02.06.2009
0

Поделиться

Интервью со Станиславом Клоссовским де Рола Джозеф Каецца

Интервью со Станиславом Клоссовски деРола

Джозеф Каецца

Интервью с истинным сыном Гермеса

«Станислав Клоссовски де Рола» – это имявызывает благоговение у всех, изучающих алхимическую мудрость. Как истинный сынГермеса, он держит себя с аристократическим изяществом и чарующей невинностью,подобно «Маленькому Принцу» Антуана де Сент-Экзюпери. Он сын графаБальтазара Клоссовски де Рола, признанного некоторыми величайшим из художниковстолетия. Станислав вызвал переоценку алхимической традиции двумя своими книгами:»Алхимия: Тайное искусство» и «Золотая игра». Он былблизким другом Эжена Канселье, прямого ученика легендарного адепта Фулканелли.Станислав много лет прожил в Шри-Ланке и был лично знаком с признаннымавторитетом в восточной мудрости, Ламой Анагарикой Говиндой. Позже он оказалсясвязан с киноиндустрией, и живет со своим сыном в Малибу, Калифорния. Во времяпоследнего богемского путешествия «Золотая Саламандра» в сентябре 1998 г., герметик Ден Кеннив порядке личного одолжения мне следовал за ним из Праги до охотничьего домикарядом с древней деревней рудокопов Кутна Хора. Там он познакомил уважаемогоавтора с этими вопросами.

Д.К. Как сынизвестного художника Бальтуса (графа Бальтазара Клоссовски де Рола), вы все ещенаходитесь в тени отца или вы уже отвоевали собственное пространство?

С.К.Р. Что ж, сложно сказать: с одной стороны, вседети известных людей сталкиваются с этой проблемой и с неизбежными, и зачастуюнелестными, сравнениями со своими знаменитыми предками. Кроме того, есть люди,которых интересует только одно: кем был твой отец. Но с другой стороны, яизвлек огромную пользу из того, что был сыном своего отца. Он былисключительным человеком, заложившим в меня высочайшие стандарты. Но я вомногом пошел собственным путем, живя собственной жизнью. Однако он все ещеотбрасывает длинную тень…

Д.К.Средневековые художники часто использовали краски, сделанные из металлическойруды. Например, Неапольская Желтая (антимонид свинца, Pb3(SbO4)2),киноварь (HgS) и опермент(желтый сульфид мышьяка As2S3). Можете ли вы объяснить роль усилий, прилагаемыхартистом для восприятия, необходимого для герметического прозрения и описатьроль цвета в алхимической работе?

С.К.Р. Я не знаю, что в точности имеете в виду, говоряоб «усилиях, прилагаемых артистом для восприятия, необходимого длягерметического прозрения»… Я предполагаю, что под Артистом выподразумеваете Алхимика. Если это так, то, если производить исследованиядолжным образом, герметические озарения не потребуют намеренных усилий, ноприлежного изучения лучших книг, включая молитву и медитацию, что, в своюочередь, порождают таинственные инсайты, поражающие, подобно молнии… Однако,если вы не ухватитесь за них, они ускользнут. Иными словами, истины, которыекажутся незабываемыми, на самом деле забыты.

Роль цвета хорошо известна в алхимической работе. Естьтри основных цвета. Это каждому известно… Нигредо, или черный, и это первыйпризнак успеха, второй признак приходит с Белизной или Альбедо, и окончательноесовершенство пурпурного, или Рубедо, после того, как достигнута окончательнаяфиксация. Есть и другие важные цвета, такие как зеленый, который символизируетжизнь, жизненную силу. Алхимики противостоят зелени, жизни к смерти, посколькусчитают, что металлы, извлеченные из рудника или купленные в магазине – этомертвые металлы, и они должны быть оживлены, возвращены к жизни. Таков зеленыйцвет, и есть много других цветов, ускользающих цветов, символизируемых хвостомпавлина. Они появляются и исчезают. Лучшее, что было написано по-английски опоследовательности цветов – это описание «Видения» Рипли, сделанноеФилалетом, которое я включил в книгу «Алхимия: тайное искусство».

Д.К.Классический текст Цилиани «Гермес разоблаченный» содержит искуснуюзагадку. У врат храма нимфа объясняет, что он ничего не достигнет, пока неразрешит это: «Из Единого, Единым, который Единственен, Сделано Три, изТрех – Два, и из Двух – Одно». Похоже, это ссылка на пропорции ЗолотогоСечения, часто обозначаемого греческой буквой фи. Оно объясняет, как все вещирастут в Природе. Как этот «рост» связан с Великой Работой Алхимии?Как он связан с практическими процедурами?

С.К.Р. Роль роста, как вы его назвали, очевидна. Онсоответствует бракосочетанию двух противоположных природ, которые рождают дитя,и дитя это следует кормить и растить. В этом смысле роль роста аналогична.Искусство помогает Природе достигнуть цели. Все растет.

Сам процесс связан с ростом. Речь идет о появленииодной вещи из другой. Иными словами,Камень Философов должен стать Философским Камнем. Так что это путешествие отЕдиного к Единому. Вы должны определить первое Единое, которое есть Альфа, иОмегу, которая есть Философский Камень.

Д.К. Воздушноепутешествие Цилиани напоминает о путешествии Питера Пена к острову Нетинебудетв последнем фильме «Капитан Крюк». Кроме того, на ум приходитнедавняя публикация «Бабаджи: Божественный йог с Гималаев» СвамиСатьесварананды Джири. Этот йог провел 12 лет в интенсивной практике в горахГималаев, после чего к нему явился полубожественный святой, который взял его впохожее воздушное путешествие. Там же описывается, как этот святой превратилего в женщину, а затем снова в мужчину. Это также напоминает о случае,произошедшем с Фулканелли в Испании, и описанном Канселье. Историческаядействительность таких событий так же важна, как и их архетипическаясимволическая ценность?

С.К.Р. Что ж, на самом деле я могу говорить только обэпизоде с Фулканелли, поскольку Канселье много рассказывал мне о нем. Онрассказывал, что через много лет после философской смерти мастера он был приглашенв Испанию, и там попал в загадочное поместье, где люди были одеты в древниеодежды. Эта история немного напоминает, хотя он долгое время не осознавалэтого, историю о двух леди, которые были в Версале и видели все видымероприятий XVIII века. Канселье вышел из лаборатории, в которой ему полагалосьработать, подтяжки его свисали с плеч, рубашка была помята, он обнаружил, чтоочень неряшливо одет, и тут ему стало плохо, потому что из-за угла вышлаКоролева в сопровождении свиты женщин. Они были одеты в величественные одежды.Рядом играли дети, одетые в такие же древние костюмы, и он подумал: «О,как изумительно, что дети так хорошо заботятся об этой одежде!» Но тутподошла Королева, и он, так сказать, примерз к месту. Она повернула голову иулыбнулась. Он был шокирован, узнав своего Мастера. Таким образом, произошловот что: Фулканелли к этому времени был самим воплощением Леди Алхимии. Этолучшая интерпретация произошедшего. Хотя тот, с кем бы подобное случилось,волен придумать свое толкование.

Д.К. Жан-ЖюльенШампань, Пьер Дюжоль и Рене Швалле де Любиц считаются возможными кандидатами наличность Фулканелли. Швалле пока лидирует, поскольку существуют сильныепараллели между его работой о египетском храме в Луксоре о символизме соборов,и материалом, представленным в книге Фулканелли «Тайна соборов». Чтовы можете сказать об этом?

С.К.Р. Я действительно могу: моя первая реакция – всеэти теории смехотворны и неубедительны. Но вы должны понимать, что, поскольку ядружил с Канселье, я замечал грусть и негодование, когда мы обсуждали имяШампаня в этой связи. Я уже говорил Кеннету Рейнеру Джонсону, что это сущаябессмыслица. Однако в начале года я читал книгу Андре Ванденброка»Аль-Кеми: воспоминания, герметические, оккультные, политические и личныеаспекты жизни Р.А. Швалле де Любица». В этой работе говорится, что Швалледавал много деталей о Фулканелли, которые указывали на Шампаня. И тем не менее,что-то не так, одно с другим не увязывается. В книге «Фулканеллиразоблаченный» Женевьева Дюбуа представляет потрясающее письмо, вероятнеевсего написанное Канселье Швалле де Любицу (датировано декабрем 1932), где онпишет: «Вероятно, мое имя не совсем незнакомо вам, поскольку, будучи тесносвязаны с мсье Шампанем в последние годы его жизни, вы могли слышать обо мне.После его смерти я продолжаю преследовать цель наших семилетних усилий, радичего мы некогда сняли прилегающие чердаки на рю Рошешуа, 59bis. Я имел удачу иудовольствие получить в последние несколько дней возможность познакомиться скрайне интересной книгой: «Адам Красный Человек» и обнаружил, что нашдруг забыл мне сказать, что именно вы являетесь автором этой любопытной и умнойкниги. Вы обнаруживаете глубокое знание темы изначальной андрогинности, так же,как и глубокие философские познания, те, которые получил мсье Шампань, когдавернулся из План-де-Грасс (дом и лаборатория Швалле), и которые, похоже,сформировали его вышеупомянутые идеи…» Канселье далее описывает, как ониуглубились в этом новом направлении, и как вернулись обратно к Caput mortum(мертвой голове) первого делания… Шампань и Швалле работали над секретомизготовления средневекового цветного стекла. Они разгадали эту загадку, позналитайну и смогли воспроизвести его. После девятнадцати лет работы они раскрыливеликую тайну. Так что Канселье не стал бы писать Швалле в духе «Возможно,вы знаете, кто я, и т.д., и т.п.», если бы Швалле действительно былФулканелли. Более того, Женевьева Дюбуа считает, что и сам Канселье был жертвойнекоторой мистификации. Она приходит к заключению, что Швалле, Дюжоль и Шампаньбыли авторами, триумвиратом, иными словами, книги были трудом не одногочеловека, а их общей работой, скрытой под маской Фулканелли. Это не может бытьтак, поскольку все, что мне поведал Канселье, этому противоречит. То, что онписал о Фулканелли, указывает на то, что ему было около 80 лет в 1922. Так чтоотсчитайте назад и посмотрите на даты жизни Дюжоля, Швалле и Шампаня. Они иблизко не соответствуют. Но в любом случае, в конце концов, какое это имеетзначение? Ответ таков: никакого. Люди тратят столько времени, ища снаружи,вместо того, чтобы заняться изучением Великой Работы. Люди хотят знатьбиографические детали, что «все было под контролем». Но они не могут,и это не имеет значения. Герметический философ на некоторой точке превосходитсвою личность, отбрасывая смертное эго, и входит в Абсолютное. И ценой этомуявляется полное отречение от того, кем вы были, поскольку это не имеет никакогозначения. Это подобно шелухе, которую уносит ветер.

Д.К. Когда мыоцениваем важность алхимической книги, например, «Розария Философов»,является ли текст самодостаточным, или требуется еще лабораторная работа? У васесть любимые герметические трактаты, которые вы часто перечитываете?

С.К.Р. Хорошие тексты исключительно полезны, и неможет быть практики без прочной теоретической базы. Единственный путь кобретению теории – это чтение, чтение, перечитывание, молитва и труд. Так чтопрактика завершает чтение. С другой стороны, алхимия идет дальше теории ипрактики в самостоятельную живую реальность.

«Герметический Триумф» – одна из моихлюбимых книг. Гермес, Сендивогиус, Василий Валентин, Бернар ле Тревисан,д’Эспанье, Захария – их я читаю и перечитываю, да еще Фулканелли, конечно же.

Д.К.»Герметический Триумф», как и «Алхимический катехизис»Парацельса возражают против использования вульгарного меркурия и золота какингредиентов для получения Философского Камня. Однако «Друзья Зари»Анри де Линто, 1700 г.,документируют технические детали этой практики. Когда вульгарный меркурийвместе с вульгарным золотом содержится компетентным оператором в благоприятныхусловиях при точном температурном контроле и астрологическом влиянии, онстановится оживленным и расщепляемым. Это может быть практической возможностью,но, может быть, здесь заключены более глубокие метафизические принципы? Можетбыть, выяснение этих принципов двигало автором «ГерметическогоТриумфа»?

С.К.Р. Он не говорил этого… он не говорил этого, тоесть, я имею в виду, это аргумент в Войне Королей, которая есть первая частьГерметического Триумфа, состоящего из трех частей. Следующая за ней беседа двухпротагонистов разъясняет трактат. В первой части они говорят о ценности золотаи меркурия против ценности Камня: «ты есть низменная вещь, и т.д., ит.д.». Эти вопросы задаются в Герметическом Триумфе. Филалет упоминает отом, что вы тут говорили, но это обманчивый путь работы. Есть определенныйпроцесс, во время которого берется не вульгарный меркурий, но золото, и из негоизвлекается семя. Это очень сложно сделать – это очень интересный процесс, ноочень, очень дорогостоящий. И вероятность ошибки крайне высока. Может случитьсятак, что вы все потеряете, и останетесь с абсолютно бесполезным шлаком. Я многоговорил об этом с Канселье, но я не думаю, что очень хорошей идеей было быиметь дело с вульгарным меркурием в первую очередь. А вульгарный меркурий,кстати говоря, может вести к первому меркурию. Но это сложная тема, посколькупридется углубиться к громоздкую семантику алхимической литературы.

Д.К. Недавноопубликованный каталог «Opus Magnum», посвященный чешской алхимии,представляет никогда ранее не опубликованные иллюстрации из богемского трактата»Symbola Chiroglyphica«. Могутли эти иллюстрации соответствовать «Герметическому Триумфу»? Ониописывают один и тот же процесс?

С.К.Р. (Листая каталог): Они неплохие, классическипостроенные – правда, стиль еще не сформировавшийся – но иероглифы оченьинтересные… с точными значениями… Конечно, вы можете сказать, что онииллюстрируют один и тот же процесс… поскольку они имеют дело в точности с тойже вещью. Но могут ли они иллюстрировать Герметический Триумф? Я так не думаю.Они совершенно в другом стиле… но до определенной степени могут. Я думаю, делов ответах «Да-Нет». Мы ищем их во время разговора. Трудно понять, чтовы имеете в виду. «Иллюстрируют ли они тот же процесс?» Онииллюстрируют весь процесс алхимии… Смотрите (указывает на иллюстрацию):саламандра и пеликан… а здесь тоже интересно (указывает на другую)… знак,занимающий все пространство – очень, очень хорошо… такого я никогда не видел…это всегда сфера – очень хорошее указание (закрывает книгу). Это отличныйманускрипт для изучения, и иконография хорошая, и хотя она не очень искусносделана, она крайне выразительна.

Д.К. Вы былилично знакомы с Ламой Анагарикой Говиндой, наивысшим авторитетом в восточноймудрости. Его введение появляется в классической «Тибетской КнигеМертвых» Эванса-Венца. Его «Основания тибетского мистицизма»остаются признанным источником. Все его тексты содержат в себе жемчужины мудрости.Вы знали его лично. Каким он был? Действительно ли его отношения с женой, ЛиГотами, реализовывали алхимическую концепцию Soror Mystica? Можете ли выобъяснить такой тип отношений?

С.К.Р. Лама Говинда был, вероятно, величайшимчеловеком, с которым мне повезло повстречаться. Он был человеком крайнеприятным и мягким. Когда я впервые появился на пороге его ашрама Кесар Деви вАлморе, на холмах в подножиях Гималаев, который был больше похож на хижинуотшельника, чем на ашрам, он открыл мне дверь. Я представился, и он сказал мне:»О, пожалуйста, проходите, я прекрасно знаю, кто вы». Он усадил меняв гостиной, и достал томик Рильке – я хочу сказать, это произошло мгновенно: онприблизился, достал томик Рильке, одел очки и сказал: «О да, де Рола,верно?» Это произошло в одно мгновение – это было совершенноошеломительно. Я чувствовал, будто я былего давно потерянным родственником – в высшем смысле этого слова. Я в то времябыл очень наивным, и он всегда находил время, чтобы объяснять мне некоторыевещи, и делал это наиболее ясным образом. Он использовал наглядные техники,чтобы научить меня очень, очень полезным вещам. Она научил меня, например,когда я спросил его в неподходящий момент о том, что такое Внешнее: он нашелэто замечательное определение и сказал: «Ну, Внешнее – это Внутреннее,облаченное в Тайну». Это просто замечательно.

Ли Готами была фарси из Бомбея. Она выглядела кактихая звезда кино. Она выглядела как Клара Боу [американская актриса (1905-1965) – прим. перев.], и одевалась втибетские одежды. У нее была просто очаровательная фигура. Она была обожаема.Она была Soror Mystica в том смысле, что всегда служила опорой мужу, глубокоего понимала, всегда была рассудительна, всегда была источником веселья ирадости в его жизни. Но это все, что я могу сказать сейчас.

Д.К. Вы многолет прожили на Шри-Ланке, которая, согласно тамильским мифам, была единственнымуцелевшим осколком древнего континента, пострадавшего в результате, возможно,неправильного использования алхимической технологии. Шри-Ланка даже сейчасостается территорией индийского божества Мурага, а также хранительницейбуддизма и тамильской йогической алхимической традиции Сиддхар. ИконографияМураги напоминает о западном magnum opus. Например, согласно популярному мифу, Мурагауничтожил двух демонов, которых превратил соответственно в петуха и павлина.Петух, герметический вестник зари, украшает его боевой флаг, а павлин служитего средством передвижения. Павлин часто появляется со змеей в когтях, указываяна фиксацию меркурия. Мурага держит орудия войны в большинстве своих 12 рук,что наводит на идею о герметическом тайном огне. Его главное оружие, копье сшироким лезвием, часто считается указанием на поднимающуюся кундалини илитрансмутирующую змеиную силу. Может это все быть случайным совпадением, или этабестолковая герметическая интерпретация совершенно не к месту?

С.К.Р. Есть такое французское выражение – «tirepar les cheveux«, оно означает «притягивать заволосы». Потому что в Индии, или на Цейлоне, павлин имеет совсем не такоезначение, как в западном оккультизме. Кстати, возвращаясь к предыдущемувопросу, еще одна вещь, которую я хотел сказать о Ламе Анагарике Говинде, откоторого я получил определенное количество тибетских инициаций – этопоблагодарить его за огромные познания в западном эзотеризме, он очень сильноповлиял на мое возвращение к западному эзотеризму после глубокого погружения втайные тибетские доктрины.

Возвращаясь ко второму вопросу, я не вижу никакойсвязи, кроме случайной связи в универсальном бессознательном. Конечно, выможете понять это и так, вреда в этом нет. Но это не обязательно обстоит так.

Д.К. Вы немогли бы рассказать нам о своих кинопроектах?

С.К.Р. Я сделал фильм, названный «СияющаяКровь», который отправился в ад дистрибуции. Недавно он вновь приковалвнимание критиков, которые сначала его невзлюбили, но не смогли «забытьэто» после сотен фильмов. Сотни фильмов спустя они решили посмотреть егоеще раз, поскольку не могут выбросить его из головы. Причина в том, что этобыла попытка использовать киноиндустрию классическим образом – рассказатьэкзотерическую историю с эзотерическим содержанием. Так, поскольку все имеетвторой смысл, и цвет тоже очень важен в ней, и использован соответствующимобразом, это кино о мистическом путешествии, основанное на легендах о королеАртуре и на принципе «Amor Vinci Omnia». Любовь побеждает все –Любовь с заглавной «Л», трансцендентная Любовь, и т.д. Так что это нелегкий фильм, поскольку это не очевидный арт-хаус, но и не полный экшен. Но всев фильме связано не случайным образом. В нем нет ничего не значащих деталей.Но, возможно, это не очевидно. Это не было очевидно для всех на первом показе.С другой стороны, люди, увлеченные Кастанедой и интересующиеся такими вещами,были совершенно очарованы. Есть много фанатов этой картины.

Я хотел снять вслед историю, которую я написал какнечто вроде современной версии мифа о Венере и Тангейзере, насыщеннойгерметическими образами, и рассказывающую о конфликте между любовью и желаниемс маленькой буквы и Божественной Любовь и Божественным Желанием, и одеспотической роли любви. Опять-таки, это инициатическая история, которая, каки «Сияющая Кровь», говорит о трансмутации сознания. У меня есть инесколько иных проектов в разных направлениях. Я адаптировал «Лунноедитя» Кроули, которое тоже в процессе разработки. Вы же знаете, вГолливуде, да и везде, проекты длятся вечность. Мой интерес в том, чтобызабросить в море как можно больше бутылок. Если я помогу кому-то понять ихпослание, это отлично, но я не сильно на это надеюсь, поскольку у меня естьдругие обязанности.

Д.К. Какойвклад в понимание герметизма нам следует ожидать от вас в будущем?

С.К.Р. У меня есть несколько книг, над которыми яработаю, много переводов, в том числе грядущий «ГерметическийТриумф». Я все еще надеюсь решитьэту проблему, которая у меня возникла с Теймсом и Хадсоном во время моей работынад «Splendor Solis», и придти к приемлемому компромиссу для всехсторон, так что многие годы, потраченные на этот проект, не пропадут даром,иначе мне придется искать другого издателя. Но я надеюсь сделать это с Теймсоми Хадсоном. Я также хочу расширить и представить материал, который я обнаружилв Библиотеке Ватикана, более полным образом в новой книге, посвященной алхимиив целом. Более того, я хочу написать работу, посвященную иконографии XVIIIвека, особенно образам из нескольких манускриптов, находящихся во Франции,представляющих больше 160 рисунков, а также много гравюр XVIII века, и т.д.Это, так сказать, верхушка айсберга, то, над чем я постоянно работаю. Крометого, в этом путешествии мы с моими спутниками постоянно обнаруживаем новыевещи. Благодаря Михалу Поберу и доктору Любосу Антонину, мы получиливозможность взглянуть на исключительные вещи, которые, конечно же, я хотел бывключить в грядущие публикации. Я также должен упомянуть ВладиславаЗадробилека, с которым мы имели крайне важную встречу в его доме, полномсокровищ. Он показал мне много совершенно потрясающих источников, которые могутбыть добавлены в новую расширенную книгу по алхимии.

Д.К. Стас, яхочу поблагодарить тебя за то, что ты уделил нам сегодня время, а также за то,что работой своей жизни ты оживляешь все наши мечты. Спасибо тебе, Стас.

Это интервью было проведено вечером 6 сентября 1998 г. в охотничьем домикеграфа Спорка, отца чешского масонства XVIII века на краю древней деревнирудокопов Кутна Хора в присутствии Арта Компольта, Любоса Антонина, МихаляПобера и его собаки Маришки. Я должен выразить глубокую признательность ДенуКенни, который познакомил Стаса с моими вопросами. Огромное спасибо такжеУильяму Холлистеру, доктору Любосу Антонину и Михалю Поберу за помощь ворганизации этого интервью. Наконец, отдельное спасибо моей Убегающей Аталанте,моей Soror Mystica, мисс Натали Коллинс, которая служит источником моеговдохновения.

Перевод Sedric