Перевод

Cовременная женщина в поисках Души

Джун Сингер

Современная женщина в поисках души.   

Вступление

 

 Поиск души современной женщиной заботит меня уже давно. Как Юнгианский аналитик я была проводником людей в этом поиске. Все мои знания приходят ко мне через личный опыт. Но это дорога с двусторонним движением – я всегда чувствовала, что душа тоже ищет меня. Я не приступала к этому поиску осознанно, а скорее, отмечала, что было что-то существенное во мне, которое хотело выйти, чтобы придать форму моей жизни. Это хотело, чтобы я дала ему выражение.

Это заявление найдет отклик у современных женщин, потому что прошлые два или три десятилетия принесли женщинам новые знания. Мы научились слушать что-то в пределах нас, которое заявляет о себе, часто неожиданно, как будто, чтобы сказать, "это - то, кто ты действительно есть, это - то, для чего ты была создана". Это - голос совести, слишком часто игнорируемый, но отказывающийся замолчать. Иногда он говорит, как совесть, иногда как любопытство, иногда как гнев, иногда как стремление. То, как мы отвечаем на этот "звонок", определяет уникальное качество нашей жизни.

Мой голос заявил о себе публичной библиотеке моего города, когда мне было 16 лет. Я вглядывалась сквозь стеклянные двери запертого книжного шкафа на заголовки книг -  Клиффорд Бирс «Ум, который вновь обрел себя», К.Г. Юнг «Современный человек в поисках Души». Это был 1934 год, время, когда тайны психики считались запрещенными для молодых умов, что-то вроде сегодняшней полемики о том, позволять ли подросткам смотреть все, что они хотят, включая порнографию на библиотечном компьютере. В те дни молодые люди до совершеннолетия имели

право брать книги из запертого шкафа только с письменного разрешения родителей. Моя мать, которая верила в женское освобождение даже до того, как этот термин был изобретен, подписала это разрешение. Я выбрала несколько книг по психологии, включая «Современный человек в поисках Души». Это была одна из первых книг Юнга, переведенная на английский. Он говорил со мной так мощно, что разбудил интерес к психологии и в итоге привел меня в Институт Юнга в Цюрихе. Одна из первых вещей, которые я поняла, что психология предположительно означает «исследование психеи", и та "психея" была греческим словом для обозначения «души».

Я не поехала в Цюрих в 1960, чтобы учиться в Институте Юнга, нет, я решила, что пройду его тренинговую программу обучения и в конечном счете стану Юнговским аналитиком.

Мой первый муж заканчивал свою докторскую диссертацию в психологии и недавно узнал о К. Г. Юнге и Институте аналитической психологии в Цюрихе, Швейцария. Выбирая варианты для изменения карьеры, он решил, что он станет юнгианским аналитиком. Он был очень устремлен к этой цели. А я не могла понять, где взять время для института, и решила остаться дома ради него и дочери. Совсем немного мне понадобилось времени, чтобы понять, что я не швейцарская домохозяйка. Раз уж я все равно в Цюрихе, я решила слушать курс в Институте Юнга. Это можно было сделать без официального оформления.

Доктор Иоланда Якоби, одна из ведущих представителей Юнгианства, давала мне первые лекции. Тема ее курса была «Анима и Анимус». Анима  - латинское слово для обозначения «души» в женском роде. Юнг использовал это слово для обозначения мужской души. Он говорил: «Анима представляет тот неосознаваемый аспект в душе, который воплощает все характерные черты Женственности. Так как мужское эго воспринимается маскулинным и характеризуется проницательностью и познанием в связи с Логосом, Анима- будучи менее познающей, компенсирует это поддерживая женское, материнское и тот аспект отношений, который связан с Эросом. Он пришел к следующему: «Так как Анима архетипическая часть, обнаруженная в мужчинах, резонно предположить, что равносильный архетип должен присутствовать в женщинах; поскольку так же как мужчина восполняется женским элементом, женщина восполняется мужским. В мужчинах Эрос, как функция отношений обычно менее развит, чем Логос. В женщинах наоборот, Эрос - это выражение их истинной природы, а Логос зачастую подавлен.

 Якоби, женщина познающего типа, доносила до нас в своей острой манере, что женщины часто чувствуют, что неженственно выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения; в вопросах авторитета или карьеры это уводит их от «женских» обязанностей. Якоби знала это из собственного опыта, предполагала, что множество проблем у женщин происходят из общественного обесценивания и подавления созвучного анимуса. Это социокультурное осуждение привело их к ощущению стагнации, подавленности и опустошенности.

 После лекции я подошла к Доктору Якоби и сказала: «Этот анимус, о котором, Вы говорили, я думаю, у меня есть такой». После небольшой дискуссии она предположила, что возможно мне следовало бы поговорить с аналитиком об этом, и направила меня к Доктору Лилиан Фрей. Я начала личный анализ с Доктором Фрей. Позднее она спросила меня, не хочу ли я войти в тренинговую программу. Я была удивлена, но подумала, раз уж я в институте, хуже не будет. Я и не предполагала заканчивать, моя основная цель была, будучи в анализе, раскрыть что это было, что дало мне чувствовать и действовать как Я.

 Пока я пыталась соединить воедино кусочки того, что я изучала об идеях Юнга на лекциях, из литературы, из  личного анализа, я открыла многое, что вдохновило и стимулировало меня. Однако я чувствовала некоторое затруднение в том, что не было ничего написанного на английском языке (или Немецком,  все, что я знала), кто бы систематически проходил теории Юнга и описал бы, как они испытаны в аналитическом процессе. Я подумала, что введение в теорию Юнга, которое бы объединило теорию и практику было бы полезно для любого, кто встал на путь на самопознания. Я спросила Д.Фрей, почему никто не написал такую книгу. Она показалась мне оскорбленной. Она ответила, что никто не может понять аналитический процесс, не пройдя через него. Это обеспокоило меня. Как можно понять, что анализ может дать тебе, если тебе дали понимания, какой это анализ был? По секрету я пообещала сама себе написать такую книгу. Но мне надо было узнать еще очень многое, чтобы сделать это.

То, что потревожило меня еще больше, это точка зрения Юнга на феминность. «Современный человек в поисках души» был  поиск человека того времени. Однако с какой еще точки зрения мог писать Юнг? Все эссе и лекции, включающие его Собрание сочинений, были написаны между 1902 и 1956. Умер Юнг в 1961.

Он был мужчина из мужецентрированного общества, и он признавал, что мы можем писать только исходя из нашего собственного опыта. То, что Юнг мог сказать о женском поле, исходило строго с мужской точки зрения. Те аспекты его работы, которые касаются

универсального в психологическом и духовном опыте оказались великой ценностью для меня и мира. Но, как и многие люди его времени, он расценил многие сознательные и бессознательные аспекты мужчин и женщин как чрезвычайно отличающиеся.

 Я не отрицаю это в принципе, но я полагаю, что нынешние "различия" очень отличаются от тех, что они были во время Юнга. Я полагаю также, что эти различия динамичные и постоянно меняющиеся; они перестраиваются, когда человеческий организм растет, развивается и изменяется. Унификация гендерных различий и предположение, что они так или иначе зафиксированы в структуре человека, эти идеи не согласовываются с моим восприятием. Мне кажется, чтобы имели место рост и изменения, мы должны сначала принять себя как личность в любом состоянии, каком бы мы не находились, в наших самых сокровенных мыслях. Вот Я, вот ситуация, надо взглянуть этому в лицо, говорю я. Но не застревайте в этом. Следующее, что надо сделать- спросить: сейчас куда мы будем двигаться от этого? Что нуждается в изменении? Как мы будем двигаться в том направлении, которое считаем правильным для нас?

 Здесь мы должны обнаружить то, что хочет душа. Душа

пребывает в глубинах подсознательного, оживляя наши жизни и убеждает нас двигаться  к гармонии с нашей истинной сущностью, независимо от множества соблазнов отрицать это. Моноймус, гностик, писавший во втором веке н.э., сказал, 'Узнай, откуда берутся печаль и радость, любовь и ненависть, почему происходит пробуждение и засыпание, даже если человек не желает этого, почему человек влюбляется, даже не желая того, - и если ты тщательно изучишь все эти явления, ты найдешь Бога в себе и в других, так же как и в атоме, ты найдешь в себе путь, ведущий за пределы тебя самого'.

Душа, как я понимаю ее, функционирует, чтобы уравновесить нас, убедить нас в полноте нашего бытия, ведет нас к реализации нашего потенциала и созданию наших дарований, доступных другим и, больше всего, к нахождению душевного спокойствия, которое может прийти только в соответствии между тем, кто мы и что мы делаем. Душа

знает, кто мы на самом деле, независимо от того насколько мы пытаемся быть кем-то другим. Понимание относительно особого характера души женщины внезапно возникают у меня в Цюрихе неожиданным путем.

Я пошла к своему гинекологу,женщине. Врачи были государственными служащими. Многие врачи были женщинами, которым доверяли вопросы жизни и смерти, все же они были не вправе голосовать. Но изменения уже витали в воздухе. Доктор сказал мне что-то, что удивило меня - теперь доступен контроль над рождаемостью в виде таблетки, которую женщина может принять, и таким образом управлять своим собственной фертильностью. Почему я не слышала об этом, спросила я. Она ответила, что это пока не доступно в Соединенных Штатах, потому что американцы все еще проверяют его на женщинах в Пуэрто-Рико. Прямо тогда я поняла, что это начало важного изменения для женского сознания и, как следствие, для всего общества. Сексуально активная женщина не обязана больше

консультироваться с партнером о том, будут ли у нее дети. Теперь это ее выбор. Аборт был незаконен тогда, но таблетка, дала женщинам выбор способность запланировать их семьи в соответствии с требованиями их собственной души, а не через неизбежные "несчастные случаи" природы.

Это возможности для выбора такими способами, которых мы никогда не имели прежде. Знание, что мы могли иметь детей, когда мы хотим и в ограниченном количестве или не иметь их, если это было правильно для нас, позволить себе запланировать образование, карьеру и/или ведение домашнего хозяйства, при любом выборе кажется правильным для каждого.

Теперь, наконец, женщина смогла кое-что решать в своем времяпрепровождении. Она также получила возможность стать экономически самостоятельной. Экономическая независимость означала новую свободу для нее и с ней новое уважение. Женщины начали видеть возможности, которые никогда прежде не рассматривали. Женское движение конца 60-х только зарождалось, но концепция уже была жива. Я предполагала великие изменение, и действительно, я увидела это начало, когда возвратилась в Соединенные Штаты.

 Я спрашивала себя, посмела ли бы я идти на обучение по программе для аналитиков Института Юнга в 1961 был я не получила тот опыт с моим гинекологом, поскольку, до того времени я подчиняла свою собственную индивидуальность своему мужу. Я выучилась признавать, что его потребности были на первом месте, и что моя работа состояла в том, чтобы поддерживать его в карьерных целях.

В ходе анализа моя душа вышла из сокрытия. Экспериментально

сначала, я начала свое собственное обучение в определенных направлениях. В ходе обучения я должна была написать работу по любой теме на выбор. Я колебалась между различными темами до одной ночи, содержание и структура прибыли ко мне полностью сформированные во сне. Я схватила свой блокнот и писала в ночи. Когда я проснулась утром, это было все еще было в блокноте, и я была поражена тем, как хорошо организованна структура моей работы. Возможно, у моей бессознательного была функция познания, в конце концов! Писалась работа очень хорошо после того сна.

Я взял свою интернатуру в Санатории Белльвью в Кройцлингене, где я осуществляла контроль над студией, где шизофреничные пациенты рисовали. Хотя я начала свое обучение спустя месяцы после того, как мой муж начал, я смогла закончить с ним одновременно. Мы возвратились в Соединенные Штаты вместе и осели в Чикаго, где мы были только двумя Юнгианскими аналитиками в миллионном городе. В течение нескольких месяцев после нашего возвращения мой муж перенес сердечный приступ с летальным исходом. Я был одна, не уверенна, и немного напугана. Но также я чувствовала себя освобожденной. Теперь я могла быть ведома только мудростью своей души. Когда я старалась, дела шли хорошо. Когда нет, я испытывала затруднения. В конечном счете я научилась прощать себе свои грехи.

 В течение первых нескольких лет в Чикаго я собирала материал из своей

аналитической практики и свои собственные размышления, чтобы написать книгу, которую я обещала себе написать.

Границы Души, представлена в систематизированной форме

фундаментальных понятий психологии Юнга и описывает как люди проходят  их в психотерапии. Книга привела тысячи людей к идеям Юнга. Но это меня не удовлетворило. Я никогда не могла принять отрицательную оценку Юнга о потребности женщины выразить ее собственную индивидуальность и получить ту же самую автономию в мире, какую мужчины ожидают для себя.

Я исследовала исторические и традиционные корни для "естественной неполноценности женщин" понятия изложены в книге «Андрогины» (1976).

В той книге я проследила мифологические, социальные, и биологические истоки этого стереотипа. Годы шли. Я писала больше книг, стала активно развивать Общества Юнга, которое в конечном счете развивалось в

Институт Юнга в Чикаго. Небольшая группа, с которой я началf, стала зрелой

и самостоятельный, и я почувствовала, что пришло время бросить мою роль "Большой Мамы" и двигаться дальше. Я приняла учительский статус в Калифорнии и  стала руководителем программы обучения терапевтов в Институте. К тому времени мне было 66 лет, и я знала, кто я. Я чувствовала себя свободно и уверенно. Тогда я встретил человека, который, как я, нашел его место в мире и нет должен был ничего никому доказывать. Мы были равны. Я знала, что мы могли вступить в брак, и моя душа могла все еще быть свободной. Он и я очень отличаемся, и мы очень дорожим нашими различиями. Иногда мы просто терпим, но мы согласовали, что никто из нас не идеален. После двенадцати лет вместе каждый из нас остался цельным человеком, душой и телом. И мы не одиноки.

 Все больше женщин сегодня находят себя, находя их собственные души.

Мы не обязательно делаем это напрямую- мы знаем, что часть процесса требует достижения соглашения с миром, в котором мы живем, понимание его, потому что мы ответственны за его настоящее и будущее. Так наука и политика, образование и культура, религия и окружающая среда - все это касается нас. У женщин есть больше выбора чем когда-либо прежде. Я знаю, что это не верно для всех женщин, без исключения, но для тех из нас удачно родился имеющий с возможностью использовать ресурсы нашей планеты Земля, важно обнаружить сообщение, которое душа несет нам. Женщины в этой книге услышали сообщение души и обратили пристальное внимание на него. Я надеюсь, что Вы услышите его, также, что Вы будете жить им, и что Вы будет знать, что Вы не одиноки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видимый мир и невидимый мир существуют для каждого человека, но

они не идентичны для всех. Каждый из нас придает этим мирам

уникальный отпечаток, потому что мы видим их через линзу

собственной души, придем им окраску, исходя из собственных условий. То, что миры рассматриваются разных перспектив, не отрицает того, что они есть объективная реальность. Это так. Мы не видим все, что существует, не все, что существует доступно для восприятия. Один из признаков человечества - жадное желание видеть больше, знать больше, об обоих мирах. Эта книга является еще одним усилием из многих поговорить об этом желании.

Видимый мир является миром, в котором мы живем изо дня в день. Это – знакомый мир, мир в котором все наши предположения кажутся нам верными. В видимом мире мы чувствуем и каждый день принимаем

согласованную действительность как само собой разумеющееся. Этот мир завязан на понятиях о том, кто мы, в чем мы нуждаемся, каких целей мы желаем достигнуть, и как мы движемся к этим целям. Личное эго доминирует над этим миром, давая начало стремлениям, и поиску практических решений насущных проблем. Видимый мир здесь и сейчас стоит между исчезнувшим прошлым и все еще несформированным будущим. Невидимый мир является более странным и, для некоторых, более спорный. Этот второй мир более фундаментален и в то же время более неуловим, чем первый. Невидимый мир меньше, чем самое маленькая частица, которую возможно вообразить, но также он больше, чем целая вселенная. Он простирается во времени от прошлого, до начала времен, до "большого взрыва", который, предположительно, начал все это, в бесконечное будущее, когда все мы сможем постичь сегодня, которое приходит и уходит. Этот мир охватывает все промежуточные крайности времени и пространства, соединяя все это невидимой сетью, с центром, называемым вечное сейчас. Паука, который прядет все это, называют Сознанием.

Чтобы видеть сквозь видимый мир в невидимый требуется

отличный вид восприятия от того, к которому мы привыкли в наших повседневных делах. Обращаемся мы к второму миру или нет, он затрагивает нас через подсознательные сообщения, сигналы, неосознаваемые импульсы и реакции, надежды и мечты, страхи и знамения, мимолетные испуги, иногда через сферу воображения. Невидимый мир является также тем, из чего приходит вдохновение, в котором могут быть найдены новые связи, и где мы можем ощутить связанность всего, что, кажется, является отдельным и отличным в видимом мире. Вы можете сказать в ответ, "Ну конечно, я знаю все это" и будете правы. Мы действительно знаем много о мире, который находится вне видимого. Но в наших повседневных жизнях, большинство из нас ведет себя так, как будто мы не знаем об этом, или что это не имеет значения. Часто мы отвергаем проявления невидимого мира, когда они нарушают основы сознания. Мы склонны рационализировать наше восприятие второго мира, говоря, что это слишком особенно, слишком далеко от традиционного, слишком непрактично, даже странно; то, что это является недоказанным, необоснованным, нелогичным, суеверным, дискредитирующим, и что проявление внимания к нему отвлекает нас от дел.

Бурные отношения существовали между видимым и невидимым мирами начиная с позднего Средневековья, когда эти миры существовали в относительной гармонии под контролем института церкви. С тех пор,

Западная Европа и позже Соединенные Штаты пережили периоды

когда эти два мира едва приняли во внимание друг друга, через

эпизоды откровенной борьбы и откровенного восстания. В наше время,

появились новые возможности сближения. Это будет усиливаться, когда множество людей будут открывать и развивать их возможность видеть через первый, видимый мир - второй.

К. Г. Юнг исследовал глубины невидимого мира такими способами, которыми ни один другой психиатр не делал до него. Он расценивал базу подсознательного как основание творческого, расширяющего сознание.

Но есть различие между сознанием мужчины и  женщины. При работе над "Женщиной в Европе" в первой половине из 20-го века, Юнг признал, "Писать о женщинах сегодня – такой опасное обязательство, что я едва бы рискнул делать это без неотложной необходимости. Что может мужчина сказать о женщине, о его собственное противоположности? Я имею в виду, конечно, что-то разумное, что не является по сути сексуальной программой, свободной от негодования, иллюзии и теоретизирования. Как мужчина может быть способен к такому преимуществу? Женщина всегда стоит там, где падает его тень, таким образом, он слишком склонен все перепутать. Затем когда он пытается восстановить это недоразумение, он недооценивает ее способами, которыми прошлое показывает ему,  и ответы, которые он получает недостаточны. "[Юнг. C. G.,1927/1964. "Wom в Европе". Цивилизация в Переходе (Собрание сочинений, Издание 10). Принстон: издательство Принстонского университета.]

Очень многое о женщине, которую Юнг так и и не смог понять, когда в 1933 он писал «Современного человека в поисках Души». В то время как женщины и мужчины разделили общее пространство с тех пор, как они встретились в саду Рая, их поиск души не одно и тоже, на основании того, что они разного пола и все физические, социальные, психологические, и духовные различия идут от этого.

Я никогда не был в состоянии принять большую часть того, что говорил Юнг

о женском внутреннем опыте. Поэтому я получила свой опыт женщины - аналитика, работающей со многими женщинами в течение тридцати пяти лет, чтобы написать определенно о современной женщине в поиске души.

Сегодня, более чем когда-либо прежде в истории, многие женщины в развитых странах занимают такие же места в мире бизнеса как и мужчины. В той или иной степени, мужчины и женщины пришли к тому, чтобы распределять ответственность за дом и семью. Мужские и женские жизни не выглядят очень отличающимися, по крайней мере на поверхности.

 

женская индивидуация
  class="castalia castalia-beige"