08.11.2016
0

Поделиться

История создания Фильма Восход Люцифера

Руслан Ахметов

История создания Фильма «Восход Люцифера»

Наконец-то получил письмо от культового создателя саундтрека к главному шедевру Кеннета Энгера, «Восходу Люцифера» (1972). По этому поводу приведу его текст, а также подробным образом опишу процесс создания этого фильма, пролив свет на некоторые малоизвестные факты.
«Салют, Руслан,
Прежде всего, хочу извиниться за задержку с ответом. Я хотел написать тебе раньше, но из-за подготовки к грядущему слушанию по условно-досрочному освобождению этого не получилось.

Благодарю тебя за твое письмо, как и за тёплые слова о моих работах. Лучший комплимент для творца это осознание того, какое влияние или вдохновение оказывают его творчество, а ощущение связи с теми, кого ты вдохновляешь, завершает круг, и позволяет понять истинную ценность своих усилий…
…Спасибо тебе за твой трибьют и за возможность поделиться им со всеми. Мне будет интересно прочесть твою статью, о которой ты упоминал, когда она будет готова.

В ближайшие два-три месяца состоится релиз моего нового альбома «
VoodooShivaya«. Этот альбом, в своем роде, концептуален для меня. В процессе его создания я глубоко копнул, как и во время написания музыки к «Восходу Люцифера». В каком-то смысле «VodooShivaya» это продолжение «Восхода», поскольку так же выражает суть моего духовного путешествия, в котором я до сих пор нахожусь. Вот почему я решил приурочить юбилейное переиздание саундтрека к «Восходу Люцифера» одновременно с новым альбомом. Мне буде очень интересно услышать, что ты скажешь по поводу «VodooShivaya«, когда услышишь его.
И, ещё раз, благодарю тебя. То, что в такой чудесной стране, как Россия, знают мою музыку, невероятно воодушевляет.

С любовью и светом,

Бобби.»
Одним из самых важных, программных фильмов для моего развития стал «Восход Люцифера», настоящий magnum opus Кеннета Энгера, картина с потрясающе драматичной судьбой. Начиная со своей дебютной работы, «Фейерверка» (1947), впечатлившей такого адепта сюрреализма, как Жан Кокто, Энгер, у которого были все возможности обустроить карьеру в Голливуде, выбрал революционный и альтернативный путь кинопроизводства. Авангардизм его кинопроизведений, полагавшихся исключительно на интеллектуальный монтаж, оказал решающее влияние на целые поколения авторов, в диапазоне от Мартина Скорсезе и Дэвида Линча до Николаса Виндинга Рефна и Джеймса Франко. Лишь единожды Энгер едва не соблазнился возможностью работы на голливудской студии: байопик Алистера Кроули чуть не стал для него кривой дорожкой на пути к традиционному кинопроизводству. Некоторые варианты сценария предлагали компромиссную возможность между желанием продюсеров получить традиционную биографию в сочетании с неподражаемой атмосферой фильмов Энгера, и его радикальными методами визуализации (в частности, один из вариантов предполагал психоделический коллаж фактов становления Кроули как духовного лидера на фоне важных мировых событий, например, крушения «Титаника»).

Легендарный фильм «Восход Скорпиона» (1964) спровоцировал не только протест со стороны американской нацистской партии, но и мощную волну эстетического влияния. Первым из великих это признал Мартин Скорсезе, некоторые сцены из «Злых улиц» (1973) действительно несут на себе образы из «Скорпиона». Среди современников его картины особенно ценят такие далёкие от мейнстрима мастера, как Гаспар Ноэ и Николас Виндинг Рефн.

Несмотря на интерес со стороны Universal Pictures и при всей своей рискованности в золотое время «Независимого Голливуда», продюсеры не решились вкладывать деньги в дорогостоящий байопик, несмотря на то, что в эпоху повального увлечения оккультизмом, этот проект мог бы стать кассовым. Как бы то ни было, отправной точкой для создания «Восхода» стало опять же творчество Кроули, а именно поэма «Гимн к Люциферу». В то время, в 1966 году, переживший скандал по поводу выхода провокационного «Восхода Скорпиона» (1964), Энгер снимал жилплощадь в здании бывшего русского посольства в Сан-Франциско. Согласно словам биографа Энгера Билла Лэндиса, образ Люцифера представлялся в качестве «метафоры этакого мальчиша-плохиша, чьему влиянию покоряешься без всякого принуждения».

Первая попытка воплощения сценария обратилась в прах, когда пятилетний мальчик, которому предназначалась роль главного героя, трагически погиб до начала съёмок. Затем Энгер встретил Бобби Бьюсолея, подающего надежды музыканта, сотрудничавшего, в том числе, с группой «Love» на одной из богемных вечеринок. В обмен на свои услуги в качестве актёра, Бобби поселился в здании бывшего русского посольства, с энтузиазмом взявшись за создание фильма, после просмотра «Восхода Скорпиона». Помимо главной роли, Бьюсолей, как талантливый музыкант, предложил также написать музыку к грядущему фильму. Именно в стенах этого здания Бобби впервые ознакомился с трудами Кроули, и первоначальная версия саундтрека к фильму была написана им ещё не в тюрьме, а в далёком 1967 году, в атмосфере хиппующих 60-х.
То, что осталось от попыток снять первоначальную версию «Восхода», было использовано для монтажа «Восхода моего демонического брата» (1969). Никакие объективные причины до сих пор не могут пролить свет на обстоятельства неудачной премьеры того, чем могла бы стать первая версия «Восхода Люфицера». Состоявшаяся в 1967 году премьера для ограниченного круга зрителей, на которой Бьюсолей со своей группой исполнял музыку, а Энгер, находясь под воздействием ЛСД, пытался совершать магические действа, провалилась, и случившееся впоследствии расходится по показаниям обеих сторон.
Согласно Энгеру, Бьюсолей, в отместку за скандал по поводу огромного пакета травы, спрятанного в доме, украл негатив фильма и сжёг его в Долине Смерти. Затем Энгер наслал на Бобби т.н. «проклятие лягушки», бросив лягушку в колодец и нося потом на шее серебряный амулет в виде этого животного с именем музыканта на нём (эту версию подтверждает Трумэн Капоте в интервью с Бьюсолеем). Как бы то ни было, за «проклятием лягушки», с течением времени, последовало пожизненное заключение Бобби Бьюсолея. Согласно Бьюсолею, история об украденной плёнке была выдумана Энгером после неудачной премьеры ради оправдания перед инвесторами, которым не оставалось ничего другого, кроме как выделить денег на съёмки новой версии фильма. После этого Энгер опубликовал в Village Voice «некролог» о своей «смерти как режиссёра», а разругавшийся с ним Бьюсолей пошёл по совершенно иному пути.
В 1968 году Энгер отправился в Лондон, где вскоре познакомился с Джимми Пейджем из Led Zeppelin на аукционе памятных вещей Алистера Кроули, а также с членами группы Rolling Stones, на которых, по словам Марианны Фэйтфул, оказал огромное влияние. На волне энтузиазма Энгер предполагал, что роль Люцифера сыграет сам Мик Джаггер, а Кит Ричардс будет Вельзевулом, но из-за странной выходки Энгера, напугавшей Кита и Аниту, когда их входная дверь каким-то образом окрасилась в золотой цвет (Энгер со всей ответственностью подошёл к организации языческого свадебного ритуала этой пары), те стали отдаляться от режиссёра. Тем не менее, на руках у Энгера были оставшиеся после якобы совершённой кражи материалы, и Мик Джаггер, обеспечивший музыкальное сопровождение,, из чего он смонтировал «Пробуждение моего демонического брата», оставив в ней, впрочем, несколько особо впечатляющих кадров с Бобби Бьюсолеем.
Как бы то ни было, получившийся фильм нисколько не соответствовал первоначальным амбициям Энгера, поэтому «Восход Люцифера» был возобновлён с участием того же Мика Джаггера в главной роли. Из этой затеи ничего хорошего не вышло, и на роль ушедшего из проекта Мика был взят его брат, после скандала с которым на роль Люцифера в конце концов был утверждён рабочий со сталелитейного завода в Мидлсбро по имени Лесли Хаггинс, и съёмки начались.

Легендарная сцена в начале «Необратимости» (2002) Гаспара Ноэ, с откровенной гомоэротикой, давящей на психику цветовой гаммой и звуком навеяна одним из любимых фильмов режиссёра, «Пробуждение Моего Демонического Брата» (1969). Съёмки этой сцены фильма не дались режиссёру без «допинга»: благодаря кокаину, долгие и утомительные съёмки удалось завершить относительно быстро.

Именно тогда Энгер обратился к Джимми Пейджу с предложением создать музыкальное сопровождение к грядущему фильму; будучи поклонником Кроули, Пейдж пошёл на «джентльменское соглашение»: работа без гонорара, но с равным делением прибыли от фильма, а также Пейдж получал все деньги за реализацию саундтрека после премьеры. В конечном итоге фронтмен группы Led Zeppelin создал самый экспериментальный музыкальный материал за свою жизнь, благополучно забытый вплоть до недавнего времени, когда его версия саундтрека была издана отдельным альбомом. Из прочитанных мной материалов складывается логичная версия, что крайне воодушевлённый работой Пейдж создал музыкальное сопровождение едва ли не «одним махом», теряя к нему интерес на фоне конфликта с Энгером, который какое-то время жил у него дома в Шотландии, кстати, некогда принадлежавшем Алистеру Кроули, монтируя материал, а также усиливающейся наркотической зависимости и конфликтов в группе. В итоге легендарное сотрудничество окончилось тем, что спутница жизни Джимми Пейджа попросту выставила Энгера из дома, а он не преминул наслать на них проклятие, а свою очередь Пейдж в интервью говорил, что Энгер так и не дотянул до шедевра с данным фильмом. Энгер же заявил, что Джимми Пейдж попросту «сдулся» как музыкант, и проект снова оказался под угрозой, несмотря на то, что режиссёр успел отснять материал для фильма и в Египте, и в Германии.
Судьба Бобби Бьюсолея в это же время складывалась куда более драматичным образом. После разрыва с Энгером, Бобби и его соратники имели несчастье подружиться с печально известным Чарльзом Мэнсоном. Вскоре после этого Бобби убивает своего знакомого драгдилера, музыканта и буддиста Гари Хинмана, за что был арестован 6 августа 1969 года. Вскоре после этого состоялась печально известная бойня, совершённая членами «семьи» Чарльза Мэнсона, в результате которой погибла беременная на восьмом с половиной месяце Шэрон Тейт, супруга Романа Полански.
Из-за рокового знакомства с Мэнсоном, Бобби едва не оказался на электрическом стуле. Обвиняющая сторона предполагала, что члены «семьи» Мэнсона осуществили эти жестокие убийства ради того, чтобы снять подозрения с Бьюсолея, в то время находившегося в тюрьме. Государственный обвинитель Винсент Буглиози дал начало процессу, получившему название «Helter Skelter», из-за которого и Чарльз Мэнсон, и Бобби Бьюсолей оказались за решёткой на пожизненном заключении. Находясь в заключении, Бобби, узнав о том, что Пейдж выбыл из проекта, написал Энгеру с предложением записать свою версию музыкального сопровождения.
В ретроспективе кажется, что ничего не могло помешать этому блестящему замыслу, начатому в 1967 году. Синтез гениального видеоряда и конгениального ему музыкального сопровождения стал одним из главных шедевров мирового кинематографа, продолжая оказывать влияние на кинематографистов, не говоря уже о том, что саундтрек к нему переиздаётся едва ли не каждый год.

Одной из трагических фигур, незаслуженно оказавшихся на обочине мирового кинопроцесса, оказался очень недооценённый режиссёр Дональд Кэммел. Сын биографа Алистера Кроули, он с детства общался с крайне неординарными людьми. Изучал различные направления в искусстве, пока в 1969 году не состоялся его режиссёрский дебют, снискавший скандальную славу при жизни и оглушительную славу шедевра впоследствии – «Представление». Одной из звёзд фильма является Мик Джаггер, а режиссурой фильма, совместно с Кэммелом, стал оператор Николас Роуг. Надо ли говорить, что к этому дебютанту судьба оказалась много благосклоннее. Дальше, после короткометражного фильма «Аргумент» (1971), увидевшего свет только в 1999 году, Кэммелом был поставлен студийный фильм «Семя Демона» (1977), кроссовер научной фантастики и хоррора, и этим сотрудничеством доволен не оказался никто. Дружба с Марлоном Брандо (их, в частности, объединяла любовь к азиатским женщинам) сулила перспективы крупнобюджетного проекта, но, увы, запал энтузиазма со стороны знаменитого актёра иссякал быстро. Поэтому следующий фильм Кэммела вышел только в 1987 году, и им стал триллер про серийного убийцу «Закатив глаза», причудливый образец смешения триллера про серийного убийцу, где сцены убийств едва ли не покадрово цитируют итальянские триллеры джалло. Фильм едва не заслужил прокатную категорию «X», что обеспечивало ему доступ разве что в порнотеатры, но Марлон Брандо в этот раз снова пришёл на помощь, перед студией выразив поддержку фильму и его создателю. Чуть подробнее судьбу Кэммела я освещу в следующей статье.

«Восход Люцифера», как главное произведение жизни Кеннета Энгера, выстраданное, находившееся на грани смерти несколько раз, явилось миру усилиями многих талантливых людей.

В их числе был и Дональд Кэммел, замечательный режиссёр, чей отец был биографом Алистера Кроули. В «Восходе» ему досталась роль Осириса (кадр с ним я выбрал в качестве «обложки» своего трибьюта, из глубокого уважения к мастеру), на которую он был выбран Энгером из-за глубокого стремления Кэммела к самоубийству, которое, без сомнения, подкреплялось его регулярными творческими проблемами: самые грандиозные из его замыслов, в числе которых были два фильма с его поклонником и другом Марлоном Брандо, не состоялись, и в конце концов он застрелился после очередного преткновения со студией, поручившей ему съёмки фильма. В скором времени я представлю трибьют к одному из его прекрасных фильмов.
Искренне надеюсь, что прикреплённый к записи трибьют, посвящённый Бобби и Кеннету Энгеру, не оставил равнодушным их поклонников.