Перевод

Лекции в Зофингия

Карл Густав Юнг

Лекции в Зофингия

Лекция II

НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ О ПСИХОЛОГИИ

(май 1897)

ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ

Некоторые из вас могут вспомнить лекции зимнего семестра в прошлом году. Что больше всего удивляло людей в той лекции - было введение, и я неоднократно слышал разговор, что одной из самых трудных вещей на земле является достижение плавного перехода от введения к изложению. Для того, чтобы сгладить дорогу для моей сегодняшней лекции, я хотел бы начать ее с этих божественных слов из философии Иммануила Канта:

"Нравственность всегда первостепенна. Это святая и неприкосновенная вещь, которую мы должны защищать, и это также причина и цель всех наших рассуждений и исследований. Все метафизические рассуждения направлены к этой цели. Бог и иной мир являются единственной целью всех наших философских исследований, и если понятия Бога и потустороннего мира не имеют ничего общего с моралью, они будут бесполезны".

С тех пор как мой последний доклад чудом избежал внезапной гибели в мусорной корзине, я, ăσμενος έκ ϑανάτοιο[1], желал иметь возможность прогуляться с вами по Стигийскому берегу в царство теней.

Несмотря на то, что, используя немного фантазии, мы можем понять, что некоторые вещи возможны и утверждать, что некоторые другие необходимы, тем не менее большинство из вас почувствует ученую дрожь ужаса, если мы на самом деле оставим за собой широкую дорогу из повседневного опыта, с ее прочной основой, чтобы спуститься в ночные пучины природы.

Без сомнения, люди будут называть это актом безумного авантюризма отказаться от безопасного пути, проложенному для нас почитаемой наукой и уполномоченной философией, чтобы сделать наши собственные независимые рейды в царство необъяснимого, преследовать тени ночи, и стучаться в двери, которые Дюбуа-Реймон запер навсегда своим ключиком, который говорит: "Невежда". Люди будут обвинять нас в вычурность и предрассудках. С надменной улыбкой они будут тянуться к осознанию железных законов природы и поражать бунтарей намертво. Те, кто будут делать это, это те же люди, которые заполняют до отказа каждое воскресенье своей жизни назидательными словами, деяниями и мыслями, но в будние дни разгуливают с табличкой, гласящей: "Мы никогда не будем знать". Они будут утверждать, что у нас бесплодное и безнадежное предприятие, самобичевание, доведенное до абсурда. В подходящем выражении Швеглера[2] в его истории философии, эти люди преданны "обывателям философии", которые, как таковые, "совершенно ошибочно используют категорию причинности".

Несомненно, наиболее бурные протесты будут высказаны теми, кто вследствие абсолютного безразличия, - или потому, что, в переводе на понятный язык, им плевать - стали интеллектуальными трезвенниками и кто, вследствие самого факта их существования, преданы суровой анафеме даже за самые робкие попытки побудить интерес к определенным вопросам. Несмотря на все это, и несмотря на опасность пробуждения сильнейшего недовольства, я решил высказаться на эту тему до всех остальных. Возвращаясь к моим собственным средствам, я мог дрожать за судьбу моего дела, но у меня есть союзники. Они принадлежат не к рядам известных изгнанников и еретиков - среди них почитаемые и яркие личности, такие как Крукс, Вильгельм Вебер, и прежде всего Цёлльнер[3] - люди такой репутации, что никому не придется усомниться при упоминании их авторитета. Я выбрал этих трех мужчин, чьи необходимые власть и острота суждения вне всяких сомнений. В качестве моего первого авторитета я привожу Дэвида Штраусса[4] в его классической оценке Юстинуса Кернера и "Провидицы Преворста"[5] в "Charakteristiken und Kritiken"[6].

Он пишет относительно Пророчицы: "Ее лицо, страдающее, но с благородством и хрупкостью, охвачено божественным сиянием; речь ее чистейший немецкий; ее беседа мягкая, медленная, серьезная, мелодичная, почти как речитатив. Ее содержание - восторженные эмоции, которые плыли через ее душу, как мягкие и пушистые облака, сейчас как темные грозовые тучи, а после этого таяли. . . . [Ее] разговор с или о благословенных или проклятых духах руководствовался такой истиной, что мы могли бы не сомневаться, что мы действительно были в присутствии пророчицы, которая участвовала в общении с высшим миром. . . ."

"Мы никоим образом не разделяем мнение тех, кто нападает на правдивость сообщения Кемера, отчасти обвиняя больную женщину в лицемерии, отчасти приписывая врачу постоянную неспособность воспринимать то, что происходит на самом деле -предположение, которому очевидцем является не только автор, но и все непредвзятые читатели доклада Кернера, можно признать необоснованным".

В качестве моего второго союзника я привожу Артура Шопенгауэра, который утверждает в своих "Parerga und Paralipomena": "Борьба со скептицизмом невежества не является моим призванием, чье придирающееся поведение ежедневно приносит ему дурную славу".[7] "В настоящее время всякий, кто сомневается в реальности животного магнетизма и ясновидения, которые она ему дает, не должен быть назвать скептиком, но несведущим"[8]. Шопенгауэр писал это почти пятьдесят лет назад.

Третьим союзником, которого я упомяну, является наш великий мастер Иммануил Кант, мудрец и пророк Кёнигсберга, который, не без оснований, назван последним философом.

Сто лет назад Кант в своих лекциях по метафизике, во второй части рациональной психологии, заявил: "Мы можем воспринимать духов только в качестве проблемных сущностей, т. е. априори мы не можем привести никаких причин, чтобы отрицать их существование". "Кое что может быть допущено, на сомнительных основаниях, при условии, что вполне понятно, что это возможно. Мы не можем продемонстрировать аподиктически, что такие духи будут существовать, но никто также не может опровергнуть это". . . .

Сто тридцать четыре года назад, в "Мечте о духе провидца" Кант записал следующее признание, которое имеет большое значение в отношении его взглядов в целом: "Я признаюсь, что я решительно склонен утверждать существование нематериальных сущностей в мире, и причислять мою собственную душу к этим существам"[9].

В другом месте Кант заявил: "Все эти нематериальные сущности, о которых я говорю, независимо от того используют ли они свое влияние в материальном мире или нет; все разумные существа, которые влачат свое жалкое существование в животном состоянии, на земле ли или на других небесных телах, независимо от того, оживили ли они сейчас сырое вещество материи, будут поступать так в будущем, или делали так в прошлом, будут, на этих условиях, существовать в единстве, соответствующем их природе, не определенные теми условиями, которые ограничивают отношения земных сущностей, и в которых отрезки, разделяющие места и времена, что в видимом мире создает огромную пропасть, уничтожающую все единство, просто исчезнут. Соответственно было бы необходимо рассматривать душу человека как уже, в этой жизни, связанную с двумя мирами, которые, будучи объединены в личный союз с телом, ясно постигают только материальное; а с другой стороны, как член духовного мира, он получает чистые воздействия нематериальной природы и распределяет эти воздействия, в свою очередь, так что как только их союз с телом закончится, ничего не останется, кроме сопричастности, в которой он постоянно пребывает с духовной природой, и которая должна проявиться в сознании как объект ясного созерцания"[10].

Наконец, в третьем отрывке, бросая свой пророческой взор далеко за пределы собственного возраста, Кант утверждает: "Соответственно, оно фактически было продемонстрировано, или легко может быть продемонстрировано, если мы возьмем широкую перспективу - или еще лучше, оно будет показано в будущем, я не знаю, где и когда - даже в этой жизни человеческая душа пребывает в неразрывном единении со всеми нематериальными сущностями духовного мира, поочередно затрагивая эти сущности и получая от них представления, которые, в своей человеческой природе он не осознает пока все идет хорошо"[11].

Наверное, лучше всего было бы закончить мою речь на этом этапе, после таких выдающихся умов, которые были упомянуты, это кажется почти кощунственным, добавлять жалкое приложение моих собственных мыслей - мыслей, которые обращаются к непривлекательному сравнению, как глупая, запыхавшаяся тля ползет вверх по роскошному дереву с широкими раскидистыми ветвями.

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ

"Хорошо, что все так же хорошо, как пирог", - говорит образованный обыватель, "но я не верю в вещи, пока не увижу их собственными глазами. И то, что вы называете метафизикой устарело уже давно, больше никто не принимает ее всерьез, и если какие-либо метафизические понятия все еще неподалеку сегодня, то только в виде навязчивой идеи, которая преследует людей, которые пока не примирились с самими собой. Все в жизни разумного человека полностью разворачивается на физических и естественных плоскостях".

Да действительно, пока мы не достигнем укрепления Дюбуа-Реймона это все совершенно ясно и понятно, и все, что "создал Господь Бог" должно быть благодарно, что, наконец, всеобщий благодетель построил укрепление у этой опасной границы. Человек чувствует себя так безопасно и уютно внутри своих четырех стен, так что давайте не будем добиваться никаких чудес, потому что они могли бы нарушить мир.

Конечно, нет ничего очень чудесного в жизни ограниченного образованного обывателя. Он родился, растет и развивается сам, для более высокого уровня функционирования требуются различные органы. Потом он женится, в соответствии с его характером и целями. Он зачинает детей через объединение сперматозоида с яйцеклеткой. Его дети наделены признаками своих родителей, в соответствии с теорией наследственности Гертвига[12]. Затем мало-помалу он стареет, хотя этот факт уже не так хорошо вписывается в систему. И потом, что происходит потом? Потом происходит что-то, что вообще не вписывается в систему, то, что совершенно непонятно, прояснение лжи, исправление ошибки:[13] он умирает - ! Почему? Для чего? Хладнокровные записи его врача: смерть от насилия, болезней, старости. Короче, игра окончена. Это тело лежит там, холодное и твердое, и вскоре после этого начнется расщепление белка. Это невероятный факт, и если бы это случилось только один раз, только с одним человеком, никто в мире не поверил бы, что это может случиться вообще. Но то же самое происходит со всеми нами, и это необратимо. Средний срок жизни составляет лишь тридцать лет. Но почему наступает смерть? Зачем организм, построенный с бесконечной тщательностью и действенностью, чья сокровенная цель - это жить, подходит к концу, увядает и разрушается? Почему целенаправленное стремление жить обрывается с таким пренебрежением? Смерть поражает нас столь жестоким нарушением нашего самого возвышенного и священного права, нашего права на существование. Внезапное дуновение, и все наши планы, все наши надежды, все наши счастливые способности к созиданию лежат разбитые. И как вероломно это посягательство происходит! Невозможно обнаружить, что на самом деле сделано для организма или отнято у него. Если мы взвесим мертвое тело, он будет весить ровно столько же, сколько весило при жизни. Совершенный организм здесь, целый, готовый жить, и все же он мертв и мы не знаем искусства снова сделать его живым.

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Это странное Нечто, что изымается из организма, Нечто, что содержало волю к жизни, силу, которая в жизни поддерживает согласие между живым существом и окружающей его средой. Это кажется элементарной силой, жизненным принципом. В прежние времена физиологи называли его жизненной силой, тем самым создавая правильное применение "категории причинности". Кант говорит: "Кажется, что разумное существо неразрывно представлено с делом, с которым оно соединено, и что оно не действует над теми силами, посредством которых элементы связаны друг с другом, а скорее над внутренними принципами их структуры"[14].

Современная психология не имеет имени для этого "разумного существа", которое действует с "внутренним принципом", ибо в очередной раз наивно путает результат с причиной - как я смею утверждать, несмотря на взбучку, которую я получил за мой полугодовой доклад.

Физиолог Бурдах[15], один из наиболее презренных виталистов, указывает в своей работе "Physiologie als Erfahrungswissenschaft": "Материализм подразумевает жизнь, которую он излагает, чтобы объяснить. Для организма и сочетания составляющих, из которых он черпает жизненные процессы, они сами являются продуктом жизненного процесса". Старые виталисты сделали много ошибок, но они никогда не приносили в жертву основные требования логики интересам своей системы.

Жизненный принцип, длительность которого равна длине жизни, придает телу его силу сопротивления, это устойчивая особенность в необыкновенном мире. Как известно, все молекулы в организме обновляется примерно каждые семь лет. Таким образом, состояние организма постоянно меняется. Если жизнь организует, жизнь формирует силу находящуюся в этом вопросе, ничто не может быть более естественно, чем непрерывное преобразование внешнего вида тела. Но на самом деле этого не происходит, внешние особенности человека остаются теми же. Сохранились все, вплоть до мельчайших деталей. Все образы в его памяти остаются неизменными, и его интеллектуальные способности сохраняются примерно на том же уровне. Короче говоря, несмотря на изменение его сущности, человек остается тем же. Таким образом, оказывается, что principium vitae составляет, так сказать, каркас, на котором построена материя.

Бурдах утверждает: "Материя нашего тела непрерывно меняется, несмотря на то, что наша жизнь остается такой же. Телесная жизнь охвачена непрерывным, одновременным разрушением и созданием основной материи. Таким образом, жизнь - это нечто высшее, то, что господствует над материей. . . ."

Но если мы обратим наше внимание на более современную физиологию, какое странное зрелище мы увидим. Физиологи пытаются объяснить жизнь с точки зрения природных законов, когда все время понятно, что жизнь существует, несмотря на эти законы. Они отчаянно пытаются загнать жизнь в систему естественных законов, когда жизнь противоречит всем законам природы. Спонтанные движения нарушают закон всемирного тяготения; само существование организма нарушает законы, регулирующие сродство кислорода и биологические законы, регулирующие активность бактерий. В томе I "Мир как воля и представление" Шопенгауэр метко замечает: "Становится все более очевидно, что химическое явление не может быть объяснено с точки зрения механического явления, так же, как органическое - с точки зрения химического или электрического. Те, кто сегодня, тем не менее, перечеркивают еще один старый ложный след, скоро поползут назад, тихие и пришибленные, как и все их предшественники"[16].

Если мы подвергаем феномен органической жизни принципу достаточного основания - то есть, если мы применим "категорию причинности" правильно - то это будет так же необходимо для нас, чтобы постулировать существование жизненного начала, как важно, чтобы постулировать эфир в сфере оптики. Этот постулат не нарушает первый принцип научного метода, а именно, что принципы, используемые для объяснения явления, должны быть сведены до минимума. В данном случае мы вынуждены признать новый принцип, так как ни один существовавший ранее принцип не дает адекватного объяснения.

Что является истинным для единицы, то является истиной для каждого: теория естественного отбора Дарвина не может в достаточной мере объяснить эволюцию, и действительно, с точки зрения эволюции новых видов, это становится незначительным фактором. В области филогении, больше чем в любой другой, необходимо постулировать существование жизненного принципа.

Жизненный принцип более или менее эквивалентен "жизненной силе" древних физиологов. Он регулирует все функции организма, в том числе головного мозга, и, следовательно, также регулирует сознание до такой степени, что сознание определяется функциями коры головного мозга. Таким образом, мы не должны искать основу жизни в сознании, и особенно не в самосознании, как сделал Кант.

Жизненный принцип выходит далеко за пределы нашего сознания в том, что он также сохраняет вегетативные функции организма, которые, как мы знаем, не находятся под нашим сознательным контролем. Наше сознание зависит от функций мозга, а те, в свою очередь, зависят от жизненного принципа, и, соответственно, жизненный принцип представляет собой материю, в то время как сознание представляет собой условное явление. Или как говорит Шопенгауэр: "Сознание является объектом трансцендентальной идеи". Таким образом, мы видим, что животные и вегетативные функции заключены в общий корень, подлинный субъект. Давайте смело присвоим этому трансцендентальному субъекту название "душа". Что мы подразумеваем под "душой"? Душа - это интеллект не зависящий от пространства и времени.

1. Душа должна быть умной. Критерием умственных способностей является целенаправленность их действий. Несомненно, наши тела производят на нас впечатление очень целеустремленных, и, таким образом, мы постулируем разум души. Если бы закон причинности не обладал статусом априори, этот постулат был бы доказан.

2. Душа должна быть независима от пространства и времени. Понятия пространства и времени являются категориями понимания и по этой причине не являются убедительными по отношению к Ding an sich. Душа ускользает от всех чувственных восприятий и, следовательно, не может представлять собой никакую форму вещественной силы. Только сила в материальной форме составляет объекты восприятия. Но в рамках категорий пространства и времени, суждение основано на чувственном восприятии. Соответственно только сила в материальной форме может служить в качестве объекта суждения, т. е. только сила в материальной форме движется в границах пространства и времени. Например, рассмотрим понятие скорости, которое эквивалентно пространственно - временному коэффициенту. Или подумайте о любом из основных механических законов физики.

Душа не является силой в материальной форме, и, следовательно, о ней не может быть никакого суждения. Но все, что нельзя оценить существует вне понятий пространства и времени. Соответственно душа независима от пространства и времени. Таким образом, для нас существует достаточное основание для постулирования бессмертия души.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ

До этого момента мы топтались на священной земле Кантовской философии. Но кто будет сопровождать нас дальше, если мы выбираем распахивание ворот, которые препятствуют нашему вступлению в "царство тьмы"?

Разве это не сводит с ума, когда сам Кант говорит: "Опыт не может научить нас, что существуют люди, которые обладают только внутренним ощущением"? (Психология)[17]

Или в другом отрывке: "Мы ничего не можем больше сказать об этих духах, например, что дух может добиться отделения от тела. Они не составляют объектов восприятия для внешних чувств, и, следовательно, они не существуют в пространстве. Мы не можем сказать ничего сверх этого; если бы мы сказали, мы бы только плели досужие вымыслы". (Психология)

Или в другом отрывке: "Я осмелюсь сказать, что это наблюдение (мое) . . . представляет все, что философская проницательность может обнаружить о сущностях такого рода, и что, хотя в будущем мы можем продолжить добиваться всех видов представлений о них, мы никогда не сможем узнать больше, чем мы знаем сейчас".[18]

Кант не мог помочь, хотя говорил, что помогает, и с его собственной точки зрения он был абсолютно прав. Более ста лет прошло с тех пор, как он произнес это. В это время многое произошло, чтобы подтвердить эти слова, и, чтобы усилить их значение в раскрытии путей. Гносеология Канта сохраняется неизменной, но его догматические учения претерпели изменения, что должно произойти с любой догматической системой. Нет новых гениев, чтобы вытеснить идеи Канта. То, что его идеи будут вытеснены - это факт, обоснованность которого вне всяких сомнений.[19] Сегодня, как справедливо отмечает Уоллес[20], мы можем просто улыбнуться и пройти мимо тех людей, чья лень или оголтелый скептицизм вызывают отрицание определенных экстрасенсорных фактов.

Для Канта было невозможно содержать уже известные факты в вопросе, и поэтому он не мог бы высказаться иначе, чем он делал. Барон Дю-Прель[21] считает - совершенно справедливо - что если бы Кант был жив сегодня, он несомненно был бы спиритуалистом. Кант не жалел ни времени, ни сил, чтобы войти в контакт со Сведенборгом[22]. Насколько это было в его власти, он проверял обоснованность утверждений Сведенборга и придал им всестороннее и беспристрастное прочтение. Какой контраст между этим величайшим из всех мудрецов, когда-либо рожденных на немецкой земле, и его легкомысленными эпигонами, которые делают себе честь, ссылаясь на Канта, а также делая все, что они могут, чтобы сдержать и осмеять то, что может только подтвердить глубокомысленные идеи Канта!

И, когда люди используют идеи Канта, чтобы нападать на спиритуалистов, они сами показывают, какими глупцами являются, тогда как сам Кант сказал:

"Это будет показано в будущем, я не знаю, где и когда - даже в этой жизни человеческая душа пребывает в неразрывном единении со всеми нематериальными сущностями духовного мира, поочередно затрагивая эти сущности и получая от них представления. . . ."[23]

Кант сказал об этом более ста лет назад, когда он не мог иметь ни малейшего представления о фактах, касающихся современного спиритуализма[24]. Почти шестьдесят лет назад Шопенгауэр поднял свой голос против "скептицизма невежества"[25]. Даже он, преимущественно пессимист, был оптимистом до такой степени, что он мог описать скептицизм как ежедневно идущий "к расширяющейся дурной славе"[26]. В середине 1870-х Уильям Крукс, английский химик и физик, который бросил вызов всей англоязычной прессе, чтобы исследовать спиритизм, представил в Королевское Общество свой классической доклад по этому вопросу, содержащий наиболее полное подтверждение справедливости спиритического явления. Примерно в это же время Рассел Уоллес, известный своей ролью в истории дарвинизма, также написал множество текстов, в которых он боролся за справедливость и правду. В 1877 благородный Цёлльнер[27] опубликовал свои научные трактаты в Германии, и боролся за спиритизм на основании серии из семи томов. Но это был "глас, вопиющего в пустыне". Смертельно раненый в своей борьбе против иудаизации науки и общества, этот возвышенный человек умер в 1882 году, сломленный телом и духом. Безусловно, его друзья, знаменитый физик Вильгельм Вебер[28], философ Фехнер[29], математик Шубнер, и Ульрики, продолжали продвигать дело Цёлльнера, потому что, в то время как упрямый Вундт[30], скользкий Карл Людвиг[31], и злобный Дюбуа-Реймон оклеветали это дело пока вся Германия была в моральном упадке. Все напрасно - Берлинский еврей появился на вершине. Маленькая группа верующих растаяла. Единственным образованным защитником спиритизма в Германии являлся барон Карл Дю-Прель, который, однако, упорно игнорировался. В России было два человека с научной подготовкой, которые защищали дело спиритизма: пожилой тайный советник Александр Аксаков[32] в Санкт-Петербурге и Вагнер[33], профессор зоологии в университете Санкт-Петербурга. В 1892 году два итальянца, астроном Скиапарелли[34], известен своим исследованием Марса, а также являвшийся директор Брерской астрономической обсерватории, и Ломброзо[35], известный антрополог и психиатр, заявили о своей вере в спиритизм. Последний сделал это в классическом признании: "Я горжусь тем, что я - раб фактов". Показателем наиболее раскрепощенного мышления англичан явилось основание Dialektische Gesellschaft, состоящее исключительно из профессиональных ученых, которое, как я считаю, было ответвлением Британской Ассоциации.

В Германии - и Швейцарии - кажется, не было никаких признаков того, что люди, как Кант, Шопенгауэр или Цёлльнер когда-то жили. Ушедшие и забытые! Люди даже не будут слушать Эдуарда фон Гартмана, философа, который сейчас очень в моде, и его теорию бессознательного, тем более Дю-Преля, который заслуживает более внимательного изучения. То, что мы слышим с трибун науки является тысячекратным эхом материализма. Этот отвратительное, вонючее растение выращивается во всех научных институтах на земле и питается пометом карьеристов. Профессор, утонувший в механистической психологии и в лечении нервов и мышц[36] сеет ядовитые семена, которые оплодотворяют смущенные умы - умы, которые потом принесут великолепные плоды, несравненный мусор, около тридцати-, шестидесяти-, кто-то стократно. Постепенно грязь просачивается вниз с высот университета. Естественным следствием является нравственная неустойчивость верхних эшелонов общества и тотальное озверение рабочего человека. Результаты: анархисты, антисоциалистические законы, и так далее. Естественно, духовенство делает многое касательно устойчивого прогресса беса неверия в сердцах людей, но это не мешает им устанавливать кафедру и яростно нападать на грех спиритизма и набивать людей всякими байками про спиритуалистов. Таким образом, не осознавая этого священнослужители поощряют общую нравственную катастрофу, и полиция, блюстители закона, ведут к тому же концу путем запрещения спиритического мошенничества. Каждый разумный человек, который считает, что все в жизни исключительно "естественно" - например, учитель - неистовствует и агитирует против этого средневекового бреда, который угрожает потушить огонь его просвещения. Достойно образованный обыватель, который не поверит в то, чего не увидит, слепо ставит свою веру на каждый антиспиритический ложный слух, каждое убогое вранье журналистов, рассказанное ему, и сладострастно погрязает в трясине литературы на эту тему, опубликованной в "прогрессивной" прессе. Излучая блаженство, он читает "Kraft und Stoff" Людвига Бюхнера[37], работу, к который удачно относится замечание старого Геттингенского профессора Лихтенберга[38]: "Если голова ударяется об книгу и в результате получается глухой звук, это всегда вина головы?"

Если кто-нибудь напишет естественную историю образованного обывателя, главе о лени придется занять половину книги. Кант говорит в одном месте: "Леность и трусость -вот причины почему, спустя много времени природа освободила их от власти других, настолько большую часть людей вполне устраивает, никогда не расти всю жизнь".

Для меня нет необходимости комментировать эту цитату, ибо она точь-в-точь выражает мое мнение. Таким образом, нет никакого лучшего хода, чем добавить свое одобрение.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Во второй части моей беседы, которую занимает эмпирическая психология, я предоставлю документальные доказательства, которые должны удовлетворить тех многих людей, которые не были полностью довольны теоретическими размышлениями в первой части. С другой стороны, эти же фактические доказательства помешают многим, кто был, в принципе, доволен теоретическим описанием в первой части.

В исследовании мы полностью зависим от эмпирического метода, так же, как в нашей реальной повседневной жизни. Интуиция не имеет власти убедить критический ум, больше, чем теоретические соображения показывают нам, как справиться с практическими ситуациями. И еще, как ни странно, любое количество людей, которые находятся в совершенном согласии с выводами рациональной психологии, отказываются, по разным причинам, признать, что психология имеет эмпирическую сторону. В переводе на простой язык, в Базеле есть сотни, возможно, тысячи людей с непреклонной верой в чудеса Ветхого и Нового заветов, но они бы ни за что в мире не признали, что идентичные или подобные события все еще происходят сегодня. Опять же, есть люди, которые, в теории, принимают существование души и обладание любым количеством возможных атрибутов, но которые отказываются признать, что каждый может иметь практический опыт в таких вещах. О людях, которых ничто не заботит, и которые существуют только для того, чтобы отметить темным штрихом картину жизни, мы не должны говорить вообще.

Основной задачей эмпирической психологии является обеспечение фактической документацией, подтверждающей теории рациональной психологии. Первый принцип рациональной психологии, относительно существовании души, не требует фактической документации. Если мы правильно используем "категорию причинности", мы должны обязательно подтвердить существование души. Естественно, люди, которые не используют категорию причинности, или, скорее, кто не испытывает необходимости, не компетентны, чтобы высказать свое мнение в этом вопросе. Количество фактов, подтверждающих существование души - легион. Если души не существует, существование этих фактов было бы невозможно. Но ведь нет такого понятия, как невозможное, значит, душа должна существовать.

Одна из главных задач эмпирической психологии заключается в предоставлении подробного определения души, сформулированного рациональной психологией. Мы уже отмечали, что душа - это разум, не зависящий от пространства и времени.

1. Душа - это разум. Основным доказательством в поддержку этого принципа является целенаправленная деятельность души, ее сила организации. Его организационная деятельность проявляется в феномене материализации. Я не могу предположить, что каждый присутствующий знает значение термина материализация, и поэтому я прошу тех, кто знает, извинить меня, я прерву мое выступление на минуту, чтобы объяснить.

Душа является неуловимой для чувств, потому что она существует вне пространства. Нужно допустить пространственную, т. е. материальную форму, чтобы она стала воспринимаема органами чувств. Каждое представление души, которое воспринимается органами чувств - это материализация. Самая удивительная и невероятная материализация, которая никогда не приходит на ум - это сам человек. Но большинство людей не способны поражаться своему собственному существованию и, следовательно, не могут правильно оценить положение человека как материализацию души, и поэтому мы должны искать другие явления, чьи спонтанные и мгновенные проявления заставляют нас прослеживать происхождение разумного существа, как их spiritus rector. Те явления, которые мы ищем - это чудесные материализации, которые наблюдал Крукс, Цёлльнер, Вильгельм Вебер, Фехнер, Вагнер, Уоллес и многие другие. В 1873 году Крукс и Варли, член Королевского общества, преуспели, с помощью медиума Флоренс Кук, в создании примера в их Лондонской лаборатории и многократно сфотографировали его, при электрическом освещении, вместе с медиумом. После бесчисленных неудач профессору Вагнеру, с помощью Фрау фон Прибитков, удалось сфотографировать руку над головой медиума в комнате Университета Санкт-Петербурга. Насколько я знаю, Цёлльнер, Вильгельм Вебер и Фехнер, которые, начиная с 1877-1879, провели совместные эксперименты с медиумом доктор Стек, не сделали ни одной фотографии, но получили серию отпечатков рук и следов ног на испачканных сажей бумагах, положенных между двумя частями грифеля.

В 1875 году, впервые, были взяты парафиновые формы рук, которые спонтанно материализовались в пространстве. Этот достижение было сделано Уильямом Бентоном, профессором геологии в Колледже Уэлсли в штате Массачусетс (ум. 1883), в то время как он был в геологической экспедиции в Новой Гвинее. С того времени эти эксперименты были повторены с большим успехом в Англии и на континенте. Я сам владею фотографиями этого явления, и тот, кто хотел бы ознакомиться с ними, может сделать это в любое время. Было бы легко идти дальше и дальше, ссылаясь на доказательства, подтверждающие идею интеллектуальной организационной деятельности души. Но учитывая ограниченные возможности моего выступления, приведенных мной примеров должно хватить. Если кто-то заинтересовался развитием этих тем, я рекомендую изучить "Wissemchaftliche Abhandlungen" Цёлльнера и "Animismus und Spiritismus" Александра Аксакова, а также трактаты Крукса и Уоллеса в Библиотеке Спиритизма в Лейпциге.

Мы должны еще задокументировать второй элемент в нашем определении души: Душа не зависит от пространства и времени.

Все, что лежит за пределами наших понятийных категорий, т. е. вне пространства и времени, является трансцендентным. Все трансцендентное, то есть, все, непространственное и невременное, всегда будет непонятным для нас, и в этом смысле требование “Ignorabimus” представляется вполне обоснованным. Наше противостояние с трансцендентным не ограничивается психической сферой чувственного опыта. Вместо этого, люди могли испытать его в своей повседневной жизни, начиная с 1687 года - года, когда свет увидела публикация Исаака Ньютона "Philosophiae naturalis principia mathematica". Всемирное тяготение, представленное так, оказывает долгосрочный эффект (actio in distans), является прямым проявлением трансцендентного принципа, как я объяснял последнее полугодие в моей критике закона всемирного тяготения.

Гравитация исключительно трансцендентна. Ее успешное освобождение от пространства и времени достигнуто, прежде всего, в силу того, что она не подчиняется закону сохранения энергии как элементарная сила; во-вторых, потому что в силу притяжения corpus ibi agere non potest, ubi non est (тело не прикладывает силу в месте, где нет самого тела); и в-третьих, потому, что не требует времени для своего внедрения, так как она совершенно постоянна. Это характерно для долгосрочного последствия, actio in distans.

Душа, как метафизическое предположение явления органической жизни, также преодолевает пространство и время, и по этой причине ее освобождение от проявления чувств должно выражаться в том, что душа появляется как основная сила actiones in distans. Таким образом, чтобы обосновать второй пункт нашего определения души, мы должны представить доказательства, подтверждающие actio in distans.

Лучший способ представить наши доказательства в наиболее ясной и понятной форме - разделить обсуждение на две части 1) долгосрочные последствия в пространстве и 2) долгосрочные последствия во времени.

Тема долгосрочного воздействия на пространство будет разделена на телекинетическое и телепатическое явления.

Гипноз должен быть причислен к телекинетическим явлениям. Мне нет необходимости, в этом контексте, вдаваться в дальнейшие подробности относительно гипнотических явлений, так как превосходная лекция уже была посвящена этой теме. Я лишь кратко резюмирую то, что уже было сказано. Гипноз предусматривает создание так называемого раппорта, глубокой связи между агентом и перципиентом. Мы знаем, что способы установления такого раппорта заключаются в принуждении перципиента пристально смотреть на неподвижную точку, и в целом, стимулировать однообразное окружение. Если агент или перципиент имеют специальную склонность, явление может быть усилено. Агент может двигаться в трех, четырех или пяти шагах от перципиента. В одном случае известный месмерист Хансен добися результата на удалении в восемьдесят шагов. Еще более высокий уровень достигается в случае, если агент остается в отдельной комнате. С особенно чувствительным перципиентом, агент может оставаться в двадцати, тридцати или более километрах, и все-таки достигать связи. Когда присутствует высокая степень психического возбуждения, например, в случаях, касающихся умирающих людей - расстояние не ограничивает явление. Я полагаю, мне нет необходимости предоставлять документальные доказательства, так как, несомненно, каждый испытывал или слышал о таких случаях в своей собственной семье.

Тесно связано с этими явлениями Dоppelgänger или двустороннее. В некоторых случаях умирающий человек, который на расстоянии общается с другом, зная о его скорой смерти, может усилить гипнотическое восприятие до точки вызывая галлюцинаций, да и вообще часто может создать реальное, объективное проявление, способное производить вещественные последствия.

Во время появления подлинного Dоppelgänger (эйдолон), агент, как правило, в глубоком, самопроизвольном сомнамбулическом трансе. Однако, это не всегда так. Существуют убедительные причины полагать, что степень осознанности, характеризующая Dоppelgänger, обратно пропорциональна осознанности живого агента.

Также должны быть причислены к телекинетическим явлениям те, что производят вещественные воздействия, например, посредством умирающих людей с целью общения с дальними родственниками или друзьями, чтобы узнать о своей смерти.

Телепатические явления включают ясновидение, которое возникает в пространстве. В некоторых случаях чувствительность перципиента к телекинетическим воздействиям также может быть определена как телепатия. Однако, эта чувствительность представляет телепатию только в той степени, в которой это перевешивает активную психическую силу агента. В данном случае мы видим подлинное ясновидение со стороны перципиента. Все препятствия, возникающие со стороны пространства, исчезли. Это как если бы душа блуждала свободной от всех оков, вырвавшись из кабальной оболочки тела. Классический пример ясновидения, который был заверен достоверными историческими источниками, процитирован Кантом в его письмо к фрейлейн Шарлотте фон Кноблох[39] о Сведенборге. В этом письме Кант описывает как Сведенборг, во время своего пребывания в Гетеборге, имел видение большого пожара, который состоялся в Стокгольме в 1756, и как час за часом он сообщал шокированной публике продвижение огня. Все это произошло в субботу вечером, и ничего не происходило до вечера следующего понедельника, когда в Гетеборг прибыл посланец на лошади, принося новости из Стокгольма. Ряд скептиков, для того, чтобы придумать естественное объяснение этого необыкновенного события, на самом деле зашли так далеко, что обвиняли Сведенборга, в поджоге!

Мы можем довольствоваться этим одним примером ясновидения, ибо приведение дополнительных случаев будет практически пустой тратой времени. Каждый, кто хоть раз обращал внимание на соответствующую литературу, может легко обнаружить любое количество случаев, подтверждающих это явление. Рекомендуемая литература для тех, кто заинтересован в этой теме - это "Fernsehen und Fernwirken" Дю-Преля, том II его "Entdeckung der Seele"[40].

Теория долгосрочных последствий во времени[41] находится среди наиболее непонятных и сложных вопросов в сфере оккультных явлений. В этой статье мы классифицируем предчувствия, пророчества, второе зрение и ясновидение в его строгом смысле. Я не должен вступать ни в какие объяснения явлений, которые ранее обсуждались, потому что любое такое объяснение будет лежать далеко за рамками моего выступления. По той же причине я воздержусь от любых попыток объяснить долгосрочные последствия во времени, несмотря на то, что проблема является крайне интересной и практически напрашивается на комментарий. Однако, я не могу устоять перед желанием хотя бы намекнуть на направление, в котором может пойти объяснение. Для этой цели я привожу высказывание Шопенгауэра в "Parerga und Paralipomena":

"В свете кантовского учения об идеальности пространства и времени мы понимаем, что Ding an sick, иными словами, единство реальности всех явлений, будучи свободным от этих двух форм интеллекта (интеллектуальных категорий), ничего не знает о различиях между ближним и дальним, между настоящим, прошлым и будущим. Соответственно, разделения, основанные на этих способах рассмотрения мира, показывают себя не абсолютными, но вместо этого, с точки зрения способа познания мы говорим, что существенно изменены из-за внесения изменений в орган [познания], больше нет каких-либо непреодолимых барьеров"[42].

Кажется, нет никакой необходимости в приведении примеров. Я просто вспомню знаменитые сказки Коссака, который предсказал падение Польши много лет назад, и в случае Казотте, который в 1788, в соответствии с сообщением свидетеля, Франсуа де ла Арпа, пророчил ужасы французской революции, рассказывая каждому присутствующему способ его смерти во всех подробностях[43]. Я хотел бы также напомнить вам о случае близком к цели: я узнал из очень надежного источника, а именно лечащего врача, что женщина-пациент, страдающая истерией, сделала предсказание, туманными словами, о катастрофе в Мюнхенштайне, за несколько месяцев до ее совершения. Когда бедствие произошло, женщина была в верхней Швейцарии, откуда она с помощью ясновидения ощутила катастрофу в тот же момент, когда она произошла. Запрос, сразу же отправленный телеграммой, подтвердил точность этого видения.

Вещие сны, которые представляют более низкий уровень сознательного ясновидения, также относятся к этой категории. Один специальный вид - это "второе зрение" шотландцев, дар, который на самом деле беспокоит огромное число людей на уединенных островах Северной Шотландии. Ветхозаветные пророки также могут быть описаны как ясновидящие, несмотря на то, что в последнее время предпринимаются активные попытки, чтобы свести к минимуму все чудесные элементы Библии, и лишить ее мистических героев их характерных нимбов. Это было сделано с явным пренебрежением к факту, что это превращает пророков в карикатуры, писак, которые вводят в заблуждение публику своими пророчествами после того, как предсказанные события уже произошли. Совершенно в стороне от безвкусицы такой интерпретации, никогда не пришло бы в голову следовать заветам таких подставных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас мы уже достигли определенного результата: мы преуспели в предоставлении эмпирического свидетельства, подтверждающего наше определение души. Конечно, многие люди могут быть удивлены этой новой и необычной методике, и многим может было трудно дышать из-за пыли поднятой возмущенными консерваторами[44]. Из-за глупых опасений и важных пожиманий плечами, умышленно затянутого отказа прийти хоть к какому-то решению, цитирования априорных принципов, чтобы скрыть и проигнорировать проблемы, узколобого педантизма и местечкового скептицизма, граничащего со смешным. Как и Шопенгауэр, я могу сказать: "Не мое призвание бороться со скептицизмом невежества". Я могу только смеяться над теми модниками скептицизма и модного сомнения. Вскоре бесцеремонный Гомерический смех потомков будет смешиваться со звоном колоколов, звонящих, чтобы провозгласить позор Германии, побежденной материализмом. Несмотря на полугодовые сообщения и Центральный Комитет, я сейчас скажу, что я считаю истиной.

Однажды люди будут смеяться и плакать одновременно над позорным путем, каким высокочтимые немецкие ученые сбились с пути. Они будут строить памятники Шопенгауэру, который связал, что материализм с зоофилией через союз “и”. Но они будут проклинать Карла Фогта[45], Людвига Бюхнера, Молешотта[46], Дюбуа - Реймона и многих других за то, что набили материалистический мусор в разинутые рты тех грязнуль, образованного пролетариата.

Они будут извлечены из "Parerga" Шопенгауэра и будут забрасывать материалистов теми же словами, которыми Шопенгауэр критиковал Гегеля - только хуже. Гегеля обвиняли в том, что он парализовал умы молодых людей, кастрировал их интеллект, вывихнул их головы и привел в замешательство их мозги. Такие же обвинения будут направлены против материализма, который будет нести ответственность за то, что всё и вся катится в пропасть; то, что он официально объявил царствование беззаботности и вливается в наши мозги глупым трепом о вечности и величественности негибких законов природы; что он отравлен моралью и вызвал моральную неустойчивость образованных классов.

Как мы можем противодействовать этому плачевному фиаско? В первую очередь мы должны начать "революцию сверху", форсируя мораль от науки и ее представителей посредством определенных духовных истин, в конце концов, ученые не стеснялись навязывать свой скептицизм и моральную неприкаянность в мире. В институтах, которые предлагают обучение в области физиологии, моральные суждения студентов намеренно ослабляются посредством вовлечения их в позорные, варварские эксперименты, с помощью жестоких пыток животных, которые являются издевательством над всей человеческой порядочностью. Прежде всего, в таких организациях, как эти, я считаю, мы должны учить, что истина, полученная неэтичными методами, не имеет морального права на существование. В эти государственных учреждениях, созданных в качестве убежища для изучения жизни, люди должны быть вовлечены в экспериментальное исследование психических явлений, и эти места должны включать в себя дальновидных, свободомыслящих людей, не сермяжных философов[47] с "расстроенными головами". Я уже говорил, что мы должны бороться полнейшей эмоциональностью с оружием некоторых трансцендентальных истин. Но откуда мы выводим эти истины? Из религии? Богословы, администраторы религии, кричали до хрипоты в течение многих лет, пытаясь бороться с бесом неверия. С тех пор, как гегелевская философия и современное набожное православие перестали действовать, появились люди со всеми видами новых взглядов, немалым их количеством мы обязаны, несомненно, Ричлю[48]. Но проповеди, которые мы слышим, не дают нам никакого понятия о том, кто действительно обладает чем-то особенным, чтобы сказать нам, ибо среди продуктов этого века омерзительный жаргон амвона, "язык Ханаана", который используется, чтобы спрятать все, что вероятно может кого-то оскорбить. Если мы прислушиваемся к определенной проповеди без каких-либо предвзятых мнений, мы скоро окажемся взбудораженными понятиями о благодати и планах спасения. Таким образом духовенство одинаково говорит с образованными и простыми работниками. Последние исцеляются христианскими социалистами[49], которые расходуют большой восторг, но с небольшим успехом. Цель состоит в том, чтобы пробудить религию, вдохнуть жизнь обратно в христианскую веру, но это все напрасно! Сейчас массы больше не хотят верить. (Они подхватили этот маленький трюк у аристократии). Они хотят знать, как ученые, которые также безнравственные скептики. Какой прок, в таком случае, в словах? Какой прок во всем идеализме мира? Поступки нужны, чтобы пробудить религию, чудеса нужны, и мужи, наделенные сверхъестественными способностями. Пророки, мужи, посланные Богом! Никогда религия не возникала от сухого теоретика или сентиментального идеалиста. Религии создаются людьми, которые показывали делами реальность мистерии и "царства сверхчувственного". Скучные постулаты разума и просто религиозные чувства не могут восстановить разрушительные последствия нашей эпохи; единственное, что может это сделать - это факты, которые открыто доказывают достоверность чего-то за пределами чувств.

Конечно, мы никогда не должны поддаваться иллюзии, что большинство мужчин когда-либо будет способно оценить значение фактов. Глубоко внутри человека существует осадок пассивности, цепкого, первородного ила, из которых акт первого творения ежедневно создает проклятую умственную леность.

Всякий раз, когда Богу удается создать Фауста, расчетливый дьявол начинает действовать и освобождает сто тысяч интеллектуально ограниченных обывателей из ада, так, что они могут хвататься за фалды этого Фауста, когда он пытается "подняться из этого моря абсурда"[50], и не давать ему вырваться благодаря липкому клею их безграничной лени. Образованный обыватель характеризуется ленью, трусостью, зашоренностью, и полным отсутствием какого-либо "метафизического голода". По воскресеньям он в массовом порядке заполняет церкви, и до обеда вращается за своими занятиями с наиболее назидательными словами, поступками и размышлениями. Днем он добродушный, воспитанный и добрый. Вечером, как правило, он выдает себя за знатока музыки или идет на прогулку на свежем воздухе, чтобы пообщаться с природой, в поисках внутреннего мира в открытой книге Творения. Как правило, он находится в очень приподнятом настроении, и обладает обостренным чувством долга. Но за этими пределами нет ничего от человека, он умолкает в великой пустоши. Нет в нем следа ни бодрости, ни энергии, ни энтузиазма. Он ненавидит, боится, и унижает все, к чему он не привык. Преданными союзниками образованного обывателя является то великое скопление хлипких бабочек и мотыльков, чьи черты можно подытожить одним словом: несущественные! Интеллектуальная однодневка порхает от одного маленького болота к следующему, и гонима каждым дуновением ветра.

Кажется, я ясно выражаюсь. Но я знаю, что осадок есть осадок, и остается на дне чашки. Но я могу быть прощен за свой оптимизм, если, я надеюсь, мое сегодняшнее обращение произвело некоторое впечатление на несколько умов, которые до сих пор гибки и неиспорченны. Если эта надежда показана напрасно, я все же могу утешить себя знанием, что я выполнил свой долг:

Тот, кто знает правду и не говорит ее

Действительно несчастен[51]

Новая эмпирическая психология дает нам сведения идеально рассчитанные расширять наше знание об органической жизни и углубить наши представления о мире. Они позволяют нам взглянуть в бездну природы, вглядываться в умопостигаемый мир, где глаза ищут напрасно любую опору или какое-либо ограничение. Нигде мы не чувствовали так остро, как здесь, что мы живем на границе между двумя мирами. Наше тело, сформированное из материи, наша душа, вглядывающаяся в высоты, соединены в единый живой организм. Мы видим, что наши жизни вступают в контакт с высшим порядком вещей. Законы, регулирующие нашу ментальную вселенную, бледнеют перед светом, исходящим от метафизического порядка, который дарован нам неясным божественным. Человек живет на границе двух миров. Он выступил из темноты метафизического существования, выстрелил, как пылающий метеор через необыкновенный мир, а потом снова покидает его, чтобы далее следовать своим курсом в бесконечность.



[1] "Рад смерти", - фраза, часто встречающаяся в "Одиссее", когда команда искателей приключений оставляет за собой некоторую опасность, которая унесла жизнь одного или нескольких из их числа.

[2] Альберт Швеглер (1819-1857), автор "Geschichte der Philosophie im Umms" (A History of Philosophy in Epitome, New York, 18 56).

[3] Сэр Уильям Крукс (1832-1919), английский физик и химик, который открыл катодные лучи и изолировал таллий. Вильгельм Вебер (1 804-1891), немецкий врач, который изучал электромагнитную индукцию. Иоганн Карл Фридрих Цёлльнер (1834-1882), астрофизик и приверженец спиритизма.

[4] Давид Фридрих Штраус (1808-1874), протестантский теолог и автор влиятельной "Жизни Иисуса", включающей обзоры книг врача-спиритуалиста Юстинуса Кернера в коллекции Charakteristiken und Kritiken: Eine Sammlung zerstreuter Aufsatze aus den Gebielen der Theologie, Anthropologie und Aesthetik (Лейпциг, 1839). Часть II собрания сочинений Штрауса включает в себя обзор "Beobachtungen aus dem Gebiete kakodamonisch-magnetischer Erscheinungen" Кернера (1834; Сочинение VI у Штраусса), и Сочинение XI Штрауса - "Kritik der verschiedenen Ansichten uber die Geistererscheinungen", оба сочинения были рассмотрены по наблюдениям Кернера женщины, которая видела и общалась с добрыми и злыми духами и вызывала стук и другие явления "полтергейста" в присутствии свидетелей.

[5] Cм. № 4. Юнг впоследствии цитировал работу Кернера о "Провидице Преворста", в частности в его диссертации: см. СW 1, 49-148, везде.

[6] Cм. выше, № 4.

[7] Шопенгауэр. "Parerga und Paralipomena" (Берлин, 1862), стр. 243.

[8] Там же.

[9] Кант, "Träume eines Geistersehers, erläutert durch Träume der Metaphysik" (Лейпциг, 1899), Часть I, стр. 14.

[10] Там же, стр. 20.

[11] Там же, стр. 21.

[12] Издание "Клетка и Ткани" Оскара Гертвига 1892 года (пер. Лондон, 1895) было наиболее острым синтезом биологических явлений с точки зрения универсальности протоплазмы в девятнадцатом веке.

[13] В оригинале: ужасное прояснение позорной лжи, призрачное исправление ошибки.

[14] Кант, "Träume eines Geistersehers", стр. 15.

[15] Карл Фридрих Бурдах (1776 - 1847), анатом и физиолог. Процитированная работа была о психологии, как эмпирической науке.

[16] "Die Welt als Wille und Vorstellung" в "Sämmtliche Werke",Шопенгауэра, том I (3е изд., Лейпциг, 1877), § 7, стр. 35.

[17] Vorlesungen über Psychologie (1889).

[18] Кант, "Träume eines Geistersehers", стр. 42.

[19] Удалено: факты, которые только глупец может отрицать.

[20] Альфред Рассел Уоллес (1823 - 1913), английский естествоиспытатель и основатель зоологической географии.

[21] Барон Карл Людвиг Август Фридрих Максимилиан Альфред Дю-Прель (1839 - 1899), прославленный спиритуалист, который публиковался под именем Карла Дю-Преля.

[22] См. письмо Канта Шарлотте фон Кноблох в "Träume eines Geistersehers", стр. 69 - 75 (цитировано в CW 18, pars. 707-9).

[23] "Träume eines Geistersehers", стр. 21.

[24] Многое из того, что Юнг сообщает здесь о спиритизме появилось в его лекции "О спиритическом явления", изначально у Баслера Нахрихтена, 12-17, ноябрь 1904 (CW 18, pars. 697ff.).

[25] Шопенгауэр, "Parerga und Paralipomena", стр. 243.

[26] Там же.

[27] "Wissenschaftliche Abhandlungen" Иоганна Йёлльнера была опубликована в Лейпциге в 1878-1879.

[28] См. выше, №3.

[29] Густав Теодор Фехнер (1801 - 1887), немецкий философ и основатель психофизики, изучение связей между психическими и физическими процессами.

[30] Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий философ и психолог, который рассматривал метафизику, этику и интеллектуальное с психологической точки зрения.

[31] Карл Людвиг (1816-1895), немецкий физиолог, чьи работы помогли победить виталистскую школу.

[32] Александр Аксаков (1833-1903), изучал медицину и психические явления. Автор "Animismus und Spiritismus" (1890), и противник мнения о спиритизме Эдуарда фон Гартмана.

[33] Возможно, Юлий Вагнер (18 57— 1940), австрийский врач.

[34] Джованни Вирджинио Скиапарелли (1835-1900), итальянский астроном, который обнаружил отметины на Марсе, считаются "каналами".

[35] Чезаре Ломброзо (1836 - 1907), итальянский врач, который считал, что преступники были скорее больны, чем злы.

[36] Ссылка на работу физиолога Дюбуа-Реймона.

[37] "Kraft und Stoff: Empirisch-naturphilosophische Studien" (Лейпциг, 1868). (Tr. J. F. Collingwood, Force and Matter: Empirico - Philosophical Studies, Лондон, 1864).

[38] Джордж Кристоф Лихтенберг (1742 - 1799), физик, профессор Университета Гёттингена.

[39] См. выше, № 22.

[40] Die Entdeckung der Seele durch die Geheimwissenschaften (2 тома, Лейпциг, 1 894 - 1895). См. выше, № 21.

[41] На полях здесь, Юнг кратко записал заголовок, "Аctio in distans in d. Zeit", потом зачеркнул "аctio" и написал "passio", хотя в другом месте он сохранил в выражении "аctio".

[42] Шопенгауэр, "Parerga und Paralipomena", стр. 280.

[43] Заметка: Дж. Шерр, "Блюхер I", стр. 259.

Ссылка на "Blücher, seine Zeit und sein Leben" (3 тома, 1862 - 1863) историка и литературоведа Иоганна Шерра. Работа находится в библиотеке Юнга. Блюхера см. ниже, лекция III, № 5.

[44] Удалено: настало время, что мы смотрим и видим, что лежит под пылью: золото или навоз.

[45] Карл Фогт (1817-1895), немецкий естествоиспытатель, который отстаивал биологические теории о том, что живые организмы изменились в ходе различных геологических эпох, т. е., эволюционист.

[46] Якоб Молешотт (1822-1893), голландский физиолог, философ и сторонник материализма.

[47] В оригинале: интеллектуально немощные обыватели.

[48] См. лекцию V ниже, для обсуждения Альбрехта Ричля.

[49] Христианско-Социалистическое движение в Германии, во главе с придворным проповедником Адольфом Стоекером, с конца 1870х попыталось обратиться к немецкому рабочему классу с программой, сочетающей патерналистские меры по обеспечению благосостояния и верность церкви и государству. (D. S.)

[50] Фауст I, "За городскими вратами", строка 1065.

[51] Из поэмы, "Stosst an! Jena soll leben" (Чокаются! Йена должна жить), Август Бинцер (1792-1868). Примерно в 1818 она стала популярна среди студентов и тружеников, как песня о независимости. (D. S.)

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

юнг

Читайте также

похожие материалы

Статья

Юнг говорит.

  class="castalia castalia-beige"