Чарльз Гофри Леланд
Арадия или Евангелие Ведьм
ПРЕДИСЛОВИЕ
Если читателькогда-либо имел возможность ознакомиться с работами исследователя-фольклористаДжузеппе Питре* или статьями Леди Вер-де-Вер ** для "ИталианРивиста", или Дж. Эндрюса для \\журнала\\ "Фольклор" [1], то онуже знает о том, что в Италии имеется большое количество "strege",гадалок или ведьм, которые предсказывают судьбу на картах, проводят странныеобряды, в которых предполагается вызов духов, изготовляют и продают амулеты, ифактически ведут себя по общему мнению так же, как адепты черного вуду вАмерике или любые другие колдуньи повсюду, где-бы то ни было.
Но итальянскаяstregа или ведьма в некотором смысле все же отличаются по характеру от оных. Вбольшинстве случаев она происходит из семьи, в которой подобное призвание(Ремесло) или Искусство практикуется на протяжении многих поколений. У меня нетникаких сомнений, что они находятся в том же положении, что и предки,восходящие до Средних веков, Древнего Рима или даже, возможно, до временэтруссков. Результатом этого, вполне естественно, может быть накопление вподобных семьях многих традиций.
Но хотя вСеверной Италии, как свидетельствует ее литература, все же имелосьнезначительное собрание волшебных сказок и народных верований, описанныхучеными, там никогда не существовало ни малейшего интереса в отношении странныхверований ведьм, никаких подозрений о том, что они охватывают невероятноеколичество малых древнеримских мифов и легенд, вроде тех, что записывал Овидий,но большинство из которых не упоминались ни им самим, ни какими-либо другимилатинскими авторами. [2]
Такойбезвестности в значительной степени способствовали сами колдуны, сохраняя вглубокой тайне все свои традиции, что было вызвано так же страхом передсвященниками. Фактически, последние неосознанно внесли большой вклад всохранение этих знаний, поскольку соблазн запретного всегда очень велик, иколдовство, как и трюфели, растет тем лучше и тем изысканнее на вкус, чемглубже оно скрыто.
Однако, можетбыть поэтому , как священники, так и колдуны исчезают нынче с ужасающейбыстротой - это было подмечено французским писателем, что францисканец вжелезнодорожном вагоне уже странная аномалия - а последующие годы газет ивелосипедов (и одному Небу известно, что еще будет, когда появятся летающиемашины!) возможно приведут к исчезновению их всех.
Тем не менее,исчезают они медленно и есть еще старики в Романье или на севере, которые знаютэтрусские имена Двенадцати Богов и призывания Бахуса, Юпитера и Венеры,Меркурия и Лар или духов предков. А в городах встречаются женщины,изготовляющие необычные амулеты, над которыми они бормочут заклинания,известные еще с древнеримских времен, и которые могут удивить даже ученыхсвоими легендами о латинских богах, смешанными с верованиями, которые можновстретить у Катона или Теокрита. С одной их них я начал тесно сотрудничать в1886 году, и с тех пор использовал ее для сбора тайных заклинаний среди ейподобных во многих местах, где были известны традиции древнейших времен.
Среди другихнеобычных верований, которым она следовала, и полученных спустя много лет,оказалось нижеследующее "Евангелие" ("Псалом"), котороевыполнено ее собственным почерком. Полный отчет о его происхождении со многимидеталями будет указан в приложении. Я не знаю наверняка (определенно), получалали моя информатор часть этих обычаев из письменных источников или из устныхпересказов, но верю, что это были преимущественно последние. Напротив, имеетсянесколько колдунов, которые копировали или пересказывали документы, относящиесяк их ремеслу. Я не виделся более с моей собирательницей с того времени, как"Евангелие" попало ко мне. Я надеюсь, что в будущем времени я смогустать еще лучше информированным.
В качествекраткого пояснения я могу сказать, что колдовство известно своим приверженцамкак "la vecchia religione", или Старая Религия (Старая Вера),согласно которой Диана является Богиней, а ее дочь Арадия (или Иродия) являетсяженщиной-мессией, и данная небольшая работа представляет далее, как последняябыла рождена, спустилась на землю, основала колдовскую традицию и наставлялаведьм, а затем вернулась на небо. Так же приводятся обряды и призывания илизаговоры, обращенные к Диане или Арадии, экзорцизм Каина и заклятия дляосвящения священных камней, руты и вербены, составляющие, как утверждается,регулярные "церковные службы" так сказать, которые пели илипроизносили на собраниях ведьм. Здесь еще содержатся очень любопытные заговорыили благословения для меда, муки и соли, или пирогов ведьмовского ужина, которыйявляется замечательным классическим, и очевидно реликтовым древнеримскимтаинством.
Эту работуможно было бы расширять до бесконечности, пополняя ее обрядами и заклинаниями,которые в действительности составляют часть колдовского "СвященногоПисания". Но поскольку практически все они - или, по крайней мере,большинство - уже были включены в мои работы "Этрусское наследиеримлян" и "Легенды Флоренции", я все же колебался, стоит лисобирать такой значительный объем информации сразу, до выяснения, найдется лидостаточное количество издателей, которые купят эту работу.
Посленаписания всего вышесказанного, я встретил и прочитал очень умную изанимательную работу, озаглавленную "Роман недель" ( Il Romanzo deiSettimani - Дж. Каваньяри, 1889), в которой автор в форме романа, очень живоописывает нравы, образ мыслей и, особенно, природу колдовства и многихсуеверий, имеющих хождение среди крестьян в Ломбардии. К сожалению, несмотря наего обширные познания по этому вопросу, не складывается впечатление, чтобыавтор когда-либо встречался с непосредственными носителями этих традиций, и чтоэти традиции были чем-то, кроме нездоровой бессмыслицы либо отвратительнойкарикатуры на христианство. Существуют изумительные следы античной мифологии идрагоценного фольклора, которые являются cor cordium *** истории, и с которымион обращается как обычный сельский житель или странствующий францисканец.Кто-то может подумать о настоящем познании человека в том, как ведьмы убиваютсемь человек во время ритуала, чтобы узнать тайну неограниченную власти, иподоб ное волшебство будто бы может быть источником для удивительных легенд; новсё это лишено оснований и свидетельствуют о развитом воображения автора и оботсутствии искреннего и более плодотворного интереса.
Его книга, этоясно, относится к большому числу работ, написанных на основе выдумок исуеверий, которые позднее способствовали дискредитации вопроса, когда авторыпотакали сатирическим, но гораздо более безопасным высмеиваниям того, что дляних было просто вульгарным и ложным. Подобно сэру Чарльзу Колдстриму, онисловно заглянули в кратер Везувия ПОСЛЕ извержения, и на основании этого смеютутверждать - что там НЕТ НИЧЕГО. Но ОДНАЖДЫ там кое-что БЫЛО все же; и человекнауки - которым сэр Чарльз все же не являлся - все еще находит большую долюинформации в останках, подобно тому, как доисторические Помпеи или Геркуланумуказали на еще семь городов, похороненных и раскопанных.
Я сделал всеголишь совсем немного - и это действительно очень мало - из того, что возможно,для извлечения кое-чего из потухшего вулкана итальянского колдовства.
Если это будетпринципом, по которому итальянское колдовство будет реабилитировано наиболеемыслящими писателями, изображающими его, тогда не будет считаться удивительным,что некоторые - кто действительно заботится об истинном Евангелии Ведьм , по-видимомупроисходящем из глубокой древности - воплощают веру в эту страннуюпротиво-религию, которая смогла сохранить себя от доисторических времен донаших дней. "Колдовство - это все мусор, или кое-что похуже"-говорили старые писатели - "и поэтому в книгах о нем нет ничеголучшего". Я искренне верю, однако, что эти страницы могут попасть в рукитех избранных, кто думает лучше, чем они.
Я должен,однако, ради справедливого отношения к тем, кто стремится к исследованию самыхтемных и неизведанных путей, четко объяснить, что ведьмовской закон наиболеескрывается со всей возможной тщательностью из того немногого, что спасено вИталии, как это имеет место у целителей Чиппевей или у Чёрных Вуду. В романеискатель знания представлен как живущий с ведьмой и старательно собирающий,крупица за крупицей, ее заговоры и заклинания, отдавая этому годы. Так, мойнедавно умерший друг М. Драгоманов рассказывал мне, как некий человек вВенгрии, узнав, что он собрал множество заговоров - которые действительно быливпоследствии опубликованы в фольклорных журналах - вломился в дом ученого итайно скопировал их, так что в следующем году, когда Драгоманов вернулся, онзастал вора, практикующего полным ходом в качестве процветающего колдуна. Насамом деле он получил не так много заклятий, всего десяток или около того, новедь очень немногие проходят действительно великий путь в эт ом деле, и ярискну сказать, что пожалуй вряд ли найдется хоть одна ведьма в Италии, котораязнает столь же много, как было опубликовано мной, собранного отовсюду, изразных источников или районов. Каждый из вариантов, который был записан, болеетого, часто был поврежден из-за пристального надзора священников илиотрекшихся, либо подавляющим большинством тех, кто испытывал суеверный страх,просто находясь в одном доме с такими документами. Поэтому я воспринимаюспасение "Евангелия" как нечто, мягко говоря, очень важное.
ПРИМЕЧАНИЯ :
[1] март 1897 г "Неаполитанскоеколдовство" ("Neapolitan Witchcraft")
[2] Такимобразом, мы можем вообразить, что было бы и как выглядели бы немецкие волшебныесказки, если бы ничего не сохранилось для будущих дней, кроме собраний братьевГримм и Музэус.
Мир пребываетв убеждении, что эти коллекции составляют все работы подобного рода, которыекогда либо существовали, в то время как фактически они формируют лишь небольшуючасть целого. И фольклор был неизвестен классическим авторам: действительно,нет никаких свидетельств у кого-либо из древних латинских писателей, что онисобирали обычаи или нечто подобное среди простонародья, как люди собирают внынешнее время. Все они писали книги полностью на основе книг, продолжаяоставаться "немного в стороне от подобного сорта" литературы.
КОММЕНТАРИИ оттех, кто переводил..:)
* - ДжузеппеПитре - "Giuseppe Pitre (1841-1916), был врачом, профессором, и сенаторомв Сицилии, одним из самых талантливых и значительных фольклористовдевятнадцатого века, собирателем сказок на сицилийском диалекте. Тем не менее,очень мало известно о его жизни и работе. Его основная работа - "Сицилийскиеволшебные сказки, народные сказки и истории" [Sicilian Fairy Tales,Folktales and Stories] oт 1875 - является кульминацией великого европейскогодвижения по изучению фольклора в начале девятнадцатого века. В самом деле,Сицилия была раем для сказки, что обусловлено пересечением как с европейскойкультурой, так и с влияниями ближневосточных культур. В противоположностькультурным веяниям своего времени, Питре посвятил себя сицилийским люям и ихобычаям и собрал множество народных сказок, которые проливают гораздо большесвета на устную традицию сказок, чем произведения братьев Гримм или любыхдругих коллекционеров в девятнадцатом веке". http://www.ingentaconnect.com
** -"Леди Вер-де-Вер" - очевидно, литературный псевдоним для кого-то излюбителей фольклора и колдовских традиций того времени. Я подумала, что этотпсевдоним может означать и можно ли будет найти еще какие-нибудь работы этогоавтора по теме?
О ЛедиВер-де-Вер есть стихотворение Альфреда Теннисона, найденное Vladeks -"Леди Клара Вер-де-Вер"
http://az.lib.ru/p/plesheew_a_n/text_0040.shtml
Наверное, тасамая, поскольку: "Околдовали... Вам не учиться колдовать". Видимо,псевдоним в ее честь..
*** - "сердце сердца" , лат.
From Wikipedia, the freeencyclopedia
"Aradia, Gospel of theWitches" Ch.G. Leland(c)http://en.wikisource.org/wiki/Aradi..._of_the_Witches
(с) Перевод Dancing Witch 2009 http://www.liveinternet.ru/users/dancing_witch/profile