознание. Теперь позвольте своему сознанию обратиться наружу и почувствуйте широкое пространство вокруг души и над ней, а также вершину, которой она тоже принадлежит. Дайте чувству развиться, чтобы в образах отразилось то, что эта вершина также является сферой души.

Обычно человек переживает скованность души, ее соединение с областью чувственного восприятия, но меж тем часть ее сохраняет устремление вверх. Мысленно представьте эту ее частицу, свободную от чувственных уз, в виде Птицы Души. (Эта птица может представляться по-разному - создайте подходящее вам изображение). Значение Птицы Души в том, что ее воспринимают как свободную часть душевных сил, способную оторваться от наружной области восприятия.

На этом этапе не следует отождествлять себя с птицей, нужно оставаться за пределами переживания, наблюдая, как птица взлетает и воспаряет в пространство духа, находящееся над душой. (Как полет жаворонка, например, или парение орла). Дайте Птице Души исчезнуть из поля зрения, после чего ждите ее возвращения и воссоединения с нижними силами души. Повторите этот цикл исчезновения и возвращения столько раз, сколько пожелаете.

Птица Души является посредником для обращения к духу через душу. Птица возвращается, принося с собой некую сущность духовного мира, чтобы напитать ею те силы души, которые скованы физическими ощущениями, связанными с деятельностью мозга. Первоначально такая сущность будет восприниматься только бессознательно.

Только когда духовное осознание разовьется посредством ряда медитативных упражнений, человек сможет благоприятно соотнести себя с самой Птицей Души. На этом этапе следует оставаться в области нижних сил души.

10. Процессы Природы – четыре элемента

[К нынешнему моменту мы прошли серию из десяти медитативных упражнений, которые используют некоторые техники для постижения внутреннего «я» определенными путями или путем использования особых символов. Эта работа может быть продлена до бесконечности и хочется надеяться, было дано достаточно указаний читателям, чтобы построить упражнения самостоятельно. Но здесь мы меняем направление медитативной работы. Алхимики медитировали над процессами в своих ретортах, и они также работали над тем, чтобы достичь внутренней гармонизации своего бытия с внешним процессом в природе. Они медитировали над естественными процессами, привнося это состояние в свои души. Таким способом они читали книгу Природы.]

Первая наша медитация в этой серии подразумевает работу с четырьмя элементами. Рассматриваемая здесь методика представляет собой расширенную версию техники «Растворяй и Сгущай». Она должна быть реализована в сосуде Природы, через созерцание мира Природы, и означает перенос сущности внешних духовных сил через порог во внутреннюю сферу. Среди явлений Природы отыщите те, которые отражают характер конкретного созерцаемого элемента. В случае Воздуха, возможно, следует обратить внимание на поднимающийся от огня дым, медленно образующийся туман, или те процессы образования облаков, которые происходят с заметной скоростью. Для Воды можно отметить морской берег, волны, бьющиеся о скалы, или, возможно, найти небольшой поток или водопад. Для созерцания Земли можно сидеть рядом со скалой или каменоломней, или какой-нибудь особенностью ландшафта. Огонь – наиболее неуловим, хотя в природе есть потоки тепла, пронизывающие явления, текущие сквозь растения, занимающие значительную часть ландшафта; возможно, было бы лучше всего в начале медитировать у настоящего огня.

Найдите себе место, где можно было бы присесть или иным образом устройтесь удобно, чтобы можно было наблюдать выбранное явление. Эта медитация состоит из двух частей, двух циклов, внешней и внутренней фазы. Они должны поочередно повторяться до тех пор, пока душа не ощутит себя заполненной целиком. (Это упражнение невозможно перевыполнить, поскольку ваша концентрация падает при наступлении внутренней полноты).

Во время внешней фазы Растворения нужно с открытыми глазами растворить сознание вовне, в наблюдаемом явлении, прочувствовать своего рода соприкосновение с естественным процессом, как будто сливаясь со звуками потока, с ярким блеском вод, позволить себе влиться в созерцаемый процесс. Затем, при наступлении внешнего насыщения, привнесите пережитый опыт во внутреннюю сферу, закрыв глаза, отделившись от других чувств, погрузившись в глубины души, принося с собой эссенцию - сущность выбранного внешнего явления, скажем Воды, и соприкасаясь со внутренним образом элемента Воды. В этом заключается фаза Коагуляции. Затем, когда достигнуто определенное внутреннее насыщение, следует позволить сознанию вернуться снова к фазе Растворения. Можно обнаружить, что в этом упражнении через врата сознания проносится духовная сущность явления, и прийти к внутреннему ощущению живой связи с элементами. Можно пройти через все четыре элемента в последовательности, и через это упражнение очень быстро понять градации элементов, и такие понятия как Земля Огня, Вода Воздуха, и т.д. больше не будут представлять собой лишь абстракции, обретя действительное существование.

Пожалуйста, не поддавайтесь искушению проделывать эти упражнения вне Природы. Необходимо взаимодействовать с Природой, и входить в отношения с ней через эту работу, которую невозможно провести лишь в уме.

11. Процессы Природы – рост

[Развивая направление, заданное в Герметической Медитации № 10, мы будем работать с естественными процессами Природы, и займемся здесь исследованием роста.]

Медитативная техника, используемая здесь - та же, что и в № 10, то есть, эта медитация разбита на две фазы - период, когда внимание фокусируется вовне на каком-нибудь явлении, что позволяет сознанию полностью погрузиться в явление посредством органов чувств; за этим следует этап отступления во внутреннюю область, разрыв чувственных контактов и внесение сущности внешнего опыта во внутренний мир в качестве субъекта медитации. Период внутреннего усвоения через медитацию на внешнем опыте должен быть продолжен последующей настройкой сознания на внешний мир, и этот цикл следует повторять неоднократно.

Летом можно обнаружить вокруг нас многие примеры роста, и читателям следует исследовать те, которые их особенно интересуют, но все же приведем один пример, скажем, распускание почек на деревьях. Не так уж трудно найти почки на различных стадиях развития поблизости друг от друга на одном и том же дереве, и таким образом можно исследовать весь цикл развития почки. Во время внутренней фазы медитации, попробуйте зафиксировать во внутреннем образе форму растущей почки, пространство, в которое вливается субстанция. В некоторых случаях это будет не слишком сложно и после нескольких циклов упражнения, эта форма будет возникать в сознании. При работе с данным упражнением таким способом, со временем обнаружится, что во время внешней фазы восприятие конкретных почек в конечном счете будет зависеть от архетипической почки конкретного вида, которая будет восприниматься сознанием как ближайшая по форме к указанному реально воспринимаемому объекту. С этого начинается восприятие эфирной формы почки.

Процесс роста, выбранный для этих упражнений должен быть интесивным - внутренний рост, распускание почек, прорастание семян, распускание цветов (развитые листья или медленно растущие объекты здесь не подходит, требуется значимое присутствие эфирной силы). Мы должны попробовать в медитативной фазе представить пространство, которое наполняется физическим веществом растения, архетипическую форму цветка, листа, бутона. Будет прекрасно, если у вас получается внутренне ощутить процесс роста динамически, а не последовательную смену статических форм.

Для того чтобы провести это упражнение как следует, нужно чтобы фазы разделял как можно меньший временной интервал (хотя затем, с приобретенным опытом, вы сумеете позволить себе некоторую паузу между внешним восприятием и внутренней абсорбцией). Не во всех случаях получится с удобством проходить внутреннюю и внешнюю фазы в одной и той же удобной позиции, и, может быть, лучше после прохождения первого этапа быстро найти место поблизости, чтобы расслабиться и приступить к внутренней фазе. Тем не менее, для этого упражнения необходимо, чтобы обе фазы были пройдены. Нет смысла работать теоретически, нужно объединить внешнее и внутреннее, а не довольствоваться только психическим опытом.

12. Процессы Природы – плодоношение

[Данная медитация продолжает работу с процессами Природы, и она направлена на внутреннее переживание процесса плодоношения, время для которого наступает поздним летом и в начале осени.]

Медитативная техника, используемая здесь - та же, что и в № 10, то есть, эта медитация разбита на две фазы - период, когда внимание фокусируется вовне на каком-нибудь явлении, что позволяет сознанию полностью погрузиться в явление посредством органов чувств; за этим следует этап отступления во внутреннюю область, разрыв чувственных контактов и внесение сущности внешнего опыта во внутренний мир в качестве субъекта медитации. Период внутреннего усвоения через медитацию на внешнем опыте должен быть продолжен последующей настройкой сознания на внешний мир, и этот цикл следует повторять неоднократно.

В целях медитации следует отыскать вокруг нас явления плодоношения, которые, будучи легко доступны, привлекают и удерживают наш интерес. Нам не следует сосредотачиваться непосредственно на форме или цвете плодов, но стоит попробовать проникнуть в самую суть процесса плодоношения.

Когда найдено конкретное дерево, куст или растение, с которым мы хотим работать, то сначала нужно целиком осмотреть растение, на котором обнаружен плод. Медитируйте на те силы, что действуют в этом растении. Когда получено ясное внешнее представление о растении, его внешнем виде, форме листьев, природе стебля, характере его роста, попробуйте привнести его образ, саму его суть в свой внутренний мир. Как только это будет достигнуто, даже в малой степени, начните исследовать плод; сначала, в рамках первой фазы медитации, обследуйте его форму, затем во внутренней фазе упражнения попробуйте соотнести его с породившим его растением.

Если продолжить работать с этим явлением плодоношения, можно вскоре почувствовать, что плод больше не является частью растения, он не похож на лист или стебель. Плод обладает собственной внутренней сутью, отдельной от породившей его сущности, и если мы проследим далее за внутренним образом, то сможем пережить процесс плодоношения, увидев, каким образом силы растения, над которыми мы медитировали вначале, были выброшены действующим из центра давлением, обретя тем самым независимую жизнь в созревшем плоде. Это можно проследить физически в образовании плода, но также существует внутренний эфирный аналог, который более важен для нашей работы. Посредством медитации над процессом создания отдельного тела плода следует соприкоснуться с его эфирной сущностью, с разделением эфирных энергий. Если мы сорвем плод с дерева или куста, то сможем далее представить себе независимость этих внутренних сил.

Нужно также попытаться пережить процесс плодоношения в нашей душе, который мы испытываем, питая и развивая какую-то ее грань, импульс интереса, который мы оживляем нашими внутренними энергиями, и со временем видим, как этот плод становится отдельным и независимым от нашего внутреннего центра бытия. Действительно, один из наиболее важных результатов этих упражнений должен вылиться в ощущение жизни души как существа, сходного с растением – внутренние энергии души живут, растут и развиваются подобно растению в Природе.

Мы рассматриваем здесь только процесс формирования плодов, не учитывая их последующий распад и начало нового роста. То, что мы хотим уловить в ходе этой медитации – архетипический процесс плодоношения, разделение и обретение независимости потоков жизненных сил, как в душе, так и в воплощенных формах физической природы.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики