Найджел Элдкрофт Джексон
Майкл Говард
Столпы Тубал Каина
Глава седьмая
Сыны вдовы
«Чада работы небеснагоизследования, слушайте речь мою. Я предлагаю вам великия истины» - Crata Repoa
В последнейглаве и в других местах книги мы несколько раз упомянули Ремесло Масонства. Теперьмы собираемся более детально изучить это движение как исторического посредникав передаче люциферианской традиции и наследия Стражей. Современные сообщения вгазетах о принадлежности судей, полицейских, политиков и врачей к масонампредполагают, что это «общество с секретами» лишь старая добрая сеть для людейсреднего возраста из среднего класса. Более пристальный взгляд на масонство иего богатые, экзотические символы, однако, позволяет предположить, что впрошлом оно было попечителем и хранителем еретического знания и запретноймудрости. Раннее масонство, несомненно, имело тесные связи с оккультнымитайными обществами, обладавшими такой информацией, а также с мужскимимистериями колдовства.
К сожалению,исторические истоки масонства тонут в дымке тайн, спекуляций, домыслов иоткровенных фантазий. Спекулятивное масонство связывает себя с оперативнымикаменщиками, которые возводили готические соборы средневековой Европы.Каменщики организовывались в гильдии, компании и ложи, используя тайные знаки ипароли, чтобы узнавать друг в друге ремесленников. Изначально ложа была маленькой,крытой соломой хижиной или лачугой, располагающейся рядом с местомстроительства. Она использовалась для укрытия в непогоду, храненияинструментов, отдыха и принятия пищи. Иногда она также использовалась дляобсуждения продвижения в работе, возникающих проблем и общего благополучиякаменщиков.
Со временем вгильдии и компании начали принимать «почетных» не работающих каменщиков. Онисчитались спекулятивными, принятыми или «вольными» каменщиками. В конце концовэти «вольные каменщики» образовали собственные независимые группы или ложи иистолковали практическое искусство каменщиков как духовный путь моральногосаморазвития, благотворительности и просвещения.
Междумасонскими и не-масонскими историками все еще ведутся дебаты на тему того,сколько много из этого духовного акцента было наследовано от средневековыхкаменщиков, а сколько было продуктом оккультного возрождения XVIII в. Спекулятивные масоны связывали«рабочие инструменты» ремесла оперативных масонов с символическими иэзотерическими значениями, имеющих отношение к мифической истории масонства.Среди этих «инструментов» были топоры, молотки или киянки, кувалды, компасы,угольники, уровни, мастерки и отвесы. Они также были внедрены в регалии иукрашения, которые носили масоны в форме эмблем, колец, лент и подвесок.Кожаный фартук и перчатки оперативных масонов стали церемониальной униформойвольных каменщиков.
Современнаяистория масонства обычно отсчитывается от основания Единой Великой Ложи Англиив таверне «Гусь и Решетка» у церкви св. Павла в Лондоне на летнее солнцестояние1717 г.Однако, есть свидетельства о распространенности масонской деятельности и впредыдущем столетии. Некоторые современные историки отсчитывают егопроисхождение от XVIстолетия. Основатель Ашмольского музея в Оксфорде, Элиас Эшмол, записал в своемдневнике, что был посвящен в масонскую ложу в Уоррингтоне, Чешир, 16 октября 1646 г. Эшмол также былрозенкрейцером и астрологом, ставшим членом Королевского Общества, когда онобыло основано вскоре после восстановления монархии в 1660 г.
Как мы ужевидели, одно из самых противоречивых заявлений масонства состоит в том, чтотамплиеры после гонений во Франции основали раннее масонство в Шотландии уже кначалу XIV столетия. Навесеннее равноденствие 1737 г.шотландский масон и якобит Шевалье Эндрю Майкл Рэмси, некогда наставник принцаЧарльза, произнес речь в масонской ложе св. Фомы в Париже. Он удивил аудиторию,заявив, что тамплиеры внедрили в их Орден древние мистерии богинь Цереры,Исиды, Минервы-Афины и Дианы-Артемиды. Он также заявил, что крестоносцы,возвращающиеся из Святой Земли, организовали в родных странах масонские ложи.Среди них была известная ложа Килвиннинга, предположительно основанная вШотландии около 1286 г.Было отмечено, что через год после лекции Рэмси, связывающей масонство итамплиеров, Папа Клемент XIIиздал буллу, осуждающую практику Ремесла католиками. Инквизиция немедленноначала кампанию против масонства в католических странах. Они закрывали ложи ипытали, помещали в тюрьмы и отлучали от церкви всех, кого подозревали в связи смасонством.
Как мыупоминали ранее, Элиас Эшмол был масоном и розенкрейцером. Раннее масонствобыло тесно связано с Орденом Розы и Креста или розенкрейцерством, иным тайнымобществом с фантастической и мифической историей. В стихотворении XVII в.два общества связывались вместе: «Сообщаемоенами не вульгарщина / ибо мы братья Розы-Креста / с нами Слово Каменщика иВторой Взор / грядущее мы видим верно». Среди народа розенкрейцерысчитались магами, обладающимипсихическим и магическими силами. Они включали в себя способностьпродолжать жизнь, вызывать духов, делаться невидимыми, создавать драгоценныекамни и трансмутировать свинец в золото. Эссеист XVII столетия Томас де Квинси дажезаявлял, что «изначально масоны былиобществом, возникшим из мании по розенкрейцерам». Он утверждал также, что «английские масоны скопировали некоторыецеремонии у розенкрейцеров и заявляли, что ведут свое происхождение отпоследних и даже являются с ними одним и тем же» (1972:252,255).
Самые ранниесочинения, упоминавшие Братство Розы-Креста или Розового Креста циркулировалипо Европе в начале XVIIстолетия. Они были собраны вместе под громким названием «Восстановление разрушенного храма Афины [Паллады]». В 1610 г. анонимным авторомбыла опубликована легендарная история Fama Fraternitas. В ней утверждалось, что орден был основан двумясотнями лет ранее германским мистиком, бывшим отпрыском аростократическойсемьи. На самом деле эта история не была опубликована до 1614 г. и широкораспространилась в свободных изданиях для всех, кто мог читать.
Согласно этойистории, немецкого мистика звали Христиан Розенкрейц, но это не настоящее егоимя. Маленьким мальчиком родители отправили его в монастырь для обучения насвященника. Молодой человек восстал против ограничений монастырской жизни, икогда старый монах предложил составить ему компанию в путешествии на БлижнийВосток, с радостью согласился. К сожалению, старик умер в пути, но Розенкрейцдостиг Дамаска в современной Сирии. Здесь он сблизился с группойкаббалистических посвященных и был принят в ученики. Впоследствии, уже зрелыммужчиной, он вернулся в Европу через Фес в Северной Африке и маврскую Испанию.В этих двух местах он изучал оккультные искусства под руководством арабскихпосвященных. Он учился вызыванию духов и тайнам алхимии.
Предполагается,что поскольку Розенкрейц обучался у мусульманских оккультистов, он мог быть au fait [быть знакомым на должном уровне – прим. перев.] с учениями суфизма, внутренней мистической школойИслама, которая, как иногда считается, старше его. Современный суфийскийучитель Идрис Шах сравнил розенкрейцерство с суфийским тайным обществом подназванием Орден Кадари, основаном Абделькадиром Джилани в XII столетии в Багдаде (современныИрак). Джилани был известен последователям как «Свет Розы», и символом обществабыла красная роза. В суфизме Путь Розы относится к особой форме исламскогомистицизма, включающей алхимию, религиозные упражнения и слова силы (Darkual (Shah) 1961:173-4). Как мы увидим в последующихглавах, роза – это важный символ в люциферианской традиции. Она связана с темиоккультными группами и индивидуумами, которые поддерживали горение своегопламени через века преследований.
КогдаРозенкрейц вернулся в Германию, он продолжал оккультные исследования ещенесколько лет. В конце этого периода уединенных занятий он решил посвятить мирв учения, которые он получил у ног своих восточных наставников. Он считал, чтоЕвропу XIV века можноспасти от моральной деградации только внедрением духовных верований. Когда его идея не принесла результата,Розенкрейц решил основать тайное общество посвященных, которые будут работать незаметно,уготовляя путь изменениям. Его целью является действовать на важных людей,обладающих властью, которые могут принести социальные изменения, нужные Ордену.Некоторые авторы даже утверждали, что одной из этих радикальных перемен быламодернизация Римской Церкви, и это привело к Реформации. Согласнопротивоположной точке зрения, появление протестантизма эффективным образомуничтожило древние учения мудрости и символизма, которые сохранились под кровомэзотерических христианских таинств. Вряд ли это было целью розенкрейцеров.
Розенкрейцвернулся в монастырь, в котором жил мальчиком и убедил трех старших монахов,названных в розенкрейцерском мифе «Тремя Мудрецами», покинуть монастырь и уйтис ним. Позже таким же образом было привлечено еще четверо монахов. Розенкрейцобучал этих семерых избранных, и когда они закончили обучение, отправил их вмир распространять оккультные идеи. Сам учитель оставался в тени в Германии,продолжая свои тайные исследования.
Розенкрейцерыпришли к соглашению соблюдать шесть правил поведения, и многим так называемымоккультистам было бы мудро следовать первым двум. Они согласились исцелятьбольных бесплатно, не носить особых одеяний или открыто показывать какие-либосимволы, которые могли бы раскрыть их тайное призвание, каждый год встречатьсяв штаб-квартирах Ордена и докладывать о достижениях, каждый член долженпосвятить достойного кандидата до своего развоплощения, использовать инициалы RC как идентифицирующий знаки пароль и поклясться хранить существование Ордена втайне по крайней мере втечение сотни лет.
Когда ониумерли, братство розенкрейцеров решило, что их тела должны быть погребенывтайне и без всяких церемоний. Когда Розенкрейц покинул этот мир и былпогребен, его последователи не знали, где находится его гробница. Ее нашлислучайно лишь сто двадцать лет спустя. Как сообщается, его гробница была поформе семиугольной и освещалась вечным светом. Тело наставница розенкрейцеровосталось совершенно нетронутым, несмотря на прошедшие годы.
Связь междурозенкрейцерами и масонами в народных поверьях иллюстрируется предположительнофальшивым объявлением, опубликованном на сатирическом плакате в 1676 г.: Там сказано: «Сим сообщаем, что Новая Партия Зеленой Лентывместе с Древним Братством Розы и Креста, Герметическими Адептами и СообществомМасонов намеревается устроить совместный ужин 31 ноября в таверне «ЛетающийБык» на Уиндмилл Кроун Стрит, где гостей ожидают пироги из Черных Лебедей,вареные яйца Феникса, вырезка единорога и многое другое».
Д-р ФренсисЙейтс считает, что эта сатира указывает на «ранние традиции, так сказать,взаимоотношений между тайными обществами» (1972:261).
Йейтс такжецитировала писателя XIXвека Томаса де Квинси, опубликовавшего в London Magazine (1824г.) результаты немецкого исследования происхождениямасонов и розенкрейцеров. Используя информацию из своих немецких источников, деКвинси был убежден, что «будучиперенесено в Англию, розенкрейцерство стало масонством». Он считал алхимикаи астролога XVII в.Роберта Фладда одним из главных участников этого движения. Далее, де Квинсисчитал, что «масонские верования ипрактики, связанные с мистическими интерпретациями строительства Иерусалимскогохрама могут… уже быть найдены в сочинениях розенкрейцеров, но когдарозенкрейцерство переместилось в Англию, они были присовокуплены масонством ктрадициям гильдий каменщиков». Он заключает: «Изначально масоны были обществом, возникшим из мании по розенкрейцерам,скорее всего в промежутке в тринадцать лет между 1633 и 1646 гг., и вероятнеевсего между 1633 и 1640 гг.» (Yates 1972:252).
В своей«Тайной традиции масонства» Артур Эдвард Уэйт высказывает теорию, чтокаббалисты проникли в вольные ложи XVII в. Следуя ей, Кристофер МакИнтошссылается на оккультное братство XVIII столетия в центральной Европе, которое сочетало масонство,розенкрейцерство и каббалу с верованиями в реинкарнацию и алхимию. В 1765 г. масонская ложасоединила силы с розенкрейцерским отделением в Марбурге, чтобы занятьсяпрактикой алхимии. Такие гибридные группы могли оказать влияние на оккультноевозрождение XVIII и XIX столетий. СогласноМакИнтошу, такие масоно-розенкрейцерские ложи действовали под общим названиемОрдена Золотого и Розового Креста. Этот орден был связан с шотландскиммасонством и появившимся в XVIIIв. нео-тамплиерством.
В документе,датированном 1788 г.утверждается, что целью его было «проявить скрытые силы природы, выпуститьприродный свет, который скрылся глубоко под загрязнениями из-за проклятия(Падения), и тем зажечь в каждом брате факел, в свете которого мы различимскрытого бога, и так теснее соединимся с изначальным источником света» (McIntosh 1980:94). МакИнтошотмечает в этих целях Гностическое, или гностическое, содержание. Мы, в своюочередь, можем отметить, как близко они подходят к люциферианской доктринедуховного пробуждения человечества от грубого материализма к освобождению«внутреннего света» или «скрытого бога» внутри.
Ранняямифическая история масонства, принятая Великой Ложей в 1723 г., взятая изманускриптов XV в.,известных как Древние Хартии, возводит навыки кладки и геометрии ответхозаветной фигуры Ламеха до царя Соломона. Она включает версию возведенияСтолпов Мудрых и того, почему они отождествлялись с Тубал-Каином. У Ламеха былотри сына и дочь – первый сын, по имени Иавал, открыл геометрию и был пастухом истроителем; Иувал, второй сын, был музыкантом, делавшим музыкальныеинструменты; третьим сыном был наш старый друг Тубал-Каин, которого мы знаемкак кузнеца и «ковача орудий из меди и железа». Дочь, Ноема, придумала прядениеи ткачество. Четверо детей Ламеха записали все, что им было известно обискусствах, ремеслах и науках, на двух камнях или железных столпах, чтобы ихзнание сохранилось для будущих поколений. Эти столпы, кажется, идентичны тем,что создал сын Адама, Сиф, а позже, согласно иной версии мифа, Ной и его сын. Вмасонском наследии это два столпа у входа в храм Соломона и в масонскую ложу.
Тубал-Каин,как мы видели, был версией бога ведьм, и он включен в масонские документы,поскольку был «ковачем орудий из меди и железа». Еврейский историк Иосифутверждает, что Тубал на самом деле изобрел латунь – смесь бронзы и меди – длярубящих инструментов и оружия. Масонский автор Бернард Джоунс предполагал, чтоТубал был оружейником и отождествлял его с римским богом огня и кузнецов,Вулканом. Он пишет: «Есть намеки на то,что Тубал-Каин отождествлялся с примитивным огненным божеством, известнымдревним алтайским народам, которые, вероятно, были древнейшими мастерами поработе с металлом в мире» (1950:298). Джоунс далее связывает Тубала сномадическим племенем рядом с Каспийским морем, называемым кенитами, которыевели свое происхождение от Каина и были наследственными кузнецами илошадниками.
Мифическаяистория масонов прослеживает изобретение геометрии до Адама. Он учил этой наукесвоего злосчастного сына Каина, чтобы он мог построить первые города. Некоторыеиз этих ранних сообщений о масонской истории также указывают на так называемоеНоево или «Допотопное масонство». На самом деле первых масонов действительноназывали «детьми Ноя». Один из сыновей Ноя, Хам, был отцом Нимрода,предположительно первым Великим Мастером каменщиков и известнымградостроителем. Уффа в Месопотамии (ныне современнная Турция) в местнойлегенде считается одним из городов, возведенных Нимродом. В древние времена онабыла известна как «престол Нимрода». Он также построил Аккад, Ниневию и Вавилон(Быт. 10:10-12).
В библейскоммифе о падении Вавилонской Башни Нимрода мы можем увидеть упоминание науниверсальный «энохианский» язык, на котором когда-то говорили во всем мире. Ксожалению, Яхве обиделся на людей, строивших башню, чтобы достичь небес.Ба-бель или Вавилон буквально означает «врата бога» и предполагает проход междуэтим миром и божественным. Яхве уничтожил город, смешав людей, так что они непонимали друг друга (отсюда «бормотание», «babble»), и рассеял их поземле (Быт. 11).
В этом мифеможно увидеть тот факт, что ранние люди развивались слишком быстро, и дажедумали сами за себя, так что их люциферианские наклонности должны были бытьобузданы внешним вмешательством. Вавилонская башня представляет духовный поисксамопознания и самопросвещения, искомого «изгнанными», стремящимисявоссоединиться с Божественным. Башня вполне могла существовать как физическоестроение в матриальном мире в какой-то исторический период. Иначе же она можетпредставлять стадию в нашей планетарной эволюции, когда раннее человечествостремилось вновь связаться с Божественным.
Современныемасоны склонны опровергать истории о Вавилоне и ранней истории их ремесла попричинам вполне очевидным. Однако, Джоунс признал: «…вполне возможно, что существует ноева традиция некромантического ордена,древнее времен Хирама. Эта древняя традиция заменила миф о Нимроде иВавилонской башне на более позднюю историю о Хираме Абифе и храме Соломонском вмасонском ритуале. Однако, в Великом Восточном Масонстве во Франции, котороевсегда воспринималось английскими масонами с подозрением, в Обряде Принятия какпароль используется анаграмма слова «Вавилон».
Тайноезначение мифа о Вавилоне было известно на ранней стадии в исторические времена.Англо-саксонский епископ Лондона Вульфстан в своем «De Falsis Deis» или «О ложных богах» проследил появление языческихверований среди древних евреев до Нимрода и Вавилонской башни. Он писал:«Дьявольским научением они почли за мудрость поклоняться солнцу и луне какбогам». Он также упоминал древнее языческое поверье, что звезды почитались какбоги, наряду с водой и «различными гигантами и яростными людьми от мира сего»(Нефилим). Эти заявления, возможно, повлияли на отвержение англо-саксонскимиклерикальными кругами практики колдовства и остатков языческого почитаниясолнца, луны, звезды, стоящих камней, деревьев и источников.
Как и вмасонском наследии, Вавилонская Башня также появляется в традиционномколдовстве. Наследственный пикингиллский ведьмак Э. У. Лидделл (E.W. Liddell) утверждал, что: «Нимрод– это общий термин [в Ремесле] для борьбы «внутрисущего бога», стремящегося кНебесам. Люцифер, как просвещающая человечество сущность, может быть приравненк Нимроду – как попытка человеческой личности вернуться к изначальнойнетронутой славе» (1994:74). Это утверждение делает бессмысленнымизаявления некоторых самозваных ведьм, что люциферианизм лишь иное название длясатанизма и не имеет ничего общего с Ремеслом.
Пер Sedric