17.05.2016
0

Поделиться

Луна

К олглавлению

Луна

Если аркан Смерть не обязательно означает собственно смерть, то и аркан Луна не обязательно означает собственно Луну. Об этом нужно все время помнить, если мы хотим понять суть восемнадцатого аркана. Как небесное тело, Луна ассоциируется не с восемнадцатым, а со вторым арканом, в то время как восемнадцатый аркан может указывать лишь на Луну в ущербе, а также на лунное затмение, время Черной Луны.

Центральная идея восемнадцатого аркана — власть иллюзии. Само лунное затмение — прекрасный символ иллюзорности восприятия. Находясь на Земле, мы видим, что Луна почернела. Не зная природы лунного затмения, можно подумать, что что-то произошло с самой Луной. Возможно, она, как полагали древние, «стала злой»? Астрономическая же реальность заключается в том, что в результате особого взаимного расположения небесных тел Луна приняла на себя тень Земли. Все дело не в Луне, а в Земле.

Это прекрасная метафора психологической проекции. Проецирующее сознание приписывает некое содержание внешнему объекту, не подозревая, что само является носителем этого содержания. Более того, энергетическая сила проекции такова, что проецирующий бессознательно подстраивает под свою проекцию носителя проекции. Это называется «проективной идентификацией»: оказавшись под действием сильной проекции, мы, сами того не желая и не осознавая, зачастую начинаем действовать в соответствии с ней. Таким образом происходит бессознательное психическое заражение.

Именно этот механизм имел в виду Кроули, говоря, что Луна — аркан низшего колдовства. Мы склонны романтизировать такое колдовство, представляя себе инфернальные сцены шабашей на Лысой горе с оргиями и щедрыми возлияниями. Но шабаш — не более чем фантазия инквизиторов. Истинная черная магия заключается в слепой власти бессознательного, захваченного двойной петлей проекции и проективной идентификации. Именно поэтому сознание, обладающее достаточно сильной, но слепой энергией, — это по определению сознание черного мага, даже если сам носитель подобного сознания считает себя служителем света или вовсе не утруждает себя какими-либо рефлексиями на эту тему. Каждый человек в некотором смысле творец своей Вселенной, но Вселенная, которую творит человек с поврежденной Самостью, воистину ужасна.

В «Видениях» Юнга мы находим следующее объяснение:

Колдовство осуществляется при помощи очарования, оно всегда основано на participation mystique, то есть мистическом соучастии, бессознательной слитности между субъектом и объектом. Если вы не осознаете табуированные вещи, если вы разделены с собой, держите себя на низшем уровне, то, как это ни странно, можете влиять на других людей посредством ментального заражения. Бессознательные люди всегда создают бессознательность. Это и есть тайна черной магии: бессознательность порождает бессознательность, слепота — слепоту.

Отсюда проистекает «фантазия заражения» — поцелуй вампира, укус оборотня, прикосновение зомби. Любое соприкосновение с субъектом, находящимся в тотально бессознательном состоянии, невольно опускает вас в это состояние. На этом же основан «эффект толпы», который в свое время метко определил Юлий Цезарь: «Сенаторы — достойные люди, сенат же — собрание свиней». Одержание духом толпы — одно из проявлений действия восемнадцатого аркана.

Главный механизм иллюзии, заключенной в ядре восемнадцатого аркана, — «проективная идентификация», хорошо известная психологам. Это один из самых таинственных психологических механизмов, когда бессознательная проекция, которая направлена на вас, обусловливает ваше восприятие и склоняет к мыслям и действиям, которые вам обычно не свойственны.

Например, некто убежден, что вы негодяй. Это убеждение возникло у него потому, что вы похожи на его отца или напоминаете ему образ из его прошлых воплощений. Важно, чтобы проекция осуществлялась со всей интенсивностью, не только на уровне убеждения, но и на уровне переноса очень сильно заряженного образа, архетипа, комплекса. И через некоторое время вы начнете действовать в точном соответствии с ожиданиями этого человека! Вы можете повести себя неожиданно жестоко по отношению к нему, а потом удивляться: ведь обычно такая жестокость вам абсолютно не свойственна. Если у вас есть привычка к саморефлексии (что не часто встречается), вы даже удивитесь: «Что это на меня нашло?», ведь до сих пор подобных мыслей, желаний и действий у вас не провоцировал никто. Если энергия проекции сильнее, чем Эго, она может полностью его подчинить. Человек становится «тем, кем его видят», и готов в это поверить.

Иногда этот механизм может действовать и во благо, если, например, кто-то поверил в то, что вы — герой. Чувствуя на себе сильно заряженную позитивную проекцию, даже мерзавец просто вынужден вести себя достойно.

Итак, мы находимся в плену двойной иллюзии: проецируем свои состояния, комплексы, архетипы на других и одновременно посредством механизма проективной идентификации, сами того не ведая, заставляем других соответствовать нашей проекции. Это и есть власть низшей, черной магии, осуществляемой в тотальном невежестве субъекта и объекта воздействия, которые оказываются в состоянии спутанности.

Один из распространенных сказочных мотивов, связанных с колдовством, —мотив превращения в животное. Почему во всех мифологиях есть сюжеты о превращении людей в животных? Что они означают? И почему одного ведьма превращает в «козленка», другого в «кота», а третьего в «собаку»? Почему териоморфный символизм превращений столь распространен — ведь каждая мифологема имеет в своем ядре некий вполне конкретный психологический опыт?

Секрет в том, что «превращение в животное» происходит очень часто. Речь идет об утрате человеческой способности к рефлексии и анализу в пользу компульсивной одержимости. Такая одержимость всегда надвигается со стороны архетипа «ужасной матери», которая стремится сохранить своего «сына-любовника» в бессознательном состоянии. Образ такого рода «сынов-любовников» часто встречается в голливудских триллерах вроде «Психоза» Хичкока. Маньяк, одержимый, сумасшедший практически всегда одержим материнским имаго, к которому он хочет вернуться в инцестуозном небытии.

В каждом конкретном случае появляется свой образ животного, символизирующий тот инстинктивный паттерн, которым оказывается охвачен субъект. Сознание может быть одержимо гневом, и тогда превратится, скажем, в волка, или тупостью, что будет символизировать превращение в осла или вола. Сознание, отождествленное с излишне идеалистичной позицией, может быть превращено в птицу или в оленя, как некогда произошло с несчастным Актеоном. Иными словами, превращение в животное — это очень частое ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ событие.

Алистер Кроули, говоря о восемнадцатом аркане, приводит очень важное размышление, позволяющее четко различать Луну как глобальную духовную силу и Черную Луну.

Луна, причастная и к высшему, и к низшему и наполняющая все в промежутке между ними, — самая универсальная из Планет. В высшем своем аспекте она является Связующим Звеном между человеческим и божественным, как показано в Ату II. В настоящем же Козыре, представляющем ее низший аватар, она… убывающая Луна, Луна колдовства и отвратительных деяний… У Луны нет воздуха.

У Луны нет воздуха… Эта фраза далеко не так проста, поскольку содержит не только общеизвестный научный факт, но и символическую истину, наиболее полно выражающую суть восемнадцатого аркана. Воздух — это Дурак, нулевой аркан, Святой Дух, Ветер. Ветер одухотворяющий и вдохновляющий. Сокровенное дыхание Иного. Восемнадцатый же аркан есть максимальное удаление от этого животворного принципа, состояние абсолютного порабощения духа материей. Существует много мифологем, в которых некий первичный дух оказывается обманут лицезрением своего отражения в «нижних водах», в результате чего низвергается в эти воды и порабощается слепыми природными силами. В герметизме и гностицизме с такого порабощения начинается космическая драма творения.

Если разрушение шестнадцатого аркана вдохновляемо Господом, и уже это может быть утешением (вспомним еще раз строки поэтессы «Если мой дом горит, значит, Бог стучится в мой дом»), то здесь весь ужас состоит именно в крайней форме утраты сокровенного, духовного начала. Иллюзия здесь становится двойной. Это как если бы Матрица фантастической кинотрилогии была помещена в другую Матрицу и, выйдя в «реальный мир», мы оказывались бы опять в иллюзии, только следующего уровня.

В творчестве одного из черных магов современности это выражено через метафору «исчезновения Дурака из колоды». Действительно, это состояние, максимально далекое от чистого принципа нулевого аркана. Как тут опять не вспомнить слова из Евангелия: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф. 16:26.). Потеря души, грех против Святого Духа — вот приблизительный ассоциативный ряд, который раскрывает сущность восемнадцатого аркана.

Показательно сопротивление большинства тарологических школ гибельной для души и духа силе этой карты и стремление эвфемизировать ее. Дело в том, что, в отличие от Башни и Смерти, у восемнадцатого аркана практически нет компенсирующих позитивных значений.

Может показаться удивительным, что это состояние «огромной утраты» помещено в столь высокую позицию в последовательности арканов, где, казалось бы, самое тяжелое уже позади и мы выходим на финишную прямую. Но давайте вспомним другую древнюю философскую игру — индийскую «Лилу», послужившую прообразом настольных игр типа «змеи и лестницы». В «Лиле» задачей игрока является дойти от первой клетки до последней (символизирующей Космическое сознание или райскую планету), определяя длину хода броском игральной кости. Но недалеко от последней клетки всегда есть клетка, которая возвращает нас в начало игровой доски. Все достижения, заслуги, наработки разом обнуляются, и мы вновь оказываемся в самом начале пути. Конечно, в отличие от игры, в жизни нас может утешить то, что мы начинаем с совсем иным запасом опыта и знаний, однако, что и говорить, утешение это достаточно слабое.

Поэтому начинающие тарологи больше всего боятся Смерти, опытные — Башни, а мудрые, глубоко постигшие суть каждого аркана опасаются только Луны.

Мифология представляет нам множество примеров катастрофы, которая происходит именно по аркану Луна. Как правило, это связано с сюжетом последнего испытания, когда герой не может переступить через собственную мать, которая в этот миг представляет Мать-Иллюзию. Иногда катастрофа связана с символическим возвращением (оборачиванием назад). Так, Орфей потерял свою душу, позволив себе оглянуться на царство Аида. Другой пример — жена Лота, превратившаяся в соляной столп.Что же означает этот повторяющийся из мифа в миф запрет оглядываться? Быть может, именно он и является ключом к успешному прохождению этого «последнего искушения» посвященного на его пути самоосуществления? Сам Иисус вспоминает образ «жены Лотовой», предостерегая об опасности: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лук. 17:32-33.).

Что вообще символизирует это страшное желание — оглянуться, замереть, подобно Фаусту, сказав: «Остановись, мгновенье»? Почему это так важно — не оглядываться и не останавливаться даже на мгновение?

Стремление оглянуться — это стремление вернуться назад. В детство. В блаженное небытие младенчества. В утробу. Это то «вечно трусливое», что желает сбежать с пути, остаться ребенком под юбкой у матери, скрыться, спрятаться, не быть. Это — инцест, но инцест как символ, как миф, как указание на отказ от осуществления истинной Воли.

Вот почему символика аркана 18, как и аркана 12, тесно связана с инцестуозностью. Вот почему Кроули на всякий случай уточняет, что путь этого аркана «охраняется табу». Табу «не оглядываться» — это своего рода символический запрет на инцест. В современной психологии проводится очень важное разграничение между инцестом как действием и инцестуозностью — то есть особыми отношениями, над которыми витает дух инцеста, хотя самого инцеста (половой связи между родственниками) не происходит. Инцест — достаточно редкое явление, но духом двусмысленной инцестуозности отравлена каждая вторая семья.

Для современного человека все, что связано с темой инцеста, ассоциируется прежде всего с фрейдистским психоанализом, в центре которого находится идея «Эдипова комплекса», то есть первичного влечения к матери и соперничества с отцом. Однако сам Фрейд, которому, без сомнения, принадлежит честь первооткрывателя, так до конца и не осмыслил, что же на самом деле было им открыто.

В «Тибетской книге мертвых» сказано, что, «проходя бардо последующего рождения», душа видит совокупляющиеся пары и «кармический ветер влечений» несет душу к следующему воплощению. При этом душа в момент зачатия испытывает именно те чувства, которые описал Фрейд: влечение к женщине и зависть к мужчине. Вот такой психоанализ — за тысячу лет до Фрейда. Однако подход «Книги мертвых» гораздо более целостен: мы видим не «всего лишь биологическую проблему», а полноценный символ возвратно-регрессивного инволюционного движения.

Карл Юнг в своей работе «Символы трансформации» пишет, что «все изначально злое в человеке устремлено назад в утробу». Далее он уточняет, что «здоровое дитя стремится получить мир и покинуть мать, шизофреник же, напротив, стремится покинуть мир и вернуться к детскому субъективизму». Другими словами, природа шизофрении всегда коренится в инцестуозном комплексе, который парализует сознание и ведет к полному распаду личности.

Поэтому безумие — еще одно значение аркана Луна, и в этом смысле она связана с Повешенным. Но если расстройства, проходящие по двенадцатому аркану, связаны с невротическим спектром, в котором само Эго может быть затронуто лишь частично, то расстройства Луны — это тяжелые психотические и шизофренические состояния, когда сама природа Эго оказывается разрушена.

Инцестуозное сознание обращено назад — к идеальному детству, потерянному раю, золотому веку. Для него будущее несет печать катастрофичности, каждый миг отдаляет его от рождения и приближает к смерти. Оказавшись отрезанным от животворного духа, Эго пытается компенсировать утрату привязанностью к суррогатам подлинной духовности. Наркомания, алкоголизм, невротические зависимости от патологичных партнеров «проходят» по аркану Луна. Борясь с зависимостью, мы боремся со следствием, не подозревая, что истинная причина заключается в утрате того сокровенного дыхания жизни, которое уже давным-давно забыто.

Трагизм аркана Луна заключается в том, что здесь действует дурная бесконечность. Опыт тринадцатого или шестнадцатого аркана может быть тяжелее по проявлениям, однако у него хотя бы есть начало и конец. Оказавшись же в пространстве восемнадцатого аркана, мы попадаем во власть дурной бесконечности, замкнутого круга. Необходимо очень сильное воздействие, чтобы вырвать индивида из этой цикличности, превратив круг в спираль. Психологи и духовные учителя не раз убеждались в невозможности хоть немного помочь человеку, оказавшемуся во власти этого аркана, если он не способен мобилизовать все свои силы для освобождения.

Инцестуозность, превращение в животное, бессознательность, животный магнетизм, поглощение, удушение, кастрация — этот образный ряд представляет разные грани восемнадцатого аркана, суть которого — безусловное поражение Эго перед Великой и Ужасной Матерью. Волки и собаки, фигурирующие на классических изображениях карты Луна, символизируют, если перефразировать Ницше, «животное, слишком животное» бессознательное существование, плен духа.

Фактически здесь происходит встреча с самым страшным врагом — Черной Исаис, ужасной Матерью-Пожирательницей, чьей целью является поражение индивида, его превращение во «всего лишь фаллос Великой Матери». Даже высочайшая духовная реализация Unus Mundus семнадцатого аркана не гарантирует успешного свершения магистерия, поскольку именно после этого высочайшего переживания, когда кажется? что все самое страшное уже позади, приходит чудовищное испытание.

Аркан Луна — это искушение покоем, небытием, желанием принять реальное за иллюзорное. В одной из финальных сцен «Фауста» Гете в дом героя пробирается Забота и пытается заставить его принять ее, признав себя всего лишь беспомощным и усталым стариком. Фауст прогоняет Заботу, и в качестве мести она ослепляет его. Это столкновение с последним врагом, которое никогда не может пройти безнаказанно. Итог — смерть или ослепление. Слепота Фауста схожа со слепотой Эдипа и является аналогом оскопления. Показательно, что и Эдип, и Фауст в конечном счете побеждают Ужасную Мать, пробудив в себе духовное зрение и обретя высшую природу.

К олглавлению