Глава 10. Обучение

Карл Юнг

LiberNovus,

Liber Primus

Глава 10

Обучение

На следующую ночь (185) меняпривело ко второму образу: я стою в скалистой глубине; похоже на кратер. Передомной - дом с колоннами. Я вижу, как Саломея идет влево вдоль стены, неотрываясь, как слепой человек. Змей следует за ней. Старик стоит в дверях, имашет мне. Нерешительно я подхожу ближе.Он зовет Саломею обратно. Она выглядит как страдалица. Я не вижу в ней и следовкощунства. У нее белые руки и доброе выражение лица. Змей лежит перед ними. Ястою перед ними неловко, как глупый мальчик, полный неуверенности идвусмысленности. Старик смотрит на меня пытливо и говорит: "Что вам здесьнужно?"

Я: "Простите, меня привелисюда не высокомерие и не навязчивость. Я попал сюда случайно, без каких-либонамерений. Меня привело сюда чувство тоски, что я оставил вчера за вашим домом.Видишь ли, пророк, я устал, голова тяжелая, как свинец. Я потерялся в своемневежестве. Я уже наигрался с собой. Я играл с собой в лицемерные игры, и онибы мне уже опротивели, если бы это не было разумным в мире людей - выполнятьто, что другие ожидают от нас. Мне кажется,что я здесь словно более настоящий. И все же быть здесь мне ненравится".

Неговоря ни слова, Илья и Саломея зашли в дом. Я неохотно следую за ними. Меня мучаетчувство вины. Разве плохо иметь совесть? Я хотел бы вернуться,но не могу.Передо мной мерцает огонь в сияющем кристалле. Я вижу великолепие Божьей Материс ребенком. Перед ней в восхищении стоит Петр - потом сам Петр с ключом - Папав тройной тиаре – Будда, сидящий неподвижно в огненном кругу - многорукая кровавая Богиня(186) - это Саломея отчаянно заламывает руки (187) - оно хватает меня, она есть моя собственнаядуша, а потом я вижу Илью в образекамня.

Илья иСаломия стоят, улыбаясь, передо мной.

Я:"Эти видения полны мучений, и смысл этих образов непонятен мне, Илья;пожалуйста, разъясни мне".

Ильяотворачивается,молча, и ведет налево. Саломея входит в колоннаду, чтонаходится справа. Илья приводит меня веще более мрачную комнату. На потолке висит зажженный красный фонарь. Я сажусь,изможденный. Илья стоит передо мной, опираясь на мраморного льва в серединекомнаты.

И:"Ты обеспокоен? В том, что тебя мучает совесть – вина лишь невежества. Ноя думаю, что именно тяга к запрещенным знаниям вызывают у тебя чувство вины.Как ты думаешь, почему ты здесь?

я:"Я не знаю. Я невольно погрузился сюда, пытаясь противостоятьнеизвестному. И вот я здесь, удивленныйи растерянный, невежественный глупец. В вашем доме происходят странные вещи,они пугают меня, и их смысл для меня остается неразгаданным".

И:"Если бы быть здесь не было твоим правом, как бы ты здесь оказался?

Я:"Я поражен губительной слабостью,отец мой".

И:"Ты уклончив. Ты не можешь увернуться от закона".

я:"Как я могу увернуться от того, что мне неизвестно, чего я не могу достичьни чувствами, ни размышлениями"?

И:"Ты лжешь. Разве ты не сам постиг, что это означает, если Саломея любиттебя?

я:"Ты прав. Во мне возникали сомнительные и неопределенные мысли. Но я сновазабыл их ".

И:"Ты не забыл. Это знание сгорело в тебе. Ты труслив? Или ты настолько неспособен отличить эту мысль от своего Я, что теперь требуешь, чтобы яобъяснил?"

Я:"Мысль от меня ушла слишком далеко, а я избегаю надуманных идей. Ониопасны, ведь я человек, а ты знаешь, насколько люди привыкли приниматьмыслиза свои собственные, так, что, в конце концов, они путают их ссобой. "

И:"Тогда ты будешь путать себя сдеревом или животным, потому что ты смотришь на них, и потому, что тыживешь с ними в одном мире? Ты долженбыть своими мыслями, потому чтонаходишься в мире своих мыслей? Но твои мысли так же за пределами твоегоЯ, какдеревья и животные запределами твоего тела (188)

Я:"Я понимаю. Мой мир мыслей был для меня скорее словом, чем миром. Я думало мире своих мыслей: это я."

И:"Говоришь ли ты своему человеческому миру и всем существам, что живут внетебя: ты Я?

Я:"Я вошел в твой дом, отец, боясь, как школьник. Но ты дал мне спасительныйурок мудрости (189): я также могу рассматривать свои мысли как существующие внесебя. Но это возвращает меня томустрашному выводу, что мой язык не хочет произносить. Я думал, что Саломея любитменя, потому что я похож на Иоанна или на тебя. Эта мысль казалась мненевероятной. Вот почему я оттолкнул ее и думал, что она любит меня, потому чтоя являюсь полной твоей противоположностью, что она любит свое зло в моем зле.Эта мысль была изнуряющей ".

Ильямолчит. Я чувствую тяжесть. Тогда заходит Саломея, подходит ко мне и кладетруки мне на плечи. Она принимает меня за отца, в чье кресло я сел. Я несмеюни пошевелиться, ни заговорить.

С:"Я знаю, что ты не мой отец. Ты его сын, а я сестра твоя.

Я:"Ты, Саломея, моя сестра? Но то страшное притяжение, тот невыразимый ужас,что исходил от тебя, от твоего прикосновения? Кто была наша мать?

С:"Мария".

Я:"Это адский сон? Мария - наша мать? Как безумны твои слова! Матерь Спасителя -наша мать?Когда я сегодня пересекал порог вашего дома, я предчувствовал беду. Увы, онапришла. Ты в своем уме, Саломея? Илья, защитник божьего закона, скажи: этодьявольское заклинание, брошенное отверженной? Как может она говорить такиевещи? Или выоба не в своем уме? Вы символы, и Мария - символ. Я просто слишком растерян сейчас , чтобы распознать вас "

И:"Ты можешь называть нас символами по той же причине, что называтьсимволами своих приятелей, если желаешь. Но мы так же реальны, как и твоитоварищи. Ты ничего не лишаешь силы и ничего не решаешь, называя нас символами".

Я:"Тыменя запутал. Вы хотите быть реальными?"

И:"Мы - как раз то, что ты называешь реальностью. Вот мы, ты должен принятьэто. Выбор за тобой".

Ямолчу. Саломея отошла. Я неуверенно осматриваюсь. За мной на круглом алтаревысоко горит красно - золотое пламя. Змея легла вокруг него кольцом. Ее глазасверкают золотыми отражениями. Еле держась на ногах, я поворачиваюсь к выходу.Когда я выхожу в зал, я вижу, чтовпереди меня идет грозный лев. Снаружицарит холодная звездная ночь.

[2] (190) Не легко признавать свое стремление. Для этого многимнеобходимо предпринять особые усилия, чтобы быть честным. Очень многие не хотят знать, чегоони на самом деле желают, потому что это может показаться им невозможным илислишком тяжелым. И все-таки стремление - это способ жизни. Если вы не признаетесвое желание, вы не будете следовать себе, а перейдете на чужойпуть,который другие вам указали. И тогда вы живете не своей жизнью, а чужой. Но ктодолжен жить вашей жизнью, если вы ею не живете? Это не только глупо - менятьсвою жизнь на чью-то, это также лицемерная игра, потому что вы никогда несможете по-настоящему жить жизнью другихлюдей.

Если выотказались от своего Я, вы проживаете его в других, тем самым вы становитесьэгоистичным по отношению к ним и их обманываете. Все считают, что такая жизньвозможна. Однако, это только обезьянье подражание. Уступая своему обезьяньейсклонности, вы заражаете других, потому что обезьяна поощряет все, что являетсяобезьяньим. Таким образом, вы превращаете себя и других вобезьян.Благодаря взаимоподражанию вы живете в соответствии со средними ожиданиями.Образ героя был создан для всех - в любом возрасте - благодаря стремлению кподражанию. Потому герой был убит, ведьмы все брали с него пример. Знаете ливы, почему вы не можете отказаться от подражания? Из-за боязни одиночества ипоражения.

Бытьсобой значит быть предоставленным себе. Никогда не говорите, что быть собой -это удовольствие. Не будет радости, а долгие страдания, так как вы должныбудете сами создавать себя.

Есливы хотите создать себя, вы начинаете не с наилучшего и наивысшего, а с наихудшегои самого глубокого. Поэтому говорите, что не хотите жить самим собой. Течьвместе с потоком жизни не в радость, а боль, так как это сила против силы, чувство вины; это подрывает то,что освящено.

ОбразБогоматери с ребенком, который Я предвижу, указывает мне на тайну преображения.(191) Если предвидение и удовольствие объединить в себе, из них возникаеттретье, божественный сын, который является высшим смыслом, символом,переходящим над в новое творение. Я лично не стал высшим смыслом (192) или символом,но символ во мне становится таким, какова у него сущность, и какаясущность у меня. И так я стою, как Петр в молитве, перед таинством превращенияи становления настоящего Бога во мне.

Хоть яи не сын Бога, я все же представляю его,как тот, кто был матерью Богу, а следовательно, тот, кому во имя Бога была дарована свобода соединения иразрешения. Соединение и разрешение происходят во мне. (193) Но так как я являюсь частью мира, это также происходит вмире черезменя, и никто не может этому воспрепятствовать. Это происходитне по моей воле, а по воле неизбежнойсилы. Я не хозяин ваш, во мне бытие Бога. Я закрываю прошлое одним ключом,другим я открываю будущее. И это происходит благодаря моему превращению.Господствует чудо преображения. А я егослуга,так же, как и Папа.

Вывидите, насколько невероятным было думать так о себе. (194) Это относится не комне, а к символу. Символ становится моим господином и неизменным командиром.Это укрепит его господство и превратит его в звездное изображение, полноезагадок, чей смысл полностью разворачивается вовнутрь, а чье удовольствиеизлучается наружу, как сверкающий огонь, ( 195) пламенеющий Будда .(196)Потому что я погрузился в свой символ до такой степени, символпревращает меня из одного меня в меня другого, и в ту жестокую Богиню моеговнутреннего мира, мое женственное удовольствие, меня другого, измученногоистязателя, и того, кого будут мучить. Я истолковал эти образы, как смог, невзрачными словами.

(I97)В момент недоумения, следуйте своемупредвидению, а не слепому желанию, таккак предвидение ведет вас к трудностям, которые всегда должны наступать впервую очередь. Они приходят в любом случае.

Если вы ищете свет, то сначала вы падаетееще глубже в темноту. В этой темноте вы находите свет со слабым красноватымпламенем; он горит тускло, но этого достаточно, чтобы увидеть вашего соседа.Достигать цели, которая целью даже не кажется, утомительно. И так хорошо: япарализован и, следовательно, готов все принять. Мое предвидениеопирается на льва, мою силу.(198)

Япридерживался освященной формы и не хотел, чтобы хаос прорвал ее плотины. Яверил в порядок мира и ненавидел все неорганизованное и бесформенное. Поэтому,прежде всего, я должен был убедиться, что мой собственный закон привел меня кэтому месту. Так как во мне обнаруживался бог, я думал, что он часть меня. Ядумал, что его в себе содержало мое "я , и поэтому я принял его за своюмысль. Но я также считал, что мои мысли были частью моего "я". Такимобразом, я вошел в свои мысли и в размышления о Боге и принял его за часть своего Я.

Из-засвоих мыслей я оставил свое Я, и поэтому оно стало алчущим и превратило Бога вэгоистичную мысль. Если я брошу Я, этот голод будет побуждать меня найти его вобъекте, то есть, в мысли. Поэтому вы любите разумные и упорядоченные мысли,так как вы не вынесли бы, если бы ваше Я было в мыслях неупорядоченных, непригодных.Из-засвоего эгоистичного желания вы вытеснили из своих мыслей все, чтосчитаете неупорядоченным, то есть негодным. Высоздаете порядок в соответствии стем, что вы знаете, вы не знаете мыслей хаоса, но, тем не менее, онисуществуют. Мои мысли не являются моим Я, а мое Я не включает в себя мысли. Ваша мысль имеет то или иное значение– и их много. Никто не знает, сколько.

Моимысли не есть мое Я, но так же, как вещи мира, они живые и мертвые.199 Как я неполучаю вреда от жизни в частично хаотичном мире, так же я остаюсьнеповрежденным в своем частично хаотичном мире мыслей. Мысли - это природныеявления, которыми вы не владеете, и смысл которых вы не распознаетеполностью.200 Мысли растут во мне, как лес, населенный различными животными. Ночеловек властен над своим мышлением, ион убивает удовольствие лесов идиких животных. Человек насильствен в своем желании, и он сам превращается влес и лесных зверей. Так же, как у меня есть свобода в мире, так я располагаюею в мыслях. Свобода условна.

Некоторымвещам мира я должен сказать: вам следовало бы быть другими. Но для начала я внимательно смотрю на ихприроду, иначе я не смогу ее изменить. Я поступаю таким же образом с некоторымимыслями. Вы меняете те вещи мира, которые, не являясь сами по себе полезными,ставят под угрозу ваше благосостояние. Делайте то же самое с вашимимыслями.Ничто не завершено, и многое является спорным. Образ жизни естьтрансформацией, а не исключением. Благосостояние - лучший судья, чем закон.

Нокогда я узнал о свободе в мире мыслей, Саломея обняла меня, и так я сталпророком, ведь я нашел удовольствие в первозданном начале, в лесу, в дикихживотных. Мне кажется очень разумным поставить себя на равных со своимивидениями и находить удовольствие в видении. Я нахожусь в опасности, полагая,что я являюсь чем-то важным, поскольку явижу значительное. Это всегда сводит нас с ума, и мы превращаем видение вглупости и обезьяньи выходки, поскольку мы не можем отказаться от подражания.201

Как моемышление является сыном предвидения, так мое удовольствие есть дочерью любви,непорочно зачатой матерью Бога. Кроме Христа Мария родила Саломею. ПоэтомуХристос в египетском Евангелии говорит Саломеи: "Ешь любую траву, тольконе ешь горькую". И когда Саломея захотелапознать, Христос ответилей: "Если уничтожишь покров стыда, и когда двое станут одним, и когдамужчина с женщиной станут ни мужским, ни женским". 202

Предвидениеявляется порождающим , любовь - воспринимающей.203 Оба они находятся вне этого мира. Здесь лишьпонимание и удовольствие, мы только можем догадываться о других вещах. Было быбезумным утверждать, что они находятся вэтом мире. Тем более что этотсвет обвит загадками и хитростью. Я заполучил обратно власть из глубин, и онапошла впереди меня, как лев. 204

18522 декабря 1913. 19 декабря 1913 Юнгвыступил с докладом "О психологии бессознательного" для Психоаналитического Общества Цюриха.

186Дальше в Черновике: "Кали"(стр. 113).

187 Черная книга 2 продолжает: "белая фигура девушки с черными волосами -моя собственная душа, а теперь - белая фигура мужчины, что также явился мне -оннапоминает скульптуру Микеланджело, сидящего Моисея- это Илия"(стр. 84). Статуя Микеланджело Моисей находится в церквиСан-Пьетро-ин-Винколи в Риме. Она была темой исследования Фрейда, которую онопубликовал в 1914 ( Полное Издание Психологических Трудов Зигмунда Фрейда, подред. Джеймса Стрэчи в сотрудничестве с Анной Фрейд и с помощью АлексаСтрэчи,Алана Тайсона, пер. Дж.Стретчи 24 тт. [Лондон: Хогарт Пресс иИнститут Психоанализа, I953 I974 ~]> том. 13). Местоимением третьего лица"оно" Юнг отождествляет Саломею с Кали, чьи многочисленные рукипереплетались между собой, ср. прим. 196, стр. ООО.

188 Юнгупомянул об этом разговоре на семинаре 1925 г и отметил:"Только тогда я изучил психологическую объективность. Только тогда я смогсказать пациенту «Молчи, что-то происходит". Там есть такие вещи, они какмыши в доме. Вы не можете сказать, что вы не правы, когда у вас есть мысли. Дляпонимания бессознательного мы должны видеть наши мысликак события, какявления " (Аналитическая Психология, стp. 95).

189 В Исправленном Черновике вместо этого: "Истина" (стр. 100).

190 В Исправленном Черновике: "Ведущее Отражение" (стр. 103). В Черновике и Исправленном Черновикеесть еще долгий отрывок. То, что идет здесь - пересказ: Интересно, является лион, подземный мир, реальным, или же другой реальностью, которая заставила меняочутиться здесь. Я вижу, как Саломея, мое удовольствие, идет влево, на сторонунечистого и плохого. Она следует за змеем, который представляет собойсопротивление и враждебность по отношению к этому движению. Удовольствиеотходит от двери. Предвидение [в ИсправленномЧерновике: "Идея", напротяжении всего этого отрывка] стоит у двери, зная вход в мистерии. Поэтому вомногих исчезает желание, если предвидение не направляет его и не подталкиваетк цели. Если встречается человек, которыйтолько желает, тогда за этим желаниемкроется сопротивление ему же. Желание без предвидения многого добивается,но ничего не удерживает, поэтому желаниеявляется источником постоянного разочарования. Потому Илия и позвал Саломеюобратно. Если удовольствие объединяется с предвидением, перед ними лежит змей. Чтобы преуспеть в чем-то,необходимо сначала столкнуться с сопротивлением и трудностями, в противномслучае радость оставляет по себе боль и разочарование. Поэтому я подошелближе.Мне нужно было сначала преодолеть трудности и сопротивление, чтобыполучить то, что я желал. Когда желание преодолевает трудности, оно становитсязрячим и следует предвидению. Поэтому я вижу, что руки Саломеи чисты, безкаких-либо следов преступления. Моежелание чистое, если я сперва преодолеваю трудности и сопротивление. Если явзвешиваю удовольствие и предвидение,тогда я, как глупец, слепо следую своему желанию. Если я следуюмышлению, я бросаю свое удовольствие. Древние говорили в образах, что дуракнаходит верный путь. Предвидению принадлежитпервое слово, поэтому Илия спросил меня, какова цель моего визита. Выдолжнывсегда спрашивать себя, чего вы хотите, потому что очень многие незнают, чего они хотят. Я не знал, что мне нужно. Вы должны признаться в своем желании и в том, в чем вы сильнонуждаетесь. Таким вы одновременно удовлетворяете свое удовольствие и питаетепредвидение" (Исправленный Черновик, стр. 103-4).

191 В Исправленном Черновике: "в своем внешнем виде, в нищете земнойреальности" (стр. 107).

192 В Исправленном Черновике вместо этого: "Сын Божий" (стр. 107).

193 Ср.Матфея 18:18. Христос: "Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе;и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

194Дальше в Черновике и Исправленном Черновике:"Папа в Риме стал для нас архисимволическим образом того, как Богстановится человеческим, и как он [Бог] становится видимым человеческимгосподом. Таким образом, ожидаемый Бог становится господином мира. Этопроисходит сначала [здесь] во мне.Высший смысл становится моим господином и непогрешимым командиром, хотя не только во мне, но, возможно, и во многихдругих, кого я незнаю "(ИсправленныйЧерновик, с. 108-9).

195 В Исправленном Черновике: "Таким образом, я стал, словно Будда, сидящий в пламени" (стр. 109).

196Дальше в Исправленном Черновике: "Где есть идея, там всегда есть удовольствие. Если идеянаходится внутри, то удовольствие - снаружи. Поэтому меня окутывает воздухзлого удовольствия. Распутное,кровожадное божество создает этот ложный воздух. Это происходит потому, что ядолжен всецело претерпевать становление Бога и на первых порах не могу отделитьего от себя. Но, пока он не отделен от меня, я поглощен идеей, что я есть он,а, следовательно, я такжеженщина, что изначально соединена с идеей. В том, что я получил эту идею ипредставляю ее в виде Будды, мое удовольствие; оно как индийская Кали,поскольку она является другой стороной Будды. Кали, однако, - это Саломея, аСаломея есть моя душа "(стр. 109).

197 В Черновике здесь имеется длинный отрывок,который изложен так: Оцепенение подобно смерти. Мне нужна была полнаятрансформация. Через нее мой смысл, как и Будды, обернулся полностью вовнутрь.Тогда произошло преобразование. И я перешел к удовольствию, так как былмыслителем. Как мыслитель, я отверг свои чувства, а потому отказалсяотчасти жизни. После этого мое чувство стало ядовитым растением, и когда онопроснулось, вместо удовольствия было сладострастие, самая низкая и банальнаяформа удовольствия. Это представлено Кали. Саломея является образом своего удовольствия, что страдает отболи, так как оно слишком долго был закрыто. Затем мне стало ясно, что Саломея,т. е. мое удовольствие, была моей душой. Когдая признал это, моемышление изменилось и вознеслось к идее, и тогда явился образ Ильи. Этоподготовило меня к мистерии и заранее показало мне путь трансформации, что вМистерии я должен был пройти. Совместноетечение предвидения и удовольствия создает Бога. Я понял, что Бог во мне хотелстать человеком, и я считался с этим и уважал, и я стал слугой Бога, но толькодля себя. [Исправленный Черновик: было бы безумным и смелымпредположить, что я также это сделал длядругих, стр. нет]. Я погрузилсяв созерцание чуда превращения, и сначалаобернулся в более низкий уровень своегоудовольствия, а затем благодаря этому я постиг свою душу. Улыбки Ильи и Саломеипоказывают, что они были счастливы, что я пришел, но я был в глубокой тьме.Если путь темный, такова же и идея, что дает свет. Когда идея в моментпутаницыпредоставляет слова, а не слепое желание, тогда слова ведут вас ктрудностям, поскольку идея ведет вас направо. Вот почему Илья поворачиваетналево, в сторону порочного и злого, а Саломея сворачивает направо, в сторонуверного и доброго. Она не идет в сад, место удовольствия, а остается в домесвоего отца "(стр. 125-27).

198 В Черновике здесь имеется отрывок, чье изложение: Если ясильный, сильны мои намерения и предположения. Моя мысль ослабевает и переходит в идею. Идеястановится сильнее, она поддерживаема своей личной силой.Я понял этоблагодаря тому, что Илья опирается на льва. Лев сделан из камня. Моеудовольствие мертво и превращается в камень потому, что я не любил Саломею. Этопридало моей мысли каменный холод, но идея из этого взяла прочность, что ейбыла необходима для подчинения моей мысли. Мысль нуждалась в покорении,когда боролась с Саломеей, которая показалась ей плохой. (Стр. 128).

199 В1921 году Юнг писал: "Следовательно, своеобразная реальность содержаниябессознательного, дает нам такое же право, чтобы описать его как объекты, каквнешние вещи" ("Психологические типы, CW 6, § 280).

200 Черновик и Исправленный Черновик: Это было бы более чем нелогично полагать, чтоя создал мысли Мистерии "(ИсправленныйЧерновик, стр. 115)

201Дальше в Черновике: "Я узналотца, потому что был мыслителем, и потому я не знал матери, а увидел любовь подмаской удовольствия и назвал ееудовольствием - это для меня была Саломея. Теперь я узнаю, что Мария - этомать, невинная и принимающая любовь, а не удовольствие, кто несет семя зла всвоей обольстительнойприроде. / Если Саломея, злое удовольствие, - моя сестра, тогда я должен бытьмыслителем-святым, а значит, моему уму выпалапечальная судьба. Я должен принести в жертву свой разум, и признатьсявам в том, что я говорил о наслаждении,а именно, что этот принцип, противоположный предусмотрительности, являетсянеполным и предвзятым. Я все рассматривал как мыслитель с самых выгодныхпозиций своего мышления,в противном случае я мог бы признать, что Саломеякак дочь пророка Ильи является порождением мысли, а не самим принципом, так же,как теперь представляет себя Мария, непорочная Богородица "(стр.133).

202Египетское евангелие является одним из апокрифических писаний, что изображаетдиалог между Христом и Саломеей. Христос утверждает, что он пришел, чтобыотменить работу женщин, а именно, вожделение, рождение и распад. На вопросСаломеи, о том, как долго будет торжествовать смерть, Христос ответил: до техпор, пока женщины рожают детей. Здесь Юнг ссылается на следующийотрывок:"Тогда я правильно сделала, что не родила ребенка,- сказала она, думая,что детей иметь не разрешается. Господь ответил: "Ешь любую траву, толькогорькую не ешь. " Диалог продолжается: " Когда Саломея спросила,когда это станет всем известным, Господь сказал: "Когда уничтожишь покровстыда, и когда двое станут одним, и когда мужчина с женщиной станут ни мужским,ни женским "(Новый Завет, под ред. Дж.K. Эллиот [Oxford: Oxford UniversityPress, 1999], стр. 18). Юнг ссылается на это изречение, взятое из книги Климента Stromateis, как примеробъединения противоположностей в Видениях(1932, Том 1., с. 524), и как пример связи мужчины и женщины в "Опсихологии детского архетипа" (1940, CW 9, я, §295) и MysteriumConiunctionis (1955-56, CWi4, §528).

203 В Черновике и ИсправленномЧерновике: "когда мистерияпоказала мне это, я не мог понять и думал, что я произвел невероятную мысль.Поэтому я был объят страхом и хотел объяснить свои случайные мысли Илье иСаломее и таким образом лишить их силы" (Исправленный Черновик, с.118).

204Дальше в Черновике: "Образ прохладной звездной ночи и необозримого небаоткрывает бесконечность внутреннего мира, который я чувствую, будучи жаждущим человеком; но этот мир все так жеслишком холоден. Я не могу сам сбросить себе звезды, могу лишь наблюдать их. Поэтому моепорывистое желание чувствует, что тот мир является холодным и в нем царитночь" (с. 135).

Пер Guarda и Taleann

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину