Джон Картер
Секс и ракеты: магический мир Джека Парсонса
Глава 6
Введение в енохианскую магию
Из упоминаний Парсонсом ритуалов и других аспектов оккультного мира, в которых он с таким пылом принимал участие, мы можем воссоздать окружавшую его работы атмосферу. Например, енохианская система, о которой упоминает Парсонс, представляет собой разновидность магии, основанную не пророком Енохом, а доктором Джоном Ди и сэром Эдвардом Келли в XVI веке в Англии. Енохианская магия не обязательно имеет сексуальную природу; фактически, в елизаветинскую эпоху ее создатели сознательно старались избежать судебных преследований по обвинениям в безнравственности.
Джон Ди родился 13 июля 1527 в Мортлейке, небольшой английской деревне на Темзе недалеко от Лондона. Ди рос умным мальчиком, блестящим учеником, и сумел поступить в университет в возрасте 15 лет. Он сумел собрать крупную частную библиотеку в своем доме и в конечном счете приобрел глубокие знания в различных науках, включая математику, навигацию (большую часть которой он изучил самостоятельно в путешествиях), астрономию, оптику и картографию. Он также изучал герметические науки и получил назначение на должность придворного астролога королевы Елизаветы I.
В правление Марии Кровавой Джон Ди был заключен в тюрьму, после составления неблагоприятного для королевы гороскоп (по ее же приказу). Елизавета помиловала его и выпустила на свободу, и в дополнение к потусторонним обязанностям Ди принялся работать на нее как шпион, подписывая свои секретные донесения шифром “007”. Предположительно, у него развилось некоторое чувство эзотерического долга перед личностью или положением Елизаветы, поскольку есть доказательства, что он боготворил ее как египетскую богиню Изиду. В самом деле, его “тайный долг” мог включать применение известной формулы INRI, используемого в магии Кроули “ключевого слова”, в одном из его многих вариаций.
Женился Джон Ди относительно поздно, в 1574 году, в возрасте 47 лет. Имени его жены, которая умерла год спустя, в истории не сохранилось. Он вступал в повторный брак, на сей раз с Джейн Фромонд, одной из камеристок королевы. Ди вел самостоятельные исследования, и к 1581 году почувствовал, что исчерпал все известные источники мирского знания. Единственным способом продолжить поиски мудрости оставалось обращение к потустороннему.
Ди был добрым и благочестивым христианином, принадлежавшим англиканской церкви. Предметом его восхищения стал Енох, первый из людей, кто ходил с Богом после грехопадения. Согласно традиции, Еноху принадлежало авторство нескольких апокрифических книг, в которых он записал все, что узнал за время общения с Богом. Именно приписываемые Еноху потерянные книги, фактически псевдо-эпиграфические, т.е., не написанные не им самим, Ди жаждал отыскать с помощью ангелов.
Джон Ди обращался к Богу с молитвой: “Много читал я в Твоих книгах и писаниях, сколь часто вкушал Енох Твоих милостей и бесед; с Моисеем ты сообщался; И также Аврааму, Исааку и Иакову, Иисусу, Гидеону, Ездре, Даниилу, Товиту и прочими посылал Ты добрых ангелов из обителей Своей, дабы наставить их, учить их, помогать им, как в мирских и домашних делах, так и иногда к удовлетворению их желаний, сомнений и вопросов о танствах Твоих”.
В своих поисках Ди раздобыл из различных источников несколько магических кристаллов, намереваясь использовать их для предсказаний. Однако как Ди не старался, ясновидение к нему не пришло, поскольку он отличался слишком логическим мышлением, и все попытки ввести его рациональный мозг в транс встречали сопротивление. Он пришел к выводу, что нуждался в помощнике и принял на службу Эдварда Келли, ранее звавшегося Тэлботтом. Келли имел репутацию алхимика; говорили, что однажды ему удалось произвести золото, но представляется, что все-таки он был мошенником. Его современник Джон Вивер оставил описание следующего приключения Келли в «Древних погребальных памятниках»:
«Это дьявольское вопрошение покойных ради знания будущих происшествий осуществлено было упомянутым Келли, который, в одну ночь в парке Уолтон-ле-Дэйл в графстве Ланкастер с неким Полом Уорингом (его компаньоном в подобных делах тьмы) воззвал к Адским Полчищам, дабы узнать определенные события своей жизни, а также что могло бы стать известно предвидением Дьявола относительно вида и времени смерти благородного молодого джентльмена, находящегося тогда в опеке. При завершении черных церемоний той ночью Келли спросил одного из слуг джентльмена, чей труп был последним из погребенных на освященном церковном кладбище, со стоящей там же церковью, и тот указал ему на бедняка, похороненном там в тот же самый день. Он и упомянутый Уоринг упросили вышеупомянутого слугу отправиться с ними к могиле усопшего, что он и он сделал; и кроме того помог им откопать прах несчастного, которого они заклинаниями заставили говорить (или же говорил некоторый злой дух посредством его органов), изрекая странные предсказания относительно упомянутого джентльмена. Мне поведал об этом упомянутый слуга, второе действующее лицо в этом гнусном и презренном деле, и различные господа и прочие, живущие ныне в Ланкашире, с кем он связал эту историю. И сам джентльмен (чью память я обязан чтить) рассказал мне незадолго до своей кончины о сотворенных Келли заклинаниях, как передал ему указанный слуга из его дома, умолчавший лишь о некоторых обстоятельствах, кои, по его мнению, не годилось знать хозяину.»
Келли, прозванный “корноухим чародеем”, поскольку уши у него были отрезаны в наказание за прежнюю колдовскую деятельность, переехал со своей семьей в комнату в доме Джона Ди, где они существовали на жалование 50 фунтов в год.
Холодным вечером 8 марта 1582 года Ди и Келли принялись вглядываться вглубь одного из магических кристаллов. Нетерпеливый Ди вскоре поднялся и подошел к камину, но уже через четверть часа Келли увидел ангелов. Ди немедленно подошел, но ничего не обнаружил и удовольствовался ролью писца, регистрируя все, что передавал Келли.
По утверждениям Келли, ангелы показали ему большие таблицы, покрытые необычными письменами, предположительно, образующими древнейший язык на свете - язык ангелов. Ди записал описание таблиц со слов Келли. Затем ангел продиктовал Келли потерянные книги Еноха, обстоятельно разъяснив каждого знака. Ангел указывал на символ, а Келли передавал Ди его значение.
Во время этих сеансов Келли страшно боялся, что даже простого упоминания об этих письменах окажется достаточно, чтобы вызвать демонов, и он называл только строку и колонку каждого знака, на который указывал ангел. Ди отыскивал соответствующую букву и записывал ее. Таблиц существовало гораздо больше, как сообщил Келли Ди, но лишь некоторые были продиктованы.
Когда они закончили с книгами, ангел продиктовал 30 “Этиров” и их 19 Зовов, предназначенных для вызова ангелов в целях “предсказывания будущего” или просмотра того, что находится в Этире. Первые пять Зовов считались столь мощными, что ангел продиктовал их задом наперед, дабы не призвать стражей соответствующего Этира; но остальные ангел передал обычным способом.
Этиры подобны сферам по древним представлениям, планетарным орбитам, которые, как тогда считалось, окружали Землю. Согласно древней мифологии и религии, возносящиеся на небеса души должны пройти через каждую сферу по очереди, с помощью череды святых имен и слов. Неудачные попытки приводили в лучшем случае к перевоплощению, а в худшем — вели в ад. Традиционно считается, что многие Этиры охраняются суровыми ангелами, даже демонами, которые не проявляют терпения в общении с людьми или магами.
После того как рискованный процесс диктовки был закончен, ангел снабдил Келли переводами, отчего Ди потребовалось вновь пройти по всей коллекции расшифровок и заменить текст на английский. Хотя у каждой енохианской буквы имеется английское соответствие, это нельзя считать точной заменой или кодом. Соответствия знаков были предоставлены лишь как учебник произношения. Был продиктован и словарь, который Ди пришлось перевести соответствующим образом. Таким образом, енохианский является самостоятельным языком с собственной грамматикой и синтаксисом. Он очень лаконичный и емкий и имеет странные соотношения с английским, не имея их, однако, ни с какими другими языками. Одним из енохианских примеров может служить слово “Babalon”, означающее “блудницу”, как в выражении “блудница вавилонская”. Система енохианского языка сложена, весь процесс диктовки и перевода занял семь лет — с 1582 по 1589 год.
Учитывая запутанность языка ангелов, прекрасный перевод Енохианских Зовов на английский вызывает изумление. Невзирая на тот факт, что Зовы диктовались и в прямом, и в обратном порядке, и что переводы были предоставлены позже, енохианский оказался последовательным и связным языком, ранее неизвестным человеку.
В переводе Зовы звучат достаточно экспрессивно и содержат весьма красивые пассажи. Хотя Келли легко можно обвинить в том, что он все выдумал, Зовы не имеют ничего общего с его обычным стилем письма, довольно грубым и неискусным, даже когда он писал стихи. Кажется невероятным, что Келли обманул Ди, поскольку енохианская система слишком огромна и слишком хорошо структурирована.
Наряду с Зовами они получили инструкции, к примеру: для проведения скраинга или сеанса с хрустальным шаром Ди и Келли должны были обзавестись специальным столом из кедра с енохианскими надписями по краям: “Сие есть место излияния обретенного сокровища в форме экстаза. Существенен здесь лишь огонь. Сие есть путь Бабалон и путь Зверя, который есть первичная форма. Взгляд должно держать на имени любого стража, и его представление явится незамедлительно”. Все это следовало начертать в оригинале, особенно имя “Babalon”, чтобы избежать призыва Блудницы.
Кроме того, операторам нужно было носить специальные перстни и одеяния, некоторые из которых сейчас хранятся в Британском Музее. От ангелов приходили и другие послания, вызывавшие сильную тревогу Ди и Келли, которые можно сопоставить с неортодоксальными сообщениями, полученным от фей в XIX веке и от пилотов НЛО в веке XX. Например, однажды Ди и Келли узнали:
1. Что Иисус не был Богом.
2. Что никакая молитва не должна быть обращена к Иисусу.
3. Что нет никакого греха.
4. Что душа человеческая истинно устремляется из одного тела в другое младенческое тело [т.е., перевоплощается].
5. Что сколько есть мужчин и женщин ныне, столько и всегда было.
6. Что род человеческий от Адама и Евы, не есть история, а аллегория.
Подобные явно богохульные послания обескуражили Келли, он стал уклоняться от работы, несмотря на жалованье в размере 50 фунтов. Стараясь его удержать, Ди потратил кучу времени. Напряженный непрерывный скраинг однажды довел Келли до срыва, он помчался по улице, как сумасшедший, а Джону Ди пришлось его ловить и успокаивать. Будучи глубоко верующим, Ди и сам испытывал случайные предчувствия. Однажды он сжег все собрание своих “ангелических” работ, но, как говорят, несколько дней спустя обнаружил три книги в целости и сохранности. В другой раз Келли опрокинул лампу и случайно сжег несколько ценных рукописей Ди.
Другие послания оказались менее тягостными, как в том случае, когда некто, предположительно ангел, принялся диктовать на греческом языке. Келли не знал греческого и вскоре пригрозил прекратить запись, если ангел станет упорствовать со своей “тарабарщиной”. Тем не менее, до Джона Ди дошло достаточно, чтобы опознать в сообщении предупреждение: не доверять Келли.
Однажды ангел велел Ди и Келли обменяться супругами, и данное послание столь их потрясло, что и они, и их жены подписали договор (по настоянию Ди) о том, чтобы держать его в тайне от всех. Как известно, нарушения религиозных и сексуальных табу, от употребления мяса и вина до кровосмешения и гомосексуализма, считается частью Тантры. Шок имеет целью лишить инициируемого обусловленности его обычным образом жизни. В случае Ди и Келли, живущих в ханжеской елизаветинской Англии, обмен женами выглядел чрезмерным требованием - по крайней мере, на тот момент. В конце концов им удалось убедить своих жен согласиться на предполагаемое повеление Бога: 3 мая 1587 года Ди сделал в дневнике следующую запись, “Я, Джон Ди, Эдвард Келли и наши супруги, заключили завет с Богом и подписали его, касательно сохранения нерасторжимых и неприкосновенных единений, милости и дружбы между нами четырьмя, и всем вещам между нами быть общими, как Господь различными средствами заставит нас сделать”.
В 1583 году Ди и Келли оставили Мортлейк и отправились в странствия по Европе, продолжая в пути работу с ангелами. Возвратившись в 1587 году, они с ужасом увидели разоренные суеверной толпой остатки дома Ди, где сгорела дотла большая часть его бесценной библиотеки.
Не устрашившись этого вполне способного подорвать веру происшествия, Ди и Келли продолжили работу с Зовами. В один прекрасный день Келли в одиночестве занимался скраингом, работая с Седьмым Этиром, и получил следующее прото-телемическое послание:
"Я есть дочь Стойкости, мной восхищаются ежечасно от юности моей. Ибо воззрите: я есть Понимание, и наука обитает во мне; и небеса гнетут меня. Они скрывают и желают меня с бесконечной жаждой; ибо никто не дарил мне земные объятия, ибо я сокрыта Кругом Звезд и покрыта утренними облаками. Мои ноги быстрее ветров, мои руки слаще утренней росы. Мои одеяния изначальны, мое обиталище находится во мне. Лев не ведает, где я хожу, ни один из зверей полевых не постигает меня. Цвет моего девства сорван, но все же я дева; я освящаю, но сама не освящена. Счастлив тот, кто заключает меня в объятия: ибо ночной порой я полна сладости, а дневной - полна удовольствий. Мое собрание - гармония множества символов, мои уста - прекраснее благополучия. Я - блудница [BABALON] для тех, кто насилует меня, и дева для тех, кто меня не знает. Очистите улицы ваши, о сыновья человеческие, и отмойте ваши дома дочиста; сделайтесь святыми, и установите праведность. Отриньте ваших старых шлюх и сожгите их одежды, и затем я произведу вам детей, и будут они Сынами Утешения в Веке, которому должно наступить."
Весь абзац напоминает гностическую рукопись “Гром Совершенный Ум”, открытый на раскопках в Наг-Хаммади в 1945 г., но созданную по крайней мере 1700 годами ранее.
Это сообщение стало для Келли последней каплей, и он пустился в бега с женой Ди и обокрав Ди на крупную сумму. Они так и не вернулись, осев в Германии, где Келли удалось расположить к себе самого Императора, все больше склоняясь к практической алхимии. Вскоре Келли был посвящен в рыцарское звание, но позже попал в тюрьму (либо за убийство, либо с целью удержать его при Императоре) и погиб при попытке сбежать. Ди тоже оказался в заключении, когда Яков I, создатель "Библии короля Якова", взошел на английский трон в 1603 году. Несмотря на собственные грешки, набожный король страшился колдовства и немедленно положил конец карьере Ди как придворного астролога.
Впоследствии Ди подвергся судебному преследованию за колдовство, был оправдан, но остался без гроша. Он умер в 1608 году нищий, но духовно цельный, по всей видимости используя енохианскую систему для несколько более широких целей, нежели удовлетворение собственного любопытства. Бумаги, которые он спрятал в конце жизни, оставались ненайденными в течение ста лет, а дневник - еще одно столетие. Однако, личная трагедия Ди устрашающе повторилась по крайней мере для одного из его позднейших последователей.
Как известно в среде эзотериков и оккультистов, всматриваться в кристалл - не единственный способ предсказаний будущего в Этирах; чтобы вызвать экстатические состояния, как в давние времена это делал Келли, можно использовать тантрическую энергию или сексуальную магию. Этот же метод применял и дерзкий Парсонс, как и его наставник, чувственный Кроули, утверждая, что является реинкарнацией Келли, хотя в действительности роль Келли в личной драме Джека Парсонса как Джона Ди сыграл совсем другой человек. Кроме того, Кроули усиливал свое осознание с помощью психотропных препаратов (см. Liber LXXXIV vel Chanokh). Книга Кроули "Дневник наркомана", которую как принимали с восторгом, так и поносили, стала основанием для обвинений в поощрении злоупотребления наркотиками. Всю свою жизнь Кроули потреблял огромные количества алкоголя, опиума, кокаина, гашиша, мескалина и даже героина, к которому пристрастился незадолго до смерти.
Подобно Ди и Келли, Парсонс в конечном счете попал в беду, по всей видимости в руки бесславной Бабалон, енохианской Блуднице Вавилонской, традиционному духу Рима, поработившему детей Израиля. Бабалон как Блудница также символизирует материальный мир в целом; корень “mater” предполагает как “материю”, так и “Матерь Мерзостей”. Приверженцы ямайской религии Растафари следуют ее чувственным путем, как знает почти любой, кто слушает музыку регги. Некоторые гностические секты Ближнего Востока считали подобным символом “Землю мертвых”, т.е., Египет. Как и Египет, для составителей Библии Вавилон был местом разложения и упадка, как сказано в книге Откровения (17:3-6):
"И повел меня [агнел] в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим."
Согласно Парсонсу, Бабалон представляет гностическую Софию, которой пренебрег апостол Иоанн, что было однако справедливо, так как она все еще находится в падении. Иоанн не предполагает ее искупления. Также она - Елена Симона Мага, на которого Парсонс ссылается в "Анализе Мастера Храма". Она - каббалистическая Сефира Хокма, Священная Мудрость, вопиющая в первом и восьмом псалмах, сокрытая Шехина иудеев.
Греческое имя Бабалон происходит от семитского "Bab-Il", что означает “врата бога”. В разные эпохи каждый священный город претендовал на свое положение в середине мира, мистическом центре, где находятся ворота между верхними и нижними мирами. В наши дни для трех основных мировых религий это Иерусалим, для индуистов - Бенарес, а кроме того существуют Мекка и Рим. Как и многие другие религиозные символы, ворота подразумевают и сексуальное значение.
Еврейский эквивалент “врат бога” звучит как "Bab-Al", что обычно пишется "Bab-El" или просто "Babel". Имя (фактически титул) Бога обычно переводится как "El" (если вообще переводится) и пишется с буквой А (алеф на иврите).
Вне сомнений следуя енохианскому написанию, Кроули утверждал, что “исправил” написание “Babylon” на “Babalon”, чтобы придать ему значимое выражение по гематрии, как делали средневековые иудейские ученые. Гематрия означает древнюю практику замены букв в слове или имени их числовыми соответствиями с последующим сложением, чтобы добиться значимого результата. "Гематрия" происходит из греческого слова, означающего “измерять (землю)”, и эта наука уходит корнями самое раннее, в Вавилонскую эпоху, когда числа обозначались определенными буквами вместо записи их полными словами. Нам, привыкшим использовать арабские цифры столько веков, может быть трудно оценить значение этого достижения.
В гематрической системе исчисления A = 1, B = 2 и так далее. После десятой буквы (“I” в еврейском и греческом алфавитах, иногда пишется как “Y”) не было нужды в 11, так как “IA” обозначало 10 плюс 1, аналогично формированию чисел в нашей десятеричной системе. Одиннадцать Кроули считал “магическим числом” (“number of magick”). “K”, одиннадцатая буква, по гематрии равняется 20 и так далее. Таким образом, сумма слова BABYLON складывается из 2 + 1 + 2 + 400 + 80 + 800 + 05 = 1335, что не дает значимого результата.
В оригинальном греческом тексте "Откровения Иоанна Богослова" стоит BABYLON, написанное через ипсилоном (Y), а не альфу, в то время как конечная гласная буква - не омикрон, а долгое “o”, омега. Исправленное Кроули написание BABALON в сумме дает 2 + 1 + 2 + 1 + 30 + 70 + 50 = 156, значимое число для Джона Ди как произведение 12, умноженного на 13 - размеров стола, на котором он получил енохианский алфавит от ангела.
Кроули соотносил число 156 с “Городом Пирамид”, где посвященные проводят “Ночь Пана”. Город Вавилон славился зиккуратами, ступенчатыми пирамидами, построенными для нисхождения богов и восхождения смертных, что послужило прообразом библейской Вавилонской Башни, запечатленной в XVI аркане Таро.
Енохианская система помещает Город Пирамид находится в 14-м Этире, выше которого (т.е., в 13-м Этире) находится Сад Nemo (“Мастера Храма”). 12-й Этир принадлежит Бабалон, а 11-й называют Святым Градом. 10-й Этир более подробно описан ниже. Открытиями Ди и Келли стали енохианская система и Блудница Бабалон, но Парсонсу довелось увеличить ее позорную славу.