Статья

О прочитанном

Каким то чудом, купил последний экземпляр уже черти когда прошедшего тиража книги Игоря Яковенко "Гностицизм и манихейство: культурные коды русской цивилизации". Амбивалентные чувства. С одной стороны - восторг. Потому что столь точно изобличить главные проблемы русской цивилизации (особенно когда он пишет про отношение к чужому, полную слепоту и неспособность к объективному рассмотрению того что не приятно - надо будет просто скан цитат сделать) бьет не в бровь а в глаз. Автор - либерал и либерал с большой буквы. Поэтому читать приятно.

С другой стороны - все время подмывает спросить "А при чем здесь собственно гностицизм" и тем более уже давным давно исчезнувшее "Манихейство"? В огороде бузина а в Киеве дядька...

Если говорить о той же дикой этике отношения к врагу, то что это болезнь русской ментальности я с автором не просто согласен а сам еще до того как прочитал его до этого дошел - хотя излагал на языке другого дискурса все через юнгианскую тень . ДА вот только простите это не манихейство никакое а Ветхий завет где вырезать врага городами во славу "последнего боя за землю обетованную" было в порядке вещей и все с благословения господа. Зачем искать какое то мифическое манихейство, когда мифологема "последнего боя" растекается по всему Ветхому завету нефтяным пятном? И то что бог тут один а не два их противников так тогда с кем он весь ветхий завет с таким упоением борется если кроме него никого больше нет... А почему на западе все лучше, так простите Игорь - западу повезло в том что он наследовал не только бреду пастухов градоненавистников (сиречь ветхому завету) но также античной эстетике и римскому праву, Цивилизация имела два корня - христианский и античный. А у нас этого античного корня не было с... в том и беды все наши, оттуда и дикость вся с таким трудом изживаемая.

А уж ссылки на рыцарский эпос который здесь приводится как пример величия западной цивилизации противопоставленный гностико-манихейскому дуализму - это уже совсем косяк. Потому что рыцарский эпос изначально рождался как система ПРОТИВОСТОЯЩАЯ официальной церкви и как раз во многом произрастал из катарско-тамплиерских (то есть неогностических) течений. Так что данное противопоставление - с одной стороны рыцарский эпос с его благородным отношением к врагу а с другой манихейская "последняя битва" на тотальное уничтожение "демонов" в корне некорректен потому что как раз именно рыцарство и было носителем еретических с точки зрения ортодоксии идей. Ну не будете же вы отрицать что культ прекрасной дамы (особенно убило что в гностическом дискурсе по Яковенко женщин не уважали - простите только почему любимая ученица - Мария Магдалина) и легенда о Граале это прямое порождение подводных течений парагностической культуры.

Правильнее было бы наоборот сказать что гностицизм исподволь гуманизировал дикость иудео-христианской парадигмы, ведьм от охоты на ведьм, через ренессанс и просвещение (утопия под названием Абраксас о чем то да говорит) к более адекватной, либеральной и гуманистичной модели. Хёллер и Пейджел куда более объективно гностицизм описывают. Я гностик и значит либертарианец. ЭТого автор к сожалению не понимает.

Да и так ли дуалистичен гностицизм в плане однозначного неприятия полутонов - может не стоит верить ересиархам а первоисточники почитать: "Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое - братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь - не жизнь, и смерть - не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира,- неразорванные, вечные". Мне кажется что настроение этой цитаты отнюдь не располагает к "идее великого крестового похода".

И все же за обличение химер российского коллективного бессознательного - автору жирный респект.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

основатель

Читайте также

похожие материалы

  class="castalia castalia-beige"