17.05.2016
0

Поделиться

Фортуна

К олглавлению

Фортуна

Десятый большой аркан Таро выражает идею судьбы, фатума, предопределения. Первая мысль, которая приходит при созерцании картины этого аркана, — об изменчивости судьбы. Сразу вспоминается знаменитое изречение Гераклита: «Ничто не постоянно кроме изменений». Десятый аркан представляет достаточно зрелый, философский взгляд на реальность, когда факт непостоянства бытия в полной мере постигнут. Колесо вращается, и то, что было вверху, на следующем витке опустится вниз, а то, что пало до нижней точки бытия, поднимется наверх. Победа сменяется поражением, молодость старостью, жизнь смертью. Ничто не постоянно, ничто не надежно, ничто не существует в качестве неизменной реальности.

При этом в образе десятого аркана содержится идея неизменности, выраженная центром колеса. Неизменен центр, изменчива периферия. До десятого аркана сознание могло позволить себе устремляться к внешним явлениям, однако теперь это уже не актуально: происходит экзистенциальное разворачивание от внешнего к внутреннему, от периферии к центру.

Рассмотрим символику десятого аркана более подробно. Периферийные образы этой карты в разных колодах Таро существенно различаются — в Висконти это люди, в Марсельском Таро — что-то вроде обезьян, у Кроули — и вовсе мифологические существа, о символике которых мы будем говорить далее. Однако центральный образ остается неизменным — колесо.

Колесо — первичный, исконный символ, с древности имеющий массу противоположных и зачастую взаимоисключающих смыслов.

С одной стороны, колесо — это самый совершенный образ Бога. Николай Кузанский определяет Бога как «круг, центр которого везде, а окружность — нигде». Символика круга в сакральных изображениях прослеживается во всем мире, начиная от древнейших образов Космического Яйца и заканчивая тибетскими мандалами. В современной глубинной психологии существует очень действенная практика, основанная Юнгом, — рисование мандал. Сам процесс рисования мандал, помещения своих фантазий в круговую структуру, часто оказывает целительное действие.

В оккультной традиции круг связан с идеей защиты. Так, при работе с духами маг создает защитный круг, который укрепляется тайными именами богов, дабы вызываемый дух не убил вызывающего. В аркане Колесо Фортуны на новом уровне разворачивается ключевая идея, которая была затронута в девятом аркане, — идея теменоса, освященного защитного пространства. Границы теменоса расширились: если для Отшельника он ограничен его плащом и капюшоном, то в десятом аркане обретает четко выраженное пространство.

Однако круг имеет и другие коннотации. Например, образ Колеса Сансары как замкнутого круга и дурной бесконечности. Да и сама метафора Колеса Фортуны очень неоднозначна. С одной стороны — удача, успех. С другой — эфемерность этого успеха. Кажется, в образе круга соединились самое возвышенное и самое низменное, мандала и дурная бесконечность, Бог и иллюзия.

И если приглядеться, изображение колеса на самых старых картах более всего напоминает… пыточное колесо! Древнейшее изображение Колеса Судьбы не располагает к оптимизму — вверху царь, внизу — умирающий старик, на хребте которого держится колесо. Старик умрет, и царь будет низвергнут вниз, на его место.

Старинный варианты этой карты выражают пессимистическую метафизику, свойственную традиционалистской культуре: мир движется в сторону все большего увядания, порчи и смерти — от золотого века к веку железному, который в конечном счете низвергнется в свинцовое небытие Сатурна. Старик умрет, царь станет стариком — вектор понятен.

На карте Марсельского Таро на смену человеческим фигурам приходят обезьяны, которые символизируют невежество. Обезьяны слепых влечений, раскручивающие пыточное колесо, — очень выразительный образ восприятия судьбы средневековым человеком. Позднее в Таро Уэйта обезьян сменяют три странные персонификации — змея, осел и сфинкс. Эти же образы — с некоторой корректировкой — переходят впоследствии и колоду Кроули.

Интересно, что «классическое» уэйтовское изображение десятого аркана далеко не уникально. Много общего с ним мы найдем в уже упоминавшемся тибетском символе, известном как Колесо Сансары.

Колесо Сансары

Прежде всего следует понять, что данное изображение представляет собой предельно пессимистический образ мира как замкнутого колеса. Внизу ад, вверху рай, но рай рано или поздно меняется местами с адом и все начинается с начала. Основными движущими силами колеса являются три животных: змея, представляющая гнев, петух, представляющий желания, и свинья, представляющая невежество. Если брать нашу карту Таро, то осла можно соотнести со свиньей, а змея змеей и остается. Труднее всего приходится с образом сфинкса, который вроде бы не имеет никаких ассоциаций с петухом, но если вспомнить, что именно сфинкс символизирует в мифе власть Великой Матери, этот аспект тоже становится на свое место.

Чтобы лучше понять десятый аркан, нам необходимо рассмотреть символизм тройки и четверки. Согласно Юнгу, истинные мандалы, представляющие высшую реальность, реальность Самости, имеют четверичную природу. Например, круг, разделенный на четыре части (крест в круге), или квадрат в круге с четырьмя вратами. Образ мандалы в таком виде представлен в «Книге Закона» как «дворец, куда ведут четверо врат».

Мандала из «Красной Книги» Юнга.

Привычная тибетская мандала.

Мандалы же, имеющие троичную структуру, Юнг рассматривал как «искаженные» или «поврежденные», «мандалы дурной бесконечности», «псевдомандалы».

Рассмотрим картину десятого аркана как мандалу. В Марсельском Таро однозначно преобладает символика тройки и мандала больше напоминает образ пыточного колеса. В Таро Уэйта происходит интересное расширение символизма: тройка как бы уравновешивается четверкой — образами четырех херувимов. Поэтому карта становится нейтральной — ни позитивной, ни негативной, но, как верно определил Хайо Банцхаф, «образом поворота Колеса Судьбы». Куда повернет это колесо, мы не можем знать — карта указывает только на неизбежность смены личностного статуса индивида.

Теперь давайте проанализируем картину в Таро Кроули. На первый взгляд преобладает все тот же пессимистичный тройственный символизм — вверху восседает Сфинкс, вниз падает Тифон, а вверх карабкается неутомимый Германубис. Можно было бы сказать, что четвертым является колесо, но это было бы интеллектуальным мошенничеством. На самом деле четвертый элемент — это звезда в центре колеса, неподвижный центр, олицетворяющий Истинное «Я», которое неизменно в потоке изменений.

Звезда имеет десять лучей, что указывает на символику Древа Жизни. Десятка в эзотерическом символизме — это единица, вышедшая на новый цикл. Звезда в центре колеса на новом уровне возвращает нас к символике пентаграммы в груди Жреца пятого аркана и к ключевой для понимания метафизики Телемы идее: «Смотри не вверх, а внутрь — звезда видна».

Именно появление звезды как образа истинной Суверенности полностью трансформирует символизм десятого аркана. Это более не пыточное колесо и не Колесо Сансары, вращаемое слепыми силами. Это круг, в ядре которого сокрыто Божественное Начало, Звезда звезд. Пробудить эту сокровенную силу — задача духовной практики. В качестве пояснения десятого аркана Кроули разработал «Ритуал колеса фортуны», в котором три действующих лица странствуют в поисках четвертого, которого нельзя достичь «ни сушей, ни морем» и который представляет собой «ось колеса и куб в круге».

Кроули уходит от традиционалистской пессимистической метафизики и, рассматривая бытие «как чистую радость», видит в истории не путь угасания, но, напротив, путь эволюционного восхождения. Новая эра всегда представляет более высокую и более полную реализацию метафизического принципа, чем предыдущая, поэтому и символика десятого аркана в системе Кроули прямо противоположна традиционной — не негативна, но позитивна.

В традиционной системе инициации существует деление мистерий на малые и большие. Десятый аркан — это завершение малых мистерий и обретение того, что Ремо Рот определил как uniо corporalis, или «единое совершенное тело».

Десятый аркан у Кроули является иллюстрацией переживания судьбы Сувереном. Изменение названия с «Колеса Фортуны» на «Фортуну» может показаться досадным упрощением, однако это поверхностное впечатление исчезает, если разобраться в том, как Кроули понимает Юпитер, или Большую Фортуну. Кроули делает акцент на расточительности природы, ее тотальной щедрости и изобильности — качествах, которые начинает проявлять Суверен. Если раб пребывает в вечном ожидании «щедрот судьбы», то Суверен стремится сам стать в центр круга и стать источником этих щедрот. Согласно одной из каббалистических доктрин, Люцифер восстает против Бога, потому что хочет не довольствоваться пассивной ролью получателя божественных благ, но, подобно Богу, растрачивать себя. Результатом этой люциферической растраты и становится творение Вселенной.

Понятие суверенности представляет собой сущность онтологии десятого аркана, которая часто пересекается с онтологией аркана 15. Эта тема раскрывается наиболее полно в философии Жоржа Батая. Моделью для Суверена является Солнце, которое постоянно растрачивает себя; в этой изобильной трате жизнь и черпает свою силу. Суверенный человек тратит доступный ему ресурс, а когда ресурс исчерпан — и самого себя. Природа суверенной траты не имеет ничего общего с аскетизмом и отречением от мира, когда аскет отказывается от настоящего ради будущего. Для Суверена существует лишь вечно длящееся настоящее, наполненное совершенными мгновениями предельного бытия. Его мотивация к трате — предельные мгновения, в которых мгновение оказывается равно вечности, а сам он на миг уподобляется Солнцу. Не имеет это ничего общего и с тепловатой добротой буржуа, выбирающего рождественские подарки. Суверенная растрата себя — это высшее воплощение Воли-к-Могуществу (пожалуй, так точнее назвать ницшеанскую Волю-к-Власти). Она подобна жертвоприношению, целью которого, опять-таки, является не облагодетельствование другого, но экзистенциальное возвышение себя через уподобление Богу. Послание десятого аркана можно сформулировать одной фразой: «Хочешь быть подобным Богу — трать».

В некотором смысле десятый аркан сущностно противоположен аркану 8. Восьмой аркан требует от нас рассудительности, осторожности и взвешенного (его зодиакальный знак — Весы) решения, учитывающего все тонкие равновесия сил. Это аркан дипломатии. Десятый аркан, напротив, требует радикальной растраты, которая зачастую может казаться безумием, но в этом безумии благая судьба поддерживает своего любимца, и даже его крах в итоге несет печать величия Цезаря. В своем стремлении к уподоблению Центру, к слиянию со Звездой — Фортуна стремится взорвать все устоявшиеся равновесия как бессмысленные.

Еще один аспект значений десятого аркана связан с его интегрирующим и сплачивающим действием. Представьте себе, что вы поместили в плавильную печь множество металлических опилок. Под действием высоких температур эти опилки расплавились и наполнили некую форму. Когда форма застыла — магистерий закончен. Вот так действует мандала. Происходит переживание Великого Единства, и из разрозненных фрагментов психики выплавляется подлинная индивидуальность.

Но это — лишь половина магистерия. Впоследствии выстроенная индивидуальность проходит через ряд куда более сложных процессов, вступая во взаимодействие с полностью автономными психическими силами.

Еще один важный ключ, который дает Кроули к этому аркану, — это символ анх в самом низу карты. Символично то, что анх, символ вечной жизни, находится в самом низу карты в руках у падающего Тифона. В этом повторяется ключевая идея индивидуации — только спустившись на самое глубокое дно, в нижнюю точку, возможно начать восхождение. Самая черная тьма наступает перед рассветом, а самые тяжелые атаки сознание испытывает в одном шаге от окончательной интеграции. Иными словами, речь идет о дублировании символики V — инициатического пути, который в первой фазе подразумевает нисхождение а во второй восхождение. Здесь символ V заменен анхом, но его локализация в самом нижнем месте карты позволяет понять главное послание карты. Говорят, одной из учениц Юнга приснилась что она находится по шею в бочке с нечистотами, а мимо проходит Юнг, который в ответ на ее просьбы о спасении отвечает: «Не из, а через» и погружает ее в бочку с головой. Это гротескное изображение (образы бессознательного, будучи сырыми продуктами психики, часто выглядят гротескно) нисхождения намекает на важнейшую эзотерическую истину, которую мы определили как Тайну Иерофанта.

Анх — это еще и планетарный символ Венеры, соответствующей сфире Нецах. Если мы вспомним, что правый Столп Древа Жизни (на котором лежит Нецах) — это Столп Милосердия, который всегда соотносился с исключительно благим воздействием Высшего Принципа, становится понятно, почему Кроули придал этой карте безусловно положительное значение.

К олглавлению