Каталог

Часть одиннадцатая [Из лекций, данных между 4 октября и 6 декабря 1933 г.]

Карл Густав Юнг

Visions

Семинары

Часть одиннадцатая

[Из лекций, данных между 4 октября и 6 декабря 1933 г.]

Уровни сознания

В процессе развития видения мы находимся в точке, когда внешние события начинают оказывать на пациентку мощное влияние. До сих пор она была в Европе, но теперь возвращается в Америку, и приближение к родной стране вызывает значительные умственные возмущения. Причина в то, что она прошла через особое умственное развитие в процессе анализа и осознала разные вещи, которые не смогла ассимилировать с прежней жизнью или прежними убеждениями и идеями. Так что, когда она возвратилась на родину, старые идеи вернулись, и, конечно, столкнулись с тем, что она обрела в Европе. Действительно, эти содержания всегда были в бессознательном, но она была блаженно бессознательна; пока она ничего не знала, конфликта не было. Ведь содержания бессознательного обычно как-то выражаются, так или иначе, и тогда индивидуум пребывает в мире с собой.

У некоторых людей в бессознательном сам дьявол, например, худшая часть их личности. Тогда поблизости есть человек, который представляет этого дьявола, и бессознательные люди крайне благодарны такому человеку за принятие роли дьявола. … Когда мой брат, дядя, тетя или кто-то еще служит для меня дьяволом, я могу жить в мире, а бессознательное выражает себя достаточно. Потому что бессознательному безразлично, кем оно выражается, главное, чтобы была такая возможность, главное, чтобы оно жило; бессознательному почти безразлично, на себя я злюсь или на другого человека. …

Бессознательное – это вечная игра природы, которая строит и разрушает. Каждую осень природа убивает все, что создала за год, а весной творит снова. Но даже в природном бессознательном есть раздражающий фактор, и это зародыш индивидуальности, зародыш Самости, словно искра света, вызывающая к жизни сознание. И когда человек становится осознанным, он стремится к единению с искрой света, всегда совершая то, что не согласуется с природой. Он все больше мешает природе, как своей собственной, так и природе в целом. Он натягивает на природу смирительную рубашку. Посмотрите на прямые линии, протянутые через природу: железные дороги, трассы, вырубленные леса, вспаханные поля, определенные растения, которые культивируют в определенных местах. Природа к такому никогда бы не пришла. Но то, что есть на поверхности земли, скрывается и в душе осознанного человека – все эти знаки цивилизации, вещи, сотворенные против природы. Вполне естественно, что бессознательному не нравится такое вторжение сознания, и оно яростно сопротивляется.

… На каждом уровне сознания повторяется древняя мистерия света и нападения тьмы, ведь новый уровень – это усиление света, и на него набрасывается относительная тьма прежнего состояния. Выражаясь в терминах чакр, когда человек покидает состояние манипуры, то есть более низкое состояние, и достигает более высокого состояния над диафрагмой, анахаты, манипура становится злейшей опасностью для анахаты; тогда манипура, несмотря на то, что это сияющее солнце, становится тьмой по сравнению со странным новым светом анахаты. В манипуре у человека совершенно эмоциональная психология, без всякого представления об объективности, человек не представляет характера своих эмоций, он сам эмоция. В анахате можно сказать: «У меня плохое настроение», но в манипуре он сам и есть плохое настроение, ничего, кроме плохого настроения, так что даже не может этого признать. Если такому человеку сказать: «У тебя плохое настроение», он ответит: «Ничего подобного!» Но в анахате он скажет: «Боже мой, так и есть», и это высшее состояние, в этом разница между манипурой и анахатой.

Это высшее состояние легко разрушить волной эмоций; потому всякий, достигший состояния анахаты, боится того, что усиливает эмоции; он избегает людей, которые могут его разозлить, и ситуаций, возбуждающих эмоции, которые он не может контролировать; все ради того, чтобы сохранить состояние анахаты. Итак, если человек поднимается от анахаты к следующему центу, к вишудхе, то осознание, что я – это действующее начало, худший враг высшего света, который утверждает, что я, эго, не вещь, я не наблюдатель или управитель своих эмоций. Приходит представление о том, что это не так, и это усиление света, который утверждает, что я чувствую так-то и так-то, делаю то или это. Это отрицание прежнего уровня. Я упоминаю сейчас все эти вещи, чтобы показать, как каждая стадия развития противоречит предшествующему состоянию, и предшествующее состояние действует так, словно это изначальная тьма. Хорошее становится врагом лучшего. ...

Эти разные состояния – это последовательности, как последовательности видений нашей пациентки, разве что ее видения почти хаотичные, это не последовательное восхождение через стадии. Так происходит в реальности, подъем и падение, созидание и разрушение; и как волны поднимаются все выше, так и разрушение становится все сильнее. ...

Видение: Вокруг меня поднялись огромные здания, склонились и столкнулись с оглушительным грохотом. Здания снова и снова сталкивались, большие красные птицы с криком взмывали в небо. Птицы были искалечены, с них капала кровь.

Птицы относятся к царству воздуха. Что это такое психологически?

Ответ: Область анахаты.

Доктор Юнг: Да, так что это вещи, относящиеся к области анахаты, а это воздух, потому что это область сердца и легких. Здесь мы имеем дело с кровью и воздухом. Все, что выше диафрагмы, выражено птицей; это могут быть мысли или чувства, содержания вашей личности, которые относятся к высшему уровню. Так что, естественно, когда человек спускается в манипуру, все вещи выше будут искалечены и уничтожены, по крайней мере, изранены неестественным оживанием объектов, мертвых вещей в процессе спуска в низшие области. Всякий раз, когда вы опускаетесь на уровень ниже, грубые или мертвые объекты оживают. Конечно, в манипуре человечество в целом оживает так же, как и вещи, все наполняется странной жизнью. Это можно заметить, анализируя человека, утратившего самоконтроль, хорошо образованного и придерживающегося строгих maintien [манеры – прим. перев.]; в анализе такие люди быстро опускаются до уровня манипуры, потому что были слишком высоко в анахате, и тогда вокруг них все оживает, потому что они опустились до более низкого состояния. Естественно, если они идут еще ниже, то жизни станет еще больше, вплоть до медиумистического состояния, в котором вы бессознательны, это своего рода транс, и вещи снаружи даже начинают двигаться, а это, конечно, патологическая стадия этого психологического явления.

Комментарий: Думаю, странно, что эти птицы не падают, они даже поднимаются.

Доктор Юнг: Потому что относятся к царству воздуха, это попросту воздушные существа анахаты, которые изранены спуском в манипуру.

Она продолжает:

Видение (продолжение): Капли падали на меня, и там, где они касались тела, раскрывались и кровоточили раны.

Это показывает связь между нею и птицами. Она одна из тех птиц или же служит им центром. Те птицы – это ее мысли, чувства, идеи, ментальные содержания, которые относятся к высшим состояниям сознания, и потому она сама изранена спуском в манипуру. Хотя она и не искалечена, как птицы, потому что не принадлежит только к анахате, частью она в манипуре. Люди могут жить в манипуре без вреда, когда полностью к ней принадлежат, но все, что в них относится к анахате, в манипуре будет изранено. Видите ли, мы всегда вмещаем и низшие ментальные состояния. Эти ментальные содержания в некотором смысле живут в нас, но все они под контролем высшего доступного центра. Мы можем быть в целом в анахате, и тогда анахата управляет всем, что ниже, но все состояния продолжают жить. Так что когда анахата повреждена или разрушена, это задевает нас не полностью, а лишь в той мере, в какой мы находимся в анахате; в той мере, в какой мы остаемся в манипуре, мы не пострадаем. Всегда забавно, когда люди говорят: «Если бы то-то случилось со мной, я бы умер, не смог жить дальше». Но они не умирают, а продолжают жить. Поразительно, что могут выдержать люди – они просто меняют свою психологию. Такие необычайные изменения заметны, когда люди претерпевают изменения социальных условий; они живут в условиях, которые не вынесли бы в своем воображении. Прежде они думали, что нельзя прожить на меньшую сумму денег, а теперь легко справляются с этим. ... Так что когда вы окажетесь в состоянии, где анахата невозможна, то продолжите жить в манипуре, но часть, относящаяся к анахате, будет повреждена. Теперь она говорит:

Видение (продолжение): Я отшатнулась в ужасе и прижалась к каменной стене.

То же явление, что и раньше.

Комментарий: Она снова пытается найти защиту.

Доктор Юнг: Точно. Видите ли, выход из мандалы продолжает развертываться. Пальмовое дерево выросло, и она нашла магический идол, с помощью которого открыла дверь и вышла в мир. Но мир ведет себя, словно сошел с ума, и она, конечно, напугана и пытается снова найти убежище в мандале. Но теперь это камень, она больше не зеленая, пальмы больше нет, она мертва. Пациентка рассказывает:

Видение (продолжение): Я посмотрела вверх и увидела возвышающуюся в небесах огромную синюю скалу. Из нее изливались потоки воды, падавшие по обе стороны от меня. Мои раны исцелились.

Что это?

Ответ: Она сошла на стадию ниже, в водную область, в свадхистхану, снова регрессировав в желании защиты.

Доктор Юнг: Да, вход в мандалу – это, конечно, спуск в спасительную пещеру, изначальная идея мандалы; место духовного убежища – это подземное святилище, и подземная церковь, крипта, всегда была местом посвящения с незапамятных времен. Пещера обладает защитным свойством, но она уходит назад во времени, человек возвращается в пещеру, из которой вышел, и потому регрессирует в своей психологии. Сначала он попадает в манипуру, затем из манипуры в свадхистхану. А свадхистхана обладает психологией, свойственной пещерному человеку, который существовал до начала цивилизации и имел ограниченное сознания, лишь своего рода осознанность, и не был способен на вынесение суждений. Потому, как я сказал, они не оставили записей, не заботились изобрести письменность или какие-то другие знаки, вроде узелков, как древние перуанцы или китайцы – те выражали свои глубочайшие философские представления при помощи узлов на веревках.Символ Речной Карты, то есть системы мира, древней китайской классической философии, выражался при помощи узлов на веревках. Они располагались квадратом с мандалой в центре, составленной из четырех узлов вокруг центральной точки.

Эта необходимость оставить записи – признак высокого уровня сознания, и это не свойственно первобытному человеку, так что он находится на более низком уровне, в маниупре или даже в свадхистане, то есть в полуживотном состоянии. Психология свадхистаны – это психология грубых нужд, и потому выражается, например, чувством давления мочи в мочевом пузыре или другими физиологическими нуждами тела; вся внутренняя жизнь состоит из инстинктивных импульсов или нужд. Это очень низкое состояние, но человек естественным образом попадает в такое состояние, ища в мандале защиты, неизбежно отступая назад во времени. ... Итак, в этом низком состоянии она видит огромную высокую скалу, возвышающуюся в небесах. Синий цвет означает воздух или воду, но поскольку скала возвышается в небесах, это духовная башня, построенная человечеством, но это также естественный рост; скала простирается и вверх, и вниз, откуда она пришла, и из этой необычайной скалы изливаются целительные воды. Где она сталкивалась с символизмом целительных вод? Или, по крайней мере, магических, оплодотворяющих вод? Воспользуйтесь своим христианским воображением.

Предположение: Христос сказал, что он есть вода жизни.

Доктор Юнг: Да. Возможно, вы вспомните этот прекрасный негритянский спиричуэл: «Я нашел свой дом в этой скале», имеется в виду Христос. Христос – это пещера, дом в скале, в которой вы найдете убежище. Эта синяя скала, выражаясь христианским символизмом, и есть сам Христос. Это прекрасная аналогия, любой Отец Церкви был бы без ума от такого толкования. Конечно, психологическое толкование, которое должно включать в себя христианское понимание, несколько сложнее.

Предположение: А это не может быть еще один символ Самости? Вы говорили о ней как о пальмовом дереве, и когда она была в центре, это была мертвая скала. Здесь это мертвая скала, но с целительными свойствами. ... Более того, она в центре, а синий – духовный цвет.

Доктор Юнг: Да, все, что в центре, всегда связано с Самостью, и этот синий цвет указывает на воздух, он встречается, когда удается достичь Самости. А воздуха вы достигаете в анахате, где, по словам тантрического текста, вы созерцаете Ишвару, Господа. ... Как вы помните, вода связана с психологией свадхистаны. В данном случае это особая целительная вода. ...

Всякий раз, когда появляется вода, это обычно вода жизни, то есть среда для перерождения. Она символизирует своего рода церемонию крещения или посвящения, целительное омовение, дарующее воскрешение или перерождение. Так что она действительно претерпевает быстрое перерождение в этой воде. Вода, истекающая из скалы – это излучение Самости. Скала, из которой Моисей добыл воду, в раннем христианстве всегда толковалась в связи с Христом как целителем. Как Христос был змеем, поднятым на шесте Моисеем для защиты от змей, так он был и источником целительной воды. ...

Итак, всякий раз, когда появляется вода, есть связь со свадхистаной. Крестильная купель – это всегда свадхистана; это возвращение в лоно сознания, поскольку сознание возникло из этого состояния. ... Возвращение к такому состоянию оказывает целительное воздействие, потому что возвращает вещи к истокам, где еще ничего не нарушено, все остается правильным. Человек словно получает представление о том, как все должно быть. Так что когда вы стоите перед дилеммой или сомневаетесь, то видите об этом сон, и когда просыпаетесь следующим утром, то все становится ясно, у вас вполне четкое ощущение, как все должно быть. ... Возвращение в мандалу – это что-то вроде сна или транса, в котором сознание во многом отсутствует, и вещи снова движутся естественным путем. И вода исцеляет просто потому что это низшее состояние сознания, где ничто еще не нарушено и потому находится в правильном ритме.

Спуск в город

Итак, раны пациентки исцелены, и она снова идет по каменистому краю и говорит:

Видение (продолжение): Я знала, что должна спуститься в город.

Она отстранилась от своей задачи, потому что была слишком напугана, но знает, что должна ее выполнить, чтобы справиться с опасностями, угрожающими в городе. Так что она отошла от того состояния, в котором нашла перерождение, это было своего рода ritedentree, сделавший ее сильной. Перед войной или охотой первобытные племена выполняют определенные обряды, чтобы справиться с битвой или охотой; без этого обряда они будут не достаточно сильными, им угрожает опасность. Это просто означает, что они не могут решиться на это мгновенно, потому что их воля все еще ограничена, и все склонности и ментальные содержания собираются и концентрируются на одном объекте только при помощи церемонии. После этого они выполняют ritedesortie, который позволяет избавиться от этой одержимости. Потому что на охоте или войне они стали одержимы и должны освободиться, должны исполнить определенный танец, который позволит вернуться к нормальной жизни. Она продолжает:

Видение (продолжение): Вниз вели узкие ступени. Охваченная страхом и ужасом, я начала спускаться. Спустя какое-то время я больше не видела красных искалеченных птиц.

Как видите, состояние, в котором она чувствовала себя израненной, преодолено, она прошла эту стадию, и потому птицы исчезли. Она укрепилась в своем положении, достаточно сильна, благодаря исполнению ритуала перерождения. Она говорит:

Видение (продолжение): Я вошла на рынок. (Это, конечно, центр города.) На нем скопилось множество мужчин и женщин, они бились, кричали и резали себя ножами.

Похоже, город охвачен безумием. Что это значит?

Ответ: Это паника или своего рода экстаз дервиша.

Доктор Юнг: Да, экстаз дервишей, некое оргиастическое безумие, которые вынуждает увечить себя и других. Откуда оно появилось?

Ответ: Изранена коллективность.

Доктор Юнг: Точно. Самой безумной вещью прежде были небоскребы, которые вели себя, как животные, так что птицы, связанные с ней, были изранены. Теперь неестественно ожившие предметы больше не двигаются; они, похоже, утратили свою магическую жизнь. Теперь перевозбуждены люди, они заряжены электричеством и ведут себя, как безумные. ... Она больше не изранена в форме птиц, то есть, больше не потакает своим эмоциям. Она кое-чего достигла (сработало магическое омовение), и потому видит вещи яснее, лучше контролирует свои эмоции, не подчиняется им до такой степени, что видит изгибающиеся и сталкивающиеся небоскребы. Признаю, все до сих пор довольно плохо, но уже не так плохо, как раньше.

Она продолжает:

Видение (продолжение): Над ними на возвышенной платформе сидела женщина в белом с ребенком на коленях. Я подошла к ней и сказала: «Почему ты здесь?» Она ответила: «Они этого хотят». Я сказала: «Как ты выносишь этот вид? Тебе не противно? Разве у тебя совсем нет чувств?» Она сказала: «Нет». Я с отвращением отошла.

Довольно непонятно, не так ли? Матерь Божья здесь крайне философская и безразличная к безумной мешанине внизу.

Предположение: На рисунке смысл может быть таков, что если тот, кто меньше малого, защищен матерью, это не имеет значения.

Доктор Юнг: О, вы воспринимаете все символически, эта Матерь Божья на самом деле означает защиту. Мария защищала Господа, как маленького ребенка. Она символ того, кто содержит центр анахаты. Мария – это на самом деле символ индивидуации. Она мать Пуруши, так что служит символом индивидуации для женщины, как Христос – символ индивидуации для мужчин.

Замечание: Мне казалось, то, что она не совсем Матерь Божья, а женщина на пьедестале, скорее связано с американским подходом.

Доктор Юнг: Вполне. Можно также сказать, что это аспект женского общества. Внизу люди беснуются, как дьяволы, а над ними на пьедестале чудесное священное материнство, которому нужно поклоняться, так как оно представляет собой то, чем они хотят быть или во что хотят верить. Можно сказать и так, но выгоднее видеть подлинный символический смысл, а не аллегорию, и в этом случае символический смысл будет таким, как мы сказали, то есть Мария представляет собой ту, которая содержит в себе Пурушу или является его матерью, и она audessusdela m?l?e [фр: над схваткой], не безумна. Она вполне свободна от participationmystique с безумной толпой. И сама пациентка не понимает, почему эта женщина не участвует, и ей это противно. «Разве у тебя не чувств?» Люди часто спрашивают так друг друга. «Разве ты не сочувствуешь?» «Нет, не сочувствую!» «Но разве ты не видишь, как они калечат друг друга?» «Да, они чертовы дураки!» Почему нужно растрачивать чувства на такое безумие? Потому эта девственная мать – очень позитивный символ, и я думаю, этот аспект важнее, чем подход священного материнства, что своего рода средневековая bonmot[фр.: шутка].

Итак, она не понимает этого глубочайшего чувства, выраженного в лаконичном «Нет». В отвращении пациентка покидает ее, вероятно, очарованная этим невероятным видом.

Задетые чувства

Видение (продолжение): Я увидела, что мужчины резали ножами друг другу грудь. Они также резали и пронзали груди женщин. Женщины вонзали ножи в спины мужчин. Я схватила одну из сражающихся женщин и отбросила ее. Я сказала: «Что это? Это ужасно, мне такого не вынести. Почему ты это делаешь?» Она ответила: «Мы бьем мужчин в спину, чтобы они знали нас». Я сказала: «Как вы можете получить столько ран и остаться в живых?» Она сказала: «Я тебе покажу». Она достала из глотки ножи, копья и ядовитую черную змею.

Что это за женщина?

Ответ: Она сама.

ДокторЮнг: Конечно, ееparticipationmystique с толпой, так что она обнаруживает, что делает это бессознательно. Но после перерождения она получила достаточно самоконтроля, чтобы по крайней мере схватить безумного партнера за горло, оттащить и поговорить с ней. Она по сути спрашивает себя: «Что это такое?» ... Женщина объясняет: «Мы бьем мужчин в спину, чтобы они знали нас».

Предположение: Удар в спину определенно намекает на женское вероломство.

Доктор Юнг: «Чтобы они нас знали»! Это самая возмутительная проекция, которую можно придумать! Они должны знать себя! Но поскольку они себя не знают, то говорят, что их должны знать мужчины, потому что мужчины должны знать все те вещи, которых не знают женщины!

Видение (продолжение): В отвращении я вернулась к толпе. Я схватила мужчину и сказала ему: «Скажи мне, что это. Ты покрыт ранами. Ты ранишь себя в грудь, а женщины пронзают твою спину». Он сказал: «Мы должны быть сильны. Нужно обрести многое. Кровь даст нам силу». Я сказала: «Ах ты дурак. Ты ничего не знаешь? Исцели раны в огне и стань сильным». Он ответил: «Я совал голову в огонь, и вот – на ней нет никаких ран. Сила в том, чтобы уничтожить тело».

Попытаемся понять точку зрения мужчины. Удар в спину – это, конечно, нападение бессознательного, со слабой стороны. ... Так на мужчину нападает женский анимус. Но мужчины ранят себя в грудь, то есть в область сердца; они ранят собственные чувства так же, как женщина, которая бьет их в спину. Видите ли, ранить чувства значит причинить им вред. Как можно навредить собственным чувствам?

Ответ: Будучи слишком рассудительным.

Доктор Юнг: Конечно. Он убивает свое чувство, чтобы возражать. Сначала он подавляет чувство, а потом выдвигает аргумент, что особенно раздражает женщин. Они лучше понимают, когда он начинает со своего чувства. ... Трудно понять, почему он убивает свои чувства, но так устроен мир. Точка зрения мужчины заключается в том, что он делает это, чтобы быть сильным. Естественно, мужчина должен быть сильным в мире, иначе ничего не сможет сделать. Но как раненые чувства прибавляют силы?

Предположение: Он прилагает невероятные усилия, чтобы все либидо перешло в голову.

Доктор Юнг: ... Вы имеете в виду, что, убивая чувство, вы преображаете либидо, бывшее в чувстве, при помощи известного процесса сублимации в мысль? Но такой ход мыслей беспорядочен. Когда вы выводите либидо из естественной области приложения, оно тут же образует чувство неудовлетворенности, чувство голода или жажды, потому что оно не нашло должного удовлетворения в своем месте применения. ... Мысль не может удовлетворить чувство, а чувство – мысль. У женщин все наоборот. Женщины берут мысль и преображают ее в чувство. «Не следует испытывать такие чувства по отношению к мужу, нужно относиться к нему хорошо. Я люблю своего мужа». Но это пустая любовь, неудовлетворенная, эгоистичная, в ней ничего нет; она вечно жаждет, потому что ее аппетиты может удовлетворить только правильная мысль. Потому женщины часто схватывают на лету, когда им позволяют думать неприятные вещи, которые они отвергали раньше. Так что убийство чувства – это поиск способа удовлетворения либидо, которое не нашло должного применения или должного ответа. ...

Мужчина в видении говорит: «Кровь даст нам силу». Это просто подтверждает то, что мы сказали раньше. Кровь означает жертвенную кровь. Он, естественно, теряет кровь, когда пронзает грудь, и считает это своего рода жертвой, дающей магическую силу. Это верно до некоторой степени. Правильно давать волю эмоциям, считая их чувствами. Ведь обычный мужчина считает чувства эмоциями, слабостью, потаканием себе, и оттого он, конечно, слаб и легко поддается чему угодно. И пока мужчина в таком состоянии, в манипуре, это жертвоприношение необходимо, чтобы достичь анахаты. ...

Но наша пациентка, очевидно, стремится преодолеть область анахаты, и потому пытается научить этого мужчину не быть таким дураком и не продолжать приносить себя в жертву, что некогда было абсолютно необходимо, чтобы шагнуть от манипуры к анахате, но теперь бессмысленно. Чтобы покинуть анахату не нужно больше калечить чувства, нужно к ним прислушиваться. Видите ли, пока животное сильнее вас и может вас уничтожить, конечно же, нужно бороться и победить или убить его. Но если вы сильнее, то можете его приручить, а одомашненные животные, конечно, лучше, чем полное уничтожение. ... Это та же старая мудрость, о которой Будда говорит в знаменитом наставлении о двух путях: пути мира, исполнения желания без всякого сопротивления, и пути аскета, который отвергает все. Оба пути неверны; есть срединный путь, «благородный восьмеричный путь». Жить безудержно неправильно, отвергать все точно так же неверно; верно то, что правильно в рамках закона. Итак, он говорит, что восьмеричный путьсостоит из благородных добродетелей или действий: правильное усилие, правильное мышление, правильное сосредоточение, правильное поведение и так далее.

Этот мужчина, очевидно, понимает, что имеет в виду пациентка, и говорит: «Я погружал голову в огонь». Заметьте, не тело. Что это значит?

Ответ: Он все обдумал интеллектуально.

Доктор Юнг: Да. Видите ли, огонь – это, конечно, то пламя, которое выжигает и очищает все, так что обдумывание проблемы сродни погружению ее в пламя разума или логического мышления. Это мы и сделали; мы обдумывали множество вещей, который не совершали и даже не собирались совершить. Несть числа системам, которые точно указывают, как все должно быть, но никто ничего не делает; их не применяют даже те, кто выдумывают их. ...

Видение (продолжение): «Почему вы калечите женщин?» Он ответил: «Чтобы лишить их яда». Я сказал: «Но яд нужно извлечь из их спины». Он в негодовании сказал: «О нет, у женщин спина чиста и священна».

Если вам снится, как что-то происходит со спиной, это бессознательное. И демон, что всегда с вами, это тень, которая всюду идет по пятам, которая всегда там, куда вы не смотрите. Бессознательное начинается на границе поля зрения, и оборотная сторона – это невидимость, где скрывается демон. Так что яд, естественно, идет из этой области. Но мужчина протестует и говорит: «О нет, их спина чиста и священна». На что это указывает?

Ответ: На идеализацию женщин.

Доктор Юнг: Точно. Это типично не только для отдельных женщин, но и для целых наций, начиная со священного материнства, чистоты и целомудрии женщин и всего такого. Это типичная ошибка здравомыслия. Это оптимизм самого разрушительного рода. ... Здесь мы достигаем кульминации видения. Теперь в нем есть негативный аспект, обнажились все корни, лежащие глубоко в традиционных предубеждениях, и можно оставить все так – с этим аспектом мира, полного проблем и различий. Потому что мысль обо всех этих различиях и ошибках между мужчинами и женщинами поднимает почти бездонную тему, ведущую прямо к главным проблемам нашего времени. По-видимому, в этом видении доминирует чувство, что должно произойти нечто, нечто совершенно новое, должно появиться новое мировоззрение.

Бык на рынке

Видение (продолжение): Он замолчал, и я увидела приведенного на площадь огромного быка. Его ноги были связаны, а на тело наброшена крепкая сеть.

Никто не ожидал появления быка в этот момент. Но вот он. ...

Замечание: Она, по-видимому, вернулась к античному подходу.

Доктор Юнг: Точно. В данном случае компенсирующий элемент приходит из царства животных, сильный, даже неистовый; потому ноги его связаны, а на тело наброшена крепкая сеть. Более того, это, очевидно, жертвенный бык, то есть в то же время Бог. Это античный Бог или его эквивалент, античное мировоззрение. Можно сказать, что это регрессия к античному мировоззрению, и далее она говорит:

Видение (продолжение): Они дали ему попить молока и бросали ему цветы.

Замечание: Белые цвета цветов и молока – символы невинности.

Доктор Юнг: Да, но как же бык? Почему его нужно кормить или почитать невинностью?

Предположение: Бык означает страстность, Творца, который означает то, чего хочет.

Доктор Юнг: Да, это бесконтрольные импульсы, в этом неистовость быка.

Вопрос: А бык – это не эротический символ?

Доктор Юнг: Это не совсем эротический символ, скорее символ грубой сексуальной силы.

Замечание: Поскольку мужчина искалечил свои чувства, появляется подавленное состояние.

Доктор Юнг: Бык означает подчиненное чувство, иными словами, эмоциональное состояние. Например, то стадо быков – это бык в своем диком состоянии ужасных эмоций. Когда у вас по горло проблем, когда вы в опасности или что-то подавляете, то снятся преследующие вас быки. Вы ужасно боитесь этих импульсивных эмоций манипуры, потому что они, конечно же, угрожают достижениям в анахате. Так что сон о быках просто означает импульсивную силу, которая наполняет вас, это может быть любая страсть, например, сексуальность, но не обязательно. ...

Замечание: В данном случае бык в некотором роде одомашненный, потому что его ноги связаны, а поверх наброшена сеть. Люди бросают ему цветы.

Доктор Юнг: Да, это верный аспект, и он был бы достаточный, будь этот бык просто животным, дикими, неуправляемыми импульсами и так далее. Бык связан и опутан сетью, что для нас означает самоконтроль – у нас есть такие импульсы, но они под контролем. Но он означает большее, что подтверждается последующими событиями: в связи с быком появляется необычное солнце. Таким образом, бык лишь предвестник солнца, то есть он мифологический. Иначе он не был бы удовлетворительным символом. Быть под сетью со связанными ногами ... означает крайне неприятное состояние для гордого быка, более того, связанные ноги – это дурной символ, античный бог, ноги или руки которого связаны – это совсем не хорошо. Так что должен быть другой аспект, действующий как примиряющий символ.

Замечание: В митраистском культе был бык, и его жертвоприношение могло поднять солнце.

Доктор Юнг: Да, есть связь между богом и быком, между солнцем и быком, или солнцем – Гелиосом – и Митрой. Но есть другой важный аспект. Суть в том, что, глядя на вещи оптимистично, мы просто следуем естественной penchant [зд.: склонность – фр.], это своего рода добродушие: все в порядке, нет ничего опасного и плохого, а мы все прекрасные люди. Это инстинктивный подход всеобщего благополучия, своего рода иллюзия. И негативный аспект – это тоже эмоциональная темпераментная вовлеченность без всяких возражений. Вы можете обнимать всех и каждого, быть всем братом или сестрой, но можете быть и всеобщим врагом, или же каждый встречный будет вашим врагом, вы можете ненавидеть мир и всегда предполагать дурное. Иными словами, вы можете быть под контролем настроений и эмоций.

Здесь это и предполагается: что будет, если вы избавитесь от своих эмоций, то есть импульсов, настроений, предполагая, что это не вы это делаете, а вас заставляет высшая сила, которая здесь символизируется быком? Это делает бык, он заставляет смотреть на мир безусловно оптимистично. Или же бык – это та сила, которая заставляет вас ворчать и раздражаться по любому поводу, отчего вы начинаете ненавидеть людей. Ведь бык – это дикий неистовый зверь, символизирующий отсутствие контроля, который вы теряете, когда просто следуете эмоциям. Но если вы встанете позади эмоций, то достигнете так называемого божественного метафизического трансцендентного принципа, который может символизироваться богом в форме животного.

Всякий раз, когда вам угрожает поглощенность такими эмоциями или настроениями, вас захватил бог. Но это бог в античном смысле, когда он не считался ни плохим, ни хорошим,и когда не говорили: я влюбился. Ни один человек античности такого не сказал бы. Его поразила стрела Эроса; он ясно чувствовал, что эмоция не принадлежит ему, это более могущественная сила, сам бог сделал это. Здесь эта идея появляется снова, и мы увидим, что из этого выйдет. ...

Черное солнце

Видение (продолжение): Небеса потемнели. Я увидела черное солнце, объятое огнем, с красными распростертыми руками. Я почувствовал, что не могу этого вынести и пыталась сбежать.

Похоже, возникает почти невыносимая мысль. Что означает черное солнце?

Ответ: Это, похоже, затмение.

Доктор Юнг: Точно, причем с короной вокруг. Когда луна проходит перед солнцем и скрывает его, корона – это огненное гало солнечной атмосферы. Что здесь означает солнечное затмение?

Ответ: Эквивалент связанного быка.

Доктор Юнг: В некотором роде это эквивалент, бык обездвижен, солнце лишено своей силы. А вы знаете, что делают первобытные люди во время затмения?

Ответ: Они шумят, чтобы отогнать демонов.

Доктор Юнг: Да, в Китае запускают фейерверки и стреляют из пушек, чтобы прогнать злых духов. А что они делают в другом случае? В какое особое психологическое состояние они впадают?

Ответ: Паника.

Доктор Юнг: Да, в абсолютно безнадежную панику, и тогда происходят поразительные вещи. У первобытных людей очень строгие половые табу, но в этом случае они возбуждаются и творится полный промискуитет; они лишаются формы, мгновенно разрушаются, потому что произошло немыслимое. Словно их гарантия жизни, их сознание, погасло; и они погружаются в глубочайшую бессознательность. Так что здесь затемнение солнца означает, что сознание пациентки неким образом угасло. Что это за распростертые руки?

Предположение: Силы, которые пытаются затащить ее в бессознательность?

Доктор Юнг: Потому что руки – это атрибуты солнца?

Ответ: Это могут быть ее собственные руки. Ее поглощает пламя.

Доктор Юнг: Вы думаете, ее затягивает в бессознательное, и тогда появляются распростертые руки? Что ж, совершенно верно. Но здесь они определенно появляются как атрибуты солнца во время затмения, когда оно превратилось в свою противоположность; вместо испускания тепла оно забирает его. ... Тьма не отдает, она засасывает и поглощает, так что ей угрожают эти руки смерти. Но почему после символизма быка появляется такая угроза? Что в реальности означает поглощение тьмой, черным солнцем? ...

Ответ: Безумие.

Доктор Юнг: Конечно. Видите ли, бессознательное глубоко хаотично, хаотично и упорядочено, это две противоположности; но хаотический характер настолько выразителен, что всякий, одержимый бессознательным, лишенный некоторого объема света, хаотичен; то есть он потрясающе законопослушен, но мы бы назвали его безумцем, потому что он делает глубоко символические вещи. Он совершенно точно не нормален, потому что находится в бредовом бессознательном состоянии, безответственен. Так что для нашей пациентки это критический момент, в этот момент ей угрожает безумие, и потому она пытается сбежать. Что именно сводит ее с ума?

Замечание: Она не смогла понять быка; потому анимус захватил ее снова.

Доктор Юнг: Да, это справедливое суждение, но оно объясняет не все. Как вы помните, быка привели на рынок как своего рода ответ на всю происходившую мучительную бессмыслицу. Бессознательное говорит: «А как же бык, сила и центр жизни, сознания? Почему люди так чертовски бессознательны и ведут себя как безумные?» ... Тогда солнечное сияние было связано, на него набросили сеть. Но что-то случилось, иначе ее не охватила бы бессознательная паника; не было бы угрозы безумия, если бы видение быка не было так значимо. Но вы видите, к какому безумию все это может привести? Признаю, это не самая приятная фантазия, скорее что-то вроде дурного, очень дурного сна.

Предположение: Если учесть ее настоящее положение, вернувшись в Америку, она кажется мне одним из тех людей, что обошли свое время, а теперь вернулись к тем, кто ниже их уровня. Можно сказать, происходит именно эта утрата уровня. Ей угрожает возвращение в прошлое, в ситуацию, в которой она была перед тем, как начала анализ, а это для нее своего рода безумная ситуация, то есть она, вероятно, была невротична, и потому пришла к анализу.

Доктор Юнг: Да, и после невротической ситуации есть большой шанс стать психотиком. Если вы регрессируете после анализа, это гораздо хуже, чем обычный невроз. Чем больше вы знаете, тем все это опаснее, больше нельзя играть с огнем. ...

Мужчины в темном подвале

Видение (продолжение): Я вошла в дверь дома и спустилась в темный подвал.

Это очень типичный символизм. Как вы его интерпретируете?

Предположение: Я бы сказал, что она намеренно спустилась в бессознательное, чтобы переродиться.

Доктор Юнг: Вы принимаете подвал за бессознательное. Это верно, но проблема в том, что, как мы сказали ранее, бессознательным было черное солнце.

Ответ: Это защитная мандала.

Доктор Юнг: Точно. В данном состоянии недостаточно сказать, что она входит в бессознательное. Видите ли, бессознательное здесь – это затмение, то черное солнце, космический факт, это коллективное бессознательное в своем безграничном универсальном аспекте, и оно угрожает поглотить и полностью обезличить ее. Вместо этого она спускается, словно идет в бессознательное. Сказать, что это бессознательное, вполне верно, но это очень особое бессознательное. Вы говорите, что это снова мандала. Это правда. Мандала рукотворна, это священна борозда, проведенная вокруг, и внутри возводится дом. Так что первобытные дома, первые дома, построенные человеком, действительно имеют символизм мандалы. ...

Когда пациентка попадает в это место, это значит, что она возвращается к себе, к маленькой живой единице, которую представляет из себя; она и есть этот рукотворный дом, она прибывает туда, где отрезана и защищена от всех окружающих ужасов. ...

Видение (продолжение): Вокруг огня сидели старые мужчины.

Об этом мы и говорили, это действительно мандала, и здесь сидят люди, глядя на огонь.

Видение (продолжение): Они сказали мне: «Ты видела птиц?» Я сказала: «Да, они ранили меня, но я исцелилась. В городе нет исцеляющего огня? Вокруг только кровь и разрушение».

Кто эти старики?

Ответ: Собрание анимусов.

Доктор Юнг: Да, суд или что-то в этом роде, заседающий в глубинах. Видите ли, это снова показывает, что она вошла в бессознательное, в мандалу, потому что не все в мандале – это сознание. ... Каждый из этих стариков, очевидно, анимус, типичный набор. И анимус (мы можем говорить о нем в единственном числе) говорит ей: «Ты видела птиц?» Почему он об этом спрашивает?

Вопрос: Может быть, птицы, то есть мысли, идут от них?

Доктор Юнг: Ну, есть особая бессознательная связь между анимусом и теми птицами. Птицы – это мысли, воздушные твари, и анимус – создатель таких мыслей, он сам из них состоит. Он сам в некотором роде на крыльях, как некая птица. Так что отсюда мы узнаем, что эти птицы-мысли – это прямые продукты анимуса, или, во всяком случае, анимус имеет в ним отношение. Затем она говорит: «Да, они ранили меня, но я исцелилась». Что она хочет сообщить?

Предположение: Если речь о птицах из видения о небоскребах, то разве это не птицы были изранены?

Доктор Юнг: Да, но птицы изранили и ее саму, их кровь падала на нее и оставляла раны. То, что мысли анимуса могут ранить, хорошо известный факт, и женщина, мыслящая анимусом, всегда вредит себе. Ведь анимус всегда некстати. Он всегда неким образом противостоит жизни. Это не выражение жизни; зачастую это нечто противостоящее чувства, как вы хорошо знаете. Потому те птицы, должно быть, мысли анимуса, раз она изранена. Но она смогла защитится; она исцелилась в огне.

Замечание: Мне казалось, она исцелилась водой из синей скалы.

Доктор Юнг: Ах да, но и огнем тоже, она теперь отождествляется с идолом, который был исцелен огнем; это указывает на то, что огонь придает сил, порождает чистое золото; потому она говорит: «Разве в городе нет целительного огня?» А те анимусы сидят вокруг огня.

Целительный огонь

Что означает целительное воздействие огня? Здесь можно обратиться к тантрической философии. Видите ли, анимус и птицы – это воздушные создания; воздух относится к центру анахаты над диафрагмой, а ниже диафрагмы располагается манипура, огненный центр, эмоциональный центр. В анахате происходит разделение между мыслью и чувством. Видите ли, мысль практически тождественна воздуху, pneuma, дыханию жизни, иными словами, легким, тогда как чувства означают сердце. Поскольку органы разделены, но действуют вместе, возможен конфликт. Кроме того, здесь присутствует сознание, а где есть объективное сознание, различение, есть и разделение. Потому в анахат впервые встречается возможность конфликта, тут впервые можно вступить в противоречие с собой.

Пока вы в манипуре, конфликт невозможен, потому что вы и есть конфликт, вы просто течете, как вода или огонь; можно развалиться на десять тысяч кусков, но остаться собой, потому что нет центра, исходя из которого можно судить, нет ничего между парами противоположностей. Раз все, что есть – это вы, то вы также являетесь парами противоположностей, вы то и это, когда подвержены эмоциям. Не я осознаю, это эмоция осознает. Есть люди, которые всегда ищут эмоций, потому что без эмоций они не чувствуют себя живыми; у них почти мания к созданию эмоций, пробуждению эмоций там, где их нет, чтобы поддержать ощущение жизни. У таких людей всегда должны быть ощущения, иначе они не существуют. Таковы некоторые женщины, они всегда говорят неприятные вещи, чтобы пробуждать чьи-то эмоции; тогда они живут, а если это не удается, они разочарованы, поскольку не достигли цели.

Таким образом, огонь здесь означает манипуру и оказывает целительное воздействие, потому что там то, что было разделенным и противоречивым, сливается воедино, это сплавляющий огонь; это также идея алхимического котла, в котором смешиваются и сплавляются вещества. Так что можно спуститься в бездну вод, что исцелиться, крестильные воды означают uterusresurrectionis[лоно перерождения – лат.], где вы снова становитесь целым; или можно отправиться в огонь. Потому Иоанн Креститель сказал о Христе: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Две формы крещения относятся к двум низшим центрам; в огне вы можете стать целостным, но вода еще лучше, потому что она глубже. Нельзя опуститься ниже, не попав на землю, и тогда вы будете практически мертвы. Смерть можно понять как полное исцеление; например, когда Сократ умирал, он сказал, что нужно принести петуха в жертву Асклепию, богу врачей, чтобы исцелить его. Но образная смерть в воде и смерть или рана, нанесенная огнем, тоже означает возрождение, потому что возрождение всегда скрывается в возвращении к любому состоянию, в котором нет эго-сознания.

Видение (продолжение): И старики ответили: «Во многих пещерах под землей есть огни, подобные этому».

Иными словами, есть подобные центры пылающих эмоций, но они не на виду; они могут исцелять, но сокрыты. Старики продолжают:

Видение (продолжение): «Льется много крови, но это необходимо. Огни питаются массами крови с рынка».

Это ясно. Естественно, эмоциональный огонь подпитывается кровью из ран, которые наносят людям эмоции, и точно так же верно, что таких огней много. Мы забываем, что есть такое место, огонь, который мог бы дать исцеление, если бы о нем было известно. ...

Видение (продолжение): Я сказала старикам: «Вы стары и ничего не делаете, только ждете. В вас нет жизни. Я уйду и снова отправлюсь на рынок». Я ушла. Ранок был пустынным. Вокруг было темно. Я стояла одна.

Процессия мертвецов

Рынок должен быть местом, полным жизни, тысячи людей приходят и уходят, но вокруг мрачно и пусто. Что это означает?

Ответ: Либидо ушло.

Доктор Юнг: Точно. И тогда ничего не происходит. Все темно и безжизненно. Такое часто бывает в случае меланхолии, как и во время обычной депрессии; весь мир кажется безжизненным, люди словно мертвые. В меланхолии это доходит до иллюзии. Один мужчина как-то сказал мне, что весь мир выглядел нереально, словно фотография; он был даже не пластичным, а просто плоским, без цвета и движения, словно все замерзло или застыло. Так что когда эта женщина выходит в мир, то находит, что либидо его покинуло, и ей кажется, что она стоит в одиночестве. Но она говорит:

Видение: Огромные здания все еще сталкивались, и снова я увидела красных искалеченных птиц, вопящих в небесах. Дул сильный ветер.

Мы уже говорили об этих птицах, но что означает сильный ветер?

Ответ: Дух.

Доктор Юнг: Да, ветер – это символ духа или pneuma. Но что означает движение великого духа?

Комментарий: Это отсутствующее либидо. В аспекте стхуланет движения, но есть жизнь в аспекте сукшма.

Доктор Юнг: Совершенно верно. Ее либидо удалилось из аспекта существования стхула – миссис Смит и мистер Джонс и непосредственная жизнь в ее обычном аспекте – все это пусто. Жив только другой аспект.

Видение (продолжение): Я увидела, как по улицам извивается похоронная процессия.

Видите ли, движение на улицах сначала названо ветром, а теперь бессознательное пытается сформулировать его получше. Ведь ветер невидим и почти неразличим, так что у человека появляется чувство, что этот дух или динамический феномен, должен быть выражен в форме видения. И потому вместо ветра она видит движение в видимой форме, как похоронную процессию, извивающуюся по улицам.

Видение (продолжение): Все были в черном с черными капюшонами. Они несли гроб, а за гробом шли люди с факелами. Протянув руки, я преградила им дорогу. Они остановились. Я сказала: «Я хочу увидеть покойника». Я подняла черный покров. Под ним ничего не было. Я закричала: «Где мертвец?» Тогда они возопили громким и ужасным голосом: «Смотри, это мы мертвы».

Они, очевидно, проводят собственные похороны, они сами трупы, несущие пустой гроб; все мертвы и собираются хоронить себя же. ...

Видение (продолжение): Они стянули капюшоны, и я увидела, что их лица печальны и призрачны в неверном свете факелов. Они сказали: «Земля под нашими ногами горяча. Под нами должна быть жизнь, но мы мертвы».

Это ясно демонстрирует характер ситуации. То, что видимо на поверхности, мертво, либидо ушло из них, и, естественно, это либидо должно быть где-то еще, потому что оно не может исчезнуть; так что оно должно быть внизу, ведь мы почти инстинктивно считаем, что бессознательное внизу, например, в земле, или в море. И мертвые говорят, что земля под их ногами горяча, то есть внизу есть огонь, невероятное скопление энергии или давления. Тогда она в не самых учтивых выражениях заставляет их копать:

Видение (продолжение): Я сказала: «Копайте, дураки». Они начали копать. Неожиданно камни мостовой разломились, и из земли с вулканической яростью вырвался сильный огонь. Он извергал зверей и странные получеловеческие формы. Все с воплями разбежались. Звери начали рыскать по тихим улочкам.

Как вы это истолкуете?

Предположение: Все, что подавлялось христианской эрой, прорывается снизу.

Доктор Юнг: Скажем так, поздней христианской эрой в форме викторианской эпохи, Богом которой была пристойность. ... Наш идеал пристойности означает, что мы совсем не пристойны. Греки и римляне говорили о персах, что это самые грязные псы, сущие на земле, и потому у них был величайший идеал чистоты, чистейшая религия. А у христиан самая жестокая и кровожадная история, и потому у них есть идеал любви. Посмотрите, что они делали на Востоке, называя это крестовыми походами. В последних походах они даже не ходили в Иерусалим, а отправлялись в Византию за имперскими сокровищами. Проходя через Балканы и Малую Азию, они жгли и грабили все на своем пути. То, что мы сделали с миром, неслыханно, и все во имя Иисуса.

Итак, под этой пристойной поверхностью огонь, и в нем дикие звери и странные получеловеческие формы. ... Видите ли, развитие человека породило много зверств, потому что он развивался односторонне, оставив другую сторону в темной преисподней. Так что интеллекту, например, было позволено порождать зверства, самые чудовищные убеждения или выдумки; а чувство порождало зверства, потому что не было сбалансировано разумом в античности; все потеряло меру и породило самых адских созданий. ...

Ведь природа может быть только полностью бессознательной; с сознания начинается отклонение от пути природы. Потому мы испытываем такие трудности со своей природой; мы всегда отклоняемся, и потому всегда пытаемся найти путь назад. Наше сознание всегда пытается убедить нас, что мы можем достичь многого. Вся наша цивилизация была колоссальной попыткой втиснуть природу в рациональные схемы. Век машин было попыткой замены, будто мы можем спастись от бессознательности природы. Осознанный рационализм зашел слишком далеко и вынужден был вернуться назад; зверства вызвали невероятный хаос. Видите ли, этот отрывок видения показывает, что не только животный инстинкт был утрачен и подавлен, но и понимание подлинного характера наших осознанных попыток управлять природой; это действительно приводит к извращениям. ...

Такие вещи можно видеть в аспекте стхула нынешнего положения в Германии, можно видеть больших змей и прорыв бессознательных сил и рыскающих животных – все это происходит в реальности. На улицы вырвались самые дикие инстинкты, и теперь Германия пытается справиться с этим прорывом коллективного бессознательного. И Америка не далека от этого, ведь то, что фермеры делают в Америке, не сильно отличается от происходящего в Германии; возможно, Америка будет следующей нацией, вынужденной справляться с таким прорывом.

Видение (продолжение): Огонь взревел и охватил гроб.

Гроб – это символ того, что выражает или характеризует собой похоронная процессия. И эта идея поглощена огнем. Вопрос о том, что ушло, больше не стоит, эти вещи исчезли. Теперь важен огонь или рыскающие звери.

Индивидуальный путь

Видение: Я ушла, раздумывая, не погибнет ли весь город. Все улицы сжались в один узкий путь, и я снова оказалась на темном пути с черными скалами, возвышающимися по бокам.

Что это за путь? Мы уже встречали его несколько раз.

Комментарий: Похоже на змеиный путь бессознательного, спиральный путь.

Доктор Юнг: Но у бессознательного много путей; это очень особый путь.

Вопрос: Путь Дао?

Доктор Юнг: Не обязательно. Нет, это ее личный путь, где с обеих сторон она ограждена высокими скалами; спасения нет, это неизбежный путь. Что бы это значило, если все улицы в Нью-Йорке сжались в один путь?

Предположение: Значит, весь Нью-Йорк больше не заботит ее, важен только индивидуальный путь.

Доктор Юнг: А это не болезненная эгоцентричность?

Ответ: Она вмещает в себя все эти пути.

Доктор Юнг: Это была бы та еще инфляция, скажу я вам.

Предположение: Или она сама в них содержится, все эти разные пути слились в один. ... Если все улицы сливаются в одну, это ее собственный путь, и он пролегает посреди коллективной ситуации.

Доктор Юнг: Да. ... Понять коллективное движение можно только когда вы придете к пониманию индивидуального пути в этом движении. Несмотря на то, что ваше тело и личное сознание движутся, вы должны уметь сохранять умственную неподвижность и спросить себя, что чувствуете и думаете об этом – что это значит, что этот парень делает или говорит? Тогда вы обнаруживаете аспект сукшма и можете сказать, что это индивидуальный путь. ...

Итак, наша пациентка столкнулась с индивидуальным путем, тем неизбежным путем, который ведет все дальше вниз. Она говорит:

Видение (продолжение): Я села в печали и зарыдала.

Выглядит не очень обнадеживающе, ей, очевидно, не нравится этот путь.Действительно, подчиниться коллективности легче всего, очень просто двигаться по ветру, потому что не нужно делать усилий, достаточно плыть вместе с толпой. В некотором роде это прекрасно, но крайне опасно, потому что такое движение всегда ведет к стагнации; все воды стекаются к месту стагнации, и то же самое происходит со всеми этими слепыми движениями, они не ведут вверх, они всегда ведут вниз. ...

Наша пациентка, очевидно, столкнулась здесь с трудной задачей. Она должна видеть все происходящее вокруг, коллективное движение, как индивидуальный опыт. Это больше не опыт масс; это ее собственный опыт. Она должна думать, к чему это ведет; она должна сесть и поразмышлять над этим. Она продолжает:

Видение (продолжение): Я сказала: «Неужели нет конца этому черному пути в долину, в которую я должна добраться?»

Комментарий: Пока она не знает, к чему все идет, неизвестно, следует ли следовать по этому пути.

Доктор Юнг: Точно. Но предположим, что она видит путь, идущий вниз и осознает, что не может постоянно бежать вслед за толпой.

Комментарий: Я думаю, она найдет другую мандалу, защитный круг.

Доктор Юнг: Это хорошая идея; она будет искать защитный круг от нападок толпы.

Комментарий: Она попытается вернуться.

Доктор Юнг: Невозможно, нельзя настолько далеко заплыть против течения. ... Если бы был позитивный анимус, это помогло бы, но обычно анимус движется вместе с коллективным бессознательным. ...

Видение (продолжение): Я захотела молиться. И поняла, что могу молиться только своей звезде.

... В отчаянной ситуации вроде этой религиозная реакция, назовем это так, абсолютно уместна. Этой женщине нужно что-то, что поднимет ее из нахлынувших вод, иначе ее унесет. Если она хочет остановиться, поразмыслить, осознать свои внутренние взгляды, то нужна pointdappui [точка опоры – фр.] Ей нужна точка вне земли, чтобы приложить рычаг. И это Самость, подлинный центр мандалы, часто символизируемая как звезда. Она продолжает:

Видение (продолжение): Я вынула ее из груди, положила на землю и встала перед ней на колени.

Тут мы узнаем, что звезда была в ее груди. И с чем она отождествляется здесь?

Ответ: Это пламя анахаты.

Доктор Юнг: Да, и пламя в тантрической йоге – это видение Ишвары, зародыш высшего принципа или самого Шивы, Бога, но в его самой индивидуальной форме; индивидуальная искра света – это звезда. Как вы знаете, в других религиозных системах есть другие синонимы. Например, в ведических гимнах этот центр называется не Шивой, а Хираньягарбхой, что означает золотой зародыш. Его также называют золотым ребенком и золотой эрой. Конечно, по сравнению с солнцем, это звезда; с ней часто отождествляют утреннюю звезду. Теперь она вынимает звезду из груди и кладет на землю. Что это значит? Как можно вынуть Самость из груди и преклониться перед ней, словно перед идолом?

Предположение: Чтобы видеть ее, словно она сама стала объектом вне себя.

Доктор Юнг: Да, она овеществляет эту идею или понимание Самости в видимой форме и делает из нее идола, что кажется нам предельно языческим, ведь мы стеснены впечатлением, что не следует делать образы священных вещей, например, идеи Бога, потому что это идолопоклонство. Однако, очевидно, что ее бессознательное за это. ...

Видение (продолжение): Я увидела вокруг нее изорванные красные и черные ленты, которые пытались разорвать ее на части.

... Итак, силы такого движения противостоят просветлению, и потому у людей в такой ситуации едва ли есть время слушать или размышлять, потому что они захвачены происходящим. ...Это сразу приводит к тому, что все разрушительные силы стекаются в образ и угрожают ему гибелью, словно она сказала себе: «Ах, какое это имеет значение во всей этой сумятице?» И это нелепо, это не работает. Такие реакции прекрасно описаны в религиозной литературе. Но сейчас мы видим, что приток разрушительных сил оказывает положительный эффект.

Видение (продолжение): Затем я увидела, как новая бледно-голубая звезда возникла в круге и не подпускала красные и черные зубы. Круг становился все сильнее и яснее.

Порванные ленты теперь стали зубами. И здесь снова создает мандала, которая, конечно, необходима в таком месте. То, что угрожало звезде, теперь стало демоническими челюстями, от которых она или ее звезда защищается магическим кругом, который становится все сильнее и отчетливее. ...

Видение (продолжение): Плача от облегчения, я поместила звезду обратно в грудь, зная, что она обрела больше уверенности и силы. Я пошла по пути.

Как видите, произошел магический ritedentree. Ее задача идти по черному пути навстречу неизвестности и приключениям. Естественно, она боится и медлит. Затем, чтобы собраться с силами, она выполняет ritedentree. Она исполняет это поклонение отдаленному, породив эту отдаленность из себя самой, чтобы освободиться от угроз и опасностей пути. Ведь на этом нисходящем пути она идет во тьму бессознательного, где больше не будет собой, где сама превратится в своего рода демона, и где демоны будут нападать на нее. ...

Человек-обезьяна и карлик

Завершим этот ritedentree, она, очевидно, приготовилась встретить опасности пути. Но не успела она пойти по пути, как:

Видение (продолжение): Внезапно пронесся черный конь. На нем скакал косматый голый мужчина. От талии и ниже он зарос черным звериным мехом.

Что это за парень? Он не совсем человек.

Предположение: Похоже на Пана.

Доктор Юнг: Да, мы уже сталкивались с этой фигурой, у нее был рисунок, на котором она поклонялась Пану [илл. 6] – своего рода фавну с волосатыми звериными ногами. Здесь это скорее обезьяна, потому что она ничего не говорит о копытах. ...

Комментарий: Ее животная сила, ее либидо, проявляется не в человеческих формах, а в мире животных, потому что вся человеческая энергия перенеслась в звезду.

Доктор Юнг: Ну, я бы не сказал, что это животный мир. Он и человеческий тоже, это нечто бесовское. ... Теперь человек не говорит о таких вещах, словно их не существует, и показывает их в психологическом свете. ... Если человек хитер, как естественный трикстер, то он одержим бесом, в нем есть это бесовское качество, которое заключается в том, чтобы все делать не так. В анализе также встречаются люди, которые, кажется, довольно неплохие, но недостаточно. Они совсем немного искажают вещи, но совершенно бездушным образом. …

Видение (продолжение): Он схватил меня с криком: «Зачем идти пешком? Я покажу тебе путь». Я вырвалась, и, схватив лошадь за повод, сильно рванула. Лошадь и всадник упали на землю. Мужчина выбрался из-под лошади. Приблизившись ко мне, он превратился в черного карлика.

… Она утратила коня, и потому сейчас получает шанс овладеть им снова, то есть своим либидо. Тогда демон тут же меняет форму, теперь это черный карлик. Что это значит?

Ответ: Он гораздо менее опасен и полезнее; карлик обычно делает низменную, но полезную работу.

Доктор Юнг: Да, можно сказать, что они безразличны. Они действуют и на пользу человеку, и во вред ему. Это тоже бесы, но менее демонической природы; нельзя назвать такого карлика демоном. Карлик – это подчиненная сила, символизирующая подчиненный факт в человеческой психологии, тогда как демон должен быть чем-то, превосходящим человека. Демон наполняет паникой, а карлик – нет. Карлик – это просто автономный комплекс в бессознательном, который можно удержать. Поскольку она проявила некоторый энтузиазм, вмешалась, а не просто приняла как факт демона, оседлавшего либидо, он превращается в карлика.

Это преображение могущественной формы анимуса в подчиненную дает надежду, что эта сила не обязательно будет заставлять ее действовать во вред собственным интересам. С ней легче справиться, можно даже поставить себе на службу. Но потом он говорит ей:

Видение (продолжение): «Ты стянула меня с лошади, но я замучаю тебя, хоть я и стал карликом. Я порву твою одежду».

Становится очевидно, что карлик очень рассержен. Ему не нравится быть обессиленным, и он довольно подло пытается отомстить. Что это значит? Это своего рода метафора.

Ответ: Он разрывает ее персону.

Доктор Юнг: Да, ее одежда – это персона, отношение, с помощью которого она пытается адаптироваться к условиям коллективности, и он помешает ей в этом. Как это проявится? Можете дать мне примеры, когда карлик портит одежды дамы?

Предположение: Она хочет быть ответственной, но карлик делает все по-другому.

Доктор Юнг: Да, если она хочет проявить достоинство, происходит что-то, мешающее этому. Но я хочу услышать о конкретном случае, никаких общих фраз.

Ответ: Ошибки в речи.

Доктор Юнг: Конечно. Например, если вы хотите выразить сочувствие по поводу чьей-то смерти, а говорите: «Поздравляю» - подобные вещи. Сам дьявол подсовывает вам неверные слова, и вы создаете ужасно неловкие ситуации. У вас дружественные намерения, но если такой демон поблизости, он обязательно затеет что-нибудь дурное. В дружбе и любовных отношениях он играет чрезвычайно значимую роль. Можно вспомнить множество примеров из собственного опыта, когда вы делали что-то не так, говорили не то, испытывали неверные чувства. Все это симптоматика беса. …

Итак, пока нашей пациентке удалось только превратить демона в зловредного карлика, который угрожает уничтожить или, по крайней мере, навредить ее персоне. Присутствие такого карлика также проявляется в постыдном беспорядке в одежде, так что вы выглядите глупо. Потом она снова подчиняет его силой. Она говорит:

Видение (продолжение): «Встань и прими пристойную форму. У тебя облик человека. Твоя лошадь упала. Теперь ты пойдешь пешком и покажешь мне путь в свою страну. Я была далеко отсюда».

Видите ли, карлик – это почти невидимое, призрачное присутствие, которое она не контролирует. Но если анимус принимает человеческую форму, облик человека, это должно быть что-то видимое, с чем можно установить некие отношения. «Твоя лошадь упала», то есть он больше не владеет ее либидо, но у него есть своё либидо и свое достоинство, он может идти так же, как идет она. Он должен быть с ней на равных, чтобы показать путь в свою страну.

Ясно, что быть обычным человеком значит быть обычным умом, ее умом, которым она может управлять, который с ней согласуется. Если ее разум обладает неуправляемой силой, то только из-за того, что ее либидо перенеслось в анимуса, она создала анимуса из своего ума. Ее ум – это функция сама по себе, но, когда слишком много либидо, он становится анимусом, впадает в инфляцию и получает автономию, полностью владея пациенткой. Но теперь она на одном уровне со своим умом, он может действовать, она определенно пытается воспользоваться своим умом как проводником. А где родина этого обычного ума?

Ответ: Реальность.

Доктор Юнг: Реальность как она есть, реальность, из которой она давно выпала. Эта реальность никак не связана с бессознательным. Если бы это был анимус, его родиной было бы коллективное бессознательное, ведь анимус – это обычно функция, можно сказать, полусознательная грань ее ума, с помощью которой она воспринимает коллективное бессознательное.

Вопрос: Вы хотите сказать, что эта фигура больше не анимус?

Доктор Юнг: Теперь это ее ум. Кроме того, возможно, что эта часть ума спроецирована на реального человека.

Предположение: Он становится тем, что вы называете трансцендентной функцией.

Доктор Юнг: Да, анимус – это носитель трансцендентной функции. Это своего рода психопомп, потому что анимус и разум женщины – это те функции, в которых данные бессознательного и сознания могут быть соединены. Потому элемент Логоса должен нести трансцендентную функцию в женщине, а Эрос – в мужчине. Его Эрос, его личная связанность вместе с анимой несут символ, который соединяет данные бессознательного и сознания, и благодаря этому становится возможна трансцендентная функция.

Ситуация такова. Она настроилась на то, чтобы справиться с проблемой Америки. Она хочет сыграть, быть разумной и держаться подальше от всякой одержимости. У нее самые лучшие намерения избавиться от власти анимуса.

Подъем змеи

Видение: Существо стало мужчиной. У него больше не было черных волос животного. Закончив говорить, я увидела, как на его груди и руках появилась рваная кровавая рана в форме креста. По щекам его лились слезы. Он склонил голову и шел впереди меня, ведя по темному скалистому пути.

Что означает эта рана в форме креста?

Ответ: Значит, она устремилась к целостности психического роста. Крест с четырьмя концами предполагает четыре функции, и теперь она вовлекла анимуса, собственный ум в работу над тем, чтобы стать целостным человеком. И он, естественно, рыдает, потому что это крайне сложное предприятие, и боль остается в этом уме, в ее менее осознанной части.

Доктор Юнг: Это верно. Этот отрывок подтверждает то, что мы говорили: разум и анимус вместе несут символ. Символ – это крест, и он отмечен на его груди – ее разум помечен крестом. Это, очевидно, болезненное состояние, ведь несение символа – это своего рода transitus. Как вы помните, концепция transitus – это часть таинства; это несение символа или несение Бога. …

Видение (продолжение): Внезапно я почувствовала и увидела, что мы идем по спине огромной змеи. Я сказала мужчине: «Мы идем по спине огромной змеи». Он ответил: «Да, мы попираем ее».

… Поскольку ее сознание усилилось, теперь она обнаруживает, что шагает по телу живой змеи. … Змея – это такой могущественный символ, что всякий раз, когда она появляется, это крайне значимо. Но чтобы сказать что-то ясное и понятное в этом контексте, мы должны придерживаться оригинального видения.

То, что они обнаружили, как дорога стала змеей, значит, что они считали ее мертвой и разложившейся, а в действительности она жива. Должно быть, вы помните прошлое видение, в котором она шла по спинам живых людей, мертвых в подземном царстве. Это нечто похожее. То, что считалось мертвым и просто средством достижения цели, и есть цель. Видите ли, им не выстоять против такой чудовищной змеи, она может их сожрать; и в следующих частях видения вы увидите, что она действительно жива. Так что следует принять эту часть видения как информацию о том, что неизбежный путь – это нечто живое, автономное. Тому есть свидетельство в священных писаниях.

Замечание: «Я есмь путь».

Доктор Юнг: Да, Христос определенно был живым, и он был целительной змеей в то же самое время. Есть и другая аналогия.

Ответ: Дао.

Доктор Юнг: Да, и Дао изначально символизировалось драконом, а греческое слово drakon означает змею; это не близко нашему дракону, который стал мифологической концепцией. Греческое значение появляется в знаменитом изречении: «Бык – отец змеи, а змея – отец быка». Это замкнутый круг: бык означает весну, солнце, восходящий принцип Ян, а змея в этом случае означает зиму, темноту, влажность, принцип Инь.

Так что путь – это могущественная вещь; когда вы идете по нему, он словно живой. На неизбежном пути вас больше не ведет анимус или проводник, теперь словно сам путь берет управление. ...

В Китае вы найдете концепцию Дао, это уместная концепция гармонии вещей, неизбежный ход вещей на небесах и на земле. Можно сказать, это изначальный гармоничный ход событий; и если человек живет по нему, как растение, или как слепое животное, то находится в ладу с происходящим. Но это не идеальное состояние, это не то, что китаец назвал бы Дао – ну, в некотором роде он назвал бы это Дао; но почему только философ может быть способен достичь Дао, как окончательного результата своих философских усилий, если это так легко, что любая ящерица, крыса, собака или первобытный человек может обладать им? Видите ли, это просто разница между жизнью в природе в participation mystique, когда вы полностью бессознательны, и жизнь в природе, когда вы осознанны. Одно состояние – грешное, а другое – искупленное, согласно высказыванию Иисуса, которое, к сожалению, не входит в Библию. Это гностическое высказывание высокой важности: «Благословен ты, если ведаешь, что творишь, но проклят ты, если не ведаешь, что творишь». Он сказал это человеку, который работал в поле в субботу, таким образом, совершая ужасное преступление, ведь для благочестивого еврея это нарушение священного табу субботы.

Вот что Дао значит для китайского философа; для человека высшее достижение осознавать себя, природу, и высшее сознание заключается в том, чтобы не нарушать распоряжений небес, так чтобы вы были в ладу с ним. Перейти от бессознательного состояния к сознания – это чрезвычайное достижение; в соответствии с высказыванием Иисуса, человек должен знать, что делает. Видите ли, акцент лежит на развитии сознания, и эта смена акцентов позволяет увидеть, что все моральные или этические оценки вещей – это только промежуточное звено, шаг в развитии сознания. ...

Видение (продолжение): Я схватила мужчину за руку и потянула в сторону, чтобы мы стояли, прижавшись спиной к возвышающимся скалам, ногами на узком уступе скалы.

... Оттянув анимуса от змеи, она останавливает эту живую дорогу, и они замирают у скал. Скала, конечно, очень материальна; это ясная граница пути; это определенность пространства, в котором вы заключены. Так что можно сделать вывод, что она не хочет продолжать этот путь, который ведет в бесконечность; она останавливается в некоем месте материального мира. ...

Видение (продолжение): Я сказала: «А теперь дадим змее подняться». Мужчина задрожал в страхе. Огромная змея изогнула спину, взмыла в небеса и наклонила к нам свою голову, раскрыв огромную пасть.

Как видите, когда она останавливается, тут же начинают происходит мощные и пугающие вещи, бедный анимус дрожит от страха, а змея раскрывает огромную пасть. Здесь у нас целый миф о драконе; они встретили дракона, и это ситуация для св. Георгия или что-то вроде того. Как бы вы назвали змею теперь?

Комментарий: Кундалини.

Доктор Юнг: Конечно, здесь представлен феномен кундалини. Теперь вы можете спросить, как можно поднять змею кундалини. Могу дать вам простое средство: остановив анализ. Тогда поднимается змея, и это вызывает чудовищный шок, анимус трясется от страха. Вы не замечаете это, пока ходите на семинары или встречаетесь со мной наедине. Но попробуйте прекратить и увидите чудеса. Остановка этого движения, конечно, означает прекращение видений или фантазий. Это можно выразить иначе: она больше не следует пути либидо, и либидо тут же восстает против нее. В обычный обстоятельствах людям снился был бешеный бык или лающая на них злая собака; или, как я часто видел, несущийся на всех парах поезд, врезающийся в другой поезд или влетающий в реку; или аэроплан, падающий на землю. Всегда есть символ настоящей катастрофы. Что предполагает раскрытие пасти?

Ответ: Пожирание.

Доктор Юнг: Тогда если это пожирающая змея, мы снова сталкиваемся с другой интерпретацией или другим названием. Кундалини поднимается, она шипит и нагоняет ужас, но не пожирает. Так что это целый миф о драконе, эта змея обретает черты обычного дракона. Конечно, это кундалини, но она ведет себя не так, это новый аспект; она становится лоном бессознательного, оскалом смерти или времени, что пожирает все.

Так что, похоже, здесь выражается следующая мысль: если мы останавливаемся, змея поглощает нас, и это означает смерть. Потому после остановки такого жизненно важного движения человек чувствует, будто совершает самоубийство; пожирающая змея символизирует катастрофу, саморазрушение. Но тут происходит кое-что очень странное; змея раскрывает пасть, но не для того, чтобы поглотить их, а чтобы они взглянули на змею. И она говорит:

Видение (продолжение): У нее были золотые легкие. Ее язык был раздвоен, и с одной стороны имел формы мужчины, а с другой – женщины. Я заглянула глубоко в нутро змеи и увидела множество неподвижно лежащих в куче мужчин и женщин. Они были серыми, но я знала, что они не мертвы.

Здесь у нас типичная картина змеи времени, которая вмещает в себя целое племя. Эти серые формы живых существ, конечно, души мертвых; но они не мертвы, можно сказать, что они дремлют, их жизнь пребывает в потенции. Необычен этот символизм, легкие из золота, язык, раздвоенный на фигуры мужчины и женщины. Что вы думаете о легких из золота?

Замечание: Дух великой ценности, ведь легкие содержат воздух, дух.

Доктор Юнг: Конечно, везде, где появляется золото, оно означает нечто ценное.

Комментарий: Это место, где то, что приходит снаружи, обменивается и используется.

Комментарий: Легкие содержат сердце.

Доктор Юнг: И на какую стадию символизма все это указывает?

Ответ: Это предполагает анахату.

Доктор Юнг: Да, так что мы снова видим у этой змеи аспект кундалини, это бесспорно. Ее подъем доказывает реальный характер этой змеи. Это не пожирающий дракон-кит, это скорее змея кундалини, раскрывающая пасть для осмотра. В тантрической йоге такого нет, как видите, это очень западная версия кундалини йоги. А что значит, когда кундалини открывает пасть для осмотра?

Ответ: Это значит признание, понимание природы.

Доктор Юнг: Точно. Кундалини жива, но теперь в сознательном состоянии; и настоящее сознание начинается в анахате, в области воздуха и легких, к которой также относится сердце. Интересно, что она не говорит о золотом сердце. Упоминаются только высоко ценные легкие, а о сердце не сказано ничего, хотя оно кажется более важным. Почему только легкие, но не сердце?

Предположение: А разве анахата не связана с духовными содержаниями?

Доктор Юнг: Вы имеете в виду ту часть анахаты, которая содержит или символизирует связь с духом? Которая содержит воздух, духовное качество? Да, это верно.

Замечание: Или может быть, что она до сих пор подчинена инстинкту, она на границе; еще не достигнута.

Доктор Юнг: Да, можно сказать так, ведь анатомически легкие окружают и покрывают сердце. ... Так что можно сказать, что легкие скорее внешний аспект, и я думаю, что это следует учесть – духовный аспект покрывает аспект чувства.

Итак, в анахате есть два качества, которые символизируются красным и дымчатым цветом; красный – это огненный цвет и означает тепло сердца; внутренний круг скорее похож на кровь, но цвет лепестков похож на оранжевый цвет манипуры, а тот означает яростный жар огня. Так что сердце еще теплится теплом манипуры. ...

Итак, огонь находится в центре манипуры, и он выбрасывает клубы дыма, дым снаружи, и это просто дым, ничего больше, он ничего не означает и не имеет ценности. Но в следующей трансформации, в анахате, то, что было лишь побочным, бесполезным продуктом, дымом, выброшенным в воздух, становится важнее всего; оно становится духовным символом, и тепло, бывшее в центре, теперь снаружи, словно вышло из дыма, оно в лепестках, которые всегда означают излучение, развертывание.

Видите ли, чакры преобразуются согласно законам энантиодромии. В анахате, духовный центр – это легкие, воздух, так как важное всегда в центре, и его излучением будет огонь, тепло. Но эта философия преимущественно создана мужчинами, так что для мужской психологии характерно, что элемент духа или логоса всегда центральный; и он испускает тепло, или же ассоциируется с ним и образует своего рода покрытие или периферию для центрального духа. ...

Следует всегда учитывать, что чакры не двумерны, а похожи на излучающий шар; так что чакра в пространстве на самом деле будет шаром, окруженным огненным цветом, словно испускающим тепло, или сияющим, как золотая руда; и темное сердце внутри не видно. Итак, единственный вопрос в том, мужское ли это проявление анахаты, и мы это увидим. Если так, то это будет анахата с точки зрения анимуса. ...

Видение (продолжение): Мужчина рядом со мной дрожал, и я увидела, как на его теле выступают капли крови, словно пот. Он сказал: «Я должен войти в пасть этой змеи, не могу ее избежать. Если я останусь здесь с тобой, то стану черным». Я ответила: «Я думала, ты будешь моим проводником, но вижу, что ты слишком слаб».

Как видите, довольно очевидно, что анимус глубоко тронут; он даже потеет кровью. Но что в то же самое время показывает этот факт?

Ответ: Что она не затронута.

Доктор Юнг: Она насколько не тронута, ничего не замечает. Как электромагнитная буря затрагивает только телеграфные провода, и больше никто ее замечает, сознание пациентки никак не затронуто. Она не осознает, что это было видение экстраординарной важности с далеко идущими последствиями. Она оставляет эти эмоции анимусу и думает, что он просто поражен, слишком слаб и истеричен; она не осознает, что когда ее анимус затронут, она должна об этом знать.

Однако, не следует судить слишком строго, нужно быть терпимым к людской слепоте, потому что мы все слепы в таких вопросах. Каждому может присниться, что анимус или анима глубоко затронуты, оставив нас равнодушными по той же причине; мы не поняли, не осознали, что произошло что-то очень важное; это как сон, который мы не поняли и который, кажется, нас не затронул, словно не имеет к нам отношения. Не редко снятся сны огромной важности для всей жизни человеческой, и я анализирую их очень тщательно и пытаюсь дать человеку представление о его значимости, а когда упоминаю его в следующий раз, пациент спрашивает: «О каком сне речь?» Он улетучился, остался не осознанным, затронута только анима, но не сознание. ...

То, что пациентка ничего не поняла, конечно, связано с тем, что она, возможно, и не должна была ничего понять. Если бы она была беременна, то есть по-настоящему, ничего хорошего из понимания таких вещей не вышло бы, потому что это сбивает с пути. Это возвращение, и если вы идете вперед, бесполезно начинать возвращаться назад, лучше думать, что все это нелепица. ... Например, тантрические тексты даже в Индии считаются нелепыми, аморальными, непристойными. ... Алхимический символизм тоже кажется нелепым, можно только покачать головой; покажите эти книги почтенному гражданину, и он скажет то же самое.

Так что не стоит слишком много говорить о психологии, потому что она выглядит нелепицей, и чем дальше, тем больше. Для молодых и неопытных людей так и должно быть. Для них понимать такие вещи не полезно и нездорово, ведь они сбивают с пути и искушают к зловредному использованию, к отвлечению от своих обязанностей, даже к отказу жить. Потому я всегда против миссионерского подхода; это всегда ошибочно. Хорошо, что такие вещи существуют, но рекомендовать их крайне вредно, потому что они тут же становятся дурными. ...

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину