Статья

Научный Эон: Магия, Наука и Психология в Научном Иллюминизме Кроули

Эгил Аспрем,

Научный Эон:

Магия, Наука и Психология в Научном Иллюминизме Кроули.

Университет Амстердама.

Введение: Секуляризация эзотеризма / психологизация магии.

Широко распространено мнение, что «оккультная магия» и Викторианское оккультное возрождение XIX века объясняется исключительно последствиями эпохи Просвещения, когда эзотерическая мысль снова стала объектом общественного внимания. С такой точки зрения, возрождение магии и оккультных течений в новом свете Просвещения способствовало значительным трансформациям этих учений. В общем, оккультисты стремились к согласованности эзотерических концепций с распространенными принципами «не магической» общественности. Эзотерика и магия должны были развиваться вместе с новой наукой и психологией.

Однако, это было не так просто- выделить одно единственное направление, по которому бы происходило подобное согласование. Согласно В. Ханеграафу, такая попытка привела к «магии без колдовства», главным образом характеризуясь «психологизацией». Другие исследователи, такие как К. Партридж, заявляют, что современные маги живут в мире, таком же наполненном магией, как и раньше, отмечая скорее обновление магического мировоззрения, нежели возникновение абсолютно иной формы классической магии. Разнообразные споры и недопонимания по этому вопросу зависят, по-видимому, от того, на какой конкретно стороне проблемы ставит акцент исследователь. Однако, очевидно, что существует изначальное направление, исходящее из глубин оккультизма, с помощью которого происходит синтез эзотерических и научных концепций: мы находим Карму и эволюцию, эфирное пространство и Anima Mundi, магнетизм, частоты и астральный свет, великое множество сходных корреляций и интерпретаций.

Но среди современных распространенных эзотерических учений также существует большое количество различий. Блаватская предпочитала терминологию, основанную на физических и естественно-научных дисциплинах, Израэль Регарди, изучавший психиатрию, пользовался психологическими терминами, тогда как анти-модернистский маг Юлиус Эвола избегал и того, и другого. В общем, можно прийти к выводу, что направлений действительно очень много, и зависимость между светской современностью и магией остается неизученной, неясной.

В этом отношении, Алистер Кроули заслуживает особого внимания. Помимо массы литературных произведений- книг, эссе, писем, его перу принадлежит несколько интересных работ относительно науки и психологии, их отношения к оккультизму, религии и обществу в целом.

В этой статье приведены исследования некоторых важных идей Кроули, в которых соединены магия, наука и психология, выделены ключевые моменты вероятных влияний на идеи Кроули, и научные концепции с краткими комментариями относительно того, как он интегрировал их со своим магическим мировоззрением.

Тринити-колледж, Кембридж: Знакомства.

Начнем со студенческих лет Кроули, которые он провел в Тринити колледже. Для начала, нужно взглянуть на людей, в обществе которых он мог там оказаться. Кроули учился в Тринити с 1895 по 1898 годы. Тринадцатью годами ранее там было основано Общество Психических Исследований (ОПИ), все это время продолжавшее свою деятельность. К тому же, одним из основателей ОПИ был Генри Сиджвик, еще учившийся колледже в то время, когда туда поступил Кроули. Весьма вероятно, что Кроули был знаком с ОПИ и «психическими исследованиями» и их попытками устранить ощутимый разрыв между научным натурализмом и религией, с научной точки зрения исследуя оккультные и паранормальные феномены. Есть основания считать, что в дальнейшем это знакомство оказало сильное влияние на Кроули.

Сначала нужно обратить внимание на другую выдающуюся фигуру из Тринити: это антрополог Джеймс Джордж Фрэзер. Его грандиозное произведение «Золотая Ветвь» было опубликовано всего лишь за пять лет до поступления в колледж Алистера Кроули. Эта книга, должно быть, сильно повлияла на Кроули, и, хотя у нас нет доказательств, можно предположить, что он посещал лекции Фрэзера.

Итак, мы установили, что могло способствовать становлению взглядов Кроули на связь науки и магии. Психические исследования подали ему идею создания нового подхода, основанного на экспериментальном анализе оккультных феноменов. Позже это становится основой его магической практики. У Фрэзера мы находим известный эволюционистический принцип «магия-религия-наука», который Кроули примет и адаптирует в соответствии со своей концепцией. Особенно интересно то, что Кроули во многом принял интеллектуальную позицию Фрэзера в отношении магии: например, то, что магия в некоторой степени аналогична современной науке. Но в системе Кроули меньшее внимание уделяется культурному эволюционизму: по его мнению, наука не обязательно заменяет магию; скорее, происходит реформация магии.

В соответствии с этим, когда спустя много лет Кроули напишет «Магию в Теории и на Практике», он будет позиционировать себя как человека, пришедшего уничтожить «эту ненаучную магию», и заменить ее на модернизированный подход «Научного Иллюминизма».

Братство A\\A\\

До А. А. Кроули был посвящен в традицию оккультной ритуальной магии Золотой Зари, его наставниками были также такие личности, как Джордж Сесил Джонс, Аллан Беннетт и МакГрегор Мазерс. Мы не будем углубляться в доскональное изучение того периода, но заострим внимание на деятельности Кроули после развала Золотой Зари. В результате событий в Каире в 1904 году, когда было получено откровение и записана Книга Закона, Кроули ощущал, что не только «Старый Эон» подошел к концу, и Мазерс был свергнут с «трона» Золотой Зари, но ему предстояло построить и возглавить новую и сильную организацию. Это привело к основанию А. А. в период между 1906 и 1909 годами.

Основанный на системе Золотой Зари, орден А. А. отличался тем, что осуществлял обучение и магическую практику строго в соответствии с принципами нового Эона, которые означали построение более научной основы. О создании Ордена было официально заявлено в журнале «Эквинокс» в 1909 году, и его новая магическая парадигма была провозглашена как «Научный Иллюминизм». Известным стал девиз: «Метод- Наука, Цель- Религия». В то же время, редакция «Эквинокса» пообещала объявить войну превалирующим в оккультном мире «обскурантизму» и «шарлатанизму».

Конечно, обращение к науке не было новинкой в среде оккультистов. Хорошо известно, что спиритуалисты старались постичь науку с середины 19 века. Когда Е. П. Блаватская в своих книгах «Исида разоблаченная» и «Секретная доктрина» опубликовала основы учения Теософии, она свободно прибегала к научной терминологии. Однако, например, Олав Хаммер доказывал, что попытки спиритуалистов и Теософистов внедрить переформулированную научную номенклатуру в эзотерические дискурсы были непродуманной и непоследовательной стратегией.

Очевидной целью этих людей и еще некоторых исследователей из ОПИ была борьба с Викторианским натурализмом и тем, что представляло угрозу для для материалистического и механистического мировоззрения. Этот «терминологический жаргон» нельзя было смешивать с глубоким научным знанием или слепо использовать фундаментальные принципы. Особенно явной стала тенденция игнорировать научный метод, избирательно использовать его достижения и видоизменять отдельные открытия.

В своей «Исповеди» Кроули пишет:

««Эквинокс» стал первой серьезной попыткой познакомить широкую аудиторию с оккультной наукой, ведь нельзя принимать в расчет Блаватскую с ее безграмотной мешаниной фактов и вымыслов в «Исиде разоблаченной».

Это действительно первый в истории факт, когда предмет полноценно и адекватно объясняется с точки зрения науки.»

Далее, из редакции Эквинокса 2.1 мы узнаем о целях и подходе братьев А. А.:

«Мы нуждаемся в строгом научном методе. Ум ищущего должен быть беспристрастным: все предрассудки и другие источники ошибок необходимо осознать и уничтожить. По этой причине мы разработали Синкретически-Эклектический метод, основанный на точных экспериментах, а не на догадках.»

Здесь мы видим, что основной упор делается на сторону идеалов научной методологии; Маг, работающий по методу научного иллюминизма, должен сохранять ясность рассудка, быть свободным от предубеждений настолько, насколько это возможно, и остерегаться вероятных источников ошибок в фактических данных. Но также мы видим, что обращение к науке представляет собой инструмент борьбы с другими формами оккультизма, представленными здесь как «безграмотную мешанину фактов и вымыслов» Блаватской. Подчеркну, что такое явное и искреннее желание создать научную организацию было уникальным случаем в оккультизме. И мы легко можем убедиться, что Кроули не бросал слов на ветер, он всеми силами поддерживал свои идеи.

Явным свидетельством желания дать научное объяснение магии является стиль, в котором написаны магические инструкции для А. А. В качестве примера можно взять важное руководство «Liber Exercitiorum», и мы увидим, что ключевыми моментами являются точность эксперимента и избегание самообмана. В основном это сводится к ведению магического дневника, который должен стать не коллекцией забавных историй, а научным отчетом, с помощью которого можно легко анализировать результаты, проверять их верность и повторять эксперименты.

Иногда используются статистические методы, например, в тренировке «физического ясновидения» при использовании Таро. Кроули пишет, что статистически должно быть доказано, что любое предсказание- это не просто совпадение. Также, он говорит о необходимости специфической методологии, основанной на Каббале, позволяющей проверять верность магических образов и объективные сведения, полученные в ритуалах или астральных путешествиях.

(продолжение следует…)

(Перевод Анна Леина)

телема

Читайте также

похожие материалы

  class="castalia castalia-beige"