04.10.2011
0

Поделиться

Евангелие от Марии Магдалены

Джейсон Джеффри

«ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРИИ МАГДАЛИНЫ»

Проливает ли новый свет на утерянное учение Иисуса древний текст, обнаруженный чуть более века назад?

Среди всех ранних последователей Христа ни один не вызывает такого интереса, какой порождает в отношении себя одна особая женщина – библейская фигура, известная как Мария Магдалина. Почитаемая как святая, оклеветанная как проститутка, воображаемая как буквальная невеста Христа, Мария Магдалина стоит особняком, как загадочная личность, о которой мало что известно на самом деле, несмотря на многовековое научное изучение и необузданные гипотезы.

Все, что большинство западных христиан знает о ней, представлено в Евангелиях Нового Завета, но даже эта информация является спорной. Существует некоторое общее согласие: Она была преданной ученицей Иисуса Христа, которую он избавил от «злых духов и немощи». Наряду с несколькими другими женщинами она стала служить Христу и стала свидетельницей его смерти на Кресте. Она присутствовала, когда его тело положили в гробницу, когда был отвален камень, раскрывший пустую гробницу, когда ангел огласил, что Христос воскрес из мертвых – и когда он впервые после Воскресения проявился к жизни. Она принесла весть о его Воскресении другим ученикам.

На протяжении 1500 лет, Мария Магдалина изображалась в искусстве и теологии, как проститутка, чья жизнь была преобразована прощением Иисуса. Это представление, основанное на Евангелии от Луки (7:38), было результатом ошибочной проповеди Папы Григория Великого в 591 году. Жан-Ив Лелуп пишет в своем комментарии к Евангелию от Марии Магдалины:

«Личность Марии как проститутки происходит из 33 проповеди Папы Григория Первого, произнесенной в 591 году… Только в 1969 году Католическая Церковь официально отказалась от ярлыка шлюхи, наклеенного на Марию Григорием, тем самым признавая свою ошибку – хотя образ Магдалины как кающейся блудницы остался во всех публичных учениях всех христианских конфессий. Подобно маленькой опечатке, похороненной на последних газетных страницах, коррекция Церкви происходит незаметно, тогда как первоначальные и неверные статьи продолжают оказывать свое влияние на читателя» [1]

Пятно распущенности, прилепленное к фигуре Марии Магдалины, отводит внимание от значительной роли, которую она играет в раскрытии учении Христа. Важность Марии особенно очевидна в гностических текстах – некоторых из самых ранних сообщений о служении Иисуса – которые в значительной степени пресекались и игнорировались церковными авторитетами.

Гностическое представление о Марии расходится — в некоторых смыслах весьма резко – с историческим и библейским образом, возможно, самой значительной последовательницы Иисуса.

Датируемое вторым веком, Евангелии от Марии было обнаружено археологами в конце девятнадцатого века, но в значительной степени игнорировалось и оставалось непереведенным на протяжении пятидесяти лет. Это единственная весть, приписываемая женщине, которая предлагает иной взгляд на христианство – описывая то, что называется «внутренней духовностью», говорит Карен Л. Кинг, автор работы «Евангелие от Марии Магдалины: Иисус и Первая Женщина Апостол» (Karen L. King, «The Gospel of Mary of Magdala: Jesus and the First Woman Apostle»).

В контексте высказываний Марии Магдалины, «спасение не есть то, что приходит от внешнего спасителя», говорит Кинг. «Нужно искать спасение внутри». Таким образом, евангелие Магдалины изображает Иисуса как учителя, а не как спасителя, который умирает для искупления грехов человечества.

В своем введении к работе «Полные Евангелия» (The Complete Gospels) Карен Кинг замечает:

«… Евангелие от Марии обращается к видению, где мир уходит, и нет никакого нового творения или нового мирового порядка, но есть ликвидация иллюзорного хаоса страдания, смерти и незаконного господства. Таким образом, Спаситель пришел, чтобы каждая душа могла обнаружить свою собственную истинную духовную природу, свой корень в ‘Благости и возвратиться в место вечного покоя за пределами ограничений времени, материи и ложной морали»

Другой Гностический текст, Евангелие от Фомы, сообщает, что женщины были учениками Христа. Однако Новый Завет включает только евангелия, написанные мужчинами, и вносит различие между женщинами из жизни Христа и всеми остальными «учениками» мужского пола.

«В [Гностическом] Евангелии от Фомы вы найдете имена шести учеников: Матфей и Фома, Иаков и Петр, Мария Магдалина и Саломея», говорит Элейн Пейджелс, профессор религии Принстонского Университета, и автор работы «Гностические Евангелия или за пределами веры: Тайное Евангелие от Фомы».

«Здесь Мария Магдалина явно является ученицей Иисуса. В Евангелии от Фомы, а также Евангелии от Марии Магдалины, она представлена как евангелист и учитель, как некто, кто одарен откровениями и учениями от Иисуса, которые очень сильны и которые позволяют ей быть духовным вдохновением для других»

Гностики одинаково почитали и женские, и мужские аспекты природы, и Элейн Пейджелс утверждает, что гностические женщины-христианки пользовались значительно большей степенью социального и церковного равенства, чем их ортодоксальные сестры.

Для Жана-Ива Лелупа, основателя Института Иных Исследований Цивилизации и Международного Колледжа Терапевтов, Мария Магдалина является близким другом Иисуса и посвященной, передающей наиболее тонкие аспекты его учения.

Его перевод Евангелия от Марии представлен в его работе «Евангелие от Марии Магдалины» вместе с комментариями на текст, который был обнаружен в 1896 году, почти пятьдесят лет перед тем, как были найдены Гностические Евангелия в Наг-Хаммади.

В своей книге Лелуп утверждает: «Это Мирьям из Магдалы, которая служит ученикам как акушерка, не тела или души, но извечного Сына, чье Присутствие стремится проявить себя в самом сердце того, что наиболее внутри их трепещет».

Евангелие от Марии

«Мир (…) вам! Мой мир (…), 15 приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря:»Вот, сюда!» или «Вот, туда!» Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не ставьте предела кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им».

— слова Иисуса, цитируемые в Евангелии от Марии

Евангелие от Марии входит в первую часть так называемого Берлинского Папируса. Эта рукопись была найдена в Каире С. Райнхардтом, и хранилась с 1896 года в Отделе Египтологии национального музея Берлина.

Эта копия Евангелия от Марии, сообщает Жан-Ив Лелуп, «была написано в начале пятого века… писец записывал двадцать одну, двадцать две или двадцать три строки на странице, каждая строка содержала в среднем двадцать две или двадцать три буквы. Несколько страниц отсутствуют: с 1-ой по 6-ую, и с 11-ой по 14-ую. Это делает интерпретацию особенно трудной.

Что касается датировки оригинального текста, на котором базировалась копия, то тут интересно заметить, что существует греческий фрагмент – папирус Райленда 463 – чья подлинность как предшественника Коптского текста была подтверждена профессором Карлом Шмидтом. Этот фрагмент из Оксиринха и датируется началом третьего столетия. Первая редакция Евангелия от Марии, однако, скорее всего более стара, чем эта, т.е. датируется где-то вторым веком. В.С.Тилл оценивает ее примерно 150 годом. Таким образом, этот текст, как и канонические евангелия, можно считать принадлежащим к фундаментальным или примитивным текстам христианства»

Евангелие от Марии может быть легко разделено на две части. Первая часть (7,1 – 9,24) описывает диалог между воскресшим Христом и его учениками. Он отвечает на их вопросы о материи и грехе.

«Христос учит, что грех не есть проблема морального невежества, но скорее являет собой дисбаланс души», говорил Джеймс Робинсон, заслуженный профессор религии в Университете Клермонта [2]. «Затем Христос поощряет учеников распространять своё учение и предостерегает их о тех, кто учит о духовности как о внешней концепции, а не как внутреннем гностическом опыте», говорит Робинсон.

Однако, после того как он уходит, ученики огорчаются и пребывают растерянности и сомнениях. Мария Магдалина утешает их и обращает их сердца к Добродетели и обсуждению слов Христа.

Вторая часть текста (10,1 – 23; 15,1 – 19,2) содержит описание Марией особого откровения, дарованного ей Христом. По просьбе Петра, она рассказывает ученикам о сокрытых от них вещах. Основой этого знания является видение Господа и личный диалог с Ним. К сожалению, четыре страницы текста здесь отсутствуют, так что нам доступно только начало и конец откровения Марии.

Комментируя текст, Карен Кинг пишет: «Первый вопрос, который Мария задает Христу – это вопрос о том, как он видит видения. Христос отвечает, что душа видит через ум, который пребывает между душой и духом. На этом моменте текст обрывается. Когда текст продолжается стихом 15.1, Мария находится в процессе пояснения откровения Христа касающегося восхождения души через четыре силы. Четыре силы, скорее всего, могут быть идентифицированы как сущностные выражения четырех материальных элементов. Посвященная душа, свободная от всех своих уз, восходят сквозь четыре силы, побеждаемые при помощи гнозиса, и достигает вечного, безмолвного покоя».

Этот фрагмент евангелия объясняет видение Марии подъема души над «силами», включая силы страха. Для гностика эти «силы» являются Архонтами, которые подобны космическим тюремным надзирателям, пытающимся предотвратить вознесение душ к Истинному Богу. «Она (душа) должна преодолеть силы страха и силы, которые угрожающие ей по мере продвижения в жизнь за пределами смерти», поясняет Элейн Пейджелс.

После этого Мария заканчивает рассказывать свое видение ученикам, чтобы Андрей и затем Петр оспорили его по двум причинам. Во-первых, Андрей говорит, что это учение странно. Во-вторых, Петр сомневается, действительно ли Христос рассказывал такие вещи женщине и утаил их от других учеников-мужчин. Левий предостерегает Петра о противостоянии женщине в отличие от своих противников и признает, что Христос любил её более других учеников. Он умоляет их устыдиться, облечься «совершенным человеком» и идти проповедовать, как Христос наставлял их. Они сразу же отправляться на проповедь и текст заканчивается.

Это противостояние между Марией и Петром хорошо документировано в ряде Гностических писаний. Мария обличает слабое мышление и поверхностность Петра и Андрея, которым трудно уразуметь, не то, что принять, глубокое духовное понимание Марии, полученное в результате её личного опыта и тесных взаимоотношений с Христом.

Джеймс Робинсон замечает: «На самом деле, Петр и Андрей, кажется, предпочитают именно то, против чего Христос их предостерегал – религии, основанной на деспотических идеях (в данном случае представленные в виде мужского шовинизма Петра и невежества Андрея). И все же многие из их идей сформировали современное Христианство, тогда как духовность Марии Магдалины, которая, кажется, более соответствует учению Христа, неслыханна сегодня».

Другие гностические тексты

Мария Магдалина играет выдающуюся роль в Гностической традиции, представленной в других гностических работах, таких как «Пистис София», «Диалог Спасителя» и «Евангелие от Филиппа», где она превозносится как ведущая ученица Христа, провидец и посредник гностических откровений.

В этих текстах она восхваляется как «женщина, которая знает Всё» (Диалог Спасителя), и «наследница света» (Пистис София), связанная с духовной Мудростью.

Евангелие от Филиппа признает её как “koinonos” (спутница или супруга) Христа, которую он любил более всех других учеников, и духовное единение между Христом и Марией объясняется в легкой эротической терминологии. По словам книги Юрия Стоянова «Иной Бог», «как земная спутница Спасителя в Евангелии от Филиппа, она могла в действительности быть ‘двойником небесной Софии’».

Рассмотрение Мария Магдалины как «супруги» Христа привело к тому, что некоторые авторы сделали вывод о различных видах отношений между Марией Магдалиной и Иисусом, в одном из которых они даже состояли в браке и имели детей.

Одна из гностических точек зрения на их взаимоотношения подразумевает, что Мария становится духовно беременной и чистой от её священных отношений с Христом. Когда в Евангелии от Филиппа сообщается, что Иисус «часто лобызал её уста», гностики говорят, что это символизирует передачу «знания» (гнозиса), поэтому ревность учеников не была связана с тем фактом, что Иисус «любил» Марию Магдалину, но тем, что он даровал ей больше знания, чем им.

Одно из самых интригующих открытий конца девятнадцатого века – «Пистис София» («Вера мудрости» или «Мудрость веры»), аллегорическое сообщение о гностической системе мира. Этот текст претендует на рассказ о взаимоотношениях Иисуса Христа и его учеников после Его воскресения, но он в корне отличается от канонических текстов по поводу духовных сил, управляющих вселенной, веры в реинкарнацию и широкого использования магических формул и заклинаний.

Текст описывает Иисуса как мистического учителя, имеющего отношения преимущественно со способными ученицами, подобными Марии Магдалине. По большей части это касается тех этапов, посредством которых Иисус освобождает сверхъестественную (или женскую) фигуру Софии, небесную Мудрость, от её рабства в дефектном материальном мире, и она постепенно восстанавливает свой бывший статус на небесах.

Для древних женский принцип Софии скрывал за собой святой дух мудрости, обладающий знанием и приглашающий нас глубоко испить из Своей Чаши. В гностической космологии София находится в ловушке материального мира и освобождается после мистического соединения с Христом. Интересно также отметить, что функции Святого Духа в библейских текстах связаны с женщинами: утешение, вдохновение, эмоциональная теплота и рождение духа.

Характерной особенностью этих гностических евангелий является то, что события в них поясняются символически и психологически, в резком контрасте с буквальной интерпретацией сообщений евангелий в историческом Христианстве.

Гностицизм и роль женщин

Согласно всем апостольским свидетельствам, Иешуа из Назарета определенно не был основателем какого-либо «изма», или учреждения. Он был Вестником, Свидетелем, а некоторые заходят еще дальше и говорят, что он был Воплощением возможной власти Духа в сердце времени и пространства, манифестацией Бесконечности в самом сердце нашей конечности, голосом Иного внутри человеческого языка.

— Жан-Ив Лелуп [3]

В книге «Гностицизм: Новый Свет Традиции Внутреннего Знания», современный гностический епископ Стефан Хеллер утверждает, что гностические христиане придерживаются «убеждения, что прямое, личное и абсолютное знание подлинных истин бытия доступно человеку, и более того, достижение такого знания всегда должно составлять высшее достижение человеческой жизни».

Как Элейн Пейджелс пишет в своей книге «Гностические Евангелия», такой акцент на духовном опыте не сулил ничего хорошего для гностиков. Если спасение непосредственно доступно индивидууму, какая тогда потребность в организованной церкви для действия её в качестве догматического посредника между человеком и Богом? В гностических ритуалах, участники исполняли обязанности по очереди, и в их признании равенства женщин они кажутся удивительно современными.

Противостояние между Петром и Марией в Евангелии от Марии оказывается типичным изображением конфликта внутри христианства, который сохраняется и по сей день. История символизирует конфронтацию между традиционной апостольско-павлианской ветвью христианства и гностиками. Кроме того, это также конфликт между эзотерическим (тайные или мистические учения) и экзотерическим (открытые или внешние учения) измерениями религии.

В первые дни христианства иерархически-организованная церковь увидела в гностических мистиках с их подрывной открытостью духа и анти-авторитарной позицией опасную угрозу своему растущему влиянию. В отличие от Римской церкви, в гностических сообществах женщины открыто занимали посты священников и учителей, наслаждаясь своим признанием.

Во втором веке нашей эры, церковный отец Тертуллиан особенно возражал против «тех женщин из числа еретиков», которые занимали позиции во власти. Он гневно атаковал «эту гадюку» — женщину, которая была духовным учителем гностического сообщества в Северной Африке.

Он возмущался, писав: «Эти еретические женщины – как же они дерзки! У них нет скромности. Они осмеливаются учить и участвовать в обсуждении; они изгоняют злых духов; они лечат больных и, может быть, даже крестят! … Они также разделяют поцелуй мира со всеми, кто приходит».

Хотя его взгляды соответствуют линии Еврейской традиции, из которой пришел Иисус, не стоит забывать, что сам Иисус отверг эти соглашения, открыто общаясь с женщинами и имея их в числе самых близких последователей.

К четвертому веку нашей эры учрежденная Христианская церковь преследовала всех гностиков, которых только могла обнаружить и истребляла их сотнями. Тем не менее, гностический поток не был устранен и тайно остается существовать и по сей день.

Высшей гностической ересью было видеть Яхве, родового божества Ветхого Завета, как ложного бога – порочного и глупого творца дефектного мира. Таким образом, бог Римской Церкви не является Истинным Богом, но дьявольским Демиургом, который стремится только к завлечению человеческих душ в путы лжи, иллюзии и зла.

Будучи заточенными в тюрьме этого материального мира, божественные искры (или души) стремятся выйти за пределы мира, управляемого Демиургом, возвратившись назад в реальность Истинного Бога божественной мудрости, характеристики которого не могут быть определены и поняты рационально.

Для гностиков познание трансцендентного Бога возможно только через познание (гнозис) Христа. Христос, как Сын Истинного Бога, пришел в мир с целью раскрытия трансцендентной истины. Когда эта концепция полностью осознается, жизнь человека переходит в новое духовное измерение, и подлинные добродетели начинают проистекать из божественного источника. Весть Христа представлена равноправно для всех жаждущих, мужчин или женщин, как он поясняет в Евангелии от Фомы:

«Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глазА вместо глАза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, — тогда вы войдете в [царствие].»

В конце концов, быть может величайшая тайна сокрыта в саге о Марии Магдалине, этой женщине, которую любил Иисус.

Примечания:

1. Jean-Yves Leloup, The Gospel of Mary Magdalene, Inner Traditions International, 2002.

2. James M. Robinson, Nag Hammadi Library in English, Harper SanFrancisco, 1990.

3. Jean-Yves Leloup, Ibid

Пер Сергей Коваленко (Diofant)