Из книги «Юнг говорит»
под общей редакцией Уильяма МакГуайра и Р.Ф. С. Халла.
Из журнала Шарля Бодуэна[1]: 1954
Перевод Веры и Григория Зайцевых
***
Цюрих. Воскресенье, 25 Июля, 1954 г.
Был на приеме у Юнга в доме сегодня днем, на праздновании его завтрашнего семьдесят девятого дня рождения. Он пригласил около тридцати человек, которые разбрелись маленькими группками по всему саду у озера, сияющего в тени. Юнг всегда сейчас ходит с тростью, но держит себя очень прямо и производит впечатление человека, сохранившего свои силы.
Он сидел в стороне за маленьким столиком с E. Rochedieu и мной, и продемонстрировал нам, как высоко он ценил своих учеников во франкоязычных землях. Он беседовал с нами таким образом, что казалось, что ему достаточно нас двоих, поднимаясь только время от времени, чтобы поприветствовать вновь прибывшего дружеской улыбкой или знакомого похлопыванием по плечу.
Его остроумие все так же живо, его воспоминания богаты и точны. Когда я рассказал ему о моей нынешней работе о символике Св. Хуана де ла Круса, он немедленно послал секретаря в свою библиотеку найти для меня две старинные книги, Mundus Symbolicus of Picinello (Cologne, 1681), в огромном томе который я давно искал, и De Symbolic a Aegyptiorum sapienta of Caussinus (Cologne, 1623),
в которой иероглифика комментировалась большим количеством греческих текстов.
Мы заговорили о кармелитском монахе, который спросил Юнга, можно ли рассматривать пророка Илию в качестве архетипа. Это привело к тому, что Юнг начал изучать историю кармелитского ордена[2] и он узнал, что этот орден, который считает Илию своим покровителем, утверждает что Святое семейство также является его членами! Таким образом, Орден приобрел ризу Богородицы, и все, кто прикасается к ней считались сопричастными ей и очищенными
(так девушки, посещавшие это место каждую субботу отождествлялись с ней). Это принесло ордену большие богатства, но также и враждебность со стороны иезуитов. Оживленный спор между ними продолжался,
пока не был подавлен одним из Пап. Сегодня же они
возвращаются к этому осторожно с понятием архетип!
Юнг не был бы Юнгом, если бы не стал рассказывать хорошие истории.
Вот одна из них: один из его учеников, крайний рационалист, не мог понять автономии воображения и не мог заставить себя использовать метод "активного
воображение". Юнг посоветовал ему обратить внимание на его
гипнагогические образы[3]. И он это сделал. Он увидел каменную
стену, на которой появилась коза. Внезапно животное повернуло
голову, и наш субъект был охвачен паникой. Прыгнул
в кровать, где он укрылся со своей женой, и больше никогда
не стал и слушать ни слова про активное воображение. С
одной из тех едких и саркастичных интонаций, которыми он владел в совершенстве, Юнг добавил, «это был мой единственный ученик, который стал нацистом».
Затем он оставил нас и присоединился к многочисленной группе за большим столом.
[1] Французский психоаналитик и писатель Шарль Бодуэн (1893-1963).
Шарль Бодуэн и Эмиль Куэ предложили рассматривать бессознательное как организованное целое, которое способное разумно действовать для достижения определённой цели.
[2] Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (лат. Ordo Fratrum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo, OCarm) — основная ветвь кармелитов. В 2012 г. насчитывали 2007 монахов (из них 1332 священника) в 370 обителях, расположенных в 29 странах.
[3] Гипнагогические галлюцинации- это спонтанно возникающие при засыпании преимущественно зрительные образы, которые проецируются в темное поле зрения закрытых глаз.