Джеффри Рафф
Бракосочетание Софии
Глава 7
Медные ворота: от хаоса к порядку
Поскольку в первых двух аллегориях Aurora Consurgens речь шла о теле и душе, мы можем предположить, что далее в тесте будет говориться о духе как составляющей prima materia и Философского Камня. Однако в третьей параболе мы видим повторение всего того, что было изложено в последнем разделе. Библейские цитаты напоминают нам, что София общается с нами как божество. Она снова в тюрьме, голодает, ищет место для отдыха и мечтает о дарах Святого Духа. Она жалуется на то, что «внутри нее нет прежнего здоровья», и находится в поисках очищающей благодати живой воды. Еще раз она рассказывает нам о времени освобождения, когда возрастет ее сила к проникновению и растворению, и она будет «прославлена Богом» { Aurora, pp. 73, 75.}. София говорит о реках Вавилона и о Вавилонском пленении (- период в истории еврейского народа с 598 по 539 до н.э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения во время правления Навуходоносора II. Этот период завершился возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царем Киром Великим), когда евреев держали в рабстве. В этом параграфе так много всего, что мы не можем обсуждать каждую эмблему в отдельности. Поэтому я рекомендую заинтересованным читателям обратиться к комментариям фон Франц, которые содержат более полные объяснения с точки зрения классической юнгианской теории и имеют теологические описания. Для наших целей я буду акцентировать внимание на главных моментах, которые мы уже знаем, и рассказывать о других дополнениях из этого раздела. Несомненно, у Фомы были веские причины вернуться еще раз к истории заточения anima mundi, но при этом он дает много новой информации.
Я думаю, автор повторяет этот начальный этап, потому что выведение психоидной фигуры из полубессознательного состояния и последующее спасение мира не такое уж простое занятие. Для некоторых это работа на всю жизнь и деятельность, требующая больших усилий. Во всех разделах вплоть до последнего переход от заточения к освобождению осуществляется слишком быстро, как если бы Фома увидел в своем восторженном состоянии возможность, к которой он и София стремились, но никак не могли ею воспользоваться. Однако есть еще одна причина данного повтора. Согласно моему мнению процессы, благодаря которым психоидная фигура соединяется с центром, завершаются не одновременно. Они продолжаются медленно шаг за шагом, ведь градуальный союз, возникающий как сущность или душа психоидной фигуры, добавляется к rebis постепенно. Каждый раз это вызывает бурный экстаз и волнующее ощущение свободы и трансформации, но это не значит, что процесс закончен. Его необходимо повторять снова и снова, пока алхимик не достигнет финального соединения. В ходе медитации, через которую раскрывается психоидная алхимия, алхимик воспринимает контакт души и тела через последовательные стадии. С алхимической и психоидной точки зрения душа – это материя, которую алхимик может почувствовать и «может к ней прикоснуться» в момент слияния ее со своим телом. Однако, если слишком много всего будет добавлено, то есть шанс испортить весь процесс, поскольку это приведет к переполнению сознания алхимика. Хотя я и назвал алхимика свидетелем этого процесса, все же не стоит забывать, что он смотрит на все не только своими глазами, но и с помощью чувства смысла, которое задействует всë его сознание. Чрезмерное «наблюдение» может быть опасным для алхимика. Именно поэтому процесс освобождения осуществляется постепенно, а возвращение к стадии заточения оказывается необходимым.
На этом этапе София плачет от боли, и алхимик, что работает с ней, чувствует ее боль с той же силой. Золотое свечение регрессирует и снова превращается в вибрационную энергию, которая более мучительна для восприятия, чем простой свет. Мы не должны впадать в отчаяние от этого описания. Пусть физическая и психологическая боль, которую оно вызывает, велика, но с каждым повтором золотое свечение становится более мощным, красивым и устойчивым.
Существует несколько деталей, на которые стоит обратить внимание, когда Фома возвращается, чтобы спасти падшую Софию, и затем занимается ее освобождением. В тексте число семь встречается три раза: при упоминании даров Святого Духа, семь женщин ищут одного мужчину и евреи, находящиеся семьдесят лет в рабстве. В нумерологии число семьдесят приравнивается к семи. Фон Франц считает, что число семь – это планетарные духи, которые заключены в Земле, и соответствующие им металлы. {Aurora, pp. 270,273.} Несомненно, это чистая правда, и она отражает процесс, благодаря которому София воспринимает энергии из небесного мира, чтобы затем использовать для своего искупления, и участвует в их освобождении.
Трансформация души
Как только алхимик замечает, как душа Софии покидает тело, в тот момент она поднимается в высший мир. Когда тело очищается, душа тоже видоизменяется. Тело Софии превращается в тело Духа-Хранителя, которое после возрождения может стать светом. Перед тем как соединиться с Духом-Хранителем в новом, величественном теле, душа должна пройти через процесс трансформации, сохраняя при этом свою индивидуальность. У восхождения души есть два преимущества. Во-первых, освобождение души из старого тела, которое было тюрьмой для нее; во-вторых, развитие ее природных возможностей и способностей. Как же душа может подготовиться к такому изменению, которое не только приумножает ее собственные силы и сущность, но также несет с собой энергии filius?
В книге Aurora Consurgens описывается один эпизод, который говорит сам за себя. Это касается семи дочерей Сиона, преобразование которых показано в этой параболе. Сначала Фома называет их надменными и упрекает их в том, что они «ходили, подняв шеи и обольщая взорами, создавали много шума и выступали величавою поступью» (слова пророка Исаия из Библии, 3:16 – примечание переводчика А.П.). {Aurora, p. 75.} Другими словами, планетарные духи, представляющие собой психоидные силы, были высокомерными и не располагались вокруг одного центра. Они ценили только свою собственную сущность, и не было никакой гармонии. Трансформация психоидных сил в общих чертах повторяет изменение души, отделенной от тела. Как справедливо заметила фон Франц, семь дочерей – это семь планетарных духов, связанные с семью металлами. Небесные силы планет играют большую роль в алхимии. В некоторых случаях алхимики прямо утверждают, что приток планетарных излучений может определить, какой металл будет сформирован в том или ином месте; например, увеличение дозы Венеры приводит к возникновению меди. Однако существует более глубокое значение небесных влияний в алхимии; оно исходит из гностических и кабаллистических источников.
К. Г. Юнг писал, что Джеральд Дорн, знаменитый алхимик и ученик Парацельса, делил алхимический процесс на три этапа. Вторая стадия начиналась тогда, когда тело и душа снова соединялись, то же самое описано и в третьей параболе Aurora Consurgens. В ходе этого слияния Дорн «перемещал «влияние» планет … внутрь своей квинтессенции…» {Jung, CW 14, p. 757.}. Конечно же, это была не просто физическая процедура, и, как говорит К. Г. Юнг, алхимики подразумевали под этим «магически эффективное действие, которое подобно субстанции передает магические свойства» {Jung, CW 14, p 758.}. Непосредственная работа с планетами переносила их магические силы внутрь Философского Камня или, в нашем случае, внутрь психоидной фигуры, которая становилась единым целым с Философским Камнем.
Были и другие алхимики, которые тоже рассказывали об этих процессах. Они рассматривали планеты не как физические объекты, а как духовные существа с индивидуальными особенностями. Их влияние на жизнь было огромным, и если под наблюдением алхимика их энергию можно было бы перенаправить к медиуму или внутрь субстанции, то она могла бы помочь в изготовлении Философского Камня. Например, Парацельс писал: «никто не может отрицать тот факт, что высшие звезды и различная деятельность неба имеют большое значение во временных и всевозможных делах»; он также утверждал, что «человек сам может подключить их к определенному медиуму, внутри которого они могут работать эффективно, и неважно, будет этот медиум металлом, камнем или образом».
{A. E. Waite, ed., The Hermetic and Alchemical Writings of Paracelsus, (Kila MT: Kessinger) , р. 117}.
Бесспорно, планеты являются своего рода духовными агентами. Внутри души (психэ) они будут соответствовать конкретным архетипам, а в психоиде они станут центром духовной энергии, которая воплощается в психоидные фигуры. Они имеют свои характерные черты и энергию, и, какого бы рода она ни была, алхимик должен найти способ концентрировать ее внутри материи. Алхимики смогли достигнуть этой цели путем соединения отдельной души с этими духовными силами, которые сохраняются вместе с ней в момент ее инкарнации в новом теле. В «Изумрудной скрижали Гермеса» (The Emerald Tablet), которую многие считают кратким изложением Великой Работы, написано:
С большими возможностями он поднимается от земли к небу. И снова спускается на землю, и возвращает обратно энергию небес и земли.
Так к тебе придет слава самобытности этого мира. И вся темнота уйдет от тебя.
Ибо это самая мощная энергия из всех сил, поскольку она охватывает все едва различимые материи и проникает во все твердые субстанции. {The Emerald Tablet, translation from Latin in Steele and Singer 1928:492 (Alchemy Web Site, www.levity.com/alchemy/emerald.html), р. 8.}
Когда душа отделяется от тела, она попадает в высший мир и там встречает духовные существа, которые в нем обитает. Она вбирает в себя их силы и затем возвращается вместе с ними в новое тело, приготовленное для нее. Обратите внимание на то, что полученная энергия, согласно тексту «Изумрудной скрижали Гермеса», - это возможность проникновения во все твердые субстанции. Она же упоминается в книге Aurora Consurgens как принадлежащая Софии в день ее воскрешения.
Теперь мы подходим к пониманию образа семи дочерей. Сперва они были надменными и независимыми. Изначально психоидных сил не было внутри Софии, и именно по этой причине она находится в тюрьме. Они делают, что хотят, они создают, что хотят, поэтому психоидный мир становится неуправляемым, и его влияния на наш мир не обдуманные и упорядоченные, а скорее негармоничные и хаотичные. Работа алхимика может усмирить эти энергии и направить к одному центру:
В тот день, когда семь женщин завладели одним мужчиной, они сказали: мы едим свой собственный хлеб, мы носим свою собственную одежду, так почему бы тебе не защищать нашу собственную кровь, которая проливается словно вода вокруг Иерусалима? { Aurora, p. 77.}
Как уже было сказано, семь женщин – это семь планетарных энергий, которые завладели одним мужчиной. Этот мужчина является Духом-Хранителем, центром, вокруг которого теперь собираются психоидные энергии. Несмотря на то, что эти силы все еще независимы и живут своей собственной жизнью, поскольку едят свой собственный хлеб и носят свою собственную одежду, они сосредоточены вокруг одного мужчины и священного города Иерусалима, который символизирует этот самый центр. Бог отвечает на их жалобу в следующем предложении и говорит, что они должны находиться в неподвижном состоянии и ждать, когда придет время освобождения и Господь «с помощью духа мудрости и понимания смоет позорную грязь с дочерей Сиона; тогда десять акров виноградников принесут лишь одну малую долю, а тридцать бушелей зерна – три бушеля» { Aurora, p. 77, 79}. Дочери Сиона, как психоидные энергии, будут очищены духом мудрости (Софией) и затем примут участие в общем освобождении. Когда София берется управлять этими энергиями, она руководит ими мудро и всегда чувствует, что есть истина и куда должна направиться энергия для поддержания правильного порядка вещей. Они уже не будут полностью независимыми, но будут помогать Софии и ее супругу в рождении Filius.
Алхимики считали, что каждая планета имеет свой собственный тип энергии и влияние - эти знания они получали из астрологии. Психоид наполнен различными энергиями и, как я уже отмечал ранее, связан с Именами Бога и каббалистическим Сефиротом. В мировоззрении алхимиков энергии, которые должны служить Богу и работать вместе как единое целое, загрязнены и испорчены. Они надменны и похожи на архонтов из гностических мифов, которые не признавали никаких высших авторитетов и действовали сообразно их собственным интересам. Будучи олицетворением Мудрости, София должна не только заботиться о жизни в нашем мире, но также руководить работой архонтов. Однако она не сможет делать все это, если не пройдет через процесс трансформации, в ходе которого ее душа отделяется от тела и потом снова возвращается обратно.
Говоря отвлеченно, во вселенной существуют силы, которые действуют без ограничений, а возникающий хаос – это источник зла и разногласия в нашем и других мирах. Вспомните мой сон о космической мандале, в котором каждая вещь имела свой уголок, а зло мешало поддерживать этот порядок. Я упоминал об этом ранее как о невежестве Софии, но теперь нам стоит взглянуть на это с другой, более обширной, точки зрения. Психоидные духи тоже должны занимать свое определенное место, и если это им не удается, зло завладевает миром. София – это персонификация Мудрости, которая владеет знанием о правильных местах для всех вещей и может показать их истинное положение, запуская тем самым процесс освобождения вселенной. Именно благодаря Софии мы знаем, кто мы и зачем мы здесь, именно благодаря Софии планетарные энергии знают, кто они есть на самом деле и чему они служат. Это становится возможным только тогда, когда София, как женская мудрость, сливается с мужской силой Бога. В ходе взаимодействия мудрости и силы рождается единство.
Образ этого союза мы видим в тексте, когда дочери Сиона очищаются духом мудрости «и затем десять акров виноградников принесут лишь одну малую долю, а тридцать бушелей зерна – три бушеля. Тот, кто поймет это, никогда больше не подвергнется перемещению» { Aurora, p.79}. Фон Франц объясняет это тем, что «уменьшение количества от тридцати к трем – это результат редукции множества до единой сущности: хоатичные проявления бессознательного сводятся к основному их выражению» { Aurora, p. 275}. Как я уже отмечал ранее, то же самое справедливо и для психоидного мира. Многочисленные энергии превращаются в одну энергию; это начало, исходная точка, которая формируется благодаря слиянию Софии и ее возлюбленного с последующим рождением Духа-Хранителя. Когда мы осознаем это, мы уже больше не «подвергнемся перемещению», потому что в бракосочетании мудрости и силы мы откроем для себя главную тайну единства всех вещей. Отсутствие изменения связано с возникновением центральной точки, ведь если она появляется, то остается навсегда. Это наш вечный партнер, к которому мы можем примкнуть беспрепятственно.
Я рассказал вам об этом процессе как можно более отвлеченно и обширно. Работа психоидного алхимика, несомненно, включает в себя не только космический, но личностный аспект. Любовь помогает алхимику связаться с Софией и найти общий язык с Духом-Хранителем. Благодаря этому чувству алхимик ощущает Софию не просто как вселенскую мудрость, а как живое существо и воплощение женственности; он женится на ней так же, как и мужская часть Бога. Алхимик является своего рода центральной точкой, посредством которой возникает слияние между Софией и Богом, ведь именно алхимическое наблюдение вызывает к жизни этот союз. Он или она с большой радостью встречают известие о рождении Духа-Хранителя. Любовь – это связующее звено, соединяющее два космических начала, две индивидуальные и любимые фигуры в одно целое, которое создаст гармонию как в психоидном, так и в нашем мире. Можем ли мы надеяться, что те немногие, кому доступны будут эти переживания, будут в состоянии противостоять силам разделения и борьбы между архонтами? А если все-таки несколько сотен людей, или даже несколько тысяч, смогут открыться этим ощущениям, представьте, какое влияние это окажет на весь наш мир?