07.04.2011
0

Поделиться

Структурные формы женской психики

Тони Вульф

СТРУКТУРНЫЕ ФОРМЫ ЖЕНСКОЙ ПСИХИКИ

Набросок

В целях самопознания и самопонимания современной женщины может быть важно понять не только тип установки (интроверсия или экстраверсия) и преобладающую психологическую функцию (чувство, разум, ощущение или интуицию), но и то, какая структурная форма психики наиболее близко соответствует ее личности. Эта структурная форма не обязана совпадать с внешним образом жизни и исходить из характера человека и культурного уровня. Внешний образ жизни может быть избран по разным причинам, не зависящим от структурной формы (особенности времени и пространства, социальные обстоятельства, индивидуальный талант), и наиболее часто он противоречит этой форме, из чего возникает нестабильность и конфликты.

У мужчины в этом отношении другая проблематика, он скорее по натуре двойственно ориентирован (упорядоченность и последовательность с одной стороны и инстинктивность с другой), его культурные потребности обусловлены в духовном плане. Его установка на сознание и на преодоление реальности, как правило, дифференцированы друг от друга.

Напротив, женщина по природе своей психической обусловленности скорее унитарна в этом отношении, дух и сексуальность слиты воедино в ее психике. Ее сознание, таким образом, шире, но неопределеннее.

Психическое стремится выражаться в образе жизни, соответствующем каждой конкретной женской структурной форме психики и культурной эпохе. Не каждая эпоха предлагает для этого наилучшие возможности; однако, не будем останавливаться на всех причинах исторической, социологической, экономической и религиозной природы, которые затрудняют сегодня жизнь, свойственную устройству женской психики. Они объясняют психологическую проблему только фактором ее обусловленности. Это практически зависит от констатации сего факта и попытки прояснить внутреннюю неопределенность большей осознанностью.

Лишь только исторический фактор указывается в качестве символического показателя проблемы современной женщины, но внутренняя неопределенность столь многих сегодняшних женщин и непонимание ими своей жизни меньше всего исходит из католицизма. С этим связывают образ Марии не только как женский принцип, принятый испокон веков, а теперь и как догматично слитый с мужской божественностью (Гете это предвидел в конце «Фауста»), а это символически отражено в различных аспектах женской формы проявления: Служанка господина, дева, невеста святого духа, Божья матерь, воительница с язычниками, посредница, Царица небесная и т.д. Историческое видение неопределенности протестантской (и иудейской) женщины основывается на отсутствии ее собственного принципа и растворении его в мужском божестве — метафизическая параллель с патриархальной мужской цивилизацией. Однако, религиозный символизм должен охватить человека в его целостности. Так как возврат к прошлому невозможен, только более сильное разделение и более глубокое познание психологической проблематики может увести от этих заблуждений.

Исчезновение женского (по-китайски‚ инь — принципа в протестантстве, за исключением образа Марии а вместе с ним естественного чувства мистерии культа и мифа, происходит и исключительно основано на «Слове», повлекшем за собой развитие науки и техники, но также и развитие «Логоса» только как рационального инструмента за исключением психического фактора. (Показательными примерами этого в психологии служат Фрейд и A. Адлер, в социологии и политике — марксизм).

«Пересмотр» сознания ведет в силу необходимости к односоронности и коллективизации, так как психическое — это внутренняя жизнь и основа личности. В средневековой мистике душа — это обитель Бога и «возрождение Бога» ; вместе с этим человек обретает центр в себе самом и в то же время находит «первопричину». Современная, «мистическая» необходимость стремится не к «душе», а к «познанию», к «более высокому познанию», из-за чего процветает подражание и следование всякого рода «восточной мудрости».

«Душа», это значит психическое, — это женский принцип, принцип соотнесения наряду с абстрактным и обобщающим «Логосом». Понимание женщины соответствует пониманию психического, что отразилось в расцвете Средневековья, в рыцарском служении Прекрасной Даме и «cours d’amour». Сюда же можно причислить Данте, а также легенды о короле Артуре и Священном Граале, в которых также найдется место «Прекрасной госпоже» (госпоже Фенус, волшебнице Моргане).

Эта культурная форма также исчезла и поместила женщину в нынешний исторический процесс, причем 2 фактора сейчас особенно важны для нее: свобода выбора профессии и знание противозачаточных средств (что присутствовало уже у первобытных народов). В Средневековье было 2 признанных образа жизни женщины: жена и монахиня. Выражением последней могли служить различные структурные формы: милосердие, божественная любовь, духовное видение, духовная борьба. В качестве психического выражения и независимо от образа жизни и вероисповедания должна упоминаться также ведьма и еретическая связь с магией и Дьяволом.

С оживлением античности в эпоху Возрождения Олимп с его божествами вновь поднялся на уровень сознание, предоставив мужчине многогранную картину души, а женщине разнообразное символическое выражение женственности: Гера — супруга и царица, Деметра – мать Персефоны, Афродита — любящая, Афина Паллада – творческая вдохновительница и покровительница героев, Артемида — девственная охотница, Геката — властительница подземного царства и магии. Внутренний посыл эпохи Возрождения заключался, между тем, не в возвращении к античной религии, а в открытии природы и человека; Эта эпоха – духовный представитель прежнего беспрерывного круговорота земного и небесного, по недоразумению застрявшего в материализме. Тем не менее, земной мир до конца не понят, поэтому продолжается эмпирическое исследование. Возможно, в конце концов, отвлечься от фактов, лежащих на поверхности: физике на энергетическое понятие материи, а психологии на психику как источник сознания и творческую основу всех его понятий и признаков жизни. Наряду с бессознательным мужчины, психика женщины также способствовала этим последним открытиям, отраженным коротко в работе К.Г. Юнга «Женщине в Европе» и от Линды Фирц Давид в «женщина как пробуждение психической жизни».

Эти немногие исторические примеры были необходимы как основание для схематического обзора структурных форм психики современной женщины. Ханс Блюхер в своей книге «Роль эротики в мужском обществе» (Йена, в 1910) установила«2 женские сруктурные формы, «супругу» (Пенелопа) и «свободную женщину» (Калипсо), Эдвард Шур в работе «Fernmes inspiratrices er poetes annonciateurs» (Perrin & Cie., Paris 1907),- третью. В действительности речь может идти о 4 формах. Поневоле они должны быть охарактеризованы именами, причем их условность мне весьма очевидна.

Можно было обозначать их как психические формы матери и супруги, Hetaira (спутницы, подруги), амазонки и медиальной формы. Они совместимы с психологическими функциональными типами, но в своей основе противоположны друг другу, как правило, одна форма — преобладающая, вторая может дополнять ее сначала неосознанно, а затем сознательно, третья и четвертая интегрируются только в зрелом возрасте и в условии трудностей. В этом отношении все 4 формы исторически и культурно обоснованы, поэтому может идти речь о типичных структурах выживания.

Они соответствуют также аспектам мужских Anima.

Схема структуры была бы следующей:

Теперь есть искушение коротко набросать самые важные психические признаки отдельных форм.

Мать по-матерински оберегает и заботится, помогает, милосердно обучает. Инстинкт реагирует на будущее развитие, нуждающееся в защите, находящееся в человеке под угрозой. Его оберегают, окружают вниманием и заботятся о нем. Его поддерживают и совершенствуют, дают ему психическое пространство и большую стабильность. Мать находит свое удовлетворение в оберегании, помощи в потребности развития, в стремлении получить такой результат, при котором она может снять свой надзор, в ином случае предоставить наибольшую защиту.

Отрицательный аспект матери: Материнская забота, держание при себе и опека объекта, когда он больше не нуждается в этом, недостаточное доверие его собственным силам и самостоятельности и вмешательство в жизнь. Собственное Я переживается лишь в материнской функции и несостоятельно вне ее. Опасность состоит в том, что собственные, не признанные стороны личности проецируются на доверенных людей и стремятся воплотиться через них — осознанно, или, еще хуже, неосознанно, в то время как объекты заражаются этим и наполняются тем самым ненастоящей жизнью.

Если женщина сознает свою преобладающую материнскую структуру, то она после этого осуществит внешний образ жизни либо в браке, либо в материнских профессиях и деятельности. Брак строится на наилучших основах дома: Характер мужчины совпадает с характером отца, похожие семейные и общественные условия, социальная позиция, уверенность и прогресс. В материнских профессиях общественно полезное учреждение или организация — это дом. Выдающиеся личности добились прогресса в этом (Елизавета, Флоренсия Найтингэйл, Матильда Ред и т.п.). Несмотря на брак и профессию материнская деятельность присутствует также в бесчисленных невидимых формах человеческих отношенческих возможностей.

Отношения с мужчиной строятся на аспекте супруга и отца детей, или опекаемого, поэтому все, что принадлежит к его положению в мире, что важно для его Персоны, оберегается и поддерживается. То, чем он является помимо этого кажется для дома угрожающим, игнорируется или подавляется, что может вести к тому, что мужчина чувствует себя дома только сыном или необходимым инструментом, и компенсаторно преувеличивает свою мужественность в профессии или в мужском обществе.

Его личная психология по-прежнему считает, что если он «содержит» брак, он бессознателен и неразвит как необходимо для этого психического жизненного пространства.

Hetaira или спутница инстинктивно ориентирована на личную психологию мужчины, а также на психологию своих детей, если она состоит в браке. Индивидуальные интересы, наклонности и во всяком случае проблемы мужчины находятся в поле зрения ее сознания и она стимулирует это и содействует этому. Она дает мужчине почувствовать личную ценность, не обращая внимания на коллективную оценку, так как ее собственное развитие требует реализовать индивидуальное отношение во всех его нюансах и глубинах и выразить его. «Femmesinspiratrices» отражает эту структурную форму. Тем не менее, есть исключительные случаи, такие как творческий мужчина. Тип Калипсо наиболее часто приближается к этой форме, но тем не менее не уделяет достаточного внимания психологической проблематике. Hetaira можно назвать пробудительницей индивидуальной психической жизни в мужчине, она пробуждает его мужскую ответственность всей своей личностью. Эта стадия достигает пика только во второй половине жизни, после того, как социальные задачи решены.

Hetairaвместе с тем пробуждает в мужчине его теневую сторону или субъективную сторону его Anima – это опасная проблема. Поэтому она должна осознавать закономерность таких отношений. Ее инстинктивный интерес опирается на личное отношение к себе самой как она относится к мужчине. Сознательные отношения с мужчиной во всех своих возможностях и нюансах, как правило, наименее важны, так как она отдаляет его на второй план. Она сама имеет решающее значение для Hetaira.

Все остальное — социальная стабильность, положение и т.д. — второстепенно. Здесь заключается суть и опасность Hetaira. Если она видит лишь одну из сторон мужчины (или своих детей) или приспосабливается вслепую, то она приписывает личное к божественному, сильно ранит и может привести мужчину в положение, когда он начнет видеть внешнюю действительность ее глазами: он сдается, например, бросает профессию, чтобы быть «творческим художником», он разводится, так как он чувствует себя лучше понятым Hetaira, нежели супругой и т.д. Она настаивает на иллюзии или бессмыслице и будет таким образом соблазнительницей; вместо Калипсо она станет Цирцеей.

Сегодня существует большая неразбериха вследствие широко распространенной отмены сексуального табу. Для женщины нормально иметь «отношения» – подразумевая под этим случайную связь или связь из профессиональной необходимости. Для мужчины сексуальность — это естественное выражение отношения. Для женщины, и для Hetaira в особенности, при определенных обстоятельствах она есть только результат отношений, в зависимости от закономерностей индивидуального восприятия, и не принимается в расчет, во всяком случае до тех пор, пока отношения не развиты психически. Вместо того, чтобы начинать с сексуальности, как в большинстве случаев происходит, она стала бы, возможно, конечным итогом, если отношения развиты и гарантированы психически, и в какой-то мере обеспечивают психическую надежность в браке. Так как, тем не менее, надежность брака или профессионального положения для женщины жизненно необходима, эта необходимость часто неосознанно проникает в отношения Hetairaи портят их закономерность. Как ни парадоксально, но можно сказать о том, что идеальная Hetaira — это женщина, «содержащая» брак, так она нуждается в индивидуальной ответственности за него; тогда она более осознанно может без скрытых мотивов может построить эти отношения, а вместе с тем и брак. Напротив, женщина в браке, которая не осознает эту свою природу или вытесняет ее, непременно будет воспринимать своих сыновей как тайных возлюбленных, а дочерей как подруг и сковывать их вместе с тем так же, как дочерей бессознательной матери.

Все в жизни хочет быть определено, в том числе и человеческие отношения, из-за чего естественно, Hetaira не могут начинать с этого на самой отдаленной их ступени. Если она выучила это, то она будет тщательно наблюдать законы индивидуального восприятия, заметит, что соответствует им, а что нет, даже в том случае, когда отношения осуществились и закончило.

В этом отношении для мужчины проблема отношений при определенных обстоятельствах жизненно важна. Однако, особенно сегодня, он может встретиться с третьей структурной формой женской психики в положительном аспекте. Имеется ввиду Амазонка. Такая женщина издавна держится в стороне не только от отношений с мужчиной, но от объективных культурных ценностей. Сегодняшние возможности существования встречают значительно способствуют ей, так как амазонка поставила на себя саму, в хорошем смысле она «само-стоятельна». Она независима от мужчины, так как не развивается в психологическом отношении с ним. Сознательная цена, которую они платят вместе. Ее интерес направлен на объективную производительность, которую она сама хочет выполнять. Для нее ничего не значит быть женщиной уважаемого мужчины, она стремится к тому, чтобы самой заслуживать лавры. Великие спортсменки и путешественницы принадлежат этой структурной форме, но также в меньшей мере женщины в обществе: по-научному мыслящие, действующие на результат, умелые секретари, которые становятся предприятию необходимыми, женщины, которым не хватает только семьи, они занимают себя полезными делами с объективным интересом посвящают себя заданию, которые ведут дело (где, вероятно, ее муж служащий), или которые заправляют дома «делами» и бюджетом семьи в условиях военной дисциплины.

В ее положительном аспекте Амазонка юная подруга мужчины, которая не обязывает его ни к чему личному, поощряет его честолюбие, являясь ему серьезным конкурентом или соперницей, которая пробуждает его мужскую инициативу. В ее отрицательном аспекте — она сестра, которая желает подражать из «мужского протеста» брату, не признает никакого авторитета или превосходства, словно вылупившись из яичной скорлупы женщина, она вдохновляет, провоцирует, особенно мужчину, в то время как медиальная чувствует типичные для выживания основы его духа, и при определенных обстоятельствах олицетворяет их.

Часто она воплощает внешнюю сторону его Anima и ничего не подозревая втягивает его вместе с собой в хаотичный вихрь. Она чувствует и оживляет психическое содержание, которое должно ожить, и которое, тем не менее, не принадлежит к другому Я, и его невозможно принять без подготовки. Тогда ее действие разрушительно и «подобно ведьме». Так как собственной объективное психическое содержание ей не понимается и или не берется в расчет, медиальная женщина живет чужой судьбой, как если бы это была ее собственная, и не теряет идеи, принадлежащие ей самой. Вместо того, чтобы быть посредницей, она — голое средство и будет сама первой жертвой своей природы. Если она владеет способностью различать чувства и понимать особую ценность и границы сознания и бессознательного, личного и коллективного, что принадлежит к Я и что к окружению, то она может также содействовать культуре позволять создавать объективное психическое. Тогда она становится на службу нового духа времени в виде зародыша, как ранне-христианские мученицы, средневековые мистики или, в более скромной мере, она служит для дела жизни конкретного мужчины, как Богобоязненный Блумхардт, который боролся с одержимостью женщины, победа которой над ее демонами возрождала его собственные лучшие силы. Средневековые ведьмы — если они не были беззащитными жертвами мужской проекции и корыстолюбия – представляли собой индивидуальность, признанную еретической в свое время.

Наше время с его разнообразными иррациональными интересами дает женщинам медиального типаразнообразные возможности выражения, даже такие как графология, астрология, хиромантия и т.д. Однако, этих искусств или даже профессий недостаточно для личной жизни и для всех, кто не владеют особенным талантом и волей.

Для женщины медиального типа было бы наиболее актуально осознать свою характерную психологию и учиться различению, чтобы не стать беззащитной посредницей. Вместо того, чтобы идентифицировать себя с другими, не отвлекаясь на действительность, и связывать себя с коллективно-бессознательным содержанием, она должна была учиться понимать его, так как женщины медиального типа — инструмент и сосуд, принимающий это содержание. Однако, для этого должен быть найден подходящий язык. В более ранних культурах имели место и все еще есть сегодня у примитивных народов – социальные функции женщины медиального типа как пророчицы, сивиллы, целительницы, шаманки. Сегодня мы располагаем, по крайней мере, языком психологии, на котором бессознательное, важный жизненный фактор, признано, и включение его в жизнь не только излечивает, но и может вести к расширению сознания и рациональному укоренению психических законов. В этой связи книги можно вспомнить книгу Стюарта Уейта о его жене Бетти. Бетти говорила на языке, в некоторой степени близком к спиритизму, тем не менее, будучи человеком необычайно жизнерадостным и получавшим «послания» из бессознательного, не спеша со здоровой критикой. Поэтому их нужно также легко переводить на язык современной психологии.

Другим примером творческой женщины медиального типа могла бы быть Рикарда Хух, медиальность которой могла пробуждать исторические ситуации их персонажей с помощью ее богатого исторического знания, а также ее поэтической способности. Среди великих актрис нужно было бы называть Элеонору Дузе. Странно, что отсутствуют примеры среди художниц, которые должны были бы быть, ведь скорее всего можно отразить картины коллективного бессознательного. Однако, они, пожалуй, слишком сильно зависят от духа времени и подражают господствующему стилю; вместе с тем они остаются на поверхности и в личном. Объективное или коллективное психическое может выражаться адекватно только на объективном языке, который, несмотря на искусство, был бы психологическим или символическим. Как амазонка принимает внешние культурные ценности ее времени и восполняете свое Я, женщина медиального типа воспринимает бессознательный фон в виде зародыша человека, ситуации или эпохи и наполняется ими.

И как амазонка неправильно понимает мужскую активность как маскулинизацию в ее современных истоках, женщина медиального типа неправильно понимает бессознательный дух как духов. Ее культурной задачей было бы понять его значение и смысл посредством ее бытия, погрузиться в коллективное бессознательное и выразить его, вследствие чего она могла бы исполнить компенсаторную функцию и облегчить жизнь.

Как и четыре основных психологических функции, у женщины есть в себе все четыре структурные формы. Она по возможности осуществляет те из них, который наиболее соответствуют ее природе. Со временем вторая форма навязывается изнутри. Также этот процесс идет параллельно с постепенной дифференциацией четырех основных функций, вторая форма не может быть противоположной, как это указано в схеме — кроме исключений, при которых противоположность навязывается из бессознательного. Вторая форма будет, например, у матери — амазонка или женщина медиального типа; личное добавляется к безличному, а не наоборот, при первоначальной установке на личное, можно начать прогрессивную интеграцию следующей структурной формы, прежняя возрастает и проявляет отрицательную сторону. В течение долгих лет третья форма будет задачей, лежащей, как правило, на другой оси, но имеющая больший отвлеченный характер, поэтому не так легко объединять ее с первыми. Четвертая готовит, как в функциях сознания, набольшие трудности. Также с учетом других структурных форм она, как правило, не может проживаться конкретно, так как она образует слишком большую противоположность к первоначальной природе и к данной действительности. Поэтому она должна выражаться, как четвертая, «низшая», основная функция на символическом уровне.

И как диалог с четвертой функцией — это дорога к целостности, то символическая интеграция четвертой структурной формы приближает к ней.

В свою очередь эта задача, которая требует всей жизни — последовательность и смысл процесса внутренних изменений описать здесь невозможно. Если женщина могла бы подвергнуть себя этому процессу с полным пониманием, то она нашла бы, пожалуй, свое правильное место в сегодняшнем мире, выполнила бы свою культурную задачу и заслужила бы вместе с тем внутреннюю стабильность, которая достигается тогда, когда собственное психическое содержание — Тень, Aнимус, «Великая мать», «Мудрая женщина», также больше не проецируется на окружение. Так как женщина творит жизнь, ее задача — впустить мужчину в жизнь и сделать его идеи живыми. Но их реализация положительно или отрицательно, осознанно или неосознанно, не проходит без сложностей.

Этот доклад был впервые прочитан в 1934 в Психологическом клубе Цюриха, а затем в 1948 в дополненном варианте в институте Юнга в Цюрихе. В этой статье дан лишь схематический набросок темы, должно предполагаться комплексное знание психологии.

См. Юнг «Психологические типы»

Можно было бы сказать вместо «структурной формы» — «структурный тип», в этом отношении речь идет о «прототипе» или типизации, абстрагировании от индивидуальных особенностей в сторону общих. Между тем, понятие типа присутствует в комплексной психологии, и его классическое применение указано вначале, поэтому для предотвращения путаницы в понятиях здесь употребляется выражение «структурные формы».

См. Эрих Нойманн: «О луне и матриархальном сознании». Eranos ежегодник XVIII, издательство Рейн, Цюрих 1950.

Два американских автора, Фердинанд Люндберг и доктор Марюниа Фарнхам, говорят об этом в своей книге «Modern Warmen. The Lost Sex», Harper, Нью-Йорк 1947, как о «беспокойстве, глубокой внутренней напряженности, эмоциональной бедности».

См. также Гертруда фон Ле форт: «Вечная женщина». Йозеф Кегель и Фридрих Дует, Мюнхен 1935.

См. Юнг: «Проблемы души нашего времени», «действительность души», «отношения между Я и бессознательным»

См. Юнг «Женщина в Европе». Издательство Нового Швейцарского обозрения, Цюрих 1919

См. кроме всего прочего Антуанетту Фирз-Моннир: «Инициация и трансформация. К истории старо-французского романа 12 столетия».Studiorum Romanorum Vol. V. A. Francke, Bern 1951

См. K. Кереньи «Дочери солнца»

Siehe Linda Fierz-David: «Der Liebestraum des Poliphilo». Rhein-Verlag, Zürich 1947.

Цюрих 1929

I«Die kulturelle Bedeutung der komplexen Psychologie», Springer, Berlin 1935.

Популярная путаница биологической возможности и психической структуры, утверждающая, что все женщины изначально матери -уже опровергнута этнологическими исследованиями; смотри кроме всего прочего Хильду Тумвальд: «Люди южного моря»,Stuttgart 1937, undSpencerandGillen: ‘TheArunta». MacMillan & Co., London 1927.

Тяготеющие к матриархату современные теории инстинктов так же несостоятельны постулировать физический инстинкт материнства без создания и семейного союза.

См. также Альфред Т. Платтнер: «Более счастливые браки».Huber, Берн 1950

Творческая и художественная категория для себя, которая лежит вне схемы типов установки, функциональных типов и типов структуры. Проблема Анумуса здесь также не приобщается, так как равным образом допускает всех женщин. См. для этого Эмму Юнг: «Вклад в проблему Анимуса». Юнг: «Действительность души».

Как исторический пример можно упомянуть Катарину фон Сиена, которая убеждает Папу Грегор XIи провоцирует его возвращение из Авиньона в Рим. См. Фердинанд Штробель: «Катарину фон Сиена. Политические письма». Benziger & Co.,1944.

См. Мария Луиза фон Франц: «DiePassioPerpetuae».Юнг: «Aion». Rascher 1955

См. Friedr.Zündel: «Joh.Christ.Blumhardt». Brunnen-Verlag, Gießen und Basel 1922.

См. Mechthild von Magdeburg: «Das fließende Licht der Gottheit», hrg. von Mela Escherich. Gebr.Paetel, Berlin 1909 und «Das Leben der Schwestern zu Toeß», beschrieben von Elsbet Stagel. Rotapfel-Verlag, Erlenbach-Zürich 1923.

См. Cornelia Brunner: «Betty. A Way of Individuation». In: «Inward

Light». Nr.27, 1950. Washington.

Пер Юлия Трусова