27.06.2009
0

Поделиться

Секреты Чёрной Магики и проклятий

Роберт Антон Уилсон

«СекретыЧёрной Магики и проклятий»

СЕКРЕТЫ ИЛЛЮМИНАТОВ КАСАТЕЛЬНО ИСКУССТВАТЕМНАГО, НАЗЫВАЕМАГО ДЕКДЕМ – ЧЕРНОЙ МАГИКИ И ПРОКЛЯТИЙ

Чёрт! Так не глушилменя никто со дня,
Как мужа матери отцом назвал я.

— Бастард в пьесе Шекспира «Король Иоанн», акт II, сцена I (пер. Н.Рыковой)

Люди иногда спрашивают меня: «Доктор Бэндлер, вам действительно нужноиспользовать такого рода язык?» И мой ответ таков: «Да, бля!»

— Ричард Бэндлер, семинар по Нейро-Лингвистическому Программированию,Лос-Анджелес, 1999.

Доктор ГарольдГарфинкель (Harold Garfinkle), социолог Университета Штата Калифорнии вЛос-Анджелесе, написал целую книгу об экспериментах, показывающих, какнебольших нарушений локальных Правил Игры оказывается достаточно для того, чтобысубъекты начали проявлять дезориентацию, беспокойство, гнев, панику,заблуждения, «неуместные» эмоции и т.д. – говоря простым языком,«обалдевать» или «взрываться».

Простоприблизив нос к чьему-то лицу ближе, чем это допускают социальные нормы собеседования,можно с поразительной быстротой спровоцировать поразительные проблемы; этоможет даже стать причиной «гомосексуальной паники». И док Гарфинкельпроделал опыты, доказывающие это.

Обращение кродителям с учтивостью и формальностью, обычно свойственным в обращении кдомовладельцам и хозяйкам, может привести к незабываемым «сдвигам», иногдавключающим попытки психиатрического вмешательства и т.п. (прочие экспериментысм. в Garfinkle, «Studies in Ethnomethodology», Prentice-Hall, NJ,1967.)

Данные Гарфинкелядемонстрируют, что у людей на этой примитивной стадии земной эволюции имеетсятак много табу, что они даже не в состоянии вспомнить или сформулироватьбольшинство из них – но они быстро становятся физиологически»раздражёнными», если хотя бы одно из этих правил кажется хотя бывременно нарушенным. Это раздражение может достигнуть кульминации в видетяжкого повреждения или смерти.

Когда явпервые прибыл в Санта-Круз, мировую столицу Морали и ПолитическойКорректности, я совершил ошибку, процитировав номер Джорджа Карлина (GeorgeCarlin) на вечеринке. Одна из строчек этого прикола звучала, приблизительно,так: «Почему, почему, почему все эти женщины, которых вы видите надемонстрациях против абортов всегда выглядят так, что никто бы не захотел ихсразу же трахнуть»?

Психиатр,стоявший рядом, с кислой миной сказал мне: «Я не люблю проклятий»(1). Этопривело меня в немалое замешательство. Очевидно, я нарушил локальное табу, но яне знал, какое именно; и хуже того, я никогда не считал слово»трахать» (fuck) проклятием. Я чувствовал себя как тот парень,который забрёл в местное отделение Аль-Каиды, думая, что обнаружил ОтделАвтопромышленности, или – даже в большей степени – как чудак, который открываетдверь в собственный дом и обнаруживает Троицу Недотеп(2) участвующую вбластерной перестрелке с Дартом Вэйдером и Матерью Терезой.

Сейчас,конечно, я весьма благодарен этому психиатру. Размышляя, как же он пришёл ктому, чтобы отнести слово «fuck» к категории проклятий, я пересмотрелвсё, что знал об искусстве и науке эффективного Проклятия и о Чёрной Магиивообще. Результаты моих раздумий я проясню дальше. (Спасибо, Док!)

Описанный вышетип «крышесноса», или умопомрачения, встречается всё чаще и чаще внашем постмодернистском & мультикультурном мире, особенно если выпутешествуете так же много, как я. Хотя каждая культура (и каждая субкультура)имеет свои Правила Игры относительно речи и поведения, тем не менее вездеостаётся в силе основной социологический и антропологический закон: каждыйсклонен считать, что правила его собственного племени представляют собойединственный «правильный» способ взаимодействия людей друг с другом.Оказавшись среди дикарей, вы должны очень быстро освоить систему местных табу,иначе можете заплатить за свое невежество жизнью. Конечно, как давным-давнозаметил Веблен (Veblen), Развитые Варвары не заберут вашу жизнь, а толькосвободу; однако, поскольку заключение в клетку причиняет множество страданийвсем млекопитающим, включая и людей, такая угроза приводит большинство людей вужас не меньший, чем угроза смерти.

В средеПолитически Корректных умеренные репрессии нарушителей табу варьируются отэкономического «пинка под зад» (отказ в продлении сроков) до жестоких &необычных наказаний (принудительные тренинги «восприимчивости»(3))

В впервыенаблюдал этот социологический феномен, когда, после трех лет в Ирландии,отправился в лекционный тур по Соединенным Штатам. Я обнаружил, что системытабу очень изменились в некоторых местах – но в других нет: ни один город напути не подготавливал меня к Правилам Игры в следующем городе. Например, вДалласе по-прежнему считают вежливым придержать дверь перед девушкой, и несделать этого считается признаком невоспитанности, но в Нью-Йорке придержатьперед девушкой дверь считают оскорбительным. Так что мне приходитсяманеврировать, с крайней деликатностью каждый раз выбирая – то ли придержатьдверь, то ли грубо хлопнуть ею перед лицом девушки.

Если выполностью осознали всю антропологическую значимость вышесказанного, считайте,что вы уже знаете достаточно, и можете написать целую книгу о черной магии. Впротивном случае, читайте дальше. Я открою вам тайную, скрытую движущую силутого, как бросать истинные нечестивые проклятия – знание, ранее находившеесялишь в ведении величайших Адептов Искусства, называемого Декдем(4).

Все мы, вкакой-то степени, мыслим в «магических» категориях. Книги поантропологии продаются лучше, чем книги по другим социальным наукам, потому чтоони проливают так же много света на наши собственные племенные табу, как и наразличные «примитивные», которые в этих книгах изображены. Мы должныпонять Магику, чтобы понять себя.

Что мыпонимаем под Магикой? Как написал Алистер Кроули, Epopt Иллюминатов (МистПросвещения), обладатель 97го градуса (степени) в Ордене Мемфиса и Мизраима, 33гоградуса Шотландского Ритуала, 10го градуса Ордена Восточного Храма (O.T.O),»Бафомет» для профанов и «Феникс» в Святилище Гнозиса,Великий Зверь 666, и т.д.:

МАГИКА естьНаука и Искусство вызывать Изменение, совершающееся в Соответствии с Желанием.Иллюстрация: Я Желаю сообщить Миру о некоторых известных мне фактах. Вследствиеэтого я беру «магические орудия» – перо, чернила и бумагу; и я пишу»заклинания» – то есть данные фразы – на «магическомязыке», то есть на языке, понятном для людей, которым я хочу дать совет;далее я вызываю «духов», таких как печатники, издатели,книготорговцы, и т.д., и повелеваю им донести мое послание до этих людей.(«Magick», by Aleister Crowley, Weiser, New York, 1997, p 126)

Другимисловами, различие между «магикой» и «коммуникацией»существует только в наших традиционных способах мышления. Неосторожные египтянеприписывали оба изобретения одному божеству – Тоту, богу речи и прочих обманов.

Вэкзистенциальном мире – сенсорно-чувственном континууме – по-прежнему царствуетТот, и язык по-прежнему обладает магикой. Любая коммуникация включает в себяэлемент волшебства и/или гипноза, потому что люди используют крики, рыки, лай,урчания, бульканья, и т.д – шумы множества видов – для того, чтобы создаватьнейро-семантическую «сеть», проецируемую на все происшествия исобытия. Мы обычно называем эти сети языками. Мы буквально «видим»происшествия и события, только когда они регистрируются этой сетью.

Если яиспользую определённые слова, которые вызывают у вас определённые предсказуемыенейро-семантические реакции, то я наложил на вас заклятие. Я заколдовал вас. Я,возможно, даже проклял вас. (Думаю, вам хочется узнать об этом побольше?)

Хотя мой методоколдовывания, или заклятия, или проклятия, не включает в себя традиционныебарабаны и погремушки шаманов племён, но законы нейролингвистическогопрограммирования, управляющие трансакциями, здесь, по существу, те же самые.Однажды я распространил скотому(5), стадную панику приматов и психоклонизм водном сумасбродном культе под названием КНРСПЯ(6), просто высмеяв их. Онисчитали себя Рационалистами, но я «магически» превратил их внапуганных дикарей, действующих точно как древние ирландские короли,предписывавшие смерть любому барду, написавшему против них сатиру. (Пожалуйста,не надо аплодисментов).

Чтобы понятьязык магики, нужно сначала понять магику языка. Позвольте мне определитьнекоторые ключевые термины. Это поможет рассеять туман невежества и суеверия,веками покрывавший эту тему.

Подсенсорно-чувственным континуумом я понимаю всё, что люди могут переживать,воспринимать опытно, в отличие от тех «вещей» (или не-вещей(no-things), или ничего (nothings)), о которых они могут только шуметь илиболтать.

Примеры: (A) Ямогу сказать: «Если вы вскроете эту коробку конфет, внутри вы найдёте тришоколадные конфеты». Моё утверждение можно быстро подтвердить или опровергнутьв сенсорно-чувственном континууме, подойдя к коробке и открыв её, так как вынеизбежно найдёте (1) менее трёх конфет, (2) точно три конфеты или (3) болеетрёх конфет. Результаты (1) и (3) опровергают моё утверждение, результат (2)подтверждает.

Но (B) я могутакже сказать: «Аналогичным образом, вскрыв Бога, вы найдёте внутри триличности». Именно это утверждает Римско-католическая Магика. Но никакоеисследование сенсорно-чувственного многообразия никогда не сможет этоподтвердить или опровергнуть. Философы науки обычно описывают такие утверждения(о вещах, лежащих вне подтверждения или опровержения) как»бессмысленные». Не выражаясь столь жёстко, я всё же рискну заметить,что мы не сможем глубоко осмыслить наше состояние в пространстве-времени, еслибудем по привычке путаться, смешивая утверждения типа (A) с утверждениями типа(B). Возможно, мы никогда не достигнем Полной Ясности (разве что вбесконечности), но мы должны, по меньшей мере, быть способными различать то,что люди могут переживать, и то, о чем они могут только болтать.

Различениеэтих двух типов утверждений, видимо, необходимо для здравомыслия и выживания.Потому что все формы иллюзий, обмана, заблуждений, безумств толпы, галлюцинацийи т.д.; догматизма, фанатизма, «сумасшествия», нетерпимости и т.п.; «идеализма», идеологии, идиотизма, одержимости и т.д. зависят отсуществования этой путаницы. Люди, которые распылили отравляющий газ в токийскомметро, нацисты, марксисты, сумасбродные культы вроде Объективизма, НебесныхВрат, Сайентологии, КНРСПЯ, и т.д. представляют собой только некоторые изужасов и проклятий, вызываемых к жизни благодаря смешиванию утверждений класса(A) c утверждениями класса (B).

Так что, всеформы Чёрной Магии зависят от путаницы и неразличения этих двух классов:невербального, но опытно воспринимаемого, и вербального, но опытно невоспринимаемого.

Под»нейро-семантическим полем» я подразумеваю всевозможные словари,синтаксисы, грамматики, логику и т.д., с помощью которых крайнебыстродействующая система обратной связи синергетически связывает речевыецентры мозга с нейро-мускульными, нейрохимическими, нейро-иммунологическими,нейро-дыхательными и т.п. системами организма как единого целого. Другимисловами, я определённо отвергаю не только традиционное словесное разграничение»магики» и «коммуникации», но и столь же фиктивныеразделения между «разумом» и «телом», «рассудком»и «эмоциями», «мыслями» и «рефлексами», и т.п.

Все слова,передаваемые в виде звуковых или визуальных сигналов – звуковых или световыхволн – быстро становятся фотонами, электронами, нейротрансмиттерами, гормонами,коллоидными реакциями, контурами рефлексов, обусловленными(кондиционированными) или импринтированными «рамками»,физиологическими откликами и т.д., как только сталкиваются с тотальносинергетическим организмом.
Давайте-ка ещё раз, помедленнее:

Все слова,передаваемые в виде звуковых или визуальных сигналов – звуковых или световыхволн – быстро становятся фотонами, электронами, нейротрансмиттерами, гормонами,коллоидными реакциями, контурами рефлексов, обусловленными(кондиционированными) или импринтированными «рамками»,физиологическими откликами и т.д., как только сталкиваются с тотально синергетическиморганизмом.

«Восприятие»состоит из сложных серий кодирований и декодирований, когда ин-форм-ациятранс-форм-ируется последовательными под-системами организма как единогоцелого.

(Пожалуйста,перечитайте последние два предложения).

Мы никогда непереживаем на опыте «мысли», «чувства»,»впечатления», «интуицию», «ощущения» и т.д. Мыизобретаем эти категории уже задним числом. То, что мы переживаем, наносекундаза наносекундой, состоит из непрерывных синергетических реакций организма какединого целого на окружение как единое целое, включающее вербальные сигналы,поступающие от других лиц той же категории. Эти входные вербальные сигналытакже вызывают в нас реакции организма как единого целого, иногда достигающиекульминации в виде ответного сигнала.

Все этокажется весьма банальным с точки зрения нейробиологии. Но предположим, янаправлю на вас шаманскую кость смерти? Или пущу в ход Магическое Слово,тревожащее и пугающее вас так же, как и простое «fuck» напугало тогопсихиатра из Санта-Круз?

Мы никогда незнаем «организмически» всего того, что мы знаем теоретически.Какая-то наша часть остается обезьяньей, детской, «невежественной»,тёмной, инертной, механической и т.д.

Иллюстрация:Сознательно и преднамеренно напомните себе, что вы вполне отдаёте себе отчёт оразнице между «кинофильмом» и «реальной жизнью». Затемотправьтесь посмотреть последний классический ужастик-слэшер с потокамикетчупа. Обратите внимание на то, сколько раз режиссер «магически»обманывает вас, вызывая реальные эффекты «перехватывания дыхания»,внутренние или внешние рефлексы сжимания, пересыхания во рту, хватания(подлокотников, банки с колой, руки товарища и т.п.), или других симптомовнебольшой, но реальной (диагностируемой полиграфом) тревоги и почти краткосрочнойпаники, иногда граничащей с рвотным рефлексом.

Иллюстрация№2: Так же сознательно и умышленно напоминая себе о разнице между»фильмами» и «реальной жизнью», возьмите в прокате DVD сжестким порно. Понаблюдайте, как много потребуется времени, чтобы физиологическиеотклики показали, что, по крайней мере, некоторые части вашего организмаупустили из виду эту разницу.

Вторяпредыдущему замечанию, в Нейролингвистическом Программировании (NLP) докторБэндлер проводит различие между «мета-моделью» и «Милтон-моделью».Мета-модель, непрерывно пересматриваясь, пополняясь и расширяясь, содержиткласс всех научно осмысленных утверждений, доступных на данный момент. Намследует пересматривать нашу мета-модель каждый день, поддерживая контакт сдругими, находящимися в той же ситуации. Так как Сценарий Вселенной всегдасостоит только, как сказал Баки Фуллер, из неодновременно постигаемых событий(то есть из когерентных пространственно-временных синергий), то такаянепрерывная обратная связь становится необходимой.

Если бы всёпроисходило сразу, мы бы могли сразу знать Абсолютную Истину, но посколькупространственно-временные события происходят неодновременно, нам требуетсяобратная связь.

С другойстороны, «Милтон-модель», названная по имени Милтона Эриксона,»величайшего гипнотизёра 20го века», содержит класс всех научнобессмысленных утверждений, которые «магически» заставляют насчувствовать себя много лучше, или много хуже – то есть, на оккультном языке,класс всех благословений и всех проклятий. (Общая Семантика называет егоклассом всех урчаний и ворчаний).

Эта СтараяМагика. С её помощью вы можете убить какого-нибудь парня. Или, конечно, если выобладаете состраданием доктора Эриксона, можете неоднократно исцелить того, ктокажется безнадёжным.

Восемьдесят слишним лет назад доктора Огден и Ричардз в «Значении Значения»(Ogden, Richards, «The Meaning of Meaning») провели различие междуденотацией (точным значением) слова и коннотацией (ассоциативным смыслом,сопутствующим значением) слова.

Денотация:любое слово или группа слов принадлежат мета-модели, если согласуется скритерием модели, то есть является научно осмысленной ссылкой на опытнопостигаемый феноменологический мир.

Коннотация:любое слово или группа слов принадлежит Милтон-модели, если согласуется с критериемэтой модели, то есть является, в данном случае, научно бессмысленной ссылкой наничто-в-частности и всё-вообще, упакованной так, чтобы заставить насчувствовать себя лучше, или хуже.

Возьмемпростейшую игру в проклятия и благословления, называемую социальнойкоммуникацией. Здесь наша главная проблема состоит в том, что часто – очень,очень часто – одно и то же слово может иметь не только «объективные»денотации в научной мета-модели, но также и «эмотивные»нейросемантические коннотации в магической Милтон-модели. Другими словами, мыгипнотизируем и самих себя, и друг друга, причём делаем это с поразительнойлёгкостью. Всего лишь за несколько минут преданный догматик может заставить васгневно выкрикнуть что-нибудь – в соответствии с Первой Теоремой Магики, котораягласит: любое случающееся и продолжающееся невербальное происшествие илисобытие «на самом деле» «является» неким шумом илибормотанием, которое мы выбрали в качестве метки для его обозначения. (Один извыводов отсюда заключается в том, что втыкание игл в куклу может ранитьличность, имеющую с куклой общую метку, а другой состоит в том, что бросаниедротиков в изображение Главного Врага «поможет военной экономике»).

Иллюстрация:настойчиво повторяя формулы средневековой логики, люди, в спорах об абортахвыступающие против свободного выбора, гипнотизируют людей, выступающих засвободный выбор. Они ввергают их в бесконечное пререкание о том, чемневербальное событие внутри женщины «на самом деле является» (шум илибормотание, предпочитаемое моей стороной) и чем «на самом деле» не»является» (бульканье или хлюпанье, предпочитаемое другой стороной).Поскольку различные шумы, бормотания, бульканья, хлюпанья и т.п. не имеютпереживаемых, или опытно воспринимаемых, или феноменологических, или экзистенциальныхссылок в чувственном, или сенсорном, или инструментальномпространственно-временном многообразии, этот спор происходит в рамкахМилтон-модели, где каждая из сторон пытается загипнотизировать другую.

Но, что ещёболее гнусно, здесь имеет место структура, которую Вацлавик в «ПрагматикеЧеловеческих Коммуникаций» (Watzlavick, «Pragmatics of HumanCommunication») называет Игрой Без Конца (Game Without End). Эта Игра – вто, что слово «на самом деле» «является» не-словом – оченьразвлекает и тешит самолюбие тех, кто действительно любит подобного рода вещи.Но она вызывает кафкианские, «кошмарные» ощущения ворганизме-как-едином-целом у тех, кто хочет выйти из Игры и вернуться вситуацию, где язык имеет смысл, но кто, тем не менее, остается заколдованными& «проклятым», обреченным на кажущуюся бесконечно долгой Игру БезКонца.

Игра Без Концаначинается с попытки решить, какой лай или рев «на самом деле»»является» невербальным экзистенциальным событием.

Все это – непросто абстрактные теоремы. Наличие магики во всех языковых трансакцияхприводит к весьма конкретным и воодушевляющим/ужасающим последствиям. Например,такого рода:

Хорошозадокументирован случай человека, буквально убитого проклятьем шамана и»костью смерти». Случай описан в книге Эрнеста Лоуренса Росси (ErnestLawrence Rossi, «The Psychobiology of Mind-Body Healing», Norton,1988) на страницах 9-12.

Столь жехорошо документированный случай другого человека – ракового больного,»чудесным образом» благословлённого ремиссией и выздоровлениемблагодаря плацебо (с сокращением опухолей до половины прежнего размера), азатем проклятого обратно до критического состояния, когда он узнал о смертидругих, принимавших то же плацебо, приведён в той же книге, на стр. 3-8.

Роберт Гудин(Robert Houdin), часто называемый величайшим сценическим магом 19го века,однажды сказал: «Маг это лишь актёр – лишь актёр, делающий вид, что он маг».

Похожимобразом, то, что французские антропологи называют мистическим соучастием(participation mystique, «в-единённостью», или даже «священнымсоюзом») – состояние, якобы присущее лишь «дикарям» – случаетсякаждый день, в каждом современном городе, в непатологических формах в нашихтеатрах и кинотеатрах, и на наших телевизорах, видеомагнитофонах, иDVD-проигрывателях.

Этотмистический транс, в котором (к примеру) Лоуренс Оливье(7) становится»Гамлетом» прямо на наших глазах, превращается в патологию толькотогда, когда мы не способны разрушить заклятие – то есть, если мы продолжаемвидеть и относиться к лорду Оливье как к Гамлету, даже когда случайновстретимся с ним в кабаке: «Я говорю, дружище, вы, кажется, страдаетенавязчивыми мыслями, как это называют мозгоправы. Просто убейте старого пидораи бегите к границе».

ЗдесьМилтон-модель замещает мета-модель в неподходящем пространственно-временномместе (территории, не определённой как игровое пространство). До безумияостается один лишь шаг.

Моя матьникогда не переставала ненавидеть Чарльза Лаутона за то садистское ликование,которое он воплощал в эпизодах наказания в «Мятеже на Баунти»(8). Онани разу не посмотрела другого фильма с Лаутоном.

Орсон Уэллс,имевший значительный опыт и как актёр, и как сценический маг, сказал «Я былвыдумщиком-обманщиком (acting-forger) всю свою жизнь». Он сказал это в своёмпоследнем фильме(9), документальной подделке о частично поддельной биографиихудожника, который только подделками и занимался– «П значит Подделка»(«F For Fake»), основанном на кажущейся правдивой, но частичноподложной биографии под названием (еще более прямолинейным) «Подделка!»(«Fake!»)

Многие из насдавно стали постмодернистами, нравится нам это или нет. Как написал поэт:

Я виделчеловечка на лестнице,

Человечка,которого там не было;

Сегодня еготам не было опять –

Чёрт, убиралсябы он прочь!

Конечно, всемы ясно понимаем, что человечек, которого «там не было» просто»не был там», и поэтому он не может убраться прочь, но структураиндо-европейской грамматики столь глубоко околдовывает и очаровывает нас, чтомы испытываем некое алогичное чувство, будто призрачный маленький ублюдок могбы убраться прочь, просто чтобы соответствовать синтаксису.

Кто бы ниговорил на каком-либо языке, он даёт рождение благословениям и проклятиям. Иесли неосторожные египтяне сделали Тота отцом и языка, и магики, то осторожныегреки сделали Гермеса, свою версию Тота, богом и языка, и плутовства.
————————————————————
ПРИМЕЧАНИЯ

1. Англ. cursing означает и «ругательство» и «проклятье»(thnx to p0rn0panda за замечание)

2. Троица Недотеп (The Three Stooges) – популярное в 50х годах триоамериканских комиков, наподобие наших Труса, Балбеса и Бывалого.

3. Тренинг восприимчивости – воригинале “sensitivity training” – семинар, организуемый компанией длясотрудников, на котором его участники, собравшись в небольшую группу, должны(предположительно) ближе познакомиться друг с другом, обсудить беспокоящиепроблемы, научиться лучше воспринимать друг друга.

4. Декдем – Ducdame, слово из пьесы У. Шекспира «Как вам этопонравится?», где оно фигурирует в припеве в заклинании. Один из героевобъясняет его значение так: «Это греческое заклинание, чтобы заманивать дураковв заколдованный круг».

5. Скотома (психическая скотома) – потеря осознания какой-либо стороны жизни,зачастую очень значительной. Это проявление психической защиты, свойственноебольным неврозом, и выражающее стремление не осознавать что-то противоречивое всвоих убеждениях и образе жизни.

6. КНРСПЯ (CSICOP) – Комитет поНаучному Расследованию Сообщений о Паранормальных Явлениях (The Committee forthe Scientific Investigation of Claims of the Paranormal), организация, частостановившаяся мишенью острой критики со стороны Уилсона.

7. Лоуренс Оливье – американский актёр и режиссер, исполнивший роль Гамлета всвоем фильме 1948 года.

8. В 1978 году на британском королевском корабле Баунти произошел мятеж. Командавосстала против диктатуры жестокого капитана Уильяма Блая. В 1935 году появилсяфильм Фрэнка Ллойда «Мятеж на Баунти» («Mutiny on theBounty»), где роль Блая играл Чарльз Лоутон (Charles Laughton).

9. Не последний фильм, в котором он играл, но последний, в котором он имелвласть как автор сценария/продюсер/режиссер/актер. – прим. автора.

(Перевод ibsorath)