Глава 8. Магический подход

Изриаль Регарди

Философский камень

Глава 8

Магический подход

МЫ до сих пор рассматривали наиболее значительные теории относительно неметаллургического аспекта Алхимии. Нужно признать, что психологическая и магнетическсая теории являются самыми значительными и приводят к самым существенным выводам. Все же есть третья точка зрения, стоит здесь рассмотреть - я имею в виду магическую теорию. Она настолько затрагивает алхимическую практику, что не коснуться её означало бы пренебречь крайне содержательным материалом с точки зрения нашего исследования. В других своих работах я имел дело почти полностью с задачами и природой магических практик. Следует отметить, что с широкой точки зрения психологический подход граничит очень близко с магическим. Как Юнг замечает в своем комментарии к «The Secret of the Golden Flower»:

«Магические практики представляют собой проекции психических событий, которые, в таких случаях, оказывают встречное влияние на душу, и действие их проявляется как своего рода очарование собственной индивидуальностью. То есть посредством этих конкретных действий внимание, или, лучше сказать, интерес, возвращается в священную область внутреннего пространства, что является источником и целью души. Эта внутренняя область содержит единство жизни и сознания, которые, хотя когда-то и принадлежали индивидуальности, были утрачены и теперь должны быть обретены вновь.»

Таким образом, задачи Магии состоят в том, чтобы привести ученика к пониманию его собственной божественной природы, к возможности сознательно интегрировать и объединить несколько элементов своей собственной души. В итоге должна произойти психологическая интеграция, освобождающая психическую энергию из неволи посредством неосознанных проекций, и возвысить сознание к Свету. В этом и состоит задача любой серьезной системы магической инициации. Общепризнанная цель ее основных ритуалов и главная задача обучения магии - помочь ученику в его устремлении найти гармонию бытия, что заключается в Душе, чистой квинтесенции Сознания, состоянии Будды. Таким образом, цель Магии и всякого обучения ей - "посредством символа, церемониала и таинства привести к душе, что может быть освобождена от поглощенности материальным, усыпляющим ее, не сознающую ни своего истока, ни своего пути".

Всякое магическое посвящение требует присутствия инициирующих служителей. С одной точки зрения служители представляют такие психические проекции, о которых говорит Юнг. Они подобно образам сновидений представляют различные аспекты самого человека, персонификации психических сил, действующих внутри психики. Через искусственные или условные способы драматического проецирования этих психических сил в ходе организованной церемонии в сознании вызывается реакция. Эта реакция вызывается, чтобы пробудить из бездействующего состояния скрытые до настоящего времени способности, объективно представляемые служителями. Без сознательного усилия со стороны соискателя ненамеренный поток эмпатии производится внешним планом психических способностей, которого может хватить для достижения цели церемонии. Эстетическое обращение к воображению, совершенное независимо от того, что я назвал бы присущей магическому церемониалу силой, движет к возобновлению внутренней жизни. И все действие этого типа драматического ритуала инициации состоит в возвышении души и в ходе такого мистического возвышения получается приток Света.

Таким образом, ссылаясь на одну практическую магическую схему, реализуемую Орденом Золотой Зари, и, описанную подробно в моей книге "Моё розенкрейцерское приключение", существует ритуал инициации, называемый Ритуалом посвящения в степень Неофита. Для его проведения должным образом требуется несколько служителей. Глашатай персонифицирует интеллектуальные способности. Он - интеллектуальная часть ума, повинующаяся Воле; Каббалистический Руах, одним словом. Более высокая часть того ума, устремленная ввысь, восприимчивое и интуитивное сознание, Нешама, представленная Гегемоном, что всегда стремится к Свету. Активную волю человека отражает Иерей, охраняющий от зла. На церемонии посвящения в степень Неофита Иерофант действует от имени более высокой духовной души самого человека, божественную суть которой, мы слишком редко, если когда-либо вообще, осознаем."Сущность ума чиста по своей природе", как гласит определение одной буддистской сутры, и это - та основа состояния просветленности, внутреннее "Я", что Осирис прославлял в испытании и совершенствовал страданием. Этот аспект души человека представлен Иерофантом на троне. Он сидит на троне на Востоке вместо восходящего Солнца, и, кроме двух или трех исключений никогда не перемещаются со своего положения в Храме. Он представляет то самое внутреннее ядро души, которое хоть и неподвижно, но направляет других служителей и посвященных и управляет движением и деятельностью. Со своего отчужденного духовного оплота этот более высокий Дух пристально смотрит вниз на свое альтер эго, земного человека, и цель его - дать опыт. Этот Дух редко покидает свой звездный дворец, кроме тех случаев, когда, добровольно низкое "Я" открывает себя для высокого актом самого искреннего стремления или самопожертвования, которое единственно делает возможным вхождение Света в сердце и разум.

Теперь, именно от Иерофанта и его действий зависит успех посвящения. Без представления о магнетической теории невозможно понять объяснение инициирования. Главный фактор инициирования состоит в передаче духовной силы Иерофантом соискателю физическим и магнетическим контактом. В церемонии есть момент, когда Иерофант покидает Трон Востока, представляя Высшее "Я" в действии. Как Осирис он предопределяет активное нисхождение небесного великолепия. Оставляя возвышение и с поднятым жезлом, он произносит: "Я прихожу во власть Света. Я прихожу в свет Мудрости. Я прихожу в Милосердие Света. Свет даровал Исцеление в Лучах его". И, символически передав Свет соискателю, он удаляется на свой трон, будто тот божественный Дух, Храмом и представителем которого он является, ожидает намеренного и желаемого возвращения самого соискателя в вечную обитель Света.

В современной практике в нынешние времена, большинство Иерофантов довольствуется исключительно символическим жестом и речами. Реальное значение движения, как практической магнетической техники, ими не используется. Фактически, двигаясь от своего возвышения к соискателю на алтаре, Иерофант должен вызывать внутри себя магическую или духовную силу до такой той степени, когда она мощно исходит от него. Есть средства и методы, которыми это достигается. Такова техника Срединного Столпа, принятие в себя форм Бога, ритмичное дыхание, простое, но искреннее стремление, молитва и множество других. Нисхождение духа, проникающее в кандидата, производит сильный эффект, заряд для этого должен быть достаточно сильным.

Есть другой момент, предшествующий упомянутому выше, когда Иерофант стоит на алтаре, расположенном перед становящимся на колени неофитом. Пока последний произносит обязательства, определяющие его цель и намерение, Иерофант захватывает левую руку. Именно это действие, по моей оценке, является основным жестом успешного инициирования. Поскольку в этот момент, если Иерофант в состоянии и знает свое дело, происходит передача витального потока духовной энергии соискателю через физическое прикосновение.

Теперь, именно здесь мы можем провести аналогию с концепцией Алхимической практики Этвуд. Мы видели, что растворение является основной операцией в Алхимии независимо от способа интерпретации. Согласно теории Этвуд, такое растворение достигается посредством передачи магнетизма или духовной энергии от оператора к субъекту. Передача вызывает в субъекте состояние транса. Это означает, что сознание погрузилось в измененное состояние. Сходство этой теории с действием Иерофанта в магическом посвящении поразительно. Однако, есть заметные различия; транс не производится самой церемонией. С другой стороны, вполне часто соискатель при таком инициировании признается впоследствии в чувстве замешательства или "смутности", будто имела место быть некоторая степень разделения или угнетенности сознания.

Кроме того действие церемонии Неофита предназначено - так сказано в наставлениях к ритуалу - сознательно культивировать разновидность шизофрении. Считается, что различные основы, составляющие человека, временно отделяются. Очень запутанное описание состояния этих отделенных психических функций можно найти в Томе III моей работы "Полная система магии Золотой Зари", раздел Z.3.

Так нанесение удара в магической технике подобно технике Этвуд и глубоко убедило меня, что магнетическая интерпретация, поднятая до более высокого уровня и предельно развитая, лежит в основании церемониального инициирования. Таким образом, предварительный ритуал Неофита связан с Алхимическим растворением. И подобно операции растворения, успех последующего инициирования зависит от эффективности церемонии инициирования Неофита. Если Иерофант успешен в передаче, то с помощью служителей происходит магнетическая или духовная зарядка соискателя и такая зарядка действует как фермент. Медленно, но верно в течение месяцев, следующих после церемонии, витальный фермент пробуждает душу соискателя, подсознательно ломая сопротивления и кристаллизации, чтобы в конечном итоге тот Свет смог войти в его ум.

Задачи пяти последующих - пробуждение элементных оснований того, что должно развиться в инструмент высшего. Пробужденные и очищенные, они могут быть посвящены Большому Деланию и стать достойными проводниками внутреннего Света. Однако, во-первых, необходимо их пробудить. Поскольку, психологический трюизм состоит в том, что до их присутствия не может свершиться их превращение. И здесь мы вновь наблюдаем определенную точку соприкосновения с герметичной техникой. Поскольку после растворения внутреннего психического механизма в его собственную гомогенную основу должно следовать преобразование элементов. Этот процесс, как мы предположили прежде, подразумевает процесс их осознания. Важность и значение этого шага становятся понятны, если мы определяем элементы как фундаментальные уровни Бессознательной части психики, самой широкой части ее структуры. Вновь магическая техника соединяется с психологическим методом. У них одна цель, хоть и достигаемая различными методами - устранением сопротивления и осознанием освободить динамическую энергию и память, скрытые в более глубоких частях психики человека. Потому в символической форме и посредством церемонии, обряд инициации каждой стадии вызывает дух конкретного элемента. Механизм этого действия подобен получению стали определенной степени магнетизма, если она помещается в непосредственную близость к магниту и сопоставим с электрическим феноменом индукции. Таким образом, присутствие силы вызывает силу. Контакт с соответствующим типом элементной силы производит идентичный тип реакции внутри Неофита и таким образом рост и развитие продолжаются.

Элемент, подвергаемый трансмутации в степени Ревнителя, является земляной частью Соискателя. Вот начало Алхимического преобразования элементов. Ритуал символически допускает его к первой ступени лестницы, вершина который теряется в Свете свыше. Первая ступень - низшая сфера Дерева Жизни, Малкут. С ней соотносится первая степень и элемент Земли. После призвания основ Земли, Соискатель церемониально проводится к трем местам, первые два из которых представляют зло и более высокое божественное присутствие. В каждом из этих мест Стражи отклоняют его силой оружия, убеждая его в неготовности и необходимости возвратиться обратно. Его третья попытка продвинуться приводит его к уравновешенному положению, пути равновесия, Срединному Пути, который принимает его. И путь очищен для него Жрецом, который снова представляет небесную душу вещей. Во время его пребывания в Храме стабильность элемента устанавливается в его сознании, что в конечном счете являет устойчивый храм Святого Духа.

После степени Ревнителя следует степень Теоретика. Она соотносится с девятой Сефирой на Дереве, Йесод, основой, и с ней связана сфера действия Луны и отражение элемента Воздух. Здесь соискатель проводится к позициям четырех Керубим, Ангельскому хору Йесод. Керубим определены Макгрегор Мазерсом в его «Qabalah Unveiled» как управители элементных сил, оживляемые силой букв Тетраграмматона и действующие в и через четыре элемента. Каждый элемент, согласно этой системе соответствий, управляется Керуб под эгидой одной из букв от YHVH, Невыразимого Имени. Керуб - элементные духи и их правители всегда призываются через силу, власть и зодиакальный символ. В ходе церемонии соединения с Воздушными элементами, вибрирующими вокруг и через него, Ревнителя убеждают быть

«стремительным и активным как Сильфиды, но избегающим легкомыслия и каприза. Будь энергичен и силен как Саламандры, но избегай раздражительности и свирепости. Будь гибок и внимателен к видимому, как Русалки, но избегай безделья и непостоянства. Будь трудолюбив и терпелив как Гномы, но избегай грубости и жадности. Так постепенно развивай силу своей души и будь верен себе, чтобы управлять духами элементов.»

Третья степень - степень Практика, соотносящаяся с Сефирой Ход, Блеском, самой низкой из лево-ручных Сефирот на Древе, так называемым Столпом Строгости. Его соотносят со сферой деятельности Планеты Меркурий, но в особенности с элементом Воды, который призывается к силе и присутствию. Два пути ведут к этой сфере Блеска - путь Огня от Малкут и отражение сферы Солнца от Йесод. (Для разъяснения идеи Путей между Сефирот читателю следует обратиться к моей книге "Гранатовый Сад".) Вода - питательна и материнская по своей природе, в то время как огонь отеческий и оплодотворяющий; от их внутренней стимуляции и союза рождается более высокая жизнь, о чем как раз было сказано: "Покуда вы не окрещены водой и Духом, вы не можете войти в Царство небесное." Поэтому данная степень, символизируемая застойной водой, присутствием солнечных и пламенных оживленных элементов и дает Соискателю прекрасную творческую основу. Эмоциональная жизнь воздействием элементного инициирования и контактами, таким образом, становится чрезвычайно стимулируемой, и потрясающий стимул сообщается с Бессознательной частью психики.

Четвертая степень Философа ведет соискателя к следующему шагу вперед. В ней проявляется Сефира Нецах, Победа, в которой проявляется действие Планеты Венеры и элемента Огня, в то время как пути, которые соединяются с более низкими ступенями лестницы, имеют преимущественно водную природу. Таким образом, элементы, с которыми церемониально сталкиваются, идентичны по своей природе элементам предшествующих степеней. Здесь, однако, их структура и сила полностью изменяются. Ранее Вода была преобладающей. Теперь же основным является буйство Огня и водовороты пылающего шторма, а Вода лишь дополнительный элемент где или через который он проявляется, а также поддерживающий должное равновесие. Эти основные земные элементы, разумно управляемые и творчески используемые, могут привести в конечном счете к восстановлению Золотого Века. И их превращением новый рай может быть очищен от темноты и хаоса, в которые погрузился прежде. Поскольку Свет не может снизойти на человека, находится в нем, пока хаос не обращен в равновесие или полную реализацию и просветление. И до тех пор, пока порядок более низких элементов его земного царства не восстановлен, ни мир, ни внутренняя безопасность не могут утвердиться.

Огонь и Вода, тепло и влажность, чувство и эмоция, поднятые до их максимальной интенсивности, чрезвычайно творческие, их стимуляция в существе Неофита привлекает его внимание, возможно впервые, к хаотическому состоянию его естественного существования и полной психологической путанице, в которую его невежество и духовное бессилие переплели его. Вызывающий воспоминания о самом высоком, скрытом в его душе, одинаково эти элементы вызывают и то, что является основой и низким, те части его существа, которые, будучи подавленными, стали мстительными и жестокими. Первые шаги в магической работе, как и в алхимии, аналитичны - движение вниз, в сторону всего, что человек прежде сохранял нетронутым. Безрадостное, однако, крайне необходимое состояние, если шаг уже сделан и хаос охватил человека. На этих руинах может быть воздвигнут новый храм Света; материал для проявления божественности всегда берется из этой мусорной кучи. У этих символов есть двойное применение. Мало того, что они обращаются к эпохам эволюции творения, память о которых давно исчезла даже из видимой памяти Природы, но также и к содержанию тех периодов в внутри самого сознания. И именно в связи с этим содержанием "соискатель на пороге Посвящения", замечает Алистер Кроули, "отакуется 'комплексами', которые развратили его, их терзающее воплощение и его отчаянное нежелание их устранения погружает его в такие испытания, что, кажется (и ему и другим), обратили его из благородного и справедливого человека в неописуемого негодяя". Это событие и события, которые происходят с каждым соискателем, когда инициирующая сила реализуется в нем, вызывают ощущение, что "все есть печаль". Фактически, признак успешного инициирования и алхимической практики, кажется, состоит в возникновении таких или подобных событий - возросшее осознание конфликта. Под действием магических элементов и внутреннего анализа, вся Вселенная, кажется, безумно падает как колода карт к ногам. Это - первая половина алхимического solvé и формулы сгущения. Анализ или растворение должны предшествовать синтезу. Разрушение - примитивная основа, из которой извлекается чистое золото духа. Насколько суть окружающей среды, личного понимания и творческого полного разрешения, настолько задача, подразумеваемая формулой сгущения, должна соединить их и повторно придать им форму, более близкую желаниям сердца.

Степенью Философа завершается четыре элементных инициирования. В сознание соискателя были внедрены семена Земли, Воздуха, Огня и Воды, и таким образом алхимическое преобразование элементов свершилось. Как объяснялось ранее, магическая философия постулирует пятый элемент, который действует как Квинтэссенция или синтез всех четырех. После ступени Огня, потому, следует Ступень Врат. Она присваивает соискателю титул Владыки Путей ко Вратам, Ведущим в Усыпальницу Адепта и не приписывается никакой Сефире как таковой. Ее техническое приписывание - элемент Akasa, Дух или Эфир. Она является промежуточной между элементными ступенями и более высокими духовными достижениями по ту сторону. Коронованному четырьмя более низкими элементами, Обряд придает форму выше Земли, Воздуха, Воды, и Огня, высшей точки Пентаграммы, раскрывая действие Света сквозь и через царство мира природы. Данная ступень непосредственно связана с перепросмотром прежних ступеней, координацией и уравновешиванием элементов собственной личности, которая, символически приносится в жертву на магическом алтаре и предлагается более высокому Духу. Мало того, что эта Ступень связана Квинтэссенцией или Меркурием Философов, она подводит алхимическое преобразование к еще одному шагу, имеющему несомненное подобие герметической техники. Вторые и Третьи Адепты, два инициирующих служителя, держат в руках жезлы, которые увенчиваются Алхимическими символами. Первый представляет принцип Серы, а следующий представляет Соль. Иерофант или Главный Адепт, как его называют на данном этапе, держит жезл, представляющий все три принципа Меркурия, Серы и Соли. Таким образом Ступень очевидно соответствует стадии в алхимическом Искусстве. Не только понятие Квинтэссенции как синтеза этих четырех элементов, но это преподается, внутри скрыты Три Алхимических Принципа. Функции более высоких ступеней состоят в том, чтобы развить эти принципы, отделить их от их основы и сделать их влияние полностью осознаваемым.

Посвящению в Степень Младшего Адепта предшествует период беременности по крайней мере из девяти месяцев, ступени, которую очень трудно описать иначе как цитатой из связанного с ней Ритуала. Ее функция объясняется такими словами: "Погребенный в Свете сем в мистической смерти и восставший вновь в мистическом воскресении, чистый и очищенный благодаря ему, Владыке нашему! О Братья Креста и Розы! О Адепты всех веков, подобно ему, трудились и страдали вы, подобно ему, претерпевали вы невзгоды. Вы прошли через нищету, через муки и смерть. Но все это было лишь очищением Золота. В перегонном кубе вашего сердца., через тигель испытаний и лишений, взыскуй истинный камень мудрецов."

Главное свойство этой ступени в том, что она отмечает, по крайней мере, символически достижение явной фазы духовной реализации. Захватывающим и чрезвычайно выразительным способом вся структура ритуала подчеркивает и содействует этому явлению. В ходе одной из стадий церемонии соискатель прикрепляется к большому прямому Кресту. Вслед за тем при самых торжественных обстоятельствах он обязан принять священную клятву. Исполняющий обязанности адепт читает несколько фраз, и соискатель повторяет их. Нетрудно понять, что это - трудная и важная фаза Церемонии. Во время этой клятвы из-за связанной с ней символикой и активного дыхания, которое вызывается на данном этапе, легко может наступить и часто наступает просветление. При условии, естественно, что служители выполняют свою часть. Цель церемонии в целом - "в особенности вызвать изменение сознания в Neschamah, и есть три места, где это может произойти. Первое - когда соискатель находится на Кресте, потому что так он точно реализует символ отречения от низшего Я и Союза с Высшим Я". Достаточно упомянуть, что он теперь наделен правом предпринять определенное магическое обучение, которое включает инструкцию в искусстве медитации, визуализации, восприятие форм Бога, пробуждения внутренних психофизических центров или чакр, и т.д. Здесь не следует более подробно описывать магические ритуалы; заинтересованные читатели обнаружат полное изложение в моих работах "Моё розенкрейцерское приключение" и "Полная система магии Золотой Зари". Таким образом, все указания Магии более, чем сопоставимы с Алхимией. Обе отталкиваются от растворения психических кристаллизаций светом и властью духа, ведущего к свободному и активному проявлению духовного Я. "Прийти к Свету" является очень подходящим описанием Большого Делания. Опыт восхождения к Свету характерен для мистиков всех времен и народов. Это самый ценный опыт, цель, отмечающая достижение, достижение явного развития. Это - невыразимый опыт, не поддающийся определению в своих озарениях. Никакая система мысли, философии или религии, никакой логический процесс не могут связать или ограничить его. Он являет собой духовные плоды, освобождение от суматохи жизни, от конфликтов и всяких психологических трудностей. Как описал его Юнг, он "таким образом, освобождает внутреннюю индивидуальность от эмоциональных и воображаемых трудностей, рождая полноту бытия, которую всегда ощущают как реализацию". Это - достижение духовной половой зрелости, существенная стадия духовного роста, отличающая надлежащий состав того драгоценного камня, Камня Мудрого, и выполнение полной трансмутации физического обращается золотом полной реализации души в сознании.

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину