05.02.2013
0

Поделиться

Глава 2. Картина I-2

Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд

Трансформация Психэ

(Алхимический символизм Splendor Solis)


Глава 2

Картина I-2

Отправляясь в Путешествие

На переднем плане мы видим бородатого мужчину, облаченного в красное одеяние и сиреневую накидку. Он движется в расслабленной манере слева направо. Его прекрасные одежды оторочены золотыми нитями, но при этом он не обут, его ступни обнажены. За ним мы видим извилистую тропу, ведущую мимо прямого высокого дерева, вдоль красивого природного пейзажа прямо к морю. Пейзаж включает в себя долины, леса, холмы, горы, города и открытые пространства.

Картина I-2

В левой руке мужчина держит серебряный сосуд с высоким горлом, наполненный прозрачной золотой жидкостью. Взгляд нашего странника направлен на сосуд, и он показывает на него же своим указательным пальцем. Вокруг горловины сосуда вьется спиралями черная лента, на которой золотыми буквами написано «Eamus Quesitum Quatuor Elementorum Naturas» или «Мы в поиске природы Четырех Элементов». Что же это все это означает?

Предположительно, жидкость в сосуде может считаться аллегорией алхимической работы по обнаружению основных характеристик материального мира. Другими словами, Четыре Элемента, это Земля, Воздух, Огонь и Вода. Психологическим эквивалентом подобного действа мы можем назвать активацию базовых составляющих психики (или первичной самости) с ее четырьмя потенциальными функциями. Это зов вернутся к основам бытия для того, чтобы естественная личность смогла очиститься от влияний, разрушающих ее самовыражение.

Вокруг картины располагается огромная рама, украшенная растениями и животными. Справа находится сова. Внизу мы видим павлина с длинным хвостом. Этот хвост называемый cauda pavonis, который выполняет важную роль на поздней стадии работы. 17 Рядом находятся лань и олень, и они как будто смотрят на алхимика в центре картины.17

С древних времен олень использовался для изображения неординарных способностей или умения общаться с миром духов. Рога оленя, опадающие и вырастающие заново каждый год, являются символами смерти и рождения заново. Их ветвистый сегмент пробуждает рост растений — и носимый человеком, он символизирует рост сознания.

Доисторические символические изображения человеческих скелетов с рогами, были найдены в Англии, Франции, Персии, на Ближнем Востоке и в Китае.18 Раскрашенные статуи оленя, с телами, вырезанными из дерева, но при этом с натуральными рогами, помещались в могилы в Древнем Китае,16. Возможно, это делалось для того, чтобы помочь умершему перейти в следующий мир.

В Сибири и в Северной Америке шаманы часто носили головные уборы с рогами оленя, или рогами, сделанными из железа.20 Алхимики использовали образ оленя для того, чтобы представить дух внутри материи. Для этой цели использовали и образ Меркурий, андрогина, переменчивого Римского бога, известного грекам под именем Гермес. И на этой картине лани и олень выражают собой меркурианский дух в обоих формах — в его Женской и Мужской ипостаси. Они отражают сознание алхимика перед началом его путешествия. Юнг считал оленя символом Меркурия “‘Меркурий, сущность, основа, принцип, стоящий за ртутью, или работающий с ней.. эта неопределимая, удивительная , раздражающая, неуловимая вещь, которая притягивает неосознанную проекцию..… cervus fugitivus(беглый олень…) 21

С точки зрения анализа это может представлять собой то, что приводит пациента на терапию, нечто такое, что его эго уже не в состоянии вместить в себя, и с чем не может справиться. Это то, что разрушает психологическое равновесие человека. И оно же также может принимать форму непреодолимого интереса, который проступает из рая.`

В картине мира алхимика Ртуть имеет большее отношение к меркурианской природе материи, чем к свойствам элемента, который мы называем ртутью. Алхимики считали, что металлы отличаются друг от друга большим или меньшим числом определенных характеристик. По Парацельсу , теория tria prima о трех фундаментальных свойств материи, представлена в виде трех элементов- ртуть, сера и соль..22 Сера ассоциировалась с Солнцем ,и соответственно с Мужским принципом, тогда как Ртуть была тесно связана с серебром, с Луной и с Женским Принципом.23 Соль—фиксированный и неизменный элемент, была связана с телом и с землей. .

Возможно, самый главный образ для алхимика это алхимический сосуд, именуемый вазой, перегонным кубом или кукурбитом, в котором происходит транформация элементов или металлов.

В практике аналитической психологии он символизирует конфиденциальность общения между терапевтом и пациентом, и необходимость держать этот «контейнер » закрытым 24 .

Сосуд воплощает собой пространство, из которого невозможна «утечка». Легкомысленные беседы на эту тему за пределами терапевтической сессии размывают фокус и значение проводимой работы.

Это архетипическое требование сохранения конфиденциальности, как герметично запаянного сосуда имеет даже большее значение, чем врачебная Клятва Гиппократа. Поскольку в противном случае психологическая ценность работы будет ничтожной. Для психотерапевта настойчивое стремление алхимика держать сосуд закрытым (а его содержимое сокрытым) имеет глубокое значение. Оно вдохновляет терапевта поддерживать пациента, находящегося на пути трансформации, в его желании использовать материал из самых недр психики в весьма замкнутым способом и в его стремлении избежать предательства интеграции необдуманными действиями или путем бесплодного теоретизирования (например, в беседах абстрактного характера).

На ранних стадиях анализа сны часто предупреждают пациента о необходимости сдерживания.

Это необходимо потому что люди ориентированы на культурные ценности и ожидания, которые могут легко оторвать их от задачи по само рефлексии. Эта тенденция может проявляться как опасения за то, что внешний мир может подумать о терапии или анализе. Она представляется во снах в виде людей, которые заходят в фойе или даже в сам кабинет психотерапевта, и вмешиваются в процесс. Иногда это вторжение оказывается настолько бесцеремонным, что вся комната заполняется какофонией из внешних комментариев. Беспокойство о том «что люди могут подумать» вообще также является отражением отношением анализируемого к тому , что они могут подумать о терапии в частности.

Есть еще один распространенный страх, который не имеет ничего общего с культурными основами или с тем, как терапия может влиять на важные отношения и социальную адаптацию.

Отраженные энергии и импульсы, будь они разрушительны или созидательны, могут на первых порах тревожить анализируемого в моменты, когда становится необходимо их осознать и интегрировать. Этот страх так проиллюстрирован во сне одной женщины на ранней стадии анализа : Ей снилось, что она держит ведро в руке. Она останавливается, открывает его и оттуда выпрыгивает кобра. Пациентка в ужасе бросает на пол и ведро, и кобру. Этот сон показывает ее внутренний страх выпустить что-то из под контроля , или иначе , страх катастрофы в том случае, если она продолжит анализ. Позднее она представила себе, как берет змею, не длиннее кобры, помещала ее обратно в емкость и закрывала ее. И с этого момента терапия стала продвигаться очень хорошо. Другими словами, она сумела себя сдержать, и осознать, что змея может оказаться вовсе не ядовитой рептилией, убивающей процесс, как диктуется бессознательным, а духом-хранителем.