Что же вам следует знать?

ГёАВА 1

ЧТО ЖЕ ВАМ СёЕДУЕТ ЗНАТЬ?

По-видимому, важно, чтобы вы понимали, чем
я руководствуюсь. Для меня эта Работа, это
Таро, над которым я тружусь, — энциклопедия
всей серьезной “оккультной” философии.
Это стандартное справочное руководство,
которым будет определяться весь ход развития
мистической и магической мысли на протяжении
последующих двух тысяч лет. Единственная
моя забота — оградить его от опасности
уничтожения, а для этого необходимо
воспроизвести и размножить его в стандартной
форме и распространить как можно более широко.
Финансовой выгоды я не ищу; если бы я располагал
капиталом в этой стране, я бы сам разослал 200
(допустим) экземпляров по государственным
библиотекам во все части света и столько же —
моим главным представителям

— Из письма Алистера Кроули к фотограверу,
г-ну Пирсону 29 мая 1942 года 1.

С 1969 года, когда на прилавках книжных и специализиро-
ванных оккультных магазинов появилось первое цветное из-
дание «Таро Тота», эта колода остается одной из популярных
во всем мире. И ничего удивительного! По моему мнению, это,
как минимум, самая потрясающая, самая прекрасная из всех ко-
лод Таро, когда-либо появлявшихся на свет. На создание семи-
десяти восьми сюрреалистических шедевров, составивших «Таро
Тота», у талантливейшей художницы Фриды Харрис [1] [2] ушло бо-
лее пяти лет — с 1938 по 1943 годы.


И по сей день эти семьдесят восемь изображений заворажи-
вают и волнуют воображение ничуть не меньше, чем во време-
на первых выставок, на которых с ними смогла познакомить-
ся лондонская публика '. Однако тем более ярким кажется кон-
траст между популярностью «Таро Тота» и зловещей репутацией
оккультиста, который разработал эту колоду и самым дотошным
образом руководил процессом ее художественного воплоще-
ния, — оккультиста, которого еще при жизни клеймили как чер-
ного мага и «самого порочного человека на свете».

Создается впечатление, что вся жизнь Эдварда Александра
(Алистера) Кроули (1875—*947) — один сплошной парадокс.
Да, во многих отношениях он был негодяй. И невозможно от-
рицать, что он бессовестно упивался своей репутацией злодея,
которую сам же и создавал себе в британских литературных
и оккультных кругах. Но, в то же время, он относился к себе
и к своей жизни очень серьезно. Он был, среди прочего, аль-
пинистом мирового класса [3] [4], мастером спорта по шахматам, ху-
дожником, поэтом, романистом, критиком и театральным по-
становщиком. Он приохотил Америку к астрологии [5], Айседору
Дункан — к китайской «Книге перемен», а поэта Виктора
Нойбурга — к пешим путешествиям и церемониальной магии.


Как британский агент-провокатор он писал подстрекатель-
ские статьи для печатавшегося в Америке немецкого пропаган-
дистского журнала, и эти публикации сыграли свою роль в ре-
шении США вступить в Первую Мировую войну на стороне
Великобритании '.

Во время Второй Мировой войны по просьбе своего при-
ятеля Яна Флеминга, офицера военно-морской разведки [6] [7],
Кроули предоставил Уинстону Черчиллю ценную информацию
о суевериях и магических воззрениях, которыми руководство-
вались вожди Третьего Рейха. Кроме того, если верить имею-
щимся свидетельствам, он посоветовал британскому премье-
ру обратить в свою пользу магические предрассудки врага и как
можно чаще фотографироваться со знаменитым «жестом побе-
ды» (в котором указательный и средний палец подняты в виде
буквы «V»). Этот жест — уменьшенная версия магического
знака Апофиса-Тифона, могущественного символа разрушения
и уничтожения, который, согласно магической традиции, спо-
собен победить солнечные энергии, символически представ-
ленные свастикой.

Но все эти приключения и достижения (которых мно-
гим вполне талантливым и предприимчивым людям хватило
бы на дюжину жизней) меркнут и отступают на задний план
перед грандиозными свершениями, которых Кроули добился
в сфере самопознания. Благодаря своим визионерским книгам
и попыткам свести воедино эзотерические духовные системы
Востока и Запада он заслужил славу одного из самых выдаю-
щихся культурных и религиозных деятелей двадцатого века.

В наше время читателей и ценителей его глубоко эзотериче-
ских (и зачастую весьма сложных для понимания) книг насчи-
тывается куда больше, чем в годы его жизни, хотя желающих
всерьез изучать систему «научного иллюминизма» 1, разрабо-
танную Кроули, по сей день остается немного. Но для тех дерз-
новенных и упорных учеников, которые все же вступают на этот
путь, «Таро Тота» становится краеугольным камнем всего про-
цесса обучения — поистине бесценным и незаменимым сокро-
вищем. Эти карты — красочное наглядное пособие по эзотери-
ческой мудрости всех времен и народов и, в то же время, живой
талисман, воплощающий самую суть духовных знаний и про-
зрений создавшего их современного мастера древних таинств.
Стоит ли удивляться, что такой редкостный и великолепный ма-
гический инструмент неудержимо притягивает и завораживает
почти всех, кому доводится к нему прикоснуться? По-моему, от-
вет очевиден. Но справедливость требует задаться другим вопро-
сом: может ли работать с «Таро Тота» человек, которого совер-
шенно не интересуют ни Кроули как таковой, ни каббалистиче-
ские, астрологические и магические составляющие этой колоды?

Лично я отвечу безоговорочно: да! «Таро Тота» признают
своей любимой колодой тысячи коллекционеров и исследова-
телей Таро, тысячи любителей и профессиональных тарологов
по всему миру [8] [9]. Большинство из тех, с кем я обсуждал этот во-
прос, говорили, что предпочитают эту колоду за ее необыкно-
венную красоту и эффективность в качестве мантического ин-
струмента. Мнения тех, кто осведомлен о Кроули и его трудах,
не столь однозначны, но своего восхищения колодой не скрыва-
ют даже те, кто считает самого Кроули отъявленным чудовищем.
Один почтенный таролог выразил мнение, которое разделяют
многие профессиональные гадатели и почитатели «Таро Тота»:
«Меня не волнует, кем был этот ваш Алистер Кроули, и в магию
его я не верю. Мне просто нравятся эти карты, и они, черт побе-
ри, работают!»

Не вызывает сомнений, что лишь немногие из владельцев
«Таро Тота» способны оценить по достоинству его эзотериче-
ское значение, но столь же несомненно и то, что многие люди
хотели бы узнать об этой колоде больше. Если вы принадлежите
к числу последних, эта книга — для вас.

За последние годы вышло в свет несколько замечательных
книг, проиллюстрированных картами из «Таро Тота». Авторы
этих книг подходят к «Таро Тота» с уважением и внимани-
ем, но, как ни печально, затрагивают лишь наиболее очевид-
ные, поверхностные его аспекты. Те глубокие идеи и прозрения,
которые придают этой колоде уникальную значимость, оста-
ются без рассмотрения. Впрочем, есть одна книга, в которой
«Таро Тота» анализируется по-настоящему основательно и се-
рьезно. Она была написана тем единственным на свете челове-
ком, который был вправе рассуждать о колоде Тота авторитетно.
Единственный недостаток этого великолепного сочинения —
не в том, что его создатель не сообщает нам чего-то важного, а,
скорее, в том, что он пытается рассказать нам все и сразу.

Уже на склоне лет Кроули опубликовал (под псевдони-
мом «Мастер Терион») одно из главных своих произведений —
«Книгу Тота» с подзаголовком «Египетское Таро» '. Она задумы-
валась как «трактат для начинающих», посвященный Таро вооб-
ще и «Таро Тота» в частности. Но, как подтвердит вам любой,
кто прочел ее или хотя бы попробовал прочитать, «начинающе-
му» с этой книгой придется туго. Чтобы по-настоящему понять
«Книгу Тота», нужно основательно разбираться в мифологии,
философии и религии, понимать еврейскую каббалу, тщательно
изучить весь огромный корпус магических и визионерских сочи-
нений, над которым Кроули трудился на протяжении полувека,
и свободно владеть той сложной и таинственной терминологи-
ей, которая сложилась на основе многих видений и откровений.

Я вовсе не пытаюсь заявить, что непосвященному читате-
лю «Книга Тота» не принесет никакой пользы. В ней найдутся
и рассуждения, понятные всем, и необыкновенно прекрасные
и вдохновляющие образы. Но тот, кто надеется быстро извлечь
из нее какую-нибудь практическую информацию о «Таро Тота»,
скорее всего, не дочитает дальше седьмого абзаца:

Одно из важных толкований слова «Таро» связа-
но с тем, что оно представляет собой нотарикон 2 ев-
рейских слов «Тора» — «Закон» и ThROA — «Врата».
Далее, по соответствиям из «Сефер Йецира» (см. та-
блицу в приложении) это слово можно прочесть как
«Вселенная — новорожденное Солнце — Нуль». Это ис-
тинное магическое учение Телемы: Нуль равняется Двум.
Кроме того, по гематрии числовое соответствие слова
ThROA — 671 = 61 х 11. 61 — это AIN, Ничто, или Нуль;
11 же — число Магического Расширения; таким обра-
зом, слово ThROA провозглашает ту же идею — един-
ственное удовлетворительное философское объяснение
Вселенной и ее происхождения, а также способа и цели
ее существования [10].

Только не подумайте, пожалуйста, что я высмеиваю содержа-
ние этого отрывка. На самом деле здесь все изложено предель-
но ясно. Я понимаю (до некоторой степени), что здесь имеется
в виду, и за какое-то разумное время (с перерывами на обед) мог
бы объяснить это любому мыслящему человеку. Но лет трид-
цать назад, когда я впервые прочитал эти строки, они не сказали
мне ровным счетом ничего. Я тогда ничего не знал ни о кабба-
листических мирах, ни о енохианских Эфирах, ни о магических
организациях. А в «Книге Тота» буквально на каждой странице
попадались термины, о которых я не имел ни малейшего поня-
тия, и ссылки на книги, которых у меня не было.


Именно по этому поводу в свое время выражала беспокой-
ство леди Харрис, писавшая Кроули в 1939 году:

Что касается ваших книг, полагаю, вы и сами дога-
дываетесь: будь они написаны на санскрите, новичку
и то было бы легче, и у любого читателя от них зайдет
ум за разум. Поэтому люди благоразумные (вроде меня)
отщипывают от них по кусочку, сколько смогут перева-
рить, да и то лишь время от времени, когда позволяет
самочувствие [11].

Да, «Книга Тота» действительно такова. Это шедевр, не зна-
ющий себе равных, и более совершенной сопроводительной
книги к «Таро Тота» нет и не может быть. Но если упомянутую
колоду можно оценить по достоинству с первого же взгляда, то
разобраться в книге быстро и без усилий не удастся.

С момента моего знакомства с этой колодой и сопутствую-
щей книгой прошел не один год, прежде чем я осознал, что мно-
гие из основополагающих тайн «Таро Тота» открылись бы мне
гораздо быстрее, если бы я с самого начала хоть что-нибудь знал
о магическом пути Алистера Кроули, о его революционном ду-
ховном мировоззрении и пророческих видениях, о каббале,
астрологии и алхимии, о Древе жизни и о Герметическом орде-
не Золотой Зари. Чего мне не хватало, так это еще одной кни-
ги — книги под названием «Всякая всячина, которую вам следу-
ет знать, прежде чем браться за “Таро Тота” Алистера Кроули».

Увы и горе мне, такой книги в то время попросту не суще-
ствовало. Но, будем надеяться, теперь она у вас есть.




[1] Книга Тота, стр. 13—14.[2] В девичестве Маргерита Фрида Блоксам, 1877—1962. — Примеч. автора.[3] Первые выставки своих картин Харрис провела в 1941 и 1942 гг. Но и по-
сле этого работа над некоторыми полотнами продолжалась еще не менее года,
прежде чем были созданы окончательные версии, вошедшие в «Таро Тота». —
Примеч. автора.[4] К 1920 году Кроули все еще сохранял за собой некоторые мировые рекор-
ды в альпинизме: в 1900 году он совершил самое скоростное восхождение (1220
м за 83 минуты) на вершину Истаксиуатль (Мексика) высотой более 4875 м; в
1901 году — первое одиночное восхождение на вершину мексиканского вулка-
на Невадо де Толука, а в 1902 году провел 65 дней на леднике Балторо на склоне
Чогори (К2). — Примеч. автора.[5] Кроули написал учебник по астрологии по заказу Эванджелины Адамс,
опубликовавшей его труд под своим именем. Так появились две классические
книги: «Астрология: ваше место под солнцем» (1927) и «Астрология: ваше место
среди звезд» (1930). Благодаря этим книгам астрология приобрела широкую по-
пулярность в Америке и Европе, а Эванджелину Адамс стали называть «главным
астрологом Уолл-стрит и Вашингтона». Не так давно наследники Адамс при-
знали за Кроули авторство основной части материалов, составивших эти книги,
и в результате вышло в свет новое издание — «Общие принципы астрологии»
Алистера Кроули и Эванджелины Адамс (Aleister Crowley & Evangeline Adams,
The General Principles of Astrology. York Beach, ME: Red Wheel / Weiser, 2001). —
Примеч. автора.[6] Многие забывают, что США чуть было не вступили в Первую Мировую
войну на стороне Германии. Но статьи Кроули — к великому ужасу германско-
го министерства иностранных дел — оповестили американскую обществен-
ность о том, что Германия намеревалась развязать полномасштабную войну
на море, разрешая и даже предписывая командирам своих подводных лодок на-
падать на гражданские суда. Несмотря на то, что — на тот момент — это была
отъявленная ложь, Кроули сумел разогреть антигерманскую истерию, благодаря
которой Америка, в конце концов, приняла в войне сторону англичан. Так что
Алистер Кроули в буквальном смысле спас свою возлюбленную Англию одним
лишь искусством пера, на сей раз заменившего ему магический жезл. — Примеч.
автора
.[7] Ян Ланкастер Флеминг (1908—1964) — британский журналист и пи-
сатель, сотрудник разведки, создатель знаменитой серии романов о Джеймсе
Бонде, «агенте 007». Кроули и Флеминг были друзьями. Сохранились копии
писем, которыми они обменивались между собой, и в некоторых из этих пи-
сем обсуждаются темы оккультной пропаганды и результаты допросов Рудольфа
Гесса. — Примеч. автора.[8] «Научным иллюминизмом» Кроули называл свою философско-маги-
ческую систему. Девиз ее гласил: «Метод — научный, цель — религиозная». —
Примеч. автора.[9] Мишель Джексон из Американской ассоциации Таро пишет: «По моим
наблюдениям, [среди профессиональных тарологов] “Таро Тота” уступает попу-
лярностью лишь колоде Райдера-Уэйта». — Примеч. автора.1 Впервые опубликована ограниченным тиражом (200 экземпляров с авто-
графами автора) в 1944 году. Впоследствии переиздавалась в 1969, 1974, 1986 и
1991 гг. в издательстве «Сэмюэл Вайзер». — Примеч. автора.[10] Книга Тота, стр. 26.[11] Там же, стр. 404.19 декабря 1939 года Кроули ответил на это: «Таким путем вы ни к чему
не придете. По-видимому, вам кажется, что для понимания духовных материй
необходимо некое исключительное право, какое-то чувство особого привилеги-
рованного статуса. Почему же тогда вы не подходите с подобным беспардон-
ным высокомерием к таким предметам, как логика или математика? Бертран
Рассел пишет в тысячу раз сложнее, чем я, но его вы понимаете лучше, пото-
му что принимаете как данность, что над этими предметами нужно много ра-
ботать, — а необходимость работать над моими текстами вызывает у вас только
раздражение» [там же, стр. 378]. — Примеч автора.
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину