Айвасс в Бездне

Томас Уоррел

Айвасс вБездне

Переведено по "The Ogdoadic Journal of the Western Mysteries", Vol 1,№3, 2009 г.

Введение

Постижениеистинного предназначения души было объектом многочисленных описаний в историирелигии. Иногда о нем говорят как о "путешествии души" или"Поиске". В другое время оно виделось как сложный процесс в несколькостадий, приносящий душе (иные могут сказать "медленно продвигающийдушу") к ее наивысшему выражению. Есть широчайший спектр мнений о том, чемзаканчивается духовный путь, как мы достигаем его конца, и что встречаем попути. Эти стадии иногда считались обстоятельным и главным руководством дляпретендента, но, в зависимости от того или иного авторитета, эти предписаниямогут быть строгими, последовательными и крайне сложными. Эти страницыпосвящены размышлению о духовном путешествии и приключении глазами ключевыхавторов, представляющих магико-теургическую ветвь того, что мы ныне называемЗападной Эзотерической Традицией. Этот подход отличается высокойструктурированностью. Но эти страницы посвящены только некоторым специфическим,но очень важным эпизодам этого многоликого духовного приключения.

На ПутиВозвращения в западной магической традиции есть два главных этапа. Всовременной магической терминологии они называются так: 1) Достижение Знания иСобеседование со Святым Ангелом Хранителем и 2) Пересечение Бездны. Перваязадача мистика в том, чтобы встретить своего "Ангела", которыйпостепенно подготовит его ко второй и окончательной цели – Пересечению Бездны.История, появление и аутентичность этих терминов может быть очень увлекательнымзанятием. Но это эссе имеет более скромную задачу. Будучи относительно новыми,эти термины могут кого-нибудь смутить. Так что же они в действительностизначат? Будет полезно обратиться к истории мистицизма и изучить, как описывали мистический поиск авторы,прошедшие этим путем. Этой теме посвящено огромное количество литературы, такчто мы найдем достаточную почву для углубления своего понимания. Это моя перваязадача.

Моя втораязадача более умозрительна. Природа этих двух этапов очень различается. Можносказать, что они как день и ночь. Поскольку они так различны по характеру, испособы их прохождения мистиком могут тоже очень различными. А академическомизучении мистицизма выделяют два главных подхода: катафатический иапофатический. Эти два похода отличаются и способом медитации/созерцания. Уменя долгое время было мнение, что два столь разных и по сути противоположныхподхода могут быть соотнесены с двумя великими духовными вехами западной эзотерическойтрадиции. Это не прямое соответствие, но скорее возможный подход к постижениюэтих стадий духовного путешествия. В этом предварительном обзоре я обращусь кнескольким мистическим авторам, в том числе: Псевдо-Дионисию, Терезе Авильскойи Святому Иоанну Креста, так же, как и к работам западных теургистов, включаяПауля Фостера Кейса, Алистера Кроули и текстам Деннинга и Филипса.

Эта статьяразделена на три части. Сначала я опишу эти два главных мистических достижения.Затем я расскажу достижение и переживание встречи со Святым Ангелом-Хранителем(САХ). И, наконец, я постараюсь дать понимание того ужасного испытания, котороеизвестно как Пересечение Бездны.

Часть I

Есть двешироких категории подходов к мистицизму. В изучении мистицизма они известны каккатафатическая и апофатическая традиции. Катафатическая мистика говорит одолгом ученичестве и дисциплине, необходимой для достижения того, чтобы обычноназывалось "обретенным созерцанием". Для достижения светоносныхсостояний сознания служат обычные духовные дисциплины: молитва, концентрация,медитация, ритуал, аскетические техники, и т.д. Для достижения духовногопрогресса нужны интенсивные и постоянные усилия. Будучи противоположной этомупути, апофатическая мистика говорит о пассивном подходе к духовности дляоткрытия в себе того, что можно назвать "привнесенным созерцанием".Здесь подчеркивается культивирование принятия в себя Бога, отдача себя Ему вДар. Подчеркивается культивирование принятие, расширение, открытие сознания. Ненужны никакие личные усилия – это не результат человеческих желаний илидействий. Нет визуализаций, нет концентрации на святых словах, нет ритуалов, ит.д. Подчеркивается отсутствие личных усилий и духовных действий.

Мое мнение втом, что катафатический подход более соответствует той части духовного пути,которая ведет к Получению Знания и Собеседования со Святым Ангелом-Хранителем.А второму этапу, Пересечению Бездны, более подходит апофатический метод. Вдействительности, есть очень мало мистических традиций, которые могут бытьотнесены только к тому или иному типу. Критерий, по которому традиция относитсялибо к катафатический, либо к апофатической, основан не только на философскихвыводах, но также и на том подходе, который содержится в их учении. Но я и нестремлюсь к строгому соответствию, так как есть такие пути (например, некотораяхристианская мистика), которые считают достижение САХ изначально апофатическим.Кроме того, существует время "собеседования", во время которого нужнонаучиться слушать.

Во многихслучаях апофатическая мистика (негативная и в основном пассивная) согласна сважностью катафатических методов (позитивных, дедуктивных и утвердительных), нотолько в качестве подготовительных. С точки зрения апофатики катафатическийподход не совершенен. Духовный путь требует подготовительной дисциплинымистицизма, но всегда наступает момент, в которой все человеческие усилиябесполезны. Это подобно незаконченной пирамиде: нужно ждать, пока ее верхушкуустановит кто-то другой.

Разница вподходах в раннем христианстве может послужить примером: "Для Оригена тристадии восхождения души… были движением к увеличивающейся освещенности; душадвижется от тьмы к свету и к еще большему свету. Григорий Нисский такжеиспользует три стадии Оригена, но для него они движение от света к тьме. ДляГригория Нисского догмат о непознаваемости Бога значит, что восхождение души кБогу – это спуск в глубины божественной тьмы." ("Изучениедуховности", Чеслин Джонс, Джеффри Уэйнрайт и Эдвард Ярнольд)

Апофатическаятрадиция идет от неоплатоников к Филону, Григорию Нисскому и Дионисию, и черезвека к неизвестному автору "Облака неизвестности", Мейстеру Экхарту(XIV в.), Святому Иоанну Креста (XVI в.) и вплоть до наших дней кцистерцианскому аббату Томасу Китингу.

ПисанияДионисия Ареопагита (также известного как Псевдо-Дионисий) V-VI века оказалиогромное воздействие на весь западный мистицизм. Они определенно были созданыпод неоплатоническим влиянием. В его работе "Мистическая теология"обсуждаются несколько важных аспектов духовного пути применительно кхристианскому мистицизму, но также говорится о магическом испытании"Перехода Бездны", хотя он и не использует такие термины. Об этомпоследнем, окончательном испытании в действительности вообще редко упоминаютзападные эзотерические авторы, оставляя нас всего лишь смертными с Пустотой и вМолчании. То, как Дионисий достигает этой божественной тьмы, проливает свет наэту самую туманную доктрину. Поскольку это важнейшая стадия духовного пути,важно не повернуть назад перед этой пропастью, разверзающейся перед нами наПути Возвращения. Тот метод или методы, которые мы используем для достиженияэтой критической точки, не так важны, как те, которые мы используем для того,чтобы пройти через нее. Она считается полностью неизвестной и непознаваемой.Она окончательна. Она наиболее глубинна. Она завершает все. Некоторыепредпочитают хранить молчание о ней, некоторые предпочитают поэтические исимволические выражения, но некоторые действительно пытаются создать внекотором роде рациональное Учение – хотя они и знают, что говорят о чем-тоиррациональном или, скорее, нерациональном.

Естественнобыло бы предположить возможную связь между мистической теологией Дионисия иАлистера Кроули. Нет никаких сомнений, что Алистер Кроули защищал такой жедвучастный подход: дисциплина и практика (катафатика) необходимы для достиженияпродвинутой точки, но на пороге Конца происходит апофатический сдвиг.Технически, это уровень Свободного Адепта на четвертой сфире Древа Жизни. Вдействительности, представления Кроули о Бездне, которая отделяет ранниемистические стадии от окончательных стадий приобретения, имеют сильно сходствос представлениями ранних апофатических мистиков.

К сожалению,некоторые из этих сходств вызвали небольшое смущение в оккультном сообществе.Некоторые идеи были искажены, и чистое понимание было утрачено. Одна причина,думаю, в том, что Кроули никогда и не стремился предоставить простые идетальные описания. Но благодаря ясным объяснениям этих важнейших процессов исостояний бытия, сделанным Кроули, и при помощи более традиционных описаний,можно привести Мага к лучшему Пониманию.

Один изпримеров путаницы я заметил, когда обратил внимание на то, что мистикистремятся соотнести их духовный статус с теми мистическими состояниями, которыеони испытали. Очень легко смешать мистические переживания с качествами души.Нужно понять, что есть много разных типов транса и мистического опыта – иногдаочень глубокого – но нужно быть очень осторожным, придавая им главное значение,особенно придавая важность себе, испытавшему его. Вот различие: мистическиесостояния – это дорожные знаки на Пути, и они очищают и исцеляют душу, но онине являются окончательной целью мистика. Мы можем услышать то же мнение из устсамого выдающегося мага:

"Индуы может утверждать, чтоАтмадаршана или, по меньшей мере, Шивадаршана, эквивалентна Переходу Бездны.Остерегайтесь таких заключений! Трансы – это просто отдельный опыт, резкоотличающийся от обычного течения жизни. Пересечение Бездны – это окончательныйи фундаментальный переворот в всем существе." (А. Кроули, "Магия безслез")

Пока мы продвигаемсяпо Пути Возвращения, мы символически двигаемся по вертикали так же, как и погоризонтали. Хотя мы можем выбрать шоссе 37 как путь прямо к вершине, могутбыть и другие дороги. Но все дороги сходятся на вершине. Но прежде, чем мыдостигнем Вершины, мы должны найти уверенного Проводника, которому можнодоверять, и это ведет нас ко второй части статьи.

Часть II

В большинствеслучаев духовное событие, называемое Достижением Знания и Собеседованием соСвятым Ангелом-Хранителем открывается ученику после долгой и упорноймистической практики. Ко времени, когда оно открывается, он полностью понимает,почему духовный путь называют Великой Работой. Это достижение действительнотребует несколько жизней, ведь многие в мистическом путешествии были на этомпути раньше. Как ученик достигает этой духовной цели? Новоинициированномуобычно дается ряд практик, которые развивают его природные способности: волю,воображение, интеллект и память. Мы не можем здесь дать детальное их описание,но многим известны практики, используемые в таких школах. Эти практики,выполняемые серьезно и длительное время, разбудят такие силы души, о которыхученик, возможно, и не знал никогда раньше. Центральному опыту САХ предшествуетнесколько менее интенсивных духовных переживаний. Иногда долгие годы мелкиеэпизоды будут происходить так, что мистик и не догадывается, что онипредвещают. Например, могут быть случаи, когда мистика посетит ряд удивительныхозарений, пока он размышляет о таких вещах. Это может случиться во времяпрогулки по горам или во время глубокой дискуссии с такой же духовнойличностью. Обычно это происходит в глубокой медитации. Это озарение будетполностью новым и свежим – вне связи с чем-то испытанным ранее. Оно приходиткак вспышка: "Ага!" Обычно эти озарения следуют друг за другом оченьбыстро. Может произойти еще много духовных событий, прежде чем ученик начнетпостигать их происхождение.

Эти событияявляются началом новых отношений, которые постепенно развиваются в долгоесобеседование, во время которого будут появляться вопросы и ответы.Собеседование началось. Но это только отблески более глубокого и впечатляющегоопыта. Может пройти много времени, проведенного в постоянных тренировках ипрактиках, прежде случится главный прорыв. Он приходит как экстаз или восторг.Это может происходить очень по-разному, но обычно Ангел появляется в сознанииученика или перед ним с помощью какого-то посредника как его совершенноевоплощение. Перед учеником появляется его совершенный образ, настолькосовершенный, что многие ошибаются и принимают его за бога или богиню. ЭтоБожественный Образ того, кто вы в действительности такой. Это воплощение всего,чем вы когда-то были и обещание всего того, чем вы можете стать.

Сила этоговидения, длящегося сначала несколько мгновений такова, что оно кажется целойжизнью. Информации "загружается" так много и интенсивно, что ученикуходит, проникнутый благоговейным страхом и изумлением. Во время этого видения,пока ученик "предстоит" перед САХ, каждая мысль становится глубже,каждый вопрос получает ответ, не будучи даже сформулированным. Это продолжаетсядо тех пор, пока сознание не пошатнется, как шатается тело, подвергнутое долгойнагрузке. Со временем видение пропадает, но мистик больше не останется тем жечеловеком. Произошла глубокая и истинная инициация.

Св. ТерезаАвильская называла такой опыт "духовной помолвкой", потому что оннепостоянен и будет происходить снова и снова без всякого контроля со сторонымистика. Все, что ему нужно – это выполнять практики. Свадебное празднествопроизойдет позже, что ведет нас к следующей части нашего путешествия.

Часть III

Как и вобычной жизни, счастье быть со своим возлюбленным, и проклятие – быть с ним вразлуке. К этому времени мы встретили Ангела и благословение отношений излилосьна нас подобно святому маслу. Но долгое время Ангел отсутствует в нашемсознании. Это периодическое отсутствие создает тоску и стремление к постоянномусоюзу. Пока повторяются эти неустойчивости присутствия и отсутствия мы осознаем,что необходимо окончательное единение. Духовное продвижение мистика подойдет ккритической точке после нескольких сияющих и глубоких видений, являющихсярезультатом отношений с Ангелом. Мы предчувствуем, что разрешение этого кризисапроизойдет только после долгих страданий, называемых "темной ночьюдуши", связанных с агонией, отчаянием и смирением души.

Грядущиеиспытания ведут нас к третьей части нашей статьи: Пересечению Бездны. О чем мыговорим? Как будто речь идет об огромном космическом каньоне. В этом вопросе яснова встречал путаницу в оккультном сообществе. Я не знаю, почему это так,ведь Бездна так или иначе одна из важнейших частей любой религиозной имагической системы. Но я не могу сосчитать, сколько раз колдуны с диким глазамизаявляли мне: "Я принял Клятву Бездны", ожидая, что у меня отвалитсячелюсть, я заверещу и поскачу на первом же верблюде в Абидос. К счастью, наэтом этапе мы можем успокоить песчаные бури и пыльных демонов, и удержать наш табуниз 73 верблюдов от паники.

Это ключевая темадля большинства оккультистов, хотя она не часто упоминается (за исключением техслучаев, когда хотят показаться зловещими!). Она ключевая, поскольку являетсяглавным духовным горизонтом всех западных эзотерических традиций, включая:классическую ветвь (Aurum Solis,Ordo Astrum Sophia), розенкрейцеровскуюветвь (GD, BOTA, FLO) и линию Телемы (OTO, A.A.).

"Падениевлюбленного со скалы" всегда казалось мне дурацкой идеей. Может быть,потому что на самом деле я его никогда не понимал. Как дети, мы стремимся кскалам и называем это "падением влюбленного". Какого черта этозначит? Что, влюбленность подобна падению со скалы (непереводимая игра слов: "falling in love" и "fallingoff a cliff" – прим. перев.)? Илиесть другой путь? И нахождение на скале является видимым представлением этогоиррационального импульса? Есть ли что-то общее во влюбленность и в "прыжкев неизвестность" (смерть, повыражению Гоббса, является "прыжком в неизвестность" – прим. перев.)?Что стоит за этим? В этом есть что-то архетипическое и изначальное.

Мы все знакомыс магической философией, стоящей за арканом "Дурак" колоды Таро. Нанекоторых колодах он изображается как юноша, шагающий со скалы, невинный дух,делающий решительный шаг в неизвестность. Оккультисты обозначают эту карту как0, или ничто. На старых колодах он изображался как танцующий дурак или нищий. Яне думаю, что у него был номер, но в этом есть смысл. У нищего нет ничего, и всоциальном смысле он ничто. Ему некуда идти, кроме как вверх. Он всегда можетбыть больше, чем то, что он есть. Я думаю, этот дух или импульс точно отображенв обоих образах. "Метафизически" идея падения с Небес и возврата кним проявлена в отдаленной планете Сатурн, прямо за Фиксированной Сферой, попредставлениям древних.

Всегда, думаяо Дураке, я вспоминаю великого певца Яна Андерсона и его стихи: "Каждыйшаг, который он делает, занимает половину жизни: Тебе не понять, о чем онговорит. Так что он связывает свои сожаления в жест печали, принося тебелюбовь, шляпу в руке." (Jethro Tull, Songs from the Wood, "Pibroch")

Магическаяфилософия адаптировала неоплатоническую идею о том, что жизненные силы,эманируя из центрального, но вездесущего источника, глубоко проникая в мир, внекоторый момент достигают своего предела и поворачиваются вспять, совершая путьобратно. Этот надир (точка,противоположная зениту, то есть находящаяся под ногами наблюдателя – прим.перев.) есть точка истинной инициации. Ученик достигает западного предела иобращается на Восток. Ученик был во тьме, поскольку находился спиной к свету.Теперь он оборачивается и встречает восходящее солнце. Это сознательное началоПути Возвращения. Для лучше всего это выражалось в вопросе, который масонызадавали кандидату: "Где вы впервые стали каменщиком?" Ответ: "Вмоем сердце."

ПересечениеБездны – вторая из двух важнейших стадий на Пути Возвращения. Говорят, чтоглавная задача любого оккультного ордена – подвести кандидата к выполнениюпервой задачи – к САХ. С этой точки его путь направляется высшими силами.Поэтому многие мистические Ордена не имеют ритуалов, обращенных к сферам,находящимся выше этого центрального духовного опыта. Некоторые Ордена могутпопрощаться со своими инициированными. Некоторые могут узнать, что Ангел решилповести их иными путями, которые ведомы только Ему.

Не следует забывать ни намгновение о том, что основная и важнейшая работа Мага в достижении Знания иСобеседования со своим Ангелом-Хранителем. Выполнив это, он должен полностьюотдаться в руки Ангела, на которого следует целиком и полностью положиться, икоторый приведет его к следующему великому шагу – пересечению Бездны иобретению степени Мастера Храма. (А. Кроули, "Магия без слез")

Первая иглавнейшая задача – создать эту личную связь. Все ритуалы и практики служат длятого, чтобы помогать вашему поиску. Когда эта связь выкована в душе, СвятойГений будет вашим единственным проводником. Он всегда им был, но теперь этобудет сознательный процесс. Храм вашей души строился воплощение за воплощением,пока вы "плыли по небу Ню в ладье, называемой Миллионы Лет" и теперьвсе это знание, весь этот опыт и вся эта мудрость становятся доступными вамсознательно. Продолжающиеся отношения и слияние ускоряют восхождение адепта иподготавливают его ко второму главному духовному перекрестку.

Ангел поведет его к вершинамОрдена R.C. и подготовит его к невыразимому ужасу Бездны, которая лежит междуЧеловеческим и Божественным; научит его Знанию этой агонии, научит его Посметьбросить вызов этой судьбе, научит Воле к этой катастрофе, и научит навекиХранить Молчание после свершения этого уничтожения. (А. Кроули, Liber ABA)

Мы не должнызабывать положение Адепта на Древе Жизни. Вершина Ордена Розы-Креста – этостепень Свободного Адепта, относящаяся к четвертой сфире – Хесед. Он или онаподнимались по Древу шаг за шагом, через каждую сфиру. Древо Жизни изображаетэто положение так: нет пути между четвертой и третьей сфирой:

Одна из примечательныхособенностей западных религий и философий в том, что постепенная реализациясущности на некотором этапе встречается с разрывом или пропастью, которуюнельзя перейти самостоятельно: точка, в которой привычные методы преодоленияпрепятствий больше не работают. (Деннинг и Филипс, "Магическаяфилософия")

Да, Адептстоит на краю Бездны, но также можем назвать ее "Стеной". Интереснотакже то, что одно из значений еврейского имени Четвертого Пути –"Остановка Разума" (Я знаю, что есть более общепринятые интерпретацииэтого прилагательного) Теперь, когда Адепт "внутри этой сфиры", важноосознать ее атрибуты. В современных соответствиях между Каббалой и Таро этасфера Юпитера имеет голубой цвет, связывающий ее с Жрицей. Одна из сил Души,которую она представляет – личная память; и сфира Юпитера представляеткосмический аспект памяти. Платоническая точка зрения на то, что Истина вдействительно вспоминается, может быть применена здесь наряду с тем фактом, чтопуть Жрицы связывает Тиферет с неделимым Единым. Пока своенравный дух возвращается,он вспоминает свою родину.

Адептнаходится в уникальной ситуации на Пути Возвращения. Он или она стоит навершине, но не может подняться выше. Кроме того, он знает, что это еще неокончательная точка духовной жизни. Как ему выйти из этого положения? Одна изглавных задач Свободного Адепта – укрепить свои позиции глубоким понимаемсвоего прошлого. Он должен делать все, что может, чтобы приготовиться.

До тех пор, пока он ненатренирует свое сознание относительно каждого события прошлого и не найдетцель каждого нюанса его нынешнего существования, он не сможет правильно найтиверные ответы даже на Три Вопроса, которые были поставлены перед ним, даже ТриВопроса Ритуала Пирамид; он еще не готов принять Клятву Пересечения Пропасти.(Liber Thisharb)

Я уверен, чтоэти Три Вопроса могут быть извлечены из следующих утверждений: "Я не знаю,кто я; я не знаю, откуда я пришел; я не знаю, куда направляюсь" См. Liber DCLXXI vel Pyramidos или комментарииКроули к ней в "Джон Сент Джон", "Эквинокс", Том 1, №1. СвободныйАдепт получает несколько средств для подготовки к последнему испытанию, взависимости от магической системы. Одна из практик – Liber Thisharb, которая фокусируется наспособности памяти и на ее стимуляции при помощи некоторых продвинутых техник. Другаязадача в формулировке тезисов, настольно полно, насколько это возможно,заключающих ваше знание вселенной. Это объясняется: "Ибо в Пропасти усилияневозможны. Пропасть пересекается благодаря единству Адепта с его Кармой. Двесилы помогают ему: 1) притяжение Бина 2) импульс его Кармы…" (А. Кроули,Liber Thisharb). Обычно Адепт ничего не может сделать с первым, но он долженпотрудиться над вторым.

Знание ипонимание каждой грани своего прошлого делает ближе к постижению того, чтоназывается "Истинной Волей" и дает возможность освободиться от тогогруза, который мы все еще храним. Словами Пауля Кейса, определяющими этустепень: "…они не могут обрести сознание Мастера Храма, пока неосвободятся от заблуждения о личном волении и личном действии". (Case,"The Master Pattern") Или, словами Алистера Кроули: "Это чистотаСвободного Адепта, которая уничтожает для него всякую иллюзию или опьянениесуществованием, и потому позволяет ему совершить великий прыжок в Бездну"(Алистер Кроули, Liber 777)

Начиная с этойточки, Адепт больше не поднимается, он только принимает влияния Свыше. Адептунужно только уйти с дороги – навсегда. Здесь вы превосходите не толькоиндивидуальное существование, но и все миллионы жизней, которые прожили. Всеони должны быть принесены в жертву. Вновь все это описывает певец:"Перемешай в чаше, которая вечно наполняется кровь всего, чторождено" (Jethro Tull,"Cup of Wonder")

В последнихчастях мы попытаемся дать намеки на Пересечение Бездны, сфиры Даат и ЧернойНочи Души. Это находится за пределами нашей способности к точному описанию.

Бездна:

И сам я бросаюсь в пропастьбытия.

Точно в бездну, в полноеуничтожение.

Конец одиночеству, как и всемуостальному.

Liber Liberi vel Lapidus Lazuli

Часть IV

В последнейчасти мы подготовимся к погружению в глубокую ночь далеко за городом. Мысобираемся препоясать чресла и отправиться в пустыню на добрые сорок лет илидаже больше. Или можно сказать, что теперь мы здоровы и сильны, и можемотправиться в камеры смертников!

Это сделано быстро; да, склеп опечатан.

Есть один, который сможет открытьего.

Ни памятью, ни воображением, нимолитвой, ни постом, ни карами, ни наркотиками, ни ритуалом, ни медитацией -только пассивной любовью сможет он открыть.

Он будет ждать меча Возлюбленногои обнажит свое горло для удара.

И тогда брызнет его кровь иначертит в небе руны для меня; да, в небе руны для меня. (А. Кроули, LiberLiberi vel Lapidus Lazuli, V:44-48)

Все действиятеперь пусты. Стремление вперед теперь подобно попытке свить веревки из песка."Затем наступило безмолвие. Мы прекратили разговор ненадолго." (LiberLXV, 1:12) Карма адепта подвела его к этому перекрестку. И, как и на всехперекрестках, здесь правит богиня Геката, ведь она – управляющий дух всехграниц и преддверий, жизни и смерти. Возможно, прошло много времени послеявления Ангела, но теперь адепт должен встретиться с кризисом Бездны. И, как исмерть, ее нужно встретить в одиночестве.

Это явление вдействительности следствие контакта с Ангелом. Когда адепт, по выражениюДеннинга и Филипса достиг "теистической убежденности, реализациивнутреннего света, освещающего душу", ясно, что он должен быть предельночестен с собой. Вы можете рассказывать другим о себе всякие чудесные вещи инаграждать себя величественными титулами, но вы не сможете спрятаться от себя.Здесь скрыта опасность, о которой мы читаем:

Искать Бога Внутри прежде, чем онбудет готов стать найденным – значит расстроить свой внешний фокус и не найтивнутри ничего достойного служения. Это также вытекает из страхов, к которымсклонны некоторые темпераменты, найти внутри неразумный, нечеловеческий Хаосбессвязного, аморфного одиночества, засасывающую, пожирающую жизньнеизвестность: Бездну. (Деннинг и Филипс, "Магическая философия",т.2)

Процитированныеавторы также сообщают, что слово "Бездна" (Abyss) происходит от слова"Abzu" из шумерского мифа, означающего Водную Глубину. Страх,вызванный разливами воды, великими потопами, паводками с их неожиданностью,разрушениями и хаосом, которые они приносят, с уничтожением всего, над чемтрудился человек – этот страх имеет изначальную природу. Таково приблизительноеописание этого главного испытания на духовном пути.

Бездна имеетне только психологическую реальность, но и философскую:

В Бездне нет никакой жизни: онанаполнена всеми возможными формами, одинаково пустыми, и потому злыми вединственно истинном значении этого слова – то есть бессмысленными, нозловредными, страстно желающими стать реальными. Эти формы бессмысленносвиваются в кучи, подобно песчаным дьяволам, и каждое это случайное скоплениеобъявляет себя индивидуальностью, и пронзительно кричит: "Я есть я!",хотя совершенно ясно, что ее элементы не имеют никакой истинной связи; нослабейшее возмущение уничтожает это заблуждение, подобно тому, как всадник,повстречавший песчаного дьявола, втаптывает его в песок. (А. Кроули,"Видение и Голос с комментариями")

Теперь, когдамы описали столь милую картину нашей задачи и нашего испытания, я уверен, чтокаждый захочет собрать вещи и отправиться домой. Те, кто захотят встретиться сэтим великим демоном, встретятся с ним за "вратами Даат". Этопоследние из четырех великих врат между каббалистическими мирами. Даат – вратамежду Бриа и Ацилут – миром божественности.

Скрытыеврата Даат

Даатобозначает "знание", но оно обычно используется в специальном смысле,который я слышал столько раз, пока рос в Теннеси: "Он познал ее, ты позналсына, в библейском смысле". Некоторые считают Даат невидимой сфирой наДреве Жизни. Она находится на том месте, где путь, соединяющий четвертую итретью сфиру пересекается с путем Гимел – путь от Солнечной сфиры к Короне.Вспомните, что Бездна лежит между Высшей Триадой (первые три сфира Древа Жизни)и низшими семью. Помня об этом, вы легко найдете скрытую сфиру прямо на этомпересечении:

"Даат – это Врата, черезкоторые изливается триединый свет Нешамы, Даат расположена в бездне: но Адептне увидит самих Врат, пока они будут для него в самом деле Вратами"(Деннинг и Филипс, "Магическая философия", т. 2)

Помните, чтоНешама часто считается всей Высшей Триадой. Как можно войти? Вы можете получитьнамек, обратившись к Древу, на котором нарисован новый путь между четвертой итретьей сфирой. Невидимый путь между четвертой сфирой и вратами Даат подобенвидимому пути между Нецах и Тиферет – пути Нун или Смерти. Выбрать этот путь –значит выбрать полное отречение. Это высший путь Мистической Смерти,происходящей в Тиферет.

Есть два пути,по которым можно пойти от скрытых врат:

Он может подняться прямо поТринадцатому Пути в Кетер, чтобы слиться со славой Божественности как Совершеннейший.Такой выбор не означает отказ от индивидуальности, но скорее ее восполнение,что и означает слово Совершеннейший: ведь кто может стать более собой, чем тот,кто отдал все, что он есть Йехиде, чистой Идее себя, которая сквозь всепревратности существования ожидала его, подобно совершенному пламени чудесногосияния в Божественном Разуме, частью которого она является? (Деннинг и Филип,"Магическая философия", т.2)

Или, какобычно делают (если слово "обычно" вообще можно здесь применить), ономожет пойти прямо к третьей сфире Бина. И на Древе Жизни видно, что это высшийпуть Ламед. Помните, что знак Весов связан с Ламед, знак, в котором Сатурнэкзальтирован. "Более того, высшее проявление ограничивающей, конкретной,определяющей силы Сатурна происходит в операциях с законом, что символизируется11 арканом "Правосудие" (Пауль Кейс, "Таро") И в такомслучае можно вообразить, какие мощные ограничивающие силы падут на адепта.Поскольку Весы ассоциированы с почками и выделительной системой, можнопредставить, что будет происходить. Это приводит нас истинному испытанию этогопути: темной ночи духа.

Темнаяночь духа

Темная ночьдуха – это состояние, в котором душа испытывает очистительные страдания на ПутиВозвращения. Этого не происходит ниже Бездны. Я повторю: этого не происходит нижеБездны. Действительно, влияние Сатурна распространяется на все сфиры ниже, нотолько здесь оно достигает такой силы. "…сфира Бина имеет много отраженийи малых проявлений, с которыми адепт время от времени встретится на Пути Возвращения,и не последнее из них омрачает тридцать второй Путь. Отчаяние и инертность,порой охватывающие начинающего, здесь вовсе не беспочвенны." (Деннинг иФилипп, "Магическая Философия", т. 2) Это обычно происходит послеинициации. Медовый месяц заканчивается, реальность работы приводит кразочарованию. Одно из самых печальных явлений – это когда неофит, испытывающийвлияние Сатурна после инициации, покидает группу в поисках другой. Приходитвременное облегчение, и он чувствует себя правым в своем решении. Послеинициации в другой группе история повторяется.

Другая ловушкаперед Бездной заключается в страдании от утраты иллюзий. Часто об этом думают,как о Темной Ночи. Но это не она. Иногда это крушение иллюзий происходит отвозлагания слишком больших надежд на отдельную религию, организацию илиличность; разрушение идеального образа может быть травмирующим. Таким жеобразом смерть возлюбленного является одним из самых тяжелых и темных времен.Это может заставить сомневаться во всем, что имело значение в жизни. Царитсмятение, все рушится, и это может привести к бездне пустоты и бессмысленности.Многие полностью теряют свои веру. И все равно это еще не Темная Ночь.

Это есть предзнаменования, ноистинная темная ночь духа не начинается ниже Бездны. Такова печальнаяабсурдность тех, кто знает об этих вещах, не понимая их, связывающих каждуюсвою печаль с Темной Ночь Духа. … таким образом, ясно, что корни Темной Ночилежат не в материальном мире. (Деннинг и Филиппс, "Магическаяфилософия")

Нет, это тьма,мучение и агония личной и сознательной смерти всего, что человек связывал ссобой. Это также вызывается отказом от достижений и приобретений в материальноммире – чувственном мире и связанном с ними абстракциями, которые являютсяосновой всех знаний о вселенной.

Первоначальный опыт тьмы приводитк тому, что ваша личная идентификация полностью исчезает. Все, что вы связывалис собой, перестает существовать! Это необходимая прелюдия к ЕдиномуСуществованию, потому что в нем нет ничего, связанного с индивидуальностью. Внем нет абсолютно ничего от личности. … Чтобы достигнуть этого Святого Места,вы должны перейти бездну полного уничтожения, в которой ваш образ себя,существовавший с вами долгие годы, перестает существовать. (Энн Дэвис,"Уроки BOTA")

Говорить отаких тонких аспектах духовности очень трудно. Мало кому удалось точно передатьпонимание этих идей. Одна из первых и самых удачных попыток была совершена св.Иоанном Креста – "мистическим доктором" Римской Католической Церкви.Он детально описывает этапы и стадии Темной Ночи. Говоря об Иоанне Креста,Деннинг и Филипс пишут:

"…они все… говорили о высшихразличимых уровнях человеческого сознания, о которых еще можно говорить словамитой или иной традиции или школы, но сами эти идеи превосходят все ограничения.Кармелит создал подробнейшее описание опыта крайней опустошенности, котораяпереполняет душу, забравшуюся в такие выси, и он назвал его Темной Ночью. …ведьТемная Ночь имеет и экстатический, и горестный аспект, и в крайней степенипроявления один переходит в другой. В любом случае, это опыт опустошенности,одиночества и океанской горечи, поскольку это опыт Бины." (Деннинг иФилипс, "Магическая философия", т.2)

Лучше пустьговорит Мастер. Ниже – цитаты из труда св. Иоанна "Темная Ночь". Онбыл мистическим гением-католиком, но, как указывают выше авторы"Магической философии", он превосходит все ограничения:

"Душа помрачается в планепознания, и это парализует ее волю и притупляет память. Таким образом, вся еедеятельность расстраивается…" (св. Иоанн Креста, "Восхождение на горуКармель", I:8,2 пер. Л. Винаровой)

"Вот что совершаетбожественный луч созерцания. Поражая душу божественным светом, он превосходитприродный свет и так затемняет душу и лишает ее страстей и восприятий,вызываемых природным светом. Он оставляет духовные и природные способностичеловека не только во тьме, но и в пустоте. Так оставляя душу пустой и темной,луч очищает ее и наполняет божественным духовным светом, хотя душа думает, чтоникакого света нет, и она во тьме…" (св. Иоанн Креста, "Темнаяночь")

"Душа очищается иподготавливается к союзу с божественным светом так же, как деревоподготавливается к трансформации огнем. Огонь, приступая к дереву, сначалавысушивает его, испаряя всю влагу, затем постепенно делает дерево черным,темным и уродливым, иногда даже заставляя его испускать плохой запах. Высушиваядерево, огонь приносит ему свет и удаляет все уродливые и темные части, которыепротивоположны огню. Затем, нагревая и воспламеняя его из ничего, он превращаетдерево в себя, и делает таким же прекрасным, как он сам. Будучи преображенным,дерево больше не имеет никакой собственной активности или пассивности."(св. Иоанн Креста, "Темная ночь")

Словамисовременной мистики, это подобно излиянию всей жизненной крови до капли в чашубогини.

Таким образом, в этой Чаше хотя исодержатся все вещи, но под воздействием ее все они теряют себя. И потому этаЧаша в руке Бабалон, Владычицы Города Пирамид, в котором одно не отличается отдругого, в который никто не может попасть, пока не потеряет свое имя. (А.Кроули, Liber ABA)

О вы, живущие в Граде Пирамид вНочи ПАНА, помните, что не узрите больше никакого Света кроме Великого Огня,который перемелет ваш прах в пепел! (А. Кроули, Книга Лжей, кефлан 67)

Заключительные замечания

Не знаю, имеетли смысл говорить что-то еще. Но я чувствую, что оставил вам здесь, в самомконце, очень мало, или совсем ничего. Но, кажется, нужно сообщить кое-что еще.Вопрос, я думаю, в том, что происходит с адептом, который уничтожен, поглощен ипреображен. Он или она все еще сидит с нами здесь, в этой комнате; и выглядитпримерно так же. Парадоксально, не так ли – Адепт перешел Бездну, но внекотором смысле он все еще здесь? На самом деле, теперь он или она принадлежатполностью иному порядку бытия:

Орден S.S. состоит из тех, ктоперешел Бездну; … Каждый активный Член Ордена уничтожил все, что Он есть и все,что Он имел, пересекая Бездну; но в Небесах появилась звезда, изливающая светна Землю, так что он обрел средство для того, чтобы связаться с человечеством.Качество и положение этой звезды, и ее функции определяются природойвоплощений, превзойденных Им. (А. Кроули, Liber ABA)

Итак, взаключение:

Из Бездны выходит Никто, и Звездапоражает Землю, и наш Орден торжествует над Бездной… (А. Кроули, Liber ABA)

Итак, только пыль остается отСвободного Адепта, перешедшего Бездну, окружаемая сферой за сферойослепительным сиянием, и он становится подходящим украшением на груди ВеликойМатери. (А. Кроули, Liber 777)

И в светезвезд, объединяющих нас всех, я надеюсь и верю, что однажды все мыпровозгласим: Я был в Бездне!

Перевод Sedric

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину