06.10.2013
0

Поделиться

Картина II-3 Трехглавая птица

Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд

Трансформация Психэ

(Алхимический символизм Splendor Solis)

Картина II-3

Трехглавая птица

В отличие от предыдущей сцены, изображающей богатство и власть, здесь мы имеем дело с батальной сценой, проходящей под знаком Марса.Бог войны едет в своей колеснице, запряженной двумя бегущими волками, и держит в руках щит и копье. Спереди колесницы находится свернутый змей, который символизирует готовность к битве, а также «эмоциональность и наваждение души»58

Волк, хищник и падальщик, ценится за свою энергию, злость и способность к выживанию

Еще волки демонстрируют такие качества как верность и преданность детям, что тоже очень ценится у людей: Римский миф о Ромуле и Реме, которые были выкормлены волчицей, был хорошо известен в средневековье. В алхимии волк был частично связан с Марсом,59 как персонификация страстей

Волк часто был животным, связанным с инициацией.60 В случае Фрейда с «Человеком -волком» его пациент с своих ранних снах видел семь белых волков на дереве за окном спальни, глядящих на него.

Карло Гинзбург недавно выдвинул предположение, что это был инициативный сон, основанный на ассоциациях с с русскими сказками, которые рассказывала «человеку-волку» его няня. 61 Мы также нашли волка в Песне I Ада Данте : Когда поэт пытается совершить поспешное отступление от его схода в подземный мир, он встречает волка:

Затем угрюмая волчица, чья худоба казалось сжимает все тяготы мира

которые сделали несчастными столь многих, она вкладывает такую тяжесть

В мой дух, и я теряю надежду на этом гребне. .

Подобно тому, кто жаждет победы, кто испытан поражением

Сдается мрак и плачет, и так же сделал зверь,

что заставил меня чувствовать себя разгромленным

Она заставила меня идти обратно туда, где солнце потеряно.62

На колесах колесницы, мы видим знаки Зодиака, которыми управляет Марс..

Овен, или Баран, это первый знак зодиака, он символизирует причину удара молнии, поднимающегося из глубинных вод Рыб, которые завершили собой предыдущий цикл.

Это ассоциируется с молнией и с весной, с потенциалом насущного.63 И контрастирует с 8 знаком, Скорпионом, который связан с осенним сезоном, смертью и повешенным.

В Средние Века это символизировало предательство,и использовалось для того, чтобы сослаться на Евреев,64 которые были превращены в козлов отпущения из за своего отказа от Христианства в пользу своей веры. Знаки Овна и Скорпиона составляют такую пару, которая полна импульсивности, энергии, страсти и при этом несет в себе сильную волю, эмоциональный контроль и решительность. В средневековом стихотворении человеческие «дети » Марса это ‘ Те, кто имеет дело с огнем и кровью»65

На заднем плане картины мы видим как рыцари атакуют крестьян, вооруженных лишь палками.Слева разбойники грабят крестьян. На расстоянии слева горят здания, и только за ними мы видим реку, текущую в сторону горизонта.Справа рыцари уводят овец и скот, который они украли у крестьян. И еще дальше на картине мы видим лес и скалы, напоминающие Китайский пейзаж.

Эта сцена показывает нам, как те, кто наделен лучшим оружием, может жестоко и грубо отобрать плоды чужого труда. На заднем плане справа большая группа вооруженных крестьян встречается лицом к лицу с рыцарями на лошадях, и это говорит нам от том, что некоторые люди не желают быть жертвами, и готовы противостоять агрессорам

Ясно, что эти сцены нам показывают потерю внешней гармонии.Такое развитие событий может на первый взгляд показаться исключительно регрессивным. Однако анализ это такой процесс, который постоянно движется как вперед, так и назад

Во время своего семинара по снам в Цюрихе в 1930,Юнг попросил студентов нарисовать диаграмму движения образов сна пациента,которого они изучали. Некоторые студенты рисовали графики линейного типа, но другие изображали круговые или спиралевидные формы для того, чтобы отобразить движение.

Ни один не смог закончить свою работу каким то определенным образом поскольку это был паттерн движения бессознательного, но студенты смогли понять, что это был психический ответ на терапию, который двигается вперед периодически сменяясь на обратное течение.

Именно поэтому этот вид терапии был затем назван «процессом».Почему же, мы можем спросить, движение прогресса регресса не просто повторяются, а часто конвульсивны, похожи на действия с картины II-1? Почему они не могут контролироваться и периодически тормозиться вторжением сознания?

Ответ заключен в том, что движение прогресса и регресса не просто повторяется.

Когда движение прогресса достигает своей вершины, оно не возвращается к начальной стадии регрессивного движения, а идет лишь настолько далеко, чтобы суметь восстановить свой импульс для движения вперед снова (reculer pour Mieux Sauter)

Орнамент из Греческого искусства(показанный на Рисунке 39), демонстрирует этот паттерн движения вперед-назад. После каждой регрессии новой двтжение вперед выступает за пределы трансформирующего центра в сердце спирали.7

Клинически важно тут то, что такой процесс возврата к бессознательному является здоровой реакцией на аналитическое озарение, и его отсутствие, или спонтанное прерывание можно считать патологией , на которую нужно обратить внимание.

Рисунок 39 Волнообразный дизайн в Греческом Орнаментальном Искусстве.

(D.N.Sherwood, based on Fig. 1, J.L.Henderson, Shadow

and Self, Wilmette, IL, Chiron, 1990)

С другой стороны терапевты должны научиться отделять себя от многих срочных и повторяющихся требований пациентов, которые будут таким образом подсознательно тормозить процесс.Если этот аспект переноса недостаточно внимательно разобран, пациент и аналитик застрянут в prima materia.

Алхимические иллюстрации Splendor Solis показывают опасность движения только вперед, потому что оно может закончится в итоге полной регрессией.

В этой связи изучение алхимии может обеспечить иное, позитивное восприятие напряжений и кажущихся противоречий в процессе анализа. Поскольку этот процесс в полной мере включает себя и терапевта, и пациента.

Мы видим драматические примеры напряжения от движения вперед в психосоматических заболеваниях, которые может происходить в ходе лечения. Парацельс сумел отразить древнюю мудрость в словах : Дело это вместилище души, и одно должно открыть доступ к другому.»’68

Ниша, внутри которой находится куб, украшена нарисованными цветами и квадратами зеленого, красного, черного и лазурного цветов. Прямоугольник основания красный.

Внутри сине-черного куба находится трехглавая белая птица со сложенными раскрытыми крыльями и расставленными лапами, и кажется, что она не может двигаться.

Это очень отличает этот образ от трех птиц из предыдущего куба. Цвета -черный, красный, больше не расположены внутри куба, наоборот,сам куб черный, а большое основание под ним красное.

На последнем изображении конфликт был внутренним, возникшим в результате обнаружения пациентом тени и столкновения со смертью. Пациент обращается вовнутрь и став более зрелым, спрашивает о смысле своей жизни.

И пока внешне может наблюдаться гармония, внутри возникает путаница, и первичный хаос в бессознательном проходит через новое separatio, производящий внутреннюю борьбу не на жизнь, а насмерть. Каким образом, удивляемся мы, три птицы смогли трансформироваться в эту белую, занимающую ныне куб?

Дифференциация, показанная тремя птицами, может быть принятой сознанием только в виде синтезированной формы, которая понятна уму, и это новое осознанное восприятие представлено тут трехглавой белой птицей.

Дилемма, которую символизирует этот образ, является одновременно болезненной и неразрешимой. Более того, человек может быть эмоционально и физически вымотан этой внутренней борьбой. Пациент может спросить «Я ничего не делаю, почему же я так устал?»

Каждая из голов птиц повернута в своем направлении. Этот дисбаланс, выраженный с помощью тройственности, может восприниматься здесь в отношении цифры четыре, которая символизирует целостность.

Согласно Юнгу, На психологическом языке мы должны сказать, что когда бессознательная целостность становится очевидной, то есть покидает пределы бессознательного и переходит в сферу осознанности, один из четырех остается позади, крепко удерживаясь ужасом бессознательного

Таким образом создается триада, и возникает конфликт.

[Четвертый] остается в зоне темной матери, пойманный звериной жадностью бессознательного, которое не хочет ничего отпускать из своего магического круга за жертву. 9

Таким образом единое тело обладает возможностью целостности как как четверть, аи эта четверть остается в теле, то есть, остается в бессознательном.

Психологически, трехглавая птица может представлять собой ситуацию, когда интеллект чувствует себя разрозненным и брошенным в дестабилизирующее состояние путаницы.

Вещи, которые раньше имели смысл, больше его не имеют.

Однако золотая корона над каждой из голов птиц показывает, что это все еще очень Королевское Искусство. Другими словами, оно стоит на службе у Самости, защищающей целостность. Было бы ошибкой считать, кто эти три головы способны придти к одной точке зрения.

Соблазн найти интеллектуальное решения в себе несет опасность использования умных идей, толкающих на необходимость дискуссии, которая скорее затемнит, чем выявит определенные проявления бессознательного.

Мы здесь имеем дело не только с самими идеями, но и с их ростом из эмбриона естественной философии.Образы алхимии показывают нам полезный сдвиг, где понятия-вместо управления психической деятельности-сами питаются от визуального источника.

При более внимательном рассмотрении птицы мы можем заметить ее длинные искривляющиеся шеи.

Эта птица скорее всего ибис,70 водная птица, которая ассоциируется с луной в Египетской мифологией. Когда она спит, она складывает свою голову под крыло, которое Египтяне изображали в форме сердца(тело трехглавой птицы тоже его напоминает), что символизирует мудрость.

Ибис был связан с храмовым зданием, потому что его длинный шаг измеряется локтем, и его ценили за то, что он поедал вредных насекомых .71 Тот, египетский бог мудрости, создатель письменности и измерений, был представлен в виде ибиса (или человека с головой ибиса)

Он нес других богов и богинь на своих крыльях в подземный мир и исполнил роль посланника богов в Греческом Мифе Гермеса. Его культовый центр стал известен как Гермополис.

Головы птиц кажется с тревогой смотрят сквозь темное стекло куба. Птица заключена в куб, запаяна в его внутреннем пространствее, и она не может взлететь или как то покинуть куб, и попасть в сцену за его пределами

Может ли это представлять невыносимое внутреннее состояние, свидетельствующее о страдании из за того, что человек воюет против человека, чтобы почувствовать свою собственную человечность и знать, что никто сам по себе не не в силах отменить ненужных страданий раз и навсегда.Эта сцена также обыгрывает в памяти урон который человек пережил сам, и понимание того, что невозможно будучи человеком не причинять страданий другим.