Перевод

Андрогины

Джун Сингер 

Андрогины

Глава 2

 Гермафродиты, бисексуалы, андрогины и Первозданное Совершенство.

 В наше время новое самосознание восстает из болота упаднического общества, которое зашло слишком далеко в сторону рационализма, технологий и стремления к власти с помощью безудержной конкуренции или любых других средств, позволяющих получить власть и контр

оль над менее искушенными людьми. Происходит понимание того, что наше общество потеряло равновесие в пользу так называемых «маскулинных» качеств характера.  

Новая направленность, приобретающая все большее влияние, может быть охарактеризована как подчеркивающая «феминные» ценности, или ценности, которые, по крайней мере, в прошлом ассоциировались по большей части с феминностью, нежели с маскулинностью. Среди данных ценностей – приоритет сотрудничества над конкуренцией, командный подход к решению возникающих проблем вместо сугубо индивидуального, гораздо большее доверие к интуиции в дополнение к мыслительному процессу, а также важная роль сексуальности и отношений, преобладающая над властью и насилием. Мужчины и женщины чувствительны к вопросам маскулинных и феминных качеств как к определяющим факторам политики и общества.

Если не принимать во внимание очередной аргумент в борьбе полов, или, в противоположном случае, если битва, в которую мы сейчас вступили, будет выиграна, - в обоих случаях необходимо по-новому взглянуть на наши представления о маскулинности и феминности. Обе эти категории оспариваются верховенствующим принципом, андрогинностью. Когда мы начинаем осознавать андрогинность как основу человеческой природы, мы начинаем подходить ближе к миру, в котором будет возможно свободно выбирать индивидуальные роли и модели поведения. Андрогинность может освободить индивидуальность от ограничений «так принятого».

Для того, чтобы понять, что же такое андрогинность, сначала нужно определить, чем она не является. Это не гермафродитизм и не бисексуальность, несмотря на то, что эти понятия часто путают друг с другом.

Гермафродитизм относится к физиологический патологии, при которой в раздельнополом индивиде присутствуют признаки противоположного пола. Гермафродиты принадлежат к классификации интерсексуалов, у которых присутствует значительный сдвиг одного или нескольких качеств пола в сторону противоположного. Эти качества включают в себя наружные и внутренние половые органы, наборы хромосом, гормональное состояние организма и вторичные половые признаки. В обыденном употреблении слово "гермафродитизм" относят в основном к патологиям наружных половых органов, которые имеют сходство с таковыми у лиц противоположного пола. В литературе или мифологии, гермафродиты - это слабые существа или чудовища, так или иначе – они аномальны. Гермафродит, сын Афродиты, был ее слугой и выступал от ее лица. Его женоподобная грудь и длинные волосы, его пристрастие к женским одеждам свидетельствуют о его подобострастии. Этот странный, малоуважаемый персонаж был продуктом того периода, когда совершался переход от общества, поклоняющегося женским божествам, к обществу, в котором молодые боги, до сих пор находящиеся в подчинении, начинали набирать собственную силу.

Бисексуальность, в том смысле, в котором я использую этот термин здесь, относится к психологическому состоянию. В то время, как гермафродитизм отражает недостаток дифференциации в физиологических характеристиках пола, то есть мужественность или женственность; бисексуальность относится к отсутствию ясности в гендерной идентификации, то есть к путанице между маскулинностью и феминностью. Бисексуальность относится к людям, которые одновременно ощущают сильное сексуальное влечение к представителям обоих полов. Фрейд приравнивал открытую гомосексуальность к бисексуальности и так же включал латентную гомосексуальность у гетеросексуалов в ту же категорию1. Несмотря на это, в классическом же понимании, бисексуальность относится к людям, которые выбирают и мужчин, и женщин в качестве сексуальных партнёров. 

Сегодня мы, как правило, исключаем из этой группы людей, которые являются исключительно гомосексуальными, и в своих фантазиях, и в сексуальном поведении. Несмотря на это, в своей аналитической практике, работая со множеством людей, которые определяли себя однозначно как гомосексуалов, я редко встречала кого-то, чьи фантазии или сны не давали бы указания на бисексуальность. То же самое можно сказать о людях, которые считали себя исключительно гетеросексуальными. Одним молодым человеком было сделано следующее наблюдение:

 

Бисексуальность сегодня является причудой. Я не уверен, как именно это происходит. Я не знаю, связано ли это с сексуальным поведением в большей степени, чем с сопереживанием. Более того, я думаю, что это связано с самовосприятием человека. Если ты пытаешься это как-то проявлять - в этом и загвоздка, ни ты, ни другие не знают, кто ты на самом деле. Это никуда не ведет, теряет остроту.

 

Когда мы исследуем материалы сексуального характера на более глубоких уровнях психики, мы неизбежно достигаем состояния, в котором сексуальные чувства намного свободнее и гибче, нежели человек в своем обычном состоянии готов признать. Бисексуальность может как включать, так и не включать в себя фактическое взаимодействие в сексуальных отношениях между участниками обоих полов. Психологическая предрасположенность к подобному взаимодействию является фактором, определяющим бисексуальность. Если это не вопрос явного поведения, это, конечно, вопрос склонности к тому.  

Может быть задан вопрос относительно того, не являемся ли все мы бисексуальными согласно этому определению. Этот вопрос не дает теоретического ответа, и мой клинический опыт предполагает, что бисексуальная ориентация гораздо более широко распространена, чем это признается обществом. Найдется не так уж много людей, у которых не было опыта эротических переживаний в отношении реальных или же потенциальных партнеров обоих полов.

И все же, бисексуальность выходит за эти рамки. Она включает в себя чувства, направленные ко всем людям, чувства, которые не поддаются той классификации, которую многие психотерапевты применяют к сексуальному поведению. Многие бисексуальные люди, похоже, стремятся разрушить границы сексуальных условностей и «bi-lib» * широко распространено как выражение либертарианского стиля жизни. Некоторые люди, называющие себя бисексуалами, понимают, что сексуальные взаимоотношения и сексуальное удовлетворение не только цели сами по себе, но так же являются выражение целостной структуры личности. Взгляды мужчины или женщины на то, что является человеческими отношениями и общечеловеческими ценностями обретают форму и выражение в половом контакте. Проблемы бисексуальности связаны в первую очередь с межличностными отношениями. Бисексуальность не означает андрогинность и не является ею.   

Сегодня андрогинность страдает от недопонимания из-за образов, который были популярны в романтической литературе и искусстве. Слово андрогин ошибочно применялось к утонченным молодым людям, носящим модную, вызывающую одежду, или к девушкам с мальчишеской фигурой и внешностью. Следующая цитата Сьюзан Зонтаг является типичным примером:

 

Андрогин – определенно один из величайших образов чувственности Кэмпа. Например: тонкие, на грани обморока, извивающиеся фигуры на полотнах и в поэзии прерафаэлитов и ар-нуво, тонкие, гибкие, бесполые тела на гравюрах и плакатах, или представленные в рельефе светильников; неуловимая призрачная андрогинность совершенной красоты Греты Гарбо2.

 

Определение Зонтаг относится к преходящему стилю, который имеет мало отношения к человеку, который будет претендовать на определение андрогина в будущем. Это напоминает безвкусные новеллы эпохи романтизма в Англии и Франции о сексуальных патологиях, о кошмарном и демоническом?. Я имею в виду такие работы, как "Саломея" Оскара Уайльда, драматизирующего кровожадную страсть, "Иродиада" Малларме, сочинения Пеладана и Готье – одержимых идеей о гермафродитах, воспевание лесбийской любви Бодлером, болезненный интерес к порке у де Сада и Суинберна, и многие другие3.

Андрогин понимался писателями-декадентами всего лишь как гермафродит, в котором оба пола сочетались анатомически и физиологически. Этих авторов волновала не «цельность и слияние полов, но изобилие эротических возможностей», согласно Мирче Элиаде:

 

Их интересом не являлся новый тип человека, в котором слияние полов создает новое неполяризированное сознание, но самопровозглвшенное чувственное совершенство, возникшее от активного присутствия обоих полов в одном.

Идея о гермафродите предположительно возникла вследствие исследования некоторых античных скульптур. Но писатели-декаденты не знали о том, что для античности гермафродит являлся тем идеальным состоянием, которого люди пытались достичь при помощи духовных средств имитационных обрядов. Однако же в случае, когда рождался ребенок с какими-либо признаками гермафродитизма, он умервщлялся собственными родителями. Другими словами, реальный, анатомический гермафродит представлялся искажением Природы, выражением гнева богов и, следовательно, немедленно уничтожался. Только ритуальный андрогин являлся образцом, поскольку он не фокусировал внимание на удвоении анатомических органов, но, символически, выступал как единство магико-религиозных сил, принадлежащих обоим полам4.

 

Андрогин нового времени не сомневается по поводу его или ее половой идентичности. Андрогинные мужчины проявляют естественную, непринужденную и раскованную маскулинную сексуальность, в то время как андрогинные женщины могут быть абсолютно женственными. Тем не менее, у обоих отсутствует тенденция к крайностям: мужчинам нет нужды вести себя как мачо, а женщины не обязаны казаться наивными и зависимыми. Чрезмерно поляризированные типы личности процветают в культуре, которая требует подавления естественных склонностей, люди развивают так называемые «маскулинные» и «феминные» качества, определяемые обществом как приемлимые для каждого пола. Андрогинные люди позволяют себе выйти за рамки таких притеснений; не столько для того, чтобы подготовить почву для более полного проживания сексуальных импульсов, сколько для того, чтобы вернуть ту часть, которая была подавлена и позволить ей сознательно реинтегрироваться.

Можно поспорить с утверждением о том, что когда определенная модель поведения была вытеснена и больше не осознается, она уже не может быть просто восстановлена посредством сознательного «разрешения» вернуть ее. В моем опыте работы с людьми в области их сексуальных проблем я пришла к выводу, что граница между сознанием и бессознательным не является такой жесткой, как я когда-то предполагала. Восприимчивость к снам и фантазиям, внимание к другим проявлениям не-рационализированной сферы деятельности позволяет ранее скрытым вещам проникнуть в сознание. В 1960-х наша культура стала массовой, и с помощью психоделических веществ мы пришли к растворению границ, которые когда-то считались непроницаемыми. Сейчас хорошо известно, что существует множество уровней сознания. Многое из того, что прежде понималось как принадлежащее к царству бессознательного, сегодня уже пересекло эту черту и просто нуждается в активации, чтобы прийти к полному осознанию. Это осознание, далекое от статического состояния «знания», способно к расширению, углублению и уточнению.

Принципы, называемые «маскулинностью» и «феминностью» хорошо закреплены в структуре нашего общества. Или, по крайней мере, были закреплены до тех пор, пока сексуальная революция не повергла большинство людей в состояние растерянности. Можно попросить любую произвольную группу людей перечислить качества, которые они бы отнесли к маскулинности или феминности. Стереотипные мнения о маскулинности будут неизменно включать в себя агрессию, доминирование, жестокость, логику, конкуренцию, упор на достижения, мышление, изобретательность, разум. Феминность же будет означать пассивность, уступчивость, мягкость и нежность. Эти ответы будут лишь незначительно отличаться от группы к группе. Всегда, когда я на своих лекциях пишу такой список на доске, становится очевидно и для мужчин, и для женщин, что каждая личность обладает смесью всех этих качеств. Для большинства важно, чтобы «маскулинные» качества были на первом месте у мужчин и «феминные» - у женщин. Для того, чтобы устанавливалась и сохранялась строгая гендерная идентичность, эти качества по мнению большинства должны быть основополагающими. Однако прежние ценности в вопросах пола и гендера больше не имеют такого веса, а новые еще не заняли прочные позиции.  

Андрогинность подходит к проблеме с пониманием того, что истинные изменения начинаются в первую очередь внутри психической структуры человека. Здесь кроется фундаментальное отличие андрогина от бисексуала. Если вопросы бисексуальности затрагивают в основном межличностные отношения, то андрогинность – это вопрос интрапсихический. Андрогин осознанно принимает взаимодействие маскулинных и феминных аспектов человеческой психики. Один является дополнением к другому, точно так же, как активный и подвижный сперматозоид дополняет находящуюся в ожидании яйцеклетку. В этой концепции два принципа объединяются, активное и пассивное начало в человеке сосуществуют на протяжении всей его жизни. Но, конечно же, они не всегда проявляют себя таким образом по отношению друг к другу. 

Начиная с пубертатного периода и на протяжении всего репродуктивного возраста пол и гендер, как правило, более тесно связаны между собой (т.е. мужчины более маскулинны, женщины – феминны) по сравнению с ранним детством или же зрелым, а так же преклонным возрастом. Но опять же, это стереотип, и в реальности полно исключений. В период ухаживаний и со вступлением человека в репродуктивный возраст биологический призыв к деторождению очень силен. Очень часто, в связи с этим, многие девушки возмущены тем, что их оценивают в соответствии с их сексуальными и репродуктивными качествами. Не обязательно отрицая эти качества, некоторые женщины стремятся развивать чувство независимости и повышать собственный интеллектуальный уровень в этом возрасте, с целью сохранения своей личной автономии. В то же время мужчины могут помогать своим партнерам в тех делах, которые традиционно считаются «феминными», особенно в период воспитания детей, таким образом устанавливая контакт с компонентами собственной психики, присущими противоположному полу. Стереотип о сексуальной латентности в раннем периоде не всегда выливается в недостаток у детей понимания, что есть мужское, а что женское. Насколько «маскулинными» станут мальчики или насколько «феминными» будут девочки зависит в значительной степени от отношения родителей и влияния сверстников. Так же и в зрелом возрасте у людей не всегда вырабатывается мудрость различать контр-сексуальные стороны личности. Несмотря на врожденное или биологическое стремление к андрогинности в ранний и поздний периоды жизни, влияние обстоятельств часто толкает людей к одной из противоположностей. И все же, потенциал андрогинности всегда присутствует в каждом человеке, готовый выступить в качестве источника энергии. Андрогинный принцип интуитивно понимается как ключ, который снимает замок с оков пола и гендера, ключ, доступный всем, кому хватит храбрости и воображения воспользоваться им. 

Состояние осознания того, где кроется источник символического сексуального единства внутри личности всегда предавалось анафеме приверженцами иудео-христианской традиции. Такое понимание признавалась только теми людьми или группами людей, находящимся вне основных культурных течений, например, алхимиками, каббалистами, мистиками. Те, кто осознавали всю серьезность этого, знали когда и где следует хранить молчание. Те же, кто не придавал этому важности, и более того, говорили об этом открыто – становились обьектами насмешек, предавались остракизму и даже правовой дискриминации. Поэтому очень важно понимать следующее – общество, в котором мы живем сегодня еще не готово к принятию новой ценности, а тем более важности, личной и общественной андрогинности. 

К счастью, сегодня андрогинность не нуждается во внешнем проявлении по отношению к миру для того чтобы существовать и развиваться. Это длительный внутренний процесс, через который меняется поведение. Современное развитие личности исходит из точки зрения, в которой мужчины и женщины воспринимают себя как целостные и завершенные структуры Бытия, действующие согласно единому космическому порядку. Нынешнее сознание отдельной личности неизбежно оставляет свой отпечаток на общем, коллективном сознании.

Чувство принадлежности к космическому порядку и ощущение безграничного макрокосма во внутреннем микрокосме человека является ключевым к пониманию концепции агдрогинности. Для тех, кто ощущает себя изолированным в этом чужом мире эта концепция может показаться радикальной, но это не более чем маленький зеленый росток, пробивающийся к свету из массы корней глубоко под землей. Андрогинность существует в глубинах нашего существа, и мы все пребываем в бесконечном цикле вечного возвращения. Тот, кто находится в контакте с собственной целостностью, находит отклик в эзотерической литературе и искусстве, раскрывающем андрогинную природу первозданной целостности и мощь, присущую андрогинности. В Дао Дэ Цзин говорится об этой «мощи», но это не совсем мощь в западном понимании. Значение этого слова близко по значению к слову «потенциал» или «внутренняя сила».

 Внимающий мужскому началу в себе, не упускающий и женского,

становится подобен оврагу, все в себе сохраняющему.

Тот, кто обратился подобным оврагом, познает силу, ни с чем не сравнимую.

И в этом он подобен младенцу.

Знающий белое, но не отвращающий лика от черного,

становится мерой всех вещей и целого мира моделью.

В таковом качестве у него в руках все время и нескончаемая сила,

которая никогда не творит дурного. Он возвращается в безграничное небытие.

Вкусивший славу, но не гнушающийся ни неизвестности, ни позора,

становится подобен долине, все в себе сохраняющей.

Тот, кто обратился подобной долиной, имеет власть над всем временем.

И так он возвращается в состояние Первозданного Совершенства.5

 Эти строки выражают утонченную простоту парадоксальной природы андрогинности. Двое должны стать единым целым. Сила (потенциал) – синоним к возвращению в состояние невинности. Однако пока для нас оно не доступно, и только становясь старше и мудрее мы можем позволить себе больше не держаться за знание, которым мы обладаем, и спонтанно проявлять себя так, как велит нам наша природа.

Сила (потенциал), которая никогда не ошибается, возможна только в сферах Бесконечности, которая находится по ту сторону смерти и рождения. Она находится за пределами шума сознания и поэтому предполагает доверие к бессознательному, готовность быть текучим, подобно природе, в Дао – Путь Течения Ручья6.

Будучи однажды сформированным и получив определенное воплощение, как же возможно вернуться в это состояние Первозданного Совршенства? Источник силы (внутренней мощи) находится в восприимчивости к противоположностям внутри себя. Не при помощи насильственной интеграции, которая будет являться странной и чужеродной, но через пробуждение в ту реальность, в которой противоположности всегда сосуществовали рядом друг с другом в гармонии, и продолжат такое существование, если мы не будем препятствовать им.

 

архетипы и символы, юнгианская культурология
  class="castalia castalia-beige"