Карл Юнг
LiberNovus,
Liber Primus
Глава 11
Развязка
[HI VI(V)] 205
Гл. XI.
2o6 Натретью ночь мной овладело сильное желание дальше проживать мистерии. Внутренняяборьба между сомнением и желанием была сильной. И вдруг я увидел, что стоюперед крутым гребнем в пустыне. Ослепительно яркий день. Я ловлю взглядпророка, что стоит высоко надо мной. Он делает рукой предупреждающий жест, и яотказываюсь от решенияподниматьсявверх. Я жду внизу, глядя вверх. Смотрю: справа темная ночь, а слева - ясный день. День иночь разделены скалой. На темной стороне лежит большая черная змея, на светлойстороне - змея белая. Они угрожающешипят, готовые к бою. Илья стоит вверху над ними. Змеи бросаются друг на друга,и начинается страшная битва. Черная змея оказывается сильнее, и белая отступает. Большие клубы пыли поднимаются наместе борьбы. Потом я вижу: черная змея ползет обратно. Передняя часть ее теластала совсем белой. Обе змеи поползли к себе: одна во тьму, другая - в свет.207
Илья:"Чтоты видел? "
Я:"Я видел бой двух грозных змей. Мне казалось, что черной удастся победитьбелую, но вдруг она удалилась, и ее голова и верхняя часть тела сталибелыми".
И:"Понимаешь ли ты это?
Я:"Я обдумал, но понять не смог. Может, это значит, что добрые силы светастанутнастолько могущественными, что осветят даже тьму, что импротивостоит?
Ильяподнимается выше, на очень высокуювершину; я следую за ним. На вершине мы подходим к какой-то кладке из огромныхкаменных блоков. Это круглое сооружение на вершине.208 Внутри находится большойдвор, в середине - могучий валун,как алтарь. Пророкстановится наэтот камень, и говорит: "Это храм солнца. Это место представляет собойсосуд, что собирает солнечный свет".
Ильяслезает с камня, его фигура все уменьшается и, наконец, становится карликовой,совсем на него не похожей.
Яспрашиваю: "Кто ты?"
"ЯМим, 209, я покажу тебе неистощимыйродник. Собранный свет становится водой и течет ко многим источникам с вершиныв долины земли". Затем он ныряет в расщелину. Я иду за ним вниз в темнуюпещеру. Я слышу, как журчит родник. Внизу карлик говорит: "Вот мои колодцы,кто пьет из них,становится мудрым ".
Но я немогу достать вниз. Я теряю мужество. Я оставляю пещеру и, недоумевая, хожутуда-сюда по периметру двора. Все кажется странным и непонятным. Здесьодиноко и до смерти тихо. Воздух чист ипрохладен, как в самых высоких горах, струятся чудесные солнечные лучи, меняокружает большая стена. Вдруг я вижу, как за камень ползет змея. Это же змеяпророка! Как она могла выбраться из преисподней в верхний мир? Я иду за ней ивижу, как она заползает в стену. Для меня здесь все таинственно: маленькийдомик с портиком, крошечный, впритык к скале. Змеи становятся бесконечномалыми. Мне кажется, я тоже уменьшаюсь. Стены увеличиваются до размеровогромной горы, и я вижу, что я стою внизу,на основании кратера преисподней - перед домом пророка.110 Он выходит издверей своего дома.
Я: Язаметил, Илья, что ты показал и позволил мне пережить всякие странные вещи;сегодня ты мне также дал предшествовать тебе. Но я признаюсь, для меня все этоабсолютно непонятно. Твой мир мне показался сегодня в новом свете. Простосейчас я как будто отделен звездным расстоянием от места, которого еще сегодняхотел достичь. Но вот, кажется, что это одно и то же место.
И:"Ты раньше очень хотел попасть сюда. Я не обманул тебя, ты сам себяобманул. Видит плохо тот, кто хочет видеть; тыперехитрил самого себя.
Я:"Это правда, я очень желал добраться до тебя, чтобы больше узнать. Саломеяпоразила меня и привела в недоумение. Уменя кружилась голова, потому что то, что она говорила, казалось мне чудовищным и безумным. Где Саломея "?
Я"Какой ты импульсивный! Что с тобой? Иди ккристаллу и подготовь себя в его свете."
Вокругкамня сияет венок из огня. Я охвачен страхом от того, что вижу: грубыйкрестьянский ботинок? Ступня гиганта, что придавила целый город? Я вижу крест,снятие креста, траур. Какое мучительное зрелище! Но томлюсь я не так долго -вижу божественного ребенка, что держит белую змею в правой руке и черную-в левой. Я вижу зеленую гору, на ней - крест Христов, поток крови течетс вершины горы - я больше не могу на это смотреть, это невыносимо, я вижу крести Христа в час его последней муки -у подножия креста свернулась кольцом чернаязмея, потом она обвилась вокруг моей ноги - я неожиданно захвачен и развожу руки. Приближается Саломея. Змеяобвилась вокруг всего моего тела, а я хладнокровен, как лев.
Саломеяговорит: "Мария была матерью Христа, ты понимаешь?"
Я:"Я вижу, что страшная и необъяснимая сила заставляет меня подражатьГосподу в его последней муке. Но как я могу осмелиться назвать Марию матерью?"
С:"Ты Христос".
Я стоюс разведенными руками, как распятый, мое тело туго обвито змеей: "Саломея,тыговоришь, я Христос?" 211
Кажется,я остаюсь один на высокой горе, я стою неподвижно. Змея сжимает мое тело всвоих страшных кольцах, и кровь, истекаяиз моего тела, льется вниз по склону. Саломея наклоняется к моим ногам иобертывает их черными волосами. Она долго лежит так. Тогда она кричит: "Явижу свет!" Действительно,она видит, ее глаза открыты. Змей падает смоего тела и остается лениво лежать на земле. Я перешагиваю ее и падаю наколени перед ногами пророка, чья фигура сияет, как пламя.
И:"Твоя работа здесь выполнена. Придут другие вещи. Ищи неустанно, и преждевсего, точно опиши, что ты видишь. "
Саломеясмотрит в восторге от света, что излучает пророк. Илия превращается в огромноепламя белого света. Змея обвивает ее ступню, словно парализована. Саломеястановится на колени перед светом в изумленной готовности к молитве. Слезытекут из моих глаз, и я спешу оттуда в ночь,как тот, кто не имеет своейчасти в славе мистерии. Мои ноги не касаются почвы сей земли, я словнорастворяюсь в воздухе.212
[2] 213Мое сильное желание 214 привело меня к очень яркому дню, свет которого являетсяпротивоположностью темному пространству предвидения. 215 Я понимаю так, чтопротивоположный принцип является небесной любовью, матерью.Тьма, чтоокружает предвидение 216 , похоже, обязана тому, что она невидима во внутреннеммире и занимает место в глубинах. 217 Но сияние любви выходит из того факта,что любовь есть видимая жизнь и действие. Мое удовольствие было вместе с предвидением, и у него был веселый сад, окруженный тьмой и ночью. Яспустился к своему удовольствию, а вознесся к любви. Высоко над собой я вижуИлью: это означает, что предвидение находится ближе к любви, чем я, человек.Прежде чем подняться к любви, нужно выполнить одно условие, что представляетсяв виде битвымежду двумя змеями. Лево - это день, право - ночь. Царстволюбви есть свет, царство предвидения - тьма. Эти принципы, четко разделенные,даже враждебные друг к другу, приняли облик змей. Этот облик указывает на демоническую природу обоихпринципов. Я узнаю в этой битвеповторение видения о борьбе между солнцем и черным змеем. 218
Тогдасвет любви был уничтожен, и кровь стала литься наружу. Это была великаявойна. Но дух глубин 219 хочет, чтобы эта борьба рассматривалась как конфликт в природе каждого человека. 220 Так как после смертигероя нашему стремлению к жизни было некому подражать, оно ушло в глубиныкаждого человека и разожглострашный конфликт меж силами глубин. 221Предвидение - это одиночество, любовь - единение. Оба нуждаются друг в друге, ивсе же они друг друга убивают. Так как люди не знают, что конфликт происходитвнутри их, они сходят с ума / исваливают вину на других. Но если одна половина человечества виновата,тогда каждый человек наполовину виноват. Ноон не видит конфликта в своейдуше, который, однако, является источником внешней катастрофы. Если вырассержены на своего брата, подумайте, что вы рассержены на брата в себе, тоесть на то, что в вас похоже на вашего брата.
Какчеловек вы являетесь частью человечества, и поэтому у вас есть доля от всегочеловечества, как если бы вы были всем человечеством. Если вы победите и убьетесвоих приятелей, которые в чем-то вас не поддерживают, тогда вы также убьететого человека в себе, а это значит, что вы убили часть своей жизни. Дух этогомертвого человека будет следовать за вами и не даст вашей жизнь бытьрадостной.Вам нужна целостность, чтобыжить дальше.
Если я сам поддерживаю чистый принцип, я ступаю наодну сторону и становлюсь односторонним. Поэтому мое предвидение в принципе 222небесной матери становится карликом, что живет в темной пещере, как нерожденныйв утробе матери. Вы не следуете за ним, даже если он говорит, что вы можетеиспить мудрости из его источника.Но предвидение 223 представляется вамтам как карликовый ум, ложный и ночной, так же, как небесная мать показываетсямне в виде Саломеи. То, чему не хватает чистого принципа, выглядит как змея.
Герой стремитсяк максимальному в чистом принципе, и поэтому он, в конце концов, влюбляется взмею. Если вы идете к мышлению, 224 возьмите свое сердце с собой. Если вы идетек любви, берите с собой голову. Любовь пуста без мышления, мышление же пустобез любви. Змей скрывается за чистым принципом. Поэтому был обескуражен, покане нашелзмею, что сразу же повела меня к другому принципу. При схождениия уменьшился.
Великтот, кто любит, так как любовь есть сущий акт великого творца, настоящий моментстановления и падения мира. Могуч тот, кто любит. Но тот, кто дистанцируется отлюбви, только чувствует себя сильным.
В своемпредвидении вы признаете ничтожность нынешнегобытия как маленькую точку между бесконечностью того, что произошло, итого, что еще придет. Мыслитель мал, он чувствует себя замечательно, если он дистанцируется от мышления. Но если мыговорим о видимостях, то все как раз наоборот. Для того, кто влюблен, форма незначительна. Но его полезрения заканчивается формой, что ему дана. Длятого, кто пребывает в мышлении, формаявляется непревзойденной высотой Небес. А ночью он видит разнообразиенеисчислимых миров и их бесконечные циклы. Влюбленный есть переполненный докраев сосуд, он ждет, чтоб отдать. Мыслящий является глубоким и пустым, оножидает выполнения.
Любовьи мышление находятся в одном и том же месте. Любовь не может существовать безмышления и наоборот. Человек всегда слишком много пребывает на одной или другойстороне. Это происходит с человеческой природой. Животным и растениям, кажется,достает всего, только человек, колеблется между слишком много и слишком мало.Он не решается, он не может определиться, сколько чему он должен. Его знаний испособностей недостаточно, и все же он должен сделать это сам. Человек растетне только изнутри себя, ведь в нем есть созидательное начало 225. В немпроявляется Бог. 226 Человеческая природа не искусна в божественности, поэтому человек колеблется между слишкоммного и слишком мало. 227
Духэтого времени приговорил нас к спешке. У Вас больше нет ни будущего, ни прошлого, если вы служите духу времени. Мынуждаемся в вечной жизни. Мы несем будущее и прошлое в глубины. Будущее старо,прошлое молодо. Вы служите духу этого времени и думаете, что сможете убежать от духа глубин.Ноглубины не станут медлить, они заставят вас войти в Христовы мистерии.228 Он относится к этой мистерии, чточеловек не искупил через героя, и самстановится Христом. Предыдущий пример святых символически учит нас этому.
Ктохочет увидеть, видеть будет плохо. Это моя воляобманула меня. Это моя воля вызвала бурю волнения среди демонов. Долженли я поэтому не хотеть чего-либо? У меня есть воля, и я выполнил ее, как смог,и потому я лелеял в себе все, к чему стремился. В конце концов, я обнаружил,что хотел быть во всем, но не искалсебя.Поэтому решил искать себя не вне себя, а внутри. Я хотел тогдапонять себя, и выбрал идти дальше, не зная, чего хочу, и так я попал вмистерию.
Долженли я из-за этого больше ничего не желать? Вы хотели этой войны, и это хорошо.Если бы не хотели, тогда зло войны было бы небольшим. 229 Но своим желанием выделаете зло великим. Если вам не удастся создать из этой войны наибольшее зло,вы никогда не познаете насильственные деяния и научитесь преодолевать борьбу,что лежит вне вас. 230Поэтому хорошо, если вы от всего сердца желаетеэтого величайшего зла. 231 Вы христиане и бежите за героями, и ждетеспасителей, что примут на себя всемуки и всецело вас избавят отГолгофы. При этом вы 232 насыплете Голгофу по всей Европе. Если вам удастсясоздать страшное зло из этой войны и броситьбесчисленные жертвы в этупропасть, - это хорошо, так как это делает каждого из вас готовым ксамопожертвованию. Ибо, как и я, вы приближаетесь к исполнению тайны Христовой.
Выуже чувствуете железный кулак на своей спине. Это начало пути. Если кровь,огонь и крик отчаяния заполнят этот мир,вы узнаете себя в своих действиях: Пейте свою долю кровавых зверстввойны, пируйте на убийствах и разрушении, тогда ваши глаза откроются, вы увидите,что вы самиприносите такие плоды .233 Вы находитесь на пути, если желаетевсего этого. Желание создает слепоту, а слепота приводит на путь. Должны ли мыхотеть ошибок? Не должны, но вы желаете этуошибку, вы принимаете ее за саму истину, как люди всегда делали.
Символкристалла означает непреложный закон событий, что проистекают из него. В этомсемени вы поймете, что будет в будущем. Я увидел что-то страшное и непонятное.(Это было в ночь на Рождество в 1913 году.) Я увидел ботинок крестьянина, что свидетельствовало о крестьянской войне, 234убийцах - поджигателях и кровавой жестокости.У меня для этого была толькоодна интерпретация - что-то страшное и кровавое лежит перед нами. Я видел ногугиганта, что раздавила весь город. Как я могу интерпретировать этот знак иначе?Я видел, что путь к самопожертвованию начинался здесь. Все будут восхищаться этим выдающимся опытом, и вслепоте своей захотят понять его, принимая за внешние события. Это происходитвнутри, это путь к завершению тайны Христовой, 235, чтобы народы научилисьсамопожертвованию.
Пускайужас станет настолько велик, что повернет человеческие глаза внутрь, чтобы они искали себя не в других, а в самих себе. 236 Яувидел его, я знаю, это путь. Я виделсмерть Христа, и я увидел его плач, я чувствовал агонию его смерти, его великойсмерти. И я увидел нового бога, ребенка, который покорил демонов и держит их вруке. 237Во власти Бога разные принципы, он объединяет их. Богразвивается путем объединения принципов во мне. Он - их союз.
Есливы желаете одного из этих принципов, тогда вы находитесь в одном, но далеко отвашего пребывания в другом. Если вы хотите оба принципа, тогда вы создаете между ними конфликт, поскольку вы не можете желать обоих одновременно.Отсюда вытекает необходимость, в нейпоявляется Бог, он берет вашу противоречивую волю в свою руку, рукуребенка,чья воля проста и за пределами конфликта. Вы не можете научитьсяэтому, это может только развиться в вас. Вы не можете желать этого, оно заберетволю из ваших рук. Проявляйте волю сами, это приведет на путь.238
Но вкорне вы напуганы самим собой, и, следовательно, предпочитаете убегать к кому - угодно, тольконе к себе. Я видел жертвенную гору,кровь хлынула потоками с ее склонов.Когда я увидел, как гордость и сила радовала мужчин, как красота сияла из глазженщины, когда разразилась большая война, тогда я понял, что человечествонаходится на пути к самопожертвованию.
Дух глубин 239 захватилчеловечество и вынуждает его к самопожертвованию. Не ищите вины здесь или там.Дух глубин заключил судьбу человека в себе, так же, как захватил мою. Он ведетчеловечество через реки крови, к тайне. В тайне человек сам становится двумяпринципами, львом и змеей.
Потомучтоя также хочу жить по-другому, ядолжен стать Христом. Я был превращен в Христа, я должен вынести это. И так прольетсяискупительная кровь. Благодаря самопожертвованию мое удовольствие изменяется иподнимается выше, в свой высший принцип. Любовь зрячая, а удовольствие слепо.Оба принципа являются одним в символе огня. Принципы снимают с себя человеческуюформу.240
Мистерия мне в образах показала, как я должен житьдальше. Я не обладаю ни одним из тех благ, что тайна показала мне, ибо я всееще должен их заслужить. 241
(Конец части 1)
205Описание сцены в фантазии, что следует.
206 25декабря 1913 г.
207 Насеминаре 1925 г. Юнг сказал: "Несколькими вечерамипозже я почувствовал, что будетпродолжение, так что я снова попытался следовать той же процедуре. Нопогружения не было. Я остался на поверхности. Тогда я понял, что во мнепроисходит конфликт касательно этогопродвижения вглубь, но я не могпонять, что именно это было, я чувствовал только, что две змеи, два темныхпринципа, воевали между собой" (Аналитическая психология, стр. 95). Затемон рассказал о фантазии, чтопоследовала.
208 Насеминаре 1925 г.Юнг добавил: "Я подумал:" Ха, да это же священное место друидов"(Аналитическая психология, стр. 96).
209 В"Кольце Нибелунгов " ВагнеракарликМим является мастером-кузнецом, братом Альбериха. Альберихукрал золото у трех дочерей Рейна; благодаря отказу от любви он смог выковатьиз него кольцо, которое обладало свойством наделять безграничной силой. В ЗигфридеМим, что живет в пещере, воспитывает Зигфрида, он говорит Зигфриду убитьвеликана Фафнира, который превратился в дракона и обладает кольцом. Зигфрид убивает Фафниранепобедимым мечом, который смоделировал Мим, и убивает Мима, которыйнамеревался убить Зигфрида после того, как тот вернет золото.
210 Насеминаре 1925 г. Юнг интерпретировал этот эпизод следующимобразом: "борьба двух змей: белая означает движение в день, черная - вцарство тьмы, в моральном плане также. Во мне происходил настоящий конфликт.Сопротивление слабеет, и более сильные стремления должны подняться. Из-за того,что я за день до этого был глубоко пораженувиденной жестокостью, уменя действительно было стремление найтипуть к сознательному путем восхождения, как я сделал на той горе. . . Ильясказал: как внизу, так и наверху. Сравните с "Адом "Данте. Гностикивыражают ту же идею в символе перевернутых конусов. Таким образом, горы икратер схожи. В этом видении не было ничегоот сознательной структуры, этобыли просто произошедшие события. Так что я предполагаю, что Данте получил своиидеи из тех же архетипов "(Аналитической Психология с. 96-97). МакГирпредположил, что Юнг ссылается на концепциюДанте "конической формы котловины ада со своими кругами, отражая с обратной стороны Небеса сих сферами "(Там же). В Aion, Юнг также отметил, что змеи - это типичнаяпара противоположностей, и что конфликт между змеями был мотивом, найденным всредневековой алхимии ( 1951, CW 9, 2, § 181).
211 Насеминаре 1925 г.Юнг рассказал после заявления Саломеи,что он Христос:"Несмотря намои возражения, она продолжала утверждать. Я сказал:" это безумие ", я был настроен скептически и не мог этогопринять" ("Аналитическая Психология, стр. 96). Он истолковал этособытие следующим образом: "приход Саломеи и ее поклонение мне, очевидно,является стороной низшей функции,которую окружает аура зла. Кому-то становится страшно, что это может бытьсумасшествие. Так начинается оно - безумие. Вы не можете осознать эти явлениябессознательного, если не отдаете им себя. Если вы можете преодолеть свой страхбессознательного и позволить себе спуститься вглубь, эти явления примутся за свою собственнуюжизнь. Вы можете быть охвачены этими идеяминастолько, что выдействительно сойдете с ума, или около того. Эти образы настолько реальны, чтоони буквально предлагают себя, и настолько выразительны, что человек ловится на них. Они являютсячастью древних тайн, на самом же деле это фантазии, сотворенные мистериями.Сравните мистерии Изиды, описанные у Апулея, с посвящением иобожествлением посвящаемого. Создаетсяособое ощущение от прохождения такой инициации. То, что змея обвила меня своимикольцами, сыграло важную роль в моем обожествлении. Обожествлением былодействие Саломеи. Животное лицо, в которое, как я чувствовал, превращалось мое,было знаменитым Леонтоцефалусом измитраических мистерий, чей облик представлен змеем, что обвился вокруг человека;голова змея лежит на голове человека, а у человека лицо льва ... В этой мистерии обожествления выпревращаете себя в сосуд, и вы есть творящий сосуд, в котором примиряются противоположности. "Ондобавил: "Все это от начала до конца - митраистская символика" (там же, с. 98-99). В романе "Золотой осел" Лукиан проходитпосвящение в мистерии Изиды. Значимость этого эпизода в том, что он являетсяединственным сохранившимся прямым описанием такого посвящения. О самом событии Лукиан говорит: "Яподошел к самым воротам смерти и ступил на порог Просперина, однако мне, восторженному увиденными элементами, былоразрешено вернуться. В полночь я увидел светящее солнце, словно это былполдень, и я вступил в присутствие богов преисподней и богов верхнего мира, стоял возле их имолился им ". Потом в храмеон предстал на трибуне перед толпой. На нем были одежды с узорами змей и икрылатых львов, он держал факел, и носил "и носил венец из пальмовогодерева, чьи листья торчали, словно лучи света" ("Золотой осел",Пер. Р. Грейвс [Хармондсворт: Penguin, 1984 ], стр. 241). В Юнговскомэкземпляре этой работы, переведенной на немецкий язык, этот отрывок подчеркнутна полях .
212 Вработе "О психологии образа Коры" (1951), Юнг так описал эти эпизоды:"В доме под землей, собственно говоря, в загробном мире, живет старыйволшебник и пророк и " дочь " его. Она, однако, не на самом деле егодочь, она танцовщица, довольно безнравственная персона, ноона слепа иищет исцеления "(CW 9,1, § 360). Это описание Ильи сближает его с болеепоздним описанием Филимона. Юнг отметил,что это "образ неизвестной женщиныкак мифологической фигуры, что живет по ту сторону (т.е. в бессознательном).Она представляет таинственнуюсестринскую привязанность к иерофанту или же "философу", очевидно,параллельно с мистическими союзами,которые можно встретить в фигурах Симона Волхва и Елены, Зосима и Теосебии,Комаруса и Клеопатры" и др. Наш образ из видения больше всегосоответствует Елене "(там же, § 372).
213 В Исправленном Черновике: "Ведущее Отражение" (стр. 127). В ЧернойКниге 2 Юнг взял цитаты из Божественной комедии Данте впереводе на немецкий язык (стр. 104): " А я : ""Когда любовью ядышу ,то я внимателен; ей только надо мне подсказать слова, и я пишу".(24" Чистилище ", 52-54); "И как сиянье повсеместно ходит запламенем и неразрывно с ним, так новый облик вслед за духомбродит"(25" Чистилище ", 97-99). Пер. C. Сиссон (Манчестер:Carcanet, 1980), с. 259, 265.
214 В Черновике:"вести о желании, возрожденные матерью" (стр. 143).
215 В Исправленном Черновике: "первозданного образа" (стр. 127).
216 В Исправленном Черновике: "Идея или первозданного образа" (стр. 127).
217 В Исправленном Черновике: "живет" (стр. 127).
218 тоесть, в гл. 5 "Сошествие в Ад будущего".
219 В Исправленном Черновике: "дух" (стр. 127).
220Дальше в Черновике: "Все ониговорят, что борются во имя добра имира, однако никто не может бороться друг с другом за добро. Но так как люди незнают, что этот конфликт лежит между ними, то немцы считают, чтоангличанеи россияне ошибаются, а англичане и россияне уверены, что не правы немцы. Ноникто не может судить об истории в терминах добра и зла. Если половиначеловечества не права, тогда каждыйчеловек половину не прав. Поэтому конфликт находится в его душе. Но человек слепи всегда знает только половину себя. Немец содержит в себе англичанина ирусского, а вне себя он борется с ними.Так же и в англичанине и русском есть немец, с которым они воюют. Но, кажется,что человек видит только внешние прения, а не внутренние, которые и являютсяисточником великой войны. Но прежде чем человек поднимется к свету илюбви, должна пройти великая битва "(стр. 145).
221 Вдекабре 1916 г.в предисловии к работе "Психология бессознательных процессов» Юнг писал:"Психологические процессы, которые сопровождают нынешнюю войну,-прежде всего, невероятная жестокость общественного мнения, всеобщаяклевета, беспрецедентное неистовство уничтожения, чудовищный поток лжи ичеловеческой неспособности призвать остановить кровавого демона - как ничто другое могут представить глазаммыслящих людей проблему тревожнодремлющего хаотичного бессознательногов упорядоченном мире сознания. Этавойна безжалостно показала цивилизованному человеку, что он по-прежнему варвар.. . Но психология отдельной личности соответствует психологии нации. То, чтонарод делает, принадлежит каждому человеку, и до тех пор, как человек этоделает, это делает и нация. Только изменения в отношениииндивидуума естьначалом изменений в психологии нации "(CW 7, стр. 4).
222В Исправленном Черновике : "пророк, воплощение идеи" (стр. 131).
223 В Исправленном Черновике: "Идея" (стр. 131).
224 В Исправленном Черновике "Идея" фигурирует на протяжении всего этогопараграфа (стр. 131).
225 В Исправленном Черновике добавлено "сознательный" и удалено"изнутри себя" (стр. 133).
226 В Черновике и Исправленном Черновикевместо этого: "Божественная созидательная сила становится [в нем]личностью [личным сознанием] из[бессознательного] коллективного "(стр. 133 -34).
227 В Черновике и Исправленном Черновике :"Но почему, спросите вы, идея является вам в образе еврейского пророка, аудовольствие - безбожницы Саломеи? Мой друг, не забывайте, что ятожеявляюсь тем, кто размышляет и изъявляет желания в духе этого времени, иполностью очарован змеем. Сейчас посредством посвящения в тайны духа глубин ясобираюсь не то чтобы отбросить все древнее, которого не достает всем тем, ктомыслит в духе этого времени, а принять его в свое человеческое, чтобы сделатьсвою жизнь целостной. Ибо я стал бедным и далеким от Бога. Я должен понять сутьбожественного и земного, так как духуэтого времени больше нечего не былодать мне; однако, он взял мало из того,чем я обладал в реальной жизни. И, в частности, он сделал меня опрометчивым ижадным, так как он представляет настоящее, и он заставил меня поймать всенастоящее, чтобы заполнить им данный момент "(стр. 134-35).
228 В Черновике и Исправленном Черновике:"Как помощники пророков [древних]стоялиперед Мистерией Христа, так и я стою, [в такой мере, что я вновь перенимаю прошлое], хотя с того времени прошло 2000 лет,и в одно время мне казалось, что я христианин. Но я никогда не былХристом "(стр. 136).
229 В"Так говорил Заратустра" Ницше писал: "Спасти в человеке егопрошлое и так преобразовать всякое "Было", чтобы воля сказала:"Но я так хотела! Я так буду хотеть!" – вот что назвал яизбавлением" ("Об избавлении", стp. 161).
230 2февраля 1916г. Юнг заявил в ходе дискуссии в Ассоциации АналитическойПсихологии: "Мы злоупотребляем волей, естественный рост подчинен воле...Война учит нас: в воле толку не будет, мы увидим, куда это ведет. Мы полностьюподчинены абсолютной власти грядущего "(MAP, том I, стр. 106).
231 В Черновике и Исправленном Черновике:Внутри мы по-прежнему древние евреи и язычники с нечестивыми богам" (стp.137).
232 В Исправленном Черновике: "мы сами" (стр. 138).
233В Исправленном Черновике: "и мы называем себя христианами,подражателями Христа. Быть самим Христом значит неотступное следованиеХристу" (стр. 139).
234 Этоможет относиться к немецкому крестьянскому восстанию 1525 г.
235 В1918 году в предисловии ко второму изданию "Психологии бессознательныхпроцессов", Юнг писал: "Вид этой катастрофы отбросил человека обратнона себя, заставляя его почувствовать свою полную беспомощность, она обратилаего внутрь, и так как все зыбко, он теперь ищет то, за что он может ухватиться.Слишком многие по-прежнему стремятся вырваться наружу... Но мало кто стремитсявнутрь, к собственному Я, и еще меньшеспрашивают себя, не лучше ли будет для того, что осталось от человеческогообщества, если каждый человек попытается искоренить старые порядки в себе иприменить к своей личности и своемувнутреннему состоянию те принципы, те победы, которые он проповедует накаждом углу, вместо постоянного ожиданияэтого от других (CW 7, стр. 5).
236 В Черновике: "Если этого непроизойдет, Христос не будет преодолен, и зла, должно быть, станет еще больше.Таким образом, мой друг, я говорю с вами так, чтоб вы могли рассказать своимдрузьям, и чтобы слово разошлось среди народа "(стр. 157).
237Дальше в Черновике: "Я увидел,что новый Бог пришел от Господа Христа,молодой Геркулес" (стр. 157).
238Здесь в Черновике и Исправленном Черновике имеется длинныйотрывок, пересказ которого приведен ниже: Бог держит любовь в своей правойруке, а предвидение ["идеи",замена на протяжении всего отрывка] - в левой. Любовь находится на нашейположительной стороне, идея - отрицательной. Поэтому вам советуется любовь –т.к. вы есть частью этого мира - и особенно, если Выявляетесь мыслителем.У Бога есть и то, и другое. Бог есть их единство. Бог проявляется путемобъединения обоих принципов в вас [во мне]. Вы [I] через это не становитесьБогом, или божественным, но Бог становится человеком. Он проявляется в вас ичерез вас, как ребенок. Вы не одолеете его путем отбрасывания [Дух Времени].Дух этого времени колеблется между да и нет, как пьяный ["поскольку онесть неопределенность нынешнего коллективного сознания"]. Вы["Кто-то", на протяжении всего отрывка] можете одолеть только старогоБога, становясь им и проживая его муки и смерть. Вы преодолеваете его и самистановитесь собой, как тот, кто ищет себя и не подражает героям. Выосвобождаете себя, когда освобождаетесь от старого бога и его моделей. Когда высами стали моделью, вы больше не нуждаетесь в нем. Irrthatthe-Grrd-hekHiy ^^SEI ^ Kd-д ^ httmarrwilfc ["Бог объединяет противопоставление междулюбовью и идеей, он держит его в своих руках"] Любовь и идея существовалииспокон веков, и они не зависели от человеческой воли. Все всегда хотят духаэтого времени, который также мыслит и желает. Тот, кто желает духа глубин,хочет любви и предвидения. Если вы хотите обоих, Вы становитесь Богом. Если выделаете это, Бог рождается и овладевает человеческой волей, а свою волю держит рукой своего ребенка.Любовь и предвидение будут находиться в другоммире до тех пор, пока вы не будете желать их для себя и ваша воля будетразделяет их. Если вы хотите обоих, внутри вас между желанием любви и желаниемпредвидения ["понимания"] начнется борьба. Вы увидите, чтоВы неможете одновременно хотеть и того, и другого. И в этот острый момент родитсяБог, и возьмет разделенную волю в свои руки, руки ребенка, чье желание просто и не знает расколов. Что забожественная детская воля? Вы не можетевыучить ее по описанию, она может тольковозникнуть в вас. И вы не можете хотеть ее.Вы не можете ее познать или проникнуться ею от того, что я говорю.
239 В Исправленном Черновике "великий дух" (с. 146).
240В Исправленном Черновике здесь имеется длинный отрывок, пересказ которого звучитследующим образом: когда вы увидели, как гордостью и властью засверкали глазамужчин, как красота наполнила женскийвзгляд - стоило войне начаться, - вы поняли, что человечество на этом пути. Вызнали, что эта война была не только авантюрой, преступными действиями иубийствами, но также тайной самопожертвования.["Великий", напротяжении всего отрывка] дух глубин захватил человечество и заставил его идтичерез войну к самопожертвованию. Ибо вина не находится вовне. Он ведет людей креке крови, так же, как вел меня. В Мистерии я прочувствовал то, что людидолжны были делать в действительности["это полномасштабно разворачивалась вовне "]. Я испытал [желал] Христово самопожертвование.Мистерии Христа вершились на моих глазах. Мое предвидение [идея, находящаяся надо мной] вынуждало меняк этому, но я сопротивлялся. Я хотелвосстать против таинственного желания самопожертвования.Так что ябыл, как лев, которого обвила змея, ["бесконечно повторяющийся образсудьбы"]. Саломея пришел ко мне с правой стороны, стороны положительной. Японял, что мое удовольствие появляется, когда я совершаю самопожертвование. Яузнал, что Мария - это символ любви, она также [моя] мать Христа, так каклюбовь также родилаХриста. Любовь приносит того, кто жертвует собой и егосамопожертву. Любовь - это также мать моей жертвы. В том, что я понимаю это и принимаю, яощущаю, что становлюсь Христом, так как я вижу, что любовь превращает меня внего. Но у меня все еще остаются сомнения, так как это почти невозможно длямыслителя - отделить себя от своей мысли и признать, что то, что происходит вего разуме, есть нечто внешнее. Оно находится вовне, а не во внутреннеммире. [Саломея] Мое удовольствие сказаломне [" что я Христос"], потому что любовь - что выше удовольствия,которое, однако, до сих пор у меня спрятана в удовольствии, - привела меня ксамопожертвованию и сделала из меня Христа. Удовольствие подошло ко мне, обвиломеня кольцами и заставилоиспытатьмуки Христа и пролитькровь для всего мира. Моя воля, которая ранее служила духу этого времени["Духу времени", замена на протяжениивсего отрывка] закатилась под духом глубин, и как ранее все определялось духом времени, теперь определяется духом глубин, предвидением ["Идеей", замена на протяжениивсего отрывка] и удовольствием. Было определено, что я пойду на самопожертву, кпролитию крови, сути своей жизни. Следует отметить, что к самопожертвованиюменя ведет мое никудышнее удовольствие. Его сокровенное - это любовь, котораябудет освобождена от удовольствия через жертву. Случилось чудо - мое ранееслепое удовольствием стало зрячим. Мое удовольствие было слепо, и это былалюбовь. Поэтому моя воля очень стремилась к самопожертвованию, мое удовольствиеизменилось и вошло в высший принцип,который у Бога наряду с идеей. Любовь видит, удовольствие слепо. Удовольствиевсегда хочет самого близкого, чувствует через многообразие, переходя от одногок другому, без цели, просто ищет и никогда не осуществляет. А любовь желаетдальнего, наилучшего, она жаждет осуществления.Я увидел еще нечто: предвидение во мне приняло вид старого пророка; оно дохристианское; онопревратилось в принцип, больше не появляясьв человеческом облике, лишь в абсолютной форме чистого белого света.Предвидение и удовольствие объединились во мне в новой форме, а моя желание,что показалось чуждым и опасным, волядуха глубин, замерло у сияющего пламени.Я стал един со своей волей. Но я посчитал все сомнительным. Я чувствовал, какесли бы все таяло в воздухе, так как земля Мистерий [тот дух] по-прежнему быламне чужой. Мистерия была свершена. Но тот образ зрячей Саломеи, что,восторженная, стала на колени перед белым пламенем, вызвал острое чувство, чтопришло в сторону моей воли и провело меня через все, что было после. То, чтопроизошло, было моим одиноким скитанием,страданиями я должен был заслужить то[...], что я увидел ["явпервые увидел"] (стр. 146-50).
241ЖильКиспел сообщает, что Юнг сказал голландскому поэту Роланду Хорсту,что он написал "Психологические типы»на основе 30 страниц Красной Книги (цит. по: Стефан Хеллер, ГностическийЮнг и Семь Проповедей Мертвому [Уитон, IL: Quest, 1985], стр. 6). Скорее всего,он имел в виду три предыдущих главы"Мистерий". То, что представленоздесь, раскрывает понятияконфликта между противоборствующими функциями, отождествления с ведущейфункцией и развития примирительногосимвола как разрешения конфликта между противоположностями, которыеи являются главными вопросами главы 5"Типичные проблемы поэзии» в работе«Психологические типы» (CW 6). На семинаре 1925 г. Юнг сказал: "Яобнаружил, что бессознательное вырабатывает огромное количество коллективныхфантазий. Как раньше я был страстно заинтересован в разработке мифов, теперь ятак же заинтересован в материале касательно бессознательного. Это,фактически, единственный способдобраться до мифообразования. Так что перваяглава "Психологиибессознательного" оказаласьдействительно верной. Я видел, как мифотворчество продолжается, и получилпредставление о структуре бессознательного, образуя концепцию, что играет такую роль в Типах. Я извлек весь свойэмпирический материал из своих пациентов, но решение проблемы я вытащил изнутрисебя, из своих наблюденийбессознательных процессов. Я попытался соединитьэти два течения внешнего и внутреннего опыта в книге о типах и назвал процессслияния двух потоков трансцендентной функцией " (Аналитическая психология,стр. 34).
Пер Guarda и Taleann