09.09.2019
0

Поделиться

Падение Вавилона

Симбалайн

Падение Вавилона

I. Возведение Вавилона
На жарких землях Междуречья,
На берегу реки Евфрат
Когда-то жил народ беспечный,
Построивший великий град [1].
Там пышно славили богиню [2],
И как великую святыню,
Поклонники богини той,
Служа любовью и войной,
Как тайный центр ее земли
Прекрасный город возвели.
Над бирюзой Евфрата вод
Воздвигли синеву ворот,
И чудо-звери на воротах,
Как материнскою заботой
Царей одаривали тех,
Кто городу принес успех.

II. Царь Валтасар
И начиная с самых врат,
В том городе царил разврат:
Чем больше женщин, хмеля, вин
Тем радостнее господин.
Там правила сама Иштар,
А с нею царь Уцур-Бэл-Шар,
Известный нам как Валтасар [3].
Правитель, погруженный в пир
Всегда был пьян. Полсотни лир
Играли для него по залам,
И все служили Валтасару.
Сведущ в науках царь был тот,
Он знал, как делает за год
Луна по небу оборот,
Венеры знал метаморфозы,
И в жертву ей бутоны розы
Во храм высокий приносил,
Чтоб вновь найти источник сил [4].
Могло бы так продлиться вечность:
Свобода, радость и беспечность,
Однако враг его не спал
И к Вавилону подступал.
Да только ропот вражьих сил
За песнями не слышен был [5].

III. Валтасаров пир [6]
Великий праздник отмечая,
Опасностей не замечая,
Затеял царь великий пир.
Велел подать лукум, зефир,
И были до краев полны
Святые чаши из страны,
Где славили другого бога [7],
Сурового и к людям злого.
Отпив из чаши золотой,
Глумясь над ней за вид простой,
Последний вавилонский царь,
Поклялся в верности Иштар:
«Лишь ты одна – мой бог единый,
Любви и доблести богиня!
Йегова! Прочь из стен моих!
Не страшен мне суровый лик,
И как бы ни был ты жесток,
Я в Вавилоне – царь и бог [8],
И сам караю я жестоко,
Не нужно нам другого бога!»
И в это самое мгновенье
На стенах текст – его виденье,
МенЕ менЕ, – тот текст гласил, –
А также – тЕкел упарсИн [9].
Хмельной его окутал жар,
Так понял знаки Валтасар:
«Ликуй, не бойся – скоро вновь,
Вернется божество – Любовь.
В тот час, как сменятся эпохи,
И Бог-Дитя войдет в чертоги,
Вернутся истинные боги» [10]…
Видения на стенах зал,
Открылись многим там глазам.

IV. Захват дворца
В то время во дворце гостил
Помощник тайный вражьих сил.
Его считали колдуном,
И знатоком значенья снов [11].
Когда те чаши привезли
Из Иеговиной земли,
Прибыл под видом астронома
За много дней пути от дома.
Но кроме звездочета он
Был также вражеский шпион [12].
Он видел – царь Йегову клял,
И святотатства совершал.
«Вот час пришел – решился он. –
За эту дерзость Вавилон
Стереть с лица земли, разграбить,
И бога нового поставить.
Он будет править там отныне,
Царю ж – погибель, плен – богине!»…
Когда явилось начертанье,
Он дал другое толкованье,
Сказал царю «Там вижу я
Слова: «Как только лишь заря
Коснется крыши Вавилона,
Повсюду раздадутся стоны,
И будешь ты казнен, как зверь» [13].
Прогнал его Уцур за дверь,
И не поверил он ни слову,
Прекрасно зная вражью злобу.
Искал лишь страсти Валтасар,
Наложниц снова целовал,
И к их ланитам приникая,
Последний дар земного рая
Он жадно и с лихвой вкушал.
И в самый миг, когда блаженство
Пред ним раскрылось в совершенстве
И радость бытия живого,
Ворвались призраки иного,
И оборвали пыл речей.
Вокруг раздался звон мечей [14].

V. Убийство Валтасара
Колдун посыпал златом в руку
Предателю – жрецу Мардука [15].
И жрец ворота распахнул,
На замок явственно кивнул,
Указывая – там-то царь
А также медь и киноварь [16].
Кровавым воинам Персиды
Сказал: «Мардука вы спасите,
Низвергните лишь храм Иштар,
И с нею сгинет царь Бэл-Шар».
Враги ворвались в час услады,
Разрушив пред собой преграды,
Они разбили чаши, храм,
Вино разбрызгав по углам.
Забрали женщин и холопов,
К стене царя прижали копья,
Сорвав венец с его главы,
Убили регента – увы [17].

VI. Речь Кира и пророчество богини
Убил его Великий Кир,
Персидский царь. Прервав тот пир,
К жрецам он вышел, говорил:
«Грядет на сотни лет война,
Богиня сгинула – она
Согнута тяготами рабства,
До Вавилона не добраться
Ей из персепольских песков –
Восточных золотых оков.
Не будет рая – Иегова
Взойдет над миром очень скоро
Известный также как Аллах,
Ахура-Мазда, Кришна [18]. Крах
Пришел святилищу богини,
Ее отправили в пустыню,
Монахов сирых искушать
Козлом по пагорбам скакать [19].
Сему царь-граду сгинуть в тине!»…
И вот древнейшие святыни,
Поныне там погребены
В пучине водной глубины
Благословенного Евфрата [20].
Лишь иноземные солдаты [21]
Из года в год воруют крохи,
Следы последние эпохи
В которую был славен он –
Священный город Вавилон.
Но нет, пророчество Иштар
Должно исполниться, Бэл-Шар
Былую силу обретет,
И эра новая придет,
Когда прекрасная богиня
Уже нас больше не покинет.
Мардук, Йегова и Аллах
Навечно обратятся в прах.
Царем же будет каждый маг [22].

1. Имеются в виду аккадцы, построившие Вавилон на берегу реки Евфрат, что в современном Ираке.
2. Богиня Иштар считалась одной из главных богинь Вавилона. Автор осознает, что кроме Иштар были и другие боги, но намекает на концепцию эонов, согласно которой в далекой древности все пантеоны возглавляло женское, а не мужское божество.
3. Уцур-Бэл-Шар – именно так, согласно современной расшифровке записей, звали последнего властителя Вавилона перед персидским завоеванием. Валтасар — это прочтение этого имени на европейский манер. Иногда его транслитерируют также как Балтазар, что является достаточно распространенным именем и фамилией в странах, где превалируют языки персидской группы.
4. Не слишком заботясь об исторической точности, автор намекает на то, что Валтасар как представитель более древней цивилизации, нежели персы-завоеватели, был астрологом и магом. По одной из версий, Вавилон — родина астрономии и астрологии. Валтасар предположительно знал траектории движения планет по небосклону, и знал, как приносить жертвы божествам, которые их представляют. Венера и Луна — планеты, с которыми соотносится богиня Иштар.
5. По историческим свидетельствам, несмотря на осаду города, царь не слишком заботился о безопасности.
6. Здесь начинается история, которая вдохновляла многих художников, поэтов и писателей, так как она попала в Библию, Книгу Даниила. Согласно авторам Библии, Валтасар как представитель Вавилона был крайне нехорошим человеком. Ему предсказали в ту ночь конец от руки персидского царя. Предсказателем был один из библейских пророков, Даниил. В данной поэме автор предпринимает попытку пересмотреть данную историю с другой точки зрения, с точки зрения культа Иштар и маскулинизации цивилизации в целом и религиозных верований в частности. Словосочетание «Валтасаров пир» стало синонимом «пира во время чумы» или последнего пира перед смертью.
7. Имеется в виду Иегова – монотеистический бог иудаизма, потребовавший верить только в себя.
8. «Я в Вавилоне царь и бог» — это единственная фраза, которая совпадает с библейской версией высказывания Валтасара.
9. Транслитерация из Библии. В дословном переводе с арамейского текст означает: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено».
10. Разумеется, это совершенно иной перевод, чем предлагается в единственном сохранившемся первоисточнике – Торе. Здесь автор продолжает намекать на концепцию эонов. Когда закончился эон женского божества, начался эон мужского. Когда закончился эон женского божества, начался эон мужского. Когда же закончился эон мужского божества, начался эон ребенка. Согласно авторскому замыслу, Валтасар об этом прочитал на стене во время видения.
11. Тот самый библейский пророк Даниил здесь становится не просто предсказателем смерти Валтасара, но и тем, кто непосредственным образом участвовал в его убийстве.
12. Согласно литературному представлению автора поэмы, Даниил — не просто астроном и толкователь, а шпион, который приехал в Вавилон с миссией — помочь свержению действующей власти.
13. Это пересказ толкования пророчества пророком Даниилом, который зафиксирован в Библии. Автор поэмы намекает, что возможно Даниил перевел это пророчество именно так, как он хотел.
14. В Вавилон ворвались персидские отряды под предводительством Кира II Великого.
15. Мардук — главный бог вавилонского пантеона. Здесь приведен как символ мужской власти.
16. Еще один участник заговора по мнению автора — жрец Мардука, то есть жрец мужского божества, который захотел тоталитарной власти, которой ему было не достичь без свержения культа Иштар. Хотя исторически культ богини был уничтожен гораздо позже, в обществе уже тогда шли необратимые процессы, в которых у мужчин становилось все больше власти, а у женщин — все меньше.
17. Валтасар был не столько царем, сколько регентом или царевичем Вавилона, сыном царя Набонида. Настоящий царь был в это время в отъезде в Ассирии.
18. Аллах — бог ислама, Ахура-Мазда — бог добра у персов времен зороастризма, когда древнее персидское язычество было вытеснено дуалистической религией, которая была похожа на монотеистическую. Кришна — индийский бог, которого выделяют кришнаиты и часто противопоставляют другим.
19. Здесь проводится параллель между тем, что богиню начали считать демонической силой, от которой захотели избавиться, и иудейским ритуалом изгнания козла отпущения в пустыню. Ставшая рогатым чертом богиня была изгнана в пустыню, как каждый год изгонялся козел.
20. Для красоты сюжета Кир Великий якобы сам предсказывает скорое падение Вавилона, вплоть до полного его исчезновения.
21. Напоминание читателю о том, что война на этих землях идет до сих пор.
22. Снова отсылка к Алистеру Кроули «Цари земные — вот ваше племя», писал он в Книге Закона, обращаясь к своим коллегам, магам.