Из книги «Юнг говорит»
под общей редакцией Уильяма МакГуайра и Р.Ф. С. Халла.
К.Г. ЮНГ: ИНТЕРВЬЮ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (1942)
A WARTIME INTERVIEW
***
Летом 1942 года Швейцария оказалась отрезанной от остального мира силами стран «оси»[1] с одной стороны, с другой же, была Франция, которая так же подчинялась нацистскому контролю[2]. Для стран Союзников это было темное, военное время.
Швейцарцы же, сохраняя шаткий нейтралитет, пытались существовать «почти нормально», насколько это было возможно. Очередная ежегодная конференция «Эранос»[3] в Асконе[4],
планировалась к проведению в августе 1942-го года. Её тема была заявлена как: «Гермитические принципы в мифологии, гностицизме и алхимии». Юнг
согласился выступить с сообщением на алхимическую тему «Дух Меркурий». Когда газета Tribune de Geneve направила журналиста к Юнгу взять у него интервью (в июне 1942-го года), он был погружен в работу подготовки этого сообщения для конференции. Репортер, взявший это интервью у Юнга, Pierre Courthion из французской Швейцарии – критик, историк искусства и педагог, входивший в Лигу Наций в качестве руководителя секции живописи международного института интеллектуального сотрудничества в котором он читал лекции о современном искусстве.
Его интервью, оформленное как статья, было опубликовано 19 июня 1942 года. В данной версии дано с некоторыми сокращениями.
***
Юнг живет в округе Кюснахт, позади большого сада, в комфортабельном доме, меблированном в стиле Бидермейер[5] и увешанном старыми семейными фотографиями. Секретарь провел меня в комнату заставленную книгами. Столы в комнате были завалены рукописями. Там я увидел очень крупного мужчину, подходящего ко мне для приветствия. Он был одет в темную одежду и носил шапочку из черного шелка.
Отодвинув своей огромной рукой объемный том греческих текстов в издании М. Бертело (Бертло)[6], он предложил мне место и сел сам в кресло возле окна. Пока он спрашивал меня, имел ли я проблемы с поиском места в отеле, я наблюдал за светом из окна, перед которым сидел Юнг. В окне виднелись еще не покрытые листвой ветви деревьев, угрожающе тянущиеся в направлении дома из густого тумана. Юнг закурил медного цвета трубку и стал рассказывать мне о его путешествиях в качестве «странствующего» психолога в Индию и, затем, в Африку[7], «чтобы изучить психологию примордиальных людей». От Кении и Уганды он отправился в столицу Судана Хартум, и, затем, вниз по Нилу, чтобы исследовать влияние африканского менталитета на Египет.
«В Египте - сказал он - лишь внешний вид азиатский, но есть религиозное влияние полностью принадлежащие ментальности Африки». И, Юнг сказал мне шутливо, когда он вернулся в Швейцарию, он понял, что он прошел долгий путь в поисках того, что мог бы найти прямо рядом с домом, к примеру, в долине Летч (в Швейцарских Альпах в кантоне Вале[8]) где люди сохраняют архаичные народные обычаи.
«Но исследуются такие люди не легко, – сказал он – сначала вы должны завоевать доверие этих людей, прежде чем они расскажут вам хоть что-то о себе». Но вот сюрприз! То, что можно прочесть у Парацельса еще существует! Я встретил колдунов и магов! Знаете ли вы, что есть еще некоторые места в Берне[9] или Санкт-Галлен[10] где они составляют пакты с дьяволом и подписывают их кровью? Что ещё практикуют черную магию, насылаемую на коров? В Швейцарии, как и в душе человеческой, есть области, которых мы не знаем…».
«Что особи разных видов по существу своему делают? Вот что очень важно знать! Остальное просто механика! Основной творческий инстинкт или Воля Творца – вот что имеет значение. Другими словами: с чертовой бабушкой в роле матери и Дьяволом в роле отца, как можно быть паинькой для Господа?» Тут Юнг громко расхохотался.
Когда я спросил его о знаках и символах, которые сегодня вновь открываются наукой, он сказал: «Символ – есть очень сложное, комплексное явление, потому что его нельзя свести лишь к причине. Он всегда предполагает много значений, которые не могут быть сведены к одному логичному понятию. Символ, это не только прошлое, но и будущее. Одного прошлого не достаточно, чтобы проинтерпретировать его, потому что ростки будущего включены уже в каждую ситуацию. Вот почему при выяснении причины всегда оказывается, что спонтанно возникающий символизм содержит в себе и зерна будущего, дабы защитить индивида, а также свою зону тайны.
Например, в развитии любой (даже не психической) болезни всегда можно проследить два аспекта: к примеру, есть лихорадка, как проявление действия инфекции, но есть и, одновременно с ней, лихорадка, как телесная реакция организма, призванная защитить организм. Так почему же и мечта не может быть защитой? Объясняя мечты с позиции причинно-следственной точки зрения, З. Фрейд установил только их причины. Но то, что меня интересует иное – это то, почему человек мечтает о чем-то определенном, а не о чем-то другом.
Если посмотреть на сон со всей честностью, то можно увидеть, что некоторые из деталей воспринятых в обыденной жизни впечатлений, в нем были изменены. Таким образом, к примеру, мечта изобретает несчастный случай, когда он необходим миру мечты, когда мечта хочет аварии. В конце концов, мы должны спросить: что есть цель сновидения с телеологической точки зрения? Почему бессознательное желание этого человека показывает ему именно это изображение?
И вот здесь я узнал очень много, изучая первобытных людей: мечта есть продукт воображения. Это галерея изображений, изображений защиты от какого-то удара, который угрожает. Функция мечты в том, чтобы компенсировать сознательное отношение человека. Я полагаю, то, что мечты показывают нам в ярких и впечатляющих красках наши уязвимые места. Вот почему средневековые врачи спрашивали пациентов о мечтах. Таким образом, мы должны соблюдать то же правило.
И. Голланд[11] сказал: «магия – это наука дебрей (души)», а китайцы утверждают, что, когда мы просыпаемся от кошмара это происходит потому, что душа-гуй[12], (тело-душа, которая меньше духовным, чем дух и вызывает явления призраков после смерти) парит над нами. Образы, сходные с алхимическими, находится всего по всему миру».
Уверенность и непоколебимость точки зрения Юнга сильно удивила меня. Он выражал свой опыт человеческой души всего в нескольких отточенных словах (в градации от всеохватности до крайней проницательности). Он говорил медленно и отчетливо.
Так как он, очевидно, понял моё замешательство при его пассажах в глубинные области психологии, где он чувствовал себя как рыба в воде, он на мгновение остановился и встал, чтобы включить накладные лампы. Фиолетовые тени – упали на его углубленное в мысли лицо.
Теперь наше интервью продолжилось между двумя источниками света: угасающего света закатного Солнца с трудом пробивающийся через густой туман и света от ламп, густого желтого оттенка. В замкнутом пространстве комнаты, фантастические, мерцающие видения обретали жизнь.
Еще, иллюстрируя предчувствия и вещи о мечтах, которых он говорил ранее, Юнг сказал мне: «возьмем склонность к самоубийству». Что происходит если рассматривать его историю с самого начала? Однажды, вы рассеяны на улице и в один день вы падаете вниз по лестнице или попадаете в небольшую автомобильную аварию. Это не выглядит
как что-то пугающее, тем не менее – это и есть преддверие катастрофы. Случайность? Первобытные люди никогда не упоминают случайность.
Вот почему я говорю: "Будьте осторожны, когда вы не едины с самим собой, когда вы расщеплены внутри…"»
Юнг сидел в своем большом зеленом кресле. Положив свою трубку, он словно подчеркнул то, что он собирается сказать. Взвешивая каждое слово, он сказал: "Человек никогда не должен уступать дорогу страху, но нужно признаться самому себе, что ты боишься».
Не зная про вытеснение, не получится раскрыть и вылечить его; чтобы вылечить - нужно признаться в своём страхе открыто. И тут он рассказал мне простейшую историю горничной, которая пришла к нему за медицинской помощью, жалуясь на бессонницу. Он объяснил ей идею о парусной лодке, как она позволяет себя гнать ветром. «Когда ты хочешь спать, - сказал он ей, - следуй за ветром». И в такой художественной форме, он дал молодой женщине гарантию того, как она снова сможет обрести свой сон…
[1] Страны «оси» (Potenze dell'Asse — по термину «ось Рим — Берлин») — агрессивный военный союз Германии, Италии, Японии и других государств, которому противостояла во время Второй мировой войны антигитлеровская коалиция.
[2] Режим Виши́ (фр. le régime de Vichy) или Вишистская Франция (официальное название Францу́зское госуда́рство (фр. l'État français) — коллаборационистский режим в Южной Франции появившийся после поражения Франции в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940 году. Одновременно Северная Франция и атлантическое побережье были оккупированы нацистской Германией с согласия Вишистского правительства. Режим существовал с 10 июля 1940 по 22 апреля 1945 (де-факто до 25 августа 1944). Официально придерживался политики нейтралитета, но фактически проводил политику в интересах стран «оси».
[3] Эранос (греч. ἔρανος, трапеза в складчину) — международное интеллектуальное сообщество, своего рода междисциплинарный дискуссионный клуб по проблемам культуры, религии, духовной жизни, который действовал в центре Европы на протяжении более 70 лет. Основан в 1933 по инициативе британской феминистки, исследовательницы эзотеризма и теософии Ольги Фрёбе-Каптейн. Она открыла свой особняк на берегу Лаго-Маджоре под Асконой для ежегодных собраний учёных различных дисциплин — от математиков и биологов до историков и богословов — как «место встречи Запада и Востока», по выражению Карла Густава Юнга, активного участника этих собраний и одного из вдохновителей деятельности клуба. Каждая конференция была посвящена определенной теме (Йога и медитация на Востоке и Западе, Древние культы Солнца и символика света в гностицизме и христианстве, Творение и организация, Истина сновидений и др.) и продолжалась неделю. Участники выступали с двухчасовыми докладами по теме очередного собрания, в дальнейшем шли дискуссии, которые продолжались в постоянном дружеском общении. Идею и название клуба предложил близкий друг основательницы Рудольф Отто, чьи труды, относящиеся к сакральному, сравнительному религиоведению, мистике Запада и Востока, были одним из идейных источников деятельности сообщества. В деятельность клуба, соответственно его задачам и духу, интуициям целостности мира и знания о нём, символом чего и выступало сакральное, были вовлечены крупные исследователи религии и культуры античности и эллинизма, иудейского и исламского мира, дальневосточного региона.
[4]Аскона (итал. Ascona) — коммуна на юге Швейцарии. Расположена в италоязычном кантонеТичино. Аскона лежит на северо-западном побережье озера Лаго-Маджоре, близ устья реки Маджо, в непосредственной близости от границы с Италией. Находится на высоте 196 метров над уровнем моря. В первой половине ХХ столетия холм Монте Верита, на котором находится Аскона, играл в культурной жизни Европы особую роль. Здесь собирались со всех концов континента и из Америки утописты и различного рода «улучшатели мира», держались речи, читались лекции и высказывались идеи об установлении на планете царства любви, свободы, вегетарианства и общественной собственности. Особенно активны были анархисты. Ежегодно в Асконе летом проходит знаменитый «Ново-орлеанский» джазовый фестиваль. В 1980-е годы под холмом Монте Верита был проложен автомобильный туннель, чтобы уберечь старинный центр Асконы от многочисленного транзитного и туристического автотранспорта.
[5] Бидермейер (нем. Biedermeier) - художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах. Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Айхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».
[6] M. Berthelot, Collection des anciens alchimistes grecs (Paris,
1887-88), in 3 vols.
[7] Очевидно ошибка, так как Юнг посетил Африку в 1925-м году, а Индию не ранее 1938-го года.
[8] Кантон известен своими процессами над ведьмами. Процесс над ведьмами в Вале были охотой на ведьм, включающей в себя серию судебных процессов над ведьмами, происходивших в герцогстве Савойя в нынешней юго-восточной Франции и Швейцарии в 1428—1447 годах. Жертвы обвинялись также в принадлежности к оборотням. Преследования начались во франко-говорящем регионе Вале (фр. Valais), а затем распространились на немецко-говорящие регионы (нем. Wallis), а также близлежащие долины во франко- и немецко-говорящих Альпах. Точное число жертв этих преследований неизвестно, но не менее 367 человек обоих полов.
[9] Берн (нем. Bern ) — город федерального значения, фактическая столица Швейцарии, а также столица немецкоязычного кантона Берн и административный центр округа Берн-Миттельланд. Расположен в центральной части страны к северу от Альп, в долине реки Ааре. Берн является политическим центром Швейцарии, где размещаются правительство, парламент и центральный банк. Местонахождение штаб-квартир Всемирного почтового союза и Швейцарских железных дорог. Исторический центр, возникший на полуострове в излучине реки Аре, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Старом городе расположены позднеготический собор, часовая башня, скульптурные фонтаны, аркады протяжённостью 6 километров. Основан герцогом Бертольдом Богатым в 1191 году. В XIII—XVII веках был имперским городом. В XIV веке вошёл в Швейцарский союз. В XVI веке проведена Реформация. С 1848 года — резиденция парламента и правительства Швейцарии.
[10] Санкт-Га́ллен (нем. St. Gallen) — город в восточной части Швейцарии, столица кантона Санкт-Галлен. Город расположен недалеко от Боденского озера на высоте примерно 700 метров над уровнем моря и является одним из самых высокогорных городов Швейцарии. Назван в честь святого Галла. Возник вокруг бенедиктинского монастыря св. Галла. Монастырские строения с барочным залом библиотеки включены в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. Город был основан в VII веке и является культурным и экономическим центром восточной Швейцарии. Современный город включает в свой состав старый городской квартал (до 1798 — имперский город и Республика Санкт-Галлен) и ряд окрестных деревень (Хафнерсберг, Ротмонтен, Бругген, Лахен, Санкт-Фиден и другие), ранее принадлежавших к коммунам Штраубенцель и Таблат и включённых в состав города в 1918 году.
[11] Иоанн Исаак Голланд – алхимик 15-го столетия, автор книг по Искусству.
[12] Гуй — это неупокоенная душа умершего насильственной смертью или самоубийцы, не захороненных на родовом кладбище. С распространением буддизма гуй стало общим названием демонов и обитателей ада.
Согласно поздним народным представлениям, гуй похож на человека, но он не имеет подбородка, не
отбрасывает тени, внезапно становится невидимым, принимает облик пса, лисицы и других зверей,
мужчины или женщины, чтобы завлекать людей и убивать их. Различались гуй утопленника (шуйциньгуй), повесившегося (дяоцзингуй), съеденного тигром, который ходит вместе с тигром, пока тот не съест другого (лаохугуй). Также гуй с бамбуковымшестом, на реке заманивающий людей в лодку (чжуганьгуй); огненный (хогуй); волосатый (маогуй), поджидающий свою жертву (чаще всего детей) на перекрёстке; голодный,
насылающий болезни, чтобы есть еду за больных (эгуй); умершего в тюрьме от голода (бань-фангуй) и т. п. Считалось, что Г. боится крика, чтения классических конфуцианских книг, календарей, меча, которым
зарубили много людей (такой меч клали в постель к больному или вешали вместе с календарём в свадебном паланкине), мочи, плевка, тростника (его привязывали к постели больного или к телу невесты, едущей в дом мужа), персикового дерева (веткой персика шаманы отгоняли болезнь), различных амулетов. Гуй часто изображались в храмах, а также на народных картинах, обычно с остроконечной головой и рыжими волосами. Встреча человека с гуй - популярная тема средневековых новеллистов.