06.01.2012
0

Поделиться

Глава 11. Цепочки

Мария Луиза Фон Франц

Космогонические мифы

Глава 11

Цепочки

В этой главе я хотела бы рассмотреть тему длинных цепочек (а) поколений, (б) частиц, и (в) чисел. Это может показаться довольно странным, однако мы найдем общую аналогию между всеми тремя. Во-первых, длинная цепь поколений в мифах творения. Это могут быть поколения богов, мировых сил, или существ-предков. Я уже приводила некоторые новозеландские и другие мифы творения, где есть длинные списки имен и цифр, прежде чем что-то появляется на свет. В следующем тексте я не буду интерпретировать различные шаги, просто я хочу передать впечатление от этого типа космогонии. Это космогония Самоа.

Бог Тангалоа жил в далеких мирах. Он создал все. Он был один, не было ни неба, ни земли. Он был одинок и бродил в пространстве. Не было ние моря, ни земли, но там, где он стоял, была скала: Тангалоа-фаа-тутупу-нуу. Все было создано из этой скалы, но все не было еще создано. Небо еще не было создано, но скала росла там, где стоял бог.

Затем Тангалоа сказал скале: расщепись и раскройся. И вышли Папа-тао-то и Папа-сосо-ло, потом Папа-лау-а-ау, затем Папа-ано-ано, затем Папа-эле, затем Папа-ту, а затем Папа-аму-аму и их дети.

И Tangaloa стоял и смотрел на Запад и говорил со скалой, и он ударил скалу правой рукой, и она раскололась еще раз, и вышли прародители всех народов земли, и вышло еще море. И море накрыло Папа-сосо-ло, и Папа-тао-то сказал Папа-сосо-ло: блажен ты, что ты владеешь морем…

Потом Тангалоа повернулся направо, и вышла вода. И снова Тангалоа говорил со скалой, и было создано небо. Он опять заговорил со скалой, и появился Туи-тее-ланги. А потом вышел Илу, что означает необъятность и Мамао, что значит пространство, появилось в то же время в женской форме. А потом пришел Ниу-ао. Затем Тангалоа снова заговорил со скалой, и появился мальчик Луао. Тангалоа вновь обратился к скале, и вышла девочка Луа-вай. Тангалоа поселил их обоих на острове Саа-туа-ланги.

И снова заговорил Тангалоа, и родился мальчик Оа-вали, а потом девочка Нгао-нгао-ле-теи. Тогда появился человек, а затем появился дух (Анга-нга), потом сердце (лото), потом воля (фингало), и, наконец, мысль (масало) (68).

И это был конец творений Тангалоа. Подобные перечисления появляются во многих других полинезийских и новозеландских космогониях. Есть огромные перечисления сил, божеств, или изначальных сил, и они появляются в таких цепочках имен.

Ниже приводится отрывок из гавайской космогонии. Сначала идет вводная песня, которую я не привожу, а затем приходит По вале хо-и, что значит «еще повсюду царит ночь».

Хануа ка по – рожденный в ночь.

Родился Кумулипо [бездна] из ночи, как мужское. Родилась Поэле [темнота] из ночи, как женское.

Родились черви в ползущих роях.

Родились клещи, мелкие черви, которые перевернули землю.

Родились те, кто ворочаются в грязи, в движущихся рядах. Родились яйца в море без числа, родились их полосатые дети.

Родились Хаваэ, белое морское яйцо, и Вана [род морского яйца, размером и формой похожего на репу] вместе со своими детьми Кеики и Хаукеуке [маленькое морское животное] и Пиоеое [род мидий или маленьких моллюсков], потом Пипи [водоросли], Папуа [устрицы], и Олепе [еще один вид раковины] и т.д.

И мужчины набухали творческой силой, и женщины уступали в зачатии.

Родились все растения в море.

Родились все водоросли в море, и так далее.

Это священные песни, которые всегда повторяют одинаковым образом. Священник, который поет их, знает эти длинные-предлинные перечисления животных и существ наизусть, и будет великим грехом или кощунством пропустить одну строку. Все это серии священных поколений, которые появились до того, как был создан мир, в начале творения. Только в самом конце этого очень длинного ряда создается человек, и с этого места песня продолжается таким же длинным списком великих предков царей и великих благородных семей Гавайев.

Есть подобная архетипическая модель в мифах творения японцев. Я ссылаюсь на публикацию Поста Уилера, добросовестного автора и дипломата, его книги «Священные Писания японцев». Я могу рекомендовать ее как очень хорошее издание. Это повествование, в котором скоординированы все различные японские легенды, и там есть список божеств, появляющихся в них. Я не буду интерпретировать его, я включаю его только для того, чтобы дать представление об этом материале.

В древние времена Небо и Земля не были еще отделены друг от друга, женский и мужской принципы также не были разделены. Все было одной массой, бесформенной и яйцевидной, размеры которой не известны, которая содержала принцип жизни. После этого более чистая разреженная сущность, постепенно поднимаясь, сформировала Небо, тяжелая часть опустилась вниз и стала Землей. Более легкие элементы объединялись свободно, но более тяжелые объединялись с трудом. Таким образом, сначала было создано Небо, затем Земля, а затем в пространстве между ними были созданы Ками [Ками — это божественные существа].

Когда Небо и Земля начали быть, было что-то в самой середине пустоты, форма чего не может быть описана. Сначала появилось нечто, похожее на белое облако, которое плавало между Небом и Землей, и из него родились три Ками на Равнине-Высокого-Неба. Эти три Ками, появившись раньше всех, родились, не имея предковв, а затем скрыли свои тела. Это были ХОЗЯИН-СЕРЕДИНЫ-НЕБА, ВЫСОКИЙ-ТВОРЕЦ И БОЖЕСТВЕННЫЙ-ТВОРЕЦ. И потом Высокий-Творец произвел на свет Ками НЕБЕСНО-БОЖЕСТВЕННО-СТОЯЩЕГО.

Эти Ками также являются, согласно примечаниям, предками некоторых благородных семей Японии. Например, Небесно-Божественно-Стоящий является предком правителей Куга в провинции Ямасиро. Итак, вы видите, что это и боги, и предки определенных кланов.

Теперь, когда почва Молодой Земли, которая стала Сушей, плыла, словно нефтяные пятна, как медуза, движущаяся по поверхности воды, или облако, парящее над морем без корней или привязей, нечто яркое и сияющее, как кристалл, проросло, как рог, как побег тростника, когда он впервые появляется из грязи. Это нечто превратилось в Ками в человеческом облике, и еще появились, возникнув из почек побега тростника, еще два Ками по имени ПРИЯТНЫЙ-РОСТОК-ТРОСТНИКА-СТАРШИЙ-ПРИНЦ и ВЕЧНО-БОЖЕСТВЕННО-СТОЯЩИЙ. [Некоторые говорят, что второй предшествовал первому. Иные также считают ХОЗЯИНА-СЕРЕДИНЫ НЕБА и ПРИЯТНЫЙ-РОСТОК-ТРОСТНИКА-СТАРШЕГО-ПРИНЦА Родившимися-Вместе-Ками.] Эти Ками также родились без предшественников, и позже скрыли свои тела. Три-Творца-ками, и эти два называются Небесные-Ками. Приятный-Росток-Тростника-Старший-Принц был божественным человеком.

Далее идут СЕМЬ НЕБЕСНЫХ ПОКОЛЕНИЙ.

Затем появляются, спонтанно, путем действия небесного принципа, следующие мужские Спутники-Ками, который впоследствии скрыли свои тела: ВЕЧНЫЙ-НА-ЗЕМЛЕ-СТОЯЩИЙ, ЗЕМНАЯ-ПОЧВА, и ПЛОДОТВОРНОЙ-ФОРМЫ-ГРЯЗЬ.

Вечный-На-Земле-Стоящий и Плодотворной-Формы-Грязь были Рожденными-как-Спутники Ками. Из последних был произведен Ками: НЕБО-ВОСЕМЬ-УБЫВАЮЩИЙ.

Затем после них появились следующие пары Ками:

ГОСПОДИН-ЗЕМНАЯ-ГРЯЗЬ, ГОСПОЖА-ЗЕМНАЯ-ГРЯЗЬ, СОБИРАТЕЛЬ-ЗАРОДЫШЕЙ, ВЕЛИКОЕ-МЕСТО-СТАРШИЙ, СОВЕРШЕННОЕ-ЛИЦО, ПРИГЛАШАЮЩИЙ, СОБИРАТЕЛЬ-ЖИЗНИ, ВЕЛИКОЕ-МЕСТО-СТАРШАЯ, УЖАСНАЯ, ПРИГЛАШАЮЩАЯ.

Что касается этих пяти супружеских пар, некоторые говорят, что Собиратель-Зародышей и Собиратель-Жизни предшествовали Господину-Земная-Грязь и Госпоже-Земная-Грязь. Еще одни говорят, что Приглашающий была произведен позднее Ками Спокойная-Пена.

Господин-Земная-Грязь и Госпожа-Земная-Грязь, его младшая сестра (жена), вместе произвели на свет Ками НЕБЕСНАЯ-ВСТРЕЧА.

Собиратель-Зародышей и Собиратель-Жизни, его младшая сестра (жена), вместе произвели на свет Ками НЕБО-ТРИ-УБЫВАЮЩЕГО.

Великое-Место-Старший и Великое-Место-Старшая, его младшая сестра (жена), вместе произвели на свет Ками НЕБО-ВОСЕМЬСОТ-ДНЕЙ.

Совершенное-лицо и Ужасная, его младшая сестра (жена), вместе произвели на свет Ками НЕБО-ВОСЕМЬДЕСЯТ-МИРИАДОВ-ДРАГОЦЕННОСТЕЙ.

Два Рожденных-как-Спутники Ками и пять поколений супругов Ками называют Семь-Поколений- Божественной-Эры (Некоторые, однако, считать их, начиная с Хозяина-Среднего-Неба.).

Следующими появились два Ками ШАТАЮЩАЯСЯ-ДРАГОЦЕННОСТЬ и ДЕСЯТЬ-ТЫСЯЧ-ДРАГОЦЕННОСТЕЙ.

Первый из них произвел на свет двух Ками ДРАГОЦЕННОСТЬ-УДАЧИ и НЕБЕСНЫЙ-ОРЕЛ-СТОЯЩИЙ, а второй — единственного Ками НЕБО-ТВЕРДАЯ-РЕКА.

И вот, все Небесные Ками (некоторые говорят, что только Высокий-Творец) соизволил(и) попросить Приглашающего и Приглашающую сделать и укрепить дрейфующую землю, говоря: «Есть Плодородная- Земля-Тростниковой-Равнины-из-Свежих-Ушей-Риса-Тысяч-Осеней. Идите и установите ее в порядке». И так, Небесное-Драгоценное-Копье подарил им свой посох, сделанный из коралла, и пара встала на Плавающем-Небесном-Мосту (или, как говорят некоторые, посреди Небесного-Тумана).

Через какое-то время, когда Приглашающий спал, этот мост упал, и сейчас существует большой каменистый мыс к северо-западу от деревни Гуке, в Йоса, в провинции Танго. Он был назван, в своей верхней части, Дивный Берег (69).

Затем они создали Бога по имени ПИЯВКА и Бога по имени ПТИЦА-СКАЛА-КАМФОРНОЕ-ДЕРЕВО-ЛОДКА, а затем они создали различные острова, ОСТРОВ-МОЕГО-ПОЗОРА, ОСТРОВ-ДВОЙНОГО-ИМЕНИ, и так далее, бесконечное их число. Эти списки идут почти во всей книге, и они показывают медленное, медленное-медленное происхождение от наиболее небесных божеств к божествам-предкам, к географическим божествам разных рассеянных островов Японской империи и, наконец, к божествам человеческих существ. Это длинная, длинная генеалогическая линия.

В начале существует хаос, затем отделение земли от неба, появление первых божеств, появление меньших божеств, появление творящей божественной пары, образование этой творящей парой первой земли, первый дом, первый брак, сожительство, суд, рождение. Затем идет земля, рождение островов, рождение природных божеств, божеств пищи, деревьев, гор, рек, рождение божества огня, первая смерть, первое убийство. Затем идет преисподняя, первый развод, создание фаллических божеств, создание трех правящих божеств: божество Солнца, божество Луны, Мятежное божество. Затем идет земля, распределение ее под Великим Правлением, удаление более раннего создателя, убийство божества плодов. Затем идет борьба между различными божествами, и так далее.

Она заканчивается с началом того, что мы называем историей. На земле появляется первый земной император, поэтому конечный результат – это начало японской истории, с ее по-прежнему довольно легендарным первым императором.

Эти мифы творения — я лишь вкратце набросала их структуру — очень типичны для первобытных и полупервобытных цивилизаций, которые никогда не распадались. Японская цивилизация, безусловно, не есть то, что мы назвали бы первобытной цивилизацией, однако это цивилизация, которая никогда не была отрезана от своих изначальных первобытных корней, а сохранила свою преемственность. Первобытные общества и цивилизации, которые сохранили свою преемственность, как правило, обладают такими космогониями, в которых существуют бесчисленные списки божественных, и полубожественных и королевских существ-предков. Каталог из «Теогонии» Гесиода в Греции является параллельным примером и, вероятно, более знаком, чем этот вид материала. В большом количестве цепочек божеств, в этом многообразии, можно совершенно ясно увидеть, что здесь работает своего рода тайная, окончательная тенденция: все это заканчивается или человеческой историей, или рождением человека, поэтому, несмотря на хаотический вид, в нем есть тайное развитие. Например, в этой японской процедуре совершенно ясно видно, что первые божества полностью расплывчаты и туманоподобны, и в каждом переходе к следующему божеству его фигура становится более определенной, более конкретной. Сначала он становится конкретным предком конкретной семьи, а затем, возможно, конкретного острова, а затем отдельных объектов, таких, как ель, и так далее. Так что можно сказать, что эволюция идет от всеобъемлющей неопределенности к созданию все более и более определенных единиц.

Прежде, чем мы рассмотрим, что это значит психологически, я хотела бы добавить к этому материал о частицах и цифрах. Вы увидите, что он связан и так скомбинирован, что мы можем понять всю проблему лучше и с более широкой точки зрения.

Чтобы представить материал в хронологическом порядке, я сначала должна была бы процитировать тексты о частицах, из которых возникла концепция атома, затем тексты, связанные с числами, а затем представления их в философии пифагорейцев и Демокрита, и лишь потом гностический материал. Тем не менее, я намерена сначала представить гностический материал, потому что он ближе к первобытному и японскому материалу. Это как если бы в рациональной греческой философии были бы разработаны определенные интуитивные донаучные понятия с неким привкусом научной рациональности, а в гностических спекуляциях они были исторически связаны с более примитивными идеями, как будто эти понятия, в определенной степени, были регрессом в более описательный, первобытный способ самовыражения.

В системе гностика Валентина (70) первая фигура — это Аутопатер, Само-отец, сам себя родивший или сам себя породивший отец, бессознательно покоящийся сам в себе, вечный, гермафродит, никогда не стареющий и охватывающий всю вселенную, но сам не охваченный ничем. В себе самом он содержит Эннойю, Мысль, которую другие называют также Молчание или Благодать, и в ней он содержит все другие сокровища. Но затем Мысль, Эннойя, захотела объединиться с Аутопатером, которого она взяла в мужья, это полностью внутренний брак, потому что это его внутренняя мысль, на которой он женился внутри самого себя. Они вместе породили Алетейю (Истину) и Антропоса (Человека).

Сейчас эти понятия, Алетейя и Антропос, воспринимаются в полностью архетипической форме. Это собственно человек, вечный человек, как образ Божий, а Алетейя – женское существо, своего рода олицетворение божественной Истины. Затем Алетейя также захотела сочетаться браком, и потому она объединилась со своим отцом, Аутопатером, в вечный союз. Они породили духовную четверицу, которая была повторением первой четверицы. Первой четверицей были Аутопатер, Эннойя, Антропос и Алетейя, теперь появилась еще одна: Антропос, Экклезия, Логос, и Зоэ – вновь человек, и Церковь, но Церковь как богиня, олицетворение женского, и Логос, и Зоэ, Жизнь, другое олицетворение женского. Это четверица из двух мужских и двух женских фигур. Затем Аутопатер, Антропос и Экклезия породили двенадцать других богов: шесть богов-мужчин, которые зовутся Параклитос (Святой Дух), Патрикос (дух отца), Метрикос (дух матери), Эйноус (вечный дух ), Фелетос (завершение, то есть Свет), Экклесиастикос (дух Церкви); и шесть женских сил, которые зовутся Пистис (вера), Элпис (надежда), Агапе (любовь), Синесис (понимание), Макария (блаженство), и София (мудрость).

Затем идет еще одна группа божественных сил, число которых увеличивается: добавляются еще восемь. В валентинианских системах с такими группами божественных сил, называемых Эонами, то есть вечными божественными силами, дальше идет и идет продолжение. Наше понятие архетипического образа является наилучшим из возможных переводов этого греческого понятия. Во многих других гностических системах, которые зависят от системы Валентина и отчасти созданы под его влиянием, есть подобные идеи, но некоторые из них рассматривают Эоны не как персонифицированные божественные силы, имеющие конкретные теологические имена, а как частично числа, а частично буквы алфавита. Понятия число-буква, на которых и сегодня по-прежнему основана большая часть магии, происходит отсюда.

Поразительный факт состоит в том, что до того, как происходит творение, можно обнаружить этот мотив длинных цепочек поколений таких архетипических божественных сил, порождающих одна другую, пока, наконец, мы не спускаемся до создания реальности, как она существует сейчас. Я использую слово «спускаемся» намеренно, поскольку, когда читаешь эти тексты, складывается ощущение, что наиболее всемогущие и вечные, и в то же время неопределенные, силы конденсируются, как химическое вещество, которое осаждается, медленно уплотняясь в конкретную реальность, став таким образом более разнообразной, с одной стороны, и более четкой и менее вечной, с другой, менее мощной в становлении более четкой и в то же время более многообразной. Сначала существует один, затем группа из четырех, затем двенадцать, затем группа из двадцати четырех, и так далее. Это акт умножения, который продолжается ad infinitum и в некоторых системах расширяется до тридцати шести Эонов, а иногда даже до чисел больших, чем шестьсот и более, расширяясь до постоянно возрастающего числа. Хотя сюда включены некоторые абстрактные элементы, поскольку названия этих Эонов, безусловно, являются богословскими и религиозными представлениями, а также тем, что мы бы сейчас назвали научными понятиями (в частности, идея чисел), видно, что общая картина по-прежнему такова же, как в тех самых первобытных мифах, что я приводила ранее, с идеей божественных сил, медленно конденсирующихся внизу и умножающихся, чтобы стать основными элементами реальности.

Вероятно, на той же архетипической модели основывались отдельные представители классической греческой философии, особенно атомистических теорий. Создателями концепции атома являются Левкипп и его гораздо более знаменитый ученик, Демокрит. Левкиппа трудно реконструировать, как личность, потому что у нас фрагментов его оригинальных произведений нет, или почти нет, а в более поздних текстах мы читаем лишь, что «Левкипп и Демокрит говорят….» Мы не можем определить, есть ли разница между их теориями, или чья теория есть чья, так что нам придется принять их как единое целое. Но в целом всю теорию больше приписывают Демокриту (71).

Идея Демокрита была в том, что реальность состоит из различных частиц, которые он назвал атомами, неделимыми единицами, основными составляющими реальности. Он был первым материалистом в том смысле, что он утверждал, что душа тоже состоит из материальных частиц, которые являются круглыми. Другие материальные частицы были похожи на пирамиды, иные были квадратными, или имели другие формы, что объясняет различие элементов. У этих частиц по углам были крючки, которыми они соединялись друг с другом. Они составляли цепочки таких связей, и таким образом появлялись разные материальные явления, разные материальные частицы. Поскольку у души-огня частицы круглые, душа может распространяться по всему телу и по любому предмету, потому что круглая вещь без крючков может катиться между другими частицами, и вот почему душа пронизывает все тело.

Вы видите здесь очень примитивную версию современной концепции атома, однако это действительно жутко важный шаг в истории Западной цивилизации. Эти основные тела, или атомы, могут быть поняты только мыслью – я хочу сказать, что мы не можем доказать их существование, и их нельзя увидеть в реальности.

Кроме того, Демокрит предполагал, что реальность состоит из бесконечного числа разных миров, которые все построены одинаково и имеют одну и ту же структуру. С этим связана, и никто не знает, каким образом, другая его теория, а именно, что в том облаке атомов, в котором мы ходим, вращаются определенные образы. Он говорил, что атмосфера, в которой мы живем, полна невидимых изображений, не совсем вечных, но весьма долговечных, живущих гораздо дольше, чем человеческая жизнь. Положительные и отрицательные образы летают среди атомов и во сне проникают в наш организм, и вот так появляются сны. Они овладевают нами, когда они отрицательны, и имеют демоническое воздействие, а когда они положительны, они оказывают благоприятное воздействие на нашу личность. Злые люди, мы бы сказали, черные маги, могут эманировать злобные образы и передавать их тому, кого они ненавидят, и эти образы потом будут беспокоить его во сне. Осенью мы особенно подвержены депрессии, так как штормы, ветры и дожди перемешивают эти образы больше, чем в другие времена года, и потому мы вдыхаем них намного больше.

Остается неясным, как Демокрит связывал эти образы с атомами. С одной стороны его схема на первый взгляд полностью материалистична, даже душа есть конкретный атом, но у него появляются те самые eidola (греч.; по-латыни simulcra), которые летают между атомами. К сожалению, поскольку учение Демокрита дошло до нас только в разрозненных пассажах и цитатах, мы не знаем, как он соотносил эти два вопроса, и думал ли он, что эти образы тоже в некотором роде материальны. Но вся реальность есть чрезвычайно запутанная mixtum compositum атомов и их комбинаций, включая атомы души и образы, с которыми он безусловно связывал добрых и злых духов из фольклора. Он говорил, что добрые и злые духи, демоны и малые боги из фольклора на самом деле только образы, которые кружатся вокруг. Они не вечны, но могут существовать двести, триста, или четыреста лет, прежде чем распадутся или изменятся. В реальности существует бесконечное множество их, как существует бесконечное множество миров.

У нас есть еще один фрагмент, в которой говорится, что Демокрит утверждал, что даже камни обладают душой (это объясняет, почему они образуют кристаллы и так далее), но являются ли эти души атомами огня или образами, не ясно. Когда у элементов души есть правильные примеси, то душа рождает мысли правильного рода; когда же она потревожена, род мыслей неправильный. Но образы затрагивают нас извне, они текут к нам извне и входят в нас в определенные моменты. Мышление является отчасти правильным и отчасти неправильным сочетанием таких изображений.

Я набросала эту атомистическую теорию, потому что если посмотреть на нее более внимательно с психологической точки зрения, то можно увидеть, что эоны, цифры и буквы не отличаются принципиально от этого типа частиц и образов; они всего лишь вариация той же архетипической концепции о наличии множественности основных неделимых вечных элементов, которые в своих различных сочетаниях создают реальность. У нас нет конкретных сообщений о Демокрите, но кажется, что он думал, что эти основные элементы даны изначально и не порождают друг друга, так же, как и эоны.

Еще одну идею такого множества основных элементов можно найти в пифагорейской философии, хотя эти элементы не являются атомами, материальными частицами или образами, это цифры. Натуральные числа: один, два, три, четыре… (т. е. ряд натуральных чисел) для пифагорейцев были несотворенными, вечно существующими, божественными творящими силами, создавшими всю вселенную и управляющими ею. На самом деле мы должны уточнить утверждение о том, что пифагорейцы рассматривали числа как основу мироздания, поскольку они были уже достаточно мудры, чтобы понимать, что реальность сама по себе не может быть описана, что мы никогда не узнаем, что она представляет сама по себе, однако все то, что каждый осознает как реальность, описывается числом.

Один фрагмент текста знаменитого пифагорейца Филолая, например, говорит, что все, что может быть признано реальным, есть числа, потому что в нашем мышлении невозможно осознать что-либо без числа. У числа есть две специфические формы проявления, четные числа и нечетные, а третья представляет собой их смешение, и из этих форм выводятся все формы существующих вещей. Никто никогда не мог ничего сказать о какой-либо внешней реальности, или установить какие-либо связи между вещами, или между собой и вещами, если бы не было числа, и именно число есть то, что позволяет душе осознать внешнюю реальность. Оно есть также и то, что дает физическое существование всем вещам. Нельзя увидеть истинную природу числа и его власть в мире богов, но также и во всех работах и высказываниях людей, в области всей их технической деятельности и в музыке. Природа чисел не допускает ошибок и позволяет только гармонию. Ужаса и ревности в области чисел не существует (72). Вы видите, что он уклоняется в странные психологические моменты.

Анонимный более ранний пифагорейский фрагмент (цитированный Аристотелем) утверждает, что пифагорейцы первыми занялись математикой, потому что они были убеждены, что принципами всех существующих вещей являются числа, поскольку числа являются символами для всего, что существует и происходит, более чем огонь, земля, и вода, которые, по мнению других, были основными элементами мира. Они также поняли, что каждое отношение и каждый закон, например, музыкальной гармонии, основан на числах, и им даже казалось, что вся природа должна основываться на числах в качестве основных принципов природы и основных элементов космоса.

Итак, что является общим знаменателем всего этого? Чтобы узнать об этом больше, мы сначала должны вернуться к первобытной космогонии, цитированной мною ранее. Там мы увидели, что сначала были божественные силы, которые постепенно стали менее важными и менее божественными и постепенно приобрели характеристики духов предков определенных кланов. Это случай гавайской и японской космогоний, где некоторые из этих меньших богов, когда их слава уже уменьшилась и их развитие пошло вниз к земле, стали духами предков определенных кланов.

Это характерная черта космогонических текстов. Например, «Энума Элиш» также заканчивается длинным списком изначальных королей. То же самое встречается также в Египте, где за фараоном, когда он следует в процессии, всегда следует его последние четырнадцать Ка, то есть душ его предков. Когда фараон двигался, например, в большой процессии фестиваля Сед, за ним несли четырнадцать шестов со статуями его четырнадцати Ка. Народ верил, что за ним следует большее число Ка, но последние четырнадцать были более явны, и о них были лучше осведомлены. Если вы вспомните описание рождения Иисуса в Библии – а я считаю, что там есть историческая связь с этим египетским материалом — у него есть список предков, которые явно сгруппированных в группы по четырнадцать, так что у него также есть свои группы из четырнадцати Ка позади него.

Эти списки божественных, полубожественных, а затем королевских предков кажутся обладающими большим значением. Возможно, мы должны начать рассматривать проблему отсюда и спросить, что значат эти четырнадцать Ка и перечни предков, которые мы находим повсюду в священных писаниях и в некоторых космогонических мифах. Первая гипотеза, которую можно выдвинуть, в том, что они должны иметь дело с тем, что мы называем комплексами. Мы знаем, что у человека есть эго-комплекс, о котором он, как правило, знает и с которыми он обычно выявляет, и что он окружен «облаком» того, что мы называем автономными комплексами. Для нас личность, если она не проанализировалась, будет выглядеть примерно так, как это показано на диаграмме.

Эго окружено другими отдельными комплексами

Эго-комплекс будет одним светлым пятном, которое человек осознает, а затем идут все другие комплексы, которые в целом образуют своего рода кластер, относительно закрытую систему личности в целом. Во время анализа человек постепенно знакомится с различными комплексами, которые постепенно попадают в ассоциативную связь с эго. Некоторые из них полностью интегрированы, а некоторые лишь в ограниченной степени становятся связанными с эго-комплексом. Это означает, что если я достаточно много работаю с комплексом, он сплавляется с эго-комплексом, а затем он практически исчезает в том смысле, что он не свидетельствует больше о себе в качестве автономного комплекса.

Есть и другие, которые человек осознает, знает о них, но все-таки они по-прежнему вызывают независимые эффекты. Кто-то может сказать: «О, я знаю, у меня есть положительный комплекс матери, и вот почему у меня такая-то и такая-то реакция!» Этот человек частично осознает свой положительный комплекс матери, но по-прежнему будут существовать проекции реальности, эмоциональные реакции на определенные факты, которые будут захватывать его вновь и вновь, когда лишь после события он скажет: «Ах, это опять был мой комплекс матери». Так что такой комплекс является тем, что мы назвали бы полубессознательным: человек одни аспекты его осознает, а другие – нет. Они до сих пор в значительной степени автономны, и лишь частично интегрированы.

Эго со связанными комплексами

Цель аналитической работы — это попытка добраться до эго в состояние бытия, осознавая все количество комплексов, которое только возможно, потому что это лишь защита от внезапных явлений диссоциации. Если вы достаточно осведомлены обо всем семействе комплексов, с которыми вы должны жить в вашем внутреннем доме, вы можете, так сказать, оставаться в определенно спокойном состоянии, потому что на самом деле ничего совершенно неожиданного случиться не может. Осведомленность о них имеет, следовательно, существенное значение, это лишь относительная защита от постоянной эмоциональной внутренней диссоциации. С ее помощью можно обнаружить то, что вся экономика этого хозяйства управляется другим центром, а именно Самостью. Это означает, что это не эго должно управлять или упорядочивать все эти комплексы: оно не может этого. Есть тайное регулирование всей этой системы, которое исходит от главного бессознательного комплекса личности, Самости. Если эго сможет найти мост, относительно твердое соединение с Самостью, косвенно оно также осознает все другие его комплексы, потому что оно достигло того центра, из которого управляется и направляется вся экономика личности. Поэтому непременно нужно быть в согласии и в гармонии со своей структурой бессознательного, унаследованной общей бессознательной структурой, до абсолютного максимума, чтобы иметь максимальную эффективность сознания, Маны, интенсивности личности. И когда вы видите эти изображения, или шествия, где египетский фараон идет впереди и позади него идут все священники, неся Ка, вы более понимаете, что имеется в виду: он, так сказать, не действует как индивид и из своих собственных произвольных мнений эго, но является носителем всей традиции которая находится за ним и поддерживает его, и это дает ему силу и власть, которые нужны ему, чтобы править своей страной.

Иметь связь с родовой душой и ощущать ее поддержку, вместо того, чтобы быть отрезанным от нее, -это момент абсолютно принципиального значения. Юнг выразил это в двух словах в своем эссе «Одаренный ребенок». Мы читаем:

«… мне кажется, что для любой широкой культуры особенно важно иметь отношение к истории в самом широком смысле этого слова. Важно как обращать внимание на то, что практично и полезно, как рассматривать будущее, так же важно и оглядываться на прошлое,. Культура означает преемственность, а не отрыв от корней путем «прогресса»… Подобно тому, как развивающийся эмбрион повторяет, в некотором смысле, нашу филогенетическую историю, так и психэ ребенка вновь переживает «урок раннего человечества», как назвал это Ницше. Ребенок живет в дорациональном и прежде всего в донаучном мире, мире тех, кто существовал до нас. Наши корни лежат в том мире, и каждый ребенок растет из этих корней. Зрелость оттаскивает его дальше от его корней, а незрелость связывает его с ними. Знание [и это существенный срок за нас] истоков мира строит мост между потерянным и брошенным миром прошлого и еще в значительной степени невообразимым миром будущего. Как мы должны завладеть будущим, как мы должны усвоить его, если мы не обладаем человеческим опытом, завещанным нам прошлым? Если мы лишены этого, у нас нет ни корней, ни перспектив, мы беззащитны перед обманом любыми новинками, которые может принести будущее. Чисто техническое и практическое образование не является гарантией от заблуждения и не может ничего противопоставить подделке. Ей не хватает культуры, внутренним законом которой является непрерывность истории, сознание длинной цепи поколений более, чем индивидуальное сознание. Эта преемственность, которая примиряет все противоположности, также лечит конфликты, которые угрожают одаренному ребенку».

Вы видите здесь, хотя рассмотрение идет с совершенно иной точки зрения, почему так важно быть связанным с исторической преемственностью, то есть изнутри, со своей родовой душой, быть связанным с архетипическими основами психэ. Это единственная защита от увлечения заблуждениями новизны. Как это разрушительно, видно, например, когда первобытное племя отрезано от преемственности своих предков каким-то внешним духовным влиянием, поскольку эти племена затем обычно приходят в упадок и за короткое время теряют всю свою волю и силу жить. Они потеряли преемственность, свое историческое прошлое и свое человеческое достоинство; их больше не поддерживают все их Ка, которые идут позади них и поддерживают существующего современного человека. Чтение и заучивание наизусть этих длинных списков предков царей и богов, следовательно, вероятно, связано с тем, что это – священное ритуальное действие, посредством которого человек соединяет себя с непрерывностью прошлого. Это противомагия для борьбы с диссоциацией.

В китайском тексте «Тайна золотого цветка» говорится, что с помощью медитации достигается стадия, когда сознание растворяется (74). Это состояние, за которым наблюдал медитирующий в этой китайской практике йоги, является своего рода сознательной диссоциацией. Картинка, сопровождающая этот текст, изображает человека, сидящего в позе лотоса, и из его головы поднимается один будда за другим, так что получается целая толпа будд: каждый будда создает еще двоих, и так далее. Это бесконечное умножение различных будд, сидящих в позе лотоса. После этого состояния сознательно достигнутой диссоциации, следующий шаг заключается в реинтеграции всех этих будд путем осознания так называемого вращения света.

Юнг в своем комментарии к этой части книги говорится о необходимости осознания всей душой частиц и различных автономных комплексов с целью предотвращения диссоциации. Происходящее в этом китайском медитативном упражнении является своего рода сознательно индуцированной диссоциацией, так же, как мы это делаем, например, в медитации, которую мы называем «активное воображение», ибо там тоже мы обращаемся ко всем нашим различным автономным комплексам. Мы заставляем их появиться, мы позволяем им начать существовать, а затем мы начинаем сознательную дискуссию, Auseinandersetzung, с ними. Если этого не делать сознательно, как медитативную практику, то это происходит непроизвольно под действием определенных потрясений, а затем происходит противоположный эффект этих медитаций, а именно, получившееся распадается и разрушает всю личность. Затем, говоря простыми словами, происходит шизофреническая диссоциация, «распад» личности. В продвинутой стадии шизофрении можно реально увидеть, как человеческое существо растворяется в облаке, кластере автономных комплексов, которые более не организованы. Шизофреники жалуются, что ими завладевают разные голоса и что их эго тонет в них.

Я помню девочку-шизофреника, которая находилась в больнице в течение длительного времени и которая, когда родственники посещали ее, производила впечатление, что она никого не узнает, так что они отказались от этих посещений как от безнадежных. Но позже, когда ее вылечили, она вспомнила все, что случилось, вплоть до того, в какой блузке была ее мать и что она сказала при посещении. Она осознавала все детали, но сказала, что все черти и демоны не позволяли ей показывать какого-либо узнавания. Она использовала иное сравнение, и сказала, что это было, как если бы она была под водой и могла видеть других, но не могла помахать рукой, не могла показать, что она их видит. Здесь вы видите, как эго-комплекс подавлен смешением других комплексов и более не является достаточно сильным даже для того, чтобы управлять телом или проявляться иным образом. Он все еще есть, но он слишком слаб, он просто один из многих других.

Затем есть известный случай Шребера, который дал очень интересный обзор своей шизофрении, но сказал, что его постоянно тревожат его демоны и голоса. Например, как я уже упоминала, если он хотел что-то записать, духи говорили, что это уже сделано, и он бросал карандаш и был не в состоянии написать что-нибудь. Они постоянно вмешивались, на что обычно жалуются и шизофреники в начальной стадии. Они говорят, что они могут захотеть пойти на кухню и поставить варить суп, но какой-то демон говорит что-то, и они не могут этого сделать. Один горничная сказала мне, что хотела совершить паломничество в Айнзидельн, но когда она прибыла к дверям церкви, голоса и крики демонов запретили ей войти и стали настолько громкими, что это казалось облаком дьяволов, и она вернулась домой, не совершив паломничества. Автономные комплексы подавили эго-комплекс хаотическим образом.

Эти трагичные диссоциации ясно показывают, почему первобытный человек так страстно охвачен желанием иметь души своих предков, своих Ка, упорядоченно следующих за его эго-комплексом. То, что египетский фараон идет впереди своих четырнадцати Ка, символизирует то, что он является полноценной личностью. Вероятно, поэтому также приводится и родословие Христа: это намек на его королевскую личность. Он вновь является символом полноценной личности, у которой есть все развитие прошлого, так сказать, за ее спиной, как будто все прошлое указывает на его реальность.

В книге ван дер Леу «Религия в сущности и проявлении» вы найдете еще один аспект этого (75). Ван дер Леу собрал огромное количество материала, чтобы показать, что у мертвого, согласно верованиям многих разных народов, меняется характер. Это означает, что отец, тетя, мать, любой умерший член семьи, после смерти не остается дядей Джоном или тетей Мэри и не бродит призраком в этом образе, но медленно изменяет характер, становясь все более сверхъестественной и более мощной фигурой. Некоторые постепенно становятся злыми демонами, а другие становятся добрыми numina, духами-защитниками. Они все более и более теряют свои индивидуальные характеристики и становятся более общими и мощными факторы. Таким образом, образ умерших предков смешивается, как можно ясно видеть из материала, собранного ван дер Леу, с архетипом. Мы бы сказали, на нашем языке, что покойный отец медленно становится чем-то вроде архетипа отца в психической системы оставшегося в живых сына. Связь с конкретным г-ном Смитом или Джонсоном затухает, вместе с этим затухает и память о его конкретной личности. Вместо этого сын чувствует, что защищающий архетип отца, или отрицательный архетип отца, находится за его спиной.

У некоторых философов-неоплатоников была сходная идея. Они говорили, что после смерти остаются души людей, которые соединяются с numina, то есть с божественными существами. Апулей, например, следуя Плутарху, сказал, что люди, которые следили за своей психикой, воспитывали себя и следили за своим психическим состоянием в течение жизни с помощью медитации и религиозных практик, после смерти получат особенно мощный numen и будут существовать в качестве такового. Это та же идея сочетания того, что мы назвали бы архетипическими фигурами и душами предков.

Это может также иметь и физиологическую основу. Вопрос о том, как модели поведения наследуются в животном мире (а наши в этом отношении, естественно, вряд ли различаются) по-прежнему очень велик, но кажется, что каким-то образом это связано с генами. Конрад Лоренц сумел провести в этом отношении очень значимый опыт. Он нашел два вида уток, которые находились достаточно далеко друг от друга, чтобы показывать определенно различные модели поведения, например, разные виды ухаживания в брачном танце, но все же достаточно близкие для скрещивания. Он скрестил два эти вида, и оказалось, что результат скрещивания не только физически был помесью характеристик обеих видов, но и брачный танец его был смешанным! Селезень одного из видов утки дважды опускал голову в воду и четыре раза покачивал хвостом, а другой делал это по три раза. Селезень-метис объединил эти два паттерна. Кажется, что модели поведения как целое не передаются по наследству через один ген, но элементы его рекомбинируют

у новой личности в новой форме, например, в другом типе брачного танца. Мы могли бы поэтому сказать, что если эксперимент Лоренца сможет доказать свою истинность в более широком смысле (одного эксперимента, естественно, недостаточно, чтобы решить все вопросы), это будет означать, что наши архетипические модели поведения тоже состоят из разных фрагментов поведения предков, которые вновь соединяются в новой модели поведения. И в этих психических паттернах был бы также действующий элемент наследования и преемственности, который бы еще более оправдывал важное значение этих перечней предков. Это как если бы эти примитивные генеалогии были интуитивным пониманием законов такой преемственности.

Если для нас сейчас является загадкой, как элементы модели поведения связаны с генами, мы все еще застряли на той же проблеме, что и Демокрит, а именно: как образы, симулякры, связаны с атомами? Эта связь все еще является для нас большой проблемой. Вы видите теперь, почему я ввела таким странным образом божественные числа и буквы алфавита. Основными элементами психических процессов будут цифры, буквы алфавита, симулякры Демокрита, или то, что мы называем архетипическими представлениями, с одной стороны, и проблема физического наследования, с другой. Они идут параллельно, но мы еще не знаем точно, как они связаны. Но, разумеется, важность этих родословных и цепочек богов имеет отношение к большому значению связанности с основными инстинктами, а не уходу от них благодаря новым мутациям в нашей душевной жизни.

Есть еще один элемент, о котором я хочу кратко упомянуть. В гавайской и японской космогониях, о которых я рассказывала, и скалы, и острова были созданы в определенный момент. Определенные боги, появившиеся после длинного перечня других богов, были идентичны с определенными островами архипелага. Естественно, что в странах, где местность представляет собой скопление островов, это очевидный способ проекции архетипов. Но его можно найти и у народов, земля которых не представляет собой островной структуры: в таких случаях в определенный момент эволюции богами стали горы, реки, или другими особые географические точки. Таким образом, мы можем сказать, что общим знаменателем является особая географическая точка, будь то одинокое старое дерево, или холм, или горы, или скала, или остров. Частности, соответственно, зависит от страны, из которой люди родом.

На такие особые географические точки опускается Бог, когда он проявляется, спускаясь из небесного тумана. Он становится идентичным с определенными географическими особенностями, и поэтому во многих системах первобытной религии и мысли есть настоящая психическая география. Обычно вы можете увидеть вблизи такого племени значительную гору: это место для отношений с Богом, то есть место, где великие люди получают свои сны, свои откровения, куда знахари уходят поститься и откуда они возвращаются, вступив в контакт. И у нас в религии также есть горы Синай и Фавор. Обычно существует также место, куда проецируется темный Бог, или Бог зла: это может быть темная расщелина, темный ручей, пропасть, или кратер вулкана – все, что может быть подходящим местом, куда можно проецировать сверхъестественную, темную, злую сущность, место, где не ходят по ночам, и так далее. Некоторые места наводят на такие мысли. Если некто планирует совершить убийство, фантазия о его осуществлении может настичь убийцу лучше всего, когда он приходит к некоему темном месте в лесу. Юнг, например, всегда ссылался на убийство эрцгерцога Иоганна, который был убит в темном ручье, а убийца ехал за ним, зная с самого утра, что во время этой поездки он собирается убить его. Когда он вошел в этот темный проход, то воскликнул: «Эта свинья не должна больше жить», и заколол его сзади. Это было место, которое катализировало его решение совершить убийство. Интересны также данные криминалистики: в определенных темных местах вновь и вновь совершались изнасилования и убийства, в определенных местах в лесах вблизи городов. Действительно, чувствуется, как будто злые духи заманивают туда людей, и что человек, уже находящийся на грани совершения преступления, катализирует свое намерение в таком месте.

Так что еще существует психологическая география, и до сих пор как будто определенные сочетания пейзажа формируют также и наше внутреннее психическое настроение. Есть подходящие места для определенных дел, фантазий или идей. В первобытной мифологии это видно в еще большей степени. Если вы читаете названия на карте территории первобытного племени, то на самом деле у вас есть карта их коллективного бессознательного: место, где положительный Бог проявляет себя, где зло вырывается наружу, где зачинаются дети. Если вы посмотрите на символизм названий, все коллективное бессознательное окажется идентичным с географической местностью, в которой живет племя. Это показывает, что внешнее окружение живого существа служат катализатором проекции определенного бессознательного содержания. Мы рождаемся со всеми этими унаследованными архетипическими паттернами представления, и, когда мы попадаем в соответствующую ситуацию или пейзаж, это действует как стимул, и архетипическое содержание проецирует себя на это место. Вот, наверное, почему во многих примитивных космогониях есть этой странная связь, когда боги становится скалами, островами или холмами, или места, где одна река впадает в другую. Там Бог «приземляется» в реальность.

У современных же людей, когда что-то приближается к сознательному восприятию через проекцию либо непосредственно, сны, как правило, показывают, как что-то где-нибудь спускается на землю. Я помню, что когда-то видела сон, который забавлял меня бесконечно. Мне приснилось, что архангел Михаил приземлился в Швейцарии на холме, недалеко от Берна, но что правительство так испугалось, что окружило его военным кордоном. Берн – столица, это означает центр психэ, символ центра, и там приземлилось важное содержание, но обычное сознание было очень напугано этим пониманием. Этому предшествовали около трех недель очень важного умственного осознавания, которое затем вошло в сознание . Во время сна мое сознание было вполне спокойно и не пугалось архангелов или кого-нибудь в этом роде. Но это было оповещение, что сейчас к области осознания будет подходить архетипическое содержание; эта божественная фигура, приземлившаяся на особой географической точке, предшествовала осознанию.

И еще, когда люди должны принять очень важное решение, огромный шаг, от которого, можно сказать, зависит все их будущее, они видят такие сны, как собрание предков или собрание умерших. Помню, однажды, когда я должна была принять важное решение, затрагивающее всю мою жизнь, мне снилось, в ночь после того, как я приняла решение, что все умершие люди на небе, которые играли в игру «хальма» (род игры с залогом), перестали играть, подошли к небесным окнам и посмотрели вниз, как будто все они собирались участвовать в принятии решения. Хотя они не обеспокоены тем, что там внизу, на земле делают эти живые вши, ведь они находятся в вечном блаженстве и играют в «хальма», но все же, когда человек принимает важное решение, они перестают играть и смотрят в окно.

Я видела много других снов такого рода. Как правило, они возникают, когда человек действительно должен сосредоточить весь потенциал своей личности для того, чтобы сделать следующий шаг, решающий шаг, от которого зависит весь процесс индивидуации. Такие шаги настолько страшны, что слабое эго не может сделать их, вот почему такие концентрирующие процессы происходят и показываются в снах – потому что эго не может сконцентрировать свои силы. Это спонтанное событие, словно вся жизненная структура личности сконцентрировалась в нем. Естественно, такой сон, или такой опыт, дает потрясающее чувство уверенности, твердости, мужества, появляется ощущение, что все прошлое за тобой, поддерживая тебя, и тогда можно делать рискованные вещи, на которые не хватало смелости, чтобы сделать их в нормальном психическом состоянии. Вот почему всякий раз, когда первобытные люди должны принять важное решение, они сначала танцуют, чтобы отождествиться с предками, и, надевая маски и становясь таким образом духами предков и сливаясь с ними, они приобретают силу сделать трудный жизненный шаг.

Так мотив богов медленно сходящих вниз в духов предков, с одной стороны, и мотив умерших, медленно поднимающихся вновь на уровень архетипических сил, с другой, на самом деле нужно рассматривать вместе. Все они означают восстановление родовой архетипической основы личности, осознания, или осознавания ее как необходимой поддержки для хрупкого, недолгого существования индивидуального эго. Подобный опыт стоит за всеми различными народными верованиями в призраков, бродящих группами, как, например, в вере германцев в дикую охоту Вотана, когда призраки едут через леса, держа головы под мышками. Как правило, они доброжелательны к тем, кто относятся к ним хорошо, и злы по отношению к тем, кто обижает их.

В первую ночь, когда я спала в моем загородном доме в деревне после того, как он был построен, мне приснилось, что прибыла огромная процессия из крестьян в средневековых воскресных одеждах – но на самом деле они были призраками. Они пришли ко мне, и я думала о том, как я хотела быть там одна, и что я не открою дверь, но потом я увидела, что это была также и свадьба, с по-крестьянски выглядевшим женихом и его невестой, и потому я подумала, что я должна что-то сделать и бросилась в подвал, чтобы достать вина, а затем проснулась. Юнг интерпретировал это как накопление, концентрацию душ предков, определенно одобряющих шаг, который я сделала. В более позднем сне, через несколько месяцев, пришли даже обезьяны: сначала призраки – вновь крестьяне в масках привидений – пришли ко мне и через какое-то время они превратились в красивых серебристо-серых обезьян, которые развлекались по всему дому. Это был очень приятный опыт. Я проснулась с чувством восторга и счастья после наблюдения из окна, как обезьяны танцевали вокруг дома, прыгая с ветки на ветку элегантными движениями. Это значило, практически, не только интеграцию душ предков, но даже животных предков. Естественно, если вы живете в загородном доме, где нет электрического света, и где вы практически не можете мыть и можете только варить на огне, обезьяна в вас чувствует себя бесконечно счастливее, чем запертая в тюрьме городской квартиры со всеми ее электрическими приборами, ибо там обезьяна довольно несчастна. Итак, субъективно интерпретируя, душа животного, обезьяны, чувствует себя живой через этот образ жизни, она приходит в себя, и это естественно ощущается индивидом как поддержка, так как он опирается на свои родовые корни, включая даже духи животных. Таким образом, во многих первобытных ритуалах люди не только идентифицируют себя со своими мифологическими предками в танцах, но даже со своими предками-животными, и они становятся этими животными и разыгрывают их роль. Первобытное племя находится в постоянной опасности потерять свою связь с животным миром внутри себя и даже на этом уровне оно должно постоянно воссоединяться с ней.

Во многих крестьянских общинах все еще верят, что мертвые ходят по земле, и благоволят к некоторым людям, которые обладают вторым зрением: они могут видеть мертвых и говорить с ними – и посещают их. Я жила в своем доме не более двух недель, когда крестьянка, живущая по соседству, пришла ко мне и с очень озабоченным выражением лица прочитала мне долгую проповедь о том, что души умерших живут и блуждают вокруг, и что нужно относиться к ним достойно, тогда они смогут защитить дом и предотвратить его поджог или грабеж и т.д. Она, очевидно, предполагала, что я была городской рационалисткой и что она должна познакомить меня с местными обычаями. Когда я заверила ее, что я так или иначе на сто процентов убеждена в этом, она посмотрела на меня пораженно и явно немного разочарованно, потому что пропал весь смысл ее проповеди, а потом я поняла, что она сама сомневалась в том, что говорила мне, и через некоторое время почувствовала довольно приятное спокойствие. Примерно через полгода она умерла, неожиданно, после операции. У нее был аппендицит, и после него что-то пошло не так. Ее беспокойство было также предчувствием смерти, и поэтому она с такой страстью пыталась убедить меня, или скорее себя, что души предков живы и бродят по лесу. Она была очень рада, когда я заверила ее, что мне не составляет абсолютно никакого труда верить в то, что она мне рассказала. Итак, вы видите, насколько, даже в нашем обществе, это верование по-прежнему живо, если у людей есть достаточно уверенности, чтобы сказать вам об этом, потому что они не всегда откровенны на эту тему.

Мотив генеалогий прошлого – богов и предков – имеет, по моему убеждению, еще один вывод, который не противоречит тому, о чем я писала ранее, а, скорее, поддерживает. В своей статье «Синхронистичность: акаузальный принцип подключения», Юнг говорит о факторе, который он называет абсолютным знанием. То, о чем я буду говорить сейчас, проникает на практически не изведанную территорию, поэтому, пожалуйста, примите это как есть: это одна из пограничных областей нашего знания, где мы в большей или меньшей степени по-прежнему нащупываем путь в темноте.

Как вы знаете, когда происходят синхронистические явления, нельзя не прийти к заключению, что где-то «все известно», все, что внешне кажется совпадающим случайно, но совпадения эти являются значимыми. Если, к примеру, вы используете И-Цзин, это выглядит как если бы «оно», структура бессознательного, знало о фактах, которые еще даже не произошли. Большинство методов дивинации основаны на этом, и если принять гипотезу, что значимые совпадения есть форма, в которой проявляет себя архетип, то мы должны предположить, что с этим архетипом связана определенная освещенная область или полусознательное. В главе, в которой Юнг говорит о предшественниках его идеи синхронистичности, он цитирует знаменитого Агриппу Неттесгеймского, который говорит о том, что с помощью оракулов, экстаза и явления пророчества человек может предсказывать будущее. Юнг далее говорит в «Структуре и динамике психэ»:

Агриппа, таким образом, предполагает наличие врожденного «знания» или «восприятия» в живых организмах, идея, которая повторяется и в наши дни у Ганса Дриша. Нравится нам это или нет, мы оказываемся в этом затруднительном положении, как только начинаем серьезно задуматься о телеологических процессах в биологии или исследовать компенсаторную функцию бессознательного, не говоря уже о попытке объяснить явление синхронистичности. Конечные причины, как их ни крути, постулируют предвидение какого-то рода. (76).

Проще говоря, можно сказать, что всякий раз, когда у процесса есть конечный аспект, когда он движется к цели, постулируется, что эта цель известна заранее, по крайней мере смутно. Таким образом, каждое окончательное объяснение факторов предполагает существование какого-то предвидения.

Конечно, это не знание, которое может быть связано с эго, и, следовательно, не сознательное знание, каким мы его знаем, а, скорее, самостоятельно существующее «бессознательное» знание, которое я бы предпочел называть «абсолютным знанием». [Вот этот важный момент, к которому я подвожу.] Это не познание, но, как прекрасно назвал это Лейбниц, «восприятие», которое состоит – а если быть более осторожными, то кажется, что состоит – из образов, из бессубъектных «симулякров «. Эти постулированные образы предположительно то же самое, что и мои архетипы, которые могут быть показаны как формальные факторы в спонтанных произведениях фантазии. Если выразиться современным языком, микрокосм, который содержит «образы всего творения», будет коллективным бессознательным (77).

Итак, для первобытного человека сохранение своей связи с родовыми элементами значимо в том числе и потому, что это единственный путь, которым он может достичь этого абсолютного знания коллективного бессознательного. Если отрезать себя от инстинктивной основы вашей личности, вы также отрежете себя от всякой возможности этого «абсолютного знания», что означает, что ваши возможности познания реальности сводится к тому, что вы знаете благодаря эго своей личности. Вы лишаете себя связи с этим абсолютным знанием и всех возможностей предвидения будущего, знанием где-то в бессознательном, что произойдет и как это будет происходить.

Сейчас, особенно для первобытных людей, которые вынуждены жить в условиях, когда непредвиденные события случаются постоянно, и которые очень открыты по отношению к природе, предсказательное знание, нащупывание абсолютного знания, имеет важное значение. Нельзя знать разумом, когда идешь по носорожьей тропе, что через десять минут носорог встретит тебя. Это невозможно при помощи любого сознательного расчета, но можно узнать это через абсолютное знание, потому что это будет синхронистичным со всей совокупностью твоей жизни. Можно даже знать, вставая утром, что сегодня у вас будет встреча с носорогом: «оно» знает это, вы же не можете знать этого!

Поэтому, выявление источника абсолютного знания, собранного в коллективном бессознательном, имеет жизненно важное значение для первобытного человека, и мы можем сказать, что точно такое же жизненно важное значение оно имеет и для нас. Мы тоже постоянно попадаем в ситуации, когда нашего рационального взвешивания фактов недостаточно. Мы по-прежнему подвергаемся огромному количеству неожиданных событий, и если у нас есть методы и возможности задействования так называемого абсолютного знания коллективного бессознательного в нас, мы, естественно, находимся в гораздо лучшем положении, чем тогда, когда мы теряем эти знания. Поэтому я считаю, что это потрясающее выделение родовой непрерывности, которое делают столь многие религиозные и мифологические системы, также частично оправдано необходимостью сохранения связи с абсолютным знанием бессознательного.

Роль чисел также стоит описать в этой главе. Мы знаем, что восемьдесят, если не больше, процентов всех мантических или предсказательных методов основаны на натуральных числах. Можно, например, сделать предсказание, прочитав имя человека: нужно заменить каждую букву имени соответствующим числом. Эта каббалистическая традиция иногда до сих пор используется. По сочетанию чисел вы делаете свое предсказание. Гадание по китайскому И-Цзину основано на числах. Бросание костей, как у африканцев, и подобные практики гадания основаны на числах. Натуральное число играет существенную роль в большинстве из них. Юнг говорит в той же статье:

Существует что-то особенное, можно даже сказать таинственное, в числах. Они никогда не были полностью лишены своей сверхъестественной ауры. Если, как говорит нам учебник математики, группа объектов лишена любого из их свойств или характеристик, то остается еще, в конце концов, их число, которое, кажется, показывает, что число не сводимо ни к чему. (Меня не интересует здесь логика этого математического аргумента, а только его психология!) Последовательность натуральных чисел неожиданно оказывается больше, чем просто нанизывание одинаковых единиц: она содержит всю математику и все то, что еще предстоит открыть в этой области. Число поэтому в каком-то смысле есть непредсказуемая сущность. Хотя я бы не стал пытаться сказать что-либо освещающее внутреннюю связь между двумя такими, казалось бы, несоизмеримыми вещами, как число и синхронистичность, я не могу не отметить, что их не только всегда ставили в связь друг с другом, но оба обладают нуминозностью и таинственностью, как общими характеристиками. Число неизменно используется для характеристики некоторых нуминозных объектов, а все числа от одного до девяти являются «священными»… Самым элементарным качеством объекта является то, один он или их несколько. Число помогает более всего другого для привнесения порядка в хаос явлений. Это предопределенный инструмент для создания порядка, или для поддержания уже существующего, но пока неизвестного, правильного расположения или «упорядочивания». (78)

Это означало бы, более простыми словами, что коллективное бессознательное состоит из симулякров, eidola в смысле Демокрита, или образов, которые логически не связаны между собой. Эти образы включают определенный порядок или упорядоченность как свой собственный порядок. Число есть самый простой, самый примитивный инструмент привнесения порядка. Первым, что я делаю, когда я хочу упорядочить что-то, является подсчет объектов; потом дифференциации становится больше — я определяю объекты или их позиции, но это уже гораздо сложнее. Если вы хотите упорядочить своих овец, вы считаете их, затем вы можете также отделить баранов от овец, и одних поместить в хлев, а других нет, но самым примитивным способом является их подсчет, если вы хотите мысленно господствовать над ними. Поэтому число – самый простой инструмент привлечения бессознательного понимания порядка в сознание, от него можно лучше нащупать совокупность бессознательного. Вероятно, поэтому он используется в большинстве мантических методов. Существует гораздо больше очень загадочного, но именно здесь Юнг остановился, очень сильно намекая, что в этой области предстоит открыть бесконечно больше. Все это связано с проблемой генеалогии в космогонических мифах, поскольку в некоторых гностических и неоплатонических космогониях архетипические цепочки заменены числами. Создание идет, так сказать, когда два развиваются из одного, три развиваются из двух, и т.д. Или наоборот, ряд натуральных чисел отражает организующий закон за каждым актом творения.

Пер. Яна Знаменская