Глава 1. Корни ангельской магии

НайджелЭлдкрофт Джексон

МайклГовард

Столпы Тубал Каина

Главапервая

Корниангельской магии

Маг

«Вы произведете Эоны, Миры и Небеса для того,чтобы Души Умственных Сфер пришли и обитали с вами; вы станете Богами и увидите Бога в себе; Онбудет пребывать в вашем Эоне». Из папируса Брюса.

Происхождение еврейской ангелологии и магическихкультов поклонения ангелам на Ближнем Востоке несет сложный комплексперсо-иранских, египетских, ханаанских и греческих культурных влияний. Онивлияли на семитский религиозный мир по особым историческим каналам. Всовременной христианской теологии роль ангельских иерархий практически забыта.Несмотря на их повсеместное присутствие в западном искусстве и религиознойиконографии, они больше не считаются имеющими сколько-нибудь большоетеологическое влияние. В современном движении Нью-Эйдж существование ангельскихсил признается, но в урезанной форме, которая мало напоминает об их реальномзначении и силе. Пришло время пересмотреть и восстановить древние учения обэтих трансцендентных духовных сущностях в контексте западной тайнойтрадиции. Тогда их подлинное значение впрактике Высшей Магии, «божественном искусстве» мага, будет восстановлено какэмпирически, так и теоретически.

Высшая Магия ангелов воплощает могучий корпус эзотерическогознания, или гнозиса, которое проливает свет на скрытое прошлое человеческойрасы и его мистические будущие возможности, сообщая указания о невероятноммогуществе, проявленном на высших уровнях духовного сознания. Ангельские силы –перворожденные эманации Божественного Разума, буквально посланники высшей волии нуминозные воплощения трансцендентальной мудрости. Призывание ангельских силсвета, таким образом, по праву принадлежит высшему уровню магической практики,сфере теургии («Божественной работы») или сверхбожественной магии. Прежде, чемпытаться взаимодействовать с ангельскими силами, вероятно, желательно иметьясное представление об историческом происхождении этой традиции и различныхпотоках архаической наследия мудрости, которые изливали ее тысячелетиями. Такмы приобретем твердое представление о фундаментальных понятиях эзотерическойангелологии.

В Египте фараонов мы находим упоминания на такойкласс божественных представителей, как Уршу (Urshu), или «Стражи», этоттермин, как мы видим, имеет огромное значение, а также на додинастическую расуполубогов, называемых Последователями Гора. Они предположительно правили затысячи лет до первого смертного короля, и Льюис Спенс в своих «Мифах и легендахЕгипта» (1915) классифицирует их, наряду с Ашему (Ashemu), Хенмемет (Henmemet),Утенну (Utennu) и Афа (Afa) как «существ, которыхможно описать как ангельские». Шемсу-Херу (Shemsu-Heru)считались божественной свитой бога Гора в так называемое Первое Время, до того,как началась история. Аху (Akhu), или «Преображенные»,обитающие за «неутомимыми звездами» Полюса, тесно связаны с мистическим орденомШемсу-Херу. Их родовое мистическое знание, вероятно, лежит в основе глубочайшихуровней арамейской ангелологии.

В древней египетской мифологии Первое Время, или«Эра Богов», было связано с установлением цивилизации в дельте Нила.Иероглифические тексты на стенах храма в Эдфу, между Луксором и Асваном,упоминают Первое Время и Старших Богов, служивших культурными примерами ицивилизаторами для ранних примитивных людей на этой планете. В частности,тексты упоминают Семь Мудрецов или семь богов (семь архангелов?), ответственныхза возведение первых храмов, и в особенности главного, известного как «ДомБога». Изначально считалось, что Старшие Боги пришли с острова, известного какпросто «родина Древних», уничтоженного потопом. Эти сущности были известны подразными именами: «боги-строители», «Старшие или Древние» и «Повелители Света».Их основной задачей, по-видимому, было охранение древнего знания с далекого прошлогодо наших дней и будущих поколений (Bauval andHancock 1996: 198-202).

Некоторые оккультные традиции также утверждают,что первые боги и богини династического Египта были пришельцами с острова,уничтоженного катаклизмом. Многие оккультисты отождествляют этот остров стаинственным затерянным континентом Атлантиды, существование которого до сихпор спорно. Первые божества Осирис и Исида, как говорят, правили ранним Египтомв человеческой форме и принесли с собой элементы цивилизации, включая агрикультуру.Согласно писаниям Гермеса Трисмегиста, датированным I-IIIв. н.э., божественная пара «принесла человечеству божественную религию иостановила свирепствовавшие взаимные убийства. Они установили обрядыпоклонения, в соответствии со священными силами небес они стали законодателямидля человечества» (Freke andGandy 1997:88). Их придворный писец и маг Тот (произноситсяТе-Ху-Ти), ибисоглавый бог мудрости, ввел в Египте письменность, математику,измерение времени и астрономию.

Этой традиции учили в магической группе,известной как Орден Утренней Зари, основанной астрологом, тарологом и магомМадлен Монтальбан в 1950-е годы. Эта группа основывалась на смеси египетскихмифов, средневековой ангельской магии и люциферианской философии. Монтальбанучила студентов, что египетские боги были формами, которые принялиангелы-наставники или планетарные правители, иногда воплощавшиеся на Земле,чтобы способствовать физической и духовной эволюции человеческой расы. Далекиеот примитивных и атавистических форм поклонения, изображения египетских божествс головами животных были обучащим инструментом среди храмовых жрецов дляобъяснения свойств и атрибутов каждого бога. Например, ибис проводит жизнь наберегах реки, вылавливая пищу длинным клювом. Это символизирует собирание и сопоставлениеТотом крупиц мудрости и знания. Подобным же образом шакал копался среди могил,а облаченный в маску шакала Анубис был богом, провожавшим мертвых в подземныймир.

В Абидосе богу Осирису поклонялись как главеСеми Мудрецов или Семи Строителей. Каждый носил на короне символ урея илиегипетской кобры, поднявшейся для удара. Он представлял космический огонь,низведенный с небес на Землю Старшими Богами. Осирис связан и с солнечнымархангелом Микаэлем или Михаэлем, и с персидским богом огня и света Ормуздом. Влюциферианской традиции, однако, Осирис — одно из воплощений архангела,известного как Светоносец, который как Азазель возглавил восстание падшихангелов или Стражей во время войны на Небесах.

Тогда как наши магические традиции ангельскихсуществ заимствованы в основном из еврейских писаний, на которые мы часто будемссылаться в книге, общепризнанно, что еврейские знания в отношении этих существбыли значительно расширены и обогащены во время и после периода вавилонскогопленения. Тогда они ознакомились со сложными астрологическими и звезднымисистемами волшебства древней Месопотамии. Когда Кир Младший, персидский шах,положил конец изгнанию евреев в Вавилоне, еврейская религиозная культура началаассимилировать многие особенности духовности Магов Ирана. Знание большинствалюдей о магах происходит из краткого упоминания в Новом Завете о трех мудрецахили астрологах, посетивших и выказавших почтение ребенку Иисусу. Иногда ихописывают как Трех Магов, и предполагается, что они следовали за «звездой навостоке» из Персии (современный Иран).

В апокрифическом Первом Евангелии Детства ИисусаХриста, одном из многих текстов, исключенных из Библии, сказано, что эти тримудреца пришли в Иерусалим в поисках Иисуса из-за пророчества , провозглашенного огнепоклонникомЗаратустрой о рождении нового мессии. Оно также сообщает, что после принесенияподношений ребенку маги «по обычаям их страны» разожгли огонь и поклонилисьему. Затем они принесли в жертву разожженому огню пеленки ребенка (3:6-7). Этопредставляет собой доказательство того, что три мудреца были магами илипоследователями зороастризма или даже иной, более древней формы персидскогоогнепоклонничества. Иная традиция утверждает, что они были каиниты, или«огненные люди», потомки ветхозаветного Каина.

Еврейские представления об архангелах, вчастности, начали процветать в годы после изгнания, когда еврейские мудрецывпитали древние маздейские идеи у магов. Эти идеи касались небесных существ,известных как Амерша-Спента (Amersha-Spenta),«Бессмертные благодетели» и небесных посланцев, называемых Йазатами вперсидской традиции, по аналогии с Яджата в Индии. В Амерша-Спента мы можемразличить древних божественных существ индо-иранского пантеона, божественныетипы, оказавшие столь глубокое влияние на развитие еврейской ангелологии. Дажееврейские имена архангелов, такие как Габриэль («Сила Божья») и Рафаэль(«Исцеление Божье») образованы по иранскому образцу, описывавшему различныеэманации Высшего Божества. Они являют сходство с «Бессмертными Благодетелями»,культ которых господствовал в персидской империи почти за тысячу лет до новойэры.

Зороастрийские реформы принесли новыепредставления о древних богах и богинях Персии в более мистико-философскомключе, породив видение Амеша-Спента, архангелов маздейской религии. Еврескийдух соединил персидский культ «Милостивых Бессмертных» с планетарными иастрологическими божествами, которых они встретили в ассирийской и вавилонскойкультуре, это смешение породило уникальную еврейскую ангелологию с ее сложнымисимволическими аспектами и космологическими классификациями.

Каноническая последовательность Амеша-Спента,данная в зороастрийской литературе, очевидно заимствована из древнего пантеонамагов. В их верном порядке они расположены так: 1) Воху Мана (VohuManah) - «Добрый Разум», также называемый Бахман (Bahman),управлявший скотом и домашними животными, сущность с митраистскими нотками; 2)Аша-Васишта (Asha-Vasishta) - «Высшая Истина», илиАрбидихаст (Arbidihast), воплощение огня, или Рта (Rta),космического порядка или божественного «устройства вселенной»; также связан синдийской фигурой Васошты (Vasoshtha), одного из семи риши(великих духов) созвездия Большая Медведица; 3) Ксатра Вайрья (XsathraVairya), «Совершенное Владычество» или Шаривер (Shariver),управитель металлов и касты воинов; 4) Спента-Армаити (Spenta-Armaiti),«Милостивая Мысль» или Сипендармит (Sipendarmith), женский ангел Земли,которого классический автор Плутарх отождествлял с Софией, или «мудростью»; 5)Хаурватат (Haurvatat), «Совершенство, целостность» или Кордад (Khordadh),воплощение оздоравливающих вод, связанный с водными женскими божествамииндо-иранцев; 6) Амритат (Amritat), «Бессмертность» илиМоурдад (Mourdad), управлявший растениями, в особенностибожественным, дающим бессмертием напитком из мистического растения хаома, такназываемой «белой травы рая». Эти «Бессмертные Благодетели» представляютиспостасные эманации высшего божества Ахура-Мазда на различных уровняхкосмической реальности, от небесных миров космического огня до элементов земли,воды и произрастания. Они — безмятежные и всемогущие посланцы БожественногоРазума и Воли.

Наряду с этими существами и вслед ними постаршинству в духовной иерархии находились Йазаты (Yazatas), бывшие объектомкультовых подношений в ранний период персо-иранской культуры. Они былибожественными гениями, чье присутствие заполняло все творение, чтобы ихумилостивить, в Персии проводились подношения жертвенного огня. Во главе ихстоял Ахура-Мазда, верховный Небесный Йазата. Земной Йазата — Замьят (Zamyat),сравнимый с русско-славянской богиней Мать-Сыра-Земля («MotherMoist Earth»). На Земле посвященныемаги назывались наземными Йазатами, и первым среди них был сам Зороастр.Меркурианский Йазата, называемый Тир (Tir), стал еврейскимангелом Тириэлем в поздней ангелологии Израиля.

Влияние магов на ближневосточные культуры и ихангелологии распространялось шире только еврейской. Почитавшие ангелов сабеи(от египетского «С'ба» (S'ba),«звездный бог» или «звездный учитель») и йезиды многим обязаны мистической философииПерсии. Йезиды, общее имя племен, обитавших в Курдистане (северный Ирак), Сириии южной России, заимствовано из слова «йазд» (Yazd) или «ангел»,происходящего от персидского Йазата. Оно буквально значит «Люди Ангела», вчастности, Мелек-эль-Кута (Melek elKout), «Великого Ангела». Их племенной миф ведет происхождениеот павших ангелов, вступавших в брак с людьми, а их религия почти полностьюпосвящена почитанию этих небесных духовных существ.

Йезид (Yazid) — имя первого в ихродословной, мифического основателя религии йезидов, отождествляемого с самойБожественной Силой. Иное значение Йезид — Азед (Azed), или Бог, тогда какЙазед означает Дьявола (Chumbley 1995: 76). Согласнойезидскому писанию, называемому «Черной Книгой», первые шесть шейхов их религиибыли воплощениями архангелов, созданными и посланными во вселенную Богом.Сабеи, кажется, были общим термином, использовавшимся в исламе для описаниянемусульманских арабских герметиков и ангелопоклонников от древнего городаХаррана в Месопотамии до языческих цивилизаций Сава, библейской земли Савской вюжной Аравии, и древних, с множеством храмов, центров великих звездных религийв Азии, священное пламя которых поддерживалось долгие века царскимимагами-жрецами.

Йезиды долгое время преследовались ортодоксальнымимусульманами как еретики и дьяволопонлонники. Они утверждали, что основателемплемени был Йезид или Йазид бен Макаия (Yezid benMuquiya), святой, отказавшийся принять учения Мухаммедаи основавший собственную еретическую исламскую секту. Согласно другой теории,йезиды были ветвью еретической христианской секты, известной как несториане,отколовшиеся от ранней Церкви. В несторианстве было два Христа, «одинчеловеческий и один божественный», и за это кощунственное учение их изгнали изВизантии (Истанбул) в V в. н.э. Несторианскиемиссионеры путешествовали на восток, и к VII столетию достигли Индиии Китая, где основали религиозные общины.

Несторианская христианская еретическая традициявключала в себя использование магических формул, которые, как утверждалось,были даны Адаму ангелами и переданы царю Соломону. Сегодня утверждается, что всирийских лагерях беженцев, недалеко от границы с Ираком, было около десятитысяч несториан. По соседству с ними находилось две тысячи йезидов, которыхбежали от преследований из Ирака и Курдистана после войны в Заливе. Сообщалось,что несторианские и йезидские жрецы вместе проводили праздничные дни (Dalrymple1997:140).

Западные эксперты по ближневосточным религиямсчитают, что учения йезидов зародились в древней Персии, поскольку учения ипрактики секты содержат элементы зороастризма. Они также сохранили илиадаптировали доисламские практики, такие как поклонение солнцу и луне,почитание святых источников и священность камней и деревьев. Они верят, чтовода из святого источника имеет магическую силу исцелять и очищать. С деревьямии камнями советовались как с оракулами, поскольку считалось, что в них обиталидухи.

Как мы видели, есть связь между древнимисабейскими звездопоклонниками, утверждавшими, что ведут свое происхождение отНоя и Авраама из Ура, и йезидами. Сабеи были погружены в звездную традицию ипочитали ангелов, управлявших семью планетами. Одно из сабейских верованиймогло повлиять на йезидскую и еврейскую ангелологию: они верили, что Создательбыл один по сути, но проявлен во множестве форм. Он обитал в каждой из семипланет и представлялся архангелом. Поскольку человеческое тело в совершенномсостоянии было храмом для духа, они считали, что божественную силу можно найтив сердцах праведников. Они также верили, что Бог вселенной, Высшее Существо,был полностью добрым. Зло для них было космической случайностью, испортившейчеловечество. Несмотря на дуалистические верования, они не верили в отдельныйпринцип зла, отделенного от Божественности и действовавшего наперекор ей.

Писавший о йезидах в наши дни путешественникУильям Дэлримпл (William Dalrymple)описывал их так: «Редкая и эзотерическая религия, возможно, изначально бывшаяответвлением гностической христианской или еретической мусульманскойсекты. Йезиды верят, что Люцифер [sic],затушивший пламя Ада слезами покаяния, был прощен Богом и восстановлен какВерховный Ангел. Ныне известный как Мелек Таус (Melek Taus),Ангел-Павлин, он управляет ежедневным вращением мира» (1997:463). Исайя Джозеф,писавший почти восемьдесят лет назад, сказал: «Настоящая религия йезидов —синкретизм, в котором использованы мусульманская, христианская (скореееретическая, чем ортодоксальная), языческая и, возможно, также персидскаярелигии» (1919:21).

Как упорядоченная и организованная группа йезидыобрели социальное и религиозное единство к XII в. н.э. под управлениемШейха Ади бен Мусафира, признанного суфийского мастера. Тогда они действительностали «людьми Книги», поскольку, не считая принятия исламской структуры, шейхзаявил, что получил текст священной книги, названной Китаб аль-Гива (Kitabal Giwah), прямо от самогоАнгела-Павлина. Однако йезидам всегда удавалось выживать, несмотря нарелигиозные преследования, поскольку они всегда обращались в традиционную верутех стран, где жили. Несмотря на внешнюю преданность христианству и исламу,«сущность их веры в тайне и, будучи очищена от всего внешнего, скрывающего еесуть, она причастна гнозису, переданному из источника, предшествующегоисторическим представлениям» (Chumbley 1995:76).

Йезиды верят, что Высшее Существо, КосмическийТворец или Бог вселенной предоставил создание жизни на Земле семи меньшим богамили ангелам. По их представлениям, Бог либо отказался от сотворения, либоудалился создавать новые вселенные. Бог для них трансцендентальная сущность,мало или вообще не связанная с человечеством. Насколько им известно, правителемнашей части вселенной является Мелек Таус или Азазель, Ангел-Павлин, ПовелительМира. Он источник божественного откровения, управитель жизни и смерти и главадругих ангелов, управлявших семью планетами. Несмотря на то, что основнойобъект их поклонения — Мелек Таус и семь ангельских сил, они также почитаютсвоего мистического основателя Йезида, Шейха Ади и различных суфийских святых.Среди последних — суфийский мученик XII в. Аль-Халладж,казненный за ересь. Аль-Халладж утверждал, что следовал эзотерической традиции,которую можно проследить до греческого бога Гермеса, Пифагора и зороастрийскихмагов.

У йезидов также есть легенда о Потопе, описанномв Ветхом Завете. На самом деле они утверждают прямое родство с Ноем и,следовательно, с каинитской родословной, идущей к падшим ангелам. Мелек Таусизображается в йезидской мифологии как восставший против Бога, отказавшисьпоклониться Адаму. В христианской версии этого мифа склониться перед творениемБога отказался Люцифер. Он спрашивает Бога: «Почему ты заставляешь меня? Я непоклонюсь тому, кто моложе меня. Я старше его; он должен поклониться мне!» (Pagels1995:49). Однако, Михаэль склонился перед творением Бога, а Люцифер был изгнанс Небес за свое неподчинение. В йезидской версии Ангел-Павлин говорит, чтобудет поклоняться Богу, но не его творению.

У йезидов также была альтернативная история обАдаме и Еве. В ней Ева была создана архангелом Габриэлем из лопатки илиподмышки Адама. Сначала все было хорошо, а затем первые мужчина и женщинаначали спорить из-за того, кому быть породителем человеческой расы. Адаммастурбировал в глиняный сосуд, а Ева поместила менструальную кровь в другой.Они запечатали сосуды и подождали девять месяцев. Когда они открыли сосуд Евы,в нем был только прах и гниющие черви. В сосуде Адама, однако, были дваблизнеца, мальчик и девочка, ставшие предками йезидов.

После этого эксперимента Адам и Ева вступили внормальные половые отношения и родили еще двоих детей, мальчика и девочку,которые стали предками христиан и евреев. Затем Мелек Таус спустился на землю ис ростом человеческой расы в числе назначил собственного царя-помазанника,чтобы править над йезидами. Эти цари были древними держателями павлиньего тронаи короны. Последним человеком, коронованным на павлиньем троне, был шах Персиидо того, как он был сброшен во время исламского переворота в 1980-ых.

В суфийской традиции есть миф о том, что когдаСвет был создан и впервые узрел себя, он был в форме павлина. Потому эта птицасимвол «Красоты Божественного Величия». Это «символ алхимических процессовтрансмутации и стадий развития в сознании ищущего. «Радужные» оттенки каждогокрыла означают kalas или цвета лучей магического потока» (Chumbley1995:72-73).

В ритуалах йезидов Мелек Таус представляется вобразе павлина. Он закреплен на конце особого подсвечника с семью горелками,называемого санджак (sanjak). Его можно легкоразобрать, когда не нужно использовать, и сложить в сумки для транспортировки.В ритуале рядом с ним помещаются несколько кувшинов с водой. Вода в них, каксчитается, становится «заряженной» от близкого контакта с образомАнгела-Павлина. Во время церемоний эту воду пьют больные и старики, посколькусчитается, что она обладает целебными силами.

Другая важная ритуальная практика йезидов —приветствие восходящему солнцу и молитва Полярной Звезде. В оккультном романе«Жрица моря» оккультистка Дион Форчун описывает магический ритуал Огня Азраэля.В нем используются горящие палочки кедра, сандала и можжевельника. Затем Азраэльпризывается как Ангел Дверей, чтобы явить видения прошлых жизней или прозреватьпрошлое. В романе персонаж по имени Уилфред переживает видение Ближнего Востокаи говорит: «Я пришел в землю людей, которые поклоняются звездам, для которыхПолярная Звезда свята как центр небес. Их Бог — Повелитель Этого Мира,Ангел-Павлин» (Fortune 1957:145).

Другой важный йезидский ритуал включает в себявращения противосолонь вокруг особого камня. Его можно связать с почитаниеммусульманами Черного Камня в Мекке, начатого шейхом Аль-Халладжем или споклонением axis mundiили мировому столпу, связанному с Полярной Звездой и распространеному в мировыхязыческих культурах. Как мы видели ранее, обычные камни также использовалисьйезидами как «камни-оракулы», что основано на анимистической вере в духовприроды.

Йезиды в большинстве своем вегетарианцы ипацифисты, верящие в реинкарнацию. Если после смерти ангелы рассудят, чточеловек вел хорошую жизнь, он перерождается как человек. Если он вел дурнуюжизнь, он может быть наказан перерождением в животного. В таких случаях онможет провести несколько жизней зверем, пока ему не будет позволенопереродиться в человека.

Из-за своего загадочного происхождения истранных верований йезидов считали дьяволопоклонниками, о них ходило много баекпутешественников. В 1920 г. офицер запаса турецкой армии рассказаламериканскому писателю, авантюристу и оккультисту У. Б. Сибруку (W.B. Seabrook),что йезиды построили цепь из семь башен, «растянувшихся по Азии от Манчжуриичерез Тибет, на запад к Персии и до Курдистана. Предположительно, в каждой изэтих башен (построенных по образцу Вавилонской башни из Библии) находился «жрецСатаны», который «распространяя оккультные вибрации, склонял судьбы мира козлу» (1928:266). К его чести, он отверг эту фантастическую историю как«нелепицу» и посчитал легенду о семи башнях Сатаны как миф.

На самом деле Сибрук встретил Мир Саид Берга (MirSaid Berg), йезидского эмираМосула, которого напыщенно описал как «Черного Папу» йезидов. Сибрукпродолжает, что Берг - «высший руководитель дьяволопоклонников всей Азии». Онописывает его «с черной бородой, в алом тюрбане, облаченного в большой черныйплащ». Мир взял Сибрука в йезидский храм, построенный на склоне горы. Возлехрамовой двери на рельефе, вырезанном на стене, он увидел черную змею, стоящуюна хвосте. Когда Сибрук поинтересовался значением этого рисунка, ему ответили,что это «символ мудрости».

Внутри храма было святилище и могила суфийскогосвятого X в., которого часто считают воплощением Ангела-Павлина.Святая Святых храма состояла из пещеры с естественными источниками, которыенаполняли бассейны во внешнем дворе здания. Возле храма была белая башня, иСибруку сказали, что здесь йезидские жрецы в сане факира занимались магией.Возможно, на этом основана легенда о семи башнях Сатаны? Сибрук определенносчитал так, но, к сожалению, продолжал называть йезидов «жрецами Сатаны» идьяволопоклонниками. (1928:287-292).

Возвращаясь к ангелологии евреев, среди всехангелов самым важным в зогарической традиции был Разиэль, «Священный Ангел,ответственный за божественные мистерии», передававший священную мудрость магииАдаму в раю. Еврейское «Разим» (Razim) означает «тайны» или«мистерии». Средневековые еврейские мистики учили, что сам Бог передал тайныКаббалы избранному сонму ангелов, а они уже обучали им в Эдеме. К сожалению,когда падшие ангелы взяли себе человеческих жен, они передали секреты Каббалы«детям Земли». Разиэль принес с небес «Книгу Просхождения Человека», и еестраницы были заполнены «божественными надписями и священной мудростью».Согласно учению посвященных, эта книга содержала тайну Божественного Имени,переданную Адамом третьему сыну Сету. Ее наследовал Енох, сын Каина, игравшийважную и значительную роль в сохранении ангельского гнозиса в герметическойтрадиции и мифах раннего масонства, что будет показано далее в книге. В концеконцов, что предсказуемо, Книга перешла в руки великого мага царя Соломона.

Слово ангел происходит от греческого «angelos»,или посланник, и вместе с родственным ему «angaros», конный вестник, каксчитается, происходит из древнего персидского языка. Термин «angelo»,означающих божественных посланников и силы Божественного Разума, встречается вгерметической литературе из египетского города Александрии. Текст «KoreKosmu» отождествляет angelos со святым даймоном вучении Платона, который сопровождает душу из мира бессмертных в земноевоплощение. Даймон действует как хранитель, вдохновитель и гений-защитникчеловеческой души в ее жизни в человеческом теле.

Неоплатоническое направление мысли в некоторойстепени оформило христианскую ангелологию, в особенности в знаменитом апокрифе,приписанном св. Дионисию Ареопагиту. В работе «О небесной иерархии» описанадевятиричная классификация ангельских чинов. Девять Чинов состоят из серафимов,херувимов, престолов, господств, сил, властей, начальств, архангелов и ангелов,которые размещены в девяти сферах под миром неподвижных звезд. Исследователь имаг эпохи Возрождения Марсилио де Фичино описывает роли этих ангельских чиновтак: серафимы «размышляют о порядке и предусмотрительности Бога»; херувимысозерцают «сущность и форму Бога»; престолы созерцают Божественное Присутствие,«хотя некоторые приступают к трудам»; господства «планируют то, что исполняютиные чины» как «божественные архитекторы»; силы «двигают небеса» и«сотрудничают в произведении чудес»; власти — неусыпные стражи (sic!)мирового порядка, тогда как «некоторые из них спускаются к человеческим вещам»;начальства — эгрегорические охранители «публичных дел, наций, князей имагистратов»; архангелы — духовные смотрители «божественного культа, они следятза священными вещами»; ангелы исполняют более личную роль, поскольку«ответственны за отдельных людей как их ангелы-хранители» (даймоны греческойтрадиции).

В западной тайной традиции, в ее эзотерическойтеологии ангелы считаются безмятежными трансцендентальными мудрыми сущностями,пугающими существами, по природе своей состоящими из чистого света и сознанияблаженства. Как существа, состоящие из чистой энергии и света, они известны какПовелители Пламени. Они эманированные формы Божественного Разума (Nous)и посланники Высочайшего. В этой роли они космические посланцы, служащиетворению и эволюции космоса и его обитателей. В контексте прикладной магии онипредоставляют ключи пугающих трансформаций микро-макрокосма в соответствии спросвещенной волей истинного мага. На более глубоких планах ангелические силыопосредуют невыразимую нуминозность Высочайшего, существующего всецело вне всехобусловленных человеческих понятий и всякого опыта.

Архангелы и ангелы стоят между божественным иприродным миром как носители занебесных влияний Потустороннего. Они отражаютсяв психических комплексах как высшие звенья цепи ,тянущейся от природы к божественному, претергуманоидные способности Ratioили Божественного Разума, соответствующие трем чинам ангелов, архангелов и сил.Intellectus, или Активный Разум связывает со среднимичинами властей, начальств и владычеств. Наконец, самая возвышенная способность,Mens, или Совершенный Ум, характеризуется высшими чинамипрестолов, херувимов и серафимов. Этосостояние, в котором реализована полная тождественность с Божественным. Взападном эзотеризме ангельские силы соответствуют высшим движителям сознания.Потому они изображаются как смотрители за духовной эволюцией человеческихсуществ. Как «ангелы-наставники» они воплощают невероятно мощный посвятительныйпотенциал, скрытый в психике, наставляя и вдохновляя нас, преображая все нашесущество в соответствии с Трансцендентальной Волей.

Как сказал великий маг эпохи Возрождения Пикодела Мирандола о полностью реализовавшемся маге, в людей был внедрен магическийпотенциал сотворения себя, возможность стать кем-то по своему выбору. Мирандоласказал: «Любое семя, которое будет культивировать человек, взрастет к зрелостии принесет ему свой плод. Если оно растительное, он будет подобен растению.Если чувственное, он станет животным, чувственным. Если рациональное, он станетподобен небесному существу. Если интеллектуальное, он будет ангелом и сыномБога. И если, будучи счастлив долей несотворенного, он обратится к центрусвоего единства [Mens], духу, единому с Богомв одинокой тьме Бога, который стоит над всеми вещами, то превзойдет их все»(«Речь о достоинстве человека»). Ангельские иерархии Дионисия в общемтождественны халдейской девятичастной схеме сверхбожественных сил«интеллектуального мира» как управителей планетарных сфер. Этот шаблонзаимствован из более древней Меркавы, или Делания Колесницы, в которомпосвященный проходит через планетарные «небеса» к unio mysticaили мистическому единству (с Богом).

Вкратце ангельская трансформация в западнойоккультной традиции и цель магии лежит в вознесении души к ее сущностнойангельской природе, реализации внутреннего ангела в материальном человеке,принятии той природы, что вызывает трансмутацию в обожествленное существо или«совершенного» и трансформации окружения к райскому или небесному состояниюмира. В ангельских культах Йезидистана эта мистерия продолжается в фигуреАнгела-Павлина, Мелек Тауса. Этот термин был тонко истолкован суфийскиммастером Идрис Сайед Шахом как эзотерическая формула, описывающая духовноеобновление посвященного. По арабской технике абджад (abjad) слово МаЛаК,«царь-ангел», символизирует независимый ангельский дар духовного сознания вчеловечестве. Омофон «Тауус» (Tauus) означает «зеленеющаяземля». Следовательно, здесь подразумеваетсярайское расширение психического поля под управлением внутреннего ангелаили расширение разума (зеленая земля) посредством высшей способности (ангела).

Этот инициатический процесс можно понять припомощи валентинианской гностической классификации человеческих духовныхтемпераментов, тройственной типологии, определяющей внутреннее состояниеразвития человеческих существ в этом мире.

Hylkos, илигилико-материальный человек — это приземленное состояние, ограниченное чистоматериальным уровнем восприятия/постижения. Они связаны животной инстинктивнойобусловленностью. Такие люди принадлежат «стаду» человечества, опутанныеиллюзорными и дуалистичными стандартами, определенными для масс политическойсоциальной инжинерией, медиа, рекламой и т.д. Это состояние слепоты и сна, вкотором человеческий разум заблуждается и запутывается в фантазмахматериального невежества. Потому это низшее и самое распространенное состояниечеловеческой эволюции на этой планете в настоящее время, кратко характеризуемоеалхимическим элементом Соли. Многие магические техники и духовные упражненияпрактического оккультизма разработаны для того, чтобы пробудитьчеловечество от «сна материализма».Будучи пробуждены, они могут воспринимать, понимать и наслаждаться реальностьюжизни на всех уровнях, обучаясь развитию духовности.

Psykhikos, или ПсихическийЧеловек — это тип, который до некоторой степени развернул скрытые способностидуши. Они стремятся к реализации истины и внутри, и снаружи. Это состояниеактивного равновесия, духовного вдохновения и пробуждения подлинной природы«я», в которой вспышки прозрения (synesis) позволяют посвященномудостичь проблесков гнозиса или самопознания. Это стадия, на которой посвященныйначинает проявлять пробужденное состояниеи дифференцироваться от дремлющей множественности профанного мира. Сприближением зари Эры Водолея все больше и больше людей начинают искатьосвобождения от цепей материализма и стремиться к этой стадии духовногоразвития. Ее динамическая природа кратко характеризуется алхимическим элементомСульфуром.

Pneumatikos, или Нуминозный Человек— это высшая стадия совершенства, на которой реализация гнозиса становитсянеразрывной с изначальным блаженством. Превзойдя иллюзорные ограниченияматериального состояния, Pneumatikos полностью принадлежитбожественному миру Чистого Разума и существует по ту сторону всех мирскихстандартов доброго и злого как «освобожденный», «совершенный» (Cathari)или «очищенный» (Katharos). Бессмертный,всеведущий и обладающий чудесными силами. Это состояние духовного«облагораживания», которое ищет маг, инициатический Apolystrosis, освобождение илиискупление в учениях гностического мистика Валентина. Оно характеризуетсяангельским состоянием в его безупречной и изначальной чистоте. Поднявшись надсферами земного и божественного миров, Pneumatikos освобождены от властиСудьбы и причинного времени, освобождены от Колеса Необходимости иобусловленности влиянием звезд. Они становятся совершенно свободными,неподвластные времени и смерти. Это трансцендентальное состояние соответствуеталхимическому элементу Меркурию, Меркурию Мудрых.

Три Архетипических Человека гностическойантропологии относятся к трем мирам и двадцати двум концентрическим сфераммагической птолемеевской космологии. Это не протонаучная схема солнечнойсистемы, а точная психокосмическая внутренняя карта, открывающая инициатическиестадии восхождения и взаимосвязанную «золотую цепь» Бытия, которая растянуласьна духовный, звездный и материальный миры.

Натуральный Мир — это геоцентрическое царствосжатого физического вещества или материи и подлунной области Hylekoi.Он расширяется от Terra, элементарной сферы земли в центре черезвсе более очищенные элементарные сферы Aqua (воды), Aer(воздуха или атмосферы) и Ignis (огня), сферызаоблачного пламени. Этот мир находится в полном распоряжении каузальноговлияния Времени, во власти зодиакальных звезд и планет. Он характеризуется«Становлением» и непрестанной текучестью, в отличие от постоянного онтического«Бытия» в платоническом смысле. Отсюда его конечная ограниченность Абсолюта,мираж или игра теней, переходящая от вечных «Идей» или «Архетипов» в чистойреальности Nous или Божественного Разума.

Небесный мир включает в себя планетарные извездные сферы, а именно орбиты Sol (Солнца), Luna(Луны), Mercurius (Меркурия), Venus (Венеры), Mars(Марса), Jupiter (Юпитера) и Saturnus (Сатурна), иогдоадическую сферу Caelum Stellatumили Звездных Небес (Mazloth — Звездные Небесахалдейско-еврейской оккультной традиции) — включающую в себя неподвижные звездызодиакального пояса. Они воспринимаются как движители живых разумов или душ, ане физических тел, а также как микрокосмические принципы, действующие какинструменты и проводники Божественного Света. Они беспрестанно изливаютнуминозные влияния в материальное проявление и обусловливают мирпространства-времени под собой. Это оккультное учение, стоящее за эзотерическойастрологией как магическим средством в руках мага. Это область Psykhikoi,или сферы живых душевных принципов, соответствующих Божественным Идеям,отпечатывающихся в податливом веществе материи (hyle).

Божественный или Занебесный Мир — это царствоПервосуществования. Он характеризуется божественным состоянием Pneumatikoiили Освобожденных. Это неизменная плерома бессмертного существования,до-существование или про-он Плотина, нерожденное совершенство Высшего,подлинный мифический «Золотой Век» или райская земля. Это мир самосветящийся,по ту сторону Времени и изменения, совершенно блаженный — бесконечноерасширение чистого знания и наслаждения, подлинная нуминозная сущностьнастоящего «я». Он распространяется на девять сфер ангельских иерархийДионисия: ангелы, архангелы, начальства, власти, силы, престолы, господства,херувимы и серафимы в сфере Mens, или Совершенного Ума.Так он достигает непознаваемой бесконечности Скрытой Божественности, Абсолютапо ту сторону всякой обусловленной мысли или представления.

Сферы и круги этой тройственной космологиипредставляют гностическую картографию сознания, являющую «эоны», плионы (plyon)и врата силы, которые маг должен пройти на пути Великой Реализации, высшегоАпотеозиса. В этом смысле она предоставляет изначальный холистическиймикро-макрокосмический универсальный шаблон, так и Царский Путь инициатическоговосхождения в Высшей Ангелической Магии. Она открывает взаимосвязаннуюструктуру ноуменального и феноменального «миров» и потому дает представление осреде магических процессов в соответствии с герметической аксиомой: «Чтонаверху — то и внизу».

В «Эннеадах» (IV в. н.э.) Плотинссылается на эту «catena aureae»или «золотую цепь», связывающую высшие и низшие уровни реальности: в ИскусствеМагии все обращено к этой связанности: Молитва и ответ на нее, Магия и ее успехзависят от симпатии связанных сил. От возвышенных миров ангельских разумов догрубого измерения элементов все есть святой континуум, заполненный тонкимигармоничными связями и вибрирующими резонансами, примиряющими высшие и низшиепринципы. Таково практическое знание этого шаблона, этой невидимой Harmonia Mundi или Гармоничного Мира,которое делает магию и возможной, и действенной. И скромное заклинание наисполнение желания не меньшее достижение, чем высшие ангельские мистерии Света.

Пер. Sedric

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину