Статья

Кое что о Телеме

В принципиальнх мировоззренчских основаниях Телемы сокрыт важный парадокс не поняв и не решив который невозможно понять суть Телемы и Кроули. Так, читая различные сочинения пера Кроули мы видим что он ведет себя то как классический мистик, чьи определения и переживания божественности приходятся в полном соответствии с самыми глубокими мистическими традициями то как атеист и циник, издевающийся над религией и богом.
При первом знакомстве с парадоксом Кроули может ошибочно показаться что раз имеются такие противоречия, то ни одно из утверждений не делается всерьез. Если он то говорит о боге как о "порождении маниакального сознания" то провозглашает "Верую во единого тайного и невыразимого Бога" - значит ли что оба утверждения не вполне серьезны.Это связано с тем что мы как современные люди автоматически проецируем на Кроули современные культурные стратегии. Но нельзя забывать что Кроули жил в другую эпоху и мыслил по другим законам.
Правда в том что оба утверждения являются серьезными и в крайней степени значимыми. С одной стороны, сакральное как сфера личного опыта, является высочайшей ценностной Категорией. Ради этого сакрального можно рисковать жизнью, идти на опасные эксперименты с неизвестными веществами, подниматься на самые высокие точки без страховки и нарушая все традиции гримуаров призывать демонов прямо в себя. Цель - непосредственное переживание. Внутренний Опыт. Ценностный приоритет внутреннего опыта и своеобразный "атеистический мистицизм" роднит Кроули и известного философа, социолога и культурного провокатора Жоржа Батая, создавшего "сумму атеологии" что не мешало ему практиковать мистические техники востока. Если мы прочитаем определенный корпус текстов Кроули мы можем рассмотреть его как традиционного мистика - и это будет правда. Проблема в том что это будет не вся правда.
Другая сторона Телемы - это радикальное неприятие любых внешних, навязываемых системой ограничений. Поэтому Кроули ни в коем случае нельзя приписывать к традиционалистам. Для телемита, любые внешние институции претендующие на ультимативное сакральное изначально есть зло. Высочайшей ценностью Телемы является Свобода, следовательно любая религия считающая допустимым ограничения свободы является злом - "глупцы и боги их и люди". Прежде всего это относится к иудео-христианскому комплексу, но в общем и целом относится к любой традиционной системе отрицающей альтернативу и смешивающей религиозное и социальное. Традиционная система утверждающая примат коллективного над индивидуальным - тотально враждебна Кроули и Телеме. Отсюда вторая часть его учения - провокационные богохульства, которые не могут затронуть внутреннего опыта по отношению к которому "Верую во единого, тайного и невыразимого бога" остается непреложной истиной, но затрагивают любые институции пытающие унифицировать индивида к массе.
В этом смысле наше положение в высшей степени деликатно. Как адепты свободы, мы безусловные союзники любых либеральных движений обречены восприниматься ими как "еще одни мистики" которые в силу непонятности доктрины еще и потенциально опасные. С другой стороны, работая в сфере внутреннего опыта, мы аппелируем к той же самой символической системе которая традиционно принадлежит пространству религии. Часто Телемит вынужден обращаться к языковым кодам своих противников - древних и современных религиозных систем. Скажем хотим того или нет но мы вынуждены использовать такие слова как "Темная ночь души" (хотя это понятие из католической мистики), использовать немного переосмысленную теологию Иахима Флорского, и аппелировать к "несотворенной крепостице" Экхарда. Внутренний опыт Телемитской мистики может быть схож с традиционным, но социально политические воззрения принципиально отличны. Это отличие следует не только из святых текстов Кроули, но и из его судьбы.
выходом из этого противоречия является исследование наиболее нонконформистких учителей и традиций и возведение этой преемственности в своего рода "серебряную нить" противостоящую "золотой цепи". В такую серебряную нить входит тот же Иахимм Флорский (вот почему в Мессе именно "Дух святой" источник для отца и для сына), Уильям Блейк, гностик Карпократ и поэт Волошин - иными словами те, кто принципиально отрицали право власти навязывать свою картину мира. (отрывки из незаконченной книги)

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

основатель

Читайте также

похожие материалы

  class="castalia castalia-beige"