05.10.2013
0

Поделиться

Глава 2. Тень.

Барбара Ханна.

Процесс индивидуации в «Эоне».

Глава 2. Тень.

Эта глава, несмотря на свою краткость, дает нам наиболее ясное описание того, что есть Тень в работах Юнга.

За исключением довольно редких случаев, когда люди находятся под давлением обстоятельств, тень является par excellence моральной проблемой, которая бросает вызов личностному эго в целом (пар. 14). (За тридцать лет я видела множество людей которые приходили и уходили ни с чем, кроме тех, кто был готов столкнуться с собственной тенью, чтобы продолжить свое развитие). Осознание этого означает кропотливую и болезненную работу, однако при этом довольно простую, так как личная Тень находится в личном бессознательном. Основная сложность здесь состоит в присутствии эмоций. Эмоция не является собственной активностью человека, но чем-то, что происходит с ним, когда его адаптация слаба, и она приводит к навязчивым состояниям или даже целиком овладевает им. Здесь, однако, возникает противоречие — имея возможность сознательного цивилизованного поведения, мы ведем себя как дикари, которые являются пассивными жертвами своих аффектов и просто не способны к моральным суждениям. Мы ведем себя так в ситуациях, где наша адаптация слаба (пар. 15).

Хотя значительная часть Тени может быть легко, пусть даже и болезненно, ассимилирована, остаются проекции, которые упорно сопротивляются этому процессу. Юнг отмечает, что признание наличия таких проекций, является большим моральным достижением.

Проекции изолируют нас, окружая завесой иллюзий, которая полностью искажает наше представление о реальности. Так например, один сорокапятилетний пациент однажды сказал: «Ну не могу же я признать, что впустую потратил лучшие двадцать пять лет своей жизни». Трагическое зрелище наблюдать как человек разрушает свою собственную жизнь и жизни других людей, не будучи способным осознать, что он сам является причной трагедии. Это объясняет факт существования множества людей старшего поклонения, с которыми просто невозмодно наладить контакт (пар. 18).

Большая сложность состоит в осознания того, что Тень помимо прочего загрязняется воздействием анимуса или анимы. Тень всегда одного пола с человеком, но есть знаки противоположного пола, которые свидетельствуют о присутствии анимуса или анимы. Они намного более автономны и, следовательно, выходят гораздо дальше за сферу нашего понимания, чем персональная Тень. Но за личной Тенью стоит архетип Тени, и если признание относительного зла личной Тени является довольно легким, то столкновение с абсолютным злом становится поистине устрашающим опытом (пар. 19).

Я хочу прокмментировать последнее утверждение. Можно понять и даже принять мотивы ревности, престижа или эгоизма в себе и в других людях, но иногда, в основном в состоянии психоза, когда заглядываешь в лицо абсолютнога зла, это становиться абсолютно сокрушительным. Существуют люди, у которых нет морального тормоза, даже перед убийством, например, и которые с абсолютно серьезным лицом заявляют, что моляться о чьей-то (возможно даже собственной) смерти. Это действует сокрушительно, потому что в данном случае ты сталкиваешься лицом к лицу не с человеческим существом, а с дьяволом собственной персоной. Достаточно вспомнить газовые камеры в концентрационных лагерях, чтобы увидеть лицо абсолютного зла, неприкрытое и бесстыдное.

Перевод Александр Петренко