Глава 10. Заклинания

Карл Юнг

LiberNovus,

Liber Secundus

Глава 10

Заклинания (121)

(122)

Наступило Рождество. Бог в яйце.

Я приготовил пелену для моего Бога,дорогую красную пелену из страны утренней зари.

Он воссияет великолепием своей Восточной земли.

Я мать, первая дева, что родила, не ведаяо том.

Я заботливый отец, что оберегал деву.

Я пастух, что получил известие, сторожасвое стадо ночью в темном поле. (123)

***

Я священное животное, стоявшее изумленноев невозможности постичь становление Бога.

Я волхв, пришедший с Востока, издалипредполагающий чудо.(124)

И я яйцо, окружающее и питающее семя Богаво мне.

***

Длится торжественный час.

А мое человечество несчастно и переживаетмуки.

Поэтому я дающий жизнь.

Откуда твоя благодать, о Бог?

Он – извечная пустота и изобилие.(125)

Ничто не похоже на него, и он не похож нина что.

Извечный мрак и вечное сияние.

Вечный на земле и на небе.

Двойная сущность в одном.

Прост в своей многоликости.

Смысл в нелепости.

Свобода в рабстве.

Покоренный, будучи победителем.

Древний в юности.

Да в нет.

***

О,

Свет срединного пути,

Заключенный в яйце,

зарождающийся,

полон рвения, томящийся.

Предвкушающий,

Сказочный, берегущий утерянныевоспоминания.

Тяжелый, как камень, отвердевший.

Тающий, прозрачный.

Струящийся свет, вокруг себя обернутый.

*** (126,127)

Аминь, ты – властелин начала.

Аминь, ты – звезда Востока.

Аминь, ты – цветок, расцветающий надвсем.

Аминь, ты- олень, убегающий из леса.

Аминь, ты – песнь, звучащая за океаном.

Аминь, ты - начало и конец.

*** (128)

Слово, никогда не произносимое.

Свет, никогда не проливаемый.

Несравненное смешение.

И дорога без конца.

***

Я прощаю себе эти слова, как ты прощаешьмне желание твоего блистающего света.

***

Вставай, ты благодатный огонь давнейночи.

Я целую начало твоего зарождения.

Моя рука готовит пелену и щедро рассыпаетцветы перед тобою.

Вставай, мой друг, беспомощнолежащий, пробивайся сквозь скорлупу.

Мы приготовили тебе еду.

Приготовили подарки.

Тебя ждут танцоры.

Мы построили тебе дом.

Стоят, готовы слуги твои.

Мы также пригнали для тебя стада назеленые поля.

Мы наполнили твою чашу красным вином.

Мы разложили ароматные плоды на золотыхблюдах.

Мы стучим в твою темницу и прислушиваемся.

Длится час, не мешкай.

Мы убоги без тебя и песнь наша изношена.

*** (129)

Мы несчастны без тебя и изнуряем себямолитвой.

Мы произнесли все слова, данные намсердцем.

Чего ты еще хочешь?

Что нам еще для тебя сделать?

Мы открываем тебе все двери.

Мы преклоняем наши колени, где угоднотебе.

Мы пойдем в любую сторону света, кудапожелаешь.

Мы возведем то, что внизу, и обернем то,что вверху, как прикажешь.

Мы отдадим и отберем, как захочешь.

Мы хотели повернуть направо, но пошлиналево, следуя твоему знаку. Мы подымаемся и падаем, мы качаемся и остаемсянеподвижными, мы видим и мы слепы, мы слышим и мы глухи, мы говорим да и нет,неизменно слыша твое слово.

Мы не понимаем и живем в неясности.

Мы не любим и живем нелюбимы.

И мы развиваемся, и постигаем, и живемвразумительные.

Мы любим и живем, любимы, согласно твоемузакону.

Приди к нам, мы желаем из нашей собственнойволи.

Приди к нам, постигающим тебя из нашего собственногодуха.

Приди к нам, согреющим тебя у нашегоогня.

Приди к нам, мы исцелим тебя нашиммастерством.

Приди к нам, мы создадим тебя изсобственного тела.

Приди, дитя, к отцу и матери.

*** (130)/

Мы просили у земли.

Мы просили у Неба.

Мы просили у моря.

Мы просили у ветра.

Мы просили у огня.

Мы искали тебя у всех народов.

Мы искали тебя у всех королей.

Мы искали тебя у всех мудрецов.

Мы искали тебя в наших собственныхголовах и сердцах.

И мы нашли тебя в яйце.

***

Я принес тебе ценную человеческую жертву,молодого и старика.

Я порезал свою кожу ножом.

Я оросил твой алтарь своей кровью.

Я изгнал отца и мать, чтобы ты мог житьсо мной.

Я превратил свой день в ночь и расхаживалв полдень, как лунатик.

Я свергнул всех Богов, нарушил законы,съел нечистое.

Я бросил свой меч и облачился в женскиеодежды.

Я разрушил мой крепкий замок и играл, какребенок, в песке.

Я увидел очертания воинов на линии фронтаи разбил свои латы молотом.

Я засадил свое поле и оставил сгниватьплоды.

Я сделал малым все, что было великим, ивеликим все, что было малым.

Я променял свою самую дальнюю цель насамую близкую, и поэтому я готов.

*** (131)

Несмотря на это, я не готов, так как досих пор не примирился с тем, что душит мое сердце. Эта страшная вещь – заключениеБога в яйце. Я счастлив, что великое стремление имело успех, но мой страхзаставил меня забыть о связанных с ним рисках. Я люблю и восхищаюсь великим. Нет могущественнее его, с бычьимирогами, тем не менее, я смог его покалечить, перенести и без труда уменьшить. Ячуть не плюхнулся на землю от страха, когда увидел его, а теперь спасаю егоруками, сложенными в пригоршню. Вот те силы, которые пугали и завоевывали вас;это ваши Боги и ваши правители с незапамятных времен; тем не менее, вы можетеположить их себе в карман. Что такое богохульство по сравнению с этим? Мне быхотелось побогохульствовать против Бога: так у меня, по крайней мере, был бы Бог, которого я мог бы оскорбить, нояйцо, которое кто-то носит в кармане, не стоит богохульства. Это Бог, против которого даже невозможнобогохульствовать.

Я ненавидел в Боге эту ничтожность.Достаточно моей собственной недостойности. Она не может перенести еще и отягощение ничтожностью Бога. Ничто не стоитпрочно: вы прикасаетесь к себе и превращаетесь в прах. Прикасаетесь к Богу, ион, перепуганный, прячется в яйцо. Вы берете приступом врата Ада: к вамприближается звук хохочущих масок и музыкабезумных. Вы штурмуете Небеса: сценические декорации трясутся, и суфлер в будкепадает в обморок. Вы отмечаете: вы ненастоящий, вверху все ненастоящее, внизу все ненастоящее, справа и слева – одно разочарование. За чтобы вы ни ухватились – воздух, воздух, воздух.

Но я поймал его, с древних времен боящегося; я уменьшил его и взял всвои руки. Вот она - гибель Богов: человеккладет их в карман. Это - конец истории Богов. Ничто не остается от Богов,кроме яйца. И я обладаю этим яйцом. Возможно,я могу уничтожить этого последнего, а вместе с тем – искоренить всю расу Богов.Что они для меня теперь, когда я знаю, что они уступили моей власти? Древние иперезрелые, они пали и были погребены в яйце.

Но как это произошло? Я повалил Великого,я горевал по нему, не хотел бросать, так как любил его, ведь ни одно смертноесущество не могло с ним сравниться. Из-за своей любви я придумал уловку,что освободила его от веса и пространственных границ. Я забрал у него – излюбви – форму и вещественность. Я, любя, заключил его в яйцо. Так мне убить его, беззащитного, которого ялюбил? Разбить хрупкую скорлупу его могилы и предоставить невесомости и безмерности крыльев мира? Но разве я не пелпесни заклинаний для его рождения? Развея делал это не из любви к нему? Почему я люблю его? Я не хочу вырывать любовь кВеликому из своего сердца. Я хочу любить своего Бога, беззащитного ибезнадежного. Я хочу заботиться о нм, как о ребенке.

Разве мы не сыны Бога? Тогда почему Богине могут быть нашими детьми? Если мойотец Бог умрет, Бог сын восстанет из моего материнского сердца. Потомучто я люблю Бога и не хочу бросать его. Только тот, кто любит Бога, можетзаставить его пасть, и тогда Бог подчиняется своему победителю и ютится в еголадони, и умирает в сердце того, кто любит его и обещает ему рождение.

Мой Бог, я люблю тебя, как мать любитнерожденного, которого носит в своем сердце. Расти в яйце Востока, питайся моейлюбовью, пей соки моей жизни, чтобы стать лучезарным Богом. Нам нужен твой свет,Дитя. Мы идем во мраке, освети нашитропы. Пусть твой свет сияет над нами, пусть твой огонь согревает холод нашейжизни. Нам нужна не твоя власть, а жизньтвоя.

Зачем нам власть? Мы не хотим управлять.Мы хотим жить, мы хотим света и тепла, поэтому нам нужен твой. Как покрытаязеленью земля и любое живое телонуждается в солнце, мы как духи нуждаемся в твоем свете и тепле. Дух без солнцастановится паразитом тела. Но Бог питает дух.

121В каллиграфической книге эта главаотсутствует, здесь она дается следуя варианту Черновика.

121 Рисунки 50-64 символически изображаютвозрождение Издубара.

122 Лука 2:8 – II: «В той стране были наполе пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господний, и славаГосподня осияла их; и убоялись они. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаювам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городеДавидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»

124 Матфей 2:I-2: «Когда же Иисус родилсяв Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока иговорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке ипришли поклониться Ему.»

125 Атрибуты Бога в этом отрезкеразработаны так, как атрибуты Абраксаса во втором и третьем поучении Исследований. См. ниже,ст.349.

126 В «Сновидениях» 3 января 1917 Юнг отметил:«Стимул к рисунку III змеи в Liber Novus» (ст. 1). Это примечание, похоже,отсылает к этому рисунку.

127Надпись над рисунком: «брахманаспати». Джулиус Эгглинг отмечает, что«Брихаспати или Брахманаспати, повелитель богослужения и поклонения, занимаетместо Агни, как представитель духовного сана… В Ригведе Х, 68,9… Говорят, что Брихаспартисоздал(avindat) рассвет, небо и огонь (agni) и рассеял мрак своим светом (ark,солнце). Очень похоже на то, что он представляетэлемент света и огня в целом» (СвященныеКниги Востока 12, ст. XVI). См. Также примечание к рис. 45.

128 Солнечная ладья – частый мотив вДревнем Египте. Ладья олицетворяла движение Солнца. В египетской мифологии БогСолнца боролся с чудовищем Апопом,который пытался проглотить солнечную ладью, когда та каждый день переплываланебо. В Трансформациях и Символах Либидо (1912)Юнг обсуждает египетский «солнечный диск жизни» ( CW B,§ 153) и мотивморского чудовища (§ 549f). В своем пересмотре текста в 1952 г. он отмечает, чтоборьба с морским чудовищем символизирует попытку эго-сознания освободиться от тисков бессознательного (Символы и Трансформации, CW5. §539). Солнечную ладью находим на некоторых иллюстрациях в Египетской КнигеМертвых (изд. Э.А.Уоллис Бадж [Лондон;Аркана, 1899/1985]), т.е. сцены на ст. 390, 400 и 404). Гребец – это сокологлавыйГор. Ночное путешествие Бога солнца через подземный мир описано в Амдуат,которое считается символическим процессом трансформации. См. Теодор Абт и ЭрикХорнунг, Знания для Загробной Жизни. Египетская Амдуат – В Поисках Бессмертия (Цюрих: Издательство Живое ЧеловеческоеНаследие, 2003)

129В«Сновидениях» Юнг писал: «17 января 1917. Сегодня ночью: огромная страшнаялавина обрушивается с гор, каккошмарная туча; она заполнит долину, напротивоположном краю которой стою я. Язнаю, что чтоб избежать ужасной катастрофы, мне нужно бежать на гору. В ЧернойКниге этот сон объяснен странными терминами, в статье, стоящей под тем жечислом. 17 января 1917 я сделал рисунок красными точками на странице 58 НовойКниги. 18 января 1917 я прочитал об образовании огромных пятен на солнце»(ст.2). Следующее является парафразом статьи в Черной Книге 6за 17 января 1917: Юнг спрашивает, что это, что наполняет его ужасом и страхом,что обрушивается с высокой горы. Его душа говорит помогать Богам и приносить имжертвы. Она говорит, что червь ползет наНебо, он начинает покрывать собойзвезды, а своим огненным языком заглатывает купол семи лазурных небес.Она говорит, что его тоже съедят, и что ему нужно заползти в камень и подождатьв тесной оболочке, пока огненная буря пройдет.Снег падает с гор, потому что огненное дыхание падает с облаков. Богидет, Юнгу нужно подготовиться к встрече с ним. Юнгу нужно спрятаться в камне,ведь Бог – это ужасный огонь. Он должен сидеть тихо и смотреть оттуда, чтобыогонь Бога не поглотил его (ст. 152f).

130Надпись над рисунком: «хираньягарбха». В Ригведе хираньягарбха былпервичным зерном, из которого родился Брахма. В Юнговской копии 32-го тома СвященныхКниг Востока (Ведические Гимны) вырезан только один параграф, гимн «НезнакомомуБогу». Он начинается словами «В начале появился Золотой Ребенок(Хираньягарбха); и коль скоро родился,он был единственным властителем всего.Он создал эту землю и это небо: - Кто этот Бог, которому мы должны справлятьжертвоприношения?» (ст.1). В Юнговской копии Упанишад в Священных КнигахВостока, на странице 311 вложен листик из Мантраяна – Брахмана – Упанишад,отрывок, описывающий Эго, начинающийся словами: «И само Эго тоже зовется …. Хираньягарбха»(том 15.2).

131 Лик чудовища сходен с HI29.

ПерGuarda и Taleann
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину