Каталог

Интервью К.Г. Юнга для проекта Э.А. Фишера — Творческие достижения (1946)

Из книги «Юнг говорит»
под общей редакцией Уильяма МакГуайра и Р.Ф. С. Халла.

Интервью К.Г. Юнга для проекта Э.А. Фишера "Творческие достижения" (1946)


Эмиль А. Фишер взял интервью у двадцати швейцарских мужчин и
женщин, занимающих видное место в культурной жизни страны, и, после нескольких опубликованных статей на эту тему, суммировал все эти материалы в небольшой книге, озаглавленной "Schopferische Leistung"
(1946) — "Творческие Достижения".

Фишер начал свой разговор, спрашивая Юнга о "странном афоризме, что вырезан в камне над входной дверью его дома": (Vocatus atque non vocatus deus aderit[1]). Это было первое, о чем спрашивали большинство интервьюеров. Юнг сделал надпись над дверью ещё в далеком 1909 году, когда он только построил дом. Он взял надпись из старой копии книги Эразма[2], которую он купил будучи еще студентом университета[3].

Э.А. Фишер — Есть ли какие-нибудь особые отношения между этой надписью и Вашим мировоззрением или Вашей Великой работой (Деланием)?

К.Г. Юнг — "Зван или не зван, Бог здесь есть!" Это слова Дельфийского оракула в переводе Эразма. Вы интересуйтесь, являются ли слова оракула моим девизом? Да, и можно увидеть, что они содержат всю реальность психики (её целостность). "О, Боже!" — это то, к чему мы взываем, независимо от того, проклинаем мы или благословляем.

О целостном взгляде:

Не психика ли художника и особенно интеллектуала
достойна более внимательного изучения? До сих пор, слишком много внимания было сосредоточено на одностороннем акцентировании нездорового аспекта этого вопроса. Я удивляюсь, почему существуют бессмысленные теоретизирования о патологии выдающихся людей. Большинство психопатов не гении; и, с другой стороны, есть много гениев, которые не показывают ни малейших следов психопатологии.

Но что является гораздо более важным в данном контексте — это теория "тени", которая гласит: чем ярче свет, тем темнее тень! Важно видеть и негативные стороны великих людей. В Вербное воскресенье, Христос временно играл роль политического Мессии (обещанного евреям Царя Иудейского). Его негативная сторона, и его мощь символически отображается в искушении Диаволом[4]. Биографии должны показать людей в их "домашней одежде". Гёте имел свои слабости, и Кальвин[5] был часто жесток. Соображения подобного рода раскрывают истинное величие человека. Этот способ смотреть на вещи много лучше, чем ложь о "герое поклонения"!

Э.А. Фишер — Где Вы берете стимул для творчества, профессор?

К.Г. Юнг — Один человек всегда остается в неведении относительно собственной личности. Нужны другие люди, чтобы узнать себя. Говоря это, я на самом деле просто начинаю делать рутинную научную работу. Я всегда следовал девизу, что что-то стоит того чтобы быть воплощенным, только если вы делаете это что-то хорошо! Стимулы для моего творчества коренятся в моём темпераменте. Трудолюбие и жажда знаний сопровождали меня на протяжении всей жизни. Я не получаю никакого удовлетворения от познания вещей поверхностно: я хочу знать их тщательно. Когда я пришел к выводу, что я имею только туманные представления о примордиальных народностях, и что у меня нет никакой возможности обрести полное знание о них через книги, я начал путешествовать в Африке, Новом Свете и Индии.
По той же причине я также начал изучать язык суахили.


Э.А. Фишер — Каковы были обстоятельства, которые побудили вас к работе в области психологических исследований?

К.Г. Юнг — Еще в детстве я заметил, что люди всегда поступали противоположно тому, что говорили о них другие. Я находил некоторых
людей, которых в обществе хвалили, совсем невозможными, тогда как мне представлялось, что другие, которые были подвергнуты жесткой критике, были вполне приятными. Я заметил несоответствия в поведении взрослых
довольно рано, потому что в свои юные годы я провел в Базеле, в довольно странной среде, которую часто посещают люди со сложной структурой психики.

Когда мне едва исполнилось четыре года, кто-то сказал мне в
в качестве шутки ребяческим тоном: "Малыш, куда ты поскачешь на своей лошадке?". Я отреагировал совсем как "невоспитанный ребенок": "Мама — сказал я — почему этот человек говорить такую чушь?" Даже будучи ребенком, я четко чувствовал, что люди не могут понять и высказать, то что действительно происходит в их умах.

Э.А. Фишер — Разве не возможно, чтобы люди приходили к психологии через противоположный путь? Не считаете ли Вы, что некоторые люди чувствуют влечение к психологии, потому что они хотят найти объяснение хаосу внутри себя?

К.Г. Юнг — Конечно! Если вы критически смотрите на людей, вы будете обнаруживать, что некоторые из них подались в психологию только для того чтобы доказать, что "Другой человек" еще более невротичен, чем он сам. Однако, в царстве слепых и одноглазый —царь!


Э.А. Фишер — Вы считаете, что Вашу личную продуктивность и Ваше здоровье поддерживает Природа?

К.Г. Юнг — Природа может помочь вам только в случае, если вам удастся получить досуг для себя. Вы должны быть в состоянии расслабиться в саду, стать совершенно спокойным, или просто гулять. Время от времени мне нужно останавливаться, чтобы просто стоять. Если кто-то спросил меня: "Что Вы думаете прямо сейчас?" — я отвечу, что не знаю. Я думаю
бессознательно...

Э.А. Фишер — Насколько важен фактор свободного времени в Вашей научной деятельности? Разве это не большое напряжение для Вас, работать как практикующему аналитику и, одновременно, в качестве ученого-исследователя?


К.Г. Юнг — Мое время всегда было разделено. Либо я имею дело с
пациентом, либо я осуществляю исследовательскую работу. Я привык видеть пациентов только в послеобеденное время. Утренние же часы посвящены научной работе.

В прежние годы я много работал по ночам, особенно во время
Первой Мировой Войны. До середины моей жизни я работал над исследованиями в основном утром, после того, как мне исполнилось 36 лет, в основном, во второй половине дня. В последние десять лет я снова повернулся к научной работе по утрам.


Э.А. Фишер — Как вы реагируете на отвлекающие факторы? Некоторые авторы-оккультисты, к примеру, рекомендуют своим адептам уйти в уединение, чтобы повысить их внутреннюю энергию. Вы верите, что творческая энергия возрастает в результате изоляции?


К.Г. Юнг — Энергия у меня и так есть, но я должен иметь возможность и время "бросать невод". Когда у меня собран весь материал ничто и
никто не должен приближаться ко мне. Я не настолько чувствителен к шуму, как Карлейль[6], который устанавливал тройные стекла на окна (более того, все птицы и животные по соседству были выкуплены и увезены от его дома...), но когда я нахожусь в активном творческом процессе, любой отвлекающий фактор я ощущаю как физическую боль.

У меня есть небольшой дом в Боллингене, в котором я уединяюсь и где я могу работать без каких либо отвлекающих факторов, когда мои заметки и подготовительные исследования дошли до этапа, где я могу начать писать.

Э.А. Фишер — Помогает ли занятие йогой раскрытию внутренней энергии?

К.Г. Юнг — Йога может освободить определенные психические содержания, но он не может производить их. Вы не можете сделать что-то из ничего, даже с большой силой воли.

Что такое сила воли? Иметь силу воли означает, что вы можете постоянно "крутится" (двигаться). Творчество — это движение, драйв! Творческое призвание как Даймон, который, в некоторых случаях, может даже испортить человеку всю его жизнь.



[1] Несколько вариантов перевода:
Зван или не зван, Бог здесь есть;

Зовешь ты или не зовешь Бога, он все равно придет;

Молись, не молись, Бог окажется реальностью...

[2] Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, — 12.7.1536, Базель), нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Образование получил в Парижском университете (1495—99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени.

[3] См. переписку Юнга и Фрейда - Freud/Jung Letters, p. xviii, n. 18

[4] Очевидно подразумевается что Диавол выступает в роли тени Христа, о чем многократно писал Юнг в других работах. прим. переводчика.

[5] Жан Кальви?н (лат. Ioannes Calvinus; 10 июля 1509, Нуайон27 мая 1564, Женева) — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

[6] [6] То?мас Ка?рлейль (англ. Thomas Carlyle, 17951881)

британский писатель, публицист, историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция» (1837), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «История жизни Фридриха II Прусского» (1858-65). Исповедовал романтический «культ героев» — исключительных личностей вроде Наполеона, которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей. Известен также как один из блестящих стилистов викторианской эпохи.

перевод с английского Григория Зайцева

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину