04.02.2009
0

Поделиться

Алхимический Сосуд как символ Души

br />Внутреннее развитие в алхимии проивзодится повторением трансформаций и других операций внутри нашей души. Как и происходит в любой эзотерической практике, внутренняя алхимия пробуждает могущественные психические силы, и мы должны найти способ их сдерживать и контролировать. В традиции ритуальной магии оператор обычно использует открывающий и закрывающий ритуал, которые создают некие границы, в которых содержатся, а затем рассеиваются силы, призванные для работы. Похожим образом, в медитации существует открывающее и закрывающее упражнение (обычно основанное на дыхательных ритмах), помогающее восстановить связь медитирующего с нормальным состоянием сознания, а не оставлять его потерянным и болтающимся где-то между внешним и внутренним миром. В нашей внутренней работе с алхимическими операциями мы имеем символ алхимического сосуда, бессценный способ вместить внутренние энергии и позволить им раскрыться под нашим контролем. Так что алхимический сосуд может служить защитным внутренним символом, совсем как круг в церемониальной магии, или астральный храм в эзотерических орденах, или дыхательное упражнение в медитации.
Силы, пробуждаемые внутренними алхимическими операциями, как я сказал, могут быть могущественными и разрушительными для психики, так что прямое столкновение с этими трансформирующими энергиями нежелательно. Только путем продолжительной внутренней работы мы придем к тому, чтобы пережить эти силы в их первозданной форме. Первые встречи с ними обычно мимолетны и наполнены эмоциональным опытом. Только если терпеливо, как алхимики, без устали повторяя внутренние эксперименты, склонившись над нашей внутренней колбой, сможем мы обрести хотя бы отблеск алхимической трансмутации. Поэтому очень важно понять природу алхимического сосуда, чтобы мы смогли использовать его в своей внутренней работе.
Мы должны понять, что символы — это действительные образы энергии. Это так даже в экзотерическом смысле, ведь каждый символ в нашем сознании — это электро-химический импульс в нейронной сети нашего мозга. Однако на глубоком эзотерическом уровне символ — это образ тонкой энергии, скрытой за формами, которые она принимает. Когда мы медитируем над символом, мы внезапно осознаем, что он преображается, представая перед нами в разных обличиях, и так мы сможем понять, что истинная природа символа — его энергетический облик.
В алхимической литературе и гравюрах описаны и изображены самые разные формы сосуда. Существует огромное разнообразие реторт, пеликанов, водяных бань, перегонных кубов, дистилляторов и т.д. Однако в процессе внутренней работы мы обнаружим, что все это многообразие приборов сводится к трем архетипическим формам, которые мы можем назвать Тигель, Реторта и Перегонный Куб.

Тигель — это, в сущности, открытый сосуд, посуда, ступка или котелок, открытый внешнему миру. Вещества или энергетические образы можно опустить в тигель, и обработать каким-нибудь агентом, а некоторая часть вещества может быть убрана оттуда после своего рода очищения. Часто это изображается как применение жара, тепла. Иными словами, руду, уложенную в тигель, разогревают, металлические формы отделяются, примеси поднимаются в воздух или в виде шлака оседают на поверхности металла. Таким образом, изначальная субстанция, руда, трансформируется в новый чистый металл. Однако, суть этого типа сосуда, при использовании его во внутренних операциях, заключается в том, что он открыт. Трансформация может быть произведена благодаря тому, что определенные энергии (или примеси) могут испариться. Нагревание не обязязательно для такого типа алхимических процессов. Обработка соли кислотой для того, чтобы вызвать вскипание или высвободить газы, медленное выпадение в осадок или кристаллизация твердых частиц раствора — другие примеры операций в тигле.
Когда мы помещаем тигель внутрь, в наши души, мы представляем открытый сосуд в центре нашего существа, позволяющий всем примесям или нежелательным граням работы выходить из него и рассеиваться, а также позволяющий субстанциям и силам входить в него из духовных пространств. В этом смысле тигель в наших душах — это чаша, нижняя часть которого удерживает субстанции и силы, а верхняя часть открыта для вселенских духовных влияний. Мы можем позволить нежелательным энергиям безопасно выходить из сосуда и рассеиваться во вселенском потоке, а другим энергиям мы можем собрать из духовных пространств и позволить им опуститься на дно нашего сосуда.
Этот процесс может аккуратным и протекающим плавно, но можно и разогреть наш тигель при помощи мощных эмоциональных всплесков, принудительно вызывая трансформацию. Конечно, когда мы будем более опытны в использовании этих техник, мы будем готовы сознательно вызывать обе эти фазы, активную огненную фазу или спокойное охлаждение, разогревание или кристаллизацию, и в конкретной работе они могут быть применены отдельно, чтобы создать полярность в нашем внутреннем опыте, которая отлично помогает довести работу до завершения.
Обычно мы выполняем эти упражнения, помещая в наш внутренний тигель некий образ или символ, а затем открываясь различным трансформациям, которые могут произойти — обжигу (кальцинация, прокаливание), очищению, кристаллизации, расщеплению, и т.л.

Реторта в архетипическом смысле — это запечатанный сосуд. В своей внутренней работе мы воображаем нашу душу запечатанной в этот сосуд, недоступной как внешнему миру, так и нашей внутренней духовной реальности. Когда мы выполняем это упражение, мы должны все, что нам может понадобиться, иметь внутри нашего сосуда, и в процессе этой работы мы полностью замыкаемся в себе и полагаемся на внутренние изменения, которые произойдут при помощи тех компонентов и сил, который содержатся в нашем существе в это время. Мы должны работать над трансформацией только при помощи этих внутренних сил, не полагаясь ни на какие внешние влияния. Потому очень важно перед выполнением этого упражнения, если мы надеемся на какой-нибудь удовлетворительный результат, приготовить себя и поместить в нашу внутреннюю реторту все энергии и символы, которые могут понадобиться. Поэтому выполнение этого упражения требует некоторой подготовки.
Упражнения с ретортой особенно ценны для работы над внутренним синтезом противоположностей. Мы помещаем противоположные энергетические образы, ограниченные некоторым набором символов, в наш внутренний сосуд, запечатываем ее, и даем им полностью раскрыться, взаимопроникать и прийти к некоторому новому синтезу. Наиболее распространенный символ этой работы в алхимических трактатах — это мужчина и женщина, запечатанные в сосуде, объединяющиеся и дающие жизнь ребенку. Так что обычно силы, над которыми производится работа в реторте — это наши маскулинные и феминные компоненты. Помещая эти образы в нашу реторту, и давая им проявляться и резонировать внутри нашего существа, мы можем осознать эти психические компоненты, и дать им встретиться друг с другом наилучшим образом. Другие противоположности, с которыми мы можем попробовать поработать, это наше логические мышление и чувственные прозрения, тело и дух, благоговение перед духовным светом и страх беспросветной тьмы материи, процессы жизни и смерти, роста и гибели.
Мы должны воспринимать реторту как лоно или матрицу, в которой проходит беременность и новое рождение из первоначальных компонентов. Если мы будем работать с ретортой длительное время, мы почувствуем важность этой области нашей души, и будем считать ее нашей внутренней лабораторией. Алхимические процессы, в ней протекающие, часто вызывают встречу таких противопложностей, как Разделение и Объединение, Рассеивание и Сгущение. Однажды мы обнаружим, что наша реторта почернела, и долгое время ничего не происходит, однако если мы будем настойчивы, изменения обязательно произойдут, возможно сначала только в виде проблеска, но после долгих повторений упражнения мы сможем получить сияние нового опыта. В иное время реторта будет полна движения, радужной игры цветов и беспрестанно изменяющихся форм. В этом случае мы должны ждать образования некой твердой почвы среди меняющихся образов, на которой сможет вырасти новый опыт. Символ, часто переживаемый на этом этапе — дерево или цветущее растение в пространстве нашей реторты. Другим похожим символом является птица, взмывающая вверх и падающая вниз в нашей реторте.

Последний внутренний сосуд, о котором я хотел бы поговорить — это Дистиллятор или Перегонный Куб. Когда мы попытаемся использовать этот символ в своей внутренней работе, мы испытаем чувство выделения некой эссенции из наших внутренних процессов, очищение ее и концентрация в нашем существе так, что она становится внутренним источником, к которому мы можем прикасаться по собственной воле. Алхимические операции до некоторой степени имеют отношение к нашему обычному внешнему сознанию, поскольку переживание понимания некоторых аспектов нашего мира может полностью преобразить наш способ с ним обращаться. Например, впервые сталкиваясь с новой технологие или незнакомой задачей, мы ведем себя осторожно и испытываем трудности. Но если мы поймем, как это устройство работает или как выполнять эту работу, тогда наши взаимоотношения с устройством или выполняемой работой преображаются.
Похожие процессы протекают и в нашей внутренней жизни в процессе дистилляции (очистки), хотя эта работа и выполняется на гораздо более тонком плане. Мы берем некоторое наше позитивное качество, такое как креативность, или чувствительность к другим, или способность к глубокому и ясному размышлению, и находим символы, которые выражают или охватывают эти качества. Затем мы помещаем эти символы в наш внутренний перегонный куб, и позволяем им свободно течь. В какой-то момент мы почувствуем, что некая сущность этих процессов пытается отделить себя от символов и чувств, связанных с этим качеством. Если мы будем способствовать этому, мы почувствуем, что эта сущность поднимается вверх и собирается в высшей части нашей души. Затем она становится Тинктурой.
Если, например, мы будем работать над нашей креативностью, мы поместим во внутренний куб наше понимание источника нашей способности к творчеству, вызывая в памяти наши творения и работу над ними, воспоминания о чувствах, связанных с творчеством, а также более универсальные символы креативности, и т.д. В своей медитативной работе над этой чертой, которая займет много времени, мы будем внимательно следить за процессами и изменениями, происходящими в кубе. Мы можем, например, поверить, что источник нашего творческого импульса лежит в поиске некой идеальной формы, и испытать этот идеальный образ смешивающимся со своей противоположностью, чем-то безобразным и бесформенным, целый цикл метаморфоз, производящий сбивающие с толку образы. Однако эта стадия пройдет, и наконец мы найдем некий символ или чувство, которое выражает сущность нашей креативности (или того, с чем мы производили работу), извлеченную из медитативного материала. Если мы укрепим и сохраним этот символ или чувство, позволим ему подняться в нашей душе, мы обнаружим, что он превращается в нечто подобное тинктуре. Если эту тинктуру закрепить в нашем существе, мы сможем обращаться к ней, когда она нам понадобится. Также мы обнаружим, что эта часть внутренних сил отражается на всей нашей медитативной работе, и мы можем обратиться к ней в любое время. Так что, в случае креативности, изготовив эту внутреннюю тинктуру, мы сможем обращаться к ней каждый раз при возникновении проблем или кризисов в творчестве, чтобы вновь восстановить связь с нашей творческой способностью.
Конечно, эта работа никогда не может быть выполнена окончательно, ведь мы постоянно изменяемся благодаря новому опыту, но работа с внутренним Кубом бесценна в нахождении источника наших позитивных качеств. В алхимических терминах процессы, связанные с Кубом, называются Дистилляцией, Возгонкой, Закреплением, Мультипликацией и т.д.

Я надеюсь, эти примеры помогут нам увидеть, как философия и символизм древних алхимиков все еще могут быть использованы сегодня для внутренней духовной трансформации. «Открытый секрет» алхимии в том, чтобы мы, подобно алхимикам древности, воспринимали наш внутренний мир как алхимический сосуд. Тогда наша внутренняя жизнь приобретет новые краски и обогатится уникальным духовным опытом.