Найджел Элдкрофт Джексон
Майкл Говард
СтолпыТубал Каина
Глава вторая
Дети Небес
«Вповествовании об Азазеле есть непроницаемая Тайна», - Моше Маймонид, ок. 1190г. н.э.
Как нам верноистолковать и, следовательно, вполне понять значение тех древних и загадочныхлегенд относительно Падения ангелов в Ветхом Завете иудео-христианской Библии иапокрифических текстах? Как эти запутанные и загадочные упоминания и мифыпонимались в Высшей Ангельской Магии Запада, и какие истины они сообщаютмагическому искателю наших дней? Ответы, к которым приводят эти вопросы, удивительнопросветляют и открывают неземные проблески тайной истории раннего эволюционногоразвития человечества и его появления из животного инстинктивного состояния вдоисторические времена.
Библейскиесведения о нисхождении ангелов ограничены несколькими шифрованными стихами вБытии: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогдасыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их себе вжены, какую кто избрал» (6:1-3).
Странныеобстоятельства этих взаимоотношений между ангелами и человечеством развиваютсяв рождение допотопной расы гигантов, названных нефилим. «В то время были наземле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить кдочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славныелюди» (6:4).
Вортодоксальных канонических писаниях это единственный фрагмент, которыйсохранился, и его мистические смыслы до сих пор усердно избегались библеистами,теологами и церковниками. Более полные сведения об этом событии содержатся внекогда утраченной эфиопской Книге Еноха, которая сохранилась в анклавеабиссинской Церкви. Считалось, что шотландский путешественник Джеймс Брюсвпервые доставил ее в Европу в переводе в конце XVIII столетия. Однако, копия тома,названного Книга Еноха, записана в одной из книг знаменитой оккультнойбиблиотеки аббата Тритемия из Вурцбурга в XV в. Другой интересный том из этой библиотеки включал КнигуРазиэля, Книгу Гермеса и несколько магических гримуаров, приписанных царюСоломону (Couliano1987:167).
В октябрьскомиздании 1999 г. Jerusalem Reportбыло сообщение об открытии так называемого «Свитка Ангела», который,по-видимому, связан с Книгой Еноха. Написанный на смеси еврейского, арамейскогои греческого, это документ был найден на Иордане, к юго-востоку от Мертвогоморя, скрытым в сосуде в пещере. Сообщалось, что он был тайно приобретен в1970-х группой монахов-бенедиктинцев, контрабандой вывезших его из страны вмонастырь на границе между Австрией и Германией. Здесь он оставалсядесятилетие, пока не был переведен. Текст, предположительно, как и Книга Еноха,описывает путешествие на Небеса, проделанное ангелом-Стражем. Автору «СвиткаАнгела» были показаны все «тайны небес», он также был научен видеть знаки всолнце, луне и звездах, чтобы предсказывать будущее (астрология). Вдобавок егонаучили предсказанию погоды, письму, использованию растений и камней(кристаллов?) для излечения болезней и предсказания будущего, а также техникепутешествий во времени. Свиток Ангела упоминает Бога под ханаанским именем Эль,а Сатану как Белиала, буквально «огонь или свет Бога». Свиток посвящен Иешуа(еврейская форма имени Иисус!), который описан как «Святой» и сын жреца.Недавно было высказано предположение, что Иосиф, отец Иисуса, мог вдействительности быть жрецом в иерусалимском храме (новости с сайта ЭндрюКоллинса 21.1.00).
Джеймс Брюс ненастаивал на том, чтобы называть Книгу Еноха «гностическим текстом»; она,предположительно, датируется 165 г. до н.э. - 100 г. н.э. Это более тонкоенаблюдение, чем у многих клерикальных комментаторов, настаивающих на смутныхморалистических заключениях относительно документа. Перевод текста Брюса лишьпредоставил буквальное подтверждение глубоко тайного и сокрытого теченияангельских мистерий, передаваемых столетиями в определенных эзотерическихкругах и культах в Европе. Брюс был интересной личностью, бывший не тем, кемказался на поверхности. Он был шотландским аристократом королевской крови,утверждавшим себя потомком Роберта Брюса. Он был классическим ученым ибиблеистом, ведущим масоном. Как Шотландский Масон, он, по предположениямнекоторых, находился в контакте с Масонскими Рыцарями-Храмовниками (Collins 1996:12). В ролипутешественника Брюс выступил в 1768 г., попытавшись обнаружить исток Нила.Предполагается, что это было лишь прикрытие для его подлинной миссии, котораязаключалась в том, чтобы найти древние документы и скрытые сокровища, связанныес так называемыми черными евреями Эфиопии.
В Книге Енохаветхозаветному пророку явлено видение Небес, и он, в противоположность Свитку Ангела,был проведен архангелом Рафаэлем, который, как считается, был одним из теххороших парней, не восставших против Бога. Однако Енох встречает Григори,которых описывает как гигантских воинов человеческого облика и «хранителеймира». Grigoriозначает «стражи» и указывает на их роль как следящих за миром. Когдалюбопытный Енох спрашивает о природе Григори, ему отвечают, что они и их князь,Сатанаэль, путешествовали на Землю и прибыли на гору Ермон или Хермон. Там ониувидели «дочерей человеческих» и взяли их в жены, как описано в Бытии. Вримские времена гора Хермон была местом святилища козлоногого бога Пана. Онобыло построено вокруг пещеры и природного родника, который был источником рекиИордан.
В сердце легендо Войне на Небесах, когда Люцифер восстал против Бога, был поражен архангеломМихаэлем и сброшен с Небес, а также о нисхождении павших ангелов лежитгностическая даймонософия и тайный антропогенезис. Великий Ангел Света и егоспутники были избраны для нисхождения и принесения себя в жертву материи, чтобыпомочь душевной и духовной эволюции прото-человечества. Ранние люди былиглубоко погружены в материю. Их осознанность была еще более смутной, чемсегодня, и ограничена автоматическим и инстинктивным уровнем животной жизни.Задача павших ангелов была буквально в том, чтобы искупить и освободить людейиз их материальной тюрьмы. Эзотерические учения описывают, что когдачеловеческий организм наконец превзошел и появился из миллионов своихэволюционных предшественников растительного, рептильного и млекопитающего рода,ему все еще недоставало истинного света само-осознающего сознания. Он все ещебыл опутан «сном» во тьме материальной вселенной.
Восстаниеангелов было жертвой прометеевских масштабов, в которой ангелы воплощались вматериальном измерении времени и пространства, чтобы передать сияющее семягнозиса человеческим существам. Они наделяли себя способностью осознатьвнутреннюю божественность и достигнуть освобождения от уз материальногосуществования. Падшие ангелы, согласно тайной доктрине, не были злыми или«грешными». Напротив, они были трансцендентальными аватарами человеческогодуховного спасения и, в конечном счете, искупления посредством гнозиса. Они«открыли вечные тайны, бывшие на небесах, которые стремились узнать люди». БенЭлохим, или Сыны Бога, тогда были носителями божественного просветления длядремлющего «Адама из Красной Глины», для человека, погруженного в материю. Онипозволили ему пробудить знание истинных сил и судьбы непадшего духовногосущества, открыв «Адама Алмазного», которого упоминают коптские гностическиетексты; бессмертная сущность нашего подлинного существования по ту сторонувсяких обусловленных мирских состояний. Искупление темной материи (hyle) посредством передачи Lux Anglicae, или Ангельского Света,было задачей Стражей в их нисхождении на земной план. Их миссия была в том,чтобы привести всех существ к окончательному освобождению и, наконец, квосстановлению всего мира к его изначальному райскому состоянию.
Э.У. Лиддел (E.W. Liddell 1994) писал об истолковании этого мифа квази-масонским Compagnons du Tour или Товариществом Башни(Вавилонской) в средневековой Франции, ответственным за помощь в постройкевеликих готических соборов. Он отмечает, что они верили в то, что «Люцифер былобречен быть духом, вечно пребывающим в человеческом механизме. Падение ангеловправильно понимать как представление воплощения Божественности в телеснойплоти». Комментируя библейский миф о сынах Бога и «дочерях человеческих», онговорит, что он представляет «…еще одну попытку объяснить тайну, посредствомкоторой Божественность стала ассоциироваться со смертью». Как мы увидим далее вэтой книге, это связано с еще одним «сыном Бога», воплотившимся в телеснойплоти.
Нужнанедюжинная близорукость, чтобы не заметить тот очевидный факт, что здесьВеликий Ангел Люцифер, Светоносец, представляет архетипическую фигурудо-христианского и не-христианского происхождения, совершенно несвязанную сдуалистическими персонификациями морального «зла», называемого ЦерковьюСатаной. Но даже в средневековых мистериальных пьесах мы встречаем память овозвышенном статусе восставших ангелов.
Например, вЧестерском цикле мистериальных пьес Люццифер (sic!) говорит: «Девять оболганных чиновты оправдал здесь / В твоем блаженстве воссияет фантазия, / и я верховный властелин,здесь, перед твоим взором». Это указывает на превосходство над иерархиямиДионисия в красоте, Свете и знании.
Чтобы получитьболее полное представление об ангельском вмешательстве в эволюцию человеческоговида, нам следует обратиться к оригинальному тексту энохианского мифа у Чарльза(Charles 1912). Этоистория о нисхождении Светоносца и ангельских воинств в материю, рассказаннаякак гностическая сказка о падении души в физическое воплощение, о заточениидуха в забвении профанной осознанности, о передаче оживляющего огня ангеловКрасной Земле Бессмертия и занебесном происхождении человеческой цивилизации наэтой планете: «И пришло время, когда люди умножились, и в те дни родились уних прекрасные и привлекательные дочери. И ангелы, дети небес, увидели ивозжелали их, и сказали друг другу: «Пойдем, выберем себе жен из детейчеловеческих, и родят нам детей». И таковы были имена их вождей; Семиазаз (Шемьязаили Азазель), их вождь, Аракиба, Рамеэль, Кокабиэль, Тамил, Рамиэль, Данель,Изекиль, Баракиэль, Асаэль, Армарос, Батарель, Ананель, Закиэль, Самсапеэль,Сатарель, Турель, Джамджаэль, Сарель».
Опять-таки, этинебесные смешения браков между ангелами и смертными сферами ведут к рождениюНефилим, гигантов древней Земли, ибо «дочери человеческие» «забеременели от нихи породили исполинов высотой в три тысячи локтей». После этого ангелы привилиразличные магические техники своим человеческим женам и детям, а из этогоследует, что развитие магических сил — это врожденное наследие ангельскогомира, чудесное наследие «вечных тайн, что были на небесах».
Опять-такицитируя по Книге Еноха: «Азазель научил людей делать мечи и ножи, и мечи, идоспехи, и дал им знание металлов [земли] и искусство их обработки, ибраслетов, и украшений, и использования сурьмы [хрупкий, серебристо-белыйметаллический элемент, используемый в сплавах], и приукрашивания век [косметикой],и всех видов драгоценных камней, и всем красящим смесям — Шемьяза научилволшебству и собиранию корней, Армарос — наведению чар [магияпротиводействия], Барикиджаль - астрологии, Кокабиэль — созвездиям, Изекиль— знанию облаков [предсказание погоды], Аракиэль — знакам земли [геомантия],Шамсиэль — знакам солнца, и Сариэль - движению луны».
В этихописаниях ангелов-наставников отчетливо видна планетарная структура. Азазель,первый кузнец (позднее представший в облике Тубал-Каина, первого кузнеца вБиблии) и работающий с огнем волшебник, был ассоциирован с Марсом (Мадим) враввинической традиции. Он был вавилонским богом адского огня и подземногосолнца, Нергалом. Наряду со своей свитой сатиров-Сеирим, или «Косматых», веврейской демонологии он также представляет форму аккадского козлорогогобожества Уза. Шемьяза, альтернативная форма Азазеля, но представленный в КнигеЕноха отдельным ангелом — это Люциферианский Повелитель Волшебства. Онсоответствует Венере (Нога [Nogah])как Утренней Звезде, которая была известна евреям как Хелель бен Шахар исоответствовала «Небесной Царице» Иштар. Баракиджаль, как учитель астрологии,связывается с мацлотической сферой Coetum Stellatum, а Кокабиэль, учащий знанию звезд, очевидно,заимствован от термина Kokab,или «звездный свет». На еврейском это указывает на планету Меркурий, который, всвою очередь, приравнивается к божественному писцу Небо или Небу, «говорящему»,записавшему священные знаки небес в «Шитир-Шаме», или Книге Богов.
Аракиэль,наставник в «знаках земли», вероятно, соответствует Шаббатаи, или Сатурну, от Sabor, «сеять», какпервобытному богу сельского хозяйства, садоводства и земледелия. Ветхозаветныйпророк Амос зовет его «звезда бога Рефана», ссылаясь на Ремфама, египетскоеобозначение Сатурна. Изекиль, открывающий «знание облаков», соответствуетнебесному Царю, Юпитеру (Цедек) или ассирийскому Мардуку. Шамсиэль, в чьемведении солнечные тайны, очевидно, соответствовал сфере солнца (Шемеш) и,вероятно, заимствован из великого солнечного бога вавилонян, Шамаша. Сариэль,наставлявший людей в тайнах луны, является управителем лунной сферы (Левена) иможет быть формой месопотамского бога Зина, или Сина.
В поздней каббалистическойи средневековой магической традиции планетарных ангелов называли Микаэль илиМихаэль (Солнце), Габриэль (Луна), Рафаэль (Меркурий), Самаэль (Марс), Сахиэль(Юпитер) и Кассиэль (Сатурн). В более современной магии, с открытием новыхпланет, к списку добавились новые ангелы. Это Уриэль (Уран), Асариэль (Нептун)и Азраэль (Плутон).
В ангельскихмифах Йезидистана, которые мы изучили в первой главе, великий ангел Мелек Таус(или Царь-Павлин) отождествляется с Азазелем или Азазилом. Он изображается какЧерная Змея, изначальная змея мудрости в Саде Эдемском. Его иной божественныйэпитет — Ласифар, курдская форма Светоносца.Его связь с Марсом продолжается в еврейском аллониме как ангела МарсаЗамаэля или Самаэля, который тоже отождествляется с эдемской змеей. Здесь можнопроследить связь вплоть до египетского представления о планете Марс как оРа-Хорахти, или «Красном Горе», и связать с допотопными мистериями Слуг илиПоследователей Гора. Они были божественными предками Шемсу-Гора, правившегодо-династическим Египтом до его смертных правителей.
Важную опорудля сравнения и понимания в сущностигностического мифа об энохианских Стражах, как о спуске души в материю, можнонайти в мистической антропогении александрийского трактата «Поймандр» I в.н.э., который является Libellus I герметического корпуса мистических текстов. Он содержитпоразительно схожее видение о спуске Небесного Человека в мир материальнойприроды и предлагает много глубоких точек согласования как ключи к тайнеСтражей. Первоначальный человек (Антропос), будучи по природе своей Нусом, илиБожественным Умом, был бессмертным существом жизни (Зоя) и света (Фос),Человеком Вечной Сущности. По герметической версии, побужденный творческимимпульсом, божественный Антропос спустился с высшей сферы Нуса/Менс. Онпрорвался сквозь звездные и планетарные круги и, вглядевшись в подлунный мирматерии (Hyle), былпривлечен отраженной красотой природы (Physis). «Ненасытная любовь» привела Небесного Человека к ТемнойЖенщине природы, которая «заключила своего возлюбленного в объятия, и онисоединились во взаимной любви».
С этоговремени, говорит герметический текст об Антропосе: «Бессмертный и властелинвсех вещей, он подчинен Судьбе (эймарменэ), которая царит над всем смертным». Вэтом смысле, как понимается философами классического мира, судьба или Участьбыла высшей богиней, управлявшей человеческими делами. В «нисхождении вматерию» Антропос вошел в обусловленный мир творения и разрушения, мирпричинности, мир безжалостной власти Времени над смертными вещами, чтообозначается судьбоносным правлением зодиакальных и планетарных светил, «СемиУправителей», обретающихся в материальном измерении.
Из этогоединства духа и материи произошли «семь человек». Жизнь (Зоя) НебесногоЧеловека так становится душой, свет (Фос) проявляется в Разуме (Нус)воплощенных людей. Исследователь Ренессанса, доктор Фрэнсис Йейтс,проницательно отметила насчет нисхождения: «падение Герметического Человекабольше похоже на падение Люцифера, чем на падение Адама» (Yates 1969:27).В Трисмегистовом описании падения божественного света (Фос) в материю,возможно, будет полезно вспомнить, что греческое слово Phosphoros эквивалентнолатинскому «Lucifer» и,как эпитет Утренней Звезды, означает «светоносец». Оккультист и членГерметического Ордена Золотой Зари Артур Эдвард Уэйт, ссылаясь на резьбу наАрке Константина, отмечает, что в юноше изображен «Гений, держащий факел и,как говорят, означающий Утреннюю Звезду или Люцифера, появляющегося из облаков— представленных в виде вуали вокруг него... С масонской точки зрения, этотсимвол в своем полном смысле означает появление побеждающего света».
Путь высшегопосвящения в Герметические Мистерии — это гностическое восхождениеосвобожденного посвященного сквозь сферы, отбрасывание нечистых влияний материальногомира при возвращении к изначальному само-светящемуся состоянию БожественногоБытия: «И если ты знаешь, что ты вышел из жизни и света и что ты из нихсоздан, ты вернешься к жизни». Экзистенциальная проблема «падшего» человечества определена какневежество о нашей истинной, нерожденной и бессмертной природе, как заблуждениеи запутанность в непостоянном мире материальных видимостей, как последующееограничение, забвение и испытываемое там страдание. Ключ к освобождению имистическому «восстановлению» лежит внутри, в освобождении непадшей сущности, вмире гнозиса или трансцендентального знания.
Поскольку взападной эзотерической традиции есть древняя и глубокая символическая связьмежду освещенностью и человеческим семенем, нисхождение «светового семениНебес» может означать передачу духа в феноменальную тьму материальной природы.Однако, эзотерическая традиция учит нас, что даже в нашем «падшем» состояниичеловечество не одиноко. Как сказано об Адаме: «Управители [планетарныеангельские правители] полюбили его, и каждый из них дал ему часть своейприроды». В действительности Адам «больше, чем человек; он божественен ипринадлежит расе звездных демонов, божественно созданных управителей низшегомира. Даже утверждается, что он был «братом» творящего Слова-Демиурга - «СынаБога», «второго бога», движущего звезды» (Yates 1969:27).
Если мы небудем забывать об индо-иранских корнях ангелологии в культе Йазатов и понятии оХварена (Xvarenah),божественно дарованном сиянии магической независимости, определенные аспектыучения магов об искуплении «Человека Света» могут помочь нам в пониманиигерметико-люциферианских неявных моментов гнозиса падших ангелов. В древнейПерсии маг-посвященный стремился достичь состояния «сияющего очищения» или«отделения» (apecakih)Световой Сущности Хварена, Фарр-и-Йаздан (Farr I Yazdan), от профанного телесного состояния осозанности.
В высшемпреображении «Великий Свет, кажущийся выходящим из тела, засияет надо всейЗемлей». Это выражается нуминозным состоянием ума, называемым на мидийскомязыке maga. Этокорень греческого слова magos и латинского magus, означающих мага. В этом состоянии ума духовнаясущность (menok)отделяется от смертного тела и принимает природу Амеша-Спента, архангельских«Бессмертных благодетелей». В трансцендентальном гнозисе, называемом «мага»,маг существует и действует на архангельском уровне. Он или она буквальностановится архангелом, ему свойственна чудесная магическая сила (xshathra), всеведущеевидение-сознание (eisti,близкое санскритскому Cit,или «чистому сознанию») и реализация суверенной свободы «чистой воли» (axvapecak), когдадостигается мистическое преображение (frashkart) в «Совершенное Тело Света».
Небезынтересноотметить, что эти учения магов относительно Хварены, Амеша-Спента и Человека Светараспространились на запад, образовав внутреннее ядро герметической ангелологии,божественной магии запада. Они также одновременно распространились на восток изПерсидской империи до транс-гималайских областей. Здесь они повлияли нашаманические ламаистские до-буддийские культы Бон Тибета, Бутана и Непала с ихпоклонением gShen-Iha-O-dkar (Бог Шен Белого Света) и почитаниемСветлых Божеств (Лха). Они также сформировали определенные центральныеконцепции относительно бодхичитты в магических практиках «Громовой Колесницы»или ваджраянской буддийской тантры. Черты йазатского влияния в Гималаяхподчеркиваются тем фактом, что некоторые бонские тексты в действительностиоказываются переводами древних персидских оригиналов.
Вернемся кгерметическому гностическому мифу о «падении» люциферианского светового семенисовершенной мудрости или Ангельского Света (Lux Angelicae) в воплощенные условия материального существования иего конечному искупительному освобождению; существуют некоторые древние ветвийезидского, индо-иранского и греко-египетского эзотеризма, которые связаны сэтой загадкой.
Первый стих«Черной Книги» йезидов описывает, как при творении «...Бог создал БелуюЖемчужину из своей драгоценнейшей сущности, и создал птицу, названную Анфар. Онпоместил Жемчужину на ее спину, и она оставалась там сорок тысяч лет» (Furlani 1975:9). Подобным жеобразом семенной «небесный огонь» иранского мистицизма, Хварена, передавалсяземному шаху при его заступлении на павлиний трон Варагной (Varaghna), вариантом чудесной саены илиптицы симург. Стоит отметить, что в индо-персидском суфийском наследии симургстал символом «высшего божественно духовного элемента в человеке» и имелбольшое значение для индийского искусства XVII в. К этому магическому комплексутакже относился Белый Сокол мифических циклов Йаресана (Yaresan), который приносит царскоесветовое семя на Землю, чтобы оплодотворить смертную девственницу Дайерак (Dayerak), а также священнаяптица анка Аравии, обитающая на увенчанной изумрудом горе, Пике Каф (Qaf).
Все этисвященные птицы, небесные хранители космического семени Господа Света — типыпервичного феникса или птицы Бенну древнеегипетских мистерий. Папирус Небсенсисообщает о ней: «Я появился, как птица Бенну, Утренняя Звезда Ра(солнечный бог)». Эта мифическая птица была либо цаплей, либо журавлем, и можетбыть сравнена с арабской мифической гигантской птицей Рос, упомянутой в «Тысячеи одной ночи» и «Синдбаде-Мореходе». В египетской иероглифике Феникс можетозначать Анкх как знак магической трансформации, Акху Сияющих, или бессмертных,живущих за приполярными звездами северных небес. Феникс-Акх означает концепцию,относящуюся к персидской Фравасджи (Fravasji), пред-сущей даймонической «над-душе» или нуминознойангельской природе человеческих существ. В египетско-герметических ученияхФеникс вылетел на заре Времени из божественного Острова Огня, принесямагический нумен (Hyke)в круги земного пространства-времени. Греческий историк, путешественник иписатель Геродот записал, что феникс, предположительно, появлялся в Гелиополекаждые пять сотен лет и был родом из Аравии. Мифологически он вышел из «меставечносущего света за пределами мира, где Боги родились или воскресли, и откудаона были посланы в мир». Она представляла Осириса и Логос, Слово Бога,которое служит посредником между Божественным Умом и творением (Buaval and Gilbert 1994:197-200).
Божественноесемя Света отождествляют с метеоритом Бен-бенет, позолоченным пирамидальнымкамнем, хранящимся в храмовом комплексе Гелиополиса в Поместье Феникса,который, как говорят, пал с неба в далекую эпоху. В действительности егоназывают «камнем, что пал с солнца». Такие метеоритные камни в древние временасчитались дарами звездных богов. Бену или Бенну происходит от египетского корня«beni» иотождествляется с половым актом, оплодотворением и осеменением. Египетское Bn означает «семя, зачинать»,в форме Weben –«сиять», и лингвистически связано с семитским Ben, «потомство, семя, сын»; вероятно,этот тонкий нюанс передается в общепринятом имени падших ангелов. Их называютБена-ха-Элохим, или Сыны Бога, нерушимое «семя Богов», так как Элохим на иврите- слово множественного числа. Нисхождение этой божественной сущности – забытаялегенда о воплощении души в материю.
Пер Sedric