Статья

Малые арканы

Малые арканы

Вопрос понимания малых арканов далеко не так прост, как представляется на первый взгляд, и имеет самые разные позиции. Например, Хайо Банцхаф в своей книге «Таро как путешествие героя» принципиально не рассматривает малые арканы, считая их чем-то совершенно профаническим и не имеющим отношения к духовному миру. Он сравнивает их с азартными играми и примитивными предсказаниями: «Старшие арканы принадлежат к божественным вопросам философии, а все остальные – к карточному гаданию» и «Нет смысла разбирать младшие арканы – они просто иллюстрируют определенный сюжет. Так тройка кубков показывает нам танец в честь праздника урожая, поскольку у её ног лежат спелые плоды. Видя это, мы понимаем, что означает эта карта: дело дало плоды и человек должен быть доволен и благодарен. Любые спекуляции о том, почему одна из танцующих граций одета в золотые туфли, а другая в синие, или что это за плоды – яблоки или помидоры, в лучшем случае означают мелочи, а в худшем – ничего».

Это точка зрения наиболее популярна среди исследователей таро, однако встречаются и противоположные позиции. В оккультной энциклопедии Г.О.М. напротив, именно малые арканы считаются отражением изначальных принципов, тогда как большие арканы отождествлены с «человеком после падения» и «принципом иллюзии». Не правда ли, поразительное расхождение? Где-то между этих двух мнений и находится истина, которую нам предстоит отыскать.

Малые арканы принципиально отличаются от больших, но как максимально корректно обозначить отличия, чтобы не ввести в заблуждение в силу различного понимания сути одних и тех же слов?

Обратимся к каббалистической мудрости. Каббала соотносит пути цинарот, с которыми отождествлены большие арканы, с субъективным элементом вселенной, а сами сфирот – с объективным.

На первый взгляд, это вступает в противоречие с известным утверждением, что именно большие арканы соответствуют архетипическим уровням психики, которые иногда называют «объективным психическим», тогда как малые – это либо личное бессознательное, либо конкретные жизненные ситуации. Тем не менее, никакого противоречия здесь нет, нам нужно только хорошо понять, что же подразумевается под словом «объективные» и «субъективные».

Для примера возьмем любой из двадцати двух арканов и посмотрим, что он значит в случае выпадения в «мгновенном раскладе». Допустим, у вас выпал Император. Это может означать пробуждение способности к контролю над ситуацией, влияние на вас отцовской фигуры (причем это влияние может быть изнутри или извне, позитивным или негативным). Между «однозначно позитивным» и «однозначно негативным» лежит очень много промежуточных граней, различение которых требует достаточно высокоразвитой, интеллектуальной интуиции. Ни один большой аркан не имеет однозначного прочтения – об этом было сказано еще в предисловии.

Более того: перечислив в прошлой главе основные и наиболее яркие смыслы больших арканов, мы, тем не менее, должны признать, что никто из нас не в состоянии исчерпать все значения. Как все многообразие музыки строится из нескольких нот, так все многообразие человеческой культуры, психологии, мифологии строится из больших арканов. Вполне возможно, что вы, ознакомившись с этим исследованием и взяв его за основу, придете к несколько другому пониманию арканов и тоже будете правы. Как сказал Кроули: «Если вы, увидев зеленое, согласитесь называть это красным, поверив авторитетам, вы сломаете посох истины, и хотя эти соответствия сотни раз были проверены экспериментально и обоснованны традицией – вы можете оказаться тем единственным человеком, для которого они не будут работать».

Именно в этом и заключается суть «субъективности» - большой аркан настолько многогранен и поливалентен, что его невозможно ввести в фиксированное и исчерпывающее описание.

Малые арканы напротив, достаточно однозначны и конкретны. Мы все знаем, что такое жестокость, материальная прибыль, пресыщение или подавленность, поэтому в отличие от более образных больших арканов, малые, как правило, не требуют особых комментариев и говорят сами за себя. Не существует библиотеки, которая могла бы вместить все смыслы большого аркана, однако вполне мыслимо и возможно четко обозначить смысл арканов малых. Работа с малыми арканами для простого человека, не стремящегося к постижению архетипического, гораздо проще и естественнее, чем работа с большими арканами. Именно поэтому в народе чаще гадают на колоде игральных карт, которая и есть усеченный вариант малых арканов таро.

Вышесказанное, казалось бы, несколько принижает ценность малых арканов по отношению к большим, что было бы ошибкой. По своей сути, малые арканы так же имеют свою архетипическую составляющую. И эту составляющую помогают открыть такие науки, как каббала и нумерология.

Положение на каббалистическом древе жизни гораздо более значимо для малых, нежели для больших арканов. Их порядковый номер достаточно четко увязывается по смыслу с соответствующей сфирой. Когда мы начинаем изучать это, мы оказываемся поражены той идеальной гармонией смыслов и значений, которая открывается нашему внутреннему взору. Можно много спорить, почему именно Повешенный (путь мем) находится между гебурой и ход, и так и не прийти к общему мнению, однако совершенно естественно, что такие карты, как Борьба и Поражениепринадлежат к пятой сфире Марса – гебура.

Малый аркан делится на четыре масти – жезлы, чаши, мечи и диски. Как известно, каждая из мастей соответствует своей стихии: жезлы – огню; чаши – воде; мечи – воздуху и диски – земле. Но что такое стихии? Как часто в этой точке начинаются досадные недопонимания, и простая идея непомерно романтизируется и искажается.

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно подобрать свои ассоциации к четырем стихиям.Обратитесь к самым обычным смыслам, к метафорам речи, а потом немного углубитесь в мифологическую символику, и вам все станет понятно. Например, вода естественно ассоциируется у нас с женским началом, нежностью, эротизмом, чувствами и эмоциями. В воде можно утонуть, то есть потерять себя во власти чувства, а можно очиститься, то есть познать силу преображающего таинства любви.Вода может быть водой жизни, и тогда это животворящий поток спонтанного чувства любви, единства и гармонии, а может быть мертвой водой болота или омута, от которого нет спасения. Попросив у непосвященногопредставить образ идеальной гармонии и единения, вы увидите, что восемь из десяти человек представят спокойное море, согретое солнцем.

Интересно спонтанное изменение символики в малом аркане таро и в игральной колоде карт – ибо если в первой стихия воды представлена чашами, то в игральной колоде чаши превратились в сердца, но и то и другое естественно ассоциируется с чувствами, женственностью и гармонией. Таким образом, все карты от туза до десятки представляют различные составляющие воды в нашей жизни – от идеального чувства любви до болотных вод.

Стихия земли ассоциируется у нас с чем-то стабильным, надежным и упорядоченным. Естественный образ, связываемый у нас с этой стихией, будет образом простого и бесхитростного крестьянина, возделывающего землю. Однако земля – это не только кормящая мать, но и тяжесть земного притяжения, потому о чрезмерно материалистичных и реалистичных людях говорят, что они «слишком заземлены». Земля – это всегда что-то осязаемое, плотное, материальное.

Здесь мы подходим к важному пониманию: каждая стихия имеет некоторое количество различных преломлений, одни из которых созидательны, а другие – губительны. Вода может утопить, а может утолить жажду, огонь – это и пламя пожарищ, и тлеющие угли в домашнем очаге, воздух может быть бодрящим ветерком, а может – леденящим суховеем.Распространенной ошибкой классических колод является отождествление стихии мечей, соответствующей воздуху, исключительно со злом и неприятностями. Действительно, мертвый рассудок, лишенный связи с другими функциями, весьма негативен, но та же диктатура чувств, вырождающаяся в дешевую сентиментальность и кич, ничем не лучше. Поверхностный ум часто связывает одну стихию (функцию) только с благом или только со злом, но система Кроули гораздо мудрее и наглядно демонстрирует, сколь ограничен подобный подход.

В главе, посвященной Иерофанту, мы уже говорили о четырех стихиях и их параллелях в мифологии. Особенно важной параллелью для нас является та, которую проводил Юнг между стихиями и психологическими функциями, служащими человеку для познания мира и себя. Естественно, стихия земли будет соответствовать ощущению, ибо именно ощущение есть непосредственное восприятие реальности через пять каналов восприятия. Ощущение безоценочно говорит нам о том, что есть нечто, и это самая древняя из функций. Чувство представляет ценностную функцию и связано с водой. Любовь и ненависть, красота и уродство, сила и слабость – любые ценностные категории принадлежат к сфере чувства. Мышление соотносится со сфирой воздуха, а интуиция – с сфирой огня. Это переложение магического концепта в психологическую плоскость дает нам важные ключи для более полного понимания и магии, и психологии.

Вспомним, что первые четыре карты большого аркана могут быть соотнесены с четырьмя стихиями, а Иерофант – с пятой стихией – дух. Теперь, если переложить это утверждение в масштаб всей колоды, мы можем сказать, что с духом будут соотноситься все 22 аркана, тогда как малый аркан соотносится со своей стихией.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

таро

Читайте также

похожие материалы

Статья

Принцы

  class="castalia castalia-beige"