Глава 16. Nox tertia

Карл Юнг

Liber Novus,

Liber Secundus

Глава17

Nox tertia

Душа шепталамне, требовательно и тревожно: «Слова, слова, не говори слишком много слов.Замолчи и слушай: распознал ли ты свое безумие и признал ли его? Заметил ли,что все твои устои полностью увязли в безумии? Хочешь ли ты признать своебезумие и дружески приветствовать его? Ты хотел принять все. Так прими ибезумие. Да воссияет свет твоего безумия, и неожиданно снизойдет на тебя.Безумие не следует презирать и бояться, напротив, ты должен дать ему жизнь».

Я: «Слова твоизвучат жестоко и задача, которую ты на меня накладываешь, тяжела».

Д.: «Если тыхочешь найти пути, не следует и презирать безумие, ведь оно является стольважной частью твоей натуры».

Я: «Я не зналоб этом».

Д.: «Радуйся,что можешь его распознать, ведь только так ты не станешь его жертвой. Безумие естьособая форма духа, цепляющаяся ко всем учениям и философиям, но в особенности -к повседневной жизни, ведь жизнь сама полна сумасшествия и, в сущности,совершенно нелогична. Человек стремится к смыслу лишь потому, что на его основеможет создать для себя правила. В самой жизни правил нет - это ее тайна иневедомый закон. То, что ты называешь знанием, лишь попытка приложить к жизнинечто понятное»

Я: «Все этозвучит весьма уныло, и тем не менее подталкивает меня не согласиться».

Д.: « Тебе не счем не соглашаться - ты в сумасшедшем доме».

Здесь толстыймаленький профессор - это он так говорил? Я принял его за свою душу?

Проф.: «Да,дорогой мой, вы запутались. Ваша речь совершенно бессвязна».

Я: «Я тожедумаю, что совершенно затерялся. Я действительно безумен? Все это ужаснозапутано».

Проф.:«Запаситесь терпением, все пройдет. В любом случае, доброго сна».

Я: «Спасибо, ноя боюсь».

Все во мне вполном беспорядке. Проблемы становятся серьезными, а хаос приближается. Этополное дно? Хаос - это тоже основание? Если бы только не было этих ужасныхволн. Все разбивается на части, как черные волны. Да, я вижу и понимаю: этоокеан, всемогущий ночной прилив - движется корабль - большой пароход - я увхода в задымленную кают-компанию - много людей - прекрасные одежды - все онисмотрят на меня в изумлении - кто-то подходит ко мне и говорит: «В чем дело? Навас лица нет! Что случилось?»

Я: «Ничего - тоесть - думаю, я сошел с ума - пол качается - все движется -»

Кто-то: «Моречто-то бурное этим вечером, вот и все - выпейте пунша - у вас морская болезнь».

Я: «Вы правы, уменя морская болезнь, но особенная - я действительно в сумасшедшем доме».

Кто-то: «Нувот, вы уже шутите, значит, приходите в себя».

Я: «Это,по-вашему, остроумие? Только что профессор объявил меня подлинно и совершеннобезумным».

Невысокийтолстый профессор действительно сидит за зеленым столом, играя в карты. Онповорачивается ко мне, услышав мои слова, и смеется: «Ну, куда же вы пропали?Идите сюда. Не хотите выпить? Ну вы и фрукт, скажу я вам. Вы взбудоражили этимвечером всех дам».

Я: «Профессор,для меня это больше не шутка. Только что я был вашим пациентом -»

Кают-компаниязаходится неудержимым хохотом.

Проф.:«Надеюсь, я вам не очень досадил».

Я: «Ну, попастьв сумасшедший дом - дело не пустяковое».

Человек, скоторым я говорил до этого, неожиданно подходит и заглядывает мне в лицо. Унего черная борода, взъерошенные волосы и темные сияющие глаза. Он страстноговорит мне: «Со мной случилось кое-что похуже, пять лет я провел здесь».

Я осознаю, чтоэто мой сосед, по-видимому, очнувшийся от своей апатии и теперь сидящий на моейкровати. Он продолжает говорить яростно и настойчиво: «Но я Ницше, лишьперекрещенный, я также Христос, Спаситель, и я помазан спасти мир, но они мнене дали».

Я: «Кто недал?»

Дурак: «Дьявол.Мы в Аду. Но конечно, вы этого пока не заметили. Я до второго года здесь незамечал, что управляющий - дьявол».

Я: «Вы имеете ввиду профессора? Звучит невероятно».

Дурак: «Выневежда. Я должен был обручиться с матерью Бога очень давно. Но профессор, этот дьявол,овладел ею. Каждый вечер, когда садится солнце, он зачинает с ней ребенка.Утром до рассвета она рождает его. Тогда все дьяволы собираются и убиваютребенка ужасным / образом. Я отдаленно слышу его крики».

Я: «Но то, чтовы говорите - чистой воды мифология».

Дурак: «Высумасшедший и ничего не понимаете. Вы заключены в сумасшедший дом. Боже мой,почему семья постоянно запирает меня с сумасшедшими? Я должен спасти мир. ЯСпаситель!»

Он сноваложится, погрузившись обратно в апатию. Я хватаюсь за края кровати, чтобызащититься от ужасных волн. Я смотрю в стену, чтобы хоть за что-то удержатьсяглазами. По стене бежит горизонтальная линия, ниже она покрашена темнее. Передней батарея отопления - это ограждение, а за ним я вижу море. Линия - этогоризонт. И сейчас в красном сиянии встает солнце, одинокое и величественное -в нем крест, с которого свисает змея - или это бык, вскрытый, как на бойне, илиэто осел? Полагаю, на самом деле это баран с короной из шипов - или этораспятый, я сам? Солнце мученичества встало и разливает кровавые лучи надморем. Это зрелище длится долгое время, солнце встает выше, его лучи становятсясветлее и жарче, и солнце раскаляетсядобела над голубым морем. Зыбь утихла. Щедрый и тихий летний рассвет встает надпенистым морем. Поднимается соленый запах воды. Слабая широкая волнаразбивается о песок с глухим шумом, и постоянно возвращается, двенадцать раз,удары мировых часов- двенадцатый час пробил. И приходит тишина. Ни шума, ни дуновения. Все замерлов мертвой недвижимости. Я жду, втайне тревожась. Я вижу дерево, поднимающеесяиз моря. Его макушка достигает Небес, а корни тянутся в Ад. Я совершенно один,в унынии, наблюдаю издалека. Словно вся жизнь истекла из меня и полностьюперешла в непостижимое и пугающее. Я совершенно обессилен и ни на что неспособен. «Спасение», - шепчу я. Странный голос произносит: «Здесь нетспасения, ты должен оставатьсяспокойным, или потревожишь других. Сейчас ночь, и другие люди хотят спать». Явижу, что это служитель. Комната смутно освещена слабой лампой и наполненапечалью.

Я: «Я не смогнайти дороги».

Он говорит:«Тебе не нужно сейчас искать дорогу».

Он говоритправду. Путь, или что бы то ни было, по которому идут люди - это наш путь,верный путь. В будущее нет мощеных дорог. Мы говорим, что это тот путь, и этодействительно так. Мы строим дороги, идя по ним. Наша жизнь - это истина,которую мы ищем. Только моя жизнь - истина, наивысшая из всех. Мы создаемистину, живя ее.

[2] Это ночь, вкоторую прорываются все запруды, ночь, в которой все, бывшее неподвижным,смещается, камни обращаются в змей, а все живое замирает. Это паутина слов?Если да, то это адская паутина для пойманных в нее.

Адские паутиныслов, одних лишь слов, но что есть слова? Будь осторожен со словами, правильноих оценивай, подбирай безопасные слова, слова без ловушек, не сплетай их с другими,чтобы не вышла паутина, ибо ты первый попадешься в нее. Ибо у слов есть смысл.Словами ты поднимаешь преисподнюю. Словами – ничтожнейшими и могущественнейшими. В словах пустота иполнота сливаются вместе, поэтому слово – образ Бога. Слово – это величайшее имельчайшее, что создал человек, как то, что создано через человека быловеличайшим и мельчайшим.

Так что если япаду жертвой паутины слов, я паду жертвой величайшего и мельчайшего. Я преданмилости моря, зарождающихся волн, что вечно перемещаются. Суть их в движении, идвижение - их устройство. Тот, кто борется с волнами, предан воле случая. Трудлюдей основателен, но он плавает в хаосе. Стремления людей кажутся безумствамитому, кто приходит с моря. Но люди считают безумцем его. Тот, кто приходит из моря,болен. Он с трудом выносит взгляд людей. Ведь для него все они кажутся пьянымии одурманенными снотворными зельями. Они хотят придти к тебе на помощь, а чтодо принятия помощи, ты скорее захочешь обманным путем пробраться в их компанию,притворившись тем, кто никогда не видел хаос, и лишь говорит о нем.

Но для того,кто видел хаос, укрытия больше нет, ведь он знает, что основы шатаются и знает,что означает эта качка. Он видел порядок и беспорядок бесконечного, он знаетбеззаконные законы. Он знает море и не может забыть его. Хаос ужасен: дни полнысвинца, ночи полны ужаса.

Но как Христосзнал, что он путь и истина и жизнь, в том, что новое мучение и новое спасениеприходит через него в мир,

Как последователи Христа признали, что Бог сталплотью и жил среди них как человек, помазанником этого времени стал Бог,который не появился во плоти; он не человек и тем не менее сын человека, но вдухе и не во плоти; потому он может быть рожден лишь духом человека какпорождающим лоном Бога. Что сделано для этого Бога, ты делаешь для низшего в себе, по законулюбви, в соответствии с которым ничто не отвергается. Ибо как иначе низшее втебе может быть спасено от порочности? / Кому принять твое низшее, как не тебе? Но тот, кто делает это не излюбви, а из гордости, самолюбия и жадности, проклят. Ни одно из проклятий тожене изгоняется.

Если ты принимаешь низшее в себе, страданиенеизбежно, ведь ты делаешь основное и отстраиваешь то, что лежит в руинах. Естьмного могил и трупов в них, злой смрад гниения. Как Христос муками освящения покорил плоть, так Бог этого времени мукойосвящения покорит дух. Как Христос мучал плоть духом, так Бог этого временибудет мучать дух плотью. Ибо наш дух стал дерзкой шлюхой, рабом слов, созданныхчеловеком, а вовсе не самим божественным словом.

Низшее в тебе - источник милости. Мы принимаемэту болезнь на себя, неспособность найти мир, низость и презренность, чтобы Богсмог исцелиться и в сиянии вознестись, очищенный от тления смерти и прахапреисподней. Презренный узник вознесется к спасению сияющим и совершенноисцеленным.

Есть ли страдание слишком большое, чтобы егоможно было вынести ради нашего Бога? Ты видишь только одно и не замечаешьдругого. Но где есть одно, есть и другое, и это низшее в тебе. Но низшее в тебе- это также глаз зла, что направлен на тебя и смотрит холодно, засасывая твойсвет в темную бездну. Благослови руку, что удерживает тебя здесь, мельчайшуючеловечность, нижайшую живую вещь. Очень немногие предпочтут смерть. ПосколькуХристос наложил на человечество кровавое жертвоприношение, обновленный Бог тожене обойдется без кровопролития.

Отчего же одеяние твое красно, и ризы у тебя, каку топтавшего в точиле? Я топтал точило один, и никого не было со мною; и ятоптал себя в гневе моем и попирал себя в ярости моей. Кровь моя брызгала наризы мои, и я запятнал все одеяние свое. Ибо день мщения в сердце моем, и годмоего искупления настал. Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не былоподдерживающего: но помогла мне мышца моя, и ярость моя - она поддерживаламеня. И попрал я себя в гневе моем, и опьянился от ярости, и пролил на землюкровь свою. Ибо принял я злодеяния свои на себя, чтобы Бог мог исцелиться.

Как Христос сказал, что не мир он пришелпринести, но меч, так и тот, в ком Христос становится совершен, не принесет себе мир, номеч. Он восстанет против себя, и однообратится в нем против другого. Он также возненавидит то, что любит большевсего. Он будет подвергнут в себе избиению, осмеянию и отправлен на мукураспятия, и никто не поможет и не облегчит мучения.

Как Христос был распят меж двух разбойников,низшее лежит по обе стороны нашего пути. И как один разбойник отправился в Ад,а другой вознесся на Небеса, низшее в нас разделится на две половины в нашсудный день. Одно будет обречено напроклятие и смерть, другое вознесется. Но много времени пройдет, пока ты увидишь, что обречено на смерть, ачему предназначено жить, ибо низшее в тебе все еще не разделено и пребываетедино, в глубоком сне.

Если я принимаю низшее во мне, я сажаю зерно впочву Ада. Это зерно неразличимо мало, но древо моей жизни растет из него исоединяет то, что Внизу с тем, что Вверху. На обоих концах огонь и пылающиеуголья. Верх веет огнем, как и Низ. Меж невыносимых огней прорастает твояжизнь. Ты повешен меж двух полюсов. Неизмеримо пугающим движением натянутаяподвеска качается вверх и вниз.

Потому мы боимся наше низшее, ибо то, чем человекне обладает, навеки едино с хаосом и совокупно с его загадочными приливами иотливами. По мере того, как я принимаю низшее во мне - а именно то красноераскаленное солнце глубин - и, таким образом, становлюсь жертвой путаницыхаоса, высшее сияющее солнце тоже поднимается. Потому тот, кто стремится квысшему, находит глубочайшее.

Чтобы избавить людей своего времени от повешения,Христос в сущности принял эту муку на себя и учил их: «Будьте хитры, как змеи ипростодушны, как голуби». Ибо хитрость даст совет против хаоса, а простодушие скроет его ужасныйаспект. Так человек может выйти на безопасный срединный путь, ограниченный исверху, и снизу.

Но мертвецы Вверху и Внизу возвышаются, и ихтребования становятся все громче. И благородные, и бесчестные восстают вновь и,неосторожные, нарушают закон примирения. Они распахивают двери и вверх, и вниз.Они увлекают за собой многих к высшему или низшему безумию, так сея смятение иуготовляя путь тому, что грядет.

Но тот, кто идет к одному и это же время не идетк другому, принимая то, что предстает перед ним, попросту учит и живет одним иобращает его в реальность. Ибо он будет его жертвой. Если вы идете к одному ипотому считаете иное, приближающееся, врагом, вы будете бороться с иным. Выбудете это делать, потому что не смогли распознать, что иное тоже в вас.Напротив, вы считаете, что иное каким-то образом приходит снаружи и думаете,что усмотрели его во взглядах и действиях ближнего, которые противоречат вашим.Так вы сражаетесь с другим и совершенно ослеплены.

Но тот, кто принимает приближающееся к нему,потому что оно тоже в нем, больше не спорит и не пререкается, но смотрит в себяи хранит молчание. / [Image 113] /

Он видит древо жизни, корни которого достигаютАда, а макушка касается Небес. Он также больше не знает различий: кто прав? Что свято? Что высшее? Что доброе? Что верно? Он знает толькоодно различие: различие между низом и верхом. Ибо он видит, что древо жизнирастет снизу вверх, и макушка его вверху, ясно отличающаяся от корней. Для негоэто неоспоримо. Потому он знает путь к спасению.

Отучиться от всех различений, которые касаютсянаправления - часть твоего спасения. Такты освобождаешь себя от древнего проклятия знания добра и зла. Из-за того, чтоты отделял добро от зла в соответствии со своими оценками, жаждал только добраи отвергал зло, которое все равно совершал и не принял, корни твои больше невскормлены темным питанием глубин, и древо твое стало больным и вянущим.

Потому древние сказали, что после того, как Адамсьел яблоко, райское древо засохло. Жизни твоей нужно темное. Но если ты знаешь, что это зло, ты больше неможешь его принять, испытываешь страдания и не знаешь, почему. И не можешьпринять его как зло, ведь иначе добро отвергнет тебя. И не можешь отвергнуть,потому что знаешь добро и зло. Из-за этого знание добра и зла было неодолимымпроклятием.

Но если ты вернешься к изначальному хаосу ипризнаешь то, что вешает растянутым меж двух полюсов огня, ты заметишь, чтобольше не разделяешь добро и зло окончательно, ни через чувство, ни череззнание, но различаешь лишь направление роста снизу вверх. Так ты забываешьразличие меж добром и злом, и больше не знаешь, пока твое древо растет снизувверх. Но как только рост прекращается, то, что было едино в росте, распадаетсяи ты снова различаешь добро и зло.

Ты никогда не сможешь отбросить знание добра изла, предав свое добро, чтобы жить злом. Ибо как только ты разделяешь добро изло, ты различаешь их. Они едины только в росте. Но ты растешь, если замер ввеличайшем сомнении, и потому непреклонность в величайшем сомнении - подлинныйцветок жизни.

Тот, кто не выносит сомнения, не выносит самогосебя. Такой сомнителен; он не растет и потому не живет. Сомнение - признаксильнейших и слабейших. Сильные имеют сомнение, но сомнение владеет слабыми.Потому слабейшие близки сильнейшим, и если он может сказать сомнению: «Я владеютобой», тогда он сильнейший. Но никто не может сказать «да» своему сомнению, не предавшисьраспахнутому хаосу. Потому так многосреди нас тех, кто может говорить о чем угодно, обращая внимание на то, чем ониживут. То, что говорится, может быть слишком много или слишком мало. Такисследуй его жизнь.

Речь моя ни светла, ни темна, ибо это речь того,кто растет.

пер. Sedric ред. asgeth

Третья ночь

18 января 1914 г.

В «Отношении между я ибессознательным» (1928 г.)Юнг ссылается на случай человека с параноидальной шизофренией, которого онвстретил в Бургхольцли, бывшего в телепатической связи с Богоматерью (CW 7,§229).

Описаниерисунка: «Этот материальный человек слишком высоко поднялся в мир духов, но духсердца прорывается сквозь него с золотым лучом. Он падает с радостью ирассыпается. Змея, что есть зло, не может оставаться в мире духов».

Отдельное примечание Юнга вкаллиграфическом томе: «22.3.1919». Это, видимо, указывает на то, когда отрывокбыл перенесен в каллиграфический том.

В«Психологии и алхимии» (1938г.) Юнг комментировал символизм мировых часов (CW 11,§110ff).

В«Комедии» Данте на вратах Ада начертаны следующие слова: «Оставь надежду, всяксюда входящий».

«Черновик» продолжает: «Ибо словане просто слова, а смыслы, которые за ними стоят. Они привлекают эти смыслы,как демонические тени» (стр. 403).

«Черновик» продолжает: «Однаждыувидев хаос, взгляни на свое лицо: ты видел больше, чем смерть и могилу, тывидел дальше, и лицо твое несет печать того, кто видел хаос и был человеком.Многие проходят, но они не видят хаос; но хаос их видит, пристально смотрит иналагает на них свои особенности. И они навеки отмечены. Зови такого безумцем,ибо он и есть безумец; он стал волной и потерял все человеческое, своепостоянство» (стр. 404).

Предыдущее зачеркнуто в «Исправленном Черновике», и Юнг написал наполях: «Отождествление…»

Юнг проработал этот вопрос в«Ответе Иову» (1952 г.),где изучал исторические трансформации иудео-христианских образов Бога. Основнойтемой его было продолжающееся воплощение Бога после Христа. КомментируяОткровение, Юнг утверждал, что: «С тех самых пор, как апокалиптик Иоанн впервыестолкнулся (возможно, бессознательно) с конфликтом, к которому неизбежно ведетхристианство, человечество отягощено этим: Бог хотел и хочет стать человеком»(CW II, §739). По мнению Юнга, есть прямая связь между взглядами Иоанна иЭкхарта: «Это волнующее вторжение породило в нем образ божественного спутника,чей образ живет в каждом человеке: образ ребенка, которого Мейстер Экхарт такжевстречал в видении. Он знал, что Бог в одной лишь своей Божественности лишенблаженства, но должен быть рожден в человеческой душе. Воплощение Христа - этопрообраз, который постоянно передается творению Святым Духом» (Ibid., §741). Всовременности Юнг придавал огромное значение папской булле Assumptio Maria. Он считал, что она «указывает на hieros gamos в Плероме и это, в своюочередь, подразумевает, как мы уже сказали, будущее рождение божественногоребенка, который, в соответствии с божественным стремлением к воплощению,выберет местом своего рождения эмпирического человека. Этот метафизическийпроцесс известен в психологии бессознательного как процесс индивидуации» (Ibid., §755). В отождествлении с продолжающимсявоплощением Бога в душе процесс индивидуации находит свое окончательноезначение. 3 мая 1958 г.Юнг писал Мортону Келси: «Подлинная история мира, кажется, являетсяпоследовательным воплощением божества» («Письма2», стр. 436).

Описание рисунка: «Змея замертво падает на землю. И то былапуповина нового рождения». Змея сходна со змеей на рис. 109. В «Черной Книге 7»от 27 января 1922 г.душа Юнга ссылается на рисунки 109 и 111. Его душа говорит: «огромное облаковечной ночи ужасно. Я вижу желтый сверкающий удар в этом облаке с верхнего левогоугла в форме неровной молнии, а за ним в облаке непонятный красноватый свет.Оно не движется. Я вижу под облаком и молнией мертвую черную змею. Она недвижется. Под облаком я вижу мертвую черную змею, и молния ударяет в ее головукак копье. Рука, огромная, как у Бога, метнула копье, и все замерло, какмрачная картина. Что она пытается сказать. Помнишь тот рисунок, нарисованныйтобой много лет назад, тот, на котором черный и красный человек с черной ибелой змеей убит лучом Бога [т.е. рисунок 109]? Этот рисунок, кажется, следуетза ним, ведь после ты также нарисовал мертвую змею [т.е. рисунок 111], и узрелли ты мрачный рисунок этим утром, рисунок человека в белой мантии и с чернымлицом, как у мумии?» Я: «А теперь, что это значит теперь?» Душа: «Это образтвоей самости» (стр. 57).

«Черновик» продолжает: «Но тот, кто действует по закону любви,выйдет за пределы страдания, сядет за столом помазанника и узрит божью славу»(стр. 406).

«Черновик» продолжает: «Но Богпридет к тем, кто принял на себя свое страдание по закону любви, и он установитс ними новую связь. Ибо предсказано, что помазанник должен вернуться, но большене во плоти, а в духе. И как Христос вел плоть ввысь сквозь муку спасения,помазанник этого времени поведет вверх по мукам спасения дух» (стр. 407).

«Черновик» продолжает: «Низшее в тебе - это камень, которыйотвергли строители. Он станет главой угла. Низшее в тебе вырастет, как рисовоезерно на сухой земле, вознесется из песков самой бесплодной пустыни иподнимется и встанет весьма высоко. Спасение придет к тебе из отвергнутого.Твое солнце поднимется из мутных болот. Как все остальные, ты помазан в низшемсвоем, потому что облик его уродливее твоего образа, который ты любишь. Низшеетвое - это самое презренное и наименее оцененное, полное боли и болезни. Он былтак презрен, что отвращали лицо свое от него, ни во что его не ставили, и дажесказано, что он не существовал, ибо стыдился он и презирал самого себя. Насамом деле, оно несет наши болезни и мучается нашей болью. Мы считаем егопроклятым и наказанным Богом из-за его презренного уродства. Он изранен и впалв безумие ради нашей праведности; он распят и раздавлен ради нашей красоты. Мыпредаем его наказанию и мученичеству, чтобы обрести мир. Но мы примем егоболезнь на себя, и спасение придет к нам через наши собственные раны» (стр.407-8). Первая строка относится к Пс. 117:22. Весь отрывок перекликается с Ис.53, которую Юнг цитировал выше.

«Черновик» продолжает: «Почему бынашему духу не принять на себя мучение и беспокойство ради освящения? Но всеэто придет к тебе, ибо я уже слышу шаги тех, кто несет ключи от врат в глубины.Долины и горы, что наполнятся шумом битв, стенания, что вознесутся избесчисленных селений - предзнаменования того, что грядет. Видения мои истинны,ибо я узрел грядущее. Но ты не должен мне верить, ибо иначе свернешь со своегопути, верного пути, что ведет прямо к твоему страданию, которое я виделвпереди. Да не собьет вера тебя с пути, прими совершенное неверие, оно храниттебя на пути. Прими свое предательство и вероломство, свою надменность и лучшеезнание, и ты найдешь безопасный и верный путь, что ведет к твоему низшему; ичто ты делаешь для своего низшего, ты сделаешь для помазанника. Не забудь:Ничто не отвергается по закону любви, но многое к нему прибавляется. Проклятиенаводит на себя тот, кто убивает в себе способного к любви, ибо орды мертвецов,погибших ради любви, неисчислимы, и могущественнейший из этих мертвецов -Господь Христос. Обращаться почтительно с этими мертвецами - мудрость.Очистительные муки ожидают того, кто убивает в себе способного к любви. Тыбудешь стенать и выть из-за невозможности соединить низшее в тебе с закономтех, кто любит. Я говорю тебе: Как Христос покорил природу физического духу позакону слова отца, природа духа будет подчинена физическому по закону работы поспасению посредством любви, исполненной Христом. Ты боишься опасности, но знай,что где близок Господь, опасность величайшая. Как тебе распознать помазанника,не подвергшись опасности? Можно ли обрести драгоценный камень за медную монету?Низшее в тебе пугает тебя. Страх и сомнение сторожат врата на твоем пути.Низшее в тебе непредвиденно, ибо ты его не видишь. Потому оформи и узри его.Так ты откроешь врата потокам хаоса. Солнце восходит из самого темного, сырогои холодного. Незнающие люди этого времени видят только одно; они не видятдругое, приближающееся к ним. Но если одно существует, то существует и другое»(стр. 409-10). Здесь Юнг неявно цитирует вступительные строки «Патмоса»Фридриха Гёльдерлина, который был одним из его любимых стихотворений: «Близок /Господь, да не ухватить, / Но где опасность, / Там спасение таится». Юнгобсуждал его в «Трансформациях и символах либидо» (1912, CW B, §651f).

Эти строки на самом деле цитата изИс. 63:2-6.

Мф. 10:34: «Не думайте, что Япришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч».

В «Ответе Иову» (1952 г.) Юнг писал о Христе накресте: «Эта картина дополняется двумя разбойниками, один из которыхотправляется в ад, а другой - в рай. Трудно вообразить лучшее представлениепроблемы противоположностей в центральном христианском символе» (CW 11, §659).

Дитерих отмечает, что в «Горгии»Платона есть упоминание о том, что преступников вешают в Аиде («Nekiya», стр. 117). У Юнга в спискессылок на обороте его копии «Nekiya»отмечено: «117 повешение».

Мф. 10:16: «Вот, Я посылаю вас каковец среди волков: итак, будьте мудры, как змии и просты, как голуби».

Описание рисунка: «Это образбожественного ребенка. Он означает завершение долгого пути. Как только рисунокбыл закончен в апреле 1919 г.и уже началась работа над следующим, пришел тот, кто принес , как предсказывал FILHMWN [Филемон]. Я назвалего FANHS [Фанес], ибо он - недавно появившийся Бог». может быть астрологическим знаком Солнца. Ворфической теологии Эфир (Aither) и Хаос рождены из Хроноса. Хронос создаетяйцо в Эфире. Яйцо разделяется на два, и появляется Фанес, первый из Богов. Гутрикписал, что «он изображался изумительно прекрасным, фигурой из сияющего света сзолотыми крыльями за плечами, четырьмя глазами и головами различных животных.Оно обоепол, ибо должен был самостоятельно создать расу богов» («Orpheus and Greek religion: A Study of the orphic Movement» London: Methuen,1935, стр. 80). В «Трансформациях и символах либидо» (1912 г.), обсуждаямифологические концепции творящей силы, Юнг привлекает внимание к «орфическойфигуре Фанеса, «Сияющего», перворожденного, «Отца Эроса». В орфическихтерминах, Фанес также обозначает Приапа, бога любви, андрогинного и равногофиванскому Дионису Лисию. Орфический смысл Фанеса тот же самый, что и уиндийского Камы, бога любви, который также является космологическим принципом»(CW B, §223). Фанес появляется в «Черной Книге 6» осенью 1916 г. Его атрибутысоответствуют классическим изображениям, и он описывается как сверкающий, Богкрасоты и света. В юнговской копии «AncientFragments of the Phoenician,Chaldean, Egyptian, Tryian, Carthaginian,Indian, Persian, and Other Writers; With an Introductory Dissertation; And an Inquiryinto the philosophy and Trinity of the Ancients» Исаака Кори естьподчеркивания в разделе, содержащем орфическую теогонию, загиб страницы иотметка у следующего предложения: «они изображали богом порождающее ипорожденное яйцо, или белое одеяние, или облако, потому что Фанес порождаетсяиз всего этого» ([London: William Pickering, 1832], стр. 310). Фанес - это БогЮнга. 18 сентября 1916 г.Фанес описывается как золотая птица («Черная Книга 6», стр. 119). 20 февраля 1917 г. Юнг ссылается наФанеса как на вестника Абраксаса (ibid., стр. 167). 20 мая 1917 г. Филемон говорит, чтоон станет Фанесом (ibid., стр. 195). 11 сентября Филемон описывает его так:«Фанес - это Бог, который поднимается сияющим из вод. / Фанес - это улыбкарассвета. / Фанес - это блистательный день. / Он бессмертное настоящее. / Он -фонтанирующие потоки. / Он - шелест ветра. / Он голод и насыщение. / Он любовьи вожделение. / Он стенание и утешение. / Он обещание и исполнение. / Он свет,освещающий всякую тьму. / Он вечный день. / Он серебристый свет луны. / Он -мерцающие звезды. / Он вспыхивающая звезда, что сияет и падает и гаснет. / Онпоток вспыхивающих звезд, что возвращаются каждый год. / Он возвращение солнцаи луны. / Он блуждающая звезда, что приносит войны и благородное вино. / Ондобро и полнота года. / Он исполняет часы жизнеутверждающим очарованием. / Онлюбовные обьятия и шепот. / Он теплота дружбы. / Он надежда, что оживляетпустоту. / Он великолепие всеобновленных солнц. / Он радость в каждом рождении./ Он - цветущие цветы. / Он - бархатное крыло бабочки. / Он - запах цветущихсадов, что наполняет ночи. / Он песня радости. / Он древо света. / Онсовершенство, всеисполнение. / Он все благозвучное. / Он весьма сдержан. / Онсвященное число. / Он обещание жизни. / Он договор и священная клятва. / Онразнообразие звуков и цветов. / Он освящение утра, полудня и вечера. / Онвеликодушен и мягок. / Он спасение... / В действительности, Фанес - этосчастливый день... / В действительности, Фанес - это работа, ее исполнение ивознаграждение. / Он трудная задача и вечерний покой. / Он шаг на срединномпути, его начало, его середина и его конец. / Он предвидение. / Он конецстраха. / Он прорастающее зерно, раскрывающаяся почка. / Он врата принятия,приема и внесения. / Он весна и пустыня. / Он безопасная гавань и штормоваяночь. / Он уверенность в безрассудстве. / Он устойчивое в разложении. / Оносвобождение из заточения. / Он помощь и сила в продвижении. / Он другчеловека, свет, исходящий от человека, яркое сияние, которое человек видит насвоем пути. / Он величие человека, его ценность и его сила» («Черная Книга 7»,стр. 16-19). 31 июля 1918 г.сам Фанес говорит: «Таинство летнего утра, весна и океан четырех течений,свершение четырех страданий и четырех радостей, отец и мать Богов четырехветров, распятие, погребение, воскрешение и божественное усовершенствованиечеловека, высшее действие и небытие, мир и зерно, вечность и мгновение,бедность и изобилие, эволюция, смерть и возрождение Бога, рожденного вечнотворящей силой, сверкающего в вечном смысле, возлюбленного двумя матерями исестринскими женами, невыразимое блаженство, принесенное болью, непознаваемое,непризнанное, на волоске между жизнью и смертью, река миров, покрытая небесами- Я даю филантропию, опаловый кувшин с водой; он наливает воду и вино и молокои кровь, пищу для людей и Богов. / Я даю тебе радость страдания и страданиерадости. / Я даю тебе найденное: постоянность в изменении и изменение впостоянстве. / Кувшин сделан из камня, сосуд завершения. Вода налита, виноналито, молоко налито, кровь налита. / Четверица ветров низверглась вдрагоценный сосуд. / Боги четырех небесных миров держат его изгиб, две матери идва отца охраняют его, огонь Севера горит у его отверстия, змея Юга обвиваетего дно, дух Востока держит одну из его сторон, и дух Запада - другую. / Вечноотвергнутый, он существует вечно. Повторяясь во всех формах, вечно тот же, этотдрагоценный сосуд, окруженныйживотными, отрицающий себя и восстающий в новом сиянии через самоотрицание. /Сердце Бога и человека. / Он Одно и Многое. Путь, ведущий через горы и долины,путеводная звезда в океанах, в тебе и всегда перед тобой. / Совершен, истинносовершен тот, кто знает это. / Совершенство — это нищета. Но нищета значитблагодарность. Благодарность — это любовь (2 августа). / На самом деле,совершенство — это жертвоприношение. / Совершенство — это радость ипредвосхищение тени. / Совершенство — это конец. Конец означает начало, ипотому совершенство — это и малость, и наименее возможное начало. / Всенесовершенно, и потому совершенство — это одиночество. Но одиночество ищетсообщества. Потому совершенство значит сообщество. / Я совершенство, носовершен только тот, кто достиг своих пределов. / Я вечный свет, но совершентот, кто стоит меж днем и ночью. Я вечная любовь, но совершен тот, кторасположил жертвенный ножь близ своей любви. / Я — красота, но совершен тот,кто сидит напротив стены храма и чинит обувь за деньги. / Тот, кто совершен,прост, одинок и единодушен. / Тот, кто совершен, знает страдание и радость, ноя блаженство по ту сторону радости и страдания. / Тот, кто совершен, знаетсветлое и темное, но я свет за пределами дня и тьмы. / Тот, кто совершен, знаетверх и низ, но я высота по ту сторону высокого и низкого. / Тот, кто совершен,знает сотворение и сотворенное, но я образ по ту сторону творения исотворенного, готовый разрешиться от бремени. / Тот, кто совершен, знает любовьи влюбленность, но я любовь превыше объятий и стенаний. / Тот, кто совершен,знает мужское и женское, но я Один, его отец и сын по ту сторону мужского иженского, по ту сторону ребенка и старика. / Тот, кто совершен, знает взлет ипадение, но я центр по ту сторону зари и заката. / Тот, кто совершен, знаетменя, и потому он отличен от меня» («Черная Книга 7», стр. 76-80).

Отдельное примечание Юнга вкаллиграфическом томе: 14. IX. 1922.

В «Трансформациях и символахлибидо» (1912 г.)Юнг ссылается на легенду, по которой древо завяло после грехопадения (CW B,§375).

«Черновик» продолжает: «ПотомуХристос учил: Блаженны нищие, ибо ваше есть царство Небесное» (стр. 416). Этоссылка на Лк. 6:20.

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину