Карл Юнг
Liber Novus,
Liber Primus
Глава8
Зачатие Бога
Потомна вторую ночь, я говорил со своей душой и сказал, "Этот новый мирпредставляется мне слабым и искусственным. Искусственный это плохой мир, ногорчичное семя которое растет в дереве, слово которое было зачато в маткедевственницы, стало Богом для которого земля была предметом."125
Какя говорил это, дух глубин внезапно поднялся. Он наполнил меня опьянением итуманом и сказал эти слова мощным голосом: [OB iv (v)] "Я принял твойпобег, ты который должен прийти!
Япринял его в глубочайшей нужде и смиренности.
Япокрыл его потрепанной мозаикой и уложил на ночлего на бедные слова.
Насмешкапоклонялась этому, твой ребенок, твой удивительный ребенок, ребенок того ктодолжен прийти, кто должен обьявить об отце, фрукт который старее дерева накотором он вырос.
Вболи ты зачат радость это твое рождение.
Страхэто твой вестник, сомнение стоит справа от тебя, разочарование слева.
Мыпроходили в нашей смехотворности и бесчувственности когда мы поймали твой взгляд.
Нашиглаза ослепли и наше знание упало безмолвно когда мы приняли твое сияние.
Тыновая искра вечной жизни, в какую ночь ты был рожден?
Тыотожмешь истинных молящихся от верующих в тебя, и они должны говорить о твоейславе языками которые чудовищны для них.
Тызайдешь к ним в час их позора, и они узнают волю в том что они ненавидят,боятся и питают отвращение.116
Твойголос, редчайший приятный звук, будет услышан среди заикания несчастных,отвергнутых и осужденных как ничтожные.
Твоецарство будет тронуто руками тех кто также преклонялся перед наиглубочайшесмиренными, и чье стремление вело их через грязный прилив зла.
Тыдашь свои дары тем кто молится тебе в страхе и сомнении, и твой свет просияетна тех чьи колени должны быть преклонены перед тобой безвольно и которыенаполнены возмущением.
Твояжизнь с ним кто превзошел себя / [OB v(r)] и который отрекся от преодолениясебя.117
Ятакже знаю что спасение милосердия дается только тем которые верят в высочайшееи предают себя без веры за тридцать кусочков серебра.118
Текто измажут свои чистые руки и изменят их лучшему знанию ради ошибки и возьмутдостоинства из могилы убийцы приглашены на твой величайший пир.
Созвездиетвоего рождения это больная и меняющаяся звезда.
Те,о ребенок который должен прийти, есть чудеса которые будут нести доказательствочто ты истинный Бог."
Когдамой принц упал, дух глубин открыл мое видение и позволил мне осознать рождениенового Бога.
Божественныйребенок приблизился ко мне из ужасного двусмыслия, ненавидимый-красивый, злой-хороший,смеющийся-серьезный, больной-здоровый бесчеловечный- человечный и неправедный-праведный.129
Японял что БогI3° которого мы ищем в абсолюте не может быть найден в абсолютнойкрасоте, добре, серьезности, возвышенности, человесности и даже в набожности.Когда-то Бог был там.
Японял что новый Бог будет в отношении. Если Бог это абсолютная красота идоброта, как он должен заключать в себе полноту жизни, которая красива иненавистна, хороша и зла, смеющаяся и серьезная, бесчеловечная и человечная? Какможет человек жить в матке Бога если Божественность сама присутствует только вего половине?131
Еслимы поднялись вблизи высот добра и зла, тогда наше плохое и ненавистное лежит вкрайней муке. Мука человека так велика и дух высот так слаб что он едва лиможет больше жить. Хорошее и прекрасное замерзают в лед абсолютной идеи,132 иплохое и ненавистное the bad and hateful становяться грязными лужами полнымибезумной жизни.
Такимобразом после своей смерти Христос должен был отправиться в ад, или подьем нанебеса стал бы невозможным для него. Христос должен был стать своимАнтихристом, своим братом из преисподней.
Никтоне знает что случилось в течении 3 дней пока Христос был в аду. Я этопережил.133 Люди былого говорили что он проповедовал там чтобы умереть.134 Точто они говорят это правда, Но знаешь литы как это случилось?
Этобыл глупый мартышкин труд, зверский адский маскарад самых священных тайн. Какпо-другому Христос мог спасти своего Антихриста? Прочтите неизвестные книгидревних, и вы многому там научитесь. Заметьте что Христос не остался в Аду, ноподнялся до небес.135
Нашеубеждение о ценности хорошего и прекрасного стало сильным и непоколебимым,поэтому жизнь может расширяться выше этого и все еще исполнять все что лежитсвязанным и томящимся. Но связанное и томящееся это также плохое и ненавистное.Вы снова возмущены насчет плохого и ненавистного?
Черезэто вы можете узнать как велика их сила и ценность для жизни. Вы думаете этомертво в вас? Но это мертвое также может превратиться в змей.136 Эти змеиуничтожат принца ваших дней.
Тывидишь какая красота и радость приходят на людей когда глубины освобождают этувеличайшую войну? И все же это было ужасным началом.137
Еслиу нас нет глубин, как у нас будут высоты? Все же ты боишься глубин, и не хочешьпризнаться что ты боишься их. Это хорошо, однако, что вы боитесь себя; скажитеэто громко что вы боитесь себя. Это мудро бояться себя. Только герои говорятчто они бесстрашны. Но вы знаете что случается с героями.
Сострахом и дрожа, осматриваясь вокруг с недоверием, идите так в глубины, но неделайте это в одиночку; двое или больше это более безопасно так как глубиныполны убийства. Также приготовьте себе путь к отступлению. Идите осторожно какбудто вы трусы, так вы опередите душу убийц.138 Глубины хотят пожрать васцеликом чтобы вы зазлебнулись в грязи.
Онтот кто путешествует в Ад также становится Адом; таким образом не забывайтеоткуда вы пришли. Глубины сильнее вас; так что не будьте героями, будьте умнымии бросьте героизм, так как нет ничего опаснее чем играть героя. Глубины хотятудержать вас; они не вернули многих, и поэтому люди убежали от глубин иаттаковали их.
Чтоесли глубины, из-за нападения, теперь преобразуют себя в смерть? Но глубины и всамом деле преобразовали себя в смерть; таким образом когда она просыпаются онинавлекают тысячекратную смерть.139 Мы не можем убить смерть, так как мы ужевзяли всю жизнь от нее. Если мы все еще хотим преодолеть смерть, тогда мыдолжны воодушевить ее.
Такимобразом в вашем путешествии обязательно берите золотые чаши полные сладкогопитья жизни, красного вина, и давайте это материи смерти, чтобы она моглавыиграть жизнь назад. Материя смерти преобразуется в черных змей. Не пугайтесь,змеи сразу погасят солнце ваших дней, и ночь с удивительными ускользающимицелями овладеет вами.140
Имейтеусердие чтобы пробудить мертвых. Ройте глубокие шахты и бросайте в нихжертвенные дары, так чтобы они достигли мертвых. Подвергните сомнению зло вхорошем сердце, это путь для подъема. Но перед подъемом, все есть ночь и ад.
Чтовы думаете о сущности Ада? Ад это когда глубины приходят к вам со всем чем выбольше не являетесь или чего больше не можете. Ад это когда вы не можете большедостичь что могли достичь. Ад это когда вы должны думать и чувствовать и делатьвсе что вы знаете чего вы не можете. Ад это когда вы знаете что то что выдолжны это то что вы хотите, И что вы сами ответственны за это. Ад это когда вызнаете что все серьезное что вы планировали для себя также смешно, что всевозвышенное также жестокое, что все хорошее это также плохое, что все высокоеэто также низкое, и что все приятное также позорное.
Ноглубочайший Ад это когда вы понимаете что Ад это также не Ад, но радостныеНебеса, не Небеса в себе, но Небеса в этом отношении, и в этом отношении Ад.
Этоесть двусмысленность Бога: он рожден из темной двусмысленности и поднимается ксверкающей двусмысленности. Недвусмысленность это простота и она приводит ксмерти.141 Но двусмысленность это путь жизни.142 Если левая ступня недвигается, тогда двигается правая, и вы движетесь. Бог желает этого.143
Выговорите: Христианский Бог это недвусмысленность, он есть любовь.'44 Но чтоболее двусмысленно чем любовь? Любовь это путь жизни, но ваша любовь только напути жизни если у вас есть левое и правое.
Нетничего легче чем играть вдвусмысленность и ничего более трудного чем жить двусмысленностью. Тоткто играет это ребенок; его Бог стар и умирает. Тот кто живет тот пробужден;его Бог молод и продолжает жить. Тот кто играет прячется от внутренней смерти.Тот кто живет чувствует движение вперед и бессмертие. Таким образом оставьтеигру игрокам. Дайте упасть тому что должно упасть; если вы остановите это, этоуничтожит вас. Есть истинная любовь которая не касается себя с соседями.145
Когдагерой был убит и смысл был признан в абсурде, когда все напряжение обрушилосьвниз из беременных туч, когда все стало трусливым и смотрело на собственноеспасение, я осознал рождение Бога.146 Противостоя мне, Бог погрузился в моесердце когда я был смущен насмешкой и поклонением, горем и смехом,"да" и "нет".
Онподнялся из слияния вместе двоих. Он был рожден как ребенок из моей собственнойчеловеческой души, которая зачала его с сопротивлением как девственница. Такэто относится к образу которые древние дали нам.147 Но когда мать, моя душа,была беременна Богом, я не знал этого. Даже казалось мне как будто моя душабыла Богом, хотя он жил только в ее теле.148
Итаким образом метафора древних выполнена: Я преследовал свою душу чтобы убитьребенка в ней. Поскольку я также худший враг моего Бога.149 Но я также понялчто выбор моей вражды был сделан в Боге. Он есть насмешка, ненависть и злость,так как это также путь жизни.
Ядолжен сказать что Бог не должен приходить в существо перед тем как герой убит.Герой как мы понимаем его стал врагом Бога, так как герой это совершенство.Боги завидуют совершенству человека, потому что совершеннству не нужны Боги. Нопоскольку никто не совершенен, нам нужны Боги. Боги любят совершенство потомучто это всеобщий путь жизни. Но Боги не с тем кто желает быть соверщенным,потому что он имитация совершенства.150
Имитациябыла путем жизни когда людям все еще был нужен героический прототип.15'Обезьяний способ это путь жизни для обезьян, и для человека пока он какобезьяна. Человеческое обезьянняченье продолжается ужасно долго, но прийдетвремя когда отпадет кусок этого обезьянняченья от людей.
Этобудет время спасения и мира, и вечный огня, и произойдет искупление.
Небудет больше героя и никого кто сможет имитировать его. Потому что с этоговремени и впредь вся имитация будет проклята. Новый Бог высмеивает имитацию ипоследователей. Ему не нужны имитаторы и ученики. Он вынуждает людей черезсебя. Бог это его собственный последователь в человеке. Он имитирует сам себя.
Мыдумаем что есть одиночество внутри нас и общинность снаружи нас. Общинностьснаружи нас относится к внешнему, в то время как одиночество относится к нам.Мы одиноки если мы внутри себя, но общинны в отношении того что снаружи нас. Ноесли мы снаружи нас самих, то мы одиноки и эгоистичны в общинном. Наше ястрадает от нужды если мы снаружи нас самих, и таким образом оно удовлетворяетсвои нужды общинностью. Следовательно, общинность искажается в одиночество.Если мы внутри себя, мы воплощаем свои нужды, мы проветаем, и через это мы осознаемнужды общины и можем воплощать их.'52
Еслимы поставим Бога снаружи нас, он оторвет нас от себя, так как Бог сильнее чеммы. Наше я падает в лишения. Но если Бог двигается внутрь себя, он схватываетнас из того что снаружи нас.153 Мы прибываем к одиночеству внутри самих себя.Так Бог становиться общинным в отношении того что снаружи нас, но единственнымв отношении к нам. Ни у кого нет своего Бога, но все есть у моего Бога, включаяменя. У Богов всех отдельных людей всегда есть все другие люди, включая меня.Таким образом это всегда только один Бог вопреки его множественности. Тыпребываешь к нему в себе и только через тебя самого схватывающего тебя. Этосхватывает тебя в развитии твоей жизни.
Геройдолжен пасть ради нашего искупления, так как он модель и требует имитации. Ноизмерение имитации осуществлено.154 Мы должны примириться с одиночеством внутрисебя и с Богом снаружи нас. Если мы войдем в это одиночество, тогда начнетсяжизнь Бога. Если мы внутри себя, тогда пространство вокруг нас свободно, нозаполнено Богом.
Нашиотношения с людьми идут через эту пустоту и также через Бога. Но ранее онипрощли через эгоизм так как мы были снаружи себя. Таким образом дух предсказалмне что холод внешнего пространства распространится по земле.155 Этим он показалмне образно что Бог встанет между людьми и будет подстегивать каждого кнутомледяного холода к теплу их собственного монашеского очага. Потому что люди былирядом сами с собой, в экстазе как безумцы.
Эгоистическоежелание в конечном счете желает себя. Вы находите себя в вашем собственномжелании, так что не говорите что желание тщетно. Если вы желаете себя, выпроизводите божественного сына в ваших обьятиях с самим собой. Ваше желание этоотец Бога, ваше я это мать Бога, но сын это новый Бог, ваш господин.
Есливы принимаете ваше я, тогда это предстанет для вас как будто мир стал пустым ихолодным. Приходящий Бог пойдет в эту пустоту.
Есливы в своем одиночестве, и все пространство вокруг вас стало холодным ибесконечным, тогда вы далеко удалились от людей, и в тоже время вы пришли ближек ним как никогда раньше. Эгоистоичное желание только видимо привело вас клюдям, но в реальности оно увело вас далеко от них и в конечном счете к себесамому, что для вас и для других было наиболее отдаленным. Но сейчас, если вы водиночестве, ваш Бог ведет вас к Богу других, и через это к подлинному соседу,соседу вас самих себя в других.
Есливы в самом себе, вы осознаете вашу неспособность. Вы увидите как мало выспособны имитировать герев или самому быть героем. Таким образом вы сами большене будете вынуждать других страновится гнроями. Как и вы, они страдают отнеспособности. Неспособность, также, хочет жить, но она свергнет ваших Богов.
Ссылкана притчу Христа о гречичном зернышке. От Матфея 13:31-32: "Царство Небесноеподобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем: которое,хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков истановится деревом".
ВОт Марка 16:17, Христос заявил что те кто верят должны говорить новыми языками.Проблема разговора на языках обсуждалась в I Corinthians14, и центральная в die Pentecostalдвижении.
Темасамопреодоления одна из важных в работах Ницше. В ТакГовоил Заратустра, Ницще пишет: "Я обучаютебя Суперчеловек. Человек это нечто что должно быть преодолено. Что ты сделалчтобы преодолеть его? Все создания дос их пор создавали нечто превыше их самих:и ты хочешь быть отливом этого великого прилива, и вернуться к животным, ане превзойти человека? ("Пролог Заратустры 3," стр. 41;подчеркнутый в копии Юнга). См. дискуссию Юнга насчет этой темы: ЗаратустраНицше:Заметки семинара данного в 1934-9, vol- 2>ред. JamesJarrett (Princeton: Princeton University Press, 1988, стр. 1502-08).
Иудапредал Христа за тридцать серебрянников (От Матфея 26:14-16).
См.замечание58, стр. 234.
Концепциязаключающей природы нового Бога полностью развита дальше в Исследованиях(Sermon 2,стр. 349f).
Темаинтеграции зла в божественность играла важную роль в работах Юнга; см. Aion (1951, CW 9, 2, гл. 5), и Ответ Работе (1952, CW 11).
Концепцияабсолютной идеи была развита Гегелем. Он понимал это как кульминацию and и само-отличительноеединство диалектической последовательности которая дает начало космосу. Cf. Hegel's Logic (tr.W Wallace [London: Thames and Hudson, 1975]). Юнгссылается на это в 1921 in ПсихологическихТипах (CW 6, §735).
Этопредложение вырезано в Исправленном черновике изаменено на "но это может быть угадано:" (стр. 68).
1Петр 4:6 заявляет: "По этой причине евангилие проповедовалось даже для техкто мертв, thatчто они могли бы судимы в соотвеитствии с людьми во плоти, но жить всоответствии с Богом в духе."
Темаспуска Христа в ад представлена в нескольких апокрифических евангелиях. В"Кредо Апостолов," заявляется что "Он опустился в ад. На третийдень он поднялся снова из мертвых." Юнг комментировал появление этой идеив средневековой алхимии (Психология и Алхимия y, 1944,CW12, §6in,440, 451; Mysterium Coniunctionis, 1955/56,CW14, 475). Одним из источников на который ссылался Юнг (CW 12, §6in) была Nekyia от Albrecht Dieterich's: Beitrcige zur Erkldrung der neuentdeckten Petrusapokalypse, которыйкомментировал апокалиптический фрагмент Евангелия от Св. Петра, в которомХристос дает детальное описание Ада. В Копии Юнга этой работы есть многоотметок на границах, и в конце два дополнительных листка со списком на ссылкина страницы и заметками. В 1951 он дал следующую психологическую интерпретациюмотива спуска Христа в Ад: "Масштаб обьединения предложен в 'descensus ad infernos,'спуск души Христа в Ад, чья работа по искуплению также включает мертвых.Психологический аспект этого формирует обьединение коллективногобессознательного которое представляет существенную часть процессаиндивидуации" (Aion, CW 9,2, §72). В 1938 он заметил: "Тридня спуска в ад во время смерти описываютпогружение исчезнувшей ценности в бессознательное, где, где покоряя силутемноты, это устанавливает новый порядок, и таким образом снова поднимается нанебеса, таким образом достигая высочайшей ясности сознания" ("Психологияи Религия," CW11, §149)."Неизвестные книги древних" это апокрифические евангелия.
Далеев Черновике: "Но змея это также жизнь. В образе представленномдревними, змея кладет конец детскому великолепию рая; они даже говорят чтоХристос сам был змеей" (p. 83). Юнг комментировал эту идею в 1950 в Aion, CW 9,2, §291.
В ИсправленномЧерновике: "Начало Ада" (стр. 70). В 1933 Юнг вспоминал:"Война разразилась когда я был в Инвернессе, и я вернулся через Голландиюи Германию. Я ехал прямо через армии ехавшие на запад, и у меня было чувствочто это было то что по-немецки можно назвать Hochzeitsstimmung, празднованиелюбви по всей стране. Все было украшено цветами, это была вспышка любви, онивсе любили друг друга и все было прекрасно. Да, война была важна, большое дело,но основной вещью была братская любовь по всей стране, каждый был друг другубратом, любой мой иметь все что было у другого, это не имело значения.Крестьяне распахнули свои подвалы и раздавали все что имели. Это случалось дажев ресторанах и привокзальных буфетах. Я был очень голоден, не ел сутки, и у нихбыли бутерброды, и когда я спросил сколько стоят, мне сказали, "О ничего,просто берите их!" И когда я пересек границу Германии, нас провели вогромную палатку полную пива, сосисок, хлеба и сыра, и мы ничего не платили,это было один большой праздник любви. Я был абсолютно смущен" (Visions Seminars '2, ed. Claire Douglas [Princeton: PrincetonUniversity Press, 1997], стр. 974-75).
Фраза"Убийца души" использовал Luther и Zwingli, и наиболее недавно Daniel Paul Schreber вего 1903 Мемуары моего нервного заболевания, eds. и tr. Ida Macalpine и Richard Hunter (Folkestone: William Dawson, 1955). Юнг обсуждал этуработу в 1907 в "О психологии dementia praecox" (CW 3и привлек внимание Фрейдак этому. В дискуссиях о Schreber-ев ассоциации аналитической психологии 9 и 16-го июля 1915 после презентации Schneiter-а,Юнг привлек внимание к гностическим параллелям в образах Schreber-а(MAP, vol. 1., p. 88f).
Этоссылка на побоище в Первой Мировой войне.
Этоссылка назад на видение в главе 5, "Спуск в ад в будующем." В 1940Юнг написал: "угроза внутреннему самому себе от драконов и змей указываетна опасность проглатывания снова инстинктивной душой, бессознательным,новоприобретенного сознания" ("О психологии детского архетипа," CW 9,1, §282).
В ИсправленномЧерновике "до конца" (стр. 73).
В1952, Юнг написал Zwi Werblowsky онамеренной двусмусленности его работ: "Язык которым я говорю должен бытьдвусмысленен, то есть неопределенным, чтобыбыть справедливым к психической натуре с ее двойным аспектом. Я применяюсознательно и преднамеренно двусмысленные выражения, потому что это вышенедвусмысленности и соответствует природе существа" (Письма2, стр. 70-71).
В Черновикедальше: "Посмотрите на изображения Бога которые люди старины оставили:их природа двусмысленна и сомнительна" (стр. 87).
ОтИоанна 4:16: "И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали внее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог внем."
Далеев Черновике: "Тот кто заслуживает это слово и другие что я говорю,есть игрок, так как он не уважает произнесенное слово. Знайте что вы достигаетесебя от того что вы читаете в книге. Вы читаете так много в книге как она идает" (стр. 88).
В ИсправленномЧерновике "рождение нового [зачатие] Бога" (стр. 74).
Этоссылка на деву Марию.
См.замечание57, стр. 237.
Этокажется ссылка на ранение Издубара в Liber Secundus, гл.8, "Первый день." см. ниже, стр. 278f.
Важностьполноты над совершенством важная тема в последней работе Юнга. Cf. Aion, 1951,CW 9, 2, §123; Mysterium Coniunctionis, 1955/56, CW 14, §616.
В1916, Юнг написал: "Человек имеет одну способность которая, хотя обладаетвеличайшей полезностью для коллективных целей, наиболее разрущительна дляиндивидуации, и это есть имитация. Коллективная психологияедва ли может обходится без имитации" ("Структурабессознательного," CW 7,§463). В "О психологии детского архетипа" (1940) Юнг написал обопасности идентификации с героем: "Эта идентификация часто очень упряма иопасна для баланса души. Если идентификация может быть растворена, фигурагероя, через уменьшение сознания до человеческого уровня, может постепеннодифференцироваться в символ самого себя" (CW 9,1, §303).
Юнгимел дело с проблемой конфликта между индивидуацией и коллективностью в 1916 в"Индивидуация и Коллективность" (CW 18).
Сыылкана комментарий Юнга в "Индивидуации и Коллективности" that "Индивидуал долженобьединять себя отрезая себя от Бога и становится полностью самим собой. Такимобразом и в тоже время он также отделяет себя от общества. Внешне онпогружается в одиночество, но внутренне в ад, дистанцируясь от Бога" (CW 18, §1103).
Этоинтерпретация убийства Зигфрида в Liber Primus, гл.7 "Убийство Героя."
Этоссылка на сон упомянутый в прологе, стр. 231.
Пер Guarda и Taleann