01.09.2009
0

Поделиться

Диалоги с Юнгом (Проблемы современной психологии )

9

Проблемысовременной психологии

Доктор Эванс: Конечно, Вы знакомы сработой доктора Райна в герцогском университете. Часть его работы об экстрасенсорномвосприятии, телепатии и ясновидении очень схожа с Вашим исследованием относительноинтуитивной функции, которое мы обсуждали ранее. Согласно Вашей системевзглядов, можете ли Вы сказать, что ясновидящий относится к человеку синтуитивным типом восприятия?

Доктор Юнг: Это весьма вероятно. Этоможет быть человек ощущающего типа, находящийся под сильным воздействиембессознательных проявлений. Он направляет интуицию вовнутрь этогобессознательного.

Доктор Эванс: Доктор Юнг, поговорим орациональных и иррациональных функциях. Вы говорите, что наши мысли и чувстваотносятся к рациональной группе, а интуиция и чувственное восприятие – киррациональной. Могли бы Вы уточнить эти два понятия?

Доктор Юнг: Есть две группы, рациональная и иррациональная. Рациональная группа состоитиз двух функций: мысли и чувства. Совокупность мыслей и переживаний результатработы этой группы. Они содержат в себе рациональные ценности. Это называется дифференцированноемышление.

Иррациональнаягруппа состоит из ощущений и интуиции. Ощущающий тип воспринимает факты такими,какие они есть, без предубеждения, не изменяя их сути, не дополняя и не исправляя их. Интуиция,напротив, не направлена на восприятиевещей, в том виде, в каком они существуют, она углубляется в бессознательное, вкотором видит то, что не способен увидеть обычный человек.

Доктор Эванс: Это с точки зренияясновидящего.

Доктор Юнг: Наибольшими способностямиобладают интроверты, у которых интуиция направлена вовнутрь себя. Это всеголишь особенность данного типа. Мне интересендругой вопрос, а именно используемые термины. Сам Райн использует выражения: «предсказание»,«телепатия» и т.д. Говоря «телепатия», он видит в этом нечто особенное, хотяэто слово само по себе вообще ничего не значит.

Доктор Эванс: Но термин не долженвключать в себя описание процесса.

Доктор Юнг: В данном случае, он незначит вообще ничего.

Доктор Эванс: Сейчас, анализируя Вашипримеры, некоторые ученые назовут их всего лишь случайным стечениемобстоятельств. В своей работе Райн использовал статистические методы анализавероятности. Он сообщает, что случайности появляются чаще, чем ожидаемый результат.

Доктор Юнг: Вот видите, он доказывает,что это не просто случайность, истатистически это вполне убедительно. Это — важный момент. Некоторыеэкспериментальные опыты, проводимые в Англии, пришли к обвинительным выводам,по поводу работ Райна, дескать, это всего лишь догадки. И Вы знаете, это чистаяправда, ведь предположение или предчувствие-это и есть то, что Вы называетедогадками. Но дело в том, что это — больше чем просто вероятность илислучайность. Вот что важно. Но как Вызнаете, люди не любят ситуации, с которыми сложно иметь дело, и которые не укладываютсяв их головах. Фактически, даже Райн не осознает полностью действие этихнепознанных явлений. Это — открытие, которое в наших устаревших рамках назвалибы анафемой, это великое открытие космоса ипространства через душу. Именно Райн доказал этот факт, но ученым сложнобудет принять это на веру.

Доктор Эванс: Давайте углубимся в рядВаших недавних работ, которые нашим студентам не так хорошо знакомы, но которыедостаточно глубоко затрагивают эту область.

ДокторЮнг: Хотя мои книги широко распространены, публика фактически не имеет представления о моих работах.

ДокторЭванс: Чтобы быть более точным, я ссылаюсь на принцип синхронистичности, окотором Вы рассказали, и обсуждение которого очень важно. Не хотели бы Вы егопрокомментировать?

Доктор Юнг:Это ужасно сложно. С чего начинается синхронистичность практически невозможноуловить. Конечно, споры на эту тему начались давно, и когда Райн привел своиаргументы, я подумал: «Теперь, по крайней мере, мы имеем более-менее надежноеоснование, чтобы обсуждать эту тему». Но доводы не были приняты вообще, потомучто доказать синхронистичность на деле очень сложно. Когда Вы изучаете бессознательное,Вы сталкиваетесь с множеством специфических случаев, когда события происходятпараллельно друг другу. Например, я думаю об определенном предмете, который мнеинтересен и занимает все мое внимание; и в то же самое время, совершеннонезависимо от меня, случается событие, которое отражает то, о чем я только чтодумал. С причинной точки зрения, это — полный абсурд. Однако с точки зрения результатовэкспериментов Райна, есть кое-что, что нельзя назвать ерундой. Существуетвероятность; что это больше, чем просто случайность. Кроме этого метода, яникогда не приводил статистику подобных экспериментов. Но я столкнулся с множеством наиболее поразительныхпримеров, когда две причинно-следственных связи образовывались одновременно, нонезависимо одна от другой. Это очень ясно видно на примере. Допустим, я говорюо красном автомобиле, и в тот же момент красный автомобиль проезжает мимо. Я немог видеть эту машину, она находилась за углом здания, но как только язаговорил о ней, она внезапно появилась в поле зрения. Сейчас многие скажут,что это всего лишь случайность, но эксперимент Райна доказывает обратное.

Я совру, если скажу,что произошло чудо: стоило намобмолвиться о красном автомобиле, как он тут же появился перед нами! Этоне чудо; это — всего лишь случай, но в нем слишком много совпадений. Этозначит, что за этим кое-что стоит. Райн имеет целый институт, множествосотрудников, у него есть средства, чтобы проводить подобные эксперименты. У наснет здесь таких средств; иначе, я, вероятно, тоже провел бы их. Но здесь этодаже физически невозможно, поэтому я довольствуюсь лишь наблюдением за фактами!

Доктор Эванс: Интересная область, в томчисле, я уверен, и для Вас — психосоматическая медицина, которую сегодня многообсуждают в Соединенных Штатах и которая изучает взаимодействие эмоциональных компонентовличности и физических функций тела.

Доктор Юнг: Как пример этого, я вижумного поразительных случаев излечения от хронического туберкулеза, в результатеотличной работы аналитиков; люди заново учатся дышать. А помогает им в этомпсихоанализ собственных комплексов.

Доктор Эванс: Когда Вы впервыезаинтересовались психической причиной туберкулеза? Много лет прошло с тех пор?

Доктор Юнг: Прежде чем статьаналитиком, я всегда интересовался естественными науками. Так как мои познанияоставляли желать лучшего, я обратил все свое внимание на серьезное изучениеэтой области.

Доктор Эванс: В дополнение к моемураннему вопросу. Нас в Соединенных Штатах все больше интересует то, как эмоциональные,бессознательные факторы личности могут в жизни влиять на физическое тело.Конечно, классический пример в литературе — это язва желудка. Многие верят вто, что эта патология фактически была спровоцирована эмоциональным фактором.Подобные предположения были соотнесены и к другим областям. Допустим, если ужеимеется предрасположенность к заболеванию, то эмоциональные факторы могутусилить это. Или как в случаях истерии или ипохондрии, когда истинной патологиинет, но у пациента возникают страхи относительно болезни. Например, многоврачей в Америке говорят, что у 60 — 70 процентов их пациентов вдействительности нет физических заболеваний, вместо этого у них наблюдаютсяотклонения психосоматического порядка.

Доктор Юнг: Да, но об этом былоизвестно еще пятьдесят лет назад. Вопрос, как вылечить их.

Доктор Эванс: Говоря о подобныхпсихосоматических отклонениях, опираясь на Ваши опыты и исследованиетуберкулеза, есть ли у Вас идеи относительно того, как пациент выбирает этотсимптом?

Доктор Юнг: Он не выбирает; они сами появляютсяу него. Представьте, что на Вас напал крокодил, и Вы спрашиваете себя: «Зачемже я выбрал этого крокодила?». Это же бред ибо совершенно очевидно, чтоэто он выбрал Вас.

Доктор Эванс: В таком случае, за «отбор»отвечает наше бессознательное.

Доктор Юнг: Нет, даже не бессознательное.Было бы преувеличением сказать, что оно выбирает подобные вещи. Это онизавладевают им.

Доктор Эванс: Возможно, одно из самыхрадикальных предположений в области психосоматической медицины было быутверждение, что некоторые формы рака тоже могут иметь психосоматическиекомпоненты в качестве причинных факторов. Это удивило бы Вас?

ДокторЮнг: Нисколько. Мы знаем о них уже давно. Пятьдесят лет назад у нас ужебыли подобные случаи; язва желудка, туберкулез, хронический артрит, кожныезаболевания. Все они являются психогенными при определенных условиях.

Доктор Эванс: И даже рак?

Доктор Юнг: Вы знаете, иногда я задавался вопросом опсихогенных причинах этой специфической болезни; ведь она не может появитьсяпросто так. Я уверен, мы еще много не знаем о раке. Любая болезнь сопряжена психической реакцией, поэтому нас всегдаволновал вопрос, как лечить подобные недуги. Не смотря на то, что иногда сложнодоказать психогенный фактор болезни, от психологической помощи зависит оченьмногое. Возможно даже жизнь человека. Если Вы испытываете физические страдания,связанные с определенным заболеванием, Ваша психика уже реагирует на этотнедуг. Ангина — типичная психическая болезнь, просто ее физические последствия достаточносерьезны. Вы можете спросить, какая связь психики с этим заболеванием? Яотвечу: не исключено, что психологический фактор способствовал росту этой инфекции.Когда диагноз установлен, у Вас высокая температура или нарыв, Вы, конечно, неможете вылечить это с помощью психологии. Но предотвратить болезнь с помощьюнее весьма возможно.

Доктор Эванс: Таким образом, Вам хорошоизвестны все преимущества психосоматической медицины.

Доктор Юнг: Я уже давно об этом знаю.

Доктор Эванс: Вас не так просто удивитьновыми открытиями…

Доктор Юнг: Нет, возьмем, к примеру, токсическийаспект шизофрении. Сейчас об этом говорит каждый, я же написал об этомпятьдесят лет назад. Америка, не смотря на прогресс в технологи, в психологииотстала на несколько десятков лет. Вы просто не замечаете этого, но это факт.Соглашусь с общепринятым утверждением,что Вы еще не готовы к осознанию некоторых вещей. Есть много тайн, которые людиеще не разгадали. Я рассказал Вам случай богослова, который даже не знал чтотакое бессознательное, он принял его проявление за мистическое озарение. Тот,кто считает себя мистиком, на самом деле просто идиот, ничего не смыслящий вопределениях психологии.

Доктор Эванс: Действительно, нет ничегомистического в Ваших утверждениях. Развивая эту тему, давайте обсудим другоедостижение психосоматической медицины, связанное с использованием наркотическихпрепаратов в решении психологических проблем. То, что наркотики издавнаиспользовались людьми для облегчения физической и психической боли, это исторический факт. Однако, нашевнимание заслуживают те успокаивающие лекарства, которые не вызываютпривыкания.

К таким, конечно,относится известный во Франции препарат, хлорпромазин. За ним следует такоенаркотическое средство, как reserpine-serpentina и разнообразие других, болееумеренных транквилизаторов, известных такими торговыми марками как»Милтаун» и «Эквинал». Они в свободном доступе дляпрактикующих специалистов и терапевтов, которые могут прописывать их своимбольным. Сегодня эти средства так же доступны, как аспирин. Их используют дляснятия каждодневных стрессов, в то время, как сильными транквилизаторамиснабжают тяжелых душевнобольных, например, шизофреников.

Доктор Юнг: Эта практика очень опасна.

Доктор Эванс: Почему Вы думаете, чтоэто опасно? Предполагается, что эти наркотики не вызывают привыкания.

Доктор Юнг: Они вызывают такое жепривыкание, как к морфию или героину. От них формируется зависимость. Вы незнаете, что Вы делаете, используя подобные препараты. Это обычноезлоупотребление наркотиками.

Доктор Эванс: Но доказано, что они неформируют привычку и не вызывают физическую зависимость.

Доктор Юнг: О, да, так все говорят.

Доктор Эванс: Вы думаете, что от нихформируется зависимость психологического характера?

Доктор Юнг: Да. Есть много наркотиков,которые не вызывают привычки, морфий, например, но от них появляетсязависимость психологического плана и это так же страшно.

Доктор Эванс: Вы общались на эту тему стеми людьми, кто поставляет эти специфические наркотики и транквилизаторы?

Доктор Юнг: Я не могу это обсуждать.Видите ли, с нами согласны лишь немногие. В Америке все подсажены на эти порошкии таблетки. Все вполне счастливы, мы же пока не зашли так далеко. Американскаяжизнь идет настолько жестким инеспокойным путем, что Вам необходимо чем-то компенсировать свое психическоесостояние. Вы вынуждены все время успокаивать свое бессознательное, потому чтооно находится в постоянном шуме и, при малейших провокациях в Америке могутначаться большие волнения. Посмотрите на восстание современной молодежи в Вашейстране, на сексуальный бунт и т.д. Эти сопротивления происходят, потому что естественныйи нормальный человек находится в открытом протесте против жестокой формыамериканской жизни. Американцы абсолютно лишены естественного развития и в этом,в том числе, есть вина наркотиков.

Доктор Эванс: Но что Вы можете сказатьотносительно лечения людей с серьезными психическими недугами? У нас естьпроблема с психически больными пациентами, находящимися на госпитализации.Например, некоторые шизофреники настолько замкнуты, что психиатрам фактическиневозможно взаимодействовать с ними; поэтому во многих больницах Соединенных Штатов для успешного лечения применяют такиепрепараты, как хлорпромазин. Я не думаю, что большинство наших врачей считают,что наркотики сами по себе исцеляют пациентов, но они, по крайней мере, делаютих более поддающимся терапии.

Доктор Юнг: Остается вопрос –естественна ли их податливость или просто вызвана действием лекарственногосредства? Я уверен, что в таком состоянии люди очень подвержены внушению, поэтомулюбой гипноз будет иметь эффект. Вы знаете, что любой наркотик или шок ослабляютжизненные силы, делая людей доступными для воздействия. Безусловно, на первыйвзгляд это помогает, но конечный результат будет плачевным.

Доктор Эванс: Предлагаю ненадолгосменить тему. Профессор Юнг, я знаю, что нашим студентам было бы интересно узнатьВаше мнение относительно того, какие дисциплины, кроме основной специализации,должен изучать будущий психолог. Например, одно из мнений гласит, что этодолжны быть точные науки, такие как статистика и экспериментальный дизайн.Другие считают, что исследование гуманитарныхнаук более важно для студента, желающего познать человеческую психику.

Доктор Юнг: Когда Вы изучаете психологию,сложно не заметить, что сущность человека состоит не только из инстинктивныхпроявлений, поэтому исследование чисто биологических аспектов не достаточно. Существуетмного других определяющих факторов поведения. Необходимо изучить социальнуюсторону жизни человека. Вы должны учитывать факт, что существуют различные видыобществ, наций, традиций; и в наших интересах изучать человеческую психикуисходя из этих стандартов. Этот момент действительно заслуживает внимания. Вовремя моих экспериментов с ассоциациями, встал очевидный вопрос: «Что жетакое бессознательное? Из чего оно состоит: из остатков сознания или изнезависимых факторов?». И скоро я пришел к выводу, что бессознательноесуществует само по себе. Понаблюдайте снова и снова, например, анализируя снылюдей или фантазии шизофреников, в которых содержатся побуждения, никак несвязанные с окружающей средой. Много зависит от веры, что душа родившегосяребенка не чистый лист, а набор определенной комбинации генов; и хотя генысодержат в основном динамические факторы и предрасположенность к определенномутипу поведения, у них, несомненно, есть огромная связь с душой. И как только Вызагляните в нее, то увидите в ней определенные качества характера. Объяснениеэтого лежит в основе элементов, зародившихся в психике, в основе сознанияребенка, которое определяет его дальнейшее развитие. Это одна сторона медали.

С другойстороны, человек живет в определенной местности, взаимодействует с людьми, поэтомуокружающая среда тоже влияет на совокупные черты его характера. Это усложняетзадачу, так как природные и экологические факторы уже не субъективны, аобъективны. Общие социально-бытовыеусловия, законы, убеждения и взгляды имеют непроизвольный характер. Ониобусловлены историей человечества и определяют мысли и свойства души людей впрошлых эрах. История развития сознания Вселенной состоит из совокупности этихэлементов. Когда я написал свою первую книгу о психологии бессознательного, я сформировалсвое видение относительно этого. Человек, живущий в современном мире, не долженуравниваться общей статистикой, иначе он утрачивает свою «целостность», своюисторию. Он должен ощущать свое «я», то, что он представляет собой в действительности.Точные науки всегда приводят усредненные данные, сводят все к общему среднемупоказателю, но люди-это не числа. Они имеют индивидуальные качества личности.Здесь статистика неуместна. Это очень неподобающий метод, даже непристойный, потому что им Вы уничтожаете историю человека,его мифологию, и он становится просто средним числом, просто никем. Он лишается самой главной ценности, своейуникальности. Проблема в том, что никто не видит и хочет понять эти простыевещи. Науки не должны пренебрегать гуманитарными исследованиями. Мы не можемрассматривать человека отдельно от его прошлого, его семьи, его рода. Толькоглупцы думают, что мы рождаемся без истории, с сознанием чистым, как белый лист.Это абсолютно неверно. Если Вы живете с отрывом от своего прошлого, это похожена рождение без глаз и ушей. Вашипопытки почувствовать внешний мир не увенчаются успехом. Хотя точные наукивнушают нам, что связь с прошлым не имеет значение и удобнее стереть это изпамяти, без него человеческое сознаниенеполно. Из моей практики, я заметил, что анализ своего прошлого производитнеизгладимый терапевтический эффект. Могу рассказать Вам случай с однойеврейской девочкой. Ее отец был банкиром. Она имела отличное систематическоеобразование и большой жизненный опыт в современном обществе, но ей совершенноне были знакомы традиции ее предков. Исследуя историю ее семьи, я узнал, что еедедушка был отшельником в Галисии. Благодаря этой подсказке, я уже знал всю ееисторию, и позвольте мне объяснить почему. Эта девочка страдала отспецифической фобии, ужасной боязни, и уже проходила психоаналитическоелечение, но без особого эффекта. Она действительно была ужасно изведенаразличными страхами и постоянно находилась во взвинченном состоянии. Путемнаблюдения, я выяснил, что девочка блокировала в себе значимые влияния своегопрошлого. Например, тот факт, что ее дедушка был отшельником, она считала мифоми подавляла его в себе. Ее отец также сопротивлялся этому аскетическомувлиянию. Тогда я просто сказал ей, «Ваша фобия-это боязнь прошлого, примите егои не утрачивайте с ним связь. Так Вы избавитесь от страхов». Вы знаете, эффектне заставил себя долго ждать и в течение недели она избавилась от всех фобий итревог, которые беспокоили ее на протяжении многих лет, так как моя подсказкаподействовала на нее, как удар молнии. Я очень быстро обнаружил источник еепроблемы. До этого она была абсолютнопотеряна. Ей казалось, что находясь в подвешенном состоянии, она чувствоваласебя неплохо, но на самом деле она была сильно измучена и подавлена.

Доктор Эванс:Что мы можем извлечь из этого замечательного случая, доктор Юнг?

Доктор Юнг:Это иллюстрирует то, что наше сознание неполно и это не имеет никакого смысла,когда мы — только «среднее число » и чем больше таких людей, тембыстрее деградирует общество. Возникает так называемое «идеальноегосударство» или «рабское государство». Если Вы хотитепочувствовать себя таким, поезжайте в Россию. Там Вы будете «среднимчислом» и будите чувствовать себя замечательно. Но заплатите за это оченьвысокую цену, вся Ваша жизнь попросту будет сгорать, как у этой девочки. Я знаюмного случаев подобного рода.

Перевод Альма