Перевод

Оккультная психология

Альта Ла Дейдж

Оккультная психология

Глава VIII

ЧЕТЫРЕ ФУНКЦИИ

Юнг пришел к заключению, что психэ обладает четырьмя функциями: мышление, чувство, ощущение, интуиция. Это не «вещи» в том смысле, в каком ими являются архетипы – скорее, модели поведения, способы восприятия окружающего мира, а также сферы бессознательного. По Юнгу, у каждого из нас есть доминирующая функция: «высшая» функция, которая присуща нашему типу изначально, а также «низшая» функция – в наибольшей степени неосознанная и неконтролируемая. Кроме того, существует «вспомогательная» функция – менее развитая, но способная помогать доминирующей. Четвертая функция полностью неосознанна до тех пор, пока некий глубокий опыт ее не пробудит. Однако подобный опыт – редкое явление, так что по большей части мы так и не осознаем эту функцию. Это не значит, что четвертая функция не действует, но она действует полностью против нашей воли или независимо от нее. Юнг говорит, что каждый из нас обладает всеми четырьмя функциями, но в разной степени, и нас можно классифицировать в соответствии с сильными и слабыми сторонами этих четырех типов.

Эти четыре функции образуют пары – рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (ощущение и интуиция) Мышление и чувство рациональны, поскольку имеют дело с формированием оценочных суждений, тогда как ощущение и интуиция имеют дело с чистым восприятием. Мыслительный тип судит об окружающем мире в категориях истинного и ложного, чувствующий тип – в категориях приятного и неприятного. Ощущающий тип реагирует на окружающий мир напрямую, интуитивный постигает внутренний мир в абстрактных категориях (или гештальт-категориях). Функции сформированы по парам таким образом, что если одна из них доминирующая, то вторая будет низшей, т.е. если чувство является высшей функцией, то мышление будет низшей, а ощущение либо интуиция – вспомогательной.

Эти функции приблизительно соответствуют четырем соматическим областям тела в греческой гностической системе: физическое тело, эмоции, разум и дух. Благодаря этому соответствию можно установить прямое соотношение между четырьмя функциями и процессом индивидуации. особенно во взаимодействии личности с Высшей Самостью. Четыре функции также могут быть лучше поняты путем сопоставления их с четырьмя мирами Древа сефирот. В этом случае соотношение выглядит следующим образом:

Ощущения – Асиа

Чувства – Йецира

Мышление – Бриа

Интуиция – Ацилут

Такое соответствие, хотя и правильное в качественном смысле, может ввести в заблуждение, если мы привыкнем думать о четырех мирах как расположенных «выше» или «ниже» друг друга, делить их на «внутренние» и «внешние» и полагать, что они находятся на разных стадиях развития – от грубого, тамастичного [от индийск. «гуна тамас» – гуна невежества, символизирующая инертность, косность. – Прим. перев.] мира Асиа к полностью очищенному, утонченному, лишенному каких бы то ни было качеств миру Ацилут. Юнг вовсе не имел этого в виду, когда формулировал (или, точнее, переформулировал) концепцию четырех функций.

Четыре функции также могут быть соотнесены с четырьмя темпераментами, описанными еще древними алхимиками: меланхолическим, флегматическим, сангвиническим и холерическим. В ранних трудах по психологии эти четыре состояния использовались при диагностике различных заболеваний, но это было так давно, что тогдашние термины сейчас могут показаться нам неприятными – в самом деле, кто захочет ассоциировать себя с желчностью [«Меланхолия» дословно переводится как «черная желчь». – Прим. перев.] или холерой?. Поэтому мы обойдемся без этой терминологии, предпочтя ей каббалистическую. Четыре функции легко накладываются на пять нижних сефирот, что помогает нам изучить их качества и взаимодействие.

Ощущающий тип – Малкут и Йесод.

Чувствующий – Нэцах

Мыслительный – Ход

Интуитивный – Тиферет

Малкут и Йесод находятся в одном и том же эфирном пространстве, примерно так же, как Солнце и Луна, поэтому в практических целях мы их соединим.

Эти сефиры представляют область человеческого разума. Дион Форчун говорит, что если рассматривать их субъективно, они представляют личность и ее силы. Цель оккультной инициации в том, чтобы развить эти силы и, в более высоком смысле, объединить их в Тиферет – что всегда происходит, если только не деградировать в область черной магии (точнее, в использование ее ради собственных целей), – которая является фокусирующей точкой Высшей Самости, или индивидуальности. Таким образом, ее психологическая теория вместе с теориями Юнга показывает нам, что чувство, ощущение и мышление имеют свои собственные функции в процессе интеграции, и что соответствующие им три психологических типа, так же как интуитивный тип, должны со всей тщательностью приниматься во внимание. Более ценное вознаграждение для психэ состоит в том, чтобы быть абсорбированной и обогащенной в Индивидуальности. В процессе индивидуации высший элемент или влияние напрямую воздействуют на сознание и, будучи правильно интегрированными, могут быть вплетены в ткань бытия. Трещина в сознании, образовавшаяся в результате йогической практики или даже случайно, как это произошло с Якобом Бёме, позволяют озарению, нисходящему из более высоких сфер, быть воспринятым четырьмя низшими сефирами.

Психологическая интерпретация учения Каббалы показывает нам, что полная интеграция подразумевает координацию между собой функций мышления, чувства, ощущения и интуиции и преобразование их в единую функцию. Никаким иным способом человек не может стать интегрированным единством, с интегрированной индивидуальностью, посредством которой он поддерживает интегрированность своего бытия. В этом суть идеи целостности. Юнгианская идея целостности согласуется с учением Каббалы, объединяя и примиряя теневую (подсознательную) сторону с сознанием – так же как в каббалистике тьма обращается в свет. Это идея, которую христианскому сознанию почти невозможно воспринять, но в то же время это факт, осознанный в результате личного опыта каждым, кто работал над интеграцией психэ. Однако попытка написать об этом приведет лишь к тому, что тот, кто не имеет подобного опыта, неверно истолкует идеи автора – к сожалению, большинство из нас переоценивает свои способности изложения, когда мы об этом пишем или даже говорим. Но если хотя бы одной из четырех функций будет недоставать, энергия, высвобожденная в результате интеграции (сколь угодно высокого уровня), не сможет полностью достичь сознания. Конечно, для среднего человека и такое состояние – уже достаточно много, поэтому мы должны понимать, что каждый из нас должен работать в этом направлении в соответствии со своим основным, или доминирующим типом.

Глядя с позиций юнгианской теории четырех типов, мы понимаем, что если для мыслительного типа доминантный фактор – отношение человека к реальности, и если этот тип – экстраверт, то чувствующая функция для него будет низшей. В таком случае для типа, противоположного мыслительному, чувствующая функция будет основной – согласно расшифровке четырех типов. Если мы поместим себя внутрь сферы, которую являет собой наш основной тип, то два соседствующих типа будут служить нам помощниками, или вспомогательными типами, к которым мы сможем обращаться время от времени. Функция, противоположная нашей, будет для нас недостающей. Когда она действует в нас, она действует как низшая функция – то есть действует вслепую, бесконтрольно, в своей примитивной или наименее развитой форме. В терминах каббалистики, она выражает темное проявление объединительной сефиры. Но оттого, что круг типов – это именно круг, он самодостаточен и сбалансирован. Таким образом, действия низшей функции не приведут к краху, хотя бы по одной той причине, что она не основная. Это значит, что все наши добродетели имеют темные стороны, так что половину своего времени мы действуем посредством своей низшей функции, и половину времени – посредством высшей. Баланс физической функции этого требует – поэтому каждый, кому случалось думать, что он действует не в соответствии со своей низшей функцией в тех или иных случаях, должен очень внимательно наблюдать за своими снами! Он может быть способен подавлять свою низшую функцию в бодрствующем состоянии – хотя и это весьма сомнительно, – но его сны будут компенсировать это пренебрежение. Иногда недеяние – столь же серьезный грех, как и деяние. «О, если бы ты был холоден или горяч!» – но если ни то и ни другое, то «изблюю тебя из уст моих».

Таким образом, мы можем рассматривать низшую функцию как низшую часть индивидуальности, или как связующее звено между индивидуальностью и бессознательным. В той мере, в какой одна из четырех функций относится к сфере бессознательного, она автоматически управляет личностью. Кому не случалось видеть человека с превосходным самообладанием, одержимого внезапной вспышкой гнева, или же хладнокровного расчетливого ученого, плачущего над сентиментальным стишком? Тот, у кого та или иная функция низшая и неосознанная, сильнее всего ей поддается. Таким образом, человек тяготеет к отношениям «любовь-ненависть» с теми, чьей высшей функцией является его низшая. Он может любить их или ненавидеть, но не может их игнорировать, поскольку они ему «присущи»: его индивидуальность воспринимает их как часть собственной целостности, и ей нужно восполнить свою недостачу – для поддержания хрупкого типологического баланса. Здесь можно отметить, что пока эта функция проецируется на других, человек никогда не получит возможности развить ее в самом себе. На это большинство из нас и тратят свои жизни, используя других людей как зеркала, – сами при этом оставаясь неотзывчивыми, обделенными и одинокими. Но искать себя в других для них по-прежнему предпочтительнее. Это можно наблюдать и в случаях повторных браков, когда одна и та же история воспроизводится вновь и вновь. Оккультист может объяснить подобные вещи влиянием кармического предначертания, а также заранее объявить нам, что мы будем жить с кем-то, кого на самом деле не любим, но кто представляет собой определенный аспект нашей кармы. Как бы то ни было, мы действительно можем оставаться рядом с мужем или женой, хотя и несчастны с ними – поскольку они являют собой важную часть нашего бессознательного. Узы бессознательного будут связывать нас до тех пор, пока мы не интегрируем те качества, которые проецируем на нашего партнера. При этом он может и в самом деле проявлять те качества, которые мы на него проецируем. В той же степени, как к отдельным людям, это относится и к целым народам, например, евреям или неграм, которые являются козлами отпущения для представителей других рас.

Из-за необходимого баланса движущих сил всех четырех типов низшая функция действует с тем, чтобы компенсировать слишком сильное преобладание высшей функции. Она стремится действовать в своей природной низшей форме, что приводит к переполнению сознания всеми подавленными мыслями, чувствами и желаниями, отчего происходит взрыв либидо в той сфере, которая наиболее уязвима. Необходимо помнить, что юнгианская трактовка либидо включает в себя все виды психической энергии, классифицируемые, в частности, и путем сопоставления с теми или иными сефирами. Мы также наблюдаем, что ради слаженности четырех функций человек частично использует относительно сформированные, или вспомогательные функции в качестве дополнения к слишком ярко выраженной, или доминирующей функции, наиболее осознанной рационально. Однако Юнг подчеркивал, что третью функцию обычный человек использует редко, а четвертую практически никогда не может подчинить своей воле. Когда, ценой больших усилий, третья функция постепенно достигает сознания, в процессе своего восхождения она автоматически действует как посредник между сознанием и подсознанием. Вследствие этого она приносит с собой некий «зараженный элемент», полученный от низшей функции. Четвертая функция, несмотря на то, что неподвластна воле человека, также может достичь сознания, но когда сознание противится принятию ее содержимого, у индивида есть три возможности, выбор любой из которых приводит к фундаментальным переменам в характере и мировоззрении. Эти возможности следующие:

1. При виде того, что принесла с собой четвертая функция, сознание в страхе и ужасе возденет руки к небесам и откажется это принять. В таком случае эта функция немедленно вернется обратно в сферу бессознательного. Однако индивид уже никогда не будет полностью тем же, каким был раньше, даже если ему покажется, что его незамедлительный отказ от того, что было принесено четвертой функцией, восстановил его прежнее состояние сознания. Результат похож на тот, когда человек видит призрака и не может поверить своим глазам: тот же самый эффект встречи с чем-то таким, что ты полагал несуществующим, и что вдруг предстало перед тобой в реальности, подобно ожившему ночному кошмару. Ты все еще считаешь, что это миф, хотя все чувства убеждают тебя в обратном.

2. Четвертая функция, со своим огромным запасом энергии, взятой из бессознательного, настолько потрясает разум, что обретает над ним контроль и затопляет сознание. Это состояние, называемое «энантиодромия» (одержимость теневой стороной, Джекил во власти Хайда), в котором человек может в мгновение ока превратиться в свою противоположность (будь она хорошей или плохой). Все мы знаем кого-то, кто жил примерной жизнью лет до сорока, а затем внезапно, без видимых причин, за короткий срок стал отпетым развратником. Зачастую случается и так, что, напротив, развратник становится добропорядочным человеком, и тоже без видимых причин.

3.Третья возможность – это истинная интеграция, которая есть слияние всех четырех функций в одну, с образованием новой, уникальной человеческой целостности. Однако, по причине не самого высокого эволюционного уровня человечества в целом, с обычным неподготовленным человеком такое вряд ли произойдет. Это относится и к восхождению на уровень сознания третьей функции – которая в итоге становится позитивной, поскольку изначально обладает негативным потенциалом. Согласно Каббале, это означает, что полюса этой оси поменялись – в каббалистической терминологии это формулируется как «дочь становится сыном». Поскольку третья функция теперь становится посредником, и поскольку в Каббале за посредником закреплен мужской потенциал, она и в самом деле превращается из дочери в сына. Это как раз идеально соответствует Древу Сефирот, поскольку в Каббале сын – это Тиферет, а дочь – Малкут. Если в этом пункте у читателя вместо понимания возникнет в голове еще большая путаница, то ничего удивительного здесь нет – поскольку за исключением каббалистов до недавнего времени вообще никто не мог объяснить, как функционирует психэ, не знал ее структуры, составных частей, функций каждой из них – до тех пор, пока Юнг не взял на себя эту задачу. Тот, кто не знаком с определением «мистической свадьбы», как называют это каббалисты, может легко поверить в то, что они разрешают инцест – потому что Священный Тетраграмматон, каким он предстает нам на Древе Сефирот, показывает, что Отец (Хокма) берет в жены Мать (Бина), Мать выходит замуж за Сына (Тиферет), а Сын женится на Дочери (Малкут), после чего Дочь выходит замуж за Отца. И в то же время все они – объединенные составные части психэ. Священное Имя Бога – семейное имя; и все члены этой семьи равны в своем единении. Однако Юнг, уже в наше время, изучил эти «брачные узы» (и в историческом смысле, и применительно к психэ) глубже, чем кто бы то ни было, возможно, сумеет даже в будущем. Его труд «Mysterium Coniunclionis» представляет все возможные их сочетания, так что здесь больше не возникает необходимости дополнительной работы. Он показывает, как и каббалисты до него, что целостность суммирована в Священном Имени Бога и в достижении единства четырех его составных частей.

Юнг показывает, что с третьей возможностью (интеграцией) происходит нечто за рамками установленного порядка, хотя и в пределах нормы – так что, как правило, для обычного человека этот процесс не проходит гладко. Такое внезапно может произойти и с человеком, относительно которого мы меньше всего могли бы этого ожидать. Однако в силу того, что это происходит чрезвычайно редко, мы вполне можем предположить, что человек, переживший подобную атаку со стороны собственного бессознательного, уже по определению незауряден. В один прекрасный момент четыре функции приводятся в некое подобие равновесия (что отнюдь не легкая задача!), после чего они могут действовать в гармонии и под контролем. Не то чтобы они делают так всегда – но сама возможность уже присутствует. Это тот уровень, который имеет в виду Дион Форчун, когда говорит, что Адепт может изменять свои полюса по своей воле. Каждый, кто может это делать, удостаивается титула Адепта. Когда смена полюсов происходит впервые, она идет бесконтрольно, и слишком быстрая перемена состояния становится сильнейшим потрясением для личности. В случае с обычным человеком, который не готовился к такой перемене осознанно, результат может быть разрушительным для личности, поскольку сознание переполняется архетипическим содержимым, представляющим собой противоположность привычной структуры личности, и хотя бы на мгновение, но идентифицирует себя с ним. Такая идентификация с архетипической противоположностью может стать истинным бедствием и для доктора, и для пациента (или для учителя и ученика). Для большей наглядности можно сравнить это с внезапным пробуждением в человеке гомосексуальных наклонностей. В этой книге недостаточно места, чтобы аргументировать все доводы «за» и «против» гомосексуальности. Но для хорошего каббалиста это вовсе не проблема, поскольку Древо Сефирот показывает две стороны человека, и, за редким исключением, его личность базируется либо на одной, либо на другой. Если мы обратимся к Древу Сефирот, мы поймем, что старая идея о том, что правая сторона в мужчине соответствует левой стороне в женщине, способна скорее скрыть, чем высветлить тот факт, что соотношение гомо- и гетеросексуалов во все времена было примерно таким же, каким продолжает оставаться в наши дни. Только таким образом и могут обстоять дела, как это было на протяжении веков. Глупо было бы спорить о правильности либо неправильности чего-либо, что просто есть.

Если передача происходит в этой точке (она может многое дать пациенту или ученику, но лишь при достаточно высокой степени эмпатии между ним и доктором или учителем), содержимое бессознательного оказывается спроецированным. В некоторых «как бы оккультных» школах результатом этой передачи становится «открытие» того, что «мы духовные супруги!» Если при этом один либо оба «супруга» уже состоят в браке, в аду царит ликование. Конечно, это зависит от обоюдного притяжения – но в большинстве случаев именно так дело и обстоит. Другой неприятный аспект на данном этапе заключается в том, что может произойти замена собственной идентичности на идентичность «духовного супруга». В оккультных школах, если учитель мужчина, его ученики, и мужчины и женщины, видят в нем идеальный образ отца; для них он «наш мастер», и он может даже попытаться жить в соответствии с этим образом. Если учитель – женщина, то ученики, в равной степени и мужчины и женщины, становятся ее «духовными детьми». Если она попытается жить в соответствии с этим образом, это будет выглядеть слишком хорошо, чтобы быть правдой! В данном случае может обостриться другой комплекс: «комплекс Христа» со всеми его отталкивающими элементами гордыни и духовного высокомерия. Амбивалентность может также исказить правильное представление о хорошем и плохом. Мы стремимся преодолеть веру в грех, чувство вины и т.д. Мы стремимся снять напряжение между полюсами противоположностей – но преодолеть избыток дилемм не означает получить право сказать: «Зло, моим ты благом / Отныне будь» [слова Сатаны из «Потерянного рая» Мильтона. – Прим. перев.]. Это просто отторжение прежнего идеала и идентификация с его противоположностью – обычный обмен. Это не преодоление дуальности.

Именно на этом отрезке Пути к себе воистину требуется пройти по лезвию бритвы. Если путник имеет в своем распоряжении карту, этот этап может быть преодолен в союзе с интеллектом, который в данном случае будет играть роль проводника. Если нет, ему нужен другой проводник: наставник (учитель) – кто-то, кто прошел этот путь раньше него. Однако слишком многие из нас оказываются на этом пути, толком даже не представляя, что это такое – путь к себе. Даже лучшие карты (хотя вряд ли среди них найдутся такие, которые покажут нам во всех подробностях, где чего ожидать) составляются учителями, которые по опыту знают, что нельзя описать все встречающиеся на пути опасности и западни в четких терминах, которые каждый желающий мог бы прочитать и понять. Кроме того, никто не любит приносящих дурные вести. Даже те люди, которые отправились в путь, вооруженные не столько знаниями «от головы», сколько практическим опытом, приобретенным во время занятий йогой, а также экспериментов с «веществами» и т.д., не хотят слушать никаких предостережений, которые напоминали бы им об испытанных ранее неприятных ощущениях. Пережив их однажды, они предпочитают верить, что ничего подобного больше не произойдет, если они не допустят даже мысли об этом! Все как один метафизики, они знают, что если вы не будете о чем-то думать, оно и не случится – тогда как оно скорее всего случится, как раз если вы не будете думать о нем! Хорошая карта, рассуждают они, может провести нас по лабиринту бессознательного, где есть множество темных углов и закоулков, исследованных далеко не каждым учителем – поэтому лучше всего нам изгладить из памяти опыт наших собственных погружений в «темную ночь души». Мы не ждем, что наш опыт может пригодиться, до тех пор, пока те, кого мы предостерегали, один за другим начинают погружаться в собственную «ночь души».

К дорожным картам также приложили руку многие составители из прошлых времен и культур, оставившие на них свой отпечаток. Кто-то оставил более четкие пояснения относительно сущности этого коллективного путешествия – как, например, авторы Тибетской или Египетской Книги мертвых, – но и эти книги дошли до нас с немалыми искажениями, возникшими при переводах. Поэтому есть смысл читать их все, просеивая информацию, соединяя отобранные сведения между собой и запоминая их, постоянно ориентируясь на несколько избранных трудов – которые, вероятнее всего, будут представлять наиболее «естественный» путь для человека с теми или иными склонностями. Через какое-то время мы изучим всё наследие древних египтян, китайцев, христиан, буддистов и эскимосов. В конечном счете, всё это – тот же самый путь человека сквозь бессознательное, который не подвластен времени (так что мы, в некотором смысле, преодолеваем и будущее тоже). Поэтому нам нужен знающий проводник, чья твердая рука способна помочь нам преодолеть хотя бы часть пути – тот, кто не побоится неизведанного, и даже невозможного, – поскольку в нашем путешествии нам предстоит встреча в том числе и с невозможным! Юнг заново открыл то, что каббалистам было давно известно: каждый путник открывает нечто такое, что не встречалось никому другому до него. Каждый, кто правит дорожной повозкой, должен знать, что не всякий путешественник будет рад подъему, и что пунктом назначения для каждого будет именно тот, где он сам захочет сойти. Внезапное завершение чьего-то путешествия на перекрестке, которого возница никогда прежде не видел, придает его привычной работе элемент непредсказуемости. Если он не робкого десятка, он сможет выполнять свою работу довольно долго. В противном случае он долго не удержится на своей работе.

Дион Форчун, со своей стороны, указывает, что если мы не находимся в контакте с тем аспектом Божественности (как она это называет), который эманирует в определенную сферу и проявляет ее, – то силы, относящиеся к этой сфере на изначальном уровне, могут выйти из-под контроля и создать ряд сложностей. Это гораздо более серьезная вещь, чем может показаться на бумаге или на словах. Юнг также указывает, что мы должны обрести власть над эго, чтобы получить способность интегрировать содержимое бессознательного. Если у нас не будет этой способности, и содержимое бессознательного переполнит сферу сознания, эго начнет идентифицировать себя с одним из архетипов, который и захватит полную власть над ним! С другой стороны, мы не обретем власти над эго и в том случае, если оно по какой-то причине чувствует себя подавленным. Следовательно, мы должны планировать маршрут своего путешествия таким образом, чтобы пройти между двумя этими крайностями. Под «эго» Юнг подразумевает отнюдь не эгоистическое начало – как порой ошибочно ему приписывают. Он имеет в виду чувство устойчивой самоидентификации – т.е. должно быть «нечто», способное совершить интеграцию. Это противоречит восточному пути, согласно которому индивидуальность должна полностью исчезнуть и слиться с Атманом. Если на Востоке «роса стекает по капле в сияющее море», то на Западе можно было бы сказать наоборот – «сияющее море рассеивается каплями росы». Это важный момент, и это ключевая точка в путешествии с Востока на Запад. На Западе мы стремимся принести божественное начало в человеческое («И я во плоти моей узрю Бога» [Иов, 19:26 – Прим.перев.]), интегрировать бессознательное в сознание. На Востоке Солнце встает, но на Западе оно нисходит к Земле, где дарует жизнь человечеству. Непроизвольное обретение просветления (самаддхи) одинаково нежелательно и на Востоке и на Западе, но осознание сознанием самого себя на Востоке наступает в результате опыта пребывания вне тела, тогда как на Западе это внутренний опыт. В этом разница между мистическим и оккультным постижением сознания как вещи в себе. Однако в конечном итоге и мистики и оккультисты видят судьбоносный час на одном и том же циферблате. Они видят, как обе стрелки сливаются на нулевой отметке, и переходят туда, где Всё есть Одно.

Инициация на Западе имеет большое значение, поскольку Высшая Самость должна быть объединена с индивидуальностью таким образом, чтобы физическое воплощение сохранилось (что для индуса, например – маловажный момент). Это означает, что Джон (или Джейн) обладает индивидуальностью, эго, которое, хотя и сильно пострадало в результате конфликтов с бессознательным, тем не менее обязано стать инструментом интеграции. Джон (или Джейн, или некое маленькое их подобие) должен быть стойким, чтобы оказаться способным осуществить кристаллизацию и абсорбцию содержимого бессознательного. Иначе тот, кто предстанет перед нами по завершении этого эксперимента, может оказаться Наполеоном, Иисусом, Девой Марией, Ганнибалом, Клеопатрой, - а Джон или Джейн канут в сферу бессознательного. Вышесказанное не означает, что эго должно совершить это с помощью интеллекта, поскольку данное действие весьма далеко от интеллектуальной активности. Да, интеллект является частью эго, но в данном случае нет никакой необходимости быть интеллектуальным тяжеловесом. С другой стороны, если эго замутнено изучением фальшивых дисциплин, или употреблением наркотиков, и т.д., то содержимое бессознательного захлестнет сознание и выйдет на поверхность, причем без всякого стремления к интеграции. Ученики, употребляющие наркотики (за исключением обычных сигарет или курительного табака, а также трав и благовоний), не понимают, что «дух» этих наркотиков – это сила одной из таттв (космических энергопотоков). То же самое верно и применительно к пище, которую мы едим, – однако большая часть пищи растительного происхождения является физическим вместилищем наиболее безобидных из изначальных природных сил, которые недостаточно могущественны, чтобы повредить человеческому сознанию. Однако следует иметь в виду, что некоторые наркотики, растения и т.д. соответствуют некоторым сефирам. Это означает, что эти вещества являются материальными оболочками для соответствующих таттв. Любому, кто думает, что какая-нибудь трава или цветок не имеют никакой силы, стоило бы попробовать проглотить несколько капель эссенции белладонны. Если бы он не умер через непродолжительное время, то, по крайней мере, очень серьезно заболел бы. Или же скептик мог бы попробовать проглотить жевательный табак. Поскольку «что наверху, то и внизу», как хорошо известно каббалистам, – всё, что мы делаем в физическом теле, отражается и на наших тонких телах. Недаром наши предки считали жуков-скарабеев, а также некоторые травы, такие как марихуана, опиумный мак и т.д. – божественными. Всё, что воздействует на сознание, будь то медицинский препарат, назначенный нам врачом, или же индийская конопля, предписанная нашим учителем-индусом, – имеет над нами божественную власть. Наши предки это понимали, поэтому не утруждали себя тем, чтобы найти этому научное объяснение. Они просто называли некоторые субстанции божественными. Но разве нужно что-то к этому добавлять?

Поэтому достижение «Союза с Богом» или союза с богами – отнюдь не легкая работа, не что-то такое, что можно запланировать на следующий уикэнд. Это Путь, в функциональном смысле идентичный процессу индивидуации, как его рассматривал Юнг. Внутри его диаграммы четырех типов существует один стандартный паттерн, который можно использовать при описании движущих сил этого процесса и его функционирования внутри индивида. Иными словами, путем изучения типов можно прийти к пониманию и пробуждению собственной противоположности, или, по крайней мере, быть готовым к тому, что она может в нас проявиться. По сути, это не слишком отличается от каббалистической техники прохождения сефир, или остановки на своей «основной» сефире и установление отношений с ее противоположностью с помощью наиболее подходящего способа. Это хорошо задокументированная процедура в функциональных оккультных школах. У каждого метода есть свои преимущества. Юнгианский метод не оценивает одни типы выше других, тогда как относительно сефир ученик может подумать, что та или иная сефира «лучше» другой, если находится «выше» нее на Древе сефирот. Это причина многих ошибок, совершаемых дилетантами от каббалистики, и лишнее подтверждение преимуществ юнгианского метода, не разделяющего типы на высшие и низшие. Сефиры также изображаются порой в виде концентрических кругов – одна внутри другой. Наиболее наглядно это показано в книгах доктора Регарди, к которым я отсылаю читателя.

У Каббалы также есть одно бесспорное преимущество, которое заключается в огромном количестве символического материала, доступного нам сегодня. Символы оказывают нам бесценную помощь в путешествиях по закоулкам астрального мира (или коллективного бессознательного); это сила, которая не дается простым знанием психологических типов. Более того, каббалистические соответствия дают ключи, позволяющие вступать в контакт и заключать договоры с богами, которые управляют тем или иным Путем. Эти боги – архетипы, которые являются не просто обитателями личной сферы бессознательного, но универсальными или коллективными силами, то есть полноправными сущностями. Однако для пересечения личной бездны, завесы Парокет, больше подходит схема маршрута, подробно начертанного Юнгом.

  class="castalia castalia-beige"