Ремо Рот
Юнговский двойной квартернион человеческого и божественного или Эрос Самости и материальная душа.
Неоплатоническая интерпретация unio corporalis и подавление страданий сознания
Продолжив читать о monocolus в Mysterium Coniunctionis, мы с удивлением узнаем, что Юнг не придерживается герметической интерпретации unio corporalis, то есть концепциисмерти небесного короля как необходимого условия дальнейшего развития. Он возвращается к неоплатонической интерпретации, актуальной для стадии unio mentalis.
«Из этого всего следует, что на нашей гравюре изображено соединение духа с материальной реальностью».
Этот вывод резюмирует обсуждение седьмой гравюры, представленной ранее. Интерпретация Юнга начинается в § 724, и в §725 где он говорит: «эта гравюра представляет соединение монокулуса с землей (телом)».
Эта священная свадьба имеет драматические эффекты. Царь , некогда бывший ярко золотым, одетым шафранно-желтую мантию, "теперь стал совершенно черным (sol niger) (§ 725) Таким образом он определен как «черный Озирис, эфиоп, или мавр» 730. «Его голова была сварена в котле». Поэтой причине королевские персоны должны быть обезглавлены. «Это обезглавливание прекрасно соотносится стем, что monocolus так же как Озирис, часто изображается итифаллически (§726) (как впрочем и Гермес – см выше), поэтому в христианской интерпретации соответствует Дьяволу (§726).Впрочем, эта фигура, конечно же, в большей степени соответствует космическому Богу Пану (см ниже – Пан, Афродита и Эрос)
Это состояние черноты, в котором «солнце окружено anima media natura» (то есть мировой душой), Карл Юнг интерпретирует как «состояние инкубации, беременности» (§ 729), что совершенно точно. Тем удивительнее появлениеболее поздней вставки, в которой говорится, что отсечение головы - это «высвобождение способности к познанию,которая находится в голове» (§ 730), что в современной терминологии обычно обозначает сознательное развитие мыслительной функции.Точно так же, обезглавливание становится обозначением отделения «понимания» от «великого страдания и скорби» (§ 730). Следовательно, можно заключить, что сознательное страдание замещено мышлением посредством процедуры, которая «освобождает душу из сетей природы» (§ 730)! Эта сублимация страдания в мышление есть, согласно Юнгу, unio mentalis,«преодоление тела» (§ 730) [“in superatione corporis” в немецком оригинале].
Такой перевод Алхимической процедуры обезглавливания на современный язык - как выделения мыслительной функции, и таким образом интерпретация всего процесса какпроисходящего на стадии unio mentalis очень удивляет прежде всего потому, что эта алхимическая процедура имеет цель сотворение rotundum, «круглого человека» (§ 731), Антропоса или Богочеловека, то есть самой последней цели Алхимического делания. Четырьмя годами ранее, в работе «Aion», Юнг ставит знак равенства между rotundum или Антропосом и Мировой душой. Что мыслительная функция сознания имеет общего с принципом вселенской витальности более чем непонятно, хотя очевидно, что магические практики, необходимые для того чтобы завершить эту задачу успешно(§ 731), никак не связаны с рациональной мыслительной функцией. Далее, развитие этой функции прямо противоречит другой необходимой процедуре, на которую указывает Юнг,где «мозг темнеет «под воздействием очень сильного уксуса или мочи младенца» (§ 733)
Похожим образом Юнг интерпретирует алхимическо-магическую процедуру создания так называемой caputcorvi (головы ворона)(§ 729). Хотя она подобна человеческой голове, с другой стороны она соответствует голове черного Озириса (§ 730) или Эфиопа, и таким образом, соответствует Черному Солнцу, то есть соединению Солнца и Луны на стадии uniocorporalis (см выше). Поскольку она круглая, Черная голова принадлежит Антропосу и через это Мировой Душе, а не, как предполагает Карл Юнг, ощущающей функции сознания или пяти чувствам, которые нужно развивать. (§ 732).
Переводя на психологический язык, можно сказать, что голова Озириса связана с «затемнением мышления», причем последнее необходимо длятрансформации Логоса Эго в Эрос Эго. В этом состоянии возможно открыть «другое окно», то есть интроветное телесное ощущение, которое способно заглянуть за пределыfenestra aeternitatis, и в итоге открыть реальность unus mundus (см рис. Ниже).
Согласно моему определению, вышеприведенные выводы из работ Юнга являются решающими. В нихЮнг заменяет «великое страдание и скорбь» мышлением и экстравертным ощущением и сводит все обратно к unio mentalis, то есть активному воображению.Именно в этом причина того, что мы не можем достичь unio corporalis, в котором, в точности наоборот – мышление осознанно подавлено для осознанного страдания. В сказанном выше Юнг предлагает подавление подчиненного чувства – что прямо противоречит тому, что он говорил относительно сотворения квартерности целостного сознания.
Напротив, по моему мнению, именно в этот момент мыслительный тип, как впрочем и любой другой, не должен позволять «сублимировать» страдание изаниматься подавлением негативных чувств, трансформируя их с помощью активного воображения в когнитивность. Не «творение поседством когнитивности» здесь провозглашалось, но«творение посредством наблюдения», в котором воображаемое сознание просто наблюдает их в состоянии «У-вей», или активная пассивность, свершающаяся внутри и в теле.
Пусть читатели решат для себя, что они думают, или, точнее сказать, чувствуют о том, что было заявлено мною выше. К этому выводу я пришел на основе своего личного опыта и на основании опыта работы с пациентами. Следовательно, я убежден, что интерпретация Юнгом monocolus как мыслительной функции которая должна быть развита, недопустима.В этот момент перехода от unio mentalis к unio corporalis дальнейшее развитие одухотворенной души прекращается, а значит, интерпретация Юнгаоказывается неуместной. Итифаллический Осирис, и Умирающий Король Герметической Алхимии, растительный бог преисподней, принадлежащей Черному Солнцу (sol niger), скрытый принцип Логоса следует сравнить с индуистким богом-творцом Пурушой, живушим в сердце человеческом, расчлененным во имя возможности нового творения. Именно Антропос, или мировая душа, оказывается инициированным своим страданием, а процесс воплощения более не основывывается на «одухотворенной душе», оставленной в прошлом. Здесь центр тяжести переходит к материальной душе, которая есть мировая душа в макрокосмическом ракурсе и телесная душа в микрокосмическом. Посредством со-участия интровертированного сознания в судьбе умирающего бога, Озириса или Пуруши и умирающей природы сегодняшнего дня происходит интровертированное созидание, компенсаторное созиданию посредством сознания, о котором говорил Юнг и наука. Такое со-участие и со-страдание могло бы предотвратить ужасающую опасность тотального уничтожения природы и человечествав апокалипсисев ближайшем будущем.
Coniunctio в христианских небесах
В одной из предыдущих глав я показал, что падающая роса в «Розарии» связана с теми процессами, которые описаны свыше. Душа оставляет дух, после чего последний умирает. Тем не менее, для Юнга именно дух, а не одухотворенная душа, спускаетсяс небес, чтобы соединиться с землей или материей. Но то что Юнг называл духом, или принципом Логоса, обитающим на небесах, я называю «одухотворенной душой», поскольку именно она появляется только после первой коньюнкции или unio mentalis. Поэтому мы можем заключить, что согласно его интерпретации unio corporalis или второй коньюнкции, бог остается на небесах. Соответственно, король Логоса не находит свой конец в могиле, утробе королевы, и не умирает. Таким образом, в интерпретации Юнга сексуальный миф «Розария» не получает своего развития в Вегетативном Делании, необходимом для создания Лилии, Печати Соломона, Красной Тинктуры, Солнечного дитя, короче говоря, Квитессенции.
Далее Юнг продолжает ту же линию:
«Не вульгарное золото входит в соединение, но дух золота, только праваяполовина короля, как говорится. Королева - это сульфур, сходный с ним экстракт или дух земли или воды, следовательно, являющаяся хтоническим духом. «Мужской дух» соответствует substancia coelestis [небесной субстанцией] Дорна, то есть знанию внутреннего света, Самости или образу божьему, который здесь соединяется со своей хтонической частью, женским духом бессознательного».
Немного ранее королева была «материальной реальностью», но здесь она вдруг превратилась в «хтонический дух» или «женский дух бессознательного». Следовательно, свадьба происходит в реальности духа,в небесах, а не в срединном мире между небом и землей или духом и материей, как то говорили Роберт Фладд и Герхард Дорн.
Логическим следствием такой свадьбы, не затрагивающей ни инстинктивные, ни вегетативные уровни, но происходящей в виртуальности чистого духа, разумеется, является то, что настоящий женский принцип, материальная душа, «хтоническая Троица» (Вольфганг Паули),«растительная душа, связывающая тело и дух» (Юнг), тройственная богиня подземного мира в греческом мифе – Деметра, Пересефона и Геката, - тройственная богиня кельтского мифа, т.е. нижний треугольник Печати Соломона, оказывается исключена.
Священная свадьба как связь Анимы с Самостью и Эго с Анимой.
Далее Юнг продолжает интерпретацию unio corporalis:
«Эмпирически [женский дух бессознательного] персонифицирован фигурой Анимы, которую не следует путать с «анимой» средневековых философов, которая была не более чем «философской душой растений» и «связью» тела и духа.Вполне достаточно сказать, что алхимическая Королева связана с психологической Анимой.»
Как мы видели ранее, алхимическая фигура Королевы или Богини является парой Короля или Бога, следовательно, они равны. Сегодня мы бы сказали, что королева освобождена. Но с точки зрения Юнга, Богиня утверждается отличной от Бога, то есть Бог наделяется более высокой ценностью, чем Богиня. Богиня становится Анимой – посредником между Эго и Самостью, помещенной между Логосом сознания и Богообразом, то есть Логосом Эго и Логосом Самости, а не в срединном мире между Духом и Материей.
Из этих слов Юнга можно сделать вывод, что его целью является расширение богообраза в процессе unio corporalis. Поэтому кажется очень странным то, как Юнг продолжает свою мысль, противореча себе.
«Соответственно, coniunctio [unio corporalia] появляется здесь как единство сознания (духа), дифференцированного посредством самопознания, с духом, отделенным от некогда бессознательных содержаний. Последний можно считать квинтессенцией образов воображения, которые появляются в сознании либо спонтанно, либо посредством активного воображения, и в целом представляют моральное или интеллектуальное мировоззрение, которое компенсирует сознательную позицию. Тем не менее, вначале эти образы появляются как вполне конкретные визуальные образы, и чтобы получить и «моральный» или «интеллектуальный» смысл, их следует интерпретировать.»
Очевидно, что «сознание, дифференцированное посредством самопознания» - это результат активного воображения, поскольку, как мы уже видели выше, оно является тем методом работы с воображением, который помогает дифференцировать сознание в квартерность четырех фунций: мышления, интуиции, чувства и ощущения и для того, чтобы интегрировать личную тень. «Дух, отделенный от некогда бессознательных содержаний» вполне может оказаться Анимой, которая определяется Юнгом как хтонический дух. Следовательно, теперь Богообраз замещается квартерным сознанием и его отношениями с Анимой. И метод для установления этой связи – опять активное воображение.
Таким образом, мы делаем вывод, что unio corporalis - это фаза, в которой умершийБог нисходит вниз, а Богиня восходит вверх, чтобы встретиться в середине, то есть в срединной реальности unus mundus, которая в интерпретации Юнга оказывается с одной стороны единством Самости с Анимой а с другой – единством Анимы с Эго. Структура этой идеи это не что иное как двойная квартерность, утверждаемая Карлом Юнгом: дифференцированное сознание выстроено как 3+1 структура, поскольку подчиненная функция находится как бы вовне, вне контроля и, таким образом, связана с Анимой.Самость, с другой стороны, также определяется 3+1 структурой – то есть Троица, дополненная фигурой Анимы.
Если мы верим интерпретации Юнга, «ранее бессознательные содержания» есть «квинтэссенция образов фантазии». Эта Квинтессенция, как образ не принадлежащий одухотворенной душе в небесах, но тесно связанный с инстинктами и человеческим телом, тем не менее, в интерпретации Юнга, сама по себе не обладает никакой ценностью. Напротив – она считается «всего лишь «моральной» или «интеллектуальной», и потому сначала должна быть интерпретирована на выразительную вербальном языке. Именно этот процесс я описал как сотворение посредством познания.
Далее, поскольку целью являются моральные и интеллектуальные прозрения, очевидно что для достижения этой цели нужна мыслительная функция. Таким образом, мы возвращаемся к проблеме активного воображения, обсуждаемой ранее: доминирующая функция Юнга оказывается главным инструментом для метода воображения, предложенного им.
Однако, примерно три четверти человечества имеют совершенно иной психологический тип. Не будет ли для них Активное Воображение насилием над собой? Может ли быть, чтобы упомянутые Юнгом «визуализации» имели для них столь же огромную ценность? Может ли быть так, что эти внутренние образы для них связаныглавным образом с телесным, а не воображаемым, и являются самоценными и не нуждающимися в интеллектуальной интерпретации? Почему бы не допустить, что эти спонтанные образы являются порождениемunio corporalis мировой души, соединающейся с семенем мертвого короля в промежуточной реальности unus mundus? Возможно, квинтэссенция есть не что иное как то, что я называл «уникальным внутренним квантовым скачком»,которую мы должны только наблюдать, а не интерпретировать (что я ранее назвал сотворением через наблюдение) и таким образом помочь этому воплощению «новой жизни» в нашем ограниченном пространством и временем мире? И быть может, этот «внутренний радиактивный распад»воплотит unus mundus, известный средневековым алхимикам как creatio continua [непрерывное сотворение], компенсирующее creatio ex nihilo [сотворение из ничего]. Так может быть такие спонтанные воплощения, возможные в любое время и наблюдаемые человеческими существами, являются компенсацией уникального сотворения мира, символически описанного в Бытии и интерпретированного наукой как то, что Карл Юнг называл «гнетущим образом часового механизма» Может быть, за божественным «большим взрывом» должны последовать иные, происходящие в unus mundus, потенциальном мира до Творения, который может быь постигнут в духовном опыте. Быть может такая гипотетическая процедура является современным вариантом «Тиккуна» Иссака Лурии, столь восхищавшего Юнга?
Повторное слияние uniocorporalis с uniomentalis у Юнга и принцип материальной души как выход из положения
В процитированном ранее очень интересен духовный принцип, дифференцированное эго, которое встречается с другим духовным принципом, то есть еще бессознательной Самостью. Таким образом, согласно интерпретации Юнга, unio corporalis означает, что сознательная одухотворенная душа (Логос Эго), с помощью женского принципа интегрируется с частями коллективного бессознательного или Самостью (Логос Самости). Это, конечно, снова неоплатоническая идея, в которой тело оказывается проигнорировано.
Всецело духовный аспект юнговской интерпретации unio corporalis особенно заметен, когда он сравнивает его с unio mentalis. Ниже я продемонстрирую это, приведя соответствующую цитату. Эта цитата взята из главы «Содержание и смысл первых двух стадий» и очевидно, что уже само название главы показывает, что Юнг не проводил различия между двумя разными фазами Опуса Герхарда Дорна.
«Их «духом» была их вера в свет – духом который вызволил душу из темницы тела и притянул её к себе, но душа принесла с собой тьму хтонического духа, бессознательного. Отделение было необходимо, потому что нужно было прекратить темные дела души. Стало быть, uniomentalis означало расширение сознания и подчинение движений души духу истины. Но поскольку душа заставляла тело жить и была принципом всей его реализации, то философы не могли не думать, что после отделения тело и его мир умирали. Поэтому они называли это состояние могилой, разложением, умерщвлением, и так далее, после чего возникала потребность реанимации, то есть воссоединения души с «неодушевленным телом». (пар 742)
Как мы уже видели ранее, в первой конъюнкции тело умирает. Таким образом, появляется вопрос о том, каким образом произойдет интеграция и воскресение тела на стадии unio corporalis. Юнготвечаетнаэтотвопросследующимобразом:
Здесь встает вопрос о способе, каким может быть осуществлено coniunctio. Дорн отвечал на этот вопрос предложением не преодолевать тело, а применить типично алхимический процесс separatio, solutio, incineratio, sublimatio, etc красного или белого вина, цель этой процедуры была в создании физического эквивалента substanciacoelestis, признанной духом в качестве истины и живущего в человеке образа божьего.
Substancia coelestis [небесная субстанция] - это изобретение Дорна, являющееся эквивалентом caelum, Небес. Это результат unio mentalis, и Юнг переводит его смысл как истину открываемую Духом. Методом его создания является активное воображение. Именно Богообраз в интерпретации Юнга на самом деле одухотворен и развивается посредством добавления женского духа или Анимы. Этот внутренний богообраз является эквивалентом Самости, асимметричной квартерности, чьей формулой является 3+1.
Тем не менее, небесный caelum, появляющийся в результате uniomentalis, не воскрешает тело. Таким образом, необходимо создать физический эквивалент substancia coelestis.Юнг говорит нам, что он уже написал об этой субстанции в своей книге «Психология и алхимия» и приравнивает небесную субстанцию к Антропосу.
Концепция Антропоса появляется из представления об изначальном состояния всеобщей одушевленности,на основании которого старые Мастера интерпретировали их Меркурия какanimamundi, поэтому как изначальная одушевленность может быть найдена в любом веществе, так и animamundi. Она населила все тела как их причина, как образ демиурга-создателя, воплотившегося в своем творении и застрявшего в нем.
Очевидно, что Юнг полностью согласен с тем, что animamundi, мировая душа, соответствует Антропосу и служит необходимым психическим эквивалентом substanciacoelestis, caelum, Небес. Нодалееонпродолжает:
«Нет ничего проще, чем отождествить animamundi с библейским Образом Божьим, который представлял истину, открываемую духу».
Антропос, тождественый animamundi или мировой душе, вдруг становится Богообразом, всецело духовной, квартерной Самостью Юнга. Это заключение оказывается в огромном противоречии, с тем, что Юнг утверждал четырьмя годами ранее в его работе «AION» (1951):
«Это primamateria, сокровенное вещество, у Парацельса и его последователей именуемое increatum (несотворенное) и считающееся совечной Богу – точная интерпретация «Тоху» в Книге Бытия 1.2 «(несотворенная) земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Эта первичная субстанция кругла (massaglobosa, rotundum, stoicheionstrongylon), подобно миру и мировой душе, фактически, она одновременно и мировая душа и мировая субстанция» (пар 376)
И позже в MysteriumConiunctionis он пишет:
«Еще до времен Парацельса Алхимики верили в сотворение из ничего (creatioexnihilo). Поэтому для них Бог представлял собой принцип материи. Однако Парацельс и его школа утверждали, что материя была Сincreatum, совечной богу субстанцией. Обосновывали ли они свою точку зрения монистически или дуалистически, я не могу понять. Единственное что очевидно, так это то, что для всех алхимиков материя имела божественный аспект, независимо от того, считалось ли, что бог был пленен в формыanima mundi или animamedianatura, или материя представляла божественное творение. Кажется, что только последователи Парацельса оказались под влиянием дуализма слов книги Бытия.
Мы видим, что Парацельс и его ученики, такие алхимики как Роберт Фладд и Герхард Дорн, особенно интересующие нас здесь, никогда не отождествляли animamundiс Богом из Библии. Как я показал в «Возвращении мировой души», именно Вольфганг Паули первым сказал, что средневековая алхимия имела две различные ветви – неоплатоническую и герметическую. Неоплатоническую алхимию в основном практиковали священники, которые по большей части отождествляли мировую душу с христианским богом. Тем не менее, последователи Парацельса представляющие герметическую ветвь алхимии, которую в основном практиковали врачи, считали мировую душу, другой, противоположной стороной Бога. Эту «низшую Троицу» (Вольфганг Паули) они называли Серой, Солью и Меркурием.
Единственный вывод, который мы можем сделать на основе вышеприведенных фактов - Юнг смешал эти две разные алхимические школы, в результате чего получилась путаница. Он бессознательно колебался между двумя совершенно различными образами Бога в алхимии – образом неоплатоническим и герметическим. Поскольку только в неоплатонической алхимии Антропос, и, следовательно, anima mundi, идентичен Богу, в герметической алхимии он является принципом универсального оживления природы, и Юнг не мог решить эту проблему иначе, как переместив его с Небес в срединный мир. Таким образом, в Параграфе 748MysteriumConiunctionisЮнг утверждал следующее:
«Для древних мыслителей, душа никоим образом не была простой интеллектуальной концепцией; она воспринималась чувственно как дыхание, или летучая, но физическая субстанция, насчет которой тут же возникло предположение, что её можно извлечь и закрепить посредством соответствующего процесса» (Юнг,Mysterium Coniunctionis)
Тело дыхания, летучая, но физическая субстанция, тонкое тело - это микрокосмический аспект Мировой души, её печать на всех телах. Её сотворение возможно только в срединном мира и является первой цельюuniocorporalis. Это тонкая реальность между небесами и землей, о которой говорил Фладд, в которой и происходит второе рождение, рождение Солнечного Дитя. Эта срединная реальности и есть лоно Богини, в которое старый и умирающий Король должен войти для того, чтобы быть воскрешенным. Это земля, в которой создаются семена из распавшегося на атомы растворенного утонувшего Короля, захороненные для рождения новой вегетативной жизни. Эта срединная реальность символизируется Звездой Соломона, первой целью uniocorporalis Герхарда Дорна, из которой во втором рождении извлекается квинтэссенция и красная тинктура.
Затем Юнг продолжает: «Этой цели служило приготовление phlegma vini. Как я уже говорил выше, это был не дух или воды вина, а твердый осадок, хтоническая и материальная часть, наличие которой, как правило, не считалось полезным качеством вина.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что phlegmaviniэто символ primamateriaи lapis, триединого принципа христианского бога и трансформации materiaprimaв философское золото или камень, происходящей в процессе второй конъюнкции uniocorporalis. Считающая ничего не стоящей,phlegmavini, алхимическая земля, должна быть соединена с «водой», то есть эквивалентом Росы из Розариума, или Воплощенной Души, и таким образом создается то, что я называю материальной душой. Из утонувшего, разложившегося на атомы тела умирающего Короля, между небом и землей, в срединном мире, прорастают семена новой жизни. In stercore invenitur!
Далее мы осознаем, что не caelum, не голубые Небеса, не духовная суть получается из первого рождения unio corporalis, Звезды Соломона, но что красная тинктура, появляющаяся в результате второго рождения будет иметь ту же самую плотность, как и срединный мир, т.е. его тонкость. На микрокосмическом уровне это тонкое тело, тело души, которое создано, а на макрокосмическом – Мировая Душа, материальная душа.
Также сейчас мы узнаем, почему Карл Юнг фактически приравнивал uniocorporalis к uniomentalis. Он не осознавал, что энергия может быть биполярной, и поэтому он не мог провести различие между Неоплатонической и герметической алхимией, первая из них несла печать духовной души, а вторая – биполярности энергии. В той или иной степени, он отождествлял себя с неоплатонической алхимией, и поэтому для него существовал только уровень духовной души, будь это сознательный уровень Логоса Эго, будто это срединный уровень между эго и Самостью как Анима, женская одухотворенная душа, будь это коллективный уровень Самости, коллективной духовной души.
Из-за архетипической необходимости биполярности энергии и поскольку Самость Карла Юнга содержит только коллективную духовную душу, мы достигнем весьма серьезных результатов, если к ней добавим материальную душу, энергетический принцип Тонкого Тела и мировой души, становящейся Тенью Самости, коллективной тенью Логоса или тем, что я называю Эросом Самости.
Эрос Самости символизируется Королевой или Богиней, повелительницей срединного мира, в котором находится могила короля, она же матка, в которую старый, больной и умирающийкороль должен войти для того, чтобы восстановиться и возродиться. Это тот самый мир Эроса, из которого новый Король должен родиться в ближайшем будущем.