08.11.2016
0

Поделиться

Введение. Четыре базовых концепта

Люси Энн Сайкс, Мери Диан Молтон

Четыре вечные женщины. 

Об авторах

Люси Энн Сайкс, магистр естественных наук, медсестра высшей категории, старший дипломированный юнгианский аналитик. Ведет частную аналитическую и психотерапевтическую практику в Прейри Виллидж, штат Канзас, недалеко от Оверленд-Парка в Канзасе и в Канзас-Сити, штат Миссури. В настоящее время она читает лекции по юнгианской теории и практике, а в прошлом – координатор обучающих семинаров Межрегионального общества юнгианских аналитиков в Канзас-Сити и Сейнт-Луисе.

После ухода с работы с полной занятостью в качестве педагога и позже директора Службы общественного вещания в 1983 году, Мери Диан Молтон занялась изучением юнгианской теории и получила высшую категорию в сфере клинической социальной работы. Она обучалась в Институте К.Г.Юнга в Цюрихе, всесторонне обучалась психодраме и работает юнгианским психотерапевтом с 1987 года. Она также имеет диплом бакалавра изобразительных искусств и диплом магистра в области образования со специализацией в обучении театральному искусству в средней школе. В течение нескольких лет она писала сценарий, продюсировала и возглавляла еженедельный телесериал, демонстрирующий креативное обучение.

Пролог

Ранее при подготовке данной работы, авторы оказались озадаченными как значимостью и важностью данного проекта, так и некоторыми неожиданными камнями преткновения. Несмотря на то, что наша дружба была крепкой, мы начали понимать, что у каждой из нас совершенно разные подходы к работе и расставлению приоритетов, и что они очень чужды и даже болезненны для партнерши.

Для начала мы решили применить теорию Т.Вульф к собственной жизни, обнаружить, какими были наши эго-выборы в течение многих лет, и что на самом деле нас мотивирует. Мы работали над собственными жизненными историями, чтобы определить, какие из четырех типов женщин, тщательно описанных Т.Вульф (Мать, Амазонка, Гетера или Медиальная Женщина) представлены в жизненном пути каждой из нас. И это стало для нас своего рода неожиданностью. Чем больше мы изучали теорию Т.Вульф, тем больше мы осознавали, каким мощным инструментом осознания себя для личностного роста она является. Пока мы были заняты размышлениями над этими вещами со всевозможных сторон, картина стала проясняться. Та из нас, кто относила себя уж точно к типу Мать, обнаружила, на тот период ее жизни, что глубоко увлечена устремлениями Амазонки. Та же из нас, кто была убеждена, что ее лучше всего можно описать как Гетеру, начала подозревать, что на самом деле она скорее действовала с точки зрения описанной Вульф Медиальной Женщины.

Мы начали пересматривать представления о себе с помощью комбинированных описаний как известных, так и теневых возможностей категорий, рассмотренных Вульф. Каждая из нас осознала, что то, что мы знали о себе, можно было лучше всего описать (по крайней мере, на тот период жизни) как Амазонку и Медиальную Женщину. Они, согласно схеме Вульф, являются диаметральными противоположностями (см. Модель Вульф, Вводная часть, глава IV, «Определение своего типа»). Таким образом, именно читая о противоположностях, мы смогли лучше найти себя. И именно тогда вещи начали проясняться.

Все это началось для нас в приподнятом настроении в 1997 году с решения снять многосерийный фильм для нашего местного Юнгианского сообщества, иллюстрирующий четыре типа женщин по Т.Вульф (эта ее работа впервые опубликована в Берне в 1951 году). В результате этой успешной попытки были проведены многочисленные семинары, мастер-классы и конференции в нескольких штатах, и один за границей. Энтузиазм, родившийся в процессе работы у наших участников, стал толчком к сбору большего количества новых личных историй, подходящих фильмов, предложений о книгах в качестве иллюстрирующего материала. Мы обе начали использовать модель Т. Вульф в собственной частной практике, делясь результатами друг с другом.

Но наибольшим откровением и неожиданностью для нас было то, что мы нашли собственные противоположные стили работы, мышления, созидания, и интерпретация материала Вульф пошла более гладко и практично. И мы смогли осознать, что самая известная опубликованная работа Т.Вульф была на самом деле изучением именно противоположностей, которые сначала стали нашими заклятыми врагами, а в итоге – нашими самыми глубокими личными помощниками. Это осознание увело нас далеко от того, что мы сначала рассматривали как просто интересную схему для рассмотрения женской психологии.

Со временем, мы представили четыре типа как динамические пары противоположностей, взамен движущимся по часовой стрелке, как их графически представила Вульф в своей исходной диаграмме. Дальнейшее изучение статьи Вульф помогло нам понять, что ее презентация была на самом деле задумана для того, чтобы подчеркнуть противоположную природу четырех типов. Этот взгляд не был замечен и даже был потерян в общих представленных или опубликованных где-либо еще комментариях к ее работе. И даже еще более динамичная энергия появилась в тех, кто приходил на наши семинары и мастер-классы, когда мы начали сильнее акцентировать внимание на концепции рассмотрения уравновешивания противоположностей, приводящего к методу, с помощью которого женщины могут понять их собственные эго-предпочтения, какими они были и какими могут стать по мере взросления.

Мы нашли, что более активное использование напряжения между противоположностями придает дополнительную стимулирующую динамику материалу Вульф. Те, кто последовали пути индивидуации по Юнгу, узнают здесь аспекты трансцендентной функции. Дополнительная динамика также добавилась по мере того, как наши читатели и участники мастер-классов стали лично осознавать свой ведущий архетип и то, как некоторые аспекты Тени могут быть представлены в характеристиках «противоположного» партнера.

Бесспорно, исходный смысл природы «уравновешивания противоположностей» в юнгианском анализе изначально предполагается как интра-психическое понятие. Но оно также имеет важное применение в интер-психических аспектах взаимодействия личностей в их сосуществовании в повседневной жизни. Чему-то в нас самих был брошен вызов, что-то в нашей собственной природе было усовершенствовано благодаря настойчивому подтверждению Юнгом важности этого изменчивого принципа. Мы даже достигли и испытали некоторые поразительные моменты настоящей энантиодромии. Мы много узнали о самих себе, друг о друге и женщинах в целом.

И, кажется, есть смысл надеяться, что нечто подобное произойдет и с нашими читателями.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ЧЕТЫРЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КОНЦЕПТА

I

О важности уравновешивания противоположностей

«Противоположности – это неискоренимые и обязательные исходные условия существования всей психической жизни».

К.Г.Юнг1

Начать данное исследование опубликованной работы Тони Вульф «Структурные формы женской психики»2 авторы решили с высказывания К.Г. Юнга, которое встроено в юнгианское учение как важный краеугольный камень юнгианской работы. Его значение лично для нас не может быть переоценено (См. Пролог).

________

1. C.G. Jung, The Collected Works of C.G. Jung, (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1970), «The Personification Of The Opposites,» CW 14,1 206. Здесь и далее сокращение «CW» обозначает «The Collected Works of C.G. Jung» (Собрание сочинений К.Г.Юнга).

2. Toni Wolff, «Structural Forms of the Feminine Psyche» (Bern: Der Psychologie, Heft, 7/8 Band III, Herausgecber: Dr. phi. G.H.Graber, 1951). Первые чтения прошли в 1934 в психологическом клубе в Цюрихе; более подробная версия была напечатана Институтом К.Г.Юнга в Цюрихе.

II

Тони Вульф: Хронология

Цель этой главы – предоставить критерий, выявляющий основные моменты в истории жизни автора «Структурных форм женской психики». Временная шкала задает контекст для выражения нашего почтения великой жизни и прекрасному организованному уму этой женщины. Официальной напечатанной биографии Тони Вульф не существует, а информация о ней скудна. Герхард Вер писал:

Юнг сделал практически невозможным для своих биографов пролить какой-либо свет на эти очень близкие отношения. Он уничтожил все письма, адресованные Тони, которые были возвращены ему после ее смерти в 1953 году, вместе с теми, что она писала ему3.

Подобным образом, согласно нашему исследованию, сестра Тони Сюзанна сказала, что Тони отдала свой дневник другой своей сестре Эрне, которая, возможно, уничтожила его. Эта хронология основана на задокументированных фактах и личных впечатлениях тех, кто был знаком с Тони в разных обстоятельствах, включая ее сестру Сюзанну Трюб, ее коллег, друзей, анализандов, студентов, и на письмах К.Г.Юнга. Мы также нашли вторичные источники, такие как статьи о ее жизни в биографиях К.Г.Юнга и различные высказывания в других письменных источниках. В том числе записки от Герхарда Адлера (Gerhard Adler) Дердре Бэр (Deirdre Bair), Ирен Чампернон (Irene Champernowne), Барабары Ханна (Barbara Hannah), Рональда Хаймана (Ronald Hayman), Хелены Хендерсон (Helena Henderson), Джозефа Хендерсона (Joseph Henderson), Сони Шамдарсани (Sonu Shamdasani), Лоуренса ван дер Пост (Laurens van der Post), Герхарда Вера (Gerhard Wehr) и Джозефа Уилрайта J(oseph Wheelwright). Нам помогали работники библиотеки Каунтвей (Countway Library) в Гарвардской Школе Медицины в Бостоне, Барбара Шейтслер (Barbara Scheietzler) в библиотеке К.Г. Юнга в Кюснахте помогла с хвалебными речами, прозвучавшими на похоронах Тони, и переводы, предоставленные Томасом Уиллардом и переводы, выполненные Гэри Хартманом. Значительно больше информации представлено в описании Гетеры, вместе с ярким описанием жизни других женщин, относящихся к этому типу, таких как Симоны де Бевуар (Simone de Beauvoir ) и Лу Андреас-Салом (Lou Andreas-Salome).

___________

3 Gerhard Wehr, Jung: A Biography (Boston: Shambhala, 1987), 143

1888 год. 18 сентября рождается Тони, уроженка Берна, Швейцария. Первый ребенок Анны Элизабет Вульф (ранее Штутс) и Конрада Арнольда Вульфа.

1890 год. Рождается сестра Эрна Вольф (позже Нэфф).

1892 год. Рождается еще одна (последняя) сестра Тони Сюзанна Вульф (позже Трюб). Тони и ее сестры пользуются привилегиями детей самых знатных семей Цюриха. Она поступает в пансион благородных девиц во Французской Швейцарии и позже посещает дополнительные занятия по английскому языку в течение шести месяцев, изучая язык, а также историю и культуру. Тони посещает университет Цюриха как внештатная студентка философии и поэзии. У Тони завязываются отношения с Гансом Трюбом, который позже женится на ее сестре Сюзанне.

1909 год. Умирает отец Тони в возрасте примерно 63-64 лет. Тони 21 год. Она пребывает в глубокой депрессии.

1910 год. Мать Тони приводит ее (в возрасте 22 лет) к доктору К.Г. Юнгу (ему на тот момент 35 лет) для прохождения анализа.

1911 год. Юнг пишет Фрейду 29 августа (О тех, кто приедет с нами в Веймар): «мое новое открытие, фрау Антония Вульф, выдающийся интеллект и отличное понимание религии и философии»4. Тони посещает Третий Психоаналитический Конгресс в Вейморе 21-22 сентября. Она была среди 46 человек (из 55 присутствовавших), позировавших для официального фото. После окончания анализа ее депрессия возвращается. Она стала активным членом группы студентов в окружении Юнга и постоянно поддерживала с ним контакт.

1912 год. Тони 24 года, когда конфликт Юнга с Фрейдом становится заметным всем после публикации его работы «Wandlungen und Symbole der Libido» (позже опубликованной на английском как «Психология бессознательного» в 1916). Тони – член комитета, регулярно встречающегося с Юнгом, целью которого было исследование и обсуждение психологических типов. В этот комитет входили Эмилио Меднер (Emilio Medner), Адольф Келлер (Adolf Keller) и несколько теологов, концентрировавшихся на терминологии трех типов. Тони также активно участвовала в представлении функции ощущения и (вместе с ранее внесенным вкладом Мольтзера) интуиции.

1913 год. 12 декабря в возрасте 25 лет она сопровождает Карла Юнга в его погружении в бессознательное, также названное его некией (nekyia), выполняя роль его аналитика в этом процессе. Такой процесс она сама прошла ранее под руководством К.Юнга.

1915 год. Известно, что к этому времени К.Г. Юнг и Тони имели интимные отношения, длительность которых неизвестна. Она оставалась рядом с ним в качестве коллеги и соратницы до своей смерти тридцатью восьми годами позже.

1916 год. Тони избирают первым президентом неформальной организации под названием Психологический клуб, состоявщей из настоящих и бывших анализандов и студентов К.Г.Юнга. Она занимала эту должность в течение семнадцати лет. Эта группа была очень сильной и просуществовала около сорока лет. Это было серьезное интеллектуальное и социальное сообщество для постоянно растущего количества студентов и коллег К.Г.Юнга.

1921 год. Тони 32 года, Юнгу – 46 лет. Он публикует свою работу «Психологические типы», которая начинается с документирования исторических работ его предшественников в области психологической типологии. Эта историческая работа стала основой, на которой выросла и развилась его собственная динамическая модель, наряду с совместными усилиями комитета его соратников, среди которых Тони играла значимую роль.

1922 год. Тони активно читает лекции в Психологическом клубе в Цюрихе.

1923 год. Умирает мать К.Г.Юнга. Начинается строительство первой башни в уединенном месте Юнга в Боллингене, которое Тони посещает и где работает в течение многих часов.

1929 год. Тони проводит месяц в Англии, посещая дом семьи Барбары Ханна. Юнг признает Тони в качестве своей талантливой ассистентки и направляет к ней пациентов для прохождения анализа. Часто пациенты приходят на сессии как к Юнгу, так и к Тони.

1933 год. Юнг называет особое неожиданное происшествие «одним из самых любопытных событий в своей жизни»5. В их путешествии в Равенну и Юнг, и Тони видят образ, который они оба посчитали абсолютно реальным. На мозаике в одной из церквей Равенны, которую Тони и Юнг «видели», был изображен Христос, протягивающий руку Петру, тонущему среди волн. Исходная мозаика была подарком от императрицы Галлы Плацидии (410 год) в благодарность за ее спасение во время шторма при пересечении океана. Только позже, когда Юнг попросил коллегу, посещавшего Равенну, привезти ему открытку с изображением этой мозаики, обнаружилось, что мозаика описанная Юнгом, сгорела во время пожара задолго до его посещения города. Тони делает записи первой неофициальной лекции Юнга «Изучение процесса индивидуации» на конференции клуба «Эранос».

1934 Тони, которой 45 лет, проводит чтения своей оригинальной монографии «Процесс индивидуации у женщин» в Психологическом клубе в Цюрихе.

1935 год. Тони составляет всеохватывающий подарочный том под названием «Культурное значение психологии комплекса» к празднованию 60-летия К.Г.Юнга. Тони выступает в качестве организатора для Юнга во время Тавистокских лекций в Лондоне, распределяя его время для визитов его друзей и студентов.

1946 год. 10 мая Тони читает свою работу «Христианство внутри» в Лондоне для Гильдии пасторальной психологии.

1948 год. Тони представляет свою работу «Структурные формы женской психики» на чтениях в Институте К.Г. Юнга в Цюрихе, в год его основания.

1951 год. Работа Т. Вульф «Структурные формы женской психики» впервые появляется в общественной печати в «Der Psychologie» (г.Берн).

1953 год. Тони Вульф умирает от сердечного приступа 21 марта, в день весеннего равноденствия. Ее похороны проходят в Церкви Св. Петра в Цюрихе. На службе выступило много ее анализандов и коллег. Юнг болеет и не приходит на похороны. Юнг писал об этом событии в письме Джеймсу Киршу 28 мая 1953 года, когда ему было 82 года:

«В день ее смерти, даже до того, как я получила эту весть, у меня был рецидив и сильный приступ тахикардии. Сейчас он прошел, но после него осталась аритмия, которая очень ухудшает мои физические способности»6.

1956 год. «Структурные формы женской психики» в частном порядке печатаются для студенческой ассоциации Цюриха.

1958 год. 18 марта Юнг пишет доктору Даниелю Броди (владельцу издательства Rheim Verlag в Цюрихе), который позже опубликовал весь материал, написанный Т.Вульф:

«Я чувствую, что нужно порекомендовать вашему вниманию собрание сочинений Тони Вульф. Как президент Психологического клуба в Цюрихе она имела уникальную возможность узнать всю атмосферу аналитической психологии, а также принимать представителей данного направления практически из всех стран Европы и из всех англосаксонских стран»7.

1958 год. 18 июня, из письма написанного К.Юнгом К. Джефри (в возрасте 83 лет):

«К сожалению, это правда, что когда вы жена и мать, вы едва ли сможете быть и Гетерой. Также как это является тайным страданием Гетеры, что она не Мать. Есть женщины, которые не предназначены для того, чтобы давать рождение физическим детям. Но они дарят новое рождение мужчине в духовном смысле, что является очень важной функцией»8.

1959 год. В собрании сочинений (том.10, стр. 887) К.Г. Юнга включено введение, написанное им к работе Т.Вульф «Исследование юнгианской психологии». «В написании этого введения я отдаю долг благодарности. Автор эссе, напечатанных в этой книге, была моим другом и соратницей в течение более сорока лет до ее безвременной кончины в 1953 году в возрасте шестидесяти пяти лет. Она принимала активное участие во всех этапах развития аналитической психологии и именно ей мы обязаны появлению термина «психология комплексов» как выражение этой области исследований».

После смерти Тони Вульф Юнг показал Джозефу Хендерсону высеченную из камня скульптуру Тони Вульф в его саду, которую он сам создал и подписал:

Тони Вульф

Лотос

Монахиня

Таинственная

_________

4. C.G. Jung and Sigmund Freud, The Freud-Jung Letters (Princeton: Princeton University Press, 1974), 440.

5. C.G. Jung, Memories, Dreams, Reflections (New York: Random House, Vintage, 1965), 285.

6. C.G. Jung, Letters, 1951-1961 (Princeton: Princeton University Press, 1975), 117.

7. C.G. Jung, Letters, 1951-1961, 424-425.

8. C.G. Jung, Letters, 1951-1961, 455.

III

Введение к четырем женским архетипам по Тони Вульф

Вместо использования привычных мифологических фигур для иллюстрации архетипической достоверности категорий Вульф выбрала эти первые описания четырех архетипов из разных исторических периодов. Это подчеркивает «вечную» природу архетипа для читателя. Более тщательный исторический обзор представлен в начальных главах каждой из четырех частей, где каждый тип рассматривается и иллюстрируется более подробно, включая слова (в переводе) самой Вульф о них.

Вульф представила в своей модели четыре архетипа, расположенных по часовой стрелке: Мать, Амазонка, Гетера и Медиальная Женщина, таким образом, что противоположные архетипы формируют квадрат. Мы в нашем исследовании представляем их по порядку в тексте как пары противоположностей в этой вводной части, сохраняя образ квадрата, но подчеркивая противоположность в характере отношений.

Оба способа понимания ее модели одинаково важны. Как вы заметите, Вульф считала, что из четырех основных архетипов два, Мать и Гетера, представляют личные отношения, в то время как пара Амазонка и Медиальная Женщина – внеличностно ориентированные типы. Далее, читатель поймет важность созревания каждого типа. По мере того, как каждая из нас знакомится с личностными и внеличностными характеристиками своего ведущего архетипа, мы должны помнить, что все архетипы в какой-то степени в нас присутствуют. По мнению Вульф, наше развитие зависит от способности интегрировать и осознавать сначала наши собственные первостепенные архетипические предпочтения, а по мере того, как мы взрослеем и становимся более зрелыми – все остальные архетипы.

В последующих главах мы добавили и разработали семь подходов для каждого из архетипов: 1.Обзор; 2. Привычны характеристики; 3. Менее привычные (теневые) возможности; 4. Предпочтения в области карьеры; 5. Взаимоотношения с мужчинами; 6. Взаимоотношения с детьми; 7. Взаимоотношения с другими типами. Последующие части содержат большое количество информации: личные рассказы, изучение случаев, примеры из фильмов, литературы, как исторические, так и современные.

Для наших читательниц может оказаться полезным совет не быть поспешными в определении своего основного типа, до тех пор, пока не изучат все типы во всех перечисленных аспектах. Кроме того, юным читательницам вполне естественно может показаться, что они относятся ко всем четырем типам сразу. В конце концов, годы юности полны переживаний или, по крайней мере, фантазий, связанных со всеми четырьмя архетипами. Читательницы также могут удивиться, осознав в итоге предпочитаемый ими архетип со всеми его разнообразными особенностями.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЖЕНСКИЕ АРХЕТИПЫ

Мать и Гетера

1. Мать

Все знают что-то о ней…

Взгляд на Ханну и других.

Примерно три тысячи лет назад в аграрной культуре, существовавшей на редких холмах, где сейчас расположена Палестина, глубокую историю в Первой Книге Царств Ветхого Завета Самуил9 рассказывает о женщине по имени Ханна. Она лежит возле своего мужа, плача в ночи из-за глубочайшего желания ее сердца иметь своего собственного ребенка. Элькана, ее муж, прижимает ее к себе, трясет ее, пытается успокоить ее. Он тихо поет, пытаясь поцелуями вытереть ее слезы, моля, разве он для нее не важнее сыновей?

Фильмы, книги, истории.

Т.Вульф определяла архетип Матери как тип женщины, основным приоритетом эго которой является благополучие ее детей (или подопечных)10. Три выдающихся фильма, иллюстрирующих данный архетип, более подробно обсуждаются в Части 1: «Кафе «Багдад»»11, бездетная женщина дарит лучшие качества архетипа заботливой Матери в заброшенном пустынном месте. В фильме «Ханна и ее сестры»12 современная Ханна, как рьяная Мать, теряет контакт со своим мужем и раздувает свою значимость «становясь» Матерью для всех, заботясь обо всех (детях, сестрах, семье и друзьях), кроме, чаще всего, самой себя и мужа. Экранизированный БиБиСи роман Вирджинии Вульф «На маяк»13 представляет всестороннее утрирование темной стороны архетипа Матери, так как героиня раскрывает неукротимое стремление властвовать над теми, кого она любит сильнее всего, и чувствует, что ей нужно расширить внимание за пределы ее непосредственного круга друзей и семьи.

Рассказ: История Сюзанны

Моей матери около 90 лет. Мы никогда не были близки, но она этого не знает. На Рождество сестра моего мужа, Кристин, пригласила мою семью на ужин. Включая меня и моего мужа, наших двоих взрослых детей и мою мать, которая является вдовой и живет одна. На протяжении ужина моя Мать поддерживала постоянный поток комментариев и возгласов о том, какая замечательная Кристин, какой это прекрасный ужин, как красиво украшен дом, и так далее и тому подобное. Сначала я спокойно отнеслась к этому и думала, ну, Мама просто пытается быть благодарным гостем. Но по мере того, как это продолжалось, во мне началась борьба. В моем желудке все начало бурлить. Сердце сильно стучало в груди. В конце концов, я извинилась и вышла в ванную, где разрыдалась, и я ни за что на свете не могла сдержать эти слезы. Мать ни разу за весь праздничные период не прикоснулась ко мне, не поблагодарила меня и не сказала мне ни одного доброго слова. Я выполняла ее бесчисленные поручения, делала для нее покупки, упаковывала ее подарки для друзей и семьи, отвозила ее на встречи с ее друзьями, и сопровождала ее к врачу. И все это я умудрилась сделать, работая полный день и организуя свою работу так, чтобы подстроиться под ее «задания» для меня. Она также большую часть времени ела в нашем доме, не вымолвив и слова о том, что было на столе. Ничего. Как-то это все накопилось и поразило меня за Рождественским столом. Эта боль была со мной всю мою жизнь. Почему я не могу перестать желать ее одобрения, когда она обращается ко мне в основном с жалобами и требованиями. Я помню, только однажды, за 50 лет, чувствовала хоть небольшую близость с ней. Однажды вечером, когда мне, наверное, было примерно одиннадцать, она позвала меня с собой на прогулку, и по какой-то причине, к моему восторгу, она не злилась на меня. Вы можете подумать, что я научилась не жаждать ее ласки. Но я все же жажду. Если бы вы ее спросили, любит ли она меня, она бы была в шоке. «Конечно, я люблю свою дочь», — ответила бы она. Но я не могу вспомнить, чтобы я когда либо чувствовала себя любимой. Только тогда, однажды, как я и сказала, на несколько минут, я не чувствовала себя совсем дурочкой или идиоткой в ее глазах. Мне кажется, с тех пор я пыталась вернуться в том момент хотя бы еще на мгновение.

Мы включили эту болезненную, но знакомую историю, чтобы было легче представить эту огромную силу архетипа Матери, которая может распространяться даже после смерти реальной матери. Пересмотр собственной природы – важная часть личностного развития женщин, относящихся к архетипу Матери, и это представлено в Части 1 данной книги.

____________

9. The Holy Bible, King James, First Samuel 1: 6-8.

10. Wolff, «Structural Forms,» 8.

11. Bagdad Cafe. 1987. (Также известный как Out of Rosenheim). См. список фильмов.

12. Hannah and Her Sisters. 1986. См. список фильмов.

13. To the Lighthouse. 1983. См. список фильмов.

2. Гетера

Какое отношение к этому имеет любовь?

Аспасия, свет очей Перикла, правителя Афин.

Нас уносит намного дальше в прошлое к Золотому веку Греции, примерно в 450 год до н.э., когда известная и противоречивая женщина, обученная в качестве Гетеры, в итоге стала женой Перикла, правителя города-государства Афин14. Некоторые писатели предполагают, что это именно Аспасия писала известные речи, благодаря которым его помнят и изучают до сих пор. Гетеры древних Афин и Спарты были женщинами, которые пользовались определенными привилегиями, которые были недоступны обществу «уважаемых» женщин того времени. Богатые жены города были вынуждены жить в изоляции, не имели привилегии быть грамотными, и не обучались ничему, кроме искусства ведения хозяйства и ухода за детьми. Греческое слово «гетера» просто означает «подруга», «спутница». Но оно также стало использоваться для обозначения определенных женщин, которых набирали из провинций для того, чтобы обучить их для жизни, посвященной тому, чтобы быть интересной и интеллектуальной компанией для мужчин, бывших ведущими государственными деятелями и учеными того времени. Гетерами изначально становились вынужденно и они набирались по принципу природной одаренности интеллектом и красотой. Некоторые были рабынями, некоторые – свободными женщинами, некоторые – иностранками. Их привозили в города и скрупулёзно обучали иностранным языкам, праву, политике, гуманитарным наукам, музыке и танцам, социальным навыкам и элементам стиля и развлечения. Вкратце, именно гетеры составляли очаровательную компанию и привносили грацию и утонченность в городскую жизнь. Верно также и то, что контакты с их покровителями часто включали и сексуальные услуги. Несколько самых искусных, таких как Аспасия и Френа, стали известными благодаря своим достижениям и нашли свое место в исторических записях таких писателей, как Геродот и Плутарх. Аспасия из Милета жила незадолго до того, как Греция стала объединенной нацией и все еще управлялась городами-государствами, каждый из которых обладал определенной автономией. Милет был территорией недавно полученной Афинами. В 450 году до н.э. Перикл, правитель, объявил незаконным для афинян жениться на иностранках, даже из другого города-государства. Но позже он не устоял перед этой красивой, умной и жизнерадостной женщиной. Благодаря ее замечательному таланту она стала удивительной куртизанкой и его возлюбленной. Ей восхищались за ее красоту, остроумие и достижения, и ее дом стал местом оживленных собраний для интеллектуальной и образованной элиты города. Она также стала известна как ученый и учитель риторики, часто вступавшей в диалог с известным Сократом. Будучи правителем Афин, Перикл не мог не иметь политических врагов, которые выступали по поводу их незаконных отношений и публично обвиняли Аспасию в нечестивости. Драматурги того времени также высмеяли ее в комедии. Однако Перикл ее успешно защищал. Он развелся со своей женой, которая родила ему двоих сыновей, оба из которых были его законными наследниками. Он позже женился на Аспасии, родившей ему сына. Согласно афинским законам того времени их сын считался незаконнорожденным, так как Аспасия имела статус иностранки. Во время известной чумы в Афинах оба законнорожденных сына Перикла погибли. Позже Периклу удалось обойти закон, который он сам ввел и который отрицал право на афинское гражданство его сына от Аспасии и его право наследования. Его сын был назван в честь отца и позже стал генералом в Пелопонесской войне, таким образом, оставив свое имя в истории Древнего мира15.

Тони Вульф относила себя к типу Гетеры, имея в виду, по ее определению, женщину, главным образом озадаченную качеством ее отношений с ее партнером.16 Читая о личной жизни Тони Вульф, задаешься вопросом, как изменялся ее опыт в качестве Гетеры. Сначала, это произошло в определенном смысле, с ее отцом, для которого она была умной любимой дочерью, а позже – в качестве интимной партнерши и коллеги Юнга. Обдумывание вопросов, касающиеся всех четырех отношений, мотивировали ее работу по мере того, как она старалась понять свою жизнь, и позже развила в себе свои качества Амазонки и Медиальной Женщины в качестве аналитика, учительницы и писательницы.

Другие известные женщины, относящиеся к типу Гетеры, рассмотрены в Части 1: Лу Андреас-Салом и Симона де Бевуар.

Изучение фильма: «Африканская королева»17

Жизнь истинной Гетеры превосходно показана в классическом фильме «Африканская королева». История Розы (Катрин Хепбурн) начинается с роли старой девы и, что спорно, гетеры, по крайней мере, по отношению к ее непутевому брату. Она без устали работала, помогая ему в его миссионерской работе среди людей африканских племен. Позже она искусно раскрывает лучшее в своем маловероятном товарище по плаванию, Чарли (Хампри Богарт), и приводит его воображение и едва осознаваемый талант к великому и, казалось бы, невозможному достижению. Делая это, она открывает ранее неисследованные части самой себя. Тип Гетеры представляет женщин, приоритеты эго которых лежат первым делом в тонких, динамичных качествах их жизни в отношениях с их мужчинами. Снова повторимся, это может происходить как в рамках брака, так и вне его… чаще – вне.

__________

14. Madeline M. Henry, Prisoner of History — Aspasia of Miletus and Her Biographical Tradition (New York: Oxford University Press, 1995), 9-10.

15. Henry, Prisoner of History, 15.

16. Wolff, «Structural Forms’ 6.

17. The African Queen. 1951. См. список фильмов.

ВНЕЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЖЕНСКИЕ АРХЕТИПЫ

Амазонка и Медиальная женщина

3.Амазонка

Превосходная женщина или подчиненный мужчина?

Изучение фильма: «Елизавета I»18.

Примерно через 1800 лет после того, как Ханна родила Самуила, королева Англии Елизавета сообщила своему двору, что она отказалась от всех поклонников и не выйдет замуж.

В незабываемой сцене фильма Шекара Капура «Елизавета I» (1998) королева (Кейт Бланшет) предстает перед своим двором и советниками и объявляет о необходимости понять, что она выходит замуж за Англию! Описанная Вульф Амазонка представляет портрет женщины, чей личный центр или первичные приоритеты эго в той или иной степени бессознательно лежат в царстве коллективного сознания.19 Несмотря на то, что было бесчисленное количество других представительниц данного типа с тех пор, как впервые история представила нам слово «амазонка», именно Елизавета I, амбициозная дочь Генри VIII, является выдающимся примером исторической фигуры, воплощающей женскую целенаправленность. Она, бесспорно, следовала пути, сосредоточенному исключительно на ее народе. Она была озадачена главным образом на уязвимом положении и выживании монархии, которая могла существовать только в свете благоприятного национального консенсуса. Она сконцентрировала всю свою энергию на развитии и поддержании доброй воли и благосостояния субъектов государства. На протяжении человеческой истории существовало большое количество женщин, которые очевидно разделяли подобную направленность приоритетов. На самом деле, похоже, мы живем в эпоху современной Амазонки, которая выстраивает свою жизнь для того, чтобы преуспеть в служении воле, нуждам и интересам сознания коллективной сферы. Настроение и общественный вкус ее времени концентрирует на себе ее внимание. Она замечает малейшую деталь, которая приводит ее к конечной цели. Она проницательно осознает особенности и чаще всего знает возможности.

«Истинная» и «плохая» Амазонка по Т.Вульф

Вульф в своем исследовании представляет важное различие между той, кого она называет истинной Амазонкой, чьи цели основаны на естественном стремлении к общественным достижениям, от подтипа, который Вульф обозначает как «плохая Амазонка». Ее мотивация основана на бессознательном личном гневе, который может подрывать ее способность поддерживать личную взрослую жизнь и отношения. Она та, кто создает поле битвы везде, куда бы она ни пошла, и несет с собой неудачливую тень раздора.20 Она представляет хорошо известную, иногда трагичную фигуру среди нас даже сегодня (см. Часть 2).

Изучение фильма: «Истинная» Амазонка: «Одуванчик» («Tompopo») 21.

Мы выбрали портрет «истинной» Амазонки в этой получившей кинопремию японской комедии, в которой молодая мать по имени Тампопо решает открыть лучшую лапшичную в Токио, что и делает. Линия сюжета Тампопо рассеяна в фильме по другим темам, но характеристика «истинной» Амазонки передана наилучшим образом.

Фильм «Разоблачение»22, рассмотренный в Части 2, искусно представляет семь ярких женщин-Амазонок на разных этапах развития, мотивации и взросления.

Участница нашего семинара предложила это описание представительницы ее семьи в качестве примера женщины-Амазонки, жившей три поколения назад в провинциальной северной Миннесоте.

Рассказ: История Джо Бет.

У меня есть история, рассказ, связанный с жизнью моей мамы. И я назвала его «Как моей маме удалось избежать судьбы монахини или фермерши».

Необходимо рассказать предысторию. Моя мама была вторым ребенком из девяти в чисто франко-канадской семье. Они жили в сельской местности в северной части Миннесоты рядом с канадской границей. И в семье матери, и в семье отца было еще больше детей – тринадцать или четырнадцать. Практически все мужчины были фермерами, а все женщины были или женами фермеров, или монахинями. Количество монахинь в двух семьях ее поколения насчитывало шесть или восемь женщин.

Дома атмосфера была теплая, строгая, в духе крепкой французской католической семьи, где господство патриарха было абсолютным. Французский был единственным языком, на котором говорили ее бабушки и дедушки. Французские праздники включали ежегодное благословение женщин и детей в Новый год. Они все выстраивались перед моим дедом с опущенными головами, согнув колени для того, чтобы получить его благословение, одна за другой. В двух больших семьях родителей моей мамы девочки получали образование в школе «только для девочек», которой управляли Сестры Церкви Св. Иосифа в некотором удалении от семьи. Шесть или восемь тетей моей мамы вступили в этот орден, отправившись на его родину во Францию, чтобы дать заключительные обеты. Все они вернулись в Северную Америку, чтобы служить монахинями или учителями.

И здесь начинается история моей матери. Ее старшая сестра, Делия, по традиции пошла в школу Св. Иосифа, когда ей было одиннадцать или двенадцать лет, и была младше большинства других девочек потому, что она ранее пропустила один класс. Мама рассказывала, как Делия возвращалась на каникулы домой и громко плакала, говоря о том, как в школе было сурово и строго. Еды всегда было недостаточно, и она была не очень хорошего качества. Когда ее мать дала ей с собой маленькие баночки с вареньем и желе в ее последней поездке домой, она спрятала их в маленьком ящике в столовой, где она хранила свои личные столовые приборы. Но монахини раскрыли ее обман, побили ее по суставам пальцев и забрали лакомства. Всего несколькими годами позже пришло время моей матери поступить в академию и присоединиться к своей сестре Делии. Она отказалась ехать. Но ее отец, абсолютный правитель, и слушать не хотел ничего об ее отказе. У нее был сильный конфликт с отцом и было много слез. Мать не стала вмешиваться. Моя мать хотела поехать в Ист-Гранд-Форкс, в «большой город», и ходить католическую приходскую школу совместного посещения. Отец опять же не хотел ничего об этом слышать, и, похоже, ей пришлось бы вести себя подобающим образом и идти в школу для девочек, как делали все уважаемые девушки ее семьи. Но, в этой большой семье среди ее тетей и дядей было одно единственное исключение – из всех женщин, которые были либо женами фермеров, либо монахинями. Да, тетя Армелина, была «карьеристкой», и жила в Гранд-Форкс и имела важную работа — она была личным секретарем успешного адвоката, господина Оуэна. На тот момент она не была замужем, у нее была собственная квартира, красивая одежда, и такие прекрасные вещи, как белье и фарфор. И каким-то образом именно тетя Армелина вмешалась в ситуацию. Она нашла католическую семью, которой была необходима квартирантка, которая бы помогала по хозяйству: складывала и гладила и т.п. и они приняли мою маму. Итак, в возрасте примерно тринадцати лет моя мать круто изменила свою жизнь и переехала в Гранд-Форкс, начала жить с незнакомой семьей и ходить в церковно-приходскую школу совместного посещения. Позже, тетя Армелина вышла замуж за господина Оуэна… ( слушатели разразились смехом) Благодаря ей моя собственная жизнь не могла не стать отличной от жизни всех моих двоюродных сестер и братьев, и даже моих родных сестер и братьев, потому что история тети Армелины продолжает формировать отношения между мной и мамой. И это все изменило.

________________

18. Elizabeth I, 1980. (Also, Elizabeth the Virgin Queen). См. список фильмов.

19. Wolff, «Structural Forms,» 7-8.

20. Wolff, «Structural Forms,» 8-9.

21. Tampopo. 1985-1986. См. список фильмов.

22. Disclosure. 1994. См. список фильмов.

4. Медиальная женщина

Она могла бы быть канонизирована или сожжена на костре…

Последний тип, описанный Вульф, представляет собой портрет женщин, сосредоточенных главным образом на явлениях, связанных с коллективным бессознательным23. Они руководствуются сводом природных законов, которые остаются загадочными даже для самих себя. Они иногда обладают даром пророческого воображения.

Дар предвидения Кассандры.

История и мифология Древней Греции представляет нам этот последний из четырех и наиболее сложный для понимания архетип. Говорят, что Кассандра была четырнадцатым ребенком царя Трои Приама и царицы Гекубы (приблизительно 1100 год до н.э.). Самые ранние рассказы о Кассандре повествуют о том, как она, будучи прекрасной девушкой, получила от Аполлона дар пророчества. Потом он попросил ее стать его возлюбленной и голосом Дельфийского оракула. Она отказалась. Аполлон рассердился. Но он прекрасно знал, что подарки богов, сделанные смертным, нельзя забирать обратно. И он отомстил, наложив свое пророческое проклятие, заявив, что, несмотря на то, что Кассандра получила эту необычную способность, люди не будут верить ее словам. Ее отец знал о ее особых пророческих способностях и легко их использовал во время знаменитой Троянской войны. Если он соглашался с ее пророчествами, ее чествовали. Если не соглашался – ее изолировали. К концу десятилетней войны Кассандру увезли как пленницу из ее дома в Трое в Микены. Греческий завоеватель герой Агамемнон забрал эту таинственную царевну в качестве своей наложницы, награды, военного трофея. Клитемнестра, жена Агамемнона, стояла в ожидании их во дворце, вынашивая мысли об убийстве в течение десяти лет. Она задумала отомстить и убить его сразу же после ожидаемого прибытия. Она страдала от гнева и горя с того момента, как Агамемнон настоял на принесении в жертву их первого ребенка, Ифигении, для обеспечения хорошей погоды на время отбытия греческой армады в Трою. Когда сопровождающие приблизились к воротам дворца, у Кассандры было видение: огромное море крови, текущей к ней через порог дворца. Она сразу же узнала о своей приближающейся смерти и смерти захватившего ее Агамемнона. Клитемнестра убила их обоих. Гомер записал легенду о ней 400 лет спустя, а затем, спустя еще 450 лет, драматург Эсхил представил ее историю как часть своей трилогии «Орестея».24

Медиальная Женщина все еще сталкивается с отсутствием доверия к себе со стороны общества. И все же, ее тип сохраняет неудержимую стойкость.

Истории известно много женщин, имевших такой дар, например, Св.Тереза Авильская, Абатиса Хильдегард вон Бинген, провидица «Ясновидица Преворста» Фредерика Хауффе. Современная писательница Каролин Мисс вместе с другими талантливыми писательницами Медиального типа нашего времени помогла признать ценность Медиальной Женщины сегодня. С другой стороны, с этим архетипом ассоциируется много трагичных историй. Во времена Европейской Инквизиции Ватикан распространил смертоносную книгу «Молот ведьм»25, которая запустила трехсотлетнее жесточайшее преследование женщин, чьи особенности считались Медиальными. Преобладало представление о том, что некоторые женщины потенциально грешны и зловещи. Даже сама великолепная Св.Тереза Авилийская едва избежала преследования. Под подозрением в то время оказывались все женщины ученые, служительницы церкви, травницы, цыганки, натуралистки, мистики, и любые женщины, которые с любовью относились к природе. Повивальных бабок пытали и часто убивали за использование знаний о травах, облегчающих боль при родах. Таких женщин судили как ведьм и приговаривали к смерти через утопление или сжигали на костре за ересь. Некоторые авторы указывают, что за триста лет количество погибших так женщин достигло 5 миллионов. Это преследование территориально не ограничилось только Европой и характерно не только для католицизма. Протестантская Реформация также несла в себе сильный заряд отношения к женщинам как к потенциальным еретикам и в новом свете. Такое преследование всплыло в пуританстве, внеся в историю трагичную главу истерии охоты на ведьмы в Салеме, в штате Массачусетс в 1692 году, когда 19 человек (большинство из них – женщины) были повешены и несколько человек умерли в тюрьме (см. Часть 2, Медиальная Женщина, Глава 1).

Тони Вульф описывает Медиальную женщину как ту, воображение которой охватывает как известное, так и неизвестное. Она выступает в качестве моста, соединяющего два мира. Вульф описывает общие характеристики таких женщин как озадаченность и настроенность на явления, которые находятся в коллективном (внеличностном) бессознательном. И в нем главным образом сосредоточено эго Медиальной Женщины. В наш век научного рационализма такие явления считаются по большей части неприемлемыми. Для рационалистов восприятие Медиальной Женщины кажется абсурдным, для некоторых ее видения кажутся невозможными, пугающими, возможно, патологичными. Тем не менее, талантливые астрологи хорошо зарабатывают, мы все читаем гороскопы, консультируемся с ясновидящими, чтобы раскрыть преступления, найти потерянные ценности, найти воду глубоко под землей. Мы гадаем по Таро, раскладываем руны, посещаем современных гадалок по поводу непредсказуемости времени, случайностей, обстоятельств, синхронии. Примеры бесчисленны. Одаренные Медиальные целители с необычными способностями иногда показывают неожиданные чудеса исцеления, необъяснимые с точки зрения науки. В мире искусства много женщин Медиального типа, которых мы можем встретить в концертных залах, театрах, художественных галереях, которые обогащают и усиливают человеческое восприятие мощными образами и безупречными наполненными толкования фантазиями. Мы часто в большой степени полагаемся на Медиальные умения одаренных работников хосписов и духовенства, чье особое призвание в жизни дает им возможность облегчить путь готовящихся к смерти. Возможно даже, есть что-то бессознательно медиальное в нашей неустанной озадаченности и потребности в опросах общественного мнения, в связанных с политическими выборами. Когда мы пытаемся с помощью сложных всесторонних систем счисления предсказать исход голосования в пользу предпочитаемого нами кандидата. Каким-то образом, результаты опросов обретают чуть ли не качества оракула в общественном мнении, в зависимости от того, какому оракулу отдается предпочтение.

Медиальная Женщина в наше время может быть представлена целым рядом представительниц, от привычных предсказательниц судьбы до выдающихся аналитиков и писателей с безупречной подготовкой и дипломами. Она также может быть очень влиятельным духовным лидером. Медиальную Женщину можно найти везде. Она в общежитии колледжа, в местной церкви, среди персонала больницы, на стоянке трейлеров, в телевизионных комедиях и в рекламе. Она может быть первой, кто вытащит карты Таро, или носит кристалл на шее. Но в другой форме, незабываемые случаи проявления ее способностей собранные после ее смерти также могут оказаться достаточными, даже для того, чтобы собрать Папский Куратория в Ватикане для рассмотрения и иногда тщательного обоснования духовного явления и святости. Юнг утверждал, что большая часть нашего дискомфорта по поводу оккультных и паранормальных явлений связана с тем фактом, что мы просто еще не понимаем законы, которые работают в этом способе «познания». «Есть вещи, которые еще не являются истиной сегодня, — сказал он однажды, – возможно, мы не решаемся считать их истинными, но завтра они могут оказаться таковыми».26 Мы все же хотим знать то, что кажется непознаваемым. Мы продолжаем искать и нас привлекают те, кто каким-то образом напоминают нам об ограничениях нашей непреклонности, убежденной и иногда неутомимой рациональности.

Изучение книги и фильма.

В Части 2 представлено несколько фильмов, иллюстрирующих архетип Медиальной Женщины в широком разнообразии. Мерил Стрип играет роль Клары, Медиальной Женщины в фильме Исабель Альенде «Дом духов»,27 изящно и с достоинством. Эта история также включает краткое знакомство с характером Клары в детстве, когда у нее был любопытный дар телекинеза. Такие фильмы, как «Дар»28, «Лунный свет и Валентино»29, «Пристанище Евы»30 представляют подобные характеристики (см. Часть 2 и список фильмов).

Здесь представлен рассказ об опыте Медиальной Женщины, которым поделилась участница по имени Анна нашем семинаре.

Рассказ: История Анны

Я хотела бы рассказать вам историю из моего личного опыта, которая связана с моей мамой и местом, принадлежавшим ее отцу на границе с Мексикой.

Это земля, где вода очень ценна, поэтому это история о воде. Мама рассказывала: «Однажды я нашла колодец. Он находился на прииске моего отца, находившемся на границе с Мексикой. Это было в месте под названием Лос Лобос, далеко от любого водопровода. Папа подошел и сказал мне: «Ты могла бы наколдовать воды для нас». Нам нужен был колодец ближе к дому. А тот колодец, который был, находился в двух милях от дома, и нам приходилось возить воду в больших флагах от джипа на ослике. В папином доме было несколько работников мексиканцев, и они помогали таскать воду и переливать ее в те фляги. Фляги были темно-зеленого цвета, государственные. На осликах были деревянные седла с петлями с обеих сторон, и мужчины привязывали фляги к седлам. Все было хорошо. Но это было очень тяжело». Моя мама рассказывала: «У папы была тонкая ветка от дерева, возможно мескитового, так как это было единственное дерево в округе. Я не думала, что смогу что-то сделать с этой палкой. Она была в c развилкой, в форме буквы Y. Папа показал мне, как держать части ветки за расходящиеся стороны, и я ходила вокруг, а основная часть ветки начала двигаться вниз, когда я нашла воду. Я никогда ранее такого не делала, но папа сказал попробовать. Он считал, что я смогу это сделать, и я сделала. Я спросила его, может ли он так, но он отрицательно покачал головой».

Вот, что рассказала мне моя мама. Я оказалась в таком же положении, как и моя мама, когда мне было восемь лет, и мой отец сказал мне, что я могу сделать это, сделать то же, что и моя мама. Мы были у нас дома, в Глоубе в штате Аризона. Он отрезал ветку с в форме буквы Y от миндалевого дерева, очистил ее от коры, дал мне в руки части развилки так, чтобы основная часть буквы Y была впереди меня, и я ходила с ней и думала: «Это чушь какая-то». И она начала это делать. Ветка прямо склонилась вниз. Папа откопал колодец на этом месте, глубиной в 25 футов, с помощью кирки и лопаты. И этот колодец до сих пор там, на моей земле. С помощью него орошают фруктовые деревья». Когда Анну спросили, может ли она еще это делать, она задумалась, потом тихо сказала: «Я не думаю, что смогу. Понимаете, у меня, на самом деле, нет необходимости… искать воду».

_________

23. Wolff, «Structural Forms,» 9.

24. Aeschylus, The Oresteia, «Agamemnon» translated by Ted Hughes. (New York, NY: Farar, Straus and Giroux, 1999), 51-66.

25. H. Kramer and J. Sprenger, Malleus Maleficarum (Cologne, 1484).

26. C.G. Jung, 1966-1977, «Two Essays on Analytical Psychology», CW 7, 201

27. The House of the Spirits. 1993. См. список фильмов.

28. The Gift. 2000. См. список фильмов.

29. Moonlight and Valentino. 1995. См. список фильмов.

30. Eve’s Bayou. 1997. См. список фильмов.

IV

Определение своего типа

Большинство женщин, начиная понимать концепцию Вульф о четырех формах женской психики, сразу же рассматривают какой из них может быть для них первичным, чтобы определить, какие предпочтения для них являются приоритетными.

Вульф называла «формами» то, что мы в целом рассматриваем как типы или архетипы. Она добавила сноску в своей рукописи, которая проясняет ее выбор термина на тот момент.31

Четыре категории, описанные Вульф, не новы. На самом деле, они широко описаны в литературе, и они даже старше, чем письменность. По этой причине они, кажется, несут в себе безошибочную истину. Эти формы представляют структурные паттерны психологического поведения, связанного с инстинктами, которые становятся заметными только через проявления женского поведения, и включают аспекты бессознательного материала. Представление о том, что есть определенная пластичность в этих формах, описанных Вульф, помогает, когда осознан доминирующий тип. Самая большая проблема состоит зацикленности на паттернах ведущего типа. Оставаться загнанной в одно основное архетипическое положение, или образ себя, подобно медленной смерти. Как только женщина поймает это ощущение себя «именно такой», очень явно проявляются спокойствие и осознание. Это сладкое, но и соблазнительное чувство, как ароматный сочный фрукт во всем своем совершенстве. Но как только это происходит, или всегда, когда любое подтверждение в реальности слишком крепко связывается с окончательным ответом, начинается медленное угасание, разочарование, появляется стремление привлекать тени мук, концентрация на несправедливости, жалость к себе, болезнь, и часто тихая горечь. Это препятствует будущему росту, и личность приобретает определенную ригидность. Это неосознанно побуждает теневые стороны взять верх над положительными характеристиками типа и саботировать их. Если другие варианты постановки целей и роста не рассматриваются и не достигаются, то это приводит к ожидаемому уходу в болезнь, одиночество, изоляцию и даже к скрытой угрозе появления ощущения бессмысленности существования в постклимактерический период.

Используя схему Вульф, авторы разработали способы, которые могут помочь женщинам определить форму, наилучшим образом характеризующую их личность, и работать с соответствующими результатами.

Когда женщины начинают понимать себя, расширяя представления о том, как они управляют собственной жизнью, они невольно начинают более тщательно рассматривать варианты, описанные Вульф. Мы считаем, что понимание этих первичных форм может помочь женщинам некоторыми действенными и провокационными способами:

· Это дает каждой женщине зеркало для того, чтобы увидеть свою внутреннюю жизнь, которая может быть ей совсем не известна;

· Приглашает женщину в путешествие в глубь сфер само-осознания и социального взаимодействия;

· Настраивает новое видение культурной осведомленности, как это отражено в средствах массовой информации, политике, религии, семейной и социальной жизни;

· Открывает новую парадигму, или мировосприятие, стоящее за этими формами применительно к женщинам как из истории Древнего мира, так и к современным женщинам. В этом смысле, данная работа вневременная и динамически релевантная.

На более личностном уровне:

· Читательницы будут в значительной мере озадачены определением своего типа и поиском способов интеграции других типов в сознание по мере того, как эти типы будут представляться им с течением времени.

· Читательницы найдут, что путь к их личностному росту станет более ясным, и да, даже более заманчивым.

Великие женские архетипы, Мать, Гетера, Амазонка и Медиальная Женщина все еще с нами, сквозь века. Их формы составляют основную архетипическую ось координат психики взрослой женщины, подобно карте. Мы находим их в и повседневной жизни, и в книгах по истории, в фольклоре. Они – в триллере, который покажут на следующей неделе, в блеске назойливой рекламы на МТV, в совете директоров, на кухне, в чате, в аудиториях и в наших спальнях. Они обсуждаются в дневниках наших бабушек, и постоянно торжественно шествуют туда и обратно в мире наших фантазий. Исторические примеры подтверждают стойкость каждого типа.

Но как это помогает вам, читательницам, выявить свой доминирующий тип?

Во-первых, как подчеркивает Вульф, первичные ранние предпочтения женщины и типы, которые она выбирает в качестве личных и приоритетных, сконцентрированы в личности вне сознательной сферы. То есть, эти способы поведения и установки по большей части развиваются автономно, и склонны находится, по крайней мере, частично, за пределами осознания.

Далее, тщательно изучаем диаграмму Вульф. У каждого типа есть свой набор характерных для него установок, предпочтений и способов поведения. Вульф разработала свою диаграмму для того, чтобы помочь нам понять, как четыре типа взаимодействуют друг с другом. Эта модель поможет читательницам начать узнавать свой ведущий тип.32

Модель Вульф33 :

Первое различие, которое Вульф представляет на диаграмме, это отношение к личностному или внеличностному.

Мать и Гетера. Вы заметите, что Мать и Гетера в своих приоритетах личностно-ориентированы. Мать в первую очередь озадачена благополучием ее детей или подопечных, для нее это превыше всего. Это также очень личный вопрос, связанный с ее главным и самым важным приоритетом. Гетера в первую очередь озадачена качеством отношения к ее мужчине или мужчинам. Эти приоритеты часто находятся глубоко в области бессознательного и могут быть едва осознаваемыми женщиной, пока она не уделит какое-то время размышлениям об их существовании.

Амазонка и Медиальная Женщина. И наоборот, Амазонка и Медиальная Женщина свою основную энергию направляют на проявления коллективной жизни или общества в целом. Они глубоко заняты проблемами, не относящимися к личным отношениям. Эта коллективная сфера имеет свою сознательную и бессознательную жизнь. Амазонка главным образом занята сознанием, то есть тем, что важно для общества. Другими словами, Амазонка заинтересована в том, что она может привнести в мир, в чем мир нуждается и чего хочет. Медиальная Женщина предпочитает и ставит во главу угла явления, связанные с коллективным бессознательным. Она глубоко заинтересована в менее личностных «других мирах», имеющих духовную природу. Она стоит между двумя мирами, опосредует два разных мира.

Следующий вопрос, который Вульф рассматривает относительно этой модели, связан с тем, что каждый тип имеет два вспомогательных типа и один противоположный, как это можно увидеть на диаграмме. Женщина каждого типа знает что-то о своих вспомогательных типах, которые ей знакомы. Противоположная форма на диаграмме – это ее «четвертый» тип, о нем она знает меньше всего. (Например: Амазонка знает что-то о своих вспомогательных типах – или о Матери, или о Гетере, или об обеих. Гетере знакомы Амазонка или Медиальная Женщина, или обе, и т.д.) Во вторых главах каждой из частей книги более подробно рассматриваются эти качества взаимоотношений. И снова повторимся, если вы можете выбрать тип, который меньше всего вам знаком или интересует вас меньше всего, то противоположный ему на диаграмме будет вашим ведущим типом.

Для наших семинаров и мастер-классов мы разработали список доступных и популярных фильмов, в которых живо и ярко представлены и амплифицированы качества, определенные Вульф для каждого из типов. Семинарские группы, группы домашнего обучения и индивидуальные клиенты широко и достаточно успешно использовали эти фильмы. Мы предлагаем нашим читателями дать себе время и найти копии этих фильмов и посмотреть их, как они упомянуты в книге. Работа продолжается, и список соответствующего иллюстрирующего материала тоже расширяется. Все ссылки с полной информацией о фильмах представлены по алфавиту в приложении, а все ссылки на книги представлены в библиографии. Мы надеемся, что работа Вульф значительно расширит возможности наших читательниц в области их личностного роста. Для нас она точно оказалась таковой. Хорошей вам охоты! И сбора!

___________________

31. Wolff, «Structural Forms,» «Endnote 3, p.13. Вместо термина «структурные формы» можно также использовать термин «структурные типы», так как подразумевается импринтинг или типизация. Но в виду того, что аналитическая психология к настоящему моменту имеет классическое применение, во избежание путаницы в понятийном аппарате мы используем термин «структурные формы».

32. Wolff, «Structural Forms,» 11-12.

33. Wolff, «Structural Forms,» 4.