Натан Шварц-Салан
Тайна человеческих отношений.
Алхимия и трансформация Самости.
Вступление
Вводя понятие интерактивного поля, Натан Шварц-Салан показывает, как состояния сознания, которые могут подорвать наши отношения (личные и общественные), могут стать позитивными факторами в трансформации этих отношений, став доступными пониманию.
Опираясь на идеи древнего искусства алхимии, он объясняет, как трансформационный процесс может быть приведен в движение - как только партнеры, состоящие в отношениях, научатся входить в интерактивное поле между собой и открывать для себя «безумные» состояния сознания, свойственные каждому индивиду. Этот процесс освоения усиливает взаимопонимание, укрепляет отношения и освобождает творчество. Связанные люди могут выйти за рамки распределения обвинений в «неправильности», постоянно усматриваемой в другом и являющейся неразрешенной причиной конфликта. Признавая субъективность и состояния ума, влияющие на наши реакции по отношению друг к другу (а также существование «третьей области», воздействующей на обоих), люди становятся способны трансформировать достаточно хорошие отношения в страстный и волнующий опыт.
Иллюстрированная многочисленными клиническими примерами, «Тайна человеческих отношений» базируется на работе Юнга, давая пищу для размышлений и являясь вдохновляющим текстом для тех, кто желает вовлечься в мистерию развития внутри себя и внутри отношений.
Натан Шварц-Салан прошел подготовку юнгианского аналитика в Цюрихе, Швейцария. Он – директор «Центра аналитических перспектив» в Нью-Йорке, ведет психологическую практику в Нью-Йорке и Принстоне, Нью-Джерси. Он является автором многочисленных клинических статей и книг, включая работу «Юнг об алхимии» (издательство «Routledge»).
Предисловие
Тайна человеческих отношений рассматривает трансформацию Самости (как индивидуальной, так и взаимодействующей с другими) через объединение научного понимания пути раскрытия личности с перспективой, предоставляемой древними и имагинальными объективами алхимии. Из-за того, что алхимические мироощущения столь радикально отличаются от современных научных методов, имеющих очевидный успех и вытесняющих их, невозможно избежать вопроса о том, как современная работа с отношениями может извлечь выгоду и глубинно базироваться на таинственных и, по-видимому, иррациональных моделях алхимического мышления.
Наиболее известным и, возможно, даже наиболее развитым процессом алхимии были попытки преобразования базовой субстанции (такой как свинец или ртуть) в драгоценный материал, такой как золото или серебро. Мы мало знаем о том, как алхимическая традиция, которая просуществовала более двух тысячелетий перед тем, как быть дискредитированной современной наукой (только в последние три века), применяется к тонким областям человеческого опыта, расположенным в реальности между сознанием и материей (областей, которые наука почти полностью отклонила или отвергла).
На самом деле, алхимическое мышление наполнено странными метафорами и сложными образами, обеспечивающими точное и просвещающее понимание пути, на котором процесс между двумя людьми может прорабатываться и трансформироваться. В своем признании жизненного взаимодействия между порядком и беспорядком, а также трансформационного потенциала хаоса, алхимия может помочь нам принять и оценить области интенсивного хаоса внутри разума. Ранее в своих работах я называл эти области «безумными частями здравомыслящих людей».
Алхимическое мышление отличается от современных подходов к проработке личности и отношений, делающими ударение на причинности и основывающими своё обоснование на повторяемости опытов и результатов. Например, в то время как современные подходы могут фокусироваться на таких вопросах, как развивающие неудачи или пути, на которых эти неудачи возвращаются в, так называемом, переносном и контрпереносном процессе, алхимическое мышление предлагает понимание глубины и тайны взаимоотношений, которые могут позволить человеку пережить одушевленное пространство, являющееся живым смыслом и содержащее свой собственный процесс. В этой книге я хочу использовать алхимическое мышление внутри контекста научной перспективы психотерапии с целью обретения понимания таинственной «нижней» стороны отношений (ибо переживание их глубин подразумевает включение в себя этих различных порядков мышления и восприятия). В частности, я хочу изучить алхимическое понятие реальности тонкого тела, существующей как «третья вещь» или «третья область» между людьми.
К.Г. Юнг обнаружил, что древний символизм алхимии превосходно подходит для понимания сложных взаимодействий, порождаемых сознанием и бессознательным психе аналитика и анализируемого. Я использовал работу Юнга в своей попытке понимания природы «третьей области», создаваемой двумя людьми, состоящими в отношениях и которая, в свою очередь, может иметь трансформационный эффект на сокровенную структуру каждого человека. Истинная тайна отношений заключается не столько в стремлении к пониманию того, что на кого проецируется, сколько в освоении «третьей области», «промежуточной» реальности, представляющей собой главный фокус древней науки в целом и алхимии в частности.
Посредством изучения символизма и практики алхимии, я пришел к осознанию и пониманию состояний экстремального хаоса (часто хаос содержит сокрытый вид порядка), который не только живет внутри людей, но который также определяет важный аспект интерактивного процесса между индивидами во взаимоотношениях. Далее, наблюдая как этот интерактивный процесс имеет свою собственную жизнь, я также видел, что хаос в его сердцевине был истинной жизнью взаимоотношений. Вместо того, чтобы видеть отношение как нечто такое, что два человека делают друг для друга (или как определенный вид партнерства), я начал смотреть на отношения как (используя математическую фразировку) на область, в которую вовлечены оба человека и которая, что наиболее загадочно, движется и формирует их процессы, как индивидуально, так и совместно - как если бы эти процессы были волнами на большом море.
С этой позиции, понимание тайны отношений требует пути мышления, отличного от современных научных подходов. Для «промежуточного» мира, который люди могут (сознательно или бессознательно) переживать, требуется подход, бывший оплотом культур до начала новой парадигмы науки и причинности, начавшей появляться в шестнадцатом и семнадцатом веках. Именно эта «промежуточная» область (например, между теми же сознанием и материей) привлекла моё внимание к алхимии как к способу понимания отношений. Я не нашел лучшего гида в этой «первозданной» логике, чем древняя наука алхимии.
Мой интерес к алхимии помогал мне встречать проблемы отношений, предлагаемые многочисленными анализируемыми в психотерапевтической практике, а также моим собственным браком, моими собственными детьми, да и самой жизнью. Конечно, все, что эта книга может предложить современным отношениям было глубоко извещено работой с моими пациентами, чей клинической материал (часто сфокусированный на сложности и уязвимости движений между близостью и безумием, которые, подобно вторжению бога древних культур, поражали мышление и эмоциональную согласованность) образует субстанцию большей части этой книги. Я очень благодарен им за их честность, вовлеченность, а особенно – за уроки.
Я также хотел бы отметить свою благодарность за участие студентам «Семинара Алхимии» в Центре Аналитических Перспектив в Нью-Йорке. Стимулирующий характер дискуссий этого семинара привел к новой глубине понимания и выявил важные смыслы алхимической образности и текстов, некоторые из которых использованы в этой книге.
Кроме того, я был глубоко тронут помощью в редактировании, которую получил при написании этой книги. Роджер Риендеау, профессиональный редактор и писатель, в дополнение к роли инструктора и консультанта по научному письму в Университете Торонто, сам стал подобным алхимику в процессе редакции настоящей книги. Он многое узнал о тайнах хаоса, занимаясь моей ранней рукописью. Я извлек большую пользу, будучи вовлеченным в интерактивную область, где его неутомимая энергия и интеллект помогли образовать между нами созвездие. Редакторский процесс также щедро и жизненно совершенствовался Джеральдиной Фогарти, чья критическая способность идентифицировать и исследовать неопределенность или неясность идей, допущений и выражений значительно уточнила перспективу и структуру данной книги. Я очень благодарен ей за дружбу и приверженность на протяжении этого процесса. И моему другу Джеймсу Баба я серьёзно обязан благодарностью за его старательное чтение и перечитывание рукописи. Его вклад я глубоко лелею, а его усилия сделали эту книгу намного лучше, чем она могла бы быть. Я также должен выразить своё признание "Van Waveren Foundation" за грант, который сильно помог в финансировании редакции данной работы.
В конечном счете, отношения имеют тайну, которая может быть познана только через проблему близости, через мудрость и поле зрения человека, с которым происходит взаимодействие, снова и снова. Моя супруга, Лидия, внесла свой вклад в эту книгу, зачастую обнаруживая способ выражения невыразимого опыта и рождающихся идей. Но более того, я не был бы сегодня тем человеком, каким являюсь, если бы не мои взаимоотношения с ней. Также я не смог бы понять закономерности, представленные в этой книге, если бы не пережил проблемы и прозрения, пришедшие через переживание боли и радости наших отношений. Она была моим главным гидом в нашем постоянном процессе. Её я и посвящаю эту книгу.
Благодарности
Я хотел бы выразить признательность библиотеке кантона Санкт-Галлен, Швейцария, за разрешение воспроизведения изображений из их копии Rosarium Philosophorum, St Gallen, Kantonsbibliotek (Vadiana), Vadianische Sammlung, Ms.394a.
Я благодарю Британскую Библиотеку за разрешение воспроизвести изображения Splendor Solis из Ms.Harley 3469 и 1582.
Выражаю благодарность «Press Gang Publishers» за материал из Anne Cameron, Daughters of Copper Woman (Ванкувер, Канада: Press Gang Publishers, 1981). Перепечатывается с разрешения издателя.