Гностическое Таро

Кристин Пэйн-Таулер

Гностическое Таро

Предмет изучения гностицизма в целомслишком обширен, чтобы всесторонне осветить его в такой небольшой работе, какэта. История этого духовного пути намного древнее христианства и охватываеттерриторию, включающую в себя большую часть Западной и Восточной Европы,Ближний Восток, Северную Африку, Индию, Китай и Россию.

Учитывая вовлечение в гностицизм такогоколичества культур и языков, его широкое распространение, богатое наследие ипериодическое возрождение его различных направлений и версий на протяженииболее двух тысяч лет, единого понятия гностицизма не существует. Мы должныдовольствоваться тем, что гностицизм является кроной дерева, которая скрываетмножество боковых отростков, а именно, конкурирующих идей и экзотических формпрактики.

На основе поразительной истории этогонаправления веры, в особенности той ее части, которая касается взаимодействия сРимской Католической Церковью, можно написать целую книгу. Основание римской церкви в IV в. н. э.знаменовало начало трех веков стремительного развития христианства. Но этопродолжалось недолго. Регулирующий орган Рима окончательно установил «основнуюлинию партии». Изначально каждый епископ мог изучать, преподавать и писать все,во что он верил, и многие из них находились под влиянием гностической мысли. Нокак только был установлен канонический «стандарт» христианства, отцы церквипочувствовали необходимость посмертно отлучить нескольких своих наиболееуважаемых и влиятельных ранних епископов за то, что они впали в ересьгностицизма! Неудивительно, что этот личностный кризис, сопровождавший рождениецеркви, привел к тому, что в дальнейшем церковь всегда оставалась на стражеборьбы и активного противостояния с любыми проявлениями гностической мысли вовсе последующие годы истории христианской Европы.

Тем гностикам, которые считали себяпоследователями Мастера Иисуса, данная внутрицерковная цензура открыла истинныйхарактер нового религиозного института, называемого Римским Католичеством.Полувоенный подход всей церкви к своим «нерегулярным» членам так никогда и небыл смягчен, несмотря на то, что гностики и христиане зачастую использовалиодни и те же писания, и служили как бы перед одним и тем же алтарем.

Разница между христианами-гностиками(которые составляют лишь малую часть ото всех гностиков) ихристианами-католиками заключалась в интерпретации смысла человеческой жизни ирасхождении в вопросах проявления Высших Сил. Также различалось место женскогообраза в пантеоне Высших Сил.

Необходимо предупредить, что данное эсселишь поверхностно касается обширной мозаики, которой является гностицизм.

Гностицизми Таро

Для того чтобы прояснить отношение Таро кгностицизму, важно уточнить, что «Гностического Таро», как такового, несуществует. Однако также верно, что всякая колода Таро – гностическая. Причинатакого парадокса заключается в различном прочтении и интерпретации одних и техже персонажей книги Бытия гностиками и христианами-католиками. Художники,рисовавшие ранние колоды, взяли эту двусмысленность на вооружение. Так,например, карта Верховная Жрица может быть интерпретирована верующимихристианами как аллегория для Матери-церкви, в то время как гностики увидят вней женскую ипостась Папы Римского, Папессу, что для первых являетсяеретической идеей.

Таким образом, гностицизм скрыт в Таромежду строк, как и различные другие эзотерические прочтения с изображенийранних колод, создаваемых вручную. В современных колодах правильныеинтерпретации узнать гораздо легче, так как авторы сами с удовольствием имделятся в большинстве случаев. Трения между церковью и еретиками зашли в тупик:церковь пришла к пониманию, что она не сможет убить всех еретиков в Европе инаоборот, что велик риск создать собственных еретиков, таких, например, какМартин Лютер и все последующие. Благодаря послаблению власти церкви в эпохуРенессанса, гностики стали вести себя более открыто. Поэтому стало возможным,что из философии и искусства, окружающего Таро, пропала былая анонимность, такчто мы имеем возможность узнать больше о членах Тайного Общества, благодарякоторым оно развивалось.

В силу вышеперечисленных аргументов, целинашей работы требуют, чтобы мы усмотрели гностический подтекст в каждой картеТаро, которую мы анализируем. Разумеется, со времен Эттейлы, жившего в серединеXVII в. практически каждое новшество в сфере Таро было привнесенорозенкрейцерами, масонами, мартинистами или некоторыми другими ТайнымОбществам. Среди старых колод лучшим идентификатором участия гностиков впроцессе создания карт, за исключением, разумеется, тонких намеков, сокрытых всамом произведении искусства, является реакция церкви на колоду, а также ееотношение к самому художнику, распространителю или к региону, в котором быласоздана данная колода. Необходимо помнить, что в гностической мысли наблюдалосьзначительное разнообразие. Например, существовала доисламская гностическаяшкола, а также гностики, культурно остававшиеся иудеями, египетский (коптский)гностицизм, зороастрийский и герметический гностицизм. Они верили в разныевещи, хотя все эти древние культуры основывали свое коллективное творчество наПятикнижии Моисея. Это не просто иудейский святой текст. Многие истории,которые Моисей рассказал в своих книгах, относятся к вавилонской, аккадской ишумерской устной традиции.

Далеко не каждый искатель духовностисоглашался с Моисеем в вопросах истории. Так, со времен Александра Македонскогои вплоть до Французской революции, в подполье гностицизма хранились истории,отрицающие ортодоксальный иудаизм, ислам и христианство, сохраняя жизньальтернативному видению природы человека и его судьбы.

Возможно, изгнание цыган-мусульман иевреев из Испании помогло распространению Таро в виде колоды карт по всемостальным частям Европы. Эти изгнанные меньшинства подарили Европе глубокодуховно настроенных искателей. Европейские Тайные Общества предоставили местодля встречи умов, в целом представляющих собой обособленную и сильнуюоппозицию, не согласную с противоречиями того времени. Я уверена, да идоказательства тому имеются, что Тайные Общества участвовали в еврейско-герметическомгностическом синтезе. Их целью было увидеть яркий свет и осветить им своюжизнь. Для этого они использовали карты.

Гностицизми Богиня

Одна из важных особенностей гностицизма –это мятеж против ветхозаветных религий (основанных на Пятикнижии Моисея) и тех,кто для абсолютизации книги Бытия топтал древние мистерии, зиждущихся напоклонении Богине. Даже в ранние времена, в частности во II в до н.э. были те,кто понимал, что Моисей исказил античные истории сотворения мира, чтобы исключитьженскую сторону Божества из числа участников этого процесса. В прошломсемитские народы поклонялись Богине как полноценному партнеру создателя, и оней никогда не забывали, даже когда иудеи полностью посвятили свой культ Иегове(JHVH) как единственному истинному Богу.

Вспомним хотя бы каббалистический миф о«дочери Бога» по имени Матронит. Первые упоминания о ней относятся ко временамсоставления Талмуда, а именно, I-V вв. н.э. В мистической литературе каббалистыназывали ее несколькими именам: Шехина, Малкут, Божественная Женщина, угловой камень, отброшенный строителями идр. Согласно этой древней концепцииБог-Отец и его Супруга существуют в более летучем состоянии, нежеличеловечество, и человеческое сознание не может достичь их и ощутить ту реальность,в которой они пребывают. Тем не менее, Сын и Дочь Божественной Пары являются,своего рода, тенью своих родителей, и эта тень достигает нашего падшего мира,соединяя человечество и «падшее» создание с высшей реальностью. Со временем,когда миф существовал уже достаточно долго, он перестал быть сугубо иудейским,и стал гностическим, а позже и христианским, эту пару начали называть Христос иСофия).

В своей книге «Иудейская богиня» РафаэльПатай утверждает, что «существует определенное сходство между историей жизни,характером, поступками и чувствами, которыми в иудейском мистицизме наделялиМатронит и мифологическими персонажами Ближнего Востока, и это те черты,которыми ближневосточные философы наделяли свою богиню, постоянноприсутствовавшую в их пантеонах.

Среди них Соломонова Ашера или Асторет,Иштар из Аддада и еще более древние богини, такие, как Астарта из Библа.Согласно Патаю, ее основные атрибуты – это девственность, и при этомразвратность, материнские черты и кровожадность. Она является архетипом четырехдревнейших женских ролей в традиционных отношениях с мужчиной: сестра,любовница, мать и убийца. Патай старается сравнить темную и горькую сторонуМатронит, ее темный лик, с индийской богиней Кали, которая также черна и такжеявляется собирательницей мертвых.

В богине, изображенной на картах Таро,можно найти образы, демонстрирующие качества Матронит. Чтобы составить списокее атрибутов, можно рассмотреть четырех Королев, каждая из которых являетсядевственницей. При этом Королева Жезлов также содержит в себе черты сестры,Королева Монет, демонстрирующая распущенность – любовницы, Королева Чаш,обладающая материнскими качествами и милосердием – мать, а кровожадная КоролеваМечей – убийцу.

В Старших Арканах Таро также можно найтитемную сторону Богини. Впервые данный образ появляется на АлександрийскомГерметическом Таро Ибиса, а другие художники просто перерисовывают его состаринной копии Фалконьера в документе Фратера Люциса («Континентальное Таро»).В этой колоде Королева Чаш держит в руках чашу, наполненную гранатовымизернами, что является еще одной параллелью между иудейскими собирательнымимистериями богини и египетским культом Исиды.

На этом же Таро появляется коронованнаямонета на карте Туз Монет, деталь, присутствующая также на Таро Аугустуса Наппаи Мэнли П. Холла. Эта коронованная монета представляет Малкут, один из титуловШехины и Матронит. Также это символ Богини в мире у мистиков Меркабы,практиковавших еврейский гностицизм еще до каббалистов. По этой же причинекарта Мир сама по себе представляет собой Богиню, восседающую на троне материи.Четыре элемента подчиняются ей, а Земля вращается под ее стопами. Я могудобавить, что колода Наппа-Холла особенно интересна в этом контексте. Мэнли П.Холл оккультист, работавший в 20-30 гг. XX в., в процессе систематизации знанийвеличайших мировых Мистических Школ и их учений собрал прекрасную библиотекуиллюстраций, с которых можно было срисовывать образы во время составления своейсобственной колоды.

Под ближайшим рассмотрением становитсяочевидным, что как и в Таро Ибиса и всех других, относящихся к этому течению,Холл перерисовал с копии Фалконьера или Брата Люциса. Карта являетсяпрактически точной ее копией, за исключением того, что в отличие от египетскогостиля колоды Фалконьера, у Наппа/Холла персонажи помещены в европейскоеокружение и одеты по-европейски.

В колоде Наппа/Холла карты, относящиеся кмасти Чаш, подчеркивается царственность магической чаши, Святого Грааля.Королева Чаш уже не черная и чаша представлена здесь так, как ее знали вЕвропе, но обе они кипят и бурлят от потенциальной энергии в руках Короля иКоролевы, что, с уверенностью могу сказать, взято из книги «Святая Кровь.Святой Грааль». Эта популярная книга детализирует гностическую «ересь» о том,что Иисус из Назарета был женат на Марии Магдалине, и в этом союзе были дети(об этом также можно прочесть в книге «Эзотерические истоки Таро»). Послераспятия Иисуса, она бежала с семьей через Средиземное море в Марсель и жилавсю оставшуюся жизнь, тридцать лет, в Европе.

Энциклопедичное исследование СьюзанХэскинс «Мария Магдалина» описывает детали из писания, мифов и легенд об этойисторической героине. Но определенно, это традиционная версия, в противномслучае, Холл не стал бы так часто возвращаться к этой гностической ереси всвоей колоде Таро.

Также он не склонен использовать в своейколоде современное прочтение истории Таро. Его колода была опубликована в 1929году, тогда как все вышеперечисленные схоластические исследования появилисьтолько в течение последних 30 лет.

Так как художники-гностики и мистикивозвратили и возродили женский аспект Божества в образах Таро, через века донас дошло множество его вариаций. Было бы неправильно сказать, что любоестаринное Таро, среди Старших Арканов которого преобладают женские символы дажев тех местах, где другой художник использовал бы мужской, отображаетгностический уклон колоды. В дальнейшем в этой работе я еще приведу очевидныепримеры среди множества различных колод.

Гнозис– прямое знание

Согласно ветхозаветным религиям, прямоймистический или духовный опыт не был доступен обычным людям. Целью же гностиковбыло достижение глубокого соприкосновения с Таинством при любой возможности.Каждая гностическая община

стремилась к личному близкомусоприкосновению с божественным, почти так же, как те, что были доступныпоследователям традиционных древних Мистических Школ.

Гностики читали древние герметические ииудейские евангелия, не канонизированные в иудео-христианских Ветхом и НовомЗаветах и возражали против иудео-христианского объяснения монотеистическогоБога-Отца, происхождения человека и судьбы души. Они чувствовали, что можетбыть найден простой способ объединить человечество и божественное безвмешательства священнослужителей и без создания церковной иерархии. В частности,они поклонялись Софии и защищали ее, Мудрость Господню (как она упоминается вкниге Бытия), которая в самом начале участвовала в сотворении мира вместе сОтцом. В обществе гностиков, глубокое уважение к женскому аспекту отражалось ина отношении к женщинам.

Доктор Льюис Кайцер и Стюарт Капланнапоминают нам о том, что в самых ранних колодах Таро представлена женщина,одетая в церковную одежду. Эта карта называется «Папесса». В Таро Мантегна этотобраз помещен на вершину человеческой иерархии и является наиболее приближеннымк Богу, представителем человечества в мире Бога, женщина, достигшая наивысшегоразвития. Учитывая тот факт, что это толкование было написано в 1400-х годах,это очень серьезное заявление.

Гностики:пессимисты и оптимисты

Одна из основных позиций гностицизмаявляется предметом философских споров уже множество веков и обсуждается по сейдень. Особенно хорошее определение данной концепции дано в следующей цитате изкниги «В поисках изначальной традиции и космического Христа», написанной ОтцомДжоном Россером, доктором философии: «Между так называемыми «оптимистическими»и «пессимистическими» формами дохристианского эзотеризма должна быть проведеначеткая грань. Оптимистический гностицизм смотрит на мир как на нечто благое,как на божественный живой мир, так как он был оживлен божественным фимиамом иможет быть активирован каждым человеком, который является участником процессасоздания совместно с Богом и жрецом Природы. В этом случае задачей человекаявляется не «побег из мира», но пробуждение и одухотворение людей, мест иприроды для того, чтобы они стали «Храмом Святого Духа». Человек сам развиваетгнозис для того, чтобы стать Богом или вернуться к состоянию Бога, чтобы знатьБога и постоянно чувствовать его существование. Как маги и теурги в иконографииегипетских карт Таро, человек проводит на землю божественную энергию и свет, стем, чтобы наделить объекты физического мира определенной формойбожественности, осеменить их Духом».

По мнению Френсис Йетс, автора книги«Джордано Бруно и герметическая традиция», оптимистическую форму гностицизмаможно найти в древнеегипетской «религии мира». Существовала позитивнаягерметическая концепция «богоданного создания», которое должно быть спасено иобожествлено, а не наоборот, уничтожено (как это подразумевается впессимистической версии гностицизма). Данную позитивную концепцию добрадействительно можно найти в египетских источниках древнееврейских Моисеевыхконцепций книги Бытия, и она являлась источником классических греческих трудовпо метафизике Пифагора и Платона. Эта раннее египетское понимание гнозиса,позднее было заменено эллинистическим отрицанием в религии гностицизма в началехристианской эры.

Несколькими абзацами ниже Росснер пишет,что во времена Возрождения, Фичино и Джордано Бруно верили, что оптимистическоеразнообразие раннего египетского протогностицизма позднее было привнесено вМоисееву традицию и в книги Нового Завета в позитивной философии Иисуса иИоанна (автора четвертого Евангелия) и Павла. Оно также может быть найдено видеях герметического неоплатонизма ранних веков христианства.

Если мы вспомним, что Таро Эттелии былосоставлено и создано на той же волне оптимистического герметическогогностицизма, переданного в тексте «Божественной скрижали» Гермеса Трисмегиста, мытакже отдаем дань, где необходимо, и возвращаемся к изучение этой удивительнойколоды Таро, понимая ее в новом свете и более глубоком ключе.

В отличие от гностиков оптимистическогонаправления различного толка, огромное количество негативно настроенных мыслителей,считали, что мир материи и пространства-времени скорее является тюрьмой, нежелираем. Гностики смотрели на земное воплощение как на «падение», веруя, что это иесть наказание. Другие видели в погружении в материю результат борьбы добра изла на небесах.

Некоторые представители данных группотказались от права иметь потомство, веря, что будучи плодовитыми, они будутлишь игрушкой в руках падших ангелов. Секс в их понимании имел эффектизвлечения душ с небес и привнесение их в этот плен внизу, что являлосьнежелательным, с точки зрения отрицающих материальный мир гностиков. В рядахгностиков-пессимистов были такие, которые исповедовали полный аскетизм,предпочитая свести свои отношения падшим миром и падшими к минимуму и полностьюотказывались от всех мирских удовольствий. В других линиях гностицизма верили,что душе будет не позволено уйти с этой плоскости существования до тех пор,пока она не переживет все опыты, доступные человеку. Это поверье подразумевалолюбые формы вседозволенности и неумеренности, чей нездоровый эффект и заставилисследователей причислить эти направления к пессимистическому, а неоптимистическому гностицизму. Девизом таких гностиков было следующее: «Ешь,пей, женись, так как завтра ты можешь умереть».

Отражениегностических концепций в европейской культуре

Перед тем как мы приступим к изучениювизуального доказательства существования трех основных гностических концепций,проявивших себя в европейском изобразительном искусстве и Таро, давайте сначалапроследим, как эти идеи вмешались, и со временем, действительно, пропиталиязыческую Европу, став настолько популярными, что сумели выжить даже внеспокойные времена перехода к римскому христианству, времена крестоносцев икостров инквизиции.

Астрологические и магические техники быливпервые принесены на запад евреями, освобожденными из рабства после паденияВавилона. Благодаря иудеям большую часть этого древнего знания была сохранена,так как они были одной из первых древних наций, где каждый взрослый мужчина вплемени должен был уметь читать и писать. Евреи принесли свое знание в Европупримерно в 900-х гг. н.э. Мавры, в 650 г. н.э. переселившиеся в Испанию и Франциюспособствовали дальнейшему распространению александрийской философии в Европе,что привело к строительству библиотек и университетов в Мадриде, Толедо,Севилье и Арагоне. Они принесли с собой тысячи манускриптов, содержащихфилософские идеи, накопленные за тысячелетия существования Египта наЕвропейский континент.

Массовые сожжения рукописей, запрет начтение и написание любых книг, всем, кроме самого духовенства Римской Церкви втечение темных веков Средневековья, привели к тому, что большая частьевропейского культурного наследия была либо уничтожена, либо собрана в тайныхбиблиотеках церковных застенков. Языческие, египетские, еврейские, арабскиесемьи, которые сумели найти для себя ниши в христианской Европе, переживалиодну трудность за другой в течение всего времени, пока христиане уничтожалимистерии и места для духовных практик. Евреи, а позже и арабы, переводили иизучали манускрипты, диаграммы и технологии, которые достались им по наследствуот древних предков. В них они заново открывали собственные эзотерические корни.Искусство алхимии, вначале появившееся в Египте для удовлетворения потребностьчеловечества в лекарствах физической, эмоциональной и духовной природы, сталоосновой для донаучных экспериментов. Все это помогло созданию словаря играфической энциклопедии алхимических наблюдений. Арабские исследователи жадновпитывали египетские, иудейские, герметические, гностические и доникейскиехристианские евангелия, включая все это в свои теории эксперименты и проводяэксперименты.

История позволяет объяснить энтузиазм,охвативший Римскую Церковь в организации крестовых походов и желание вернутьсебе Святую Землю христианства. Образованное духовенство неустанно и беспощадноизолировало или уничтожало все лучшее в Европейской Классической цивилизации.На фоне этого арабы прославились своей способностью дать новую жизнь тайнымзнаниям, а евреи никогда не забывали своих тайн. Оба этих народа заняли СвятуюЗемлю. Конечно же, Римский Папа мечтал захватить и присвоить их владения. И,разумеется, церковь не достигла в этом успеха. Не только крестоносцы сталиопасностью, но само время, казалось, было против Европы, когда римскоедуховенство постаралось добраться до исконно гностических, каббалистических игерметических направлений мысли, которые Рим пытался искоренить все предыдущеетысячелетия. В результате же, крестоносцы наоборот, донесли до христианальтернативные писания, новые евангелия и стимулировали их к возвращению кпочти исчезнувшим концепциям жизни, семьи, путешествиям Иисуса и природыМистерий Грааля и стали движущей силой для возрождения гнозиса в андерграундеТайных Обществ.

Гностические концепции в Европейскомизобразительном искусстве и Таро: три основных концепции

1.Эволюция: Путешествие в Мир Души

Сильно обобщая, можно сказать, чтогностические евангелия предполагают, что Создатель придал форму материальномуплану, Солнечной системе и семи планетам. В то время люди считали, что планетывращаются вокруг Земли и что Земля окружена и защищена кольцом орбит семипланет. Как можно увидеть на иллюстрации, представленной здесь, Земля и МироваяДуша окружена кольцами четырех элементов (земли, воды, воздуха и огня),которые, в свою очередь, окружены планетарными кольцами, а те – сонмом ангелов,которые и заставляют все двигаться по кругу. Это та же концепция, как ипредставленная на астрологической карте №50 под названием «Первопричина» (PrimaCausa), созданной Мантегной. Две карты, которые предшествуют карте №50,называются соответственно Восьмой и Девятой Сферой и изображают Млечный путь(№48) и Свод Небес (№49). Все эти невидимые силы приводят в движение внутренниеколеса как космический вечный двигатель. Все эти окружности в окружностяхсоставляют Тело Бога. Данная концепция – это не сугубо гностическая идея.Наиболее ранние каббалистические источники также изображали творения в видекруга до того, как они создали концепцию Троицы. Те, кто соглашается с тем, чточеловечество создано «по образу и подобию» Бога может согласиться с тем, чтоэта карта космоса является гностической моделью роста души вовнутрь, гденаходится полный потенциал искры божьей.

Реинкарнация была частью системыверований древнего мира. Душа, которая ищет воплощения в этом мире, должнапересечь орбиты каждой из планет и достичь согласия с «душой» илиинтеллектуальным принципом (гением) планет. Каждая человеческая душа берет себечасть качеств, относимых к планете, включая «планетарные металлы» в их сыройформе, формируя личность для этой инкарнации. И задачей души на жизненном путистановится добыча чистого металлов из сырого планетарного материла, очищениеэтих элементов таким образом, чтобы отчеканить «чистую монету» каждогопланетарного влияния. Когда приходит время покинуть тело и пересечь орбитыпланет снова на пути из этого бренного мира, человек, сумевший добыть чистыйметал, отдает его планете и таким образом, освобождается от последующихинкарнаций.

Данная концепция является источникомпервоначальной идеи, заложенной в понятии алхимических металлов. Каждая планетапредоставляет определенное количество основной субстанции, из которой истроится личность. Работа человечества заключается в эволюции и очищении этихкачеств в течение жизни.

Карта Мантегны № 39, Астрология,изображает управляющие разумы духовной карты космоса. Она учит нас математике инауке времени и орбитальному движению, которое приводит к пониманию наших«космических часов» и процесса подготовки души к жизни в этом мире ипоследующим жизням. Помните, что основной задачей души на этом пути вверх по«Лестнице Света» является взращивание своего сознания и понимания до такогосостояния, когда вы сможете стать полностью идентичными Мировой Душе, Софии илиШехине, которая является мостом между пропастью, разделяющей человечество ибожественный мир (так прекрасно изображенный на картинах Фабрикуса), исоединиться с ней. Мы должны стать сознательными, индивидуальными клеточкамитела изначальной Богини, супруги Бога и матери этого мира.

2.Женщина и человечество, которое не является падшим.

Гностики внесли древнююдо-монотеистическую идею Шехины евреев, женской составляющей Бога в словарьне-евреев. Среди гностиков ее называли Софией, принципом Мудрости. Средигностиков идея о том, что София, Мудрость Господа, является сущностью женскогорода и представляет собой ум в том смысле, в котором Создатель вложил сознаниев свое творение. Именно София создает материальный мир и природу жизни изсубстанций и элементов Бога. Она создает нечто из бесконечности возможностей,сотворенных Богом. Это недифференцированная Сила. Из-за столь пристальноговнимания к роли Шехины в гностицизме, гностические колоды Таро делают особенносильный упор на женские фигуры, используя изображения богинь там, где вхристианском Таро обычно изображаются мужские персонажи. Наилучшим примеромпослужит здесь относительно современная колода Таро Эттейлы, которая былаиздана всего за несколько лет до Французской Революции. Как уже было сказановыше, новейшие исследования выявили, что Эттейла использовал для изображениясотворения мира герметический документ, известный под названием БожественныхСкрижалей, одного из герметических священных текстов, чье содержание былонавеяно идеями из Пятикнижия. Скрижали сохранились благодаря арабам, которыехранили их в Средние века и вынесли на всеобщее обозрение в середине XV в. Втом, как Эттейла проиллюстрировал Старшие Арканы, становится очевидно, что егоколода является своего рода, гностическим откровением, запечатленным в картахТаро. Верховная Жрица Эттейлы (которая в колоде называется Госпожой Советчицейи идет под номером восемь), Богиня змей и птиц, Великая Мать всех богинь втрадициях Ближнего Востока, включая еврейско-гностическую Шехину-Софию. Богиняизображена как Ева в Эдемском саду, окруженной кольцами энергии или ауры,которая на самом деле подразумевает змея. Дерево, рядом с которым она находитсясимволизирует соединение Земли и Неба для того, чтобы привнести сознаниесозданному миру. Эта богиня психологически и духовно созвучна с каждоймолекулой творения, а все существами, которые населяют природу, являются еедетьми.

Несмотря на то, что несколько изображенийЖрицы как Евы сохранились в описаниях Старших Арканов в древних документах, посвященныхпервым европейским колодам,Эзотерическое Таро Эля Грана использует тот же образ Евы, на этот раздержащей гранат и вознесенной на небо Луной. Также существует игра временРенессанса, которая существовала уже в 1616 году и называемая «Лабиринт». Играописана Андреа Гизи. В ней используются таблички с изображением Адама и Евы вЭдемском саду и змей, обвивающий Древо Жизни, которое находится между ними.Только в гностических концепциях мы находим положительную интерпретацию Змея изЭдемского сада.

Карта, заменяющая Повешенного в колодеЭттейлы, оставила далеко позади иудео-христианскую идею вины человека и егопадения, а также необходимости жертвы. Карта, которую мы видим на местеПовешенного под номером 12 называется Благоразумие. На ней снова изображенабогиня, которая держит меч в виде буквы «Т». У ее ног находится змея. На этойкарте она поднимает юбку для змея, будто бы приглашая его. На ее губахзагадочная улыбка. Крест буквы «Т» намекает на последнюю букву греческого илиеврейского алфавита и соотносится с путем, ведущим к Малкут – последней станцииКаббалистического Древа, другое название которой «Земная Богиня».

Мэнли П. Холл в своем труде «Тайныепрактики» объединяет Тау, Тетрактис, Кадуцей и саму Каббалу. Из истории намизвестен символизм змея как древний символ жизненной силы, долголетия или того,что китайцы называют «Ци». Не всегда этот символ интерпретировался как зло иложь. Гностики утверждали, что змей из Эдемского сада был учителем длячеловечества, обучив Еву и открыв ее глаза на мистерии сексуальности. Эта жетема была отображена в более позднем Таро Мантегны, которая также содержалакарту Благоразумие, но в этот раз змей обвивает зеркало, куда смотритБлагоразумие. Зеркало – это еще один символ Мудрости, как и два лица, одно из которыхсмотрит вперед, а другое назад. Таким образом, мы снова возвращаемся кгностической идее Евы/Шехины/Софии, как посвятительницы человечества вМистерии, в традицию Мудрости с помощью любознательности, размышления иестественной притягательности.

Еще одним ключом к пониманию гностическихвлияний в Таро является женский образ на карте, относимой к Папе Римскому. Эторассматривалось бы ужасной ересью в любом христианском контексте, однако мывидим данный образ как в самых ранних колодах, Таро Мантегны и Висконти-Сфорца,так и в современных, таких, как Таро Мэнли П. Холла. В более современном Тароназвание этой карты заменено на более нейтральное «Верховная Жрица», но еепервоначальный титул и образ – Папесса. Весьма правильно было бы сказать, чтоЖенщина-Иерофант или Папесса – это доказательство духовных воззрений создателейколод Таро эпохи Возрождения.

Также мы находим женский образ на картеКолесница, в трех или четырех глубоко гностических колодах, гдеподразумевается, что это древняя «Торжествующая Колесница Венеры», стариннаямифологическая и алхимическая концепция, поднятая вновь в творчестве поэтачетырнадцатого столетия, Петрарки в его «I Triumphi». Сила Венеры в гармонии,магнетизме и искусстве возвышать сознания благодаря силе привлекательности иудовольствия. Природа вознаграждает правильные действия радостью иосуществлением, внушая веру в инстинкт и интуицию, которые отверглаиудео-христианская традиция.

Гностики-оптимисты верили, что Ева должнабыла вкусить от яблока. Представители нескольких линий гностицизма настаивали(хотя многие не соглашались с ними) на том, что без плода с Древа Познания,пространство и время не отделились бы от первоначальной вечности. Отсюда и наАрканах Эттейлы мы видим Великую Мать на карте с изображением Евы, а также всетворение на карте Императрица, которая относится ко всей жизни и множествувозможностей, открывающихся через нее. Также в этих иллюстрациях нет никакогонамека на то, что творение вышло дефектным или где-то нарушило Божью Волю. Приэтом, как в христианстве, так и в иудаизме, все творение оказывается падшим инуждается в спасении, что является проблемой, которую можно решить толькопосредством высочайшего позволения Всевышнего. Однако лишь гностики-оптимистычувствовали, что само творение имеет собственную добродетель, так как являетсявыражением силы Софии.

3.Место сексуальности в творении.

Вокруг темы андрогинности или двуполоймагической сущности гностики выстроили несколько концепций, которые восходят кдревнегреческой идее о том, что до того, как «душа пала» в физическое тело, онараспалась на две половинки: одна женская, другая мужская, чтобы приспособитьсяк дуализму материального мира. Эти две половинки одной и той же души теперьвынуждены постоянно искать друг друга, чтобы достичь божественных чертогов какодно целое. В этой истории сокрыто учение о силе сексуальности, о внутреннейженщине сокрытой в мужчине и о мужчине, сокрытом внутри женщины и о состояниибожественного единения, с помощью которого можно превратить животнуюсексуальность в источник магической и духовной энергии. Учитывая, что древниенароды Ближнего Востока рассматривали человеческие отношения как земноевыражение Великого Единства между Богом и его Супругой в высших сферах, вгностическом Таро обязательно должна была появиться хотя бы одна карта, вкоторой была бы представлено таинство сексуальности. Различные школыгностицизма придерживались совершенно разных воззрений относительно объединенияпротивоположностей. Некоторые считали, что сексуальные желания специально навязываютсялюдям стихиями для того, чтобы привязать человеческую душу к земле, а всяческихограничений плоти следует избегать. Другие чувствовали, что пока кругперерождений продолжается, бросая многие человеческие души на эту планету дляреинкарнации, разбивая их на две половины и удерживая в границах половойпринадлежности, творение никогда не вернется к изначальной невинности ибожественному порядку. При этом существовали школы, в которых считалось, чточерез половой акт можно достичь объединения противоположностей и подготовитьдушу к развитию и эволюции. Узнать, какой именно позиции в этом вопросепридерживался тот или иной автор колоды Таро, можно, взглянув на карту Дьявол.Из изображения на ней видно, рассматривал ли художник «секс как проблему» или«секс как решение».

В любом случае, Эзотерический Дьявол(называемый Тифоном до XVIII в. и Бафометом во времена Элифаса Леви в конце XIXв.) имел женское тело от плеч до бедер, тогда как его голова и ноги быликозлиными. Черты козла относятся к гностическому Демиургу, персонажу, которогонекоторые гностики рассматривали как силу противостоящую вознесениючеловечества, чье влияние на концепцию мира разрушило изначальное совершенствотворения и усилило дуализм, разделяющий этот мир на непримиримые принципы – добраи зла, богатства и бедности, руководителей и подчиненных и т.д. В том случае,если автор Таро видит Дьявола именно как демиурга, делается акцент на мужскихчертах Дьявола, что подчеркивает, как было потеряно объединяющее женскоеначало, как посредством вмешательства Демиурга (которого также называли Сатанойили искусителем у евреев) одно стало двумя. Работа Демиурга – искушать души,склонять их к греху и беспорядку, и, в свою очередь, просто наблюдать за нашимповедением в стрессовых ситуациях. При этом женская грудь Тифона и Бафометаобозначает Шехину, чьи чары затягивают нас на эту землю для воплощения исоздают сложности для освобождения. Жестокая Невеста Подземного Мира, затянутаяв нижние слои элементальными силами, показана в полном соединении с Демиургом,зверем и божеством. Венера Торжестующая, идеал с гностической карты Колесницатеперь демонстрирует свою темную сторону, свою опасную чувственность, котораязабирает бессмертие даже в том случае, если душа жаждет священного единения.Это идея пессимистического гнозиса, воспринимающего сексуальность негативно,которая просочилась в иудаизм и христианство во времена Александрии, изаставляет всех, кто верит в учения Ветхого Завета отказываться от удовольствийи всех духовных практик, где используется чувственность. Из-за даннойдемонизации чувственности, которая ассоциируется с Богиней, которая являетсяодной из сил, что приводит людей от бессознательности к сознанию, весьматериальный мир также приобретает демоничекую природу. Колоды Таро, которыеимеет более оптимистический гностический смысл, подчеркивает чувственные грудии осиную талию Бафомета и часто изображает его с ангельскими крыльями, а не скрыльями летучей мыши, как в других колодах, демонстрируя символическую связьмежду частями его тела и природными стихиями (голова оказывается связанной согнем, грудь – с воздухом, вода – с внутренними органами, и земля – с ногами).В каждой колоде Таро, в которой на карте Дьявол помещен кадуцей внизу животавсегда означает женскую природу центрального персонажа карты, и не важно, приэтом, направлен ли кадуцей вниз или вверх. Колоды с кадуцеем на карте Дьяволчаще всего означают, что художник относится к положительно-мыслящим гностикам(как, например, Эзотерико, Папюс и Таваглион). На карте Дьявол АлхимическогоТаро, противоположности объединены новым способом. Для этого используется образ двухголового андрогина, которыйбалансирует на крылатом шаре или глазе Мистерии. Этот образ являетсяадаптированной копией немецкого алхимического манускрипта, созданного БазилемВалентином и опубликованном в 1604 году. Эта карта полностью лишена каких бы тони было негативных тенденций, перенятых у христианства или иудаизма. Данноеизображение не было замечено церковными цензорами только потому, что былопохоронено в эзотерической книге и никогда не попало на глаза толпе.

Символический ряд колод Таро, выпущенныхмассовыми тиражами в XV в., должен был быть еще аккуратнее зашифрован, чтобыони смогли выжить во времена костров инквизиции. Художники стали мастерскисоздавать двусмысленные образы, которые на первый взгляд, выражали осуждениеудовольствий плоти, в то время как для посвященных во внутренние ученияПерворожденной Богини, не жертвовали и не устраняли, но лишь слегка прикрывалигностические идеи, чтобы защитить истинную чистоту Богини от непосвященных,которые не могли ее понять.

Древние мифологемы не известны нам впервоначальном виде в силу их исторической трансформации и приобрели совершенноиное значение. Один очень интересный ключ к пониманию комплексности Богиниможно найти в книге Рафаэля Патая «Иудейская богиня» (стр. 143) в главе,посвященной Матронит. Там представлено довольно раннее понимание Супруги Царя.Согласно этой древней концепции, счастье всего творения зависит от блаженногосексуального единения Бога с Матронит, и каждую неделю любая иудейская семьядолжна повторять счастливый акт в их собственном доме во имя Священного Бракаи, таким образом, восстановить счастье творения. По словам Патая: «В другойверсии речь идет не о ежедневном, а о ежегодном цикле, и также имеетсяапелляция к Божественной Паре. Нам говорят, что каждый год народ Израиля грешитс трагической неизбежностью, что дает силы Самаэлю, сатане (или Азазелю) –[дяволу тех, кто относится к сексу негативно] подчинить своей воле Матронит. Самаэль,которого представляют в форме змея или оседлавшим змея, прячется до времени всамой сокровенной части Матронит в надежде вмешаться в ее существование.Достигнет ли он успеха или нет, в любом случае, зависит от поведения Израиля.Пока Израиль остается добродетельным, страстное желание Самаэля не находитвыхода. Но как только Израиль грешит, что, увы, происходит год за годом, онможет прилипнуть к телу Матронит с помощью клейкой субстанции греха иосквернить ее.

Как только это происходит, супруг Матронит,именуемый Царем, уходит от нее и оставляет ее в одиночестве в ее небеснойобители. Их «развод» продолжаются до тех пор, пока в день искупления, вся винаперекладывается на козла отпущения, символизирующего Азазеля. Козла затемубивают, сбрасывая с обрыва в иудейской пустыне. Самаэль, привлеченныйживотным, принесенным ему в жертву, отпускает Матронит, которая, наконец, можетвзойти на небеса и вновь воссоединиться со своим супругом Царем».

Давайте представим, что случится с этиммифом, если мы предположим, что Змей не является злом или искусителем, ноучителем, как его представляли гностики-оптимисты. Как символ жизненной силы,Кундалини, или змеиный огонь первичной жизненной энергии, Змей и Богиня-Птица,получает великую радость от творения, объединяя многие возможности. В искаженииже мифа Царь выступает как каратель, бросая свою жену и осуждая ее, как толькоона проявляет непривычную, страстную и дикую природу своей естественнойжизненной энергии. Змей хорошо соотносится с «оком быка», священнодействемМистерий Крови, которые затем выродились в жертвоприношения животных, а такженеправильно понятую Мистерию Евхаристии. Я подозреваю, что Эттейла в своейкарте «Благоразумие» демонстрирует положительную интерпретацию опыта Матронит,со скромной улыбкой поднимающую юбку перед змеем! Возможно, он пытается донестидо нас через это изображение, что было бы благоразумным изучить силу этого змеяв ее различных манифестациях, прочувствовать эти дикие, земные, ещенеприрученные жизненные силы, которые в иудео-христианской парадигме обычнодемонизируются.

Взаключение

Данная работа дает лишь некоторые намеки,которые могут помочь в понимании великого богатства гностицизма, сокрытых вболее глубоких слоях изобразительного материала Таро и философии. Я надеюсь,что исследователи будущего начнут воспринимать Таро серьезно, как духовное иинициатическое наследие, которое равноценно официальным Евангелиям и котороедействительно помогает в работе по объединению Святого Слова. Для тех, ктозаинтересовался изучением Таро, вскоре выйдет книга о магическом приложенииТаро, дополненная еще одной главой, которая более глубоко освещает мистицизмэзотерической магии, размышления о которой и привели к появлению колоды.

Данная работа взята из книги КристинПэйн-Таулер «Андерграунд: Разоблачение эзотерического Таро», которая вскоростибудет доступна читателям в полном виде.

Перевод Симбалайн

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину