09.05.2007
0

Поделиться

О проекте

Часто задаваемые вопросы.

(К прочтению обязательно)

Клуб Касталия

Кто создал клуб Касталия?

Создатель и руководитель клуба Касталия — Олег Телемский. Автор четырех изданных книг и множества публикаций по таро, юнгианству, западной оккультной традиции, лектор, ведущий семинаров, треннингов, посвященный ОТО 5ой степени.

В чем основная идея клуба Касталия?

Клуб Касталия — это проект, ставящий своей целью оккультное и психологическое просвещение. Мы находимся в центре между оккультизмом и психологией, поэтому стараемся сделать оккультизм как можно психологичнее и реальнее, а психологию — как можно более оккультной, то есть имеющей отношение к реальным глубинам внутренней бесконечности.

Именно поэтому основное наше направление — идеи Карла Густава Юнга и Алистера Кроули. Юнг — ученый, который сделал шаг навстречу внутренней бесконечности, и создавший совсем иное знание глубины нашей психики. Кроули — оккультист, маг, сделавший шаг к науке и провозгласивший рациональный и интеллектуальный подход к оккультизму.

При всем их внешнем несходстве истинная цель каждого из них была одна и та же — — по юнгиански это называется Индивидуация, по телемитски — Великое Делание. Названия разные суть одна — установление связи со своими глубинами, обретение своей истинной природы, истинной Воли, истинного я. Можно утверждать что Юнг и Кроули оказались первыми, кто стал пробивать дорогу эволюционному переходу человека. Алхимия, Гностицизм, герметизм, тибетская ваджраяна и индийский тантризм и другие традиции имеют ровно ту же самую цель — трансформация профанного, ветхого человека в новый эволюционный вид.

Есть ли у Касталии представительства в соцсетях?

Да. Прежде всего мы бы обратили внимание на наше сообщество вКонтакте и наше сообщество в фейсбуке. Кроме того у нас постоянно действует видеоканал на ютубе

Что такое Парадигма 8, или Манифест.

Парадигма 8 — это некие принципы, которые для нас являются центральными. Если вы разделяете эти принципы, вам совершенно точно с нами по пути.

Клуб Касталия отличается от большинства духовных движений тем, что подобно античным грекам мы не придаем большого значения именам. Кто-то знает это божество под именем Зевса, кто то Юпитера. Кто то предпочитает делать МРП левой рукой или двумя руками, а кто то вообще предпочитает переделанные ритуалы Регарди.

Для нас — это формальные детали, знаки принадлежности не имеют значения. Как вы называете своих богов, во что верите. Под одним словом могут быть несколько совершенно разных мировоззрений, при этом одно и то же мировоззрение может стоять за формально враждующими системами. Поэтому в наших рядах встречаются сторонники самых разных идей — герметики, христианские гностики, шиваиты, даосы. Принципы которые мы деклариуем — это то единственное что является для нас принципиальным.

1. Принцип Самопознания. Еще на воротах в дельфийский храм висела табличка «познай себя». Юнг писал о том, что наша психика так же огромна как вселенная. Кроули писал — «смотри не вверх а внутрь — звезда видна». Познать себя, значит познать свою истинную Волю, открыть свою подлинную природу — природу Звезды, яркой, сакральной и неповторимой. Принцип самопознания отрицает христианскую идею греховности или порочности человеческой природы, ибо на самом деле — природа человека божественна.

2. Принцип соединения противоположностей. Эго и Тень. Персона и Анима. Эго и Самость. Еще в древнейшем гностическом тексте «Евангелие от Филиппа» было сказано «Свет и тьма, добро и зло, суть братья друг другу», а в другом гностическом тексте — евангелие от Фомы было сказано что следует соединить противоположности сделав «верхнее как нижнее, нижнее как верхнее, женское как мужское, мужское как женское». Другими словами, принцип соединения противоположностей провозглашает что не существует ничего что было бы безусловным злом — любой элемент кажущийся нам таковым на самом деле органичная часть единой божественной игры. Кроули это называл «Страстным соединением противоположностей», Юнг «Трансцендентной функцией». Все что в нас — совершенно. Все что в нас — часть большой игры. Принцип соединения отрицает любые манихейские радикализации в виде веры в «большое зло» и дуалистическую войну света и тьмы (или тьмы и света)))

3. Принцип элитарности. Нужно иметь в себе мужество признать один достаточно очевидный факт. Люди не равны. Сантехник не равен профессору. И если предположить что у вас был бы безальтернативный выбор спасти сантехника или профессора — вы бы не колебались и спасли профессора. И даже если бы професор был один а сантехников целый корабль выбор тоже был бы очевиден.

Где проходит грань между элитой и плебеем? Все просто.

Далеко не каждый способен оценить красоту символического как такового. Как писал Ницше — «низшие презирают возвышенное, средние влюблены в возвышенное, высшие живут в возвышенном».

Если для вас — красота произведения искусства самоценна и не сводима к пользе и утилитаризму, если для вас — красота мистического переживания, гнозиса, имеет смысл в самом себе, а не для того «чтобы завтра больше заработать», если вы цените символические произведения искусства а не грубый реализм — вы Высший.

Принцип элитарности отрицает христианский эгалитаризм пробравшийся в секуляризированном виде в коммунистическую идеологию.

4. Принцип символического прочтения (принцип относительности).

Любой миф, любая легенда, любое предание — это символ индивидуации. Символ тех духовных процессов которые происходят во внутренней бесконечности. Только полный идиот может понимать мифы буквально. Но поскольку таких идиотов — тьма тмущая, нам приходится это обозначить отдельно.

Священные истории священны не потому что они произошли когда то в реальности, а потому что символы используемые в них, затрагивают тонкие струны нашей души.

Иисус идущий по воде — красив и вдохновляющ. Этого достаточно чтобы восхищаться им, и вовсе не надо верить что он реально ходил по воде. Во время ритуала призыва мы не знаем с чем взаимодействуем — с своими бессознательными ресурсами или некими полностью внешними силами. Но как только мы начинаем однозначно утверждать то или другое — мы в ловушке буквализма.

Как писал Юнг «Зрелость человека, определяется по тому как много неопределенности он способен вынести».

Когда мы понимаем что внутренняя реальность столь же, а быть может еще более реальна чем реальность внешняя — мы постигаем четвертый принцип. И сразу переходим к пятому.

Принцип символического прочтения отрицает религиозный буквализм.

5. Принцип свободы. Человек — рожден свободным, сияющим великолепием. Согласно закону Свободы — каждый — сияющий мир, сказано в телемитском крещении. Ключевой документ Телемы — Либер ОЗ говорит об абсолютной свободе, свободе творить как он желает, говорить и думать что он желает, заниматься любовью с теми кем он желает, и умирать когда он сочтет что его жизнь закончена. Документ Либер ОЗ — это ключевой текст этики Телемы.

Юнг говорил о том что только индивидуальное сознание является ценностью. Любые формы тирании, от крайних фашистко-коммунистических форм, до мягких «тираний морали» безусловно осуждаются парадигмой 8.

Принцип свободы можно сформулировать и негативно. Если человек следует саморазрушению — это его право, ибо такова его свобода. Можно попытаться разубедить но нельзя препятствовать.

6. Принцип сакрального эротизма. Сексуальность — священна. В сексуальности проявляется не низшее но подлинное, высшее начало человека. Подавление сексуальности, навязывание какой либо «общей для всех» нормы — есть чудовищная ложь. Проклят всяк, кто осуждает ту или иную форму сексуальности. Трижды проклят тот, кто осуждает женщину за её свободу в области чувственности.

В отношении отношения к эротизму мы особенно рекомендуем изучить историю жизни и творчества Джека Парсонса,

7 Принцип трансформации. Человек есть мост между обезьяной и сверхчеловеком. Седьмой принцип во многом перекликается с первым, он уточняет первый, ибо подлинное самопознание это не статическая работа ума, но радикальная трансформация всей природы. На протяжении всей истории человечества идея трансформации, возможности перехода во что то большее чем человек, составляло сокровенный нерв эзотерических традиций.

8. Принцип творчества. Подлинное искусство — символично. Подлинное искусство — приходит из внутренней бесконечности. Подлинное искусство — неотделимо от магии. Подлинное искусство — суть то же откровение. Великое искусство священно.

Что такое Оккультный ренессанс?

Оккультный ренессанс — это состояние культуры на микро (группы) и макро (эгрегоры) уровне, при котором принципы «Парадигмы восемь» максимально реализованы. Прежде всего это состояние высокого уровня оккультной и психологической грамотности, пространство свободы, при котором содружество не нарушает границы индивида, принуждая его к следованию той или иной норме. Цель Касталии — максимально расширить влияние оккультного Ренессанса. Каждый отдельно взятый человек, по настоящему понявший и принявший культуру оккультного ренессанса — наша победа.

Как приблизить оккультный ренессанс?

Оккультный ренессанс — это одновременно — и проект и процесс. Проект — потому что имеет конкретные задачи, сценарии, роли. Процесс — потому что никакой достигнутый уровень не может гарантировать от энантиодромии на следующем витке. Исторический Ренессанс ведь захватил высшие круги римской знати и то это не помогло удержать процесс, через какие то двадцать лет все рухнуло.

Оккультный ренессанс — это процесс. И каждый из нас может внести свой вклад, ровно настолько насколько может. Возможно, это самое важное — четко отличать что я могу и что я не могу.
Есть два направления. Два фронта. Внутренний и внешний. На самом деле фронт один, но на раннем этапе для удобства лучше разделить. И главный принцип — на обоих фронтах делать вдвое больше чем можешь.
Во первых — отключится от царствующей парадигмы. Это базовое условие, без этого ничего не получится. Не смотреть телевизор. Вообще. Пока вы смотрите телевизор, даже избирательно — вы бессознательно «подключены». Я прекратил смотреть телевизор в далеком двухтысячном после того как посмотрел фильм «Стена» Паркера — как то мгновенно произошло ПОНИМАНИЕ. Новости надо знать — но по возможности с альтернативных независимых ресурсов. Это базовое условие, основа.
Самообразование. Одна книга в неделю по возможности. Один фильм в неделю по возможности. Разумеется я не имею в виду детективы в мягкой обложке. По прочтению — задаем себе вопрос — что ценного принесло мне прочтение книги. Даже если это один абзац, одна цитата, одна мысль — эта мысль была адресована вам от САХ, от Самости.

Практика. Ежеутренний и ежевечерний ритуал. Если вы телемит — Звездный рубин, Реш, Ритуал Воли. Если не телемит — можно заниматься йогой, медитацией, мандалы рисовать (последнее телемиту тоже лишним не будет в дополнение к Рубину )) Мысленно посвящаем свою практику грядущему изменению. Найти время для себя.

Важно понять одну эзотерическую истину — ни одна мысль не бывает потерянной. Просто большинство людей мыслят по шаблону, поэтому эти мысли сами по себе ничего не меняют, они лишь поля эгрегоров. Подлинная индивидуальность вносит изменение уже своим существованием, своим бытием, инобытием.
Есть очень важная фраза у Ницше «Низшие презирают возвышенное, средние влюблены в возвышенное, высшие живут в возвышенном». О низших мы не говорим в принципе, но вот эта разница онтологии между средним и высшим очень важна. Для высшего возвышенное обыденно, он не надувается от сознания, «Вау какой я духовный, я Звездный рубин сделал». Он просто находит место в поезде пока в тамбуре никто не курит и думает «черт, слава богу успел». Это будни, образ жизни а не выходные.
Это что касается внутренней работы. И на самом деле это очень много! Но недостаточно.
Теперь о внешнем фронте.
Во первых — что вверху то и внизу. Не проповедуйте и не таитесь. Это прежде всего к телемитам обращение но в принципе — к любому представителю подлинной системы оккультного ренессанса — гностику, герметику, викканину. Глупо пытаться обратить своих коллег по работе, доказывая что они живут как свиньи. Вы ничего не доьбетесь и будете посмешищем. Но не менее глупо прятать книжки и делать вид что ты такой же. Я всегда телемитам говорил которые свою идентичность скрывают — «ребятки вот вы боитесь осуждения, косова взгляда, а христиане к львам шли». Поэтому и победили. И пока у вас не будет готовности к неудобствам — ни черта вы не добьетесь.
Пишите. Исследования, статьи, опусы, отчеты. Ведите блог. Сейчас время открытого пространства, отчеты формируют инфосферу.
И конечно переводите. Переводы это очень важно, российское инфопространство по базе отстало от западного лет на сто. У нас до сих пор оккультизм по преимуществу это Блаватская и Штайнер. И доски повертеть на спиритических сеансах. А в большом мире уже давно оккульт тесно переплетен с психологией, с работой с образом, это уже именно парадигма. Нужно включить больше смыслов. Дайте поток информации, помогите этому — ПЕРЕВОДИТЕ. Мы выкладываем не только то к чему принадлежим — Юнгианство, Телема. Гностицизм — будем рады, герметизм — то что надо, магия хаоса, темный гнозис, светлый путь — да что угодно. Если вэтих текстах нет осуждения сексуальности и призывов к свержению государственного строя — выложим запросто. Нужна волна смыслов.

Как вступить в ваш клуб.

Если вы в Москве или Санкт Петербурге — очень просто. Достаточно прийти на одно из наших собраний. Какого либо особого порядка членства у нас нет, но очевидно что до внутренних практик мы приглашаем только тех кто уже некоторое время находится с нами в общении.

Если вы в любом другом городе — самое простое что вы можете сделать -это подписаться на нашу рассылку. Это не просто коммерческая рассылка, но рассылка в которой вы будете получать самые лучшие цитаты из наших обновлений, рекомендации к прочтению книг, просмотр фильмов, информацию о наших открытых видео.

Затем вы можете приобрести наше внутреннее видео. вы можете либо приобрести его за деньги, либо стать переводчиком Касталии. Переводчики — это самые надежные и уважаемые члены нашего клуба, посещают все наши собрания, получают видео и все издаваемые нами книги бесплатно.

Каковы требования к переводчикам Касталии? Нужна ли специальная подготовка?

Никакой специальной подготовки не требуется. Нужно — ваше искреннее желание помочь оккультному и психологическому Ренессансу и знание иностранного языка (английский, немецкий, французский). В школе вроде все учили ) В зависимости от сферы ваших интересов вам подберут текст для перевода чтобы он был вам близок. Например, христианские мистики у нас переводят Стефана Хеллера и гностические тексты, психологи — Юнга, а сатанисты — «историю темных движений» и материалы ордена «Драгон Руж». Наша задача — дать как можно больше реальной информации а переводчик будет переводить лучше то что ему ближе.

Поэтому каждому переводчику представляется специальный список книг какие есть в наличии и он выбирает то что ему лично близко.

Есть ли какие то особые нормы? Фиксированных нет. Желательно переводить где то 20 страниц в месяц, так чтобы за год у вас получалась книга средних размеров. Кто то делает больше, кто то меньше. Выкладываем на сайт когда перевод оказывается заверешнный — полная глава, часть, год.

Если вы как переводчик не справляетесь с каким то фрагментом текста, или чувствуете сомнение в правильности вашего понимания — вы можете написать главе отдела переводчиков Касталии Ивану Ерзину, чей мейл передается вам сразу по вступлению в отдел переводчиков. Именно благодаря работе Ивана наш клуб реально процветает.

Что происходит на ваших собраниях клуба.

Как правило — лекции. Лекции читаются на самые разные темы, таро, руны, глубинная психология, искусство, тайные общества, магия. Читают как члены клуба, так и приглашенные гости. Иногда происходит практическая работа — люди учатся гадать на рунах, медитировать на карты таро, совершать воображаемые путешествия. Многие из наших лекций вы можете увидеть в наших видео.

Раз в полтора месяца, у нас проходят сезонные мистерии. В отличии от лекционной части, мистерии являются достаточно закрытыми и на них есть доступ только у тех кто уже установил с нами достаточно постоянный контакт. Однако с текстами самих мистерий можно ознакомится на сайте в разделе «Телема практика« Впрочем, откровенно говоря, такое прочтение поможет вам успокоится что на наших ритуалах не происходит ничего пугающего. Понять ритуалы по тексту все равно невозможно, как невозможно понять вкус неведомой вами еды по чужому рассказу.

Можно ли пригласить вас (Олега Телемского) к нам с лекцией, семинаром, ритуалом? И каковы условия ваших выездов? Что если я хочу создать отделение Касталии в своем городе?

Пригласить можно. Более того, я регулярно выезжаю, и очень часто после моих семинаров в городе оставалось отделение нашего клуба. Сейчас такие отделения есть в Томске, Барнауле, Перми, Петрозаводске, Киеве. Единственное — очень часто моя программа бывает забита на три месяца вперед и о дате надо договариваться очень сильно заблаговременно.

Об условиях. Все зависит для чего вы меня приглашаете. Есть три формата работы: 1. Вечерние лекции по полтора часа. 2. Проведение Мистерии Гностической Мессы. 3. Проведение полноценного двухдневного восьмичасового семинара по таро или по глубинной психологии. Естественно условия для этих работ различны.

Если речь идет о двух вводных лекциях по полтора часа на вечер — то единственное мое требование — это полная оплата дороги и возможность проживания. Никакого особого комфорта не требуется, и для меня как для старого хиппи сойдет и раскладушка на кухне )

Однако с оплатой дороги есть своя тонкость. Любые города дальше чем тысяча километров, то есть те куда нельзя попасть за ночь пути, для меня возможны только самолетом. Поскольку в будние дни у меня работа.

Если речь идет о ритуале… увы, дальше чем тысяча километров от Москвы это невозможно — атрибутов и участников слишком много, надо ехать на машине. С вас — оплата бензина.

Если же речь об полноценном двухдневном семинаре . В этом случае, помимо оплаты дороги вам необходимо подумать о следующей системе оплаты — половина стоимости от сбора, но не меньше четырех тысяч рублей в день.

Расчет осуществляется очень просто. Вы берете сумму сбора с семинара, вычитаете из нее аренду и дорогу, а все оставшееся делится на двоих — вы как организатор и я как ведущий.

Итак допустим вы хотите видеть мои лекции или ритуал. Что для этого требуется.

Для начала — организовать информационно-рекламную компанию. Начиная от знакомых-друзей, заканчивая соцсетями — кто в вашем городе интересуется Юнгом, Таро или Оккультизмом. Возможно в вашем городе есть специальные эзотерические магазины которые дают площадку для подобного рода открытых лекций. Иногда это даже происходит бесплатно — поскольку магазины заинтересованы в новых посетителей. возможно в вашем городе есть психологические или эзотерические центры, сотрудничая с которыми вы можете набрать нужное колличество людей. Иногда, если у вас есть знакомства в академической среде, можно провести лекцию в институте но тогда это только юнгианская психология.

Все вопросы о моем приезде более подробно вы можете задать по почте aton93@yandex.ru либо в одном из моих аккаунтов http://vk.com/olegthelemskiy или https://www.facebook.com/oleg.telemskiy

Что означает картина в верхнем углу сайта и что означает логотип Касталии.

Картина которая украшает наш сайт с момента его первого основания — это картина Елены Адарченко «Ангел и женщина». Если вы посмотрите внимательно,то увидите что нежно сине-зеленый цвет одежды женщины отражен в чашке которую пьет ангел а чаша которую пьет сама женщина — белого цвета. Эта картина символизирует страстное соединение противоположностей, в особенности противоположностей эроса и логоса, духа и плоти. Как сказал один философ (он это сказал осуждающе но мы то знаем) «Юнг хотел чтобы дух и материя сыграли вничью». Картина указывает что только единство чувственного и духовного открывает подлинный гнозис.

Идея которая заложена в наш логотип практически та же самая. Полукруг вверх символизирует небо, верхнюю бездну символистов, полукруг вниз — хтонос, нижнюю бездну. А крест — самого человека, точку в которой соединяются противоположности.

Идея Касталии — сходство мировоззрений Юнга и Кроули. Что можно об этом почитать подробнее.

Ну для начала — мою работу «Мост между двумя берегами». В этой работе я привожу обширные цитаты из Юнга и из Кроули и в некоторых местах эти цитаты оказываются практически тождественными. Интересно, что когда я писал эту книгу, я и понятия не имел что параллелизм о котором идет речь это давно известный факт. Мне казалось что я открываю Америку а на самом деле изобретал велосипед.

Сейчас на этот счет можно прочесть много интересного. В первую очередь я бы выделил работу Келтона Кина «Пути целостности: сравнение аналитической психологии Юнга и западной оккультной традиции».

Кто для вас Лилит и почему именно она?

Лилит — одна из ипостасей Великой Богини — есть та, что объединяет в себе сексуальность и волю к познанию, мысль и вожделение, огонь и лед. Это женщина, держащая меч, Венера посвящающая. Вся Касталия, все её сотворение — это наш общий ритуал во славу Лилит, попытка соединиться с ней, дабы в этом соединении она трансформировала нас в Иное, как некогда, открыв врата познания. Лилит символизирует женщину освобожденную, женщину свободную как в области сексуальности так и в области духа, мысли.

Юнгианская психология.

Я хочу заниматься юнгианской психологией. Пожалуйста посоветуйте с каких книг стоит начать знакомство с юнгианой?

Ответ. Все зависит от того, что именно вам интересно в юнгианстве. Юнгианство очень широко, и бывает достаточно сложно выделить один единственный текст который дал бы всестороннее введение.

Для совсем начинающих я бы порекомендовал прочитать мои десять лекций которые также выложены на сайте.

Из работ Юнга для начинающих я бы рекомендовал сборник «Человек и его символы«. Там Юнг и его ближайшие последователи представляют предельно простой, доступный и ясный текст излагающий основные принципы юнгианской психологии. Еще, на нашем сайте, в разделе Переводы «Неизвестный Юнг» есть интересный текст «Диалоги с Юнгом» где в своем интервью доктору Эвансу Юнг подробно раскрывает основные понятия своей доктрины.

На самом деле, на сайте есть специальная статья «Как читать Юнга». Последовательность данная в этой работе, может существенно помочь, хотя сейчас я думаю что каждый должен найти что то свое. Например для меня толчком к вхождению в юнгианскую традицию стало прочтение книги Эдварда Эдингера «Сотворение сознания». Для меня именно прочтение этой книги в свое время стало тем потрясением после которого я пошел именно по юнгианскому направлению.

Помимо книг самого Юнга есть множество полезных работ его последователей которые дают адекватное введение в его традицию. Часть из них еще на английском языке, часть уже переведены. Из русскоязычных переводов мы можем посоветовать книгу Беннета «Что на самом деле сказал Юнг» и Валерия Зеленского «Базовый курс по аналитической психологии». Также очень интересна работа Аниелы Яффе «Аналитическая психология» — к сожалению достать эту работу сейчас практически невозможно.

Что такое архетип Тени. Как её интегрировать? Что почитать об этом подробнее?

Архетип тени — это фигура нашего внутреннего врага, конкурента, противника, недруга. Как правило в тень вытесняется все что наше я не принимает как свое и воспринимает как опасное и противостоящее. В конце концов, вытесненное кристаллизуется в бессознательном, формируя образ враждебного двойника — яркий пример чему история Доктора Джекила и Мистера Хайда или сказка Андерсена «Тень». Чем меньше мы способны признать и принять в себе, тем могущественнее и опаснее наша тень.

Первый шаг для интеграции тени — признание что она в вас есть. Для этого надо ответить на один простой вопрос — что именно в представителях моего пола вызывает у меня наиболее сильно заряженную ненависть и презрение? Какие типы людей вызывают наиболее стойкое отвращение?

Как только мы отвечаем на этот вопрос, мы признаем — что проблема не в этих людях, носителях тех или иных ценностей или качеств. Проблема в нашем собственном внутреннем враге, который проецируется на них. А как только вы признаете это — первый и самый важный шаг на пути интеграции тени сделан.
Следующий важный шаг — спросить себя — что в моей тени позитивного? Что тень несет для меня нужного мне. Это еще более сложный вопрос, потому что одно дело признать несовершенство своей психики и другое дело признать добро в том что привык ненавидеть (на низшем уровне в других, на более высоком — в себе).
Тень никогда не бывает случайной. Тень всегда так или иначе относится к эго. И там где у эго перекосы, там где сознание впадает в некоторую односторонность — тень автоматически компенсирует эту односторонность другой крайностью.
Например, классический пример проекции тени -гомофобия. То что каждый гомофоб латентный гей уже давно стало трюизмом. Но правда в том, что этот самый теневой гей гомофоба появляется потому, что гомофобы в силу ригиднойпозиции сознания не позволяют себе ни малейшего женского качества. Слабости. Тонкости чувства. Созерцательности. Эмоциональности. Даже сентиментальности. Позиция гомофоба неполноценна именно в его желании быть «крутым мужиком», «Мачо», лишенным малейшей слабости. Теневой гей — лишь компенсация этой позиции. Поэтому очевидно, что проработка тени гомофоба вовсе не подразумевает энантиодромии — то есть превращение гомофоба в гея (хотя и такое бывает) но скорей формирования более уровновешенной и сбалансированной позиции позволяющей себе слабость.
На самом деле тенью может быть что угодно. Коммунист видит тень в буржуях, буржуа в коммунистах, христианин в сатанистах сатанист в христианах. И механизм самой проекции нисколько не зависит на какой стороне баррикад находится конкретный человек. Важен сам факт нецелостности, расщепленности.

Третьим шагом в работе с тенью является практика активного воображения. Вы должны встретиться в воображении со своим теневым двойником и попытаться с ним договориться. Понять что он хочет. Не стоит думать что за один сеанс вы решите все проблемы, но опыт многих людей говорит о том, насколько активное воображение бывает целительным.

На то что проблема тени актуально указывают два фактора. Во первых, слишком сильная ненависть к кому бы то не было, а в особенности — к конкретным группам и категориям. То есть если я ненавижу Васю за то что он у меня любовницу отбил — это не тень, это естественная конкурентность. А вот если я ненавижу Васю за то что он слабак, коммунист, христианин, трус, сатанист — ряд можно продолжать до бесконечности — это явная проекция тени. Во вторых, на актуальность проблемы тени указывают сновидения. Если вам снится преследующий вас враг вашего пола, либо вы видите каких то неполноценных представителей вашего пола — бомжей, наркоманов, даунов — проблема тени для вас актуальна.

И в заключение — список книг о Тени. Прежде всего мы рекомендуем к прочтению книгу Эриха Нойманна «Глубинная психология и новая этика«. Пожалуй, это лучшая книга на эту тему, поскольку не только описывает проблему тени но и раскрывающая ту этическую проблему перед которой тень нас ставит. Во вторых это книга Джеймса Холлиса «Почему хорошие люди совершают плохие поступки». В третьих это книга Марии Луизы Фон Франц «Тень и зло в волшебных сказках». Этих трех книг вполне хватит для всестороннего знакомства с проблемой.

Проанализируйте мой сон.

Увы, я крайне редко анализирую сны. На ask.fmмне присылали десятки и даже сотни снов, и если бы я анализировал каждый то наверно про все остальные дела пришлось бы забыть. Поэтому если я и анализирую что то на аске, то исключительно один сон из десяти, если он показался мне по той или иной причине примечательным. Поверьте, вероятность что ваш сон окажется из этих исключений не так велика.

Кроме того, нельзя забывать что даже если я анализирую ваш сон виртуально, то не зная вас могу дать только общие архетипо-мифологические смыслы. Но на самом деле, каждый сон это сложное сплетение личного и универсального, индивидуального и архетипического. И вполне возможно что ваши ассоциаиции и идеи связанные с конкретными сюжетами и образами сна будут существенно отличаться от картины «в среднем по больнице» ))) Поэтому каждый сон лучше анализировать индивидуально.

Впрочем, если вы вступаете в наш отдел переводчиков, одно из ваших неотъемлимых прав — в любое время обращаться ко мне за консультацией по снам, психологическим процессам, и другим неотложным психологическим проработкам. Переводчик — член нашего клана, он всегда может рассчитыть на внимание, поддержку, нужные знания и др.

Возможно ли анализировать свои сны? Как вообще проходит анализ?

По анализу сновидений у нас есть целая лекция и она продолжается больше двух часов. Поэтому ответить в двух словах тут вряд ли получится. По Юнгианскому анализу снов, я могу посоветовать приобрести книгу «Путь сновидений» написанную Марией Луизой фон Франц. Это очень популярная, доступная и просто написанная книга, где в формате интервью Мария Луиза фон Франц раскрывает базовые аспекты юнгианской практики анализа снов. Кроме того, базовые принципы анализа снов, объясняет Юнг в своих Семинарах. Эти семинары особенно интересны тем, что здесь он говорит для внутреннего круга, и рассказывает обо всем гораздо больше нежели в своих официальных работах.

Существует ли возможность получения официального образования в области юнгианской психологии. К кому бы вы рекомендовали обратится.

Такая возможность существует. Это московская ассоциация аналитической психологии. Должен сказать, что я всегда критично относился к любому официальному образованию, но послушав несколько лекций тамошних преподавателей я не задумываясь пошел туда учится и не разу об этом не пожалел! Реально лучшее образование.

Преподаватели МААП дают самую всестороннюю картину. Скажем Лев Аркадьевич раскрывает культурологический, исторический аспект Юнгианства, Станислав Олегович — блестяще практикует конкретные психотехники, которые позволяют непосредственно воспринять работу. А Елена Анатольевна в своих занятиях очень глубоко раскрывает именно практические аспекты работы с бессознательным в процессе анализа. Я искренне убежден, что обучение в МААП реально помогает войти в юнгианский дискурс.

Вы пишете о важности понять алхимию в юнгианской психологии. Скажите что надо читать в первую очередь в этой области?

Мария Луиза Фон Франц «Алхимия»

Эдвард Эдингер «Анатомия души»

Эти две книги я бы внес в фундамент. Они яркие, простые, наглядые, очень образные. При этом весьма глубокие.

Далее я бы посоветовать Джеффри Раффа «Мистерии воображения»

Если вы прочитали эти книги, можно сказать что внешний или подготовительный уровень вы усвоили. Это значит пора читать самого Юнга. У Юнга это «Психология и алхимия» и Мистерия воссоединения», плюс несколько небольших работ типа «Дух Меркурия», «Парацельс как врач».

И уже усвоив юнгианский взгляд на алхимию, стоит осваивать альтернативные взгляды. И тут прекрасным текстом является например работа Евгения Головина «Приближение к снежной королеве».

Ну и конечно рекомендуем ознакомится с энциклопедией алхимических гравюр, собранная Станиславом Клоссовским «Золотая игра».

Телема и окультизм

Какие книги Кроули вы бы рекомендовали в первую очередь?В каком порядке лучше читать Кроули?

Прежде всего это Книга Закона. Дело в том, что Книга Закона, в особенности её первая глава — это центральный текст телемитской традиции текст отношение к которому и определяет телемита как идентичность. В первом прочтении совершенно нормально что вы не поймете половину, а то и большую половину. Вопрос в эмоционально-интуитивном ощущении. Оно самое верное. Вдохновляет ли вас Нюит? Чувствуете ли вы это великолепие огромных пространств, этот небесный эротизм, это чувственно-духовное взывание. Или оно оставляет вас равнодушным? Я убежден, что если в первом приближении Книга Закона (прежде всего первая глава) оставляет равнодушным, дальнейшее вхождение в Телему лишено смысла.

Затем книга «Равноденствие Богов». А точнее «Закон для всех». Отрывки можно прочитать здесь, а купить всю книгу — здесь. В Этой книге Кроули дает комментарий к Книге закона, помогая осмыслить идеи которые в ней высказываются. Возможно многие вопросы по прочтению пропадут.

Затем — Книга Лжей. Эта книга стоит совершенно особо в наследии Кроули не случайно она «рекомендована для всех степеней от неофита до мастера храма». То есть на каждом уровне развития, простые и яркие притчи-кефланы окажутся для вас ключами к уровню следующему. При чем реально, исчерпать эту простоту невозможно. Вначале вы можете не понять ничего из каббалистических аналогий и соответствий, но на интуитивном образе вы без сомнения уловите потрясающую образную систему этой книги.

Затем — Магия и мистицизм. Уилсон называл Кроули «Сомневающимся мистиком» и в этом Кроули уникален. Здесь Кроули раскрывает то для чего собственно нужна магия. И что такое магия. На самом деле «Магия и мистицизм» и «Магия в теории и на практике» это одна книга. Просто их для удобства разделили. «Магия и мистицизм» гораздо легче.

А вот дальше вы можете пойти в том направлении куда вас влечет истинная Воля. Кому интересно Таро — читайте «Книгу Тота» — это самая лучшая работа в области Таро, кому интересна йога — «Восемь лекций по йоге». Ярко, наглядно и одновременно очень глубоко. Кому интересны церемониальные практики — стоит изучить«Храм царя Соломона« и опыт описываемый Кроули в «Золотой заре». А для желающих углубиться в Телемитский мистицизм — рекомендую «Святые книги Телемы» и «Видения и Голос»

Совершенно отдельно, хоть и не авторства Кроули я рекомендую всем желающим книгу Брата Марсия «Основы магии Телемы». Дело в том, что это самое подробное и проработанное исследование традиции Телемы. Здесь все — комментарии к ритуалам, осмысление пантеона, истории жизни Кроули. Книга выгодно отличается от большинства англоязычных источников, потому что Брат Марсий, придя в Телему из академического мира, в совершенстве работает с источниками.

Является ли Телема Черной магией?

Нет. Черная магия — это использование духовных сил и ритуалов для получения материального результата. Это классическое определение черной магии. И с этой точки зрения, любая современная прикладная психо-эзотерика в духе фильма «Секрет» или Свяиша является в гораздо большей степени черной магией чем Телема. Все ритуалы Телемы по большому счету обращена к одному — освободждению духа, обретению гнозиса, раскрытие в себе глубинных уровней бытия. Кроули называл это «Знанием и собеседованием САХ», а к примеру Юнг — «осью эго-Самость».

Хотя в оккультной традиции есть много практик связанных с материальным результатом, они как правило не одобряются.

Является ли Телема сатанизмом?

Все зависит от того что вы называете сатанизмом. С нашей точки зрения, сатанизм, это любая духовная и культовая практика связанная с именем Сатаны, и возводящая Сатану как центральную фигуру почитания.

С этой точки зрения, Телема ну никак не является Сатанизмом. Достаточно прочитать текст Гностической мессы. Найдите в нем хоть одно упоминание Сатаны, Зла, Дьявола. А это — центральный, я бы даже сказал смыслообразующий ритуал Телемы.

В индивидуальной практике вы тоже не найдете имен Сатаны, зато найдете имена Адонаи, Эхейе и другие классические имена Бога.

Однако нам часто приходилось сталкиваться с тем, что под сатанизмом подарзумевается любую религиозная или философская система в которой исповедуется радикальный индивидуализм, индивид считается выше массы, а сексуальность считается сакральной силой подавление которой — есть великая глупость. С этой точки зрения, Телема подпадает под заданные критерии. Но тогда — главный идеолог сатанизма в России Варракс точно не является сатанистом.

Ну а если серьезно, то вокруг Телемы ходит множество достаточно нелепых мифов, большая часть которых порождена недобросовестной конкуренцией со стороны других оккультных орденов и послушаний. Разумеется каждый оккультист видит себя единственным носителем истины а всех остальных — посланниками ада. Вообще стоит раз и навсегда серьезно разобраться с теми предрассудками которые ходят вокруг Кроули. Поэтому на этот счет рекоменду прочесть отдельную статью.

Какие традиции с вашей точки зрения близки и родственны Телеме.

Тантризм, шиваизм, шактизм на востоке. Викканская традиция — не случайно, Кроули помогал Гарнеру писать его «книгу теней». Александрийский герметизм. Отчасти, но немного в меньшей степени — даосизм.

С чего начинать практику Телемы.

С одного очень простого ритуала — ритуал Воли. Просто перед едой, отстучите одинадцать раз в ритме три пять три, после чего проговорите небольшой диалог с собой

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.» Спроси себя: Что я желаю? Ответь себе: Я желаю есть и пить! Спроси: С какой целью? Ответь: Чтобы укрепить свое тело! Спроси: С какой целью? Ответь: Чтобы я мог выполнить Великую Работу! Провозгласи » Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.» Отстучи 1 удар и провозгласи «Приступай!»

Это очень полезный ритуал, и уже через месяц подобной практики вы почувствуете результат, который будет выражаться в большей сконцентрированности, дисциплинированности, направленности и подтянутости.

Потом стоит начать осваивать Либер Реш — поклонение солнцу и Звездный Рубин. Исчерпывающую информацию об этих и других ритуалах и практиках Телемы можно получить на сайте ОТО или в книге Брата Марсия «Основы магии Телемы».

Как Телема связана с Каббалой? Я хочу изучать Каббалу — что вы мне можете посоветовать.

Во первых, если мы говорим о каббале нам надо понять о какой каббале мы говорим. Существует иудейская, христианская, герметическая каббала. Между ними есть сходства, но эти сходства зачастую могут быть весьма спорны, один и тот же символ может значить совершенно разное к примеру в иудейской и герметической каббале.

Телема связана с магической каббалой. Насколько я могу понять Кроули, он видел в каббале самую лучшую из возможных систем классификации. 22 пути плюс десять сфирот, их идеи полностью проиллюстрированы в арканах Таро — в особенности тех колодах которые имели каббалистические корни — Вирт, Уайт, Кроули.

Если вас интересует именно Телемитский взгляд на Каббалу то я рекомендую вам прочитать пожалуй лучшую книгу в этой области — книгу Джона Бонера «Магическая каббала». Внимательно прочитав эту книгу стоит переключится на другие — скажем труды Израиля Регарди («Гранатовый сад», «Древо жизни», «Срединный столп»).

Если вы хотите понять более христианский взгляд на каббалу то можно посоветовать такие труды как работа Дион Форчун «Мистическая каббала» и Гаррета Найта «Путеводитель по каббалистическому символизму».

Совершенно отдельно я хочу порекомендовать Сенфорда Дроба. К сожалению из трех его книг на русский переведена только одна, и я надеюсь со временем мы исправим эту недоработку. Дроб в большей степени исследует иудейскую каббалу, однако делает это с точки зрения современной аналитической психологии выступая не как прозелит а как ученый. Это делает его работы особенно ценными и интересными.

Наконец, для тех кому интересно разобраться в самом древнем учении — собственно самой Иудейской Каббале я могу рекомендовать выходившие на русском языке книги Гершом Шолема и Моше Идаля. Это наиболее обстоятельные, детальные и качественные исследования иудейской каббалы. К сожалению авторы здесь несколько предвзяты, и проявляют то что мы называем недобросовестной конкуренцией, принижая и обесценивая любую другую каббалу кроме иудейской. Хотя в любом случае, если вы хотите разобраться в каббале начинать надо с корней.

Помогите. Мне нужно проклясть, приворожить, исцелить…

Ничем подобным я не занимаюсь. Во первых, никто не даст вам стопроцентную гарантию результата — что бы не писалось в заманухе для дураков. Слишком много факторов влияют на практика. Во вторых, подлинный ритуал такого уровня, это предельная растрата энергии, задействование очень мощных сил, и малейшая ошибка может дорого стоить. Теоретически, оказавшись в крайней жизненной ситуации я могу воспользоваться этими оружиями (и пользовался) но делать это каждый раз для незнакомых людей по заказу — извиняйте дураков нет. Кроме того, что бы там не говорили разные господа, обратка тоже реально существует и её можно притормозить но не отменить. Ну и наконец самое главное — мне это не интересно. И предлагать мне деньги тоже не надо — не поможет.

Единственный род магических услуг которые я предлагаю — это предсказание на картах таро. Точность информации — 85 процентов (вел длительную статистику, увы и ошибки тоже были). При чем тоже не всегда берусь, поскольку трата сил идет колоссальная. Но опять же, специфика наших раскладов что это скорей психологическая работа чем некие пророчества которые обречены на исполнение.

Можно ли попросить вас выполнить расклад на таро.

Да. Но помните, что если вы не переводчик Касталии, это будет стоить достаточно дорого. В настоящее время — я один из самых издаваемых Тарологов потому мои услуги в этой области недешевы. Полный расклад на десяти картах «Древо жизни» стоит две тысячи рублей, расклад на пять карт — полторы тысячи, а одна карта с одним конкретным вопросом (при условии что я честно провожу все правильные воззвания к Тоту) одна тысяча рублей.

Для переводчиков Касталии разумеется расклады бесплатно в любое время.

Существует мнение что начинающим лучше работать с Таро Уайта, что Таро Кроули опасно и непонятно.

Мнений существует множество в том числе самых идиотских. На мой взгляд, учиться всегда легче чем переучиваться. Поэтому начинать надо с самого начала именно с колоды Кроули, и в ней нет ничего что было бы таким уж чудовищно сложным для образованного и культурного человека. Правда здесь нужно поставить один вопрос. Зачем нам таро? Если только гадать — то вообще не принципиально с чего начинать — практик с хорошей интуицией может творить чудеса видения на каком нибудь нелепейшем таро гномиков. Но если Таро для нас это не просто карты, но КАРТА духовной реальности, если мы чувствуем символы таро, как ключи к нашей собственной внутренней бесконечности — тогда Кроули и только Кроули. А насчет его сложностей, так плохим танцорам всегда что то мешать будет. Поэтому плохих танцоров трудоустраивают тенорами. Со всей специфической подготовкой.