Перевод

Юнгианские размышления о кино. Психологический анализ архетипов Научной фантастики и Фэнтези

Джеймс Флацино

Юнгианские размышления о кино

Психологический анализ архетипов Научной фантастики и Фэнтези

Глава 2.

Звездный Путь в поисках Архетипа Создателя

 

Когда оригинальный сериал Звездный Путь впервые был запущен на телеканале NBC, он едва ли привлек внимание большинства зрителей на протяжении его трехлетнего показа с 1966 по 1969 год. И только после того, как сериал Звездный Путь был представлен на нескольких международных рынках, он приобрел значительное число поклонников.1 Посыл шоу о поиске новых рас и цивилизаций под знаменем мира оказался комфортным для погруженного в постоянные войны и вражду мира. Успех первого фильма Звездные Войны подтолкнул создателя и продюсера Звездного Пути, Джина Родденберри, на продолжение приключений U.S.S. Enterprise на большом экране начиная с 1979 года. Жажда публики новых «путей» в неизвестность оказалась неутолимой, судя по числу фильмов и телевизионных спинофов, которые сериал породил на протяжении двух минувших десятилетий. Звездный Путь действительно стал популярным культурным феноменом 90-х на ряду с «неотъемлемой частью нашего сознания».2 

            Тема Архетипа Создателя неоднократно появлялась практических во всех фильмах Звездного Пути. Пусть и не обязательно имеющий отношение к Богу сам по себе, он разделяет многие аспекты божественной сущности, не последний из которых – возможность проецировать свою собственную животворящую сущность на еще психологически незавершенные организмы. Исследование всевозможных символов создателя Юнга начнется с первого фильма из этого научно-фантастического набора с под соответствующим названием  Звездный путь: Фильм (1979)

Звездный путь: Фильм: Поиск Виджеров Создателя

          После того как несколько сценариев первого фильма Звездный путь были отвергнуты, включая и сценарий Родденберри о том, как космический корабль Enterprise встречает Бога, студия Paramount Productions решила остановиться на менее спорной истории, включающей инопланетное космическое облако, уничтожающее все на своем пути, приближаясь к нашей солнечной ситеме.3 Естественно Адмирал Кирк (в исполнении звезды сериалов Уильяма Шетнера) и его преданная команда последователей должны остановить инопланетную угрозу. Предпосылки фильма были на самом деле основаны на нескольких телепостановках Звездного Пути, включая «Машина Судного дня», «Подменыш» и «Иммунный синдром». Хотя идея едва ли была оригинальна, Родденберри все же смог отразить свои взгляды на взаимоотношения между человечеством и его создателем сфокусировавшись на контакте Enterprise с могущественным существом на протяжении большей части фильма. Результатом оказалось вполне интересное космическое приключение с нотками мистики и сверхъестественного.

          По пути к своей цели, команда Enterprise берет на борт научного работника Мистера Спока (в исполнении ветерана сериала Леонарда Нимоя), который проявляет огромный интерес к интеллекту пришельцев. Связь между сознанием Спока и космическим облаком настолько сильна, что он не может завершить ритуал Kolinahr(т.е., полное избавление от всех эмоций) на его родной планете, решив вместо этого узнать больше о загадочном объекте. Спок надеется, что благодаря связи с захватчиком, ему не придется ему не придется покидать чувственную часть его натуры, а скорее более эффективно сможет объединить ее с его стороной Вулканца.4 Облако дает Споку возможность достичь психической совокупности и полноты, и самому по себе уподобится миндальному «образу Бога», что сможет наполнить душу вулканца большей жизнью, чем он раньше испытывал.5

          Не удивительно, что именно Спок способен расшифровать чужеземный код и предотвратить уничтожение Enterprise объектом. Как только люди получили доступ к внутренним камерам облака, зонд попал на борт корабля и материя перенесла Лейтенанта Илию (актриса Персис Хамбатта) на территорию где ее тело сократилось до комбинации данных, из которых сформировалась идеальная механическая копия женщины Дельта. Дубликат Илии затем пустил луч на Enterprise для того что бы осведомить экипаж о своих намерениях. Следует отметить, что Спок мог бы быть логичным, что бы испытать процесс ассимиляции с облаком, если бы Илиа не вмешалась в переломный момент.

Копия Илии сообщает Кирку, Споку и Доктору МакКою (ДеФорест Келли), что расса, известная как Виджеры, ищет своего создателя и, не колеблясь, уничтожит любые основанные на углероде формы (т.е. люди) во время поисков Творца. После своих довольно продолжительных галактических путешествий по галактике, Виджеры смогли наконец определить место его происхождения, Землю, и ожидают воссоединения с создателем на третьей планете солнечной системы. Илиа рассказывает, что слияние с превосходящим разумом позволит Виджерам подняться на еще более высший уровень сознания. Тем временем копия женщины испытывает необъяснимое чувство любви и привязанности, которое ее прототип очевидно разделял с Уильямом Деккером (Стивен Коллинз), уже одно это предотвратило поглощение Enterprise Виджерами.

Спок подтверждает большую часть истории Илии, когда он выходит в открытый космос, что в конечном итоге приводит его в центр облака пришельцев. Там Вулканец осуществляет то, что он все время желал, сливается разумом с Виджерами. Но излучаемой существом энергии, оказывается слишком много, что бы хрупкое тело Спока могло ее вместить.

От этих мучений он теряет сознание и его отправляют обратно на Enterprise, что бы он мог доложить Адмиралу Кирку о полученных данных. Не смотря на эмоциональное истощение, научный работник находит в себе силы описать чем же на самом деле являются Виджеры: живые машины со знаниями охватывающими целую вселенную. Это «все чем Спок только мечтал стать…[эта сущность] всецело и превосходно закономерная».6  

И все же Виджуры лишены одного фундаментального компонента: возможности чувствовать. Не смотря на всю их накопленную мудрость, машины остаются пустыми, т.к. не могут испытывать простые нужды и желания. Инопланетные технологии, обеспечивающие Виджеров продвинутыми схемами и самовосстанавливающими программами, не могут  дать им тот самый жизнеобеспечивающий элемент.  По этой причине раса решила, что через физический контакт с создателем, она сможет получить недостающий компонент стать полноценной. Ирония в том, что Спок пытался достичь совершенства посредством механизмов, которые сами по себе были несовершенны. Можно сказать, что цели Вулканца были весьма человечны и обречены на провал. Слияние разумов, однако,  показало Мистеру Споку кое-что ценное: эмоции не следует списывать со счетов или считать неуместными, ведь одной только логики не достаточно для  полноценного существования.7

          Пусть и неполноценных Виджеров тем не менее следует рассматривать как архетипные божественные образы. Многие представления о могущественном божестве испытывают недостаток в чем-то. Например, символ Хреста желанен по тому что темная сторона отделена от своей природы и олицетворяется в образе Люцифера.8  Религиозные концепции изображают зло (и связанные с ним страсти) как недостаток совершенства, но следует помнить, что и демон однажды был частью совершенного божества.9 Любопытно, что Виджерам необходима та самая страсть что бы развиваться. Отрезанные от человеческих эмоций, Виджеры как огромный ребенок, потрясающий в своем могуществе, но еще до конца не сформированный. Возможно все божественные образы имеют элементы ребенка, до тех пор пока они владеют неполноценной натурой. 
          К концу фильма, обманул Виджеров, заставив их думать, что он знает кое-что о создателе. Пришельцы переместили звездный корабль в свое ядро, что бы загрузить желаемую информацию. Экипаж Enterprise встретил поразительный вид. Виджеры на самом деле оказались изобретениями самого человечества, потерянными зондами Voyager 6. Раса машин, которая модифицировала свою оригинальную программное обеспечение, смогла прочитать только несколько букв на внешней обшивке корабля ("VGER"), отсюда и появилось название Виджер (Vejur). Так как желанный контакт теперь должен был произойти с одним из людей-создателей,  Декер добровольно решает пожертвовать собой, что бы Виджеры смогли достичь своей первоочередной цели. Он заключает в объятья копию Илии, и вместе чувства, которые они оба испытывали друг к другу, поглощаются голодной схемой. Слияние человека с машиной порождает новую более совершенную форму жизни, которую межзвездный флот наблюдает на борту Enterprise.

          Финальная сцена напоминает многие другие эпизоды Звездного Пути, в которых мораль истории раскрывается как перед главными персонажами, так и перед зрителями. Доктор МакКой надеется, что новый «ребенок», которого они произвели на свет, имеет здоровое развитие, на что Кирк с уверенностью отвечает, что так и должно быть, учитывая недавно приобретенные им человеческие качества. Спок добавляет, что возможно человечество будет идти по схожему пути эволюции в недалеком будущем. Беллетризация Родденсберии киносценария наилучшим образом подытоживает мнения этих офицеров следующим утверждением: «Превозходство [Виджеров] оказалось слишком привлекательным для их понимания, и таким образом оно ушло, так и не оставив их на самом деле».10  Образ создателя остался частью человеческой души и нужно лишь заглянуть внутрь, что бы открыть красоту становления чем-то лучшим и более завершенным. Направление, в котором движется Enterprise после выхода с орбиты Виджеров, не имеет значения, до тех пор пока люди на его борту помнят, что именно они несут «семена жизни» на другие планеты.

  

          Звездный путь II: Гнев Хана: Генезис. История повторяется

Так же как и первый фильм, Звездный путь II: Гнев Хана (1982) берет свой сюжет из телевизионного сериала. Заклятый враг из эпизода «Космическое Семя» был возвращен, что бы навредить экипажу Enterprise, и  конкретно Адмиралу Джеймсу Ти. Кирку. Актер Рикардо Монтальбан исполнил роль Хана Сингха, генетически созданного мутанта конца 20-го века, наделенного сверхинтелектом, но в то же время и склонностью к безумию. Когда Хан последний раз появляется в сериале Звездный Путь, он и его группа фанатичных последователей были изгнаны на планету Сеты Альфа 6, что бы влачить там свое существование вместо того, что бы провести отведенные им дни в тюремном заключении. Сюжет Гнева Хана разворачивается пятнадцатью годами позже, когда звездный корабль Reliant обнаруживает их присутствие в считающемся необитаемым мире. Видимо Федерация Объединенных Планет не слишком следила за актуальными данными местонахождения Хана (грех, который, к сожалению, присущ многим бюрократам). В то время как Треккеры были рады увидеть возвращение невероятного злодея, автор остался очарован присутствием Виджеров в первом фильме. Сущность, творящая зло из-за своей неосведомленности в святости человеческой жизни, является гораздо более неоднозначным врагом, нежели тот, кто совершает зверства ввиду голого эгоизма, как Хан.11 Однако, большинство зрителей предпочло архетипическую борьбу между доблестным Кирком и злобным Ханом в Гневе более «интеллектуальному» противостоянию в  Звездный путь:Фильм. 12

Что на самом деле делает Гнев по-настоящему потрясающим, так это вовлечение устройства Генезиса, что является еще одним отображением архетипа создателя. Цилиндрический инструмент, изобретенный доктором Кэрол Маркус (в исполнении актрисы Биби Бэш) и ее сыном, Дэвидом (Мерритт Бутрик) буквально способен порождать «жизнь из безжизненного». Писательница-фантаст Вонда Нил Макинтайр дает куда больше деталей к теоретическим принципам, стоящим за Проектом Генезис, чем содержит фильм, поэтому далее следует ее объяснение. Процедура в первую очередь включает разрушение молекулярной структуры вещества до субэлементарных волн материи. 

 

Путем манипуляций различными ядерными силами субэлементарное может быть преобразовано во что-угодно той же массы. В точности то, во что это сформируется зависит от доступной массы. Если предоставлено достаточное количество материи, можно сформировать целую звездную систему, способную поддерживать наиболее известные живые организмы основанные на углероде.13

 

          Это в точности то, чего пытались достичь алхимики в своих химических экспериментах, включающих трансформацию недрагоценные металлы (свинец) в более драгоценное, излучающее жизнь вещество (золото). И произведения алхимиков и Генезис изобретены что бы высвободить «дух» из существующей материи с целью привнести новую, более прекрасную жизнь во вселенную – ту которая достигнет абсолютного совершенства.14

          Когда Кирку, Споку и доктору МакКоу кратко объясняют проект Генезис, они  в благоговении от компьютерной имитации, показывающей как живая планета (с водой, атмосферой и функционирующей экосистемой) может чудесным образом сформирована из пустой породы. МакКой достаточно проницателен, что бы понять какие могли бы быть последствия, если прибор направить на территорию, где уже существует жизнь. Спок своим безэмоциональным тоном подтверждает сомнения МакКоя, указывая на то, что Генезис уничтожил бы эту жизнь для исполнения своей оригинальной программы – преобразование формы материи в новую «произведенную матрицу». Вселенский Армагеддон был бы губительным побочным эффектом, если бы Генезис попал не в те руки.15 Захват этого механизма, позволил бы таким безумным людям как Хан держать бесчисленное количество миров в заложниках или сконструировать новые миры по их сумасшедшему подобию.           

          Enterprise поспешно продолжает полет к космической станции Regula One, где проживают Кэрол и Дэвид Маркус и встречают потерянный Reliant, теперь находящимся под командованием Хана. Корабли сталкиваются в битве и во время отсрочки Кирк смог обнаружить место положения Кэрол и Дэвида  на ближайшей планете Regula. После оповещения компании о их точном местоположении, Кирк обнаруживает, что ядро Regula было превращено в великолепный рай прибором Генезиса. 16 Кэрол указывает что потребуется в точности один день, что бы создать красоту, раскрывающуюся перед ними, на пять дней меньше чем на это потребовалось Богу для создания земли.

          Не только алхимик Доктор Маркус совершил этот божественный подвиг; она смогла привнести в мир человеческую жизнь, потомка Кирка, Дэвида. Новость удивила Кирка, так как ему никогда не приходило в голову во все те годы, что он провел в Академии Звездного Флота, что Дэвид может быть его кровью и плотью. Конечно, он никогда не собирался связаться с Кэрол, так как его намерения всегда были направлены на поиск инопланетной формы жизни. Любопытно, что большинство пленяющих форм жизни, которые Кирк когда-либо мог встретить во время всех своих путешествий, были той частью его, которую он мог постичь. Ответственность за создание этой жизни Кирку еще предстоит пронести, и это тяжелы груз, который ему придется нести на протяжении всего его существования. Кэрол Пэрсон (1901) упомянула, что наиболее примитивной стадией создания, когда мы несознательно или  бессознательно производим жизнь. Наиболее продвинутый уровень, на который мы должны подняться, «взять под контроль над созданными нами жизнями.. и начинать чувствовать настоящую гордость в нашем творческом пыле»17 Учитывая весь его опыт лидера , Адмирал Кирк должен еще достичь этой точки развития.

          Хан смог украсть прибор Генезиса прямо из под носа федеральных офицеров, вытащив Кирка из его грез. Столкновение этих командиров заканчивается  потерей безумца большей части его команды и разрушением его корабля. Однако, перед своей смертью Хан успевает активировать прибор генезиса, что бы Enterprise разделил с ним его страдания. Спок принял единственное логическое решение, которое смогло спасти его товарищей от уничтожения энергетической матрицей Генезиса. Он вручную устраняет повреждения двигателя, вызванные Ханом, что бы дать возможность набрать сверхсветовую скорость и уйти из зоны опасности. Но у героизма Спока смертельная цена: Вулканец оказался под воздействием летальной дозы радиации и трагически умирает  в запечатанном двигательном отсеке без единой живой души поддерживающей его в предсмертный момент.18

          Жертва, принесенная Споком, имеет архетипичное значение, ведь он дал Кирку и его команде отсрочу от гибели. Так же как и Генезис вулканец продлил жизнь, тем кто был обречен на уничтожение безжалостным Ханом. Не случайно гроб Спока был сброшен с корабля Enterprise и отправлен на новую планету, магическим образом сформированную из матрицы Генезиса. Спок является составной частью процесса создания; фактически он становится «серебряно-голубым мерцанием нового мира»19, когда его гроб сливается с равномерно развивающейся атмосферой вокруг миндальной планеты.

          А что же насчет Кирка и его ответственности как родителя? В смерти Спока адмирал открыл для себя новое чувство отцовства и с гордостью признает Дэвида как своего сына без всяких сомнений. Кирк чувствует себя молодым, даже перерожденным, потому что теперь он понимает, что его существование заходит за границы карьеры в межзвездном флоте. Он может создавать и развивать новые способности, не чувствуя себя «высушенным и изнуренным» внутри. Стадия творческой свободы, на которой мечты реализуются, характеризует уровень, который Кирк наконец смог достичь.20 Его вселенная значительно расширилась при взгляде на храбрый новый мир Кэрол. Перефразируя Спока, возможности для развития внутреннего потенциала личности, действительно, бесконечны. 

 

Звездный путь III: В поисках Спока: Воссоединение с Катрой.

 

          Звездный путь 3: В поисках Спока (1984) это продолжение истории Генезис, но с новым поворотом внедренным в сюжет. Мертвому телу Спока была дарована новая жизнь матрицей Генезиса. Однако, физическая оболочка неполноценна без души, которая бы заполнила ее. Эта сущность, называемая вулканцами катрой, была передана доктору МакКою Споком до того, как он позднее встретил свою преждевременную кончину в двигательном отсеке Enterprise. Согласно отцу Спока Сареку (в исполнении Марка Ленарда), потерянная катра должна быть воссоединена с телом его сына, что бы была восстановлена гармония между Споком и «шизофреничным» МакКоем. Кирку дали очень сложную задачу – отправится на планету Генезиса на выведенном из эксплуатации Enterpris, что бы найти Спока и затем отвезти его в его родной мир, где душа и тело могут быть вновь объединены в вулканском ритуале под названием fal tor pan.

          Не способность наделить божественным духом воскрешенное тело Спока, демонстрирует очевидную ограниченность прибора Генезиса. Он не может создать что-то из ничего. Возможно сценарист Харви Беннетт намеревался показать своей аудитории, что любое изобретение человечества (потому что это человечество) имеет определенные ограничения в своей творческой мощности. Учение алхимиков должно иметь обязательные предпосылки, что бы быть успешным: «базовая» субстанция, с уже внедренной в нее божественной силой. Только когда эта обитаемая сила высвобождается из первосортного материала, может быть достигнута трансформация в совершенство. 21 Так как Спок отрицал возможность единого существования, он остался разделенной личностью на протяжении большинства Звездного Пути III, с его материальной половиной, задержавшейся на планете Генезиса, и оставшейся частью, слившейся с коллективным подсознанием доктора МакКоя.

          Можно было бы адресовать уместный вопрос на этом этапе изложения. Зачем вообще Спок слился с разумом доктора МакКоя, если он знал, что его катра будет отделена от тела?  Тут было бы логично обратиться к традициям Вулканцев. (В очередной раз моя благодарность романистке Звездного Пути Вонде Нил Макинтайр, которая предоставила необходимую историческую базу в своей адаптации сценария В Поисках Спока). В момент смерти Вулканцы желают сохранить свои души в Великом Зале Древней Мысли на их родной планете. Через физический контакт с членами своей расы, они могут  извлечь свои катры и направить их в определенный сосуд, где ментальные силы каждого будут продолжать жизнь на протяжении вечности.22 Но так как Спока не было подходящего времени что бы как следует подготовить себя, он был вынужден использовать человеческий организм для перемещения своей души, в надежде что Кирк закончит то, что он начал еще на Вулкане. Будучи неопытным в этом чужеземном обряде, адмирал вместо этого устраивает Споку героические похороны в космосе, мало понимая какой эффект матрица Генезиса могла бы оказать на мертвое тело его друга.

          Невежество оказывается грехом, присущим многим персонажам этого фильма, и именно невежество ответственно за трагически разворачивающийся хаос. Сын Кирка Дэвид Маркус (опять же в исполнении Мерритта Бутрика) виновен в самом отвратительном преступлении. В спешке пытаясь заставить прибор Генезиса работать, он использует крайне нестабильное вещество, протоматерию, и не удосуживается сообщить своей научной команде об этой радикальной модификации. Член команды Федерации, Лейтенант Саавик (Робин Кертис), удивлена, что Дэвид обратился к таким неэтичным средствам. Ученая, однако, пытается дать рациональное объяснение его действиям, заявляя что любой инструмент имеет потенциал к разрушению, но нужно пойти на риск для развития науки.23   

          Очевидно, психическое состояние Дэвида не совместимо с алхимической работой, которой он охвачен; только чистый разум может создать продукт, выходящий за пределы тела.24  Генезис на сомом деле – Армагеддон: смерть – не жизнь. Включение протоматерии ускоряет цикл развития вещества до такой степени, что физическая вселенная не может вместить неестественный всплеск жизни. В связи с этим планета Генезиса превращается в сущий ад, где все неблагоприятные климатические условия ужесточают свою ярость у источника, который должен был быть подавлен еще в лаборатории.25 Более того тело Спока начинает стареть на глазах у Саавик и Дэвида, расследующих странный эффект. Опасность для Вулканца весьма реальна: если Спок останется в мире Генезиса, его жизненная сила может увядать, так же как разлагающаяся вокруг него окружающая среда.  

          Звездный Путь IIIне без своих злодеев. Командир Клингонов по имени Круг (сыгранный актером Кристофером Ллойдом) незаконно получает информацию о процессе Генезиса и верит, что он может контролировать реакцию, держа в заложниках Дэвида и остальных. Хотя мышление Круга по  меньшей мере примитивно, он мало чем отличается от Дэвида, позволяя страсти (не причине) управлять его поведением. Эта импульсивность приводит к смерти сына Кирка, уничтожению Enterprise и собственной жизни Круга. Если и можно что-то ценное извлечь из этих потерь, так это то, что у Кирка появляется возможность восстановить тело Спока до того как целая планета распадается на части.

          Финал Звездного Пути IIIоказывается на гране мистики, когда материальную форму Спока доставляют на вершину Горы Селейя, где верховная жрица Вулканцев (Дэйм Джудит Андерсон) пытается вновь сделать Спока цельным. Как яркий контраст процесса Генезиса, ритуал «реинфузии» оказывается успешным. В первую очередь благодаря включению божественного присутствия в алхимию Вулканцев. Молитвы Богу о помощи и направлении, делают возможным для людей и других внеземных рас познать секрет неизведанного, особенно в отношении сотворения.26 Технологии, напротив никогда не смогут понять, что же есть жизнь, если сверхъестественный компонент, отвечающий за источник этой жизни, не задействован.

           Спок возрождается более наивным, лишенный (и незапятнанный) воспоминаниями о своем прошлом существовании. Команде Enterprise необходимо выполнить сложную задачу, заново обучить своего научного работника, но Адмирал Кирк с удовольствием принимает этот вызов. Пусть он и лишен своих званий за то, что неповиновался законам Федерации, когда возвратился на находящуюся на карантине планету Генезиса, Кирк верит что «потребности индивидуума (а именно Спока) во многом перевешивают потребности большинства». Воссоединение со Споком вернуло смысл в его жизнь и позволило ему найти смысл в смерти его сына. Теперь он может создать нечто удивительное, помогая Споку в раскрытии его истинного потенциала. Это «ощущение огромной радости», что является неотъемлемой частью процесса создания, проникает в финальные моменты Звездного Пути III.27         

 

Звездный путь IV: Дорога домой: Возвращение к своим корням

 

               После нескольких серьезных (хотя и очень успешных) историй о машинах, ищущих своего создателя, о приборе, генерирующем жизнь, и о лишенном души продукте этого приборы, пытающемся опять сделать себя цельным настало время добавить немного легкомысленности во вселенную Звездного Пути. По крайней мере так думал актер Леонард Нимой, работая над следующим фильмом, Звездный путь IV: Дорога домой (1986). Нимой решил, что франшиза достигла той стадии, когда может быть показана легкая история, без принижения первоначального смысла проекта.28 Умор может быть использован довольно эффективно, что бы сделать образы Юнга более яркими для зрителей.29 Любопытно, что задействование комического контраста в фильмах Звездный путь IV и Звездный путь V  способствует появлению более свежих и интересных сюжетных линий.

          Точно так же как и облако Виджеров, инопланетный зонд в Возвращении домой входит в атмосферу Земли, что бы определить будут ли там совместимые формы жизни, которые ответят на их сигнал. Пение это основной способ общения космических путешественников и песня, которую они издают, «связывает множество видов разумных существ между собой.»30 Но «музыка разумных» подозрительно безмолвна на нашей голубой планете, что вызывает большую тревогу на зонде.  Казалось бы обезвреживание, единственный выход для пришельцев, ведь по их мнению, все, имеющее значительную ценность, обозначило бы свое присутствие и связалось бы с ними подходящим образом. Большая часть океана высушена, что бы температура земли могла быть значительно снижена до того значения, когда будущий «посев жизни» сможет возникнуть, возможно спустя миллиарды лет после текущего столетия.31

          Эти космические создатели совершают одну из наиболее эгоистичных ошибок, приписываемых каждому творцу: они считают себя «центром вселенной», и все остальные формы жизни должны соответствовать их примеру , что бы выжить.32 К сожалению, странники неспособны осознавать, что есть много видов существования, каждый из которых содержит божественную сущность в своей природе. Даже примитивные люди обладают этими богоподобными креативными элементами, но они едва ли принимаются в расчет, в то время как зонд продолжает свою миссию по уничтожению.    

Вновь приобретенные воспоминания Мистера Спока проверяются на прочность, и Вулканец наконец устанавливает, что послание странников это песня китов, разновидность горбатых если быть конкретнее. В дальнейшем он определяет, что экипаж зонда глубоко связан с морскими млекопитающими. Возможно, они могут быть даже видом суперкитов, вернувшихся обратно, что бы проведать своих потомков. Перед федерацией встала дилемма: как может быть спасён мир, если именно человечество довело "детей" странников до полного вымирания. Поэтому Кирк и его команда должны отправиться в путешествие во времени в более раннее столетие, когда киты были в изобилии и забрать с собой несколько особей, что бы разгневанные родители-пришельцы успокоились и оставили Землю невредимой. Этот космический полет может быть воспринят как путешествие назад к корням человечества, во времена, когда агрессия и варварство были нормой. Но он должен быть проделан, что бы "спасти [наиболее разумных] китов"34 и нас самих от надвигающегося вымирания.

Прибытие в Сан-Франциско 20-го века повергло в довольно большой культурный шок офицеров Федерации.35 Помимо устаревших способов передвижения и системы бартера, футуристам нужно привыкнуть к языку этого времени, который зачастую испещрён колоритными метафорами. Ругательства это лишь способ привлечь чьё-либо внимание, как объясняет Кирк Споку. С радостью подчинившись, научный работник начинает копировать эти выражения - к досаде своего капитана (но на радость каждого ценителя научной фантастики).

Когда команда звездного корабля привыкает к обстановке, Кирку попадается на глаза объявление о местонахождении всего двух горбатых китов, когда-либо живших в неволе. Это место находится неподалеку в Морском Институте Китообразных в Саусалито. Юнг возразил бы, что любые «магические совпадения» (например то, как Кирк случайно узнал про китов) важны, потому что они связывают внутреннее психологическое состояние личности с объективной реальностью.36 Синхронизм желания Кирка найти морских млекопитающих и информация необыкновенным образом представшая перед ним приводит к мысли о том, что некоторые принципы, выходящие за пределы вероятностного, ответственны за корреляцию. Божественный источник, который «пронизывает и соединяет все вокруг», внутреннее и внешнее, это и есть объяснение Юнга таким важным совпадениям, действующее даже в вымышленной вселенной Звездного Пути.37     

По воле случая Адмирал Кирк находит родственную душу в докторе Джиллиан Тэйлор (Кэтрин Хикс), директоре Института Китообразных. Она боится, что её горбатых китов вернут обратно в открытое море через несколько дней, т.к. у института не достаточно средств для их дорогостоящего содержания. Её самые страшные описания подтверждаются, когда китов выпускают раньше положенного времени и на них открывают охоту браконьеры в нейтральных водах. Вооружённый футуристическими технологиями Кирк предотвращает убийство животных своими примитивными предками и перемещает их в безопасное место на борт своего корабля. Когда он и Джиллиан смотрят на этих могущественных млекопитающих в резервуаре для хранения, они оба понимают, что человечество разрушало своё собственное будущее, истребляя на планете живых существ, подобных этим. Противоположность сотворению, разрушение, может в конечном итоге навредить нам так же как и другим, если мы не осознаем то зло, которое творим.38 Было бы неплохо напоминать себе время от времени о посыле Звездного Пути IV; иначе мы никогда не сможем остановить наше разрушительное поведение, выходящее из под контроля, и тем самым уничтожим наши шансы на более светлое и полноценное будущее.

Когда китов перенесли в 23-й век, они тут же начали свою прекрасную песню. Музыка производит резонанс повсюду и достигает самого сердца космического зонда, наполняя его посланием жизни. В ответ пришельцы прерывают свою программу истребления, что бы песни молодых могли и дальше транслироваться для грядущих поколений. Космические создатели покидают, с осознанием того, что она находится в надежных руках до тех пор, пока есть управляющий интеллект, приводящий вещи в порядок.

Кирк был вознаграждён за свои достижения в спасении Земли в очередной раз, получив в командование новый и улучшенный Enterprise, модели NCC 1701- A. Но он получил даже более важную награду: осознание того, что человеческая раса должна жить в гармонии с окружающим миром, включая и мир природы. Только узнав Бога во всем, можно достигнуть контакта с этим божественным присутствием.39 Возможно, однажды зонд вернётся и оценит человечество как важный жизненный источник довольно похожий на них самих в своей творческой мощности. По крайней мере на это надеется Кирк, предвидев каким может быть курс развития человечества если экологические цепочки будут и дальше разрываться нашими постоянно расширяющимися технологическими "успехами".

 

Звездный путь V: Последний рубеж: Встреча с образом Бога

 

Следуя примеру Нимоя, Уильям Шатнер решил занять режиссерское кресло фильма  Звездный путь V: Последний рубеж (1989). В его умелых руках замысел первого фильма о встрече Enterprise с Богом наконец воплощается в реальность пусть и спустя десятилетие.40 Включение в сценарий сводного брата Спока Сайбока (Лоуренс Лакинбилл), дает конкретный объем абстрактному существу, ведь именно Вулканец посвятил всю свою жизнь активному преследованию этой божественности, чего бы ему это не стоило. 

          Страстная миссия Сайбока не единственное, что отчетливо выделяет его среди других представителей этой расы. Он так же обладает странной и завораживающей силой, заставлять пересекающихся с ним людей сталкиваться с их собственными скрытыми страхами и «теневыми тревогами». Большинство оживляются от его целительного процесса и с удовольствием принимают участие в его скитаниях, чувствуя себя обязанными тому, кто освободил их от персонального ада. Как объясняет Дж. М. Диллард в ее романе по фильму Звездный ПутьV , имя Сайбок означает «пророк», «проповедник» и иногда даже «миссия».41 Сайбок единственный из всех Вулканцев, кто может слышать голос Бога, разговаривающего с ним во снах, направляю его к истокам всех создателей, на райскую планету Ша Ка Ри. Его способности эмпата  считаются даром Источника, предназначенным для сопровождения остальных по избранному пути к спасению и  вечному блаженству. Все что требуется от потенциальных новообращенных, добровольно принять это божественное видение и  объявить его своим (не слишком сложная затея, учитывая менталитет каждого). 

          Так с уверенно растущей группой последователей, Сайбок направляется к планете Галактического Мира в Нейтральную Зону и впоследствии захватывает несколько важных делегатов, что бы привлечь внимание межзвёздного флота. Ответ следует незамедлительно: Enterprise выдвигается на сверхсветовой скорости в попытке спасти заложников. Однако, большинство команды (включая Чеховских Ухуру и Сулу) оказываются завороженными обонятельным Сайбоком. Это всего лишь вопрос времени, когда космический корабль примет новое направление, легендарная Ша Ка Ри находится прямо в центре галактики.

Место нахождение Земли Обетованной имеет огромную архетипическую значимость. "Центр Юнга" - это символ абсолютной личности, сочетание как сознательных, так и подсознательных элементов.42 Что наиболее важно, он олицетворяет трансцендентную природу верховного существа, божества. Само ядро (или центр) структуры Бога полноценно, не требует ничего лишнего; все противоположности объединены, что бы сосуществовать в этой единой форме.43 Одна из основных целей человечества – это достигнуть этот идеальный центр, обычно проходя через кардинальные психологические изменения, затрагивающие и тело и душу. Сайбок Звездного Пути - это индивидуум, желающий этих метаморфоз, что бы истинное предназначение его существования, в крайнем случае, раскрылось. Его путешествие к центру галактики - на самом деле путь в свое собственное нутро, где к счастью, любое видение Его (т.е. Бога) может быть реализовано и доведено до сознательного понимания.44

Казалось бы поиск Сайбока достигает своего результата, когда Enterprise преодолевает Великий Барьер, окружающий границы Ша Ка Ри без единой царапины. В этот момент некоторые члены команды убеждены, что мастер может действительно быть там, защищая своих потомков от вреда. Тем не менее Кирк остается непоколебимым в своем убеждении, что должны быть еще объяснения, помимо тех, что очевидных. На самом деле он единственный Офицер, неподдающийся зомбированию Сайбока. Что бы понять почему, потребуется анализ характера Кирка.

Как и Сайбок, капитан  - искатель тех, кто исследует что-то, что выходит за пределы физической реальности. «Жажда Кирка преобладать» над приделами плоти показана в самом начале Последнего рубежа, когда его показывают, исследующим горный хребет Эль Капитан в Национальном Парке Йосе́мити. Хотя есть некий риск в попытке достигнуть вершины, Кирк считает, что это стоит того. Его восхождение – это священное путешествие к тому, что он действительно ценит в своей жизни.45 Вместо того что бы принять комфортное увольнение на берег как все остальные, он скорее столкнется с величественным чудом Бога в природе, будучи активным участником развития этих событий. Падение Кирка до прибытия на вершину Эль Капитан всего-навсего подтверждает героический статус этого человека; он осознает ощутимое присутствие смерти, но это не удерживает его от подъема все выше и выше (или побуждать себя к будущим подъемам), если это означает достижения «единства» с силами природы.46

Теперь Сайбок представляет смертельную угрозу для мировоззрения Кирка. Вулканец хочет убрать скрытую боль капитана вместе с его знаменательные стремления и затем навязать желания, не принадлежащие ему. Зондирование можно сравнить с "психологическим насилием" разума, разрушению большинства того, что делает его человечным. Более того Кирк считает желание вечного рая обернётся в неудовлетворяющее путешествие. Только осознав, что то что мы ищем находится внутри нас, а не в каком-то воображаемом Эдеме, мы сможем преодолеть границы этого существования и встретить нашего Творца.47 Временами у Кирка получается убедить Спока и МакКоя оставить ложные мечты Сайбока и ответить от своего сердца на его убеждения. Упрямство Кирка и его внутренняя уверенность оказываются слишком сильными для контроля Сайбока. И так Вулканец посвящает все своё внимание на организацию экспедиции на Ша Ка Ри. Он приглашает неверующих присоединиться к нему, в надежде на то что присутствие Бога скажет само за себя и обратит их в свою веру.   

Пустынная, заброшенная планета Ше Ка Ри оказывается сомнительным местом для пребывания Бога, но когда группа Кирка приближается к центру горного кольца (символический смысл которого, не ускользнул от внимания писательницы Диллард), огромный столб камней поднимаются с земли, окружая их. «Гигантские каменные пальцы [в конечном итоге] пересекаются, образую ковчег…[из которого] сверкающий вырывается сверкающий луч чистой силы, ослепляя  наблюдателей своей неприкрытой красотой».48  Затем голос раздался из света, приглашая путешественников стать первыми, кто пересечет границы его территории. Лицо, закаленное возрастом, но в тоже время обладая невероятной мудростью, присоединяется к грамогласному голосу, даруя невероятный комфорт Сайбоку, который всегда знал, что Божественный образ, отцовский, нежный и любящий.  Кирк не поддается увиденному, однако, сомневается в мотивах божественного образа, желающего только, что бы Enterprise доставил его силу через Великий Барьер, что бы все создания могли вкусить его величие. Внезапно действительность возвращается к Книге разрушителя Джоба. Это вырывается на Кирка и затем на Спока со смертельным потоком энергии исходящим из его глаз. Сайбок не может понять почему «его бог » причиняет такую боль и страдания попросту любопытным людям. Это явно не тот Бог, на которого он возлагал свою веру и доверие; напротив это пагубная форма жизни пытающая избежать свое вековое заточение на этой планете. Юнг считает, что каждый бок имеет неосознанную темную сторону, которая может «высвободить весь ужас Природы», если дать ему возможность.49 единственный способ для Сайбока  противостоять злой части его бога, требующей освобождения, это осознать, что его образ был ложной и неполноценной божественной структурой. После изменен6ния его взглядов, Вулканец пытается вступить в диалог с существом. Когда разговор не приносит успеха, он обращается к физической силе и сталкивается лицом к лицу с призрачным двойником самого себя. Битва с подсознательной формой божества (или с внутренним я) достигает катастрофических размеров до предела, когда Ша Ка Ри разрушается на части. К счастью, офицеры Федерации смогли избежать бушующий пожар в последний момент.

Когда ахетипичная троица Кирка, Спока и МакКоя размышляют по поводу смерти Сайбока (так же как и создателя),  встает всеобъемлющий вопрос - действительно ли Бог существует. Кирк отвечает на это тем, что истинный образ любого бога лежит в душе разумного существа, в ожидании своего раскрытия. Фильм «Последний рубеж» пересекает границы подсознательного, вместо того что бы тратить время на бесцельное преследование чего-то, находящегося за пределами нас самих.50 Песня «Греби, греби, управляй своей лодкой», которую троица поет  во время своего следующего увольнения на берег к Парку Йосе́мити уверяет команду в том, что жизнь может быть как удовлетворительной, так и обманчивой мечтой, в зависимости от представления о Боге. Как бы там ни было, образ бога, который мы несем в себе, ответственен за наши творческие стремления, так же как и за нише разрушительное поведение.51  Принять плохое и хорошее собственное я, означает наиболее оценить, лежащий в основе богообраз.

 

 

юнгианская культурология
  class="castalia castalia-beige"